Ответов: 66
Ответы эксперта. Хозяйственная деятельность
Показать ответ

Нет, вы не можете этого сделать. В соответствии со статьей 13 Закона «О сертификации продукции и услуг» (от 28.12.1993 г. N 1006-XII) изготовители (предприниматели), осуществляющие реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, обязаны приостановить или прекратить реализацию сертифицированной продукции, если она не соответствует требованиям нормативных документов, а также в случаях истечения срока действия сертификата или если действие сертификата приостановлено либо он аннулирован решением органа по сертификации.

Показать ответ

Это зависит от формы реорганизации юридического лица. В соответствии с частью первой статьи 23 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 25.05.2000 г. N 71-II) действие лицензии прекращается в случаях прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации – с момента реорганизации, за исключением его преобразования. Соответственно, при реорганизации юридического лица в форме слияния действие лицензий обоих юридических лиц прекращается. А при присоединении одного юридического лица к другому, прекращается действие лицензии только у присоединяющегося юридического лица. Лицензия продолжает действовать у юридического лица, к которому произошло присоединение.

Показать ответ

Да, вы вправе совершить зачет встречных однородных требований на основании статьи 343 Гражданского кодекса. Под бартером понимают прямой безденежный обмен товарами или услугами. Как правило, он оформляется единым договором (контрактом), в котором производится оценка товаров (услуг) с целью создания условий для эквивалентности обмена, определения страховых сумм, оценки претензий, начисления санкций, таможенного учета и т.д. Данная сделка не должна квалифицироваться в качестве бартера, так как заключено два разных хозяйственных договора, по которым совершены предварительные оплаты.

Показать ответ

Представление интересов в хозяйственном суде не является прерогативой исключительно адвокатских формирований. Адвокатура – правовой институт, оказывающий юридическую помощь гражданам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, предприятиям, учреждениям, организациям. Именно адвокаты в основном занимаются профессиональной деятельностью по ведению дел в судах в качестве представителей сторон. Помимо адвокатских формирований существуют также организации аудиторов, налоговых консультантов и иные консалтинговые структуры, оказывающие профессиональную помощь, в том числе в отдельных отраслях права. При этом законодательством ограничен круг лиц, имеющих право быть представителями в гражданском (часть вторая статьи 52 Гражданского процессуального кодекса) и уголовном (статьи 49 и 62 Уголовно-процессуального кодекса) судопроизводстве. А Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК) не содержит подобных ограничений.Согласно части первой статьи 50 ХПК представителем в хозсуде может быть любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в хозяйственном суде.

Показать ответ

Прежде всего необходимо отметить, что, согласно статье 16 Закона «О нормативно-правовых актах» (далее – Закон о НПА), любой нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу. 

Так, на основании статей 10 и 11 Закона о НПА постановление Президента обладает более высокой юридической силой по отношению к постановлению Кабинета Министров. Соответственно, постановление Кабинета Министров должно соответствовать постановлению Президента.

Также, согласно статье 36 Закона о НПА, в связи с принятием нового нормативно-правового акта необходимые изменения и(или) дополнения должны быть внесены в ранее принятые нормативно-правовые акты и подлежат признанию утратившими силу все ранее принятые акты или их части, если они противоречат новым правовым нормам либо полностью поглощены новым актом или фактически утратили свое значение, но официально не признаны утратившими силу.

Так как постановление Президента обладает более высокой юридической силой по отношению к постановлению Кабинета Министров, то в указанный период подлежит применению Постановление Президента от 30.12.2011 г. N ПП-1672. А норма Постановления Кабинета Министров от 11.10.2003 г. N 439, устанавливающая среднегодовую численность работников редакций телевидения и радиовещания, является фактически утратившей свое значение на тот период времени.

Исходя из вышеизложенного пункт 4 Постановления Президента от 30.12.2011 г. N ПП-1672 предоставляет редакциям средств массовой информации, включая телевидение и радиовещание, издательствам и типографиям, относящимся к категории малых предприятий, право увеличивать предельную среднегодовую численность работников до 100 человек уже с 1 января 2012 года, независимо от даты внесения изменений в Постановление Кабинета Министров от 11.10.2003 г. N 439.

 

Показать ответ

Ввиду того, что акционерам, участвующим на общем собрании акционеров, принадлежат 67% акций АО, собрание акционеров будет иметь кворум и, соответственно, принятые решения будут правомочны. Вместе с тем необходимо отметить, что Законом «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон об ООО) максимальное количество участников ограничено 50 участниками. Следовательно, в случае реорганизации АО в общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) количество акционеров, намеренных стать участниками ООО, не должно превышать 50.

При этом, акционер, не участвовавший в учредительной конференции, утвердившей состав учредителей и учредительные документы, не может стать учредителем ООО.

В соответствии со статьей 44 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (далее - Закон об АО) акционеры – владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом принадлежащих им акций (всех или части) в случае реорганизации АО, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу по уважительным причинам

Статья 45 Закона об АО обязывает общество информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа АО принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа. 

В связи с изложенным, если АО направило уведомление акционеру в установленном законодательством порядке по адресу, внесенному в реестр акционеров, но акционер не участвовал в общем собрании акционеров при рассмотрении вопроса о реорганизации и не предъявил требования о выкупе принадлежащих ему акций, вновь возникшее в результате реорганизации общество сохраняет задолженность по возмещению акционеру стоимости принадлежащих ему акций. В этих целях АО целесо­образно обратиться к депозитарию с принятым решением общего собрания акционеров о реорганизации и списком акционеров, по которым вновь возникшее в результате реорганизации общество сохранит задолженность по возмещению акционеру стоимости принадлежащих ему акций.

Показать ответ

Настаивая на стандартизации спидометров транспортных средств и установлении пломб, сотрудники Госавтоинспекции, скорее всего, имели в виду соблюдение лицензионных требований по обеспечению контрольных приборов (тахографов) с пломбами сервисной мастерской на транспортных средствах, осуществляющих междугородные-межобластные и международные автоперевозки (подпункт "к" пункта 9 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом , далее - Положение). Однако не зная наверняка, что именно требовали и на какой нормативно-правовой акт ссылались сотрудники ГСБДД, нельзя однозначно говорить о неправомерности их действий.

Согласно статье 10 Закона "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон) допускать к управлению транспортными средствами лиц, имеющих соответствующую квалификацию и прошедших медицинский осмотр, является одной из обязанностей владельцев транспортных средств по обеспечению безопасности дорожного движения. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, помимо прочего, путем проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей транспортных средств, в том числе предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров (статья 17 Закона). Порядок проведения медицинских осмотров устанавливается Министерством здравоохранения.

В соответствии со статьей 9 Закона ГСБДД уполномочено осуществлять контроль за соблюдением участниками дорожного движения вышеуказанного Закона, Правил дорожного движения и иных актов законодательства в части обеспечения безопасности дорожного движения. При этом владелец транспортного средства - юридическое лицо не является участником дорожного движения, соответственно, вопрос компетентна ли ГСБДД контролировать наличие (отсутствие) медсестры на предприятии либо договора с медицинским учреждением на проведение медосмотров, является спорным. Однако он однозначно не может быть рассмотрен в рамках проведения технического осмотра транспортного средства, так как это противоречит основным задачам его проведения и Положению. Исходя из вышеизложенного полагаем, что требования работников ГСБДД, изложенные в Вашем вопросе, являются неправомерными.

Показать ответ

Вопросы получения ТМЦ по доверенности регулируются Положением о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности. Общие правила осуществления деятельности на основании доверенности также приведены в Гражданском кодексе. Текст данных нормативно-правовых актов прямо не регламентирует получение товарно-материальных ценностей по доверенности третьим лицом, не состоящим в штате.

При этом исходя из форм доверенностей на получение ТМЦ, а также журнала учета выданных доверенностей (приложения NN 1, 2 и 3 к вышеуказанному Положению) полагаем, что доверенности могут быть выданы только штатному сотруднику предприятия. Это подтверждается тем, что в утвержденных формах доверенностей и в журнале их учета предусмотрена строка (графа) для заполнения должности и Ф.И.О. лица, которому выдана доверенность.

Показать ответ

Согласно пункту 2 Положения о порядке оформления сделок с автомототранспортными средствами, действие этого Положения не распространяется на случаи выдачи юридическими лицами доверенностей на пользование автомототранспортными средствами работниками данных юридических лиц. Соответственно, в вашем случае требования сотрудников ГСБДД со ссылкой на указанное Постановление КМ являются неправомерными.

Вместе с тем, претензия по поводу отсутствия порядковых номеров не лишена смысла и вполне легко устранима. Для этого на вашем предприятии необходимо установить учет выдаваемых доверенностей на пользование вашими работниками автомототранспортом. Одна из служб предприятия, отвечающая за делопроизводство, может вести журнал учета выданных доверенностей и проставлять на каждой доверенности порядковый номер, соответствующий номеру записи в журнале.

Показать ответ

Действительно, служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, не считаются командировками согласно абзацу третьему пункта 1 Инструкции о служебных командировках в пределах Республики Узбекистан. Разъездной характер работы может быть подтвержден трудовым договором, должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными актами предприятия.

В целях разрешения указанной в вашем письме ситуации целесообразно выдать водителям и экспедиторам письмо, подписанное руководителем предприятия, о том, что должностными обязанностями работников (водителей, экспедиторов) предусмотрен разъездной характер работы и, согласно Инструкции, выдача командировочных удостоверений для данных категорий работников законодательством не предусмотрена. К письму можно также приложить Инструкцию и копию локального акта, подтверждающего разъездной характер работы сотрудников.

Показать ответ

Все зависит от условий договора аренды транспортного средства.
Договором может быть предусмотрено условие об оплате топлива как арендатором, так и арендодателем. При этом, согласно статье 567 Гражданского кодекса, если заключенным договором аренды транспортного средства прямо не предусмотрено условие об оплате топлива в процессе эксплуатации транспортного средства, то расходы по оплате топлива несет арендатор.
Исходя из описанной вами ситуации полагаем, что вами заключены договоры аренды транспортного средства с экипажем. Это не позволяет говорить о безоговорочном возникновении обязательства арендодателя оплачивать топливо, так как законодательство прямо не обязывает арендодателя при за­ключении договора аренды транспорт­ного средства с экипажем нести эти расходы.
Обязательства вашего предприятия как арендатора транспортного средства по обеспечению его топливом могут возникнуть, только если это предусмотрено условиями заключенного договора либо согласно упомянутой выше статье 567 Гражданского кодекса.

Показать ответ

Да, может. В соответствии с частью третьей статьи 4 Гражданского кодекса Республики Узбекистан по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Так, в связи с принятием постановления Кабинета Министров "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур сертификации и внедрения систем менеджмента качества" предприятия-производители приобрели право не осуществлять уплату вышеуказанных отчислений, а органы по сертификации не вправе больше требовать их уплаты предприятиями-производителями.

Кроме того, мы считаем, что в связи с принятием вышеуказанного Постановления лицензионное соглашение, заключенное между вами и органом по сертификации, должно быть пересмотрено в части прав и обязанностей сторон по уплате лицензионных отчислений путем внесения соответствующих изменений и дополнений.

 

Показать ответ

Согласно указам Президента, хозрасчетные объединения, предприятия и организации производят повышение размеров заработной платы в соответствии с МРЗП за счет повышения эффективности производства и снижения затрат труда. В нашем понимании данная норма должна толковаться не иначе как необходимость названным хозсубъектам повысить эффективность производства и снизить затраты труда и на этой основе пересмотреть зарплату своих работников так, чтобы ее размер был не менее минимального размера установленной в республике заработной платы.

В указах Президента не содержится нормы, указывающей на обязательное увеличение зарплаты работникам хозрасчетных объединений, предприятий и организаций, тем более на какой-либо конкретно определенный размер, аналогично норме, действующей для бюджетных организаций.

Следовательно, если вы не являетесь бюджетной организацией, то, неповышение размеров заработной платы работникам вашего предприятия, при условии соблюдения установленного минимального размера заработной платы, не может определяться как нарушение норм указов Президента.

 

Показать ответ

Для сделки с автотранспортными средствами, в том числе их купли-продажи, предлагаем следующий алгоритм действий:
1) подготовка пакета документов как продавцом, так и покупателем;
2) проведение оценки автотранспортного средства сторонами либо с привлечением оценочной организации;
3) предъявление автомобиля в органы ГСБДД на предмет соответствия номеров агрегатов регистрационным номерам;
4) заключение и нотариальное заверение договора в нотариальной конторе;
5) регистрация покупателем договора в ГСБДД.
Сделки об отчуждении автомототранспортных средств подлежат обязательному нотариальному заверению. Согласно Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами вам необходимо представить в нотариальную контору следующие документы:
учредительные документы юридического лица;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
документы, подтверждающие право собственности (в вашем случае - свидетельство о регистрации транспортного средства);
документ уполномоченного органа юридического лица об отчуждении автомототранспортного средства (решение, протокол общего собрания, решение наблюдательного совета, приказ и т.п.);
документ, удостоверяющий полномочия представителя (доверенность);
справку об остаточной балансовой стоимости;
справку о чистых активах юридического лица;
акт сторон об оценке автомототранспортного средства;
акт приема-передачи (если автомототранспортное средство было передано до подписания сделки);
согласие собственника (если автомототранспортное средство принадлежит юридическому лицу на праве оперативного управления);
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (платежное поручение, квитанция);
документ, подтверждающий проведение расчетов между сторонами (за исключением случаев отсрочки платежного обязательства).
В соответствии с Положением о порядке оформления сделок с автомототранспортными средствами удостоверение нотариусами договоров купли-продажи автомототранспортных средств в нотариальном порядке осуществляется исключительно на гербовых (специальных) бланках строгой отчетности, имеющих степень защиты, серию, порядковый номер и территориальный код. При этом на гербовом (специальном) бланке оформляется первый экземпляр сделки об отчуждении.
Не допускается оформление сделок с автотранспортными средствами на лиц, не достигших 18 лет, с мототранспортными средствами - на лиц, не достигших 16 лет, за исключением выигранных в лотерее и других массовых играх или полученных по наследству в установленном законодательством порядке.
До удостоверения нотариусами сделок автомототранспортные средства подлежат осмотру в органах ГСБДД по месту их регистрации или по месту удостоверения сделки (по выбору приобретателя) на предмет соответствия номеров агрегатов регистрационным номерам. Факт их соответствия подтверждается штампом на регистрационном документе автомототранспортного средства с указанием даты проведения осмотра, фамилии, инициалов и подписью должностного лица, его проводившего. Штамп действителен в течение 10 дней.
Удостоверение нотариусами сделок с автомототранспортными средствами производится после проверки отсутствия запрета на отчуждение и ареста автомототранспорта. Информация об отсутствии такового действительна в течение 5 дней.
В тексте договора купли-продажи автомототранспортных средств должны быть указаны:
наименование сделки, полное название места удостоверения (область, район, город) и дата составления сделки (год, месяц и число пишутся словами);
фамилии, имена и отчества сторон, адреса их постоянной прописки, номера паспортов или других удостоверяющих личность документов, кем и когда они выданы (для физических лиц);
полное наименование, местонахождение (почтовый адрес), ИНН юридического лица, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, наименование органа, который ее произвел (для юридического лица);
марка, год производства, государственный регистрационный (номерной) знак автомототранспортного средства, номера агрегатов, мощность (лошадиные силы);
серия, номер свидетельства о регистрации транспортного средства, кем и когда выдано;
согласованная сторонами его цена;
информация об отсутствии запрета на отчуждение и арест автомототранспорта;
сведения о том, какой стороной уплачена государственная пошлина;
на скольких экземплярах гербового (специального) бланка (бланков) оформлена сделка и его номер;
необходимость регистрации в органах ГСБДД договоров купли-продажи, мены, дарения и других видов сделок об отчуждении автомототранспортных средств в течение 10 дней с момента нотариального удостоверения. При этом в заключительной части текста договора и в удостоверительной надписи пишется: "Настоящий договор в течение десяти дней должен быть зарегистрирован в установленном порядке в соответствующих органах ГСБДД МВД. Невыполнение настоящего требования влечет за собой привлечение к ответственности в соответствии с законодательством".
По усмотрению сторон в договоре купли-продажи могут быть указаны и другие условия, не противоречащие законодательству. Как правило, он составляется и подписывается непосредственно в нотариальной конторе с целью соблюдения сторонами и нотариусом всех требований законодательства к этим сделкам.

11.08.2017 [ID: 8933] 1. Мен ташишлар хавфсизлигини таъминлаш масалалари бўйича мутахассис сифатида автомобиль ихтисослиги бўйича олий маълумотли мутахассисни ишга ёллаб жамият очишим мумкинми ёки автомобиль ихтисослиги бўйича олий маълумотли мутахассиснинг узи жамиятда директор булиши керакми? Жамиятда булимлар ташкил килишим керакми? 2. Жамият ходимларига кандай малакавий талаблар куйилади? 3. Юкларни автомобиль транспортида ташиш билан шуғулланаётган юридик шахслар кандай меъёрий-хукукий хужжатлар билан фаолият юритиши лозим?
Показать ответ

1. Агар Жамиятингиз фақат юк ташиш билан шуғулланмоқчи бўлса (Сизнинг сўровингиздан келиб чиқиб), АВда 05.10.2006 йилда 1626-сон билан рўйхатдан ўтказилган Низомда кўрсатилган малакавий талаблар корхона раҳбари – Жамият директори учун ҳам мажбурий ҳисобланади (Низомнинг 3 ва 3-1-бандлари).

Демакки, юк ташиш фаолиятини амалга ошириш учун сиз ўзингиз Жамият директори бўла олмайсиз, сиз ташишлар хавфсизлигини таъминлаш масалалари бўйича мутахассисдан ташқари, автомобиль йўналишида олий маълумотга эга кишини излашингиз лозим.

2. Қонун ҳужжатларида корхонада юк ташиш билан шуғулланадиган бирор-бир бўлинмалар, бўлимлар ёки хизматларни мажбурий  ташкил этиш тўғрисидаги талаб кўзда тутилмаган. Бўлинмалар, бўлимлар ёки хизматларни ташкил этиш – фақат корхона раҳбарининг алоҳида ҳуқуқи. Бироқ, корхона тузилмасида алоҳида бўлинманинг мавжудлиги корхонада юк ташиш фаолиятига раҳбарлик қилиш ва бошқаришни осонлаштиради.

3. Юк ташиш фаолиятини амалга оширадиган корхона ходимларига қуйидаги талаблар қўйилади (Низомнинг 4-банди):

- автомобиль йўналишида олий касбий маълумоти тўғрисида диплом, 5 йилдан кам бўлмаган иш стажи ва малакавий талабларга мувофиқ келиш борасида ЎзАДТАда (бундан кейин Агентлик) аттестациядан ўтганлик тўғрисида ижобий хулосанинг мавжудлиги  юридик шахс (юридик шахснинг транспорт бўлинмаси (хизмати) раҳбари ва ташиш жараёнини ташкиллаштиришга жавобгар бўлган юридик шахс (юридик шахснинг транспорт бўлинмаси (хизмати) раҳбарининг ўринбосари учун;

- автомобиль ёки техник йўналишда олий касбий маълумоти тўғрисида дипломнинг ҳамда ташишлар хавфсизлигини таъминлаш бўйича малакавий талабларга мувофиқ келиш борасида Агентликда аттестациядан ўтганлик тўғрисида ижобий хулосанинг мавжудлиги ташишлар хавфсизлигини таъминлаш масалалари бўйича мутахассис учун;

- тегишли тоифадаги автотранспорт воситасини бошқаришга белгиланган намунадаги гувоҳнома билан тасдиқланган ҳуқуқнинг мавжудлиги - ҳайдовчилар учун.

Шунингдек, автомобиль транспортида юк ташиш бўйича лицензия олиш учун лицензия талаблари ва шартларига мувофиқ бўлиш керак:

- лицензиат томонидан автотранспорт воситаларидан фойдаланишда, уларни шайлашда қонун ҳужжатларига, ташиш қоидаларига мажбурий риоя қилиниши, йўл-транспорт ҳодисларининг олдини олиш чора-тадбирларининг амалга оширилиши;

- штатда йўл ҳаракати хавфсизлигини таъминлаш учун масъул бўлган, тегишли лавозимни эгаллаш ҳуқуқи учун Агентлик томонидан белгиланган тартибда аттестациядан ўтган мансабдор шахсларнинг мавжуд бўлиши;

- Жамият фойдаланаётган ҳар бир автотранспорт воситаси учун лицензия карточкаси мавжуд бўлиши;

- автотранспорт воситасининг белгиланган тартибда техник кўрикдан ўтганлигини ва техник жиҳатдан созлигини тасдиқловчи ҳужжатларнинг мавжуд бўлиши;

- Жамият ходимларининг автомобиль транспортида йўловчилар ва юк ташишларни амалга оширишда қўйиладиган малака талабларига мувофиқлиги;

- ташиш ва ёнғин хавфсизлиги талабларини бажариш, автотранспорт воситасини техник жиҳатдан соз ҳолатда сақлаш, уни асраш, техник кўрикдан ўтказиш, техника хавфсизлигини таъминлаш, автотранспорт воситаларини йўлга чиқишдан олдин техник кўрикдан ўтказиш ва ҳайдовчиларни тиббий кўрикдан ўтказиш;

- янгидан олинаётган ва тўлдирилаётган автотранспорт воситаларига лицензиатлар томонидан қўшимча лицензия карточкаларининг Жамият томонидан ўз вақтида олиниши.

4. Қуйидагилар автомобиль транспортида юк ташиш фаолиятини амалга оширишда амал қилиниши лозим бўлган асосий норматив-ҳуқуқий ҳужжатлар ҳисобланади:

- Фуқаролик кодекси (709-725-моддалар);

-Хўжалик юритувчи субъектлар фаолиятининг шартномавий-ҳуқуқий базаси тўғрисида”ги Қонун;

- “Автомобиль транспорти тўғрисида”ги Қонун;

- Ўзбекистон Республикасида автомобиль транспортида юкларни ташиш қоидалари (ЎзР ВМнинг 01.08.2014 йилдаги 213-сон қарорига илова);

- Ўзбекистон Республикасида хавфли юкларни автомобиль транспортида ташиш

қоидалари (ЎзР ВМнинг 16.02.2011 йилдаги 35-сон қарорига 1-илова);

- Ташувчиларнинг юк автомобиллари учун йўл варақалари, товар-транспорт юкхатларини тайёрлаш, ҳисобга олиш, тўлдириш ва қайта ишлаш бўйича йўриқнома (ЎзАДТА бошлиғининг 03.06.2004 йилдаги 83-сон буйруғи билан тасдиқланган, АВда 02.07.2004 йилда 1382-сон билан рўйхатдан ўтказилган);

- Юк автотранспорт воситаларининг "Қамчиқ" довонидан ўтиши ва ҳаракатланиши устидан назорат қилиш тартиби тўғрисидаги низом (ИИВнинг 03.08.2012 йилдаги 28-сон ва ЎзАДТАнинг 5-сон қарори билан тасдиқланган, АВда 21.09.2012 йилда 2391-сон билан рўйхатдан ўтказилган);

- Автомобиль ва дарё транспорти ходимлари учун бепул махсус кийим, махсус пойабзал ва якка ҳимояланишнинг бошқа воситаларини бериш намунавий меъёрлари (Меҳнат ва аҳолини ижтимоий ҳимоя қилиш вазирининг 26.08.2005 йилдаги 97-сон буйруғи билан тасдиқланган, АВда 08.09.2005 йилда 1511-сон билан рўйхатдан ўтказилган);

- Ўзбекистон автомобиль ва дарё транспорти агентлиги бошлиғининг 27.02.2012 йилдаги 34-сон “Автомобилда халқаро ташишда ҳайдовчиларнинг меҳнат ва дам олиш режимларини назорат қилиш учун фойдаланиладиган рақамли назорат қурилмаси карточкалари тўғрисидаги низомни тасдиқлаш тўғрисида”ги буйруғи (АВда 26.03.2012 йилда 2345-сон билан рўйхатдан ўтказилган);

- Автомобиль ҳайдовчилари меҳнати гигиенаси бўйича санитария қоидалари (0204-06-сон ЎзР СанҚваМ) (Давлат санитар шифокори томонидан 26.05.2006 йилда тасдиқланган).

Қонун ҳужжатларида  автомобиль транспортида юк ташишни амалга оширишда амал қилиниши лозим бўлган бошқа норматив ҳужжатлар ҳам мавжуд.

Показать ответ

Тўловчи томонидан йўл қўйилган хатони, яъни ғазначиликка юборилган тўлов деталларини тузатиб бўлмайди, қонунчилик бунга йўл қўймайди.

Хато қилиб тўланган пулларни қайтаришни йўлини топиш учун айнан нима тўланганлигини аниқлаш лозим.

Саволингизда божхона брокер жаримасини тўлаш ҳақида сўз юритилганлиги боис МЖтКнинг 227-27-моддасида кўрсатилган Божхона брокери ёки божхона ташувчиси сифатидаги фаолият шартларини бузиш” учун жарима қўлланилган деб таҳмин қиламиз.

Жарима маъмурий ҳуқуқбузарлик содир этишда айбдор шахсдан давлат ҳисобига пул ундиришдир.

Бюджет кодексининг 117-моддасида ортиқча ёки нотўғри тўланган тушум суммаларини қайтариш ёхуд уларни қарзни тўлаш эвазига ҳисобга олиш имконияти кўзда тутилган. Шу билан бирга Бюджет кодексида давлат бюджетидан пул маблағларини қайтариб олишнинг тартиби батафсил ёритилмаган. Бу жараён Бюджет тизими бюджетлари даромадларининг касса ижроси тўғрисидаги Йўриқномада акс эттирилган (ЎзР АВ 30.03.2016 йилда 2771-рақам).

Йўриқноманинг 34-бандига кўра, солиқлардан ташқари ортиқча ёки нотўғри тўланган тўловлар суммаларини қайтариш ёки ҳисобга олиш тўловчининг аризаси ҳамда солиқ ва бошқа мажбурий тўловларни ундириш бўйича ваколатли органнинг хулосасига асосан мазкур ваколатли орган томонидан тегишли туман (шаҳар) бўйича Ғазначилик бўлинмасига хулоса ва тўлов ҳужжатини тақдим қилиш йўли билан амалга оширилади.

Демак, нотўғри тўланган тўловларни қайтариш учун МЧЖ Йўриқноманинг 8-иловасидаги шакл бўйича ариза билан туман ДСИга мурожаат қилиши лозим. Солиқ органлари хатоликни тасдиқлаган тақдирда тегишли хулосани молия органларига юборади. Молия органлари хулосани олганидан 30 кун мобайнида пул маблағларини қайтаради.

Показать ответ

Амалга оширилиши учун лицензиялар талаб қилинадиган фаолият турларининг рўйхатига (12.05.2001й. 222-II-сонли ЎзР ОМ Қарори билан тасдиқланган) асосан Автомобиль транспортида йўловчиларни ва юкларни шаҳарда, шаҳар атрофида, шаҳарлараро ва халқаро йўналишлар бўйича ташиш лицензия талаб қилинадиган фаолият тури ҳисобланади.

Автомобиль транспортида йўловчиларни ва юкларни шаҳарда, шаҳар атрофида, шаҳарлараро ва халқаро йўналишлар бўйича ташиш фаолиятини лицензиялаш тўғрисидаги Низомнинг (2006 йил 14 июлдаги 138-сонли ВМ Қарори билан тасдиқланган) 2 бандига асосан тижорат асосида йўловчиларни ҳамда юкларни ташиш фаолияти фақат юридик шахслар томонидан амалга оширилади.

Сиз томондан берилган маълумотга асосланиб, тузилган шартнома юқорида кўрсатилган норматив-ҳуқуқий хужжатларга зид эканлигини маълум қиламиз.

Автомобиль транспортида йўловчилар ташиш фаолияти билан лицензиясиз шуғулланиш фуқароларга энг кам иш ҳақининг 20 бараваридан 100 бараваригача, мансабдор шахсларга эса - 50 бараваридан 150 бараваригача миқдорда жарима солишга сабаб бўлади (МЖтКнинг 176-3 моддаси).

Показать ответ

В законодательстве Республики Узбекистан не содержится каких-либо требований или ограничений к наименованию локальных нормативных документов. Тем более нет ответственности за использование слова "конституция" в наименовании локального нормативного акта.

Слово «конституция» является многозначным термином. В правовом смысле это в первую очередь нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Также этот термин используется и в физиологическом смысле.

В нашей стране не сложилась традиция или практика именовать локальные нормативные акты термином «конституция», так как данное слово в первую очередь предполагает нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принятый государством. Соответственно полагаем, использование данного термина в локальном документообороте возможно повлечет сложности в определении его статуса и применении. Кроме того, имеется довольно большое количество терминов, которые можно использовать в качестве наименования локального нормативного акта: директива, инструкция, регламент, положение, правила, политика, процедура и др..

Следует отметить, что если конституция государства является основным нормативно-правовым документом, имеющим высшую юридическую силу для данного государства, то у предприятий локальным документом, имеющим высшую юридическую силу по отношению к другим локальным актам, как правило, является Устав либо Учредительный договор предприятия.

В связи с изложенным, считаем, что использование слова «конституция» в наименовании локального нормативного акта является правомерным, но не целесообразным к использованию.

Показать ответ

Ҳақиқатан, тақдим этган маълумотларингизга асосан 17468825 КТУТ кодига эга бўлган юрилик шахс Давлат статистика қўмитасининг Корхоналар ва ташкилотлар ягона давлат реестрида хусусий корхона сифатида кўрсатилган.

ЎзРда ташкилий-ҳуқуқий шакллар Классификатори[1]га кўра ҳам сизнинг гувоҳномангизда кўрсатилган  ТХШ 1010 коди хусусий корхоналарга тегишли.

Бугунги кунгача мавжуд бўлган хусусий фирмаларга тўғри келадиган бошқа ТХШ ва КТУТ кодлари мавжуд эмаслиги сабабли уларга “хусусий корхона” кодлари берилган.

Таъкидлаш жоизки, қонунчиликда “фирма” ёки “хусусий фирма” ташкилий-ҳуқуқий шакллари мавжуд эмас. Шунга қарамасдан, тадбиркорлик субъектларини рўйхатдан ўтказувчи органларда 2000-йилларнинг бошигача “хусусий фирма” шаклидаги юридик шахсларни рўйхатдан ўтказиш амалиёти мавжуд бўлган. Бунинг сабаблари ушбу давргача рўйхатдан ўтказилиши керак бўлган ташкилий-ҳуқуқий шакллар турлари борасида ҳуқуқий бўшлиқ мавжуд бўлган, бундай юридик шахсларни давлат рўйхатидан ўтказишни рад этиш асослари бўлмаган (12.06.1991й. 159-сонли ВМҚга қаранг).

11.12.2003й. “Хусусий корхона тўғрисидаги”қонуннинг (кейинчалик-Қонун) ва 20.08.2003й. 357-сонли “Тадбиркорлик фаолиятини ташкил этиш учун рўйхатдан ўтказиш тартиботлари тизимини тубдан такомиллаштириш тўғрисида”ги ВМҚ қабул қилиниши билан корхоналарни рўйхатдан ўтказиш борасида ва уларнинг ташкилий-ҳуқуқий шакллари бўйича мавжуд бўлган ҳуқуқий бўшлиқ тўлдирилганлиги  сабабли, кўпчилик фирмалар хусусий корхоналарга қайта ташкил қилинди.

Қолган “фирмалар” ва хусусан, уларнинг дивидендларига имтиёзларни қўллаш масаласи ўрнатиган ҳуқуқий нормалардан ташқарида қолди.

Жумладан, Қонуннинг 3-моддасига кўра хусусий корхона тадбиркорлик субъектининг ташкилий-ҳуқуқий шакли ҳисобланади. Хусуий корхонанинг фирма номи эса «xususiy korxona» сўзларини ёки “ХК” аббревиатурасини ўз ичига олган бўлиши керак (Қонуннинг 4-м.). Хусусий корхонанинг фойдаси солиқлар ва бошқа мажбурий тўловлар тўланганидан сўнг корхона мулкдорининг тасарруфига ўтади ҳамда унга солиқ солинмайди (Қонуннинг 24-м.).

Фирмалар Қонун билан хусусий корхоналар учун белгиланган талабларга жавоб бермайди. Демак, бир хил статистика кодларига эга бўлсада, “фирма” ёки “хусусий фирма”ни “хусусий корхона” ташкилий-ҳуқуқий шаклига тегишли деб айтиш мумкин эмас. Шунга асосан хусусий корхона бўлмаган юридик шахсларга Қонуннинг 24-моддасини қўллаш мумкин эмас.

Таъкидлаш жоизки, амалиётда давлат органлари, хусусан солиқ органлари томонидан “фирмалар”ни “Хусусий корхоналарга” тенглаштириш ҳолатлари бўлиши мумкин.

 


[1] 01.10.2014 йилдан амалга киритилган давлат стандарти

Показать ответ

“Суд ҳужжатлари ва бошқа органларҳужжатларини ижро этиш тўғрисида”ги Қонуннинг 64-моддасига биноан ундирув қуйидаги ҳолларда қарздорнинг иш ҳақига ёки бошқа унга тенглаштирилган тўловларга қаратилади:

  • даврий тўловларни ундириш тўғрисидаги қарорларни ижро этишда;
  • ЭКИҲнинг 2 бараваридан кўп бўлмаган миқдордаги, шу жумладан, йиғма ижро иши юритишга бирлаштирилган ижро ҳужжатлари бўйича ушбу миқдордаги пул суммасини ундиришда;
  • ундирилаётган суммаларни тўлиқ узиш учун қарздорнинг мол-мулки бўлмаганда ёки унинг мол-мулки етарли бўлмаганда.

Шу тариқа, агар даврий тўловлар ёки ЭКИҲнинг 2 бараваридан ошмайдиган сумма ундириладиган бўлса,  давлат ижрочиси ундирувни қарздорнинг мол-мулкига қаратмасдан, ундирувни унинг иш ҳақига қаратишга ҳақли.

Агар гап бошқа қарздорлик ҳақида борадиган бўлса, ижрочи қарздорнинг мол-мулкини хатлаш ва мажбурий реализация қилиш йўли билан аввал ундирувни қарздорнинг мол-мулкига қаратиши керак (Қонуннинг 47-моддаси). Бироқ, ҳатто ушбу ҳолатда ҳам ижро ҳужжатлари бўйича ундирув  биринчи навбатда  қарздорнинг пул маблағлари ва бошқа бойликларига, шу жумладан банкларда ва бошқа кредит ташкилотларида мавжуд пул маблағлари ва бошқа бойликларига қаратилади.

Давлат ижрочиси ижро ҳаракатларини амалга оширишда ғайриқонуний ҳаракатларни содир этса, қарздор Мажбурий ижро бюросининг юқори турувчи бўлинмаси номига, прокуратурага ёки судга шикоят билан мурожаат қилишга ҳақли.

  • 1
  • 2
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика