Ответов: 364
Ответы эксперта. Хозяйственная деятельность
Показать ответ

Рассмотрим нормативную базу:

В статье 6 Закона «Об иностранных инвестициях» (№ 609-I от 30.04.1998г.) определено:

«Под предприятиями с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан понимаются предприятия, в которых иностранные инвестиции составляют не менее тридцати процентов акций (долей, паев) или уставного фонда. Они действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.

Предприятие с иностранными инвестициями приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.»

В Указе Президента  РУз от 30.11.1996 г. № УП-1652 «О дополнительных стимулах и льготах, предоставляемых предприятиям с иностранными инвестициями» установлена следующая норма:

«Установить,  что  с  1  апреля  1998  года  к  предприятиям с иностранными  инвестициями,  подлежащим  государственной  регистрации  в Министерстве  юстиции  Республики   Узбекистан  и  его   территориальных органах, относятся вновь  создаваемые предприятия, отвечающие  следующим условиям:

размер Уставного  фонда предприятия  не может  быть менее суммы, эквивалентной 150 тыс. долларов США;

одним из участников предприятия обязательно является иностранное юридическое лицо;

доля  иностранных  инвестиций  составляет  не менее 30 процентов уставного фонда предприятия.

Вновь  создаваемые  предприятия,  не  соответствующие  указанным условиям,  не  относятся  к  предприятиям  с иностранными инвестициями и подлежат  государственной   регистрации  в   установленном  порядке    в хокимиятах городов и районов по месту нахождения предприятия.»

В Положении о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов (приложение N 1 к ПКМ РУз от  20.08.2003 г. N 357) определено, что:

«Государственная регистрация с одновременной постановкой на учет в государственных налоговых и статистических органах осуществляется:

Министерством юстиции Республики Узбекистан - аудиторских организаций, страховщиков и страховых брокеров, бирж, органов хозяйственного управления в форме акционерных компаний (включая государственно-акционерные компании и холдинги), создаваемых соответствующими решениями Президента и Правительства Республики Узбекистан, а также предприятий с иностранными инвестициями, рынков и организаций налоговых консультантов, создаваемых в городе Ташкенте, и других организаций, в случаях, предусмотренных законодательством;

Инспекциями по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов и городов (далее - Инспекции) - всех субъектов предпринимательства, включая предприятия с участием иностранного капитала

 Подведем итоги нашего исследования нормативной базы:

  1. В соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях» предприятие с иностранными инвестициями приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.
  2. Ваше предприятие зарегистрировано после 1  апреля  1998  года  (в феврале 2009 года). Соответственно попадает под действие Указа Президента  РУз от 30.11.1996 г. № УП-1652.   Уставный капитал меньше 150 тыс. долларов США (110 тыс. долларов США). То есть ваше предприятие не может быть зарегистрировано в Министерстве Юстиции как предприятие с иностранными инвестициями.
  3. Из вашего вопроса следует, что предприятие зарегистрировано в Хокимияте Мирабадского р-на. В соответствии с Положением о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов (приложение N 1 к ПКМ РУз от  20.08.2003 г. N 357) ваше предприятие относится к предприятиям с участием иностранного капитала, так как зарегистрировано в Хокимияте. 

Так как Ваше предприятие не относится к предприятиям с иностранными инвестициями, то должно сдавать финансовую отчетность в сроки, установленные в Положении о сроках представления квартальной и годовой финансовой отчетности (Рег .№ 942 от 03.07.2000 г.) для хозяйствующих субъектов:

- для квартальной финансовой отчетности до 25 числа следующего месяца после истечения отчетного периода;

- для годовой финансовой отчетности не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

Показать ответ

1. В соответствии с пунктом 15 Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 13.02.2003 г. N 75) :

Субъект общественного питания самостоятельно разрабатывает ассортиментный перечень блюд, изделий, напитков с учетом полного соблюдения санитарных и технологических требований, составляет и утверждает рецептуры блюд. Калькуляционная карточка не является обоснованием определения цены продукции, а служит только для внутреннего пользования владельцами объектов общественного питания.  Ведение калькуляционной карточки не обязательно. Цена на продукцию определяется исходя из спроса и предложения на нее.

Таким образом, если предприятия не составляют калькуляцию на готовую продукцию, никаких налоговых последствий не возникает. Необходимо напомнить, что все расходы, в том числе расходы, формирующие себестоимость готовой продукции должны быть документально подтверждены первичными документами.

Несвоевременное или неполное оформление первичных документов является нарушением порядка ведения бухгалтерского учета.

За нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности предусмотрена административная ответственность должностных лиц и влечет наложение штрафа от 5 до 10 МРЗП.

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 20 МРЗП (статья 175-1 Кодекса РУз об административной ответственности).

2. Ответ на ваш второй вопрос можно найти в в пунктах 3-9 Правил  ведения кассовых операций юридическими лицами (зарегистрированы МЮ 17.12.1998 г. N 565, утверждены ЦБ 24.01.1998 г. N 376),

В Правилах указано, что организации могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов остатка наличных денег в кассе. Наличные деньги, полученные из учреждений банков организациями, расходуются только на те цели, на которые они получены. Организации имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных им лимитов только для оплаты труда, стипендий, пенсий и т.п.  только на срок не свыше 3 рабочих дней.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны предъявить в бухгалтерию организации или централизованную бухгалтерию отчет об израсходованных суммах. Выдача наличных денег под oтчeт производится при условии полного отчета по ранее выданным под отчет суммам.

Сотруднику, ответственному за закупку продуктов  необходимо вернуть в кассу предприятия неизрасходованные наличные деньги, выданные под отчет не позднее 3 дней по истечении срока, на который они были выданы. Авансовый отчет и акт о закупке ТМЦ должны утверждаться руководителем предприятия.

Предприятие само определяет сроки расчетов по авансам, выданным подотчетным лицам. Соответственно во внутреннем  документе предприятия (к примеру, в приказе или в положении о приобретении продуктов питания за наличный расчет) необходимо предусмотреть сроки отчетности материально ответственных лиц.

Административная ответственность предусмотрена за несвоевременное, недостоверное, неполное составление первичных документов по кассовым операциям, а так же за нарушение сроков сдачи денежных средств в кассу предприятия, а так же инкассации выручки.

За нарушение порядка ведения кассовых операций и платежной дисциплины предусмотрена ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от 10 до 15 МРЗП (статья 175 Кодекса  РУз об административной ответственности).

Показать ответ

Да, действительно, льготы по налогу на прибыль и ЕНП предоставлены предприятиям, оказывающим услуги по предоставлению имущества в лизинг (Приложение N 5 к № ПП-1754 от 10.05.2012 г.).  Лизинг это вид финансовой аренды, но  обязательно должно быть выполнено условие, при котором «лизингодатель по поручению лизингополучателя приобретает у продавца в собственность обусловленное договором лизинга имущество (объект лизинга) и предоставляет его лизингополучателю за плату…» (статья 2 Закона РУз № 756-I от 14.04.1999г. «О лизинге»).

Таким образом, если вы приобрели имущество без поручения лизингополучателя (без договора лизинга фактически для собственных нужд или как товар) для последующей передачи его арендатору, то такая сделка подпадает под понятие «финансовая аренда». К сожалению, по доходам, полученным по финансовой аренде, льготы по налогу на прибыль и ЕНП не предусмотрены.

Показать ответ

Фаолиятни улгуржи ёки чакана савдо деб ҳисоблашда харидорлар билан ҳисоб-китоб шакли муҳим жиҳат ҳисобланади.

Агар сиз фақат суюлтирилган газни автомобилларга газ қуйиш шохобчалари орқали юридик шахсларга пул ўтказиш йўли билан сотиш билан шуғуллансангиз, у ҳолда бундай фаолият улгуржи савдо таърифига тўғри келади.

Агарда корхонангиз суюлтирилган газни нақд пулга сотса ёки корпоратив карталардан ёки жисмоний шахсларнинг банк тўлов карталаридан тўлов терминали орқали тўловлар қабул қилса, у ҳолда бундай фаолият чакана савдо жумласига киради. Башарти, ой учун пул ўтказиш йўли билан реализация суммаси олдинги ой учун умумий товар айланмаси ҳажмининг 10 фоизидан ошмаса.

Улгуржи ва чакана савдо фаолиятини амалга ошириш тартиби тўғрисида Низом (ЎзР ВМнинг 26.11.2002 йилдаги 407-сон қарорига Илова) улгуржи ва чакана савдо корхоналари фаолиятини тартибга солади:

улгуржи савдо - тижорат мақсадларида ёки ўз ишлаб чиқариш-хўжалик эҳтиёжлари учун фойдаланиш учун ҳисоб-китобларнинг нақдинасиз шаклида харид қилинадиган товарларни сотиш.

Товарлар фақат тузилган шартномалар асосида ва ўзаро ҳисоб-китобларнинг нақд пулсиз шаклида улгуржи сотилиши мумкин.

чакана савдо - савдо соҳасида якуний истеъмол учун, ундан тижорат мақсадларида фойдаланиш ҳуқуқисиз аҳолига товарларни доналаб ёки кўп бўлмаган миқдорларда нақд пулга сотишни назарда тутувчи фаолиятни амалга ошириш.

Товарларни чакана сотиш юридик шахслар томонидан фақат турғун савдо шохобчалари орқали, назорат-касса машиналарини мажбурий қўлланган ҳолда амалга оширилиши мумкин. Турғун савдо шохобчаларида банк пластик карточкаларидан фойдаланган ҳолда тўловларни қабул қилиш бўйича ҳисоб-китоб терминалининг мавжудлиги таъминланиши керак.

Товарларни нақд пулсиз ҳисоб-китоб бўйича сотиш чакана савдо корхоналари томонидан ўтган ойдаги ойлик товар айланмаси умумий ҳажмининг 10 фоизи доирасида амалга оширилиши мумкин. Бунда товарлар сотилишини ҳисоблаб чиқиш ҳар бир ой бўйича алоҳида амалга оширилади. Товарларни олдинги ойлар ҳисобига сотишга йўл қўйилмайди.

Чакана савдо корхоналарига товарларни товар айланмаси умумий ҳажмининг 10 фоизидан ортиқча нақд пулсиз ҳисоб-китоб бўйича фақат ижтимоий соҳа ташкилотлари ва муассасалари (болалар, даволаш муассасалари, қариялар уйлари, болалар уйлари, ногиронлар уйлари, ўқув ва маърифат юртлари)га сотишга рухсат берилади.

Чакана савдо корхоналари томонидан товарларни юридик шахсларнинг корпоратив пластик карточкалари бўйича сотиш чеклашларсиз амалга оширилиши мумкин.

 

Показать ответ

Если ваше предприятие обладает соответствующим технологическим оборудованием, занимается не только убоем скота, но и разделкой и фасовкой мяса, охлаждением и т.д., то есть производством мяса, то такую деятельность по нашему мнению, можно отнести к производственной.

Если же ваше предприятие будет реализовывать мясо перерабатывающим предприятиям для производства из нее продукции такую деятельность по нашему мнению, можно отнести к заготовительной. В этом случае заключение договоров должно осуществляться в соответствии с Положением «О порядке заключения, регистрации, исполнения договоров между производителями сельскохозяйственной продукции и заготовительными, обслуживающими организациями, а также мониторинга за их исполнением» (Приложение №1 к постановлению Кабинета Министров от 4 сентября 2003 г. № 383).

 Представление о понятии «заготовительная деятельность» можно получить из Положения «О порядке заключения, регистрации, исполнения договоров между производителями сельскохозяйственной продукции и заготовительными, обслуживающими организациями, а также мониторинга за их исполнением» (Приложение №1 к постановлению Кабинета Министров от 4 сентября 2003 г. № 383). Так, исходя из информации, содержащейся в вышеуказанном Положении можно понять, что под заготовительной организацией понимают субъекты, закупающие у производителей сельскохозяйственной продукции, а также у населения выращенную ими сельхозпродукцию растительного и животного происхождения в целях заготовки, хранения и продажи перерабатывающим предприятиям для производства из нее продукции.

В целях налогообложения деятельность по закупу крупнорогатого и мелкорогатого скота и дальнейшая реализация мяса предприятиям, перерабатывающим из него продукцию, относят к заготовительной деятельности.

Поскольку, ваше предприятие занимается несколькими видами деятельности, то НК устанавливает следующие правила расчета ЕНП:

Плательщики единого налогового платежа, занимающиеся несколькими видами деятельности, по которым установлены различные объекты налогообложения и (или) ставки единого налогового платежа, должны вести по ним раздельный учет и уплачивать ЕНП по ставкам, установленным для соответствующих категорий плательщиков (статья 353 НК). Прочие доходы по статье 132 НК облагаются по ставке ЕНП, установленной для основного (профильного) вида деятельности, который определяется нарастающим итогом по каждому отчетному периоду.

При этом сумма ЕНП, подлежащая уплате в бюджет, должна быть не ниже минимального размера ЕНП, который определяется в зависимости от основного вида деятельности.

Ставка ЕНП по заготовительной деятельности - 33% от валового дохода, исчисленного как разница между покупной и продажной стоимостью реализованных товаров.

Надо иметь в виду, что реализация товаров заготовительными организациями не рассматривается в качестве торговой деятельностти (статья 350 НК).

Рекомендуемые бухгалтерские проводки по убойному цеху:

ДТ

Кт

Содержание операции

1010

6010

Приобретение крупнорогатого и мелкорогатого скота

2010

1010

Убой крупнорогатого и мелкорогатого скота, разделка мяса

2010

6010, 6900

Отражение услуг поставщиков по обслуживанию производства

2010

6710

Начисление заработной платы сотрудников убойного цеха

2010

0200

Начисление износа производственных основных средств, связанных непосредственно с производством

2810

2010

Оприходование готовой продукции (мясо по видам)

4010

9010

Реализация готовой продукции (мяса)

9110

2810

Списание себестоимости готовой продукции

Как известно, мясо является продуктом питания и соответственно необходимо проходить сертификацию продукции (Перечень производимых в Республике Узбекистан и ввозимых на ее территорию видов продукции, подлежащих обязательной сертификации (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 28.04.2011 г. N 122)).

Показать ответ

Саволингиздан технологик жараён уруғларни оқартириш, навларга ажратиш ва қадоқлашдан иборатлиги келиб чиқади.

Эркин алмаштириладиган валютага экспорт қилишда имтиёзлар ва преференцияларни қўллаш мақсадида ўзи ишлаб чиқарган товарларни (ишларни, хизматларни) аниқлаш Қоидаларининг 5-бандига (МВ ва ДСҚнинг қарори, 2011 йил 16 февралда 2195-сон билан рўйхатдан ўтказилган) мувофиқ ўзи ишлаб чиқарган товар деганда корхона ўзи томонидан ишлаб чиқариш технологик жараёнини ҳисобга олган ҳолда, ўзига тегишли бўлган ёки жалб этилган ишлаб чиқариш қувватларидан фойдаланиб ишлаб чиқарилган ёки қайта ишланган маҳсулот (жумладан ярим тайёр маҳсулот) тушунилади.

Товарларни сотиш ва транспортда ташишга тайёрлаш бўйича операциялар (товар туркумини майдалаш, товарларни жўнатишни ташкил қилиш, саралаш, қайтадан ўраш, қадоқлаш) ишлаб чиқариш технологик жараёни бўлиб ҳисобланмайди.

Шундай қилиб навларга ажратиш ва қадоқлаш жараёни қайта ишлаш ҳисобланмайди, шу муносабат билан “навга ажратилган ва қадоқланган ловия (мош)” маҳсулоти ўзи ишлаб чиқарган маҳсулот жумласига кирмайди. Савол қолади: уруғларни қобиғидан ажратиш, яъни “оқартириш” технологик жараёнга кирадими?

Товарларнинг келиб чиқишини сертификатлашни ўтказиш тартиби тўғрисидаги низомга (13.08.2010 йилда 2131-сон билан рўйхатдан ўтказилган) асосан ушбу мамлакатда товарнинг "етарлича даражада қайта ишланганлиги" мезони товарни қайта ишлаш натижасида товар позициясининг (товарнинг таснифловчи кодининг) ТИФ ТН бўйича дастлабки тўртта код белгисининг исталган бири даражасида ўзгаришидан иборат.

ТИФ ТН 0708 20 000 0 коди – ловия (Vigna spp., Phaseolus spp.)

Мош ёки мунг дуккаги (лотинча номи - Vigna radiata), шунингдек  Vigna spp., Phaseolus spp навли ловия турлари «Дуккакли қуритилган, оқартирилган, уруғ қобиғидан тозаланган ёки тозаланмаган, янчилган ёки янчилмаган» товар позициясига киради:

ТИФ ТН 0713 32 000 0 коди майда қизил ловия (адзуки) (Phaseolus или Vigna angularis)

ТИФ ТН 0713 31 000 0 коди Vigna mungo (L.) Hepper ёки Vigna radiata (L.) Wilczek (мош) турларидаги ловия.

ТИФ ТН 0713 33 900 0 коди бошқа оддий ловия, шу жумладан майда уруғли оқ ловия (Phaseolus vulgaris).

Келтирилган ТИФ ТН кодларидан кўринадики, иккала ҳолатда ҳам оқартирилган ва оқартирилмаган ловия уруғлари кўрсатилган гуруҳлар таркибига киради. Иккала позиция ўртасидаги фарқ шундан иборатки, 0708 гуруҳида янги ёки совутилган ловия тақдим қилинган, 0713 позициясида эса қуритилган ловия тақдим қилинган.

Шундай қилиб, агар сизнинг технологик жараёнингиз фақат дуккаклиларни қобиғидан, пўчоғидан ва ҳ.к.дан ажратишдан иборат бўлса – бундай жараён  ТИФ ТН классификаторида товар позициясини ўзгартирмайди ҳамда "етарлича даражада қайта ишланганлиги" мезонини қаноатлантирмайди. Дуккаклилар "етарлича даражада қайта ишланганлиги" мезонига мос келиши учун уларни қуритиш жараёни зарур, бунинг учун эса махсус асбоб-ускуна бўлиши керак.

Эркин алмаштириладиган валютага экспорт қилишда имтиёзлар ва преференцияларни қўллаш мақсадида ўзи ишлаб чиқарган товарларни (ишларни, хизматларни) аниқлаш

қоидаларида (МВ ва ДСҚнинг қарори, 2011 йил 16 февралда 2195-сон билан рўйхатдан ўтказилган) белгиланишича:

Маҳсулот, корхонанинг ўзи ишлаб чиқарган товар ҳисобланадиган ва ушбу корхона томонидан қайта ишлаш учун берилган хом ашёдан ишлаб чиқарилган ҳолларда, ўзи ишлаб чиқарган товар деб хом ашё мулкдори учун - қайта ишлаш натижасидан кейин олинган маҳсулот тушунилади.

Модомики ловия (мош)нинг уруғлари корхонангиз томонидан етиштирилмаган, балки сотиб олинган экан, бу ҳолатда олинган ловия (мош) ўзи ишлаб чиқарган маҳсулот ҳисобланмайди. Бундан ташқари, асосий ишлаб чиқариш жараёни, яъни ловия (мош) етиштиришни фермер хўжалиги амалга оширган. Бу етиштирилган дуккаклилар ўзи ишлаб чиқарган маҳсулот эмаслигини яна бир бор тасдиқлайди.

Тегишинча қадоқланган ва навларга ажратилган ловия ва мошни реализация қилиш савдо фаолиятига киради.

Корхонага ХХТУТ коди статистика органлари томонидан сиз томондан кўрсатилган асосий фаолият туридан келиб чиқиб берилади. Асосий фаолият тури – юридик шахснинг ҳисобот даври якунлари бўйича умумий реализация қилиш ҳажмидаги соф тушум улуши устунлик қиладиган фаолияти (СКнинг 22-моддаси). Агар тушумнинг умумий ҳажмида савдо устун бўлса, ХХТУТ 71100 “Улгуржи савдо” ёки ХХТУТ 72200 “Нодавлат ташкилотлар ташқи савдоси”  коди берилади.

Показать ответ

Из сути вопроса вытекает, что договор с Заказчиком услуг содержит несколько условий.

Первое: Исполнитель выполняет работы по изготовлению дизайна визиток. Второе условие: исполнитель выполняет типографские работы с привлечением сторонних юридических лиц.

То есть заключаемый контракт рассматривается как «смешанный договор».

В соответствии со  ст. 354 ГК РУз взаимоотношения сторон по смешанному договору регулируются правилами заключения договоров, элементы (договор на оказание услуг, договор поставки, договор разработки программных продуктов и т.д.) которых содержатся в таком договоре.

Первое условие договора соответствует договору возмездного оказания услуг. Руководствуясь положениями, изложенными в статье 704 Гражданского кодекса, в договоре рекомендуется определить условие о том, обязан ли исполнитель оказать предусмотренные договором услуги лично, либо он может привлечь для этого других субъектов (субисполнителей, соисполнителей).

Второе условие договора больше соответствует договору подряда.

Подряд - правоотношение, согласно которому одно лицо (подрядчик) по заданию другого (заказчика) обязуется выполнить определенную  работу и сдать ее результат заказчику в установленный  срок, а заказчик обязуется принять и оплатить результат работ (часть первая статьи 631 Гражданского кодекса).

Из вышеизложенного следует, что описанные вами условия договора соответствует договору возмездного оказания услуг с привлечением подрядчика для исполнения определенной работы. При этом вашему предприятию в бухгалтерском учете необходимо отражать производство готовой продукции с использованием счета 2800 «счета учета готовой продукции». А услуги типографии отражать на счетах учета себестоимости 2000 «Счета учета основного производства».

Ставка ЕНП в 2016 году по оказанным услугам соответствует 5%. ЕНП начисляется на всю сумму выручки по договору.

Если предприятие подлежит регистрации в УзАПИ как полиграфическое предприятие, то на ваше предприятие распространяется порядок уплаты отчислений издательскими и полиграфическими предприятиями в Фонд "Ижод" при Союзе писателей Узбекистана (далее Фонд).  Отчисления в Фонд определены в  размере 1 % от выручки, поступившей от реализации печатной продукции, а также оказания редакторских, полиграфических и издательских услуг, связанных с производством и реализацией печатной продукции. Порядок расчета отчислений утвержден в Положении о порядке выплаты отчислений издательскими и полиграфическими предприятиями в Фонд "Ижод" при Союзе писателей Узбекистана (МЮ 04.09.2010 г. N 2139). При расчете ЕНП налогооблагаемую базу уменьшают на сумму перечисляемых в Фонд обязательных отчислений.

Однако, стоит отметить, что существует риск признания описанных вами условий в договоре  «договором поручения», все зависит от правильности составления формы договора и содержания в нем дополнительных условий и обязательств.

Показать ответ

Парикмахерские услуги, услуги маникюра, педикюра, косметолога и другие аналогичные услуги относятся к бытовым услугам.

Налогообложение при регистрации патента индивидуального предпринимателя (ИП).

Исчисление фиксированного налога производится органами ГНИ по месту налогового учета ИП. Уплата фиксированного налога производится ежемесячно не позднее 25 числа месяца, в котором осуществлялась предпринимательская деятельность, по ставкам, установленным по месту государственной регистрации налогоплательщика.

Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, включая субъекта семейного предпринимательства, производит уплату фиксированного налога с месяца, следующего за месяцем его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (статья 375 НК).

Выпускники профессиональных колледжей в случае государственной регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей в течение двенадцати месяцев после окончания колледжа освобождаются от уплаты фиксированного налога сроком на шесть месяцев с даты их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае прекращения деятельности в течение двенадцати месяцев с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя фиксированный налог уплачивается за весь период осуществления деятельности.

Ставка фиксированного налога в 2016 году для ИП, занимающегося оказанием бытовых услуг утверждена в приложении N 12 к Постановлению Президента РУз от 22.12.2015 г. N ПП-2455:

В г. Ташкенте 3,5 минимальные заработные платы (МЗП)

В г. Нукусе и городах областного подчинения - 1,5 МРОТ

в прочих населенных пунктах - 0,5 МРОТ.

Ставки фиксированного налога определяются исходя из минимальной заработной платы, установленной на начало года - на 1 января 2016 года (130 240 сум.), и не пересматриваются в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.

Индивидуальный предприниматель, оказывающий бытовые услуги населению может нанять не более 3 работников (приложение №1 к Положению о порядке осуществления индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности с наймом работников, приложение N 1 к ПКМ РУз N 219 от 31.07.2015 г.).

Если ИП нанимает работников, то на него возлагается обязанность по уплате фиксированного налога за каждого работника в размере 30% от ставки, предусмотренной по деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем.

ИП освобождается от уплаты фиксированного налога за работника, являющегося выпускником профессионального колледжа (но не лицея), в течение 12 месяцев, с даты окончания этим работником колледжа (ст. 374-1 НК).

Наравне с фиксированным налогом ИП уплачивает страховые взносы независимо от количества дней, проработанных им в календарном месяце:

1) индивидуальными предпринимателями - в сумме не менее 1 МЗП в месяц;

2) физическими лицами, состоящими в трудовых отношениях с ИП, - в сумме 50 % МЗП в месяц (ст. 311 НК).

Итак, можно подсчитать налоги за 1 месяц работы предпринимателя, оказывающего бытовые услуги в г. Ташкенте.

Фиксированный налог составит 866 096 сум:

3,5*130 240 сум = 455 840 сум

За каждого работника 455 840 * 30% = 136 752*3 чел = 410 256 сум

Страховые взносы составят за месяц  130 240 + (50%*130 240)*3= 325 600 сум.

Всего налоги ИП с учетом найма 3-х работников в месяц составят 1 191 696 сум.

Налогообложение юридического лица, оказывающего бытовые услуги, зарегистрированного в форме ООО.

Исходя из предполагаемой численности ООО относится к малым предприятиям, которые могут выбрать упрощенный порядок налогообложения (уплата ЕНП). Для отнесения к предприятиям малого бизнеса необходимо соблюдать критерий численности работников (статья 350 НК). На предприятиях, занимающихся непроизводственными видами бытового обслуживания населения (ОКОНХ 90310) могут работать в общей сложности до 25 человек (Классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), приложение к ПКМ РУз от 11.10.2003г. N 439).

Ставки ЕНП на 2016 год утверждены в Приложении N 10-1 к Постановлению Президента РУз от 22.12.2015 г. N ПП-2455. Ставка ЕНП для предприятий, оказывающих бытовые услуги населению составляет 5% от валовой выручки от реализации услуг.

При этом сумма ЕНП за отчетный период (квартал) не может быть меньше минимального размера ЕНП.

Минимальный размер ЕНП рассчитывается исходя из суммы 3-кратного земельного налога, определяемого по минимальной ставке, установленной для местности, в которой находятся используемые предприятием земли (пункт 8 Положения о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера единого налогового платежа, зарегистрированного МЮ 03.03.2011 г. N 2203).

На 2016 год ставки земельного налога установлены в приложении N 20 к Постановлению Президента РУз от 22.12.2015 г. N ПП-2455.

Например, минимальная ставка земельного налога по г. Ташкенту в 2016 г. составляет 19 837 500 сум за 1 га (5-я зона). То есть, если предприятие арендует помещение в г. Ташкенте в размере 100 кв.м. (0,01 га) минимальный размер ЕНП в месяц составит:

(3 * 19 837 500 * 0,01)/12 мес. = 49 594 сум в месяц.

В нашем примере, сумма ЕНП рассчитывается в размере 5% от полученной выручки, но не меньше 49 594 сум в месяц. Если расчетный ЕНП за месяц будет меньше 49 594 сум, то предприятие заплатит 49 594 сум.

Не рассчитывают минимальный размер ЕНП семейные предприятия, а так же вновь созданные предприятия малого бизнеса в течении 6 месяцев с даты их государственной регистрации.

Предприятия уплачивают единый социальный платеж (ЕСП). Микрофирмы и малые предприятия, за исключением фермерских хозяйств, исчисляют ЕСП по ставке 15%, но не менее 65 процентов от минимальной заработной платы на каждого работника в месяц (Постановление Кабинета Министров РУз N 26 от 13.02.2015 г. О порядке исчисления и уплаты единого социального платежа микрофирмами и малыми предприятиями).

Для предприятий оказывающих услуги парикмахерских и салонов красоты, оказываемые в сельской местности, предусмотрены льготы в виде полного освобождения от ЕНП до 1 января 2017 года (Приложение N 5 к Постановлению Президента РУз от 10.05.2012 г. N ПП-1754).

Реорганизация ИП в ООО не производится по причине того, что индивидуальный предприниматель это не юридическое лицо, это форма предпринимательской деятельности физического лица. Физическое лицо может учредить юридическое лицо, к примеру ООО. Сдать патент и ликвидировать деятельность ИП можно в любое время. Так же как и регистрация ООО производится в достаточно короткие сроки. Порядок регистрации ООО определен в следующих документах:

Положение об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства (Приложение к Постановлению Президента РУз от 24.05.2006 г. N ПП-357).

Положение о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов   предпринимательства и оформления разрешительных документов (Приложение N 1 к ПКМ РУз от  20.08.2003 г. N 357).

Показать ответ

В статье 8 Закона Республики Узбекистан 25.05.2000 г. N 69-II «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» определено, что субъекты предпринимательской деятельности вправе реализовывать свои товары (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка или на договорной основе.

Исключение составляют предприятия, реализующие товары (работы, услуги), по которым предусмотрено государственное регулирование цен, а так же предприятия, реализующие лекарственные препараты и изделия медицинского назначения.

Законодательно не регулируется частота изменения предприятием цены товаров (работ, услуг). Цены на реализацию товаров (работ, услуг) предприятия устанавливают самостоятельно исходя из сложившейся себестоимости и уровня рентабельности товаров (работ, услуг). Порядок ценообразования на реализуемые товары (работы, услуги), а также документальное оформление хозяйствующие субъекты определяют самостоятельно.

Статья 356 Гражданского кодекса регламентирует порядок изменения цены в договоре:

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством или договором.

Некоторые предприятия составляют и подписывают протокол согласования договорной цены, который является частью договора. При изменении цен на товары (работы, услуги) предприятия составляют дополнительные соглашения к договорам об изменении стоимости поставки.

Показать ответ

Ер участкаси туман захирасига олиб қўйилгач фермерлик хўжалигини тугатиш шартми?

 Ҳа, тугатиш шарт, чунки фермерлик хўжалиги ижарага олинган ер участкаси базасида ташкил этилади.

Фермер хўжалиги ташкил этиш учун унинг бошлиғи белгиланган тартибда ер участкаси олиши керак (Ўзбекистон Республикасининг 30.04.1998 й. 602-I-сон "Фермер хўжалиги тўғрисида"ги Қонунининг 6-моддаси). Бошқача айтганда, фермерлик хўжалиги ер участкасисиз мавжуд бўла олмайди. Давлат ва жамият эҳтиёжлари учун ер участкасини олиб қўйиш зарурати бўлган тақдирда, ер участкасини ижарага олиш шартномасининг белгиланган тартибда бекор қилиниши фермерлик хўжалигини тугатиш  учун асос бўлади “Фермер хўжалигининг ер майдонини мақбуллаштириш ва уни тугатиш тартиби тўғрисида Низом” (ЎзР ВМ 31.01.2013 й. 22-сон қарорига илова) билан белгиланганки, ер участкаларининг ижара шартнома интизоми ва қонунчилик нормалари бузилиши ҳолатларини аниқланганда туман (шаҳар) ҳокими фермер хўжалиги ер участкасини захирага олиб қўйиш ва уни тугатиш тўғрисида қарор қабул қилади (Низомнинг 32-моддаси).

 “Фермер хўжалигининг ер майдонини мақбуллаштириш ва уни тугатиш тартиби тўғрисида Низом” (ЎзР ВМ 31.01.2013 й. 22-сон қарорига илова) билан белгиланганки, ер участкаларининг ижара шартнома интизоми ва қонунчилик нормалари бузилиши ҳолатларини аниқланганда туман (шаҳар) ҳокими фермер хўжалиги ер участкасини захирага олиб қўйиш ва уни тугатиш тўғрисида қарор қабул қилади.

602-I-сон Қонуннинг 33-моддасида фермерлик хўжалигини тугатиш тартиби белгиланган. Агар фермерлик хўжалиги томонидан ер участкаларининг ижара шартнома интизоми бузилган бўлса, ёки фермерлик хўжалиги банкрот деб топилган бўлса фермерлик хўжалигини тугатиш суд қарори асосида амалга оширилади. Бошқа ҳолатларда фермерлик хўжалиги фермер хўжалиги бошлиғининг қарорига биноан тугатилади.

Фермерлик хўжалиги ер участкаларининг ижара шартнома бекор қилингач фаолият кўрсатиши мумкинми?

Фермерлик хўжалиги тугатиш жараёни бошлангунга қадар фаолият юритиши мумкин. Ихтиёрий равишда тугатилганда рўйхатга олувчи органга хабар берган санадан   бошлаб корхонанинг молиявий-хўжалик фаолияти тўхтатилади. Бошқа ҳолатларда ваколатли орган томонидан тугатиш тўғрисидаги қарорнинг қабул қилинган санасидан бошлаб фаолият тўхтатилади.

Қишлоқ хўжалиги маҳсулотини етиштирувчилар фаолиятини лицензияланмайди (Амалга оширилиши учун лицензиялар талаб қилинадиган фаолият турларининг Рўйхати (ЎзР ОМ 12.05.2001 й. 222-II-сон қарорига 1-илова)).

Солиққа тортиш.

Солиқ кодексининг 363-моддаси 2-қисмида қишлоқ хўжалиги товарлари ишлаб чиқарувчилар ягона ер солиғи (ЯЕС) тўловчилари эканлиги белгиланган. Фермерлик хўжалигининг солиқ тўловчи сифатида тан олинишининг асосий мезони бу ер участкасининг мавжудлигидир.

Агар ўтган солиқ даври якунлари бўйича ягона ер солиғи тўловчи Солиқ Кодекси 362-моддасининг иккинчи қисмида белгиланган шартларга жавоб бермаса, солиқ тўловчи жорий солиқ даврининг бошидан бошлаб умумбелгиланган солиқларни ёки ягона солиқ тўловини тўлашга ўтиши керак.

Микрофирмалар ва кичик корхоналар тоифасига кирадиган солиқ тўловчи Солиқ Кодекси 362-моддасининг иккинчи қисмида белгиланган шартларга жавоб бермай қўйган солиқ давридан кейинги йилнинг 1 февралидан кечиктирмай давлат солиқ хизмати органига солиқ солиш тартибини танлаш тўғрисида ёзма билдириш тақдим этади. Солиқ тўловчининг ёзма билдиришни белгиланган муддатда тақдим этмаганлиги унинг умумбелгиланган солиқларни тўлашга розилиги деб ҳисобланади

Ер участкаси олиб қўйилган тақдирда, ягона ер солиғини тўлаш ер участкаси олиб қўйилган (камайтирилган) ойдан бошлаб тўхтатилади (камайтирилади) (Солиқ кодексининг 369-моддаси).

Шундай қилиб, агар фермерлик хўжалиги ДСИга ЯСТга ўтиш ҳақида хабарнома бермаган бўлса, у умумбелгиланган солиқ тўловчиси ҳисобланади.

Солиқ ставкалари Ўзбекистон Республикаси Президентининг 22.12.2015 й. ПҚ-2455-сон "Ўзбекистон Республикасининг 2016 йилги асосий макроиқтисодий кўрсаткичлари прогнози ва давлат бюджети параметрлари тўғрисида"ги Қарори билан тасдиқланган.

Показать ответ

Реализация товаров, приобретенных с целью их перепродажи, относится к торговой деятельности предприятия (ст. 22 НК). Оптовая торговля является одним из видов торговой деятельности.

Оптовой торговлей признается реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования их в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд. Оптовая реализация товаров может производиться только на основании заключенных договоров и в безналичной форме взаиморасчетов (Положение о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности, Приложение к ПКМ РУз от 26.11.2002 г. N 407). Для осуществления оптовой торговли юридическому лицу необходима лицензия (Положение о лицензировании деятельности по осуществлению оптовой торговли, Приложение к ПКМ РУз от 05.11.2005 г. N 242).

Реализация товаров по договорам, по условиям которых покупатель осуществляет расчет путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца (безналичная форма  расчетов) является деятельностью по оптовой торговле. Рассмотрим несколько вариантов реализации товаров.

Реализация товаров по договору купли-продажи товаров.

Порядок оформления сделок по договору купли-продажи товаров покупателям определен в главе 29 Гражданского кодекса. По договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Товары могут быть реализованы юридическим и физическим лицам, в том числе сотрудникам предприятия. Отгрузка товаров оформляется счетом-фактурой. Расчет с покупателями товаров осуществляется в безналичной форме расчетов, что соответствует критериям оптовой торговли.

Реализация товаров через посредников.

Порядок и условия заключения договора комиссии определен в Гражданском кодексе (глава 48). По договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента реализовать товар за вознаграждение. Договор комиссии заключается в письменной форме.

Реализация товаров может производиться по договору комиссии, заключенному с комиссионером, который реализует товары от имени комитента по безналичному расчету. Комиссионером может выступать магазин розничной торговли, который реализует товары в розницу. Особенности комиссионной торговли в магазинах розничной торговли указаны в Правилах розничной торговли в Республике Узбекистан (ПКМ N 75 от 13 февраля 2003 года, глава X).

В обоих случаях расчет с комитентом за реализованные товары осуществляется в безналичной форме расчетов.

После получения отчета комиссионера о реализованных товарах, комитент выписывает комиссионеру счет-фактуру на реализованный товар на общую сумму реализации. Особенности учета и оформления счетов-фактур по договорам комиссии определены в разделе IV Порядка учета и оформления счетов-фактур (Формы налоговой отчетности по НДС, приложение №3 к постановлению МФ и ГНК, зарегистрированному МЮ 22.03.2013 г. №2439).

Таким образом, комиссионер оказывает посреднические услуги по реализации товаров комитента, за что получает вознаграждение. Для комитента реализация товаров через посредника по всем критериям совпадает с деятельностью по оптовой торговле, так как расчет за проданный товар происходит по безналичной форме расчетов и товары были приобретены с целью дальнейшей реализации. Для реализации товаров по договору комиссии и по комиссионному соглашению предприятию-комитенту нужна лицензия на оптовую торговлю.

Передача товаров учредителю в счет погашения задолженности по дивидендам.

Передача товаров учредителю в счет выплаты дивидендов осуществляется на основании решения учредителей о выплате дивидендов. Так как  целью данной операции является погашение задолженности перед учредителем, лицензия на осуществление такой операции не потребуется. Передача товаров по соглашению об отступном.

Отступное определено статьей 342 ГК в качестве  одного из способов прекращения обязательств. Сделку об отступном обычно оформляют отдельным соглашением. Стороны соглашения об отступном - те же, что и в хозяйственном договоре, на основании которого совершается отступное. В статье 342 ГК предусмотрено, что должник может предоставить отступное в форме имущества. Товары являются имуществом предприятия (ст. 22 НК) и могут быть предоставлены в качестве отступного.

На практике такие сделки заключаются в случае, когда у предприятия отсутствуют денежные средства для расчетов с контрагентом. При этом необходимо отметить, что при неверном оформлении документов присутствуют риски признания сделки в форме бартерной. В каждом конкретном случае перед оформлением соглашения об отступном необходимо проанализировать последствия. Такая хозяйственная операция не относится к торговой деятельности предприятия, так как ее целью является погашение задолженности перед контрагентом.

Другие варианты использования товаров.

Безвозмездная передача оформляется счетом-фактурой. Безвозмездная передача товаров в благотворительные и иные организации не является торговой деятельностью, так как оплата за товары не производится.

Товары могут быть внесены в качестве вклада в уставный фонд другого юридического лица.

Списание товаров на расходы предприятия. Товары могут быть использованы для собственных нужд предприятия или могут быть признаны неликвидными. В этом случае налоговые последствия отсутствуют, так как убытки от списания товаров не являются объектом налогообложения у плательщика ЕНП.

Налогообложение.

В ст. 355 НК определено, что объектом налогообложения по ЕНП является валовая выручка, в состав которой входит выручка от реализации товаров по договору купли-продажи, а так же по договору комиссии. Сумма комиссионного вознаграждения посреднику является расходом комитента и при исчислении ЕНП не учитывается, то есть не уменьшает налогооблагаемую базу.

Стоимость товаров, выбывающих в счет погашения задолженности, включается в выручку от реализации товаров (из определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) ст. 22 НК).

При безвозмездной передаче товаров объектом обложения ЕНП является цена их приобретения.

Ставка ЕНП утверждена в размере 5% (Приложение N 10-2 к Постановлению Президента РУз от 22.12.2015 г. N ПП-2455).

Показать ответ

Предприятие, занимающееся розничной торговлей алкогольной продукцией и общественным питанием, должно предоставлять налоговую отчетность по следующим налогам и другим обязательным платежам:

-          Единый налоговый платеж;

-          Сведения об объемах продажи отдельных видов   подакцизных товаров;

-          Расчет по сборам за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг;

-          Налог на доходы физических лиц;

-          Единый социальный платеж и страховые взносы граждан во внебюджетный пенсионный фонд.

-          Налог на прибыль, взимаемый у источника выплаты - в случае получения дивидендов и процентов;

-          НДС по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) нерезидентами Республики Узбекистан;

Единый налоговый платеж.

Предприятия, осуществляющие деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией относятся к предприятиям торговли. Предприятия торговли и общественного питания являются плательщиками ЕНП вне зависимости от численности работников (ст. 350 НК).

К предприятиям торговли и общественного питания, в целях налогообложения, относятся юридические лица, у которых основным видом деятельности по итогам предыдущего отчетного года является торговая деятельность, деятельность в сфере общественного питания.

Если же вы только планируете создать предприятие и зарегистрировать его как торговое или предприятие общественного питания, то будете уплачивать ЕНП с даты гос. регистрации до окончания текущего года, а зарегистрировавшись после 1 октября – до окончания следующего года. Если по итогам отчетного года торговля (или общепит) не будет для предприятия основным видом деятельности, то с начала следующего года предприятие должно перейти на уплату общеустановленных налогов. Исключение составляют предприятия малого бизнеса, для которых сохраняется право выбора порядка налогообложения (статья 352 НК).

За предыдущий отчетный год, в котором предприятие утратило право на уплату единого налогового платежа, производит перерасчет по единому налоговому платежу на основании расчетов по общеустановленным налогам.

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, по которым предусмотрены разные ставки ЕНП, необходимо вести раздельный учет. В Форме отчетности по ЕНП указываются все виды деятельности.

Расчет ЕНП представляется по утвержденной форме (прил. N 13, рег. МЮ N 2439 от 22.03.2013 г.).

Сроки сдачи отчетности по ЕНП установлены:

-          Для микрофирм и малых предприятий - ежеквартально - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За год - в срок представления годовой финансовой отчетности.

-         Остальные предприятия  -  ежемесячно - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. За год - в срок представления годовой финансовой отчетности.

При расчете ЕНП предприятиям, осуществляющим розничную реализацию алкогольной продукции и деятельность по общественному питанию, следует учитывать, что единый налоговый платеж уплачивается с учетом минимального размера ЕНП в виде трехкратной суммы земельного налога. С порядком расчета минимального ЕНП можно ознакомиться в Положении о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера единого налогового платежа (рег. МЮ N 2203 от 03.03.2011 г., далее Положение).

Плательщики ЕНП, ежегодно до 1 февраля, представляют в ОГНС Справку-расчет минимального размера единого налогового платежа по форме согласно приложению 2 к Положению.

В сроки предоставления расчета по ЕНП предприятия розничной торговли алкогольной продукцией и предприятия общественного питания представляют Справку-расчет единого налогового платежа с учетом минимального размера единого налогового платежа по форме согласно приложению 3 к Положению.

Сведения об объемах продажи отдельных видов подакцизных товаров

Предприятия, осуществляющие производство и реализацию отдельных видов подакцизных товаров (алкогольную продукцию), дополнительно должны представлять в ГНИ сведения об объемах продаж данных товаров (п. 26 рег. МЮ РУз N 1390 от 26.07.2004 г.).

Сведения представляются не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, по утвержденной форме (рег. МЮ РУз N 2074 от 27.01.2010 г.).

Минимальные нормативы численности и фонда оплаты труда.

Предприятия розничной торговли и общественного питания исчисляют и уплачивают НДФЛ, ЕСП и страховые взносы в особом порядке – в соответствии с минимальными нормативами численности и фонда оплаты труда. Нормативы определяются в соответствии с Положением о порядке определения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей экономики (рег. МЮ № 2173 от 28.12.2010 г.). Порядок расчета налогов регламентирован Положением о порядке исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей с учетом введения  минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда (рег. МЮ № 2200 от 23.02.2011 г., далее Положение).

Предприятия розничной торговли  и предприятия общественного питания ежегодно до 1 февраля представляют в ОГНС Информацию о показателях, на основании которых исчисляются минимальные нормативы численности работников и фонда оплаты труда. Вновь созданные предприятия в течение 30 дней с даты государственной регистрации представляют в ОГНС указанную информацию (прил. N 1а и 1б Положения). Эта информация заполняется по основному виду деятельности и используется при заполнении Расчетов по НДФЛ, ЕСП и страховым взносам.

Налог на доходы физических лиц.

Обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц у источника выплаты возлагается на юридических лиц (ст. 174 НК).

В течение 30 дней после окончания налогового периода представляется в ОГНС справка о физических лицах, получивших доходы не по месту основной работы.

Ежеквартально, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности - сведения о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанных налогов на доходы физических лиц.

Отчетность по НДФЛ представляется в налоговые органы по установленным формам (прил. № 2, рег. МЮ N 2439 от 22.03.2013 г.).

Единый социальный платеж и страховые взносы граждан во внебюджетный пенсионный фонд.

Плательщиками единого социального платежа являются юридические лица. Обязанность по начислению и удержанию страховых взносов, а также ответственность за правильность их исчисления возлагается на работодателя (ст. 305 НК).

Расчет ЕСП и страховых взносов представляется предприятием в ОГНС нарастающим итогом ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности.

Расчет ЕСП и страховых взносов производится по утвержденным формам налоговой отчетности (прил. № 10, рег. МЮ N 2439 от 22.03.2013 г.).

Сбор за право розничной торговли.

Сбор за право розничной торговли алкогольной продукцией уплачивается ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Расчет по сборам за право розничной торговли алкогольной продукцией представляется в ОГНС по месту осуществления деятельности налогоплательщика:

-          Предприятиями, получившими разрешительное свидетельство (решение органа исполнительной власти на местах) в течение года расчет представляется не позднее 10 дней со дня выдачи разрешительного свидетельства;

Действующими предприятиями - ежегодно до 15 января отчетного года (прил. № 17, рег. МЮ N 2439 от 22.03.2013 г.).

Налог на прибыль, взимаемый у источника выплаты.

В случае выплаты дивидендов, процентов, а также доходов нерезидентам Республики Узбекистан предприятие уплачивает налог на прибыль юридических лиц у источника выплаты в момент выплаты этих доходов. Расчет налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты представляется в ОГНС не позднее 25 дней после окончания отчетного периода, в котором была произведена выплата дохода нерезиденту РУз или выплачены дивиденды, проценты (ст. 165 НК) по установленной форме (прил. № 1, рег. МЮ N 2439 от 22.03.2013 г.).

НДС по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) нерезидентами Республики Узбекистан.

Работы, услуги, предоставленные вашему предприятию нерезидентом Республики Узбекистан, являются для вас налогооблагаемым оборотом, если местом их реализации является Республика Узбекистан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (ст. 207 НК).

Порядок представления расчета НДС определен в статье 225 НК. Расчет НДС производится по утвержденной форме (прил. № 3, рег. МЮ N 2439 от 22.03.2013 г.).

31.10.2016 [ID: 7358] 1. К какому виду деятельности относится комплекс действий Исполнителя, включающий в себя предоставление Оборудования в аренду, управление офисной печатной инфраструктурой, работы и услуги, связанные с текущим сервисным обслуживанием Оборудования, обеспечение Оборудования расходными материалами и запасными частями? 2. Нужно ли вести раздельный учет или это прочие доходы? 3. Какими проводками оформить передачу оборудования Заказчику? 4. Как списывать расходные материалы и запасные части? Каким документом и куда относить эти затраты?
Показать ответ

1.Исходя из ваших данных, предприятие заключило смешанный договор, в котором предполагается два вида деятельности:

- передача оборудования в аренду;

- оказание услуг по сервисному обслуживанию оргтехники.

2.Передача оборудования в аренду относится к прочим доходам. Прочие доходы, указанные в статье 132 НК, облагаются по ставкам ЕНП, установленным для основного (профильного) вида деятельности (ст. 353 НК). Однако если по итогам отчетного периода выручка от аренды будет преобладать над другими видами деятельности, то аренда становится основным видом деятельности.

Оказание сервисных услуг это отдельный вид деятельности, поэтому вам необходимо вести раздельный учет.

3. В бухгалтерском учете передача оборудования в финансовую аренду оформляется следующими проводками:

Передача объектов по договору финансовой аренды

 

Дебет

Кредит

Передача по договору финансовой аренды объектов, которые ранее не эксплуатировались

Передача основных средств в финансовую аренду

4810 "Платежи к получению по финансовой аренде - текущая часть",

0920 “Платежи к получению по финансовой аренде”

9220 “Выбытие прочих активов”

 

Списание балансовой стоимости переданных основных средств

9220 “Выбытие прочих активов”

0800 “Счета учета капитальных вложений”

Списание сальдо переоценки объектов аренды (при наличии сальдо)

8510 “Корректировки по переоценке долгосрочных активов”

9220 “Выбытие прочих активов”

 

Отражение отсроченного дохода

9220 “Выбытие прочих активов”

7230 "Прочие долгосрочные отсроченные доходы"

Отражение отсроченного расхода

0990 “Прочие долгосрочные отсроченные расходы”

9220 “Выбытие прочих активов”

Арендодатель передает имущество по акту приема-передачи (не по счету-фактуре), кроме случаев возникновения положительной разницы между стоимостью признаваемого актива (дебиторская задолженность) и его остаточной стоимостью (п.4 ч.3 ст. 222 НК). При этом на каждый арендный платеж, оформленный соответствующими документами (график арендных платежей, являющийся составной частью договора финансовой аренды; счет; письменное уведомление, направленное арендатору на уплату арендных платежей и т.п.), счет-фактура также не выписывается.

При финансовой аренде все риски, связанные с правом владения и пользования объектом финансовой аренды, передаются арендатору. При этом риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества переходит к арендатору в момент передачи ему этого имущества, если иное не предусмотрено договором (п.25 НСБУ № 6). Оборудование списывается с баланса арендодателя, при этом право собственности на это оборудование остается у арендодателя до момента его  выкупа арендатором. Износ по оборудованию начисляется у арендатора.

При передаче объектов в финансовую аренду возникает разница между стоимостью признаваемого актива - дебиторской задолженностью и первоначальной стоимостью объекта финансовой аренды. Эта разница отражается как отсроченный доход (расход). Если передаваемый актив ранее переоценивался, то отсроченный доход (расход) определяется с учетом результатов (сальдо) переоценки этого объекта (счет 8510).

Отсроченные доходы (расходы) по мере начисления арендного (лизингового) платежа равномерно (ежемесячно) списываются на прочие доходы от основной деятельности (прочие операционные расходы) (п. 9, рег. МЮ N 1961 от 01.06.2009 г).

4. Если в вашем договоре предусмотрена отдельная позиция – расходные материалы с указанием цены их реализации и  они отражаются в счете-фактуре, то такая деятельность относится к оптовой торговле.

Если же расходные материалы  являются частью стоимости услуги по сервисному обслуживанию офисной техники, то их стоимость включается в себестоимость услуги. В этом случае стоимость расходных материалов не выделяется в счете-фактуре на услуги.  Расходные материалы учитываются на счете 1000 «Материалы» и списываются на себестоимость услуг (Дт 2010)  в момент их установки. В момент использования (установки) расходных материалов составляется акт установки с указанием наименования и количества материалов, который подписывается обеими сторонами договора. По окончании выполненных работ выставляется счет-фактура на стоимость оказанных услуг.  У исполнителя составляется акт списания расходных материалов.

Показать ответ

Юридик шахс алкоголли маҳсулотлар билан чакана савдо қилиш ҳуқуқини берадиган рухсат гувоҳномаси ҳар бир турғун савдо шахобчаси учун аризада кўрсатилган, аммо 2 йилдан ошмаган муддатга берилади. (16.03.2007й. ПҚ-605-сон Қарорга 1-Илова 4-банди).

Алкоголли маҳсулотларнинг чакана савдоси билан фақат Махсус комиссия томонидан берилган алкоголли маҳсулотлар билан чакана савдо қилиш ҳуқуқини берадиган рухсат гувоҳномасида кўрсатилган муддат давомида савдо қилишлари мумкин. (16.03.2007й. ПҚ-605-сон Қарорга 2-Илова).

Рухсат гувоҳномасининг амал қилиш муддатини узайтириш юридик шахснинг аризаси бўйича амалга оширилади. Рухсат гувоҳномасининг амал қилиш муддатини узайтириш тўғрисидаги ариза ишчи органга рухсат гувоҳномасининг амал қилиш муддати тамом бўлишидан камида 15 кун олдин берилиши керак.

Рухсат гувоҳномасининг амал қилиш муддатини узайтириш ёки узайтиришни рад этиш тўғрисидаги қарор рухсат гувоҳномасини бериш учун назарда тутилган тартибда қабул қилинади (16.03.2007й. ПҚ-605-сон Қарорга 2-Илова 17-банди).

Чакана савдо қилиш ҳуқуқи учун йиғим ҳар ойда, ҳисобот ойидан кейинги ойнинг 25-кунидан кечиктирмасдан тўланади (СК 347-моддаси). Рухсат гувоҳномасини олиш учун ҳужжатларни Ишчи органга топширишдан олдин алкоголли маҳсулотларнинг чакана савдоси билан  шуғулланишга 1 ойлик йиғимни олдиндан тўлаш зарур бўлади.

Показать ответ

Среднегодовая численность определяется исходя из среднемесячной численности работников в течение года.

Среднемесячная численность определяется исходя из суммы списочной численности работников за каждый день месяца, поделенной на количество календарных дней месяца. Численность работников в выходные или праздничные (нерабочие) дни принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. В численность кроме основных работников включаются принятые на работу по совместительству, договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работающие на унитарных (дочерних) предприятиях, в представительствах и филиалах.

Среднегодовую численность определяем путем сложения среднемесячной численности за все месяцы и делением полученной суммы на 12 (количество месяцев в году).

Для применения указанной льготы (УП №4232 от 28.07.2010 г.) предприятие должно одновременно отвечать следующим условиям:

  • среднегодовая численность его работников без учета выпускников колледжа должна соответствовать установленному законодательством критерию малого предприятия. Для предприятий общественного питания предельная численность составляет 25 человек (ПКМ №439 от 11.10.2003г.);
  • среднегодовая численность выпускников не должна превышать 50% от установленного законодательством предельного норматива численности работников (25х50% =13 человек).
  • превышение предельного норматива численности работников за счет выпускников допускается при условии, что со дня окончания выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений РУз прошло не более 3 лет.

Таким образом, если по итогам года превышение установленного законодательством предела численности работников за счет выпускников колледжа составляет не более 50% (25+13 = 38 человек), то предприятие относится к субъектам малого бизнеса.

Предположим, что в отчетном году все сотрудники отработали все рабочие дни.  За 2015 год имелись следующие сведения:

Период

Среднемесячная численность сотрудников всего

В том числе

работники

выпускники

январь

29

18

11

февраль

26

16

10

март

33

24

9

апрель

33

20

13

май

34

22

12

июнь

55

43

12

июль

55

43

12

август

55

43

12

сентябрь

55

43

12

октябрь

55

43

12

ноябрь

55

43

12

декабрь

55

43

12

Итого

540

401

139

Среднегодовая численность

33+12=45

401/12=33

139/12=12

В нашем примере по итогам года предельная численность работников превышена на 7 (45-38) человек, превышение произведено как за счет выпускников, так и за счет работников, не являющихся выпускниками. По итогам 2015 года предприятие относится к крупным предприятиям и, соответственно ЕСП необходимо рассчитывать по ставке 25%.

Показать ответ

1. Изготовление и установка натяжных потолков

Из ваших данных следует, что предприятие не является производителем натяжных потолков, поскольку отсутствует процесс изготовления продукции.

Под товаром собственного производства понимается продукция (включая полуфабрикат), произведенная или переработанная самим предприятием с использованием собственных или привлеченных производственных мощностей, с учетом технологического процесса производства (рег. МЮ N 2195 от 16.02.2011 г.).

Монтаж (установка) натяжных потолков по ОКЕД относится к специализированным  строительным работам и включен в группу «Столярные и плотницкие работы» (код ОКЭД  43.32 - работы по внутренней отделке: установка потолков и т.п.).  Предприятие, у которого по итогам отчетного периода выручка от установки натяжных потолков преобладает над выручкой по другими видам деятельности, относится к специализированным строительным предприятиям. Для них предусмотрен код ОКОНХ 61 125 - организации, осуществляющие отделочные работы (штукатурные, малярные, облицовочные и др.).

Из-за неверной классификации вида деятельности возникает риск доначисления ЕСП, страховых взносов граждан и НДФЛ. В случае, когда по итогам отчетного периода выручка от строительных работ становится преобладающей, предприятие должно уплачивать ЕСП, страховые взносы граждан и НДФЛ с учетом введения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда (рег. МЮ N 2200 от 23.02.2011 г.).

Изготовление и установка пластиковых окон.

Изготовление пластиковых окон - это производственная деятельность (код ОКЭД 22.23 -производство строительных пластиковых изделий). Если по итогам отчетного периода выручка от реализации окон преобладает, то предприятие будет считаться производственным, для таких предприятий предусмотрен код ОКОНХ 16 170.

Что касается установки окон, стоимость которой включена в себестоимость производства окон и осуществляется за счет производителя, то классифицировать такую деятельность можно и как часть производственного процесса и как отдельный вид работ. В обоих случах нет каких-либо ограничений в законодательстве. Во многом классификация той или иной деятельности зависит от оформления первичной документации.

В вашем случае целью заключенного договора является реализация окон, а их установка является лишь частью данного процесса. Поскольку в договоре и счете-фактуре установка окон не выделена как отдельный вид деятельности и не указана стоимость установки, изготовление окон можно отнести к производственной деятельности.

При таком оформлении имеются риски по налогообложению.

По сути, ваш договор является смешанным: взаимоотношения сторон по смешанному договору регулируются правилами заключения договоров, элементы (договор на оказание услуг, договор купли-продажи и т.д.) которых содержатся в таком договоре (ст. 354 ГК). В вашем договоре содержатся 2 элемента: реализация произведенной продукции и работы по установке окон.Несмотря на то, что стоимость услуги не указана в счете-фактуре, ее стоимость можно определить по данным бухгалтерского учета (калькуляции, расчет себестоимости и т.д.).

Налоговый кодекс обязывает налогоплательщиков вести раздельный учет при наличии нескольких видов деятельности, по которым установлены разные объекты налогообложения(ст. 353 НК). Для производственных предприятий объектом налогообложения является выручка от реализации товаров собственного производства, а для строительных работ -выручка от реализации строительных работ, выполненных собственными силами(ст. 355 НК). В целях налогообложения рекомендуется вести раздельный учет по видам деятельности, поскольку для строительных предприятий предусмотрен отдельный порядок расчета ЕСП, страховых взносов и НДФЛ.

2. Если установка окон связана с применением методов промышленного альпинизма, то на этот вид деятельности требуется лицензия (прил.№ 3 ПКМ № 410 от 24.09.2003г.).

Столярные и плотницкие работы, а так же производство окон из ПВХ не являются лицензионными видами деятельности. Для них получение каких-либо разрешений не предусмотрено.

3. По строительным работам вам необходимо составлять сметную документацию и согласовывать ее с заказчиком. Смета является документом, который определяет стоимость строительства (цена предложения) (ШНК 4.01.16-09 "Правила определения стоимости строительства в договорных текущих ценах"). По договорам на изготовление окон сметная документация не обязательна.

В части выполнения строительных работ ваше предприятие выступает как подрядная организация (ст. 666-685 ГК).

4. На производство строительных работ, к которым относится установка потолков необходимо оформлять справку-счет-фактуру о выполненных работах, которая содержит реквизиты счета-фактуры. Порядок оформления приведен в Указаниях по заполнению формы первичного учета "Справка-счет-фактура о выполненных работах (понесенных затратах)" при строительстве объектов (прил. N 2 к протоколу Республиканской комиссии по мониторингу  за  реализацией  реформ и лицензированию деятельности в области строительства N 1от 02.02.2009 г.).

По договору на изготовление и установку окон справка-счет-фактура о выполненных работах не обязательна, поскольку в договоре стоимость установки не выделяется.

5. Бухгалтерский учет производства не многим отличается от бухгалтерского учета строительных работ. Оформление первичных документов имеет отличия, но за прошлые периоды вряд ли возможно исправить первичные документы. Вам необходимо с учетом наших рекомендаций пересмотреть порядок учета хозяйственных операций,  оформления первичной документации, внести изменения в учетную политику.

С учетом возможных рисков, а так же существующих различий в порядке налогообложения строительных работ и производственной деятельности рекомендуем рассчитать сумму риска.

Если в ходе анализа выявится, что в каких-то отчетных периодах выручка по строительным работам преобладает, за эти периоды необходимо будет сдать Справку-расчет о численности работников и фонде оплаты труда.

Показать ответ

1. Да, распространяется, поскольку с 1 января 2017 года все лекарственные средства и изделия медицинского назначения должны реализовываться с применением предельных торговых надбавок (регулируемая цена), а социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения должны продаваться по фиксированным ценам (ПП-2647 от 31.10.2016 г.).

Таким образом, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, приобретенные до 1 января 2017 года, так же должны реализовываться по регулируемым и фиксированным ценам (прил. №4 ПП-2647 от 31.10.2016 г., далее Положение).

2. В Положении не предусмотрено возмещение убытков предприятиям, реализующим лекарственные средства и мед. изделия, связанных с введением на них регулируемых и фиксированных цен.

Необходимо отметить, что изменился механизм расчета торговой надбавки по импортным лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения (далее, изделия). Раньше предельная ставка по импортным лекарствам и изделиям в совокупности (от импортера до аптеки) составляла 20%, т.е. к покупной стоимости (стоимость по ГТД по курсу ЦБ на дату оформления + таможенные платежи+ курсовая разница + прочие расходы, связанные с поставкой товара) добавлялось всего 20%. В этих же 20% учитывалась надбавка оптовой организации (п. 3.1.- 3.3., рег. МЮ №974 от 29.09.2000г.).

К примеру, покупная стоимость импортного лекарства составила 1000 сум. Оптовая организация реализует аптеке по 1100 сум (10% от покупной стоимости 1000 сум), в розницу лекарство может быть реализовано по цене 1200 сум (20% от покупной стоимости 1000 сум). Совокупная ставка составила 20%.

В новом Положении совокупная торговая надбавка (для расчета фиксированной и регулируемой цены) учитывает надбавку оптовой организации и надбавку розничной организации(прил.№4 ПП №2647 от 31.10.2016 года).

К примеру, покупная стоимость импортного лекарства составила 1000 сум. Оптовая организация реализует аптеке по 1150 сум (15% от покупной стоимости 1000 сум), в розницу лекарство может быть реализовано по цене 1380 сум (20% от оптовой цены 1150 сум). Совокупная ставка составила 38%.

По лекарственным средствам и изделиям отечественных производителей действующий порядок аналогичен предыдущему. Изменилась совокупная ставка. Ранее она составляла 50%,с 1 января 2017 года 38%.

До 1 января 2017 года 

К примеру, покупная стоимость отечественного лекарства составила 1000 сум. Оптовая организация реализует аптеке по 1200 сум (20% от покупной цены 1000 сум), в розницу лекарство может быть реализовано по цене 1500 сум (25% от оптовой цены 1200 сум). Совокупная ставка составляла 50%.

С 1 января 2017 года

Покупная стоимость отечественного лекарства составила 1000 сум. Оптовая организация реализует аптеке по 1150 сум (15% от покупной цены 1000 сум), в розницу лекарство может быть реализовано по цене 1380 сум (20% от оптовой цены 1150 сум). Совокупная ставка составила 38%.

Снижение уровня предельной надбавки для отечественных лекарственных средств должно побудить реализаторов с одной стороны оптимизировать затраты, а с другой увеличивать товарооборот.

Показать ответ

1. По сути, оптовая цена, от которой определяется розничная цена, это цена приобретения лекарств аптеками (розничным звеном). Но, оптовая цена не может превышать покупную (отпускную) стоимость более, чем на 15 %. Розничная цена в свою очередь не может превышать оптовую цену более, чем на 20 % (п. 1 ПП №2647 от 31.10.2016 г.).

В случае участия в поставке медикаментов нескольких оптовых организаций совокупный размер применяемой надбавки не должен превышать установленного предельного размера (п.16-18 прил. №4 ПП №2647 от 31.10.2016 г., далее - Положение), то есть оптовая надбавка распределяется между несколькими предприятиями-оптовиками.

Например, покупная стоимость «Оциллококцинум» (контрактная стоимость +таможенные платежи+ курсовая разница+ прочие расходы) составила 3000 сум. «Оциллококцинум» не является социально значимым лекарством, по нему применяются регулируемые цены.

Узбекское предприятие - импортер лекарственных средств (1-ый поставщик) реализовало предприятию оптовой торговли (2-ой поставщик) «Оциллококцинум» за 3 210 сум (наценка 7%).

Необходимо определить по какой цене 2-ой поставщик может реализовать препарат в аптеку для дальнейшей продажи в розничной сети.

Исходя из уровня предельной оптовой надбавки (15%) максимальная цена оптовой реализации «Оциллококцинум» составит 3450сум (3000 х 1,15).

Наценка 2-го поставщика составит 240 сум (3 450 – 3 210) или 8% от базовой цены (15%-7%).

Таким образом, чем больше посредников, тем ниже наценка у каждого оптового продавца.

Для аптеки оптовой ценой будет 3450 сум (не более), от которой определяется розничная цена.

При оформлении расчетных документов на реализуемые медикаменты в обязательном порядке указываются:

-          покупная (отпускная) стоимость, являющаяся базой для исчисления торговой надбавки;

-          цена покупки для организации, осуществляющей дальнейшую реализацию, и применяемая им торговая надбавка (п.21 Положения).

То есть, по расчетным документам всегда можно определить правильность расчета оптовой цены и правильно определить розничную цену.

2. Для медикаментов, реализуемым по регулируемым ценам надбавка для розничной реализации медикаментов установлена - не более 20% от оптовой цены (п. 1 ПП №2647 от 31.10.2016 г.).

Из нашего примера определим максимальную розничную цену «Оциллококцинум» для реализации в аптеке:

3 450 х 1,20=4 140 сум.

Показать ответ

Для розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее, медикаменты) установлена предельная надбавка - не более 20% от оптовой цены.

Оптовая цена на медикаменты определяется в виде надбавки к покупной (для импортной продукции) или отпускной (для отечественной продукции) стоимости медикаментов независимо от числа посредников. Надбавка для оптовой реализации устанавливается в размерах не более 15% от покупной (отпускной) стоимости. (п. 1 ПП №2647 от 31.10.2016 г.).

Предприятия, осуществляющие оптовую, а также розничную реализацию медикаментов через собственную розничную сеть применяют соответствующие надбавки для каждого звена, при условии ведения раздельного учета затрат.

Например, покупная стоимость импортного препарата (контрактная стоимость + таможенные платежи + курсовая разница + прочие расходы) составила 5 000 сум. Препарат не является социально значимым лекарством, по нему применяются регулируемые цены.

Узбекское предприятие - импортер лекарственных средств реализовало аптеке препарат с предельной наценкой 15%. Оптовая цена препарата составила 5 750 сум (5000 х 1,15).

Исходя из уровня предельной розничной надбавки (20%) максимальная цена реализации препаратав в аптеке составит 6 900 сум (5 750 х 1,2). Наценка аптеки составит 1 150 сум (6 900 – 5 760).

Сравним розничную цену 6900 сум с базовой (покупной) 5000 сум.

6900/5000 = 1,38, то есть совокупная предельная наценка к базовой цене составляет 38 % (1,15*1,2).

Аналогичный порядок расчета розничной цены предусмотрен для медикаментов отечественного производства.

Показать ответ

3. Штрафы, пени, неустойки, расчеты по претензиям, взыскиваемые с контрагентов за несоблюдение договорных обязательств, отражаются в учете на счете 4860 "Счета к получению по претензиям" в размерах, признанных плательщиками или присужденных хозяйственным судом.Суммы предъявленных претензий по штрафам, пени, неустойкам, не признанных плательщиками и по которым отсутствует решение суда, к учету не принимаются.

Наименование операции

Дебет

Кредит

Признание штрафов, пени и неустоек за несоблюдение договорных обязательств

4860 "Счета к получению по претензиям"

9330 "Взысканные штрафы, пени и неустойки"

Поступление штрафа, неустойки

5110 "Расчетный счет"

4860 "Счета к получению по претензиям"

Списание убытка

9430 «Прочие операционные расходы»

2010 «Основное производство»

Взысканные или признанные должником штрафы и пеня относятся к прочим доходам (ст. 132 НК) и подлежат включению в совокупный доход предприятия при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и единому налоговому платежу (статьи 129 и 355 НК). Штрафы начисляются без НДС.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика