Ответов: 66
Ответы эксперта. Административная ответственность
Показать ответ

Согласно ­статье 283 Кодекса об административной ответственности, при нарушении правил дорожного движения штраф может быть уплачен на месте без составления протокола об административном правонарушении (если гражданин согласен с ним) только за:

  • неподчинение пешеходов сигналам регулирования дорожного движения, переход ими проезжей части в неустановленных местах (штраф в размере 1/3 МРЗП);
  • неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, несоблюдение требований дорожных знаков приоритета, запрещающих или предписывающих дорожных знаков лицами, управляющими мопедами и велосипедами, ведущими гужевые повозки, и другими лицами, пользующимися дорогами (1/3 МРЗП);
  • нахождение граждан на проезжей части дорог с целью оказания различных услуг водителям (1/2 МРЗП);
  • выпас скота в зоне полосы отвода дорог (1/2 МРЗП).

Если нарушение правил дорожного движения названными лицами повлекло создание аварийной обстановки, штраф также можно будет уплатить на месте. В этом случае его сумма составит 1 МРЗП.

Во всех остальных случаях нарушения правил дорожного движения составляется протокол об административном правонарушении, а штраф уплачивается в установленном порядке через кассу, независимо от его суммы.

При этом хотелось бы отметить, что в Инструкцию о порядке рассмотрения административных дел о нарушении Правил дорожного движения (утверждена приказом министра внутренних дел,  зарегистрированным  МЮ  5.07.2011 г. N 2240) пока не внесены необходимые изменения, вытекающие из обновленной статьи 283 Кодекса об административной ответственности, что, возможно, и приводит к возникновению подобных вопросов у водителей авто.

Показать ответ

Ответственность за нарушение сроков прохождения обязательного технического осмотра Кодексом об административной ответственности(КоАО) не предусмотрена.

Но при этом законодательство предусматривает виды правонарушений, за которые вполне возможно понести наказание.

Водитель, управляющий транспортным средством, не прошедшим обязательный технический осмотр, наказывается штрафом в сумме 1/2 МРЗП (часть вторая статьи 125 КоАО).

Выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего обязательный технический осмотр, ответственному долж­ностному лицу грозит штрафом в размере 3 МРЗП (часть первая статьи 139 КоАО). В данном случае речь идет о непроведении обязательного технического осмотра транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.

Показать ответ

Действительно, согласно подпункту «б» пункта 5 Положения о порядке проведения обязательного технического осмотра транспортных средств (утверждено постановлением Кабинета Министров от 31.01.2003 года № 54, далее - Положение) транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, включая год выпуска* подлежат техническому осмотру (далее – ТО) один раз в два года.

При этом, согласно последнему абзацу того же пункта 5 Положения ТО не подлежат транспортные средства* в течение первого года их эксплуатации со дня регистрации в органах ГСБДД.

Получается, что указанные в вашем письме схемы прохождения ТО «2-1-2» и «2-2-1» не могут быть применены в рамках проведения обязательного ТО, так как в первый год эксплуатации автомобиля технический осмотр автомобиля не должен проводиться.

Вместе с тем, согласно пункту 6 Положения Вы вправе представить автомобиль на ТО ранее установленных сроков, к примеру, в первый год эксплуатации или каждый год в первые 5 лет эксплуатации. В этом случае возможны любые схемы прохождения ТО как «2-2-1», так и «2-1-2» и другие, в зависимости от вашего желания. Однако, целесообразность проведения обязательного ТО чаще положенных сроков как минимум не логична, так как это не требуется законом и за каждое ТО необходимо нести расходы, как денежные, так и временные. Кроме того, на практике могут возникнуть процедурные трудности представления автомобиля на ТО в первый год эксплуатации в связи с требованиями пункта 5 Положения о непроведении ТО в первый год эксплуатации.

В заключении отметим, что в случае проверки документов сотрудником ГСБДД в свидетельстве о государственной регистрации вашего автомобиля должен быть штамп о прохождении технического осмотра с непросроченным сроком ТО, за исключением первого года эксплуатации автомомбиля, независимо от применения любых схем прохождения ТО.

Напомним, что технический осмотр транспортных средств, принадлежащих:

- юридическим лицам – проводится с 1 марта по 30 июня;

- физическим лицам – проводится с 1 января по 31 августа.

 

 

 

*(за исключением легковых автомобилей, используемых для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусов, троллейбусов, трамваев и грузовых автомобилей, оборудованных для систематической перевозки людей, с числом мест для сиденья 8 и более (кроме места водителя), специальных транспортных средств и прицепов к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов)

18.02.2015 [ID: 2545] Ҳурматли таҳририят, юқоридаги ҳолатдан келиб чиқиб менинг қуйидаги саволларимга ойдинлик киритиб беришингизни сўрайман: 1) Ўзим истиқомат қиладиган уйим олдидаги ер майдони (огород)га нисбатан менинг ҳақ-ҳуқуқим қандай? 2) Ер майдони (огород)ларнинг обондончилиги аслида кимнинг зиммасида? 3) Уй-жой ширкати ва кўп қаватли уйда истиқомат қилувчиларнинг ҳуқуқлари ва мажбуриятлари нималардан иборат? 4) Уй-жой ширкати кўп қаватли уйда истиқомат қилувчилардан қандай молиявий тўловларни йиғишга ҳақли? Жумладан, ҳар йилнинг охирида биздан ўзимиз яшайдиган хонадоннинг неча хонадан иборатлигига қараб, йиллик “уй тўлови” ундирилади. Бу “тўлов” тури қанақа мажбурий тўлов эканлигига ойдинлик киритишингизни сўрайман. 5) Уй-жой ширкати кўп қаватли уйда истиқомат қилувчилардан йиғган молиявий тўловларни қандай мақсадларга йўналтириши шарт? 6) Уй-жой ширкати фаолияти қониқтирмаса кимга шикоят қилиш мумкин?
Показать ответ

1. Ўзбекистон Республикасининг 12.04.2006 йилдаги “Хусусий уй-жой мулкдорлари ширкатлари тўғрисидаги”Қонунининг 35 моддасига мувофиқ, ҳар бир ХУМШга ер участкалари белгиланган тартибда доимий фойдаланиш ҳуқуқи асосида берилади.

Ширкатлар қайта ташкил этилганда, шунингдек жой мулкдорлари ширкат аъзолигидан чиққанда (ширкатга аъзо бўлиб кирганда), ширкатларнинг ер участкалари чегаралари (ўлчамлари) белгиланган тартибда ўзгаради.

Ширкатнинг янги қуриладиган объектлари учун ажратиладиган ер участкаларининг ўлчамлари маҳаллий давлат ҳокимияти органлари томонидан шаҳарсозлик нормалари ва қоидалари талабларига мувофиқ белгиланади. Уй атрофидаги ерлар ана шундай ер участкалари таркибига киради. Унга шу уйга туташиб кетган умумий фойдаланиладиган ерлар киради. Ушбу ҳудуд алоҳида шахсларга тегишли бўлмасдан, хусусий уй-жой мулкдорлари ширкати (ХУМШ)нинг умумий мулки ҳисобланади. Бундан келиб чиқадики, сиз таъкидлаган ер майдони ободончилиги учун кўп қаватли уйнинг барча аъзолари бирдек масъулдирлар.

2. Турар жой биноларига туташ ҳудудларни, ҳовлиларни озодалигини сақлаш, аввало, ҳар бир мулкдорнинг бурчидир. Юқорида кўрсатилган Қонуннинг 31 моддасида ижарага берувчи, ижарага қўювчи ва уй-жойнинг эгаси уй атрофидаги ерларни тегишли санитария тартибида сақлашлари шарт эканлигини белгилаб қўйган. Юқорида кўрсатилган шахслар уйга туташ ҳудудларни сақлаш, ораста тутиш қоидаларига риоя этишлари, ифлосланишига йўл қўймасликлари керак. Агар улар рўзғор чиқиндилари ва ахлатларни белгиланмаган жойга мунтазам равишда ташлайверса фуқароларнинг ўзини ўзи бошқариш органлари орқали уларга таъсир ўтказилади (ЎзР ВМнинг 1994 йил 28 июндаги №345 сонли Қарори билан тасдиқланган “Турар жойларни ва уй атрофидаги ерларни сақлаш ва улардан фойдаланиш” Қоидаларининг 41 банди). Қонун уй атрофидаги ерларни сақлашни ХУМШнинг зиммасига юклайди. Бироқ бу бошқа шахсларни тозалик ва санитария тартибини таъминлаш қоидаларига риоя қилмаслик мажбуриятдан озод этмайди. Яъни, шаҳарлар ва бошқа аҳоли пунктларининг ҳудудларини ободонлаштириш қоидаларини бузиш, шунингдек тозалик ва санитария тартибини таъминлаш қоидаларига риоя қилмаслик, фуқароларга энг кам иш ҳақининг иккидан бир қисмидан бир бараваригача, мансабдор шахсларга эса - бир бараваридан икки бараваригача миқдорда жарима солишга сабаб бўлади. (ЎзР Маъмурий жавобгарлик тўғрисидаги кодексининг 161 моддаси).

3. Ўз.Р. Вазирлар Маҳкамасининг 2006 йил 30 майдаги 100- сонли Қарори билан тасдиқланган “Хусусий уй-жой мулкдорлари ширкатининг Намунавий Устави” (матнда Намунавий Устав)да ширкатлар ва унинг аъзоларининг ободончиликни сақлашга доир ҳуқуқ ва мажбуриятлари кўрсатилган.

4. Намунавий Уставга мувофиқ, ХУМШнинг вазифаси кўп квартирали уйдаги истеъмолчиларни коммунал хизматлар билан таъминлашда иштирок этиш, мулкдорлар қарорига кўра коммунал хизматлар буюртмачиси функцияларини бажаришдир. Шунга кўра, ширкат коммунал тўловларни, мажбурий бадаллар ва қонунда назарда тутилган бошқа тўловларни йиғиш ҳуқуқига эгадир. Ҳар йили 15 декабргача Ширкат бошқаруви келгуси молиявий йил учун даромадлар ва харажатлар сметаси лойиҳасини тузади. Сизнинг хатингизда келтирилган йиллик “уй тўлови” мажбурий бадаллар таркибига киради ва у ширкат аъзоларининг умумий йиғилиши қарорига кўра белгиланади.

5. Қонун ҳужжатларига мувофиқ ХУМШ ўз мулкини, шу жумладан айланма маблағларини мустақил тасарруф этиш ҳуқуқига эга. Мажбурий бадаллар ва тўловлардан келиб тушган маблағларни ширкатнинг умумий мулки, ер участкаси ва мулкининг белгиланган қоидалар, меъёрлар ва стандартларга мос тарзда, бут сақланишини таъминлашга йўналтириш лозим.

6. Агарда фуқароларни уй-жой мулкдорлари ширкатининг фаолияти қониқтирмаса, маҳаллий давлат органлари, прокуратура ёки судга шикоят ва аризалар билан мурожаат қилишлари мумкин.

Показать ответ

Административная ответственность водителей за отсутствие сертификата о прохождении повышения квалификации водителей пока не введена, как и штрафные санкции в отношении юридических лиц.

Действительно МВД и Минюсту было поручено в двухмесячный срок разработать и внести в Правительство предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления, в том числе предусматривающих введение с 1 июля 2018 года административной ответственности в отношении лиц (водителей), управляющих автотранспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам, без сертификата, а также приостановление либо прекращение в установленном порядке действия лицензии/лицензионных карточек (абз.3 п.7 ПКМ №693 от 04.09.2017г.).

Однако, на сегодняшний день в Кодекс об административной ответственности, в котором устанавливаются меры административной ответственности водителей, не внесены необходимые изменения и дополнения. Предполагаем, что данные изменения и дополнения будут внесены в КоАО не позднее 1 июля 2018 года.

В настоящее время статьёй 135 КоАО предусматривается наказание в виде штрафа в размере ½ МРЗП (172240 /2 = 86 120 сум) при управлении транспортными средствами водителями, не имеющими при себе документов на право управления ими, документов о регистрации транспортного средства, а также подтверждающих право владения, пользования или распоряжения транспортным средством в отсутствие его владельца, страхового полиса по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а в отдельных случаях, лицензионной карточки или путевого листа.

При этом, Правилами дорожного движения (утв.ПКМ №370 от 24.12.2015г.) с 23 февраля 2018 года предусмотрена обязанность водителя иметь при себе и предъявлять для проверки сотрудникам ОВД по их требованию помимо других документов также и сертификат о прохождении повышения квалификации водителей (при необходимости).

Отметим, что привлечение к административной ответственности юридических лиц действующее законодательство Узбекистана не допускает.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика