Ответов: 292
Ответы эксперта. Бухгалтерский учет. Аудит 2014-2017
Показать ответ

Как усматривается из письма, правоотношения между организацией и профсоюзом, скорее всего не совсем соответствовали требованиям законодательства, а именно законов «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», «О негосударственных некоммерческих организациях», Трудового кодекса и др.

Так, профсоюзы являются негосударственными некоммерческими организациями, в уставах которых помимо прочего должны быть четко прописаны и порядок приобретения членства, и размеры вступительных и членских взносов (если таковые предусмотрены).

Согласно ст. 2 Закона «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», трудящиеся, без какого бы то ни было различия имеют право добровольно создавать по своему выбору и без предварительного разрешения профсоюзы на предприятиях, в учреждениях, организациях и на других местах работы, а также вступать в уже существующие профсоюзы. На добровольных началах могут создаваться и их республиканские и иные территориальные и отраслевые объединения.

В ст. 16 Трудового кодекса в числе прочих закреплено право работника на объединение в профессиональные союзы и другие организации, представляющие интересы работников и трудовых коллективов (далее - другая организация).

Таким образом, создание профсоюза, другой организации или вступление в действующие подобные организации, а также уплата взносов это сугубо личное право работника, а не его обязанность. Соответственно, работник имеет и право на выход из этих организаций, по своему усмотрению.

Удержание взносов с работников, не являющихся членами профсоюзов или других организаций, незаконно и может повлечь неблагоприятные правовые последствия.

Также, как видно из вышеприведенных положений законодательства, решение вопроса о создании и осуществлении деятельности профсоюза или другой организации является неотъемлемым правом членов трудового коллектива и не входит в компетенцию как работодателя, так и других посторонних лиц.

Исходя из вышеизложенного, в целях недопущения нарушения прав и свобод работников, при заключении договора об удержании с их заработной платы взносов в профсоюз или другую организацию, необходимо требовать от последних документального подтверждения членства соответствующих работников, а также, следует получить согласие от работников – членов профсоюза на осуществление этих удержаний.

Показать ответ

1. Согласно статье 10 Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» (далее - Закон), в хозяйственном договоре должны предусматриваться:

- предмет;

- количество, качество, ассортимент, цена поставляемого товара (работы, услуги);

- сроки исполнения;

- порядок расчета;

- обязательства сторон;

- ответственность сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств;

- порядок разрешения споров;

- реквизиты сторон;

- дата и место заключения;

- другие существенные условия, которые установлены законодательством для договоров данного вида или относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При необходимости систематической закупки определенного вида продукции, обычно заключаются договора поставки, являющиеся разновидностью договора купли-продажи. Нормы, регулирующие данные договорные отношения содержатся в § 3 главы 29 Гражданского кодекса (ст.ст. 437-456).

При заключении договоров поставки, как правило, наименование, количество, качество, ассортимент и прочие характеристики товаров указываются в спецификациях, которые являются неотъемлемой частью договора.

Также, в случае, когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, содержание которой и срок ее направления покупателем определяются договором поставки. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее, чем за тридцать дней до наступления периода поставки.

Таким образом, для соблюдения требований законодательства, необходимо чтобы договор или его составляющая часть, будь то в виде спецификации, отгрузочных разнарядок, протоколов согласования либо каких-то других документов, должны содержать все элементы, предусмотренные вышеуказанной статьей 10 Закона.

 

2. В законодательстве не имеется отдельного документа, регламентирующего отгрузку товаров.

Однако, если, исходя из содержания статьи 22 Налогового кодекса, под отгрузкой понимать саму реализацию товаров, то ответ на данный вопрос содержится в нормах «Правил реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных учреждениях республики», утвержденным правительственным Постановлением от 06.08.1994 г. № 404 (далее - Правила).

В данных Правилах указывается, что реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения разрешается только аптечным учреждениям, имеющим лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

При этом данная деятельность осуществляется в данных аптечных учреждениях учреждениях только лицами, имеющим специальное фармацевтическое образование.

При реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения запрещается:

- реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения физическими и юридическими лицами вне аптечных учреждений - на рынках, на улице, в общественных местах и на дому;

- реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не зарегистрированных в Республике Узбекистан и/или не имеющих сертификатов соответствия;

- прием лекарственных средств и изделий медицинского назначения аптечными учреждениями от юридических и физических лиц без сертификатов соответствия;

- реализация фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств, а также незаконных копий зарегистрированных в Республике Узбекистан лекарственных средств.

Кроме того, в порядке информации можно сказать, что в общепринятой деловой практике, как правило основаниями для отгрузки товара или отпуска продукции являются – подписание сторонами договора купли-продажи (поставки) товара, поступление поставщику предварительной оплаты в размере не менее 15%, а в случаях если они содержат отсылочные пункты, то и их составляющих частей (заказы, спецификации и др.) на каждую партию отпускаемой продукции. Непосредственно сам отпуск товара представителю контрагента осуществляется при наличии у него доверенности покупателя (получателя), а также документа, удостоверяющего личность лица, уполномоченного получить товар.

Еще раз напоминаем, что в случае реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, как усматривается из вышеприведенного требования Правил, покупатель (получатель) обязан истребовать, а продавец (поставщик) обязан предоставить сертификат соответствия лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Выдача счет-фактуры поставщиком не является условием для отгрузки, а осуществляется в качестве подтверждения осуществленной реализации товара, т.е. юридически, данный документ возникает не до, а после продажи и отпуска продукции.

Показать ответ

В части 1 ст. 125-1 Кодекса об административной ответственности (КоАО) за нарушение правил перевозки грузов предусмотрена санкция в виде штрафа в сумме пяти минимальных размеров заработной платы.

Согласно Правил перевозки грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан (утверждены Постановлением Кабинета Министров от 01.08.2014 г. N 213, далее – Правила) товарно-транспортная накладная (далее - ТТН) – единый для всех участников транспортного процесса документ, который предназначен для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы. Перевозка грузов товарного и нетоварного характера должна оформляться ТТН (пункт 47 Правил).

С одной стороны вроде все ясно, однако, на деле не все так просто.

Нашими экспертами не раз рассматривались подобные вопросы субъектов предпринимательства, которые ввиду неясностей и неопределенностей законодательства в данной сфере, на практике сталкивались с проблемами в ходе осуществления своей деятельности.

Анализ законодательства в сфере грузоперевозок, начиная от норм Гражданского кодекса (далее – ГК), Закона «Об автомобильном транспорте» (далее – Закон) и заканчивая Правилами и иными подзаконными актами, показывает, что их нормы направлены на регулирование договорных отношений по перевозке между перевозчиком и клиентом, и не распространяются на перевозки иного правового характера.

Так, в статье 709 ГК указывается, что перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на основании договора перевозки.

Также, согласно статьи 2 Закона перевозчиком считается юридическое или физическое лицо, владеющее автотранспортным средством на праве собственности или других вещных правах, оказывающее на коммерческой основе услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и имеющее на это специальное разрешение (лицензию). А клиентом (пассажиром, грузополучателем, грузоотправителем) признается юридическое или физическое лицо, пользующееся услугами перевозчика в соответствии с заключенным договором перевозки.

В пункте 2 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом (утверждено Постановлением Кабинета Министров от 14.07.2006 г. N 138, далее - Положение) указывается, что лицензированию подлежит деятельность по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок грузов автомобильным транспортом, осуществляемая на коммерческой основе.

Хотя, законодательство не содержит определения самого понятия «коммерческой основы» перевозки, но анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что под понятием «коммерческой основы» перевозки следует понимать такие гражданско-правовые отношения между двумя или более субъектами, в которых основным предметом договора является обязательство одного субъекта перед другим (или другими) по транспортировке грузов и обязательство другой стороны (других сторон) по оплате данной услуги.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что в рассматриваемом случае нет «коммерческой основы» перевозки, так как, она осуществляется:

на недоговорной основе;

в рамках хозяйственной деятельности одного субъекта;

с использованием собственных автотранспортных средств;

является частью производственного цикла.

Более того, по своей сути, нормы Правил выступают регулятором только отношений по перевозке, основанных, как правило, на двусторонних договорах. В частности, нормы ее второй главы предусматривают наличие договора перевозки и условие об ее оплате как общие условия перевозок.

В частности, в пункте 7 Правил указывается, что перевозка автомобильным транспортом осуществляется на основании договора перевозки.

То есть, согласно содержания данных норм, транспортировка груза на основе других договоров или на недоговорной (внутрихозяйственной) основе, как к примеру в рассматриваемой ситуации, вообще не подпадает под понятие «перевозка».

Таким образом, можно заключить, что нормы Закона и имеющихся на сегодняшний день подзаконных актов в данной сфере не распространяются на рассматриваемую ситуацию.

На наш взгляд, в данном случае достаточно оформление соответствующих внутренних документов бухгалтерского учета перемещения товарно-материальных ценностей.

Вместе с тем, здесь также следует учитывать, что Агентство речного и автомобильного транспорта и ГСБДД МВД придерживаются иной позиции и на практике, требуют наличия лицензии, ТТН, путевого листа при осуществлении доставок грузов юридическими лицами во всех случаях.

При этом, невзирая на вышеуказанные обстоятельства, возможно применение административных мер к виновным, на их взгляд лицам, с отправкой транспортного средства на штрафную площадку и иными неблагоприятными последствиями.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что дальнейшее совершенствование законодательства в данной сфере в целом и в области регулирования вопросов перевозок, не подпадающих под договорные отношения, в частности, будет служить интересам хозяйствующих субъектов, освободив их от излишних бюрократических процедур, необходимости получения лицензии и коррупционных рисков, что в свою очередь благоприятно скажется на состоянии экономики в целом.

Показать ответ

Согласно Правилам пользования электрической энергией, утвержденным правительственным Постановлением от 22.08.2009 г. № 245 (далее - Правила), субпотребителем электрической энергии признается потребитель, непосредственно присоединенный к электрическим сетям потребителя с согласия предприятия территориальных электрических сетей (далее - ПТЭС) и заключивший с потребителем договор электроснабжения. При передаче электрической энергии субпотребителю ответственность за соблюдение Правил перед ПТЭС несет потребитель.

Потребители, поставляющие через свои электрические сети электрическую энергию субпотребителям, заключают с ПТЭС договор электроснабжения на общий (суммарный) объем электрической энергии, с учетом потребления электрической энергии субпотребителей.

Соответственно, если суммарный объем не превышен, то и ответственности потребителя перед ПТЭС не возникает. В таком случае, если иное не предусмотрено договором электроснабжения между потребителем и ПТЭС, то оснований для перечисления выплаченной субпотребителем потребителю штрафной суммы в ПТЭС не имеется.

Показать ответ

1, 2. Закон устанавливает, что отходы подлежат либо захоронению, либо утилизации, либо же временному хранению до их захоронения или утилизации (ст. 2 Закона «Об отходах», далее -Закон; прил. №3 к ПКМ от 15.07.2014 г. N 194).

По нашему мнению, просроченное пиво навряд ли возможно утилизировать, так как утилизация предполагаетизвлечение из отходов ценных компонентов или использование отходов в качестве вторичного сырья, топлива, удобрений и других целей (ст. 2 Закона).

Так как вопрос об отходах в виде алкогольной продукции не урегулирован, рекомендуем обратиться в организацию, оказывающую услуги по вывозу отходов («Махсустранс»).

Для предприятий, у которых в процессе производственного цикла образуются промышленные отходы (понятие которого не содержится в законодательстве), при их сборе, обезвреживании, утилизации и др., предусмотрены Санитарные правила и нормы организации сбора, инвентаризации, классификации, обезвреживания, хранения и утилизации промышленных отходов в условиях Узбекистана (СанПин №0300-11 от 16.11.2011 г.), Гигиенический классификатор токсических промышленных отходов в условиях Республики Узбекистан (СанПин №0128-02 от 29.07.2002 г.).

Показать ответ

Да, необходимо.

Согласно внедряемому порядку, с 1 марта 2017 года субъекты предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в сфере розничной торговли и оказания платных услуг не имеют права осуществлять свою деятельность без обязательного их оснащения расчетными терминалами, обеспечивающими прием платежей от населения посредством пластиковых карточек (п.1. ППот 15.02.2017 г. №ПП-2777).

Показать ответ

Если в договоре не указан срок возврата суммы займа, то заёмщик обязан осуществить возврат в течении тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом (ст. 735 ГК).

Нарушение данного срока будет признаваться неисполнением денежного обязательства и на основании этого обстоятельства заимодавец приобретает право на требование уплаты процентов по учетной ставке банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части (ст. 327, 736 ГК).

26.05.2017 [ID: 8619] 1. Юридик шахс томонидан аҳолидан қишлоқ хўжалик маҳсулотларини банкдан ўша мақсад учун олинган нақд пулга сотиб олинганда, тўлов манбаида, жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғи қандай ушлаб қолинади? 2. Фуқаро ўз ташаббуси билан аҳолидан уйма-уй юриб маҳсулотни тўплаб корхонамизга топширса, солиқ қандай ушланади? Аҳолидан сотиб олган нархи билан топширган нархи ўртасидаги фойдасидан ушланадими? Бу қандай аниқланади? 3. Аҳолидан қишлоқ хўжалик маҳсулотлари нақд пулга сотиб олинганда қандай ҳужжатлар расмийлаштирилади? 4. Деҳкон бозорида қишлоқ хўжалик маҳсулотлари билан савдо қилувчи якка тартибдаги тадбиркордан нақд пулга маҳсулот олинганда қандай ҳужжат расмийлаштирилади?
Показать ответ

3. Шартноманинг шартлари тарафларнинг хоҳиши билан белгиланади (ФК 354-м. 5-қ.).

Ҳисоб-китоб қилиш тартиби хўжалик шартномасининг муҳим, шартномада албатта кўрсатилиши лозим бўлган шартларидан бири ҳисобланади («Хўжалик юритувчи субъектлар фаолиятининг шартномавий-ҳуқуқий базаси тўғрисида»ги Қонун 10-м.).

Ушбу ҳолатда иккинчи тараф – якка тартибдаги тадбиркор билан пул кўчириш йўли билан ҳисоб-китоб қилишга келишиш талаб этилади, холос.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика