Ответов: 364
Ответы эксперта. Налоговый учет 2014 - 2018
Показать ответ

Для малых предприятий расчет минимального размера ЕСП изменился  с выходом в свет сообщения  №ММ/04-01-32-14/158/150 от 16.02.2015г.

Министерство финансов РУз опубликовало разъяснения по вопросу исчисления и уплаты ЕСП микрофирмами и малыми предприятиями в связи со снижением его ставки с 25 до 15%.

Постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета (зарегистрировано Министерством юстиции 19.02.2015 г., № 2095-3)  внесены изменения в Положение о порядке исчисления и уплаты единого социального платежа с учетом введения минимального размера единого социального платежа.

Расчет минимального размера ЕСП производится в соответствии с «Положением о порядке исчисления и уплаты единого социального платежа с учетом введения минимального размера единого социального платежа» (Приложение к Постановлению от 22.03.2010 года МФ N 22 и ГНК N 2010-13, зарегистрированное МЮ 13.04.2010 г. N 2095).

Положением установлено, что плательщики ЕСП начисление платежа производят в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом (глава 51 НК). Ставки ЕСП, устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан на соответствующий год.

C 1 января 2015 года для малых предприятий ставка ЕСП утверждена в размере 15% от фонда оплаты труда (пункт 3 и приложение N 25 к Постановлению Президента РУз от 04.12.2014 г. N ПП-2270).

Минимальный размер ЕСП определяется в целом по предприятию, исходя из:

- фактически отработанных дней всеми работниками (независимо от отработанных часов в день), но не более количества рабочих дней за месяц, установленного на предприятии;

- количества рабочих дней за месяц, установленного на предприятии;

- норматива ЕСП на одного работника за месяц.

Согласно ПКМ №26 от 13.02.2015г. «О порядке исчисления и уплаты ЕСП микрофирмами и малыми предприятиями» норматив ЕСП с 1 января 2015 года составляет:

 50% от минимальной заработной платы (МРЗП) в месяц на каждого работника для фермерских хозяйств;

 65% от МРЗП в месяц на каждого работника для микрофирм и малых предприятий (за исключением фермерских хозяйств);

1 МРЗП в месяц на каждого работника для остальных плательщиков ЕСП.

С 15 декабря 2014 года минимальная заработная плата составляет 118 400 сум в месяц (пункт 2 Указа Президента РУз от 21.11.2014 г. N УП-4672).

18.02.2015 [ID: 2720] Каким образом осуществляются льготы, предусмотренные пунктом 4 ПКМ № 349 от 22 июля 2004 г. и пунктом 10 приложения № 3 к УП-4116 от 17 июня 2009 г. об уменьшении налогооблагаемой прибыли на сумму перечисленных средств для предприятий-налогоплательщиков, инвестиции которых были направлены на внедрение и поддержку систем управления качеством, а также льготы, предусмотренные пунктом 7 ПП-1731 от 26 марта 2012 г. об уменьшении налогооблагаемой базы по ЕНП на сумму средств, направленных на внедрение систем управления качеством? Полностью или частично возвращается инвестируемая сумма? Какие документы необходимо предоставить в налоговую инспекцию в связи с использованием льгот?
Показать ответ

Для налогоплательщиков, внедряющих  на своих предприятиях системы управления качеством, соответствующие международным стандартам, предусмотрены льготы в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли, налогооблагаемой базы по ЕНП.

Для предприятий, применяющих общеустановленный порядок налогообложения льготы предусмотрены в ПКМ от 22.07.2004 г. N 349 «О мерах по внедрению на предприятиях систем     управления     качеством, соответствующих международным стандартам»:

Налогооблагаемая прибыль юридических лиц при исчислении налога на прибыль уменьшается на сумму инвестиций, направляемых на внедрение и поддержку систем управления качеством.

Льгота по налогу на прибыль имеет бессрочный характер (Перечень решений Кабинета Министров Республики Узбекистан, предоставляющих налоговые льготы, имеющие бессрочный характер и сохраняющие свое действие - Приложение N 3 к Указу Президента РУз от 17.06.2009 г. N УП-4116).

Данная льгота отражается в Приложении № 6 к Расчету налога на прибыль юридических лиц и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (Постановление МЮ N 2439 от 22.03.2013 г.).

Для предприятий, применяющих упрощенный порядок налогообложения, льгота предусмотрена в статье 356 НК.

Льгота предоставлена предприятиям, направляющим средства на внедрение систем управления качеством, проведение сертификации продукции на соответствие международным стандартам, а также на приобретение комплексов для проведения лабораторных тестов и испытаний.

Уменьшение НОБ производится в течение  пяти лет на сумму средств, направляемых на указанные цели, но не более 25 % от налогооблагаемой базы (статья 356 НК, пункт 7 Постановления Президента РУз от 26.03.2012 г. N ПП-1731).

Предприятия могут начать применять льготу в том налоговом периоде, в котором осуществлены  расходы по внедрению систем управления качеством.

Эта льгота учтена и в формах отчетности по ЕНП (Постановление МЮ N 2439 от 22.03.2013 г.). В Приложении N 5 к Расчету ЕНП предусмотрено уменьшение налога на сумму средств, направленных на инвестиции, в том числе на внедрение систем управления качеством.

В заключении необходимо отметить, что расходы на внедрение систем управления качеством должны быть документально подтверждены первичными документами (договора, счета-фактуры, акты выполненных работ и прочее). Предоставление каких-либо документов в органы налоговой службы, подтверждающих право  применения льготы, законодательством не предусмотрено.

Показать ответ

Чтобы определить порядок налогообложения дохода от реализации автомобиля. необходимо определить статус Представительства.

Представительства иностранных коммерческих организаций в Узбекистане не являются юридическими лицами (пункт 7 Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан, утвержденного Постановлением КМ от 23.10.2000 г. N 410) и не осуществляют хозяйственную или иную коммерческую деятельность. Исключение составляют представительства иностранных авиакомпаний, которые являются постоянным учреждением.

Имущество, используемое представительством в своей деятельности, является собственностью иностранной компании (пункт 22 вышеназванного Положения).

Исходя из положений Налогового кодекса:

Представительства не отвечают критериям резидентов РУз, указанным в статье 19 НК, соответственно являются нерезидентами.

Плательщиками налога на прибыль являются только юридические лица нерезиденты. Так как Представительство не является юридическим лицом, а так же не зарегистрировано как постоянное учреждение, то и не является плательщиком налога на прибыль.

В Налоговом кодексе есть понятие «Постоянное учреждение нерезидента». Постоянное учреждение регистрируется если нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан. Из вышеизложенного делаем вывод, что Представительство иностранной компании, не занимающееся предпринимательской деятельностью в Республике Узбекистан, не относится к постоянному учреждению.

Налогообложение доходов от реализации имущества, полученных Представительством, может рассматриваться как получение доходов нерезидентов РУз, не связанных с постоянным учреждением. Такие доходы подлежат налогообложению у источника выплаты, без вычета расходов, связанных с извлечением этих доходов. Закрытый перечень доходов нерезидентов, полученных в РУз, облагаемых у источника выплат размещен в статье 155 НК. Однако, статья 155 регулирует порядок налогообложения при реализации только недвижимого имущества.

В вашем случае машина – даже очень движимое имущество (статья 83 Гражданского кодекса). В НК так же не предусмотрены ставки налога на доход нерезидентов при реализации движимого имущества.

Подведем итоги размышлений.

Представительство – нерезидент РУз, не юридическое лицо. Имущество представительства принадлежит головной иностранной компании. Представительство не является плательщиком налога на прибыль и не относится к постоянному учреждению (кроме представительств авиакомпаний). В статье  НК не предусмотрено, что доходы от реализации движимого имущества нерезидентов облагаются у источника выплаты. По моему мнению, у Вашего Представительства при реализации автомобиля отсутствуют налоговые обязательства в РУз.

Показать ответ

На сегодняшний день не изменен порядок начисления и уплаты ЕСП представительствами, не занимающимися предпринимательской деятельностью, а также не зарегистрированных как постоянное учреждение юридического лица – нерезидента РУз.

Представительства иностранных коммерческих организаций в Узбекистане не являются юридическими лицами  и не осуществляют хозяйственную или иную коммерческую деятельность (пункт 7 Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан, утвержденного ПКМ от 23.10.2000 г. N 410). Исключение составляют представительства иностранных авиакомпаний, которые являются постоянным учреждением.

В соответствие со статье 305 НК представительства являются плательщиками ЕСП.

Положением о порядке исчисления и уплаты единого социального платежа с учетом введения минимального размера единого социального платежа (Приложение к Постановлению от 22.03.2010 года МФ N 22 и ГНК N 2010-13, зарегистрированное МЮ 13.04.2010 г. N 2095) определяет порядок исчисления и уплаты хозяйствующими субъектами единого социального платежа (далее - ЕСП) с учетом введения минимального размера ЕСП».

В нормативно-правовых актах даны следующие определения понятия «хозяйствующие субъекты»:

«Предприятия, независимо от форм собственности или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью (Уголовный кодекс РУз, разд. VIII)

«Юридические лица всех организационно - правовых форм, в том числе иностранные, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров и оказанию услуг, их объединения, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.» (Закон РУз от 06.01.2012 г. N ЗРУ-319 "О конкуренции", а.4 ч.1 ст.4).

Как видим из определений, «хозяйствующие субъекты» - это те субъекты, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Ваше Представительство не занимается предпринимательской деятельностью.

Из чего делаем вывод: Положение о порядке исчисления и уплаты единого социального платежа с учетом введения минимального размера единого социального платежа» регламентирует порядок начисления ЕСП только для «хозяйствующих субъектов, соответственно к Представительствам не имеет отношения.

Ставка ЕСП  на 2015 год для Вас не изменилась и согласно Приложению 25 к Постановлению Президента РУз от 04.12.2014г. № ПП-2270 составляет 25 %.

Показать ответ

Согласно статье 103 Таможенного Кодекса НДС относится к таможенным платежам.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей регулирует статья 113 Таможенного Кодекса:

Суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату либо зачету в счет будущих платежей по требованию плательщика в течение одного года с момента уплаты или взыскания таких платежей в порядке, предусмотренном законодательством.

Это также подтверждает Инструкция о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей (МЮ РУз от 14.07.2000 г. N 947):

«Плательщик может обратиться в территориальную таможенную службу (далее - таможенный орган), в зоне деятельности которого производилось таможенное оформление, с требованием возврата платежей или зачета в счет будущих платежей в течение одного года с момента их уплаты или взыскания».

В Постановлении пленума высшего хозяйственного суда РУз от 24.04.2009 г. N 197 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства хозяйственными судами»,  также рассматривается вопрос о сроках и порядке возврата таможенных платежей:

«Судам следует учитывать, что годичный срок возврата таможенных платежей, установленный частью первой статьи 113 ТК, не является сроком исковой давности, а является сроком для обращения в таможенные органы плательщиков с заявлением о возврате (зачете в счет будущих платежей) сумм излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей.

В случае, если до подачи искового заявления в суд плательщик в течение одного года не обращался в таможенные органы с заявлением о возврате (зачете) денежных средств, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 8 статьи 86 ХПК:

 «истцом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором сторон, и возможность такого урегулирования утрачена».

Подведем итоги наших изысканий.

Первое – НДС в ГТД относится к таможенным платежам.

В течении года с момента уплаты НДС вы можете воспользоваться своим правом на возврат излишне начисленного платежа.

Второе – если в течении года вы не обратились с заявлением о возврате в соответствие с Инструкцией о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей возврат таможенных платежей не производится в соответствии со статьей 86 ХПК.

Показать ответ

Да, последствия в Вашем случае могут быть. Если вы используете «льготное» сырье не по назначению, вы нарушите порядок таможенного оформления указанного сырья, за что к вам могут быть применены санкции в виде штрафов и пени. Основным нормативным актом при таможенном оформлении товаров является Таможенный кодекс. Давайте разберемся в статьях Таможенного кодекса.

Статья 112 Таможенного кодекса:

«Таможенные платежи, не уплаченные в соответствии с настоящим Кодексом, взыскиваются таможенным органом в бесспорном порядке.

Доначисление таможенных платежей может производиться в течение одного года с момента выпуска товаров. При этом юридические лица, направив письменное уведомление в таможенный орган, вправе осуществлять уплату доначисленных по результатам проверок сумм таможенных платежей, а также финансовых санкций равными долями в течение шести месяцев со дня принятия решения о взыскании.

За время задолженности в бесспорном порядке от суммы недоимки взыскивается пеня в размере 0,033 процента за каждый день просрочки. На сумму задолженности, равной излишне уплаченным субъектом предпринимательства суммам, пеня не начисляется. Размер пени не может превышать суммы задолженности субъекта предпринимательства по таможенным платежам.

При уклонении от уплаты таможенных платежей либо при отсутствии у плательщика денежных средств взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.»

Статья 165 Таможенного Кодекса :

«… транспортировка, хранение и приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены таможенные льготы по таможенным платежам, используемых либо отчуждаемых в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, без разрешения таможенного органа -

влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста процентов стоимости товаров и транспортных средств с их конфискацией.»

Чтобы избежать штрафных санкций, Вам необходимо обратиться в таможенный орган  с просьбой о повторном декларировании части сырья, которое будет использовано для производства продукции, не являющейся изделием медицинского назначения. При этом Вам должны пересчитать таможенные платежи без применения льгот.

Так как таможенные платежи приравнены к обязательным платежам согласно статье 23 НК, то в соответствии со статьей 109 НК: «В случае самостоятельного исправления ошибки до начала налоговой проверки налогоплательщик освобождается от ответственности, за исключением уплаты пени».

Показать ответ

Как вы правильно заметили, в Положении о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан (приложение N 5 к ПКМ РУз от 01.05.2003 г. N 199) (далее - Положение) определены плательщики компенсационных выплат и объекты компенсационных выплат.

Плательщиками являются все юридические лица (кроме предприятий, финансируемых исключительно из государственного бюджета), индивидуальные предприниматели, которые осуществляют выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещают отходы на территории РУз.

Объектом компенсационных выплат является масса нормативных и сверхнормативных (сверхлимитных), а также аварийных и залповых выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

В соответствие с пунктом 7д Положения:

Объектами компенсационных выплат не является масса нормативных (лимитных) выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещаемых отходов, по которым сумма компенсационных выплат, исчисленная за год, составляет менее 5-кратного размера минимальной заработной платы.

Иными словами, если расчетная сумма компенсационных выплат за массу выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов в пределах норм (в т или кг) за год составила менее 5-кратного МРОТ, то ваши отходы и выбросы не будут являтся объектом компенсационных выплат.

Однако, по предоставленному Вами расчету у вас отсутствуют утвержденные нормативы выбросов и отходов, что так же подтверждает применение в расчете повышающего коэффициента.  В известном Вам Положении говорится об отходах и выбросах в перделах норм (нормативных), соответственно вы являетесь плательщиком компенсационных выплат.

Нормы отходов определяются в процессе экологической экспертизы. Согласно Закону "О государственной экологической экспертизе" (от 25.05.2000 г. N 73-II), все предприятия должны пройти процедуру оценки воздействия их деятельности на окружающую среду.

Вашему предприятию необходимо утвердить нормативы выбросов и отходов, которые расчитываются по результатам экологических процедур.

Показать ответ

Исчисление минимального ЕНП из расчета трехкратной суммы земельного налога производится по Положению о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера единого налогового платежа (приложение к Постановлению N 2203 от 03.03.2011 г.,  далее – Положение  №  2203).

При исчислении минимального размера ЕНП учитываются земельные участки, используемые юридическими лицами на правах собственности, владения, пользования или аренды.

Исключение составляют земельные участки, указанные в части 2 статьи 280 НК РУ и части 2 статьи 282 НК РУз.

 Не рассматриваются в качестве объекта налогообложения в соответствии с частью 2 статьи 280 НК РУз:

  • земли общего пользования населенных пунктов. К землям общего пользования населенных пунктов относятся: площади, улицы, проезды, дороги, оросительная сеть, набережные и т.п;
  • земли, используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и отдыха населения (лесопарки, парки, бульвары, скверы, а также земли арычной сети);
  • земли коммунально-бытового назначения (места погребения, места сбора, перегрузки и сортировки бытовых отходов, а также места обезвреживания и утилизации отходов и т. п.);
  • земли запаса.

Если ваша дорога принадлежит к земле общего пользования населенных пунктов или является автомобильной дорогой общего пользования (пункт 10 ст 282 НК), то тогда при расчете минимального размера ЕНП она не учитывается в общей площади.

Что касается садов, то согласно пункту 26 статьи 282 НК не подлежат налогообложению земельные участки, «на которых произведены новые посадки садов, виноградников и тутовников сроком на три года, независимо от использования междурядий для посева сельскохозяйственных культур. Исчисление срока, на который предоставляется льгота на новые посадки, произведенные осенью, начинается с 1 января следующего года, а на посадки, произведенные весной, начинается с 1 января текущего налогового периода.»

Таким образом, если ваш сад относительно новый (ему меньше 3 лет) эту площадь тоже можно вычесть из общей облагаемой площади при расчете земельного налога.

Пункт 6 статьи 282 исключает из налогообложения «земли водного фонда. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами (реками, озерами, водохранилищами и т.п.), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов и других водных объектов, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам для нужд водного хозяйства».

Если ваш хауз попадает под данное определение, то его площадь также может быть исключена из расчета земельного налога.

О пашенных землях надо сказать следующее :

В статье 282 НК предусмотрены льготы для таких земельных участков,  как :

«23) вновь осваиваемые для сельскохозяйственных целей - на период выполнения работ по их освоению и в течение пяти лет со времени их освоения; 

24) существующего орошения, на которых производятся мелиоративные работы, - сроком на пять лет с начала работ;

26) сельскохозяйственного назначения и лесного фонда научных организаций, опытных, экспериментальных и учебно-опытных хозяйств научно-исследовательских организаций и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, используемые непосредственно для научных и учебных целей. В соответствии с настоящим пунктом от уплаты налога освобождаются земельные участки, занятые под посевами и насаждениями, используемыми для проведения научных опытов, экспериментальных работ, селекции новых сортов и других научных и учебных целей, тематика которых утверждена».

Если ваши пашенные земли соответствуют выше приведенным условиям, то они также могут быть исключены из расчета земельного налога.

При этом стоит напомнить, что при применении льгот по земельному налогу необходимо документальное подтверждение того, что тот или иной участок земли соответствует требованиям НК. К примеру, должны быть документы, подтверждающие, что сад посажен не более чем 3 года назад и т.д.

При расчете земельного налога также необходимо учесть:

  • На земельные участки, используемые не по прямому назначению, льготы, установленные в статье 282, не распространяются.
  • За земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в административных границах городов и поселков, земельный налог уплачивается в 2-х кратном размере ставок, установленных для сельскохозяйственных земель (статья 283 НК).

Минимальный размер ЕНП в соответствии с Положением № 2203 определяется по следующей формуле:

Мренп = 3 х Н х К1 х К2, где:

Мренп - минимальный размер ЕНП;

Н - земельный налог.

Чтобы рассчитать земельный налог, вам необходимо определить облагаемую площадь:

из общей площади вашего земельного участка вычесть площадь льготных земель.

Затем облагаемую площадь (в гектарах) умножить на ставку налога.

При исчислении земельного налога применяются минимальные ставки, установленные для данной местности и категории земель. Так, например, в городе Ташкенте применяются ставки земельного налога, установленные для 5 зоны (17 250 000 сум за 1 га), в городе Самарканде - для 4 зоны, а в городе Хиве - для 3 зоны.

Земельный налог исчисляется в расчете на квартал ((площадь налогооблагаемого земельного участка х установленная минимальная ставка) / 4).

К1 - понижающий коэффициент, применяемый в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Для вашего производственного предприятия К1=0,5.

К2 - понижающий коэффициент, применяемый в зависимости от месторасположения юридического лица. При отнесении населенных пунктов к труднодоступным и горным районам следует руководствоваться Инструкцией о порядке отнесения населенных пунктов к труднодоступным и горным районам, зарегистрированной МЮ 11.11.2008 г. N 1868.

Определившись со льготами по земельным участкам и  используя вышеуказанный алгоритм рассчета, Вы сможете определить сумму земельного налога для расчета минимального размера ЕНП.

Показать ответ

Порядок исполнения обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей определен в главе 11 Налогового кодекса

«Налогоплательщик, имеющий неисполненные обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей, обязан представить платежное поручение на их уплату в обслуживающий банк не позднее срока уплаты налогов и других обязательных платежей, установленного настоящим Кодексом, независимо от наличия денежных средств на его банковском счете» (статья 59 НК).

Что собственно вы и сделали.

Тем не менее, ваше обязательство по уплате налога остается неисполненным. В соответствии со статьей 48 НК:

«Налог или другой обязательный платеж не считается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога или другого обязательного платежа, а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк платежного поручения этот налогоплательщик имеет неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с актами законодательства исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований».

Пока ваше обязательство не погашено, ГНИ обязана предъявить вам требование о необходимости исполнения налогоплательщиком обязательства и принимаемых мерах принудительного взыскания налоговой задолженности. Требование направляется не позднее трех рабочих дней после истечения срока уплаты налогов и других обязательных платежей.

Если вы не сможете погасить полностью вашу задолженность перед бюджетом в течение 10 дней с даты выставления налоговым органом требования о взыскании (статья 59 НК), ГНИ должна провести процедуру взыскания в бюджет вашей задолженности с ваших дебиторов (согласно порядку, установленному в статье 64 НК).

Далее, если все же ваша задолженность не погашена, то в течение 30 дней с даты выставления налоговым органом требования о взыскании (статья 59 НК), ГНИ должна провести процедуру взыскания на имущество (порядок установлен в статье 65 НК).

Минимальные размеры налоговой задолженности для обращения взыскания на имущество налогоплательщиков (приложение N 28 к Постановлению Президента РУз от 04.12.2014 г. N ПП-2270) для юридических лиц и их обособленных подразделений, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан возложено обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей составляет 20 МРОТ *.

 20*118 400= 2 368 000 сум.

Минимальные размеры налоговой задолженности для обращения взыскания на имущество налогоплательщиков определяются исходя из минимальной заработной платы, установленной на начало года - на 1 января 2015 года (118 400 сумов) и не пересматриваются в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.

Ваша задолженность превышает минимальный размер налоговой задолженности, и соответстветственно, при указанных выше условиях ГНИ может осуществить обращение взыскания на ваше имущество для покрытия налоговой задолженности через судебные органы.

Что же касается административной ответственности, то в Кодексе об административной ответственности предусмотрены штрафы (статья 175):

За непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком в обслуживающий банк платежного поручения на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды;

За нарушение порядка ведения кассовых операций и платежной дисциплины, в том числе неисполнение инкассовых поручений налоговых органов по взысканию платежей с предприятий-недоимщиков, а также в случаях просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и нарушения установленных сроков проведения платежей при наличии соответствующих средств на счетах предприятий, а также действия, нарушающие очередность списания денежных средств.

В итоге, так как вы вовремя  выставили на картотеку платежное поручение по уплате ЕНП, а так же если денежные средства на ваших расчетных счетах действительно отсутствуют, то  административные штрафы не должны применяться.

Однако, до суда дело может дойти, если вы не уложитесь в указанные сроки и не погасите свою задолженность перед бюджетом.

В соответствии со статьей 120 НК так же предусмотрена пеня в размере 0,033% за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока уплаты по день уплаты включительно. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от исполнения налоговых обязательств.

Показать ответ

Действительно, в соответствии с пунктом 31 статьи 179 НК предоставлена льгота по НДФЛ на суммы заработной платы и другие доходы граждан, подлежащие налогообложению, направляемые на оплату за обучение (свое обучение или обучение своих детей в возрасте до двадцати шести лет) в высших учебных заведениях Республики Узбекистан.

Порядок применения льготы предусмотрен в «Положении о порядке применения льготы по налогу на доходы физических лиц в части средств, направляемых на оплату за обучение в высших учебных заведениях Республики Узбекистан» (Постановление МФ, ГНК, зарегистрировано МЮ 27.05.2010 г. N 2107, далее - Положение).

Судя из текста вопроса, по основному месту работы льгота по НДФЛ не применялась и сотрудник хотел бы ее получить, подав Декларацию о доходах в органы налоговой службы.

В пункте 14 Положения предусмотрено, что:

В случае если физическому лицу налоговый вычет не был предоставлен у источника выплаты, налоговый вычет может быть предоставлен на основании декларации о совокупном годовом доходе физического лица в порядке, предусмотренном главой III настоящего Положения.

Глава III Положения определяет порядок предоставления налогового вычета на основании декларации о совокупном годовом доходе физического лица.

Подведем итоги:

Если выполнены условия получения льготы в соответствии с Положением, то ваш сотрудник вправе получить налоговый вычет как у юридического лица, оплатившего контракт, так и при подаче Декларации о совокупном годовом доходе физического лица.

Напомним, что Декларацию о совокупном годовом доходе физического лица можно отправить в ГНИ по почте заказным письмом (статья 191 НК) или воспользоваться интернет ресурсами. Порядок предоставления декларации  о совокупном годовом доходе физического лица мы подробно рассматривали в НТВ № 9 за 2015 год.

Показать ответ

Основным актом трудового законодательства в республике, регулирующим отношения участников трудового процесса (работников и работодателей) на предприятиях независимо от их организационно-правовых форм, является Трудовой кодекс РУз (далее - ТК РУз).

Статьей 16 ТК РУз определены основные трудовые права работника:

на вознаграждение за труд не ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда (118 400 * 2,476=293 158,4 сум).

В статье 154 ТК определены гарантии работника:

Работодатель, независимо от своего финансового состояния, обязан в установленные сроки оплатить работнику выполненную им работу в соответствии с установленными условиями оплаты труда.

Размер оплаты труда, определенный соглашением сторон трудового договора, не может быть ниже установленного коллективным договором или соглашением.

Отсутствие объемов работ это простой по вине работодателя.

В соответствие со статьей 159 ТК при простое не по вине работника за ним сохраняется средний заработок.

Из чего следует, что вне зависимости от наличия объемов работ на предприятии, работодатель обязан выплачивать работнику хотя бы минимальный размер заработной платы в размере 293 158,4 сум, а то и средний заработок, если это простой в работе не по вине работника. А если есть начисление заработной платы, соответственно должны быть начислены налоги и страховые взносы.

Даже если ваши работники написали заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы в соответствие со статьей 150 ТК и администрация предприятия согласилась отправить работников в такой отпуск, то надо помнить, что отпуск без сохранения заработной платы не может в общей сложности превышать трех месяцев в течение двенадцатимесячного периода.

При этом у административного персонала обычно всегда находится работа. Главному бухгалтеру нужно ежемесячно производить какие-то платежи, возможно необходимо подготовить отчеты и сдать их адресату (к примеру, если числятся пенсионеры на предприятии, то заявка в Собес сдается ежемесячно и т.д.), руководитель тоже может оформлять какие-то документы (к примеру, подписать платежное поручение, договор и т.д.). Все время работы  административного персонала отражается в табеле учета рабочего времени, который тоже кто-то должен заполнить (это тоже рабочее время).

Общеизвестно, что основанием для начисления заработной платы является табель учета рабочего времени, в котором отмечается фактически отработанное время каждым работником.

Из всего вышеизложенного вытекает, что совсем не начислять заработную плату не получится. А следовательно, без налогов и страховых взносов не обойтись.

К тому же, все предприятия обязаны начислять ЕСП не ниже минимального размера, установленного в «Положении о порядке исчисления и уплаты единого социального платежа с учетом введения минимального размера единого социального платежа» (МЮ от 13.04.2010 г. N 2095). Есть, конечно, отдельные категории налогоплательщиков, к которым оно (Положение) не относится.  И, тем не менее, если на вашем предприятии найдется хоть один работник, который проработал хотя бы 1 час за месяц, вы обязаны начислить ему заработную плату.

В статье 32 НК  определены обязанности налогоплательщиков:

своевременно и в полном объеме выполнять свои налоговые обязательства;

вести бухгалтерский учет, составлять финансовую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством.

Так же налогоплательщик во исполнение налогового обязательства обязан (ст. 34 НК):

определять и вести учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

составлять финансовую и налоговую отчетность и представлять ее в органы государственной налоговой службы;

своевременно и в полном размере уплачивать налоги и другие обязательные платежи.

В соответствие со статьей 310 НК у вас ежемесячно возникает обязанность по начислению и уплате единого социального платежа и страховых взносов:

Единый социальный платеж и страховые взносы исчисляются ежемесячно исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок.

Уплата единого социального платежа и страховых взносов производится ежемесячно не позднее 10 числа следующего месяца.

О штрафах.

Если налогоплательщик не выполнил свои обязательства в срок или совсем не выполнил, следовательно он совершил виновное противоправное деяние (действия или бездействие) налогоплательщика, за которое НК установлена ответственность (ст. 106 НК).

По всей вероятности к вам могут быть применены следующие санкции:

По статье 116 НК :

"За отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, приведшее к невозможности определения сумм налогов и других обязательных платежей, подлежащих исчислению, должностное лицо налогоплательщика - юридического лица привлекается к административной ответственности".

В статье 175 Кодекса РУз об административной ответственности предусмотрено:

«Отсутствие учета прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения или ведение этого учета с нарушениями установленного порядка, если эти действия привели к занижению причитающейся суммы налога или иных обязательных платежей, а также непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме налоговых отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, а равно непредставление обоснования выявленных расхождений либо уточненной налоговой отчетности в установленный срок по результатам камерального контроля, -

влечет наложение штрафа от одного до трех минимальных размеров заработной платы.

Непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком в обслуживающий банк платежного поручения на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от трех до пяти минимальных размеров заработной платы».

Показать ответ

В соответствии со статьей 222 НК юридические лица, осуществляющие оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, и оборот, освобожденный от данного налога, а также юридические лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны выставить лицу, получающему товары (работы, услуги), счет-фактуру, за исключением случаев: ...

2) предоставления покупателю чека контрольно-кассовой машины с фискальной памятью, чека терминала, квитанции в случаях реализации товаров (работ, услуг) населению за наличный расчет;

Указанные документы  являются документами, заменяющими счет-фактуру. При этом в случае поставки товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, в этих документах в обязательном порядке должна быть выделена сумма налога на добавленную стоимость.

Как видим из приведенной статьи НК, чек терминала является документом, заменяющим счет-фактуру, на основании которого предприятие может принять к зачету сумму НДС (при приобретении товаров, работ, услуг) или же начислить сумму НДС по реализованным товарам, работам, услугам. Все это возможно при условии, что чек терминала отражает сумму НДС.

Если чек терминала не содержит записи о НДС, необходимо обратиться в банк, выдавший терминал, с просьбой настроить его так, чтобы выводились данные о НДС.  В случае, если это не возможно, рекомендуется выписывать дополнительно к чеку терминала счет-фактуру или товарный счет, которые содержат необходимые данные о сумме НДС и реквизитах контрагента.

В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами (зарегистрированным МЮ 18.04.2005 г. N 1470) при осуществлении оплаты посредством корпоративной карты за товары для хозяйственных нужд мелким оптом в качестве отчетных документов служат оригиналы квитанций терминалов с приложением товарных счетов и другой документации в соответствии с законодательством.

Для того чтобы заполнить приложения №7,8 к формам налоговой отчетности по НДС обратимся к самим формам.

Формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (приложение N 3 к Постановлению N 2439 от 22.03.2013 г.) содержат Порядок ведения Реестров счетов-фактур (документов, заменяющих счета-фактуры)  по приобретенным и реализованным товарам (работам, услугам):

...

II. Ведение реестра покупок

6. Покупатели ведут Реестр покупок, предназначенный для регистрации счетов-фактур, выставленных поставщиками товаров, в целях определения суммы НДС, подлежащей зачету в порядке, установленном главой 39 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

8. Форма Реестра покупок приведена в приложении N 7 к Расчету налога на добавленную стоимость

10. Счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг), иные документы, полученные от нерезидента и подтверждающие выполнение работ (оказание услуг), местом реализации которых является Республика Узбекистан, а также платежные документы, подтверждающие уплату НДС, подлежат регистрации в Реестре покупок после уплаты НДС по данным работам (услугам).

 III. Ведение реестра продаж

17. Поставщики товаров (работ, услуг) ведут Реестр продаж, предназначенный для регистрации счетов-фактур (или документов, их заменяющих), выставленных покупателям.

18. Регистрация счетов-фактур (или документов, их заменяющих) в Реестре продаж производится в хронологическом порядке в том отчетном (налоговом) периоде, в котором фактически реализован товар, выполнены работы, оказаны услуги.

20. Форма Реестра продаж приведена в приложении N 8 к Расчету налога на добавленную стоимость.

21. Поставщики, выполняющие работы и (или) оказывающие платные услуги непосредственно населению без применения контрольно-кассовой машин (терминала), но с выдачей документов строгой отчетности в случаях, предусмотренных законодательством, регистрируют в Реестре продаж вместо счетов-фактур документы строгой отчетности, выданные покупателям, либо суммарные данные документов строгой отчетности на основании описи, составленной по итогам реализации за календарный месяц.

Из вышеизложенного следует, что чеки терминала, если они содержат необходимые данные (сумма НДС, дата, номер чека и инн организации) можно отражать в Реестрах покупок и продаж. Реестры заполняются в момент реализации товара на основании чека терминала. В других случаях необходимо выписывать счет-фактуру или товарный счет.

Показать ответ

В данной ситуации возможны разные варианты:

1. При безвозмездной передаче основного средства:

Если в соответствие с НСБУ №5 «Основные средства» и вашей учетной политикой промышленный пылесос соответствует критериям отнесения материальных активов к основным средствам и соответственно в балансе отражен как основное средство, то у предприятия не возникает налоговых последствий по НДС при безвозмездной передаче пылесоса, так как согласно пункту 6 части второй статьи 199 Налогового кодекса, безвозмездная передача основных средств не облагается налогом на добавленную стоимость.

«Не является оборотом по реализации товаров (работ, услуг):

6) передача на безвозмездной основе основных средств, нематериальных активов и объектов незавершенного строительства»(пункт 6 части 2 статьи 199 НК).

2. При безвозмездной передаче товаров, ТМЦ:

Если промышленный пылесос в балансе предприятия числится как инвентарь или  как товар (не в качестве основного средства), то налоговые последствия в виде начисления НДС этом случае возникают согласно пункту 1 части первой статьи 199 НК.

 «Оборотом по реализации товаров (работ, услуг) признается:…

безвозмездная передача имущества (выполнение работ, оказание услуг), в том числе работникам юридического лица для их личных нужд, не связанных с деятельностью на данном юридическом лице, если иное не предусмотрено пунктом 6 части второй настоящей статьи» (пункт 1 части первой статьи 199 НК).

3. При безвозмездной передаче имущества, приобретенного с целью безвозмездной передачи.

 В соответствие со статьей 204 НК:

«При реализации имущества, по которому не предусмотрен зачет по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 219 Налогового Кодекса (независимо от того, приобретено данное имущество с налогом на добавленную стоимость или нет), налогооблагаемая база определяется как положительная разница между стоимостью его реализации (выбытия) и балансовой стоимостью, включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость».

По статье 219 НК:

«Не подлежит зачету сумма налога на добавленную стоимость:

6) по имуществу, приобретенному в целях осуществления расходов, не подлежащих вычету в соответствии со статьей 147 настоящего Кодекса».

Так как в вашем случае безвозмездная передача имущества (благотворительность) является невычитаемым расходом по налогу на прибыль (пункт 24 статьи 147 НК), соответственно зачет суммы НДС в соответствие со статьей 219 НК не предусмотрен. Начисление НДС производится в соответствие со статье 204 НК и налогооблагаемая база определяется как положительная разница между стоимостью его реализации (выбытия) и балансовой стоимостью, включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость.

Поскольку  стоимость безвозмездно передаваемого имущества равна стоимости его приобретения, то НДС в данном случае не возникает.

Показать ответ

По постановлению Президента «О предоставлении дополнительных налоговых льгот и преференций для дальнейшего развития средств массовой информации» (№ ПП-1672 от 30.12.2011 г.) освобождены с 1 января 2012 года сроком на пять лет от:

таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) бумага, полиграфические материалы и носители, оборудование, ввозимые редакциями СМИ, издательствами, телерадиовещательными компаниями и полиграфическими организациями для производства продукции СМИ и книжной продукции по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Льгота предоставлена на сырье, завозимое редакциями СМИ, издательствами, телерадиовещательными компаниями и полиграфическими организациями для производства продукции СМИ и книжной продукции.

Код ТНВЭД бумаги, который вы указали в письме, внесен в перечень, утвержденный Кабинетом Министров РУз (Распоряжение Кабинета Министров РУз от 01.06.2012г. №391-Ф), соответственно указанное сырье подлежит ввозу с применением льгот по таможенным платежам.

Что касается договора комиссии. Обратимся к Гражданскому кодексу:

Статья 832. Договор комиссии

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Договор комиссии должен быть заключен в письменной форме.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статья 838. Право на вещи, являющиеся предметом комиссии

Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента.

Как видно из приведенных статей ГК импортные товары (в вашем случае бумага) являются собственностью комитента, то есть комитент обладает правом собственности. Комиссионер же выполняет указания, порученные ему комитентом, которые закрепленны в договоре.

О договоре на поставку импортного сырья

Не лишним будет в договор с иностранным партнером включить пункт, что покупатель (он же комиссионер) действует от имени и по поручению комитента в рамках заключенного ранее договора комиссии. А так же, что получателем товара является комитент.

В этом случае по контракту вы являетесь получателем, приобретателем сырья, и льгота применима. Это обусловлено тем, что собственником сырья по договору комиссии является комитент и фактически сырье завозится для его собственных производственных нужд. Следует, однако, отметить, что многое зависит от юридически правильного составления договора комиссии и договора на импорт сырья.

Показать ответ

Порядок начисления и уплаты НДС, а так же льготы отражены в Налоговом Кодексе РУз. Этому налогу посвящен большой раздел  VII, который так и называется «Налог на добавленную стоимость». Указанный порядок распространяется и на кредитные учреждения, к которым относится ваш банк. Как вы понимаете - вопрос очень объемный, для этого рекомендуем ознакомиться самостоятельно с VII разделом НК.

Поэтому рассмотрим основные моменты, касающиеся вашего вопроса.

В статье 198 НК определен объект налогообложения:

облагаемый оборот;

облагаемый импорт.

В статье 199 определен оборот по реализации товаров  (работ, услуг), облагаемый НДС.

Оборотом по реализации товаров (работ, услуг) признается:

1) передача прав собственности на имущество, выполнение работ, оказание услуг, в том числе:

отгрузка (продажа) товара и иного имущества;

вклад в уставный фонд (уставный капитал);

безвозмездная передача имущества (выполнение работ, оказание услуг), в том числе работникам юридического лица для их личных нужд, не связанных с деятельностью на данном юридическом лице, если иное не предусмотрено пунктом 6 части второй настоящей статьи;

передача имущества (выполнение работ, оказание услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги) в случаях, предусмотренных законодательством;

передача имущества (выполнение работ, оказание услуг) работнику в счет заработной платы либо учредителю (участнику) в счет уплаты дивидендов в случаях, предусмотренных законодательством;

передача предмета залога залогодателем при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

передача товарно-материальных запасов по договорам займа;

2) передача имущества, выполнение работ, оказание услуг одним структурным подразделением другому структурному подразделению одного юридического лица, в случае если структурные подразделения являются в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельными налогоплательщиками;

3) передача имущества в финансовую аренду (включая лизинг);

4) отгрузка товара на условиях рассрочки платежа;

5) предоставление имущества в оперативную аренду;

6) передача права на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права их использования;

7) передача товаров, произведенных налогоплательщиком, выполнение работ, оказание услуг собственными силами для собственных нужд налогоплательщика, расходы на которые не подлежат вычету при исчислении налога на прибыль юридических лиц в соответствии со статьей 147 настоящего Кодекса.

Не является оборотом по реализации товаров (работ, услуг):

1) передача товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд налогоплательщика, которые рассматриваются как его расходы, за исключением расходов, предусмотренных пунктом 7 части первой настоящей статьи;

2) передача имущества, выполнение работ, оказание услуг одним структурным подразделением другому структурному подразделению одного юридического лица для производственных нужд (внутризаводской оборот), в случае если структурные подразделения не являются в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельными налогоплательщиками;

3) выполнение строительных, монтажных, строительно-монтажных работ собственными силами для собственных нужд налогоплательщика;

4) отгрузка возвратной тары. Возвратной тарой является тара, стоимость которой не включается в стоимость отгруженной в ней продукции и которая подлежит возврату поставщику на условиях и в сроки, установленные договором (контрактом) на поставку этой продукции. Если тара не возвращается в установленный срок, передача такой тары включается в облагаемый оборот;

5) передача имущества в пределах первоначального вклада участнику (учредителю) юридического лица при его выходе (выбытии) из состава учредителей (участников), в том числе в связи с ликвидацией (банкротством) или реорганизацией, а также передача имущества товарищу (участнику) договора простого товарищества при возврате его доли, находящейся в общей собственности товарищей (участников) данного договора, или разделе такого имущества;

6) передача на безвозмездной основе основных средств, нематериальных активов и объектов незавершенного строительства;

7) передача имущества банками и страховыми организациями своим филиалам;

8) передача товаров (работ, услуг), иного имущества и имущественных прав в качестве вклада товарища (участника) по договору простого товарищества;

9) передача товаров и иного имущества на давальческой основе;

10) передача имущества от собственника доверительному управляющему на основании договора доверительного управления;

11) передача имущества собственнику при прекращении договора доверительного управления;

12) возмещение стоимости объекта в виде части арендного (лизингового) платежа, получаемого арендодателем (лизингодателем);

13) выполнение работ и оказание услуг без взимания дополнительной платы по ремонту и техническому обслуживанию товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.

В статье 201 НК дано понятие облагаемого импорта.

Облагаемым импортом являются товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Узбекистан, за исключением товаров, освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 211 настоящего Кодекса.

Статья 204 НК регламентирует порядок определения налогооблагаемой базы при совершении различных хозяйственных операций. Приведем некоторые из них, наиболее близкие к банковской деятельности:

Налогооблагаемая база определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) без включения в нее налога на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При реализации основных средств и нематериальных активов налогооблагаемая база определяется как положительная разница между ценой реализации и их остаточной стоимостью, включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость.

При передаче имущества в финансовую аренду, включая лизинг, налогооблагаемая база определяется как положительная разница между стоимостью выбывающего актива и его балансовой (остаточной) стоимостью, включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость, а при передаче в финансовую аренду (лизинг) товаров, произведенных налогоплательщиком, налогооблагаемой базой является стоимость выбывающего актива, включающая в себя налог на добавленную стоимость. При этом стоимость выбывающего актива определяется как сумма, по которой финансовая аренда признается в бухгалтерском учете арендодателя в качестве актива, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

При реализации объекта незавершенного строительства налогооблагаемая база определяется как положительная разница между ценой реализации и балансовой стоимостью объекта незавершенного строительства, включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость.

При реализации кредитной организацией имущества, полученного в счет погашения обеспеченного залогом обязательства, налогооблагаемая база определяется как положительная разница между ценой реализации и суммой долга, в счет погашения которого было получено данное залоговое имущество, включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость.

При реализации для своих работников и членов их семей билетов, абонементов, путевок (курсовок) и других документов, предоставляющих право на получение услуг, обороты по реализации которых являются необлагаемыми в соответствии с частью второй статьи 200 настоящего Кодекса, юридическими лицами, не оказывающими данные услуги, налогооблагаемая база определяется как положительная разница между ценой реализации и ценой их приобретения, включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость.

При реализации имущества, по которому не предусмотрен зачет по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 219 настоящего Кодекса (независимо от того, приобретено данное имущество с налогом на добавленную стоимость или нет), налогооблагаемая база определяется как положительная разница между стоимостью его реализации (выбытия) и балансовой стоимостью, включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость.

В соответствие со статьей 207 НК определено:

Работы, услуги, предоставленные нерезидентом Республики Узбекистан, являются налогооблагаемым оборотом налогоплательщика Республики Узбекистан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Узбекистан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом.

Налогооблагаемая база у получателя работ, услуг определяется исходя из суммы, подлежащей выплате нерезиденту Республики Узбекистан, указанному в части первой настоящей статьи, без вычета суммы налога, подлежащего удержанию у источника выплаты по доходу, полученному из источников в Республике Узбекистан.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет в соответствии с настоящей статьей, определяется исходя из установленной ставки и налогооблагаемой базы. В случае когда оплата за полученные работы, услуги производится в иностранной валюте, облагаемый оборот пересчитывается в национальную валюту по курсу, установленному Центральным банком Республики Узбекистан на дату совершения оборота.

И наконец, глава 37 посвящена льготам по НДС. В статьях 208-211 приведен весь перечень льгот по налогу. Мы хотим обратить ваше внимание на статью 209, в которой приведены льготы по финансовым услугам.

К финансовым услугам, освобождаемым от налога на добавленную стоимость, относятся:

1) начисление и взыскание процентов по кредитам, займам, предоставление кредитов, займов, выдача поручительства (гарантии), включая выдачу банковских гарантий;

2) прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, включая счета банков-корреспондентов;

3) операции с платежами, переводами, долговыми обязательствами, чеками и платежными средствами, операции по инкассо;

4) операции с национальной валютой и иностранной валютой, за исключением используемой в нумизматических целях;

5) открытие и ведение депо-счетов ценных бумаг юридических и физических лиц, включая депозитариев-корреспондентов;

6) операции с ценными бумагами (акциями, облигациями и другими ценными бумагами). К операциям с ценными бумагами относятся операции по хранению ценных бумаг, учету прав на ценные бумаги, переводам ценных бумаг и ведению их реестров, по организации торгов с ценными бумагами, за исключением услуг по их изготовлению;

7) реализация ценных бумаг, долей (паев) в уставном фонде (уставном капитале) юридических лиц;

8) клиринговые операции;

9) открытие и обслуживание аккредитивов;

10) операции по конвертации денежных средств;

11) организация обменных операций с иностранной валютой;

12) кассовые операции (прием, выдача, пересчет, размен, обмен, сортировка и хранение банкнот и монет);

13) предоставление услуг по договору финансовой аренды (лизинга) в части процентного дохода арендодателя (лизингодателя);

14) форфейтинговые и факторинговые операции;

15) ломбардные операции (предоставление краткосрочных кредитов под залог имущества);

16) оборот средств накопительной пенсионной системы;

17) услуги по электронному дистанционному обслуживанию счетов клиентов, предоставляемые банками.

Надеемся, что наш обзор по НДС придаст Вам уверенности в правильности начисления этого налога.

Показать ответ

Так как ваше предприятие является субъектом малого бизнеса, расчет  НДС вам необходимо сдавать ежеквартально в соответствии  со статьей 223 НК.

Перерасчет по НДС (уточненный расчет), можно сдать в любой период времени, но до начала налоговой проверки согласно статье 46 НК:

«Налогоплательщик, самостоятельно выявивший ошибки, относящиеся к периоду, за который налоговая отчетность уже представлена в органы государственной налоговой службы, имеет право в течение срока исковой давности по налоговому обязательству, установленного статьей 38 настоящего Кодекса, представить уточненную налоговую отчетность за тот же период. Данная норма не применяется в случаях, если уточненная налоговая отчетность, предусматривающая уменьшение суммы налогов и других обязательных платежей, представляется за период, проверенный органами государственной налоговой службы в рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии)».

Что касается вопроса об учете НДС при осуществлении строительства жилых домов «под ключ».

В 2014 году ваше предприятие было плательщиком НДС. Реализация многоквартирных домов является оборотом по реализации и соответственно облагается НДС. Налогооблагаемая база определяется по статье 204 НК:

«По строительным, строительно-монтажным и ремонтно-строительным, пусконаладочным, проектно-изыскательским и научным работам, услугам, а также при строительстве объектов "под ключ" налогооблагаемой базой является стоимость выполненных и подтвержденных заказчиком работ, услуг без включения в нее налога на добавленную стоимость, по которым предъявлены расчетные документы к оплате, исходя из договорных цен. Если согласно договору обязанность по обеспечению материалами этих работ несет заказчик, то при сохранении права собственности на эти материалы за заказчиком налогооблагаемой базой является стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика.»

Сумма НДС по приобретенным ТМЦ, использованным в строительстве, относится в зачет в соответствии со статьей 218:

«При определении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, получатель товаров (работ, услуг) имеет право на зачет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате (уплаченного) по фактически полученным товарам (работам, услугам) и (или) по произведенным налогоплательщиком и использованным им для собственных нужд, если при этом выполняются следующие условия:

1) получатель товаров (работ, услуг) является плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 197 настоящего Кодекса;

1-1) товары (работы, услуги) будут использоваться в целях облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.»

В 2015 году ваше предприятие отказалось от добровольной уплаты НДС. При применении упрощенной системы налогообложения НДС относится на себестоимость ТМЦ в соответствии с НСБУ № 4 «Товарно – материальные ценности»:

«Пункт 13. Товарно-материальные запасы подлежат включению в бухгалтерский баланс организации по себестоимости, которая включает в себя стоимость приобретения (суммы, уплачиваемые поставщику) и все затраты, связанные с их приобретением.

К затратам, связанным с приобретением товарно-материальных запасов и включаемым в их себестоимость, относятся:

б) суммы налогов и сборов, связанных с приобретением товарно-материальных запасов (если они не возмещаются).»

Таким образом, отказавшись от НДС в 2015 году вам необходимо в соответсвии со статьей 220 НК провести корректировку по НДС, принятому в зачет за 2014год:

При переходе плательщика налога на добавленную стоимость на упрощенный порядок налогообложения (в категорию неплательщиков налога на добавленную стоимость) корректируется сумма налога на добавленную стоимость, ранее отнесенного в зачет по остаткам товарно-материальных запасов, а также по остаткам готовой продукции.

При этом необходимо учесть, что сумма НДС, принятая к зачету по использованным в незавершенном строительстве ТМЦ, также подлежит корректировке.

Таким образом, если вами в годовом отчете за 2014 год был произведен зачет НДС по ТМЦ и по готовой продукции, остатки, которых перешли на 2015 год, вам необходимо скорректировать сумму зачета НДС (уменьшить) на сумму НДС по остаткам ТМЦ и готовой продукции. Сответственно, в связи с уменьшением зачета НДС, начисленный НДС в бюджет по расчету увеличится.

Показать ответ

Расчет минимального ЕНП производят по Положению о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера единого налогового платежа (приложение к Постановлению N 2203 от 03.03.2011 г).

Согласно пункту 8 названного Положения при исчислении земельного налога применяются минимальные ставки, установленные для данной местности и категории земель.

В Земельном кодексе определены следующие категории земель (статья 8 Земельного Кодекса):

«Земельный фонд в Республике Узбекистан в соответствии с основным целевым назначением земель подразделяется на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения - земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на орошаемые и неорошаемые (богарные) земли, пахотные земли, земли, занятые сенокосами, пастбищами, многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов) - земли, находящиеся в пределах границ городов и поселков, а также сельских населенных пунктов;

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения - земли, предоставленные в пользование юридическим лицам для указанных целей;

4) земли природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения - земли, занятые охраняемыми природными территориями, имеющие приоритетное экологическое, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и санитарно-оздоровительное значение;

5) земли историко-культурного назначения - земли, занятые объектами материального культурного наследия;

6) земли лесного фонда - земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства;

7) земли водного фонда - земли, занятые водными объектами, водохозяйственными сооружениями и полосы отвода по берегам водных объектов;

8) земли запаса.»

Статья 9 Земельного кодекса:

«Категория земельного фонда указывается в решениях о предоставлении земельных участков, принимаемых органами, имеющими право предоставления земельных участков, в свидетельствах, договорах, иных документах, удостоверяющих право на земельные участки, документах государственного земельного кадастра.»

Для того чтобы рассчитать земельный налог для минимального размера ЕНП вам нужно определить категорию земельного участка. Категория земель указана в решении о предоставлении вам участка земли, а так же в кадастре.

Ставки земельного налога.

 Ставки земельного налога с юридических и физических лиц утверждены Постановлением Президента РУз от 04.12.2014 г. N ПП-2270 (Приложение N 20 к Постановлению).

В зависимости от того, к какой категории относится ваш земельный участок, вы выбираете ставки. Если у вас в решении о предоставлении земельного участка указано, что земля выделена для сельскохозяйственного назначения, соответственно применяете минимальные ставки, указанные в таблице 1-4 Приложение N 20 к Постановлению Президента РУз от 04.12.2014 г. N ПП-2270. Если у вас земли не сельскохозяйственного назначения – используете ставки в таблице 5-7 из того же Приложения.

При расчете земельного налога также необходимо учесть:

- На земельные участки, используемые не по прямому назначению, льготы, установленные в статье 282, не распространяются.

- За земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в административных границах городов и поселков, земельный налог уплачивается в 2-х кратном размере ставок, установленных для сельскохозяйственных земель (статья 283 НК).

    В разделе X Информационного сообщения об изменениях ставок налогов и других обязательных платежей, а также по отдельным вопросам налогообложения в 2015 году (ГНК РУз N 16/1-23171 от 25.12.2014 г.) определен порядок применения коэффициентов:

    «К ставкам, приведенным в таблицах NN 7 и 8, в зависимости от местоположения земельных участков применяются коэффициенты: вокруг г.Ташкента в радиусе 20 км - 1,30, столицы Республики Каракалпакстан и областных центров в радиусе 15 км - 1,20, районных центров в радиусе 10 км - 1,15 и других городов в радиусе 5 км - 1,10.

    Расстояние до земельных участков определяется от административных границ городов и районных центров по автомобильным дорогам. В случаях, когда земельный участок находится вблизи двух городов, принимается коэффициент, соответствующий более высокому функциональному назначению города.»

    Показать ответ

    Согласно пункту 11 статьи 145 Налогового кодекса к представительским расходам относятся расходы предприятия по приему и обслуживанию лиц, производимые в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания органов управления и контроля налогоплательщика. Это расходы на проведение официального приема, транспортное обеспечение, питание и проживание указанных лиц, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика.

    Данные расходы не являются доходом лица (лиц), проводящих и (или) участвующих в данных мероприятиях, и не облагаются налогом на доходы физических лиц в соответствие с пунктом 4 статьи 171 НК:

    «Не рассматриваются в качестве дохода физических лиц следующие расходы, производимые юридическими лицами:

    4) на проведение ритуальных обрядов и церемоний, праздничных торжеств, представительские расходы, приобретение проездных карточек, используемых для служебных разъездов работников в городском пассажирском транспорте, а также другие расходы юридического лица, связанные с обеспечением условий труда и отдыха работников и не являющиеся доходом конкретных физических лиц.»

    Из всего вышеперечисленного следует, так как указанные расходы относятся к представительским расходам предприятия - организатора и не являются доходом физического лица (вне зависимости от того, является ли он резидентом или нет) соответственно налога у источника выплат не возникает.

    Бухгалтеру необходимо подтвердить представительские расходы первичными документами.

    Документально подтвержденные расходы - расходы, подтвержденные документами, позволяющими определить дату, сумму, характер операции и идентифицировать ее участников (статья 22 НК).

    К примеру, приказ по предприятию о проведении собрания акционеров, утвержденная программа проведения мероприятия, приглашение акционеру, смета мероприятия и т.д.

    Показать ответ

    Порядок начисления и удержания НДФЛ отражен в разделе 6 Налогового кодекса.

    К доходам, облагаемым налогом на доходы физических лиц у источника выплаты, относятся в том числе и доходы физических лиц в виде оплаты труда в соответствии со статьей 172 НК.

    Обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц у источника выплаты возлагается на юридических лиц, выплачивающих доходы (статья 184 НК).

    Налогооблагаемая база определяется исходя из совокупного дохода за вычетом доходов, освобожденных от налогообложения, указанных в статьях 179 и 180 Налогового Кодекса. Состав совокупного дохода определен в статье 171 НК.

    В соответствие со статьёй 189 НК доходы, полученные из источников за пределами Республики Узбекистан облагаются на основании декларации.

    Доходы физического лица, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в национальную валюту по курсу Центрального банка Республики Узбекистан, установленному на дату фактического получения доходов (статья  170 НК).

    Зачет налога, уплаченного резидентами за пределами РУз, осуществляется на основании статьи 196 НК:

    Суммы налога на доходы физических лиц - резидентов Республики Узбекистан, уплаченного за пределами Республики Узбекистан, зачитываются при уплате налога в Республике Узбекистан в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

    Основанием для зачета суммы налога на доходы физических лиц, уплаченного за пределами Республики Узбекистан, является справка компетентного органа иностранного государства или иной документ, подтверждающий факт уплаты налога на доходы физических лиц за пределами Республики Узбекистан.

    Подведем итоги.

    Доходы работника облагаются НДФЛ у источника выплат, то есть начисляет налог и уплачивает его предприятие за своего работника.

    Вы пишите, что работник во второй половине года работал по гражданско-правовому договору в компании, находящейся в России. При этом необходимо уточнить, если работник продолжал работать по основному месту работы в РУз, то предприятие обязано оплатить его труд. Это вытекает из статей Трудового кодекса.

    Статьей 16 ТК РУз определены основные трудовые права работника:

    на вознаграждение за труд не ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда (118 400 * 2,476=293 158,4 сум).

    В статье 154 ТК определены гарантии работника:

    Работодатель, независимо от своего финансового состояния, обязан в установленные сроки оплатить работнику выполненную им работу в соответствии с установленными условиями оплаты труда.

    Размер оплаты труда, определенный соглашением сторон трудового договора, не может быть ниже установленного коллективным договором или соглашением.

    Из чего следует, что вне зависимости от наличия объемов работ на предприятии, работодатель обязан выплачивать работнику хотя бы минимальный размер заработной платы. А если есть начисление заработной платы, соответственно должны быть удержаны налоги и взносы с нее.

    Так как работник в 2014 году получил доходы из источников за пределами РУз, у него возникает обязательство по декларации своих доходов за 2014 год (статья 189 НК).

    Для заполнения декларации за 2014 год необходимо определить совокупный доход,  полученный как из источников на территории РУз, так и из источников за пределами РУз. Подтверждением получения доходов как на территории РУз, так и за ее пределами является справка с места работы о выплаченных доходах и удержанном из них налоге.

    Что бы провести зачет НДФЛ, уплаченного за пределами РУз в ГНИ необходимо предоставить справку компетентного органа иностранного государства или иной документ, подтверждающий факт уплаты налога на доходы физических лиц за пределами Республики Узбекистан.

    Показать ответ

    Налог на прибыль юридических лиц у источника выплаты обязаны удерживать юридические лица, если иное не предусмотрено статьей 155-1 НК, в момент выплаты (статья 165 НК):

    дивидендов и процентов;

    доходов нерезидентам Республики Узбекистан.

    В статье 155 Налогового кодеса указано, что удержание налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты обязаны производить резиденты Республики Узбекистан, выплачивающие доход нерезиденту Республики Узбекистан.

    Сумма налога на прибыль юридических лиц исчисляется по курсу, установленному Центральным банком Республики Узбекистан на дату выплаты дохода нерезиденту Республики Узбекистан.

    Под выплатой дохода понимается передача денег в наличной и (или) безналичной форме, ценных бумаг, доли участия, товаров, имущества, выполнение работ, оказание услуг, списание или зачет требования долга нерезидента Республики Узбекистан - получателя дохода, производимые в счет погашения задолженности перед нерезидентом Республики Узбекистан по выплате доходов из источников в Республике Узбекистан.

     Выплата доходов нерезиденту Республики Узбекистан, за исключением доходов, предусмотренных пунктами 2 и 4 части третьей статьи 155 НК, производится без удержания у источника выплаты или с применением пониженной ставки налога на прибыль юридических лиц в соответствии с положениями международного договора РУз при наличии у источника выплаты представленного нерезидентом РУз документа, выданного компетентным органом иностранного государства, подтверждающего факт резидентства данного лица в государстве, с которым Узбекистан имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. При этом подача заявления о снижении суммы налога на прибыль юридических лиц или об освобождении от его уплаты в орган государственной налоговой службы не требуется.

    Таким образом, налог на доходы нерезидента  у источника выплат начисляется и удерживается в момент выплаты этого дохода. Так как выплата дохода производится в 2015 году, соответственно при наличии у вас подтверждения факта резидентства вашего иностранного партнера в государстве, с которым Узбекистан имеет международный договор, вы можете выплатить ему доход без удержания у источника выплаты или с применением пониженной ставки налога на прибыль юридических лиц в соответствии с положениями международного договора Республики Узбекистан.

    Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
    Регистрационное свидетельство № 0406.
    Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
    Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
    Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
    © ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
    18+
    Яндекс.Метрика