Ответов: 149
Ответы эксперта. Бухгалтерский учет. Аудит 2014-2017
Показать ответ

Чтобы ответить на поставленный Вами вопрос, прежде всего необходимо разобраться в определениях «капитальный ремонт» и «реконструкция».

По НСБУ №5 «Основные средства» (Рег. № 1299 от 20.01.2004 г.) капитальным ремонтом зданий и сооружений признается деятельность, при которой проводится «…ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных конструкций, деталей и узлов», т.е. проводятся мероприятия необходимые для  поддержания основного средства в рабочем состоянии.

Реконструкция же согласно пункту 21 НСБУ №5 – это повышение технико-экономических показателей основного средства. В отношении здания это может быть, например, изменение высоты здания, количества этажей, площади, объема.

Произведенные работы по замене окон и дверей на пластиковые (замена конструкций) и воздвижению гипсокартонных перегородок (а они скорее не вызовут изменения основных технико-экономических параметров здания)  являются капитальным ремонтом.

Расходы по всем видам ремонта относятся на расходы того периода, в котором они были произведены. Если это производственное здание, то все затраты по поддержанию основного средства в рабочем состоянии включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а если это здание, предназначенное для выполнения административных функций – в состав расходов периода.

По вопросу связанному с классификацией ворот в качестве основного средства следует учесть положения пункта 4 НСБУ №5 и понять, что включается в состав основных средств (далее ОС). Согласно указанному пункту к ОС относятся активы, срок службы которых более 1 года и стоимостью более 50-ти кратного размера минимальной заработной платы (на сегодняшний день это 6 512 000 сум), если иной предел стоимости не установлен решением руководителя. И первый, и второй пункт для отнесения ворот к основным средствам соблюдаются.

Но возникает другой вопрос, можно ли включить ворота в стоимость здания. В  пункте 5 НСБУ №5 дается определение инвентарного объекта. Здания как самостоятельный инвентарный объект - строительная система, состоящая из несущих, ограждающих или совмещенных конструкций, образующих замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов (статья 2 Градостроительного Кодекса). В состав здания входят коммуникации внутри него, необходимые для его эксплуатации: тепло-, водо-, газопроводы, телефонные сети и т.д. Если ворота являются ограждающей конструкцией, встроенной в здание, то их не нужно выделять как отдельный инвентарный объект, а их замена (в случае их приобретения взамен старым) сядет в затраты по капитальному ремонту. Но если были установлены новые ворота как отдельный вновь приобретенный объект, ранее не числящийся в составе здания, то их можно учесть как отдельное основное средство, отнеся ворота к прочим сооружениям.

Кроме приведенных выше норм законодательства, в случае первичного ввода в эксплуатацию ворот, следует учесть их в качестве отдельного инвентарного объекта в силу положений пункта 5 НСБУ №5. В случае наличия у одного основного средства (здания) нескольких самостоятельных объектов (например, ворота), имеющих разный срок полезного использования, каждый такой объект в бухгалтерском учете признается как отдельный самостоятельный инвентарный объект.

Показать ответ

Расходы по оплате судебных издержек относятся к прочим расходам. Поэтому проводки будут следующие:

Содержание проводок

Дебет

Кредит

Начисление расходов по судебным издержкам

9430 «Прочие операционные расходы

6990 «Прочие обязательства»

Оплата судебных издержек

 6990  «Прочие обязательства»

5110 «Расчетный счет»

Возврат излишне оплаченных издержек

 5110 «Расчетный счет»

 

9390 «Прочие операционные доходы»

Возвращаемая сумма по статье 138 НК РУз будет относиться к доходам в виде возмещения ранее вычтенных расходов или убытков.  Вам ее нужно будет включить в налогооблагаемую базу и удержать ЕНП. В отчете по расчету ЕНП этот вид дохода отражается в строке 100 приложения №2.

 

Показать ответ

Аренда - соглашение, по которому одна сторона (арендодатель) передает другой стороне (арендатору) за плату право временного владения и пользования или право пользования имуществом в течение согласованного срока. Согласно статье 3 Закона «Об аренде» (далее ЗРУз № 427) , а также статье 537 Гражданского Кодекса (далее ГК) объектом арендных отношений могут быть:

- предприятия, отдельные производства, цехи, фермы, иные подразделения, организации;

- отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент, другие материальные ценности;

- земля (земли сельскохозяйственного назначения сдаются в аренду только для производства сельскохозяйственной продукции) и другие природные ресурсы.

Исходя из норм законодательства взять в аренду строительный инструмент у физического лица организация имеет право.

Так как одной из сторон договора аренды является юридическое лицо, то договор заключается в письменной форме (ст.539 ГК). В статье 5 ЗРУз № 427 определены пункты, которые должны быть отражены в договоре, в том числе и стоимость передаваемого в аренду имущества. Стоимость негосударственного имущества, сдаваемого в аренду, определяется собственником (ст. 6 ЗРУз 427). Значит стоимость электрической дрели должна быть определена физическим лицом (она может быть равна рыночной стоимости идентичного инвентаря с аналогичным износом) и отражаться в  договоре аренды и в акте приема-передачи.

Отражение в финансовой отчетности и бухгалтерском учете арендных операций регулируются НСБУ № 6 (МЮ РУз №1946 от 24.04.2009 г.) и Положением «О порядке отражения арендных операций в бухгалтерском учете» (МЮ РУз №1961 от 01.06.2009 г ). При заключении договора оперативной аренды все риски, связанные с владением объектом аренды, не переходят к арендатору, поэтому объект оперативной аренды не должен учитываться на балансе арендатора (пункт 46 НСБУ №6). Такое имущество учитывается арендатором по дебету забалансового счета 001 «Основные средства, полученные по оперативной аренде» (пункт 29 Положения № 1961).

Однако, в описанной ситуации в аренду получено не основной средство, а инвентарь. Отражать полученное в аренду имущество на забалансовом счете 014 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации» не рекомендуется.  Согласно НСБУ №21 (МЮ РУз № 1181 от 23.10.2002 г.), на 014 счете отражается инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации, которые принадлежат  предприятию. В момент их передачи в эксплуатацию их стоимость полностью была включена в затраты производства или в расходы периода и одновременно отражена на счете 014 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации».

В этом случае можно учитывать полученное имущество на забалансовом счете 011, назвав данный счет «Имущество, полученное по договору оперативной аренды» и утвердить назначение данного счета в учетной политике. Либо определить дополнительный забалансовый счет для учета арендованных инструментов, также утвердив работу данного счета учетной политикой.

Показать ответ

Утилизация предполагает дальнейшее использование некачественного и испорченного товара (продуктов, материалов и так далее) не по прямому назначению. Уничтожение производится в случае, когда продукцию уже невозможно использовать для каких-либо иных целей. Способы утилизации или уничтожения (сжигание, разлом, раздавливание, выливание, захоронение) определяются владельцем товара, но этот способ должен соответствовать требованиям нормативных документов. По действующему законодательству существует особый порядок утилизации опасных отходов.

Отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (статья 2 Закона «Об отходах»).

Специальных правил или инструкции по утилизации косметических средств или каких-либо других непродовольственных товаров законодательством не установлено. Также  не утверждены какие- либо  формы актов  по уничтожению таких товаров.

В силу отсутсвия каких-либо регулятивных норм в отношении правил уничтожения конкретного вида продукции, в части оформления процесса утилизации можно применить порядок, установленный для утилизации лекарственных средств («Инструкция о порядке уничтожения непригодных к применению лекарственных средств и изделеий медицинского назначения» (МЮ РУз № 2106 от 25.05.2010 г.).

По приказу руководителя предприятия создается Комиссия по уничтожению непригодных товаров. Она должна принять решение по уничтожению. В решении комиссия определяет дату, время, место уничтожения, а также способы уничтожения. Акт уничтожения фотографируется. После уничтожения в установленном порядке комиссия составляет акт. В акте должны быть указаны:

-  дата, время и место уничтожения непригодных товаров;

- наименование непригодных товаров (с указанием номера серии, срока годности, количества единиц упаковки, наименования производителя);

-  владелец (материально ответственное лицо) непригодных товаров;

-  способ уничтожения;

- члены Комиссии, принимавшие участие в уничтожении непригодных товаров (фамилия, имя, отчество, место работы и должность).

Акт подписывается членами Комиссии, заверяется подписью руководителя организации - владельца товаров и скрепляется печатью.

Чтобы не возникло проблем с государственными органами по охране природы, Вам следует по имеющемуся праву (статья 14 Закона РУз «Об отходах») обратиться в Комитет по охране природы с письмом. В письме следует указать что и в каком количестве подлежит утилизации. Специалисты Комитета определят способ и место уничтожения отходов или порекомендуют предприятие, с которым можно заключить договор на утилизацию отходов, проведя экологическую экспертизу.

Согласно статье 11 Закона РУз «Об экологической экспертизе» действующие предприятия и другие объекты, оказывающие негативное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье граждан являются объектом экологической экспертизы.

Цель экологической экспертизы – определение уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать либо оказывает отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровье граждан. Для проведения государственной экологической экспертизы Вам необходимо представить проекты экологических нормативов, заявление о воздействии на окружающую среду, разработанное при установлении факта воздействия объекта на окружающую природную среду и здоровье граждан (статья 15 Закона РУз «Об экологической экспертизе»). Государственная экологическая экспертиза оплачивается из средств предприятия. Размер оплаты, который устанавливается в соответствии с их категориями по видам деятельности, отпределен в пункте 23 Положения о государственной экологической экспертизе в Республике Узбекистан  (ПКМ РУз № 491 от 31.12.2001 г.).

После проведения экологической экспертизы выдается заключение, в котором и будет содержаться информация о воздействии хозяйственной деятельности предприятия на окружающую среду (источники загрязнения, виды отходов), а также способы избавления от этих отходов, которые не должны привести к загрязнению окружающей среды или к воздействию на здоровье человека.

Следует помнить, что лица, виновные в нарушении законодательства об экологической экспертизе, несут ответственность в соответствии со статьей 96 Кодекса об административной ответственности. Согласно данной статье осуществление деятельности предприятия, которое оказывает негативное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье граждан, без положительного заключения государственной экологической (санитарно-экологической) экспертизы либо с отступлением от него влечет наложение штрафа на должностных лиц от одного до трех минимальных размеров заработной платы. Те же правонарушения, совершенные повторно в течение года после применения административного взыскания, влекут наложение штрафа на должностных лиц от трех до семи минимальных размеров заработной платы.

Показать ответ

Столовая, числящаяся на балансе предприятия и предназначенная для реализации услуг своим работникам или сторонним лицам, относится к обслуживающим хозяйствам (структурное подразделение). Согласно статье 139 НК РУз под обслуживающими хозяйствами понимаются хозяйства, деятельность которых направлена на обслуживание основной деятельности налогоплательщика и не связана с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг, являющихся целью данного налогоплательщика.

Для определения является ли объектом налогообложения передача колбасных изделий собственного производства в столовую, нужно определить относится ли эта передача к реализации, так как согласно статье 355 НК РУЗ объектом налогообложение ЕНП является выручка от реализации товаров (работ, услуг).

В статье 22 НК РУз дается определение понятия «реализация». Реализация- отгрузка (передача) товаров, выполнение работ и оказание услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи. При передаче готовой продукции в структурное подразделение внутри юридического лица (столовую) не происходит реализации, то есть не осуществляется передача права собственности  на продукцию другому лицу.

В соответствии с нормами НСБУ №21 (МЮ РУз №1181 от 23.10.2002 г.) использование готовой продукции для внутренних нужд предприятия отражается проводкой Дт 2710; Кт 2810.

Исходя из выше сказанного передача готовой продукции в обслуживающие хозяйства не является реализацией в целях налогообложения ЕНП и не включается в налогооблагаемую базу при исчислении налога.

Показать ответ

Если договор аренды помещения заключен непосредственно между Вашим учредителем и Бизнес-Центром, то учредитель с согласия арендодателя может предоставить компании офис в безвозмездное пользование или сдать нанятое имущество в субаренду (статья 546 Гражданского Кодекса РУЗ). Ответственным по договору перед наймодателем (арендодателем) остается наниматель (т.е. учредитель). Договор о передаче имущества другим лицам не может быть заключен на срок, превышающий срок действия договора найма.

В свою очередь, если учредитель согласен не возмещать свои расходы, между предприятием и учредителем должен быть заключен договор безвозмездного пользования (договор ссуды). Использование офиса в служебных целях на безвозмездной основе приводит к появлению у предприятия прочих доходов (пункт 4 статьи 132 НК РУз). Данный вид дохода включается в налогооблагаемую базу для расчета ЕНП, при упрощенной системе налогообложения, или налога на прибыль юридических лиц, при уплате общеустановленых налогов. Согласно статье 135 НК РУз указанные прочие доходы у получающего лица определяются по рыночной стоимости. В Вашем случае рыночная стоимость права пользования офисом будет равна арендным платежам, уплаченным учредителем, и ее можно подтвердить счетами, которые были выставлены Бизнес-Центром. Учет имущества, полученного по договору безвозмездного пользования, ведется по дебету забалансового счета 011 «Имущество, полученное по договору ссуды». Бухгалтерские проводки в этой ситуации будут следующими:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1.

Передан офис в безвозмездное пользование

011 «Имущество, полученное по договору ссуды»

 

Между учредителем (физическим лицом) и Вашей организацией может быть заключен договор субаренды. К договору субаренды применяются те же правила, что и для договора аренды (статья 535-557 ГК РУз, Закон «Об аренде»). Договор обязательно должен быть заключен в письменной форме (статья 539 ГК РУз), а также содержать пункт, дающий ссылку на договор аренды с Бизнес-Центром, по которому у физического лица возникает право пользования имуществом. В таком случае у предприятия налогооблагаемого дохода не возникнет. Налоговые последствия появятся у учредителя. С суммы арендной платы будет удерживаться налог на доходы физических лиц-нерезидентов у источника выплаты по ставке 20% (статья 182 НК РУз), а также предприятие будет уплачивать НДС на импорт услуг, так как местом реализации услуг будет признана Территория Республики Узбекистан (статья 202, 207 НК РУз). Бухгалтерские проводки по договору субаренды:

№ п/п

Содержание

хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

1.

Отражена задолженность по оперативной аренде

 

2010 «Основное  производство»;

9420 «Административные расходы»

6910 «Оперативная аренда к оплате»

 

2.

Отражено удержание НДФЛ с имущественных доходов физического лица

6910 «Оперативная аренда к оплате»

 

6410 «Задолженность по платежам в бюджет»

3.

Отражена оплата арендных платежей

6910 «Оперативная аренда к оплате»

5110 «Расчетный счет»

 

Показать ответ

Негосударственные некоммерческие организации (далее ННО) создаются для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, достижения социальных, культурных, образовательных целей, удовлетворения других потребностей, осуществления благотворительных целей и так далее. ННО может иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства, ценные бумаги. Согласно статье 29 Закона «О негосударственных некоммерческих организациях» источниками формирования имущества ННО могут быть:

- вступительные и членские взносы, если они предусмотрены уставом;

- единовременные и регулярные поступления от учредителей, участников (членов);

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- доходы (прибыль), полученные от предпринимательской деятельности,               используемые только для выполнения уставных целей;

- другие поступления, не запрещенные законодательными актами.

Добровольные пожертвования (благотворительность) не являются доходом от предпринимательской деятельности.

Все имущество ННО используется для достижения целей, ради которых создавалась организация. Следовательно денежные средства, поступающие от «благотворителей», являются целевыми поступлениями. Информация о поступлении и расходовании прочих средств, используемых в целевом назначении (то есть в уставных целях), осуществляется на счете 8890 «Прочие целевые поступления» (по НСБУ № 21, МЮ РУз № 1181 от 23.10.2002 г.), а на счете 9300 «Прочие доходы от основной деятельности» отражаются доходы, полученные от предпринимательской деятельности, которую ННО может осуществлять в соотвествии с законом.

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Поступление целевых средств

Счета учета денежных средств 5010-5530

8890 «Прочие целевые поступления»

Расходование целевых средств:

 

 

Зарплата работников

 

8890 «Прочие целевые оступления»

6710 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Отчисления на социальное страхование

8890 «Прочие целевые оступления»

6520 «Платежи в государственные целевые фонды»

Товарно-материальные расходы;

8890 «Прочие целевые оступления»

1000 «Счета учета материалов»

Прочие расходы, предусмотренные сметой

8890 «Прочие целевые оступления»

6990 «Прочие обязательства»

Согласно пункту 10 статьи 129 НК РУз средства, полученные ННО на содержание или осуществление уставной деятельности, поступившие с целевым назначением и (или) безвозмездно не облагается налогом на прибыль.

Так как ННО является юридическим лицом (статья 6 Закона № 763-I от 14.04.1999 г), то она является и субъектом бухгалтерского учета (статья 3 Закона «О бухгалтерском учете»). Соответственно Вы должны сдавать налоговую и финансовую отчетность. Если  организация не осуществляет предпринимательской деятельности, то она не является плательщиком общеустановленных налогов и не предоставляет по ним налоговую отчетность (исключение по расчетам налога на доходы физических лиц, ЕСП и страховым взносам граждан).

За ННО сохраняется обязательство по сдаче:

-Бухгалтерского баланса-форма №1 (ежеквартально)

-Отчет о финансовых результатах-форма №2 (ежеквартально)

-Отчет о денежных потоках-форма №4 (годовая)

-Отчет о собственном капитале)-форма №5 (годовая)

-Примечания, расчеты, пояснения (годовая)

Но форма № 2 будет заполняться ННО в случае занятия предпринимательской деятельностью, т.к. только в этом случае будут задействованы счета доходов и расходов.

Показать ответ

Хозяйственное общество (в форме ООО, ЧП и в виде  др. организационно-правовых форм), созданное другим хозяйственным обществом (ООО, ЧП и др.), является по отношению к нему дочерним. Статьей 67 Гражданского Кодекса РУз (далее ГК РУз) определено понятие дочернего хозяйственного общества (далее ДХО).  Дочерним признается предприятие, которое контролируется головным обществом. Оно не отвечает по долгам своего головного общества. Статус дочернего предприятия выражается в том, что учредитель (головное предприятие) вправе давать ДХО указания, обязательные для исполнения в рамках, определенных законом и учредительными документами. А во всем остальном - это самостоятельное юридическое лицо, имеющее свой расчетный счет, самостоятельно ведущее бухгалтерский учет и составляющее свою отдельную финансовую и налоговую отчетность. Руководитель дочернего предприятия действует без доверенности, на основании Устава ДХО.

Однако, предприятия, имеющие дочерние предприятия, филиалы и представительства, должны составлять, помимо своей финансовой отчетности, консолидированную финансовую отчетность (статья 17 Закона РУз «О бухгалтерском учете). Вклады в дочерние предприятия отражаются в финансовой отчетности головного предприятия как его финансовые вложения и учитываются в соответствии с НСБУ № 12 «Учет финансовых инвестиций» (МЮ РУз № 596 от 16.01.1999 г.)

К консолидированной отчетности прилагается финансовая отчетность головного предприятия и его дочернего предприятия. Она составляется в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. Правила составления такой сводной отчетности прописаны в НСБУ № 8 «Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций в дочерние хозяйственные общества» (МЮ РУз № 580 от 28.12.1998 г.). При подготовке консолидированных финансовых отчетов финансовые отчеты головного общества и всех его дочерних обществ объединяются путем построчного суммирования одинаковых статей активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов.

В головном и дочерних предприятиях целесообразно применять единую учетную политику, чтобы при составлении консолидированной отчетности не пришлось корректировать статьи, учтенные методом, отличным от того, который применяется при консолидации.

Показать ответ

Согласно статье 4 Закона «О рекламе» № 723-I от 25.12.1998 г. рекламой признается специальная информация, распространяемая в соответствии с законом в любой форме, с помощью любых средств, о юридическом или физическом лице, продукции, в том числе о товарном знаке, знаке обслуживания и технологии, с целью прямого или опосредованного получения прибыли (дохода). Демонстрация продаваемого Вами товара является одним из способов рекламы. Фирма, в которую вы передаете свой товар для демонстрации, осуществляет в вашу пользу рекламные услуги. Вам нужно заключить с ней договор возмездного оказания услуг, правовое регулирование заключения и исполнение которого регулируется ст. 703-708 ГК РУз.

Если товар передается без права продажи в процессе демонстрации, передача может быть оформлена актом приема-передачи на ответственное хранение в рамках договора на рекламные услуги, в который нужно включить пункт, предусматривающий также выполнение услуг по хранению образцов. Передача на ответственное хранение целесообразна, если в процессе демонстрации товар не повреждается и подлежит возврату собственнику после выполнения обязательств по договору. Стоимость услуги по ответственному хранению товара будет включена в общую сумму по договору, которую Вы должны будете оплатить Исполнителю. В этом случае передача прав собственности на товары не происходит, а значит, не происходит реализации товара. Хозяйственная операция по передаче товара на демонстрацию у Заказчика рекламных услуг будет отражаться следующей бухгалтерской проводкой:

п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1.

Передача товара для демонстрации

2930 «Товары на выставке»

2910 «Товары на складах»

У Исполнителя по договору оказания рекламных услуг товары, принятые для демонстрации, отразятся за балансом на дебете счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» по стоимости, указанной в приемо-сдаточных документах.

Если же товар в процессе демонстрации полностью используется и расходы по использованию товарных образцов несет покупатель услуг, в этом  случае образцы могут быть переданы организатору демонстрации по приемо-сдаточным документам к тому же договору на оказание рекламных услуг. По факту выполнения услуг по раздаче образцов, организации дегустации и т.д. Исполнитель передает Заказчику подробный отчет о выполнении проделанной работы. После окончания проведения демонстрации образцы списываются на основании приказа руководителя и отчета Исполнителя на расходы по рекламе (9410 «Расходы по реализации):

п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1.

Передача товара для демонстрации

2930 «Товары на выставке»

2910 «Товары на складах»

2.

Списание расходов по использованным товарным образцам

9410 «Расходы по реализации»

2930 «Товары на выставке»

Чтобы признать все расходы по организации демонстрации, расходы по использованию товарных образцов в качестве рекламных, нужно подтвердить их первичными документами – счетами-фактурами исполнителей рекламных услуг, отчетами о раздаче образцов, их дегустации, размещении на стендах.

Расходы по рекламе продаваемого товара не облагаются ЕНП.

Показать ответ

Согласно статье 185 Гражданского кодекса (далее - ГК) право собственности у покупателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законодательством или договором. В случаях, когда договором купли-продажи предусмотрено, что право собственности на переданный покупателю товар (имущество) сохраняется за продавцом (т.е. существуют особые условия оплаты) до оплаты  или наступления иных обстоятельств, покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать товар или распоряжаться им иным образом, если иное не предусмотрено законом или договором, либо не вытекает из назначения и свойств товара (статья 424 ГК РУз). Значит, право отчуждать оборудование (в данном случае продавать) покупатель получает только после перехода к нему права собственности. Момент перехода права собственности прописывается в контракте на поставку оборудования - в момент отгрузки или же после его оплаты.

Имущество, на которое у предприятия нет права собственности (оно переходит после полной оплаты), отражается на забалансовых счетах (счет 002 «Товарно-материальные ценности, переданные на ответственное хранение») в оценке, предусмотренной договором или согласованной с его собственником.

Если в контракте не установлено никаких особых условий, то право собственности у Вас возникает в момент  вручения имущества приобретателю. Значит, Вы имеете право отразить импортный товар на балансе предприятия и полностью распоряжаться им.

Первоначальная стоимость основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, определяется в сумах путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату заполнения грузовой таможенной декларации, включая соответствующие расходы, предусмотренные пунктом 11 НСБУ № 5 «Основные средства» (рег. № 1299 от 20.01.2004 г.).

Операции по реализации приобретенного оборудования будут отражаться в порядке, установленном НСБУ №21 «План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению» (рег. № 1181 от 23.10.2002 г.) для такого вида операций.

Ниже приведены проводки по выбытию оборудования, приобретенного с целью дальнейшего использования (не перепродажи):

п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1.

Списание стоимости оборудования, капитализированной на счетах учета капитальных вложений (в случае, если оборудование уже введено в эксплуатацию и учитывается на счетах учета основных средств, списание производится в установленом законодательством порядке)

9220 «Выбытие прочих активов»

0820 «Приобретение основных средств»

 

2.

Отражена выручка от реализации основного средства

4010 «Счета к получению от покупателей и заказчиков»

9220 «Выбытие прочих активов»

3.

Отражение финансового результата от реализации основного средства:

-убыток

 

 

-прибыль

 

 

9430 «Прочие операционные расходы»

9220 «Выбытие прочих активов»

 

 

 

9220 «Выбытие прочих активов»

 

9310 «Прибыль от выбытия основных средств»

Но несмотря на то, что при реализации оборудования имущество выбывает с баланса предприятия, кредиторская задолженность будет продолжать числиться на счетах учета задолженности поставщикам и подрядчикам. Обязательство по погашению кредиторской задолженности остается.

Еще одним важным моментом, который стоит учесть при реализации Вашего оборудования, является вопрос применения таможенных льгот, предоставленных по новому приобретаемому оборудованию. При реализации импортируемого технологического оборудования на экспорт (не касается реализации на территории Республики Узбекистан) в течение 3-х лет с момента его ввоза действие льготы, предоставленной по таможенным платежам (НДС и импортные таможенные пошлины), аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога на добавленную стоимость (пункт 7 статьи 211 НК РУз) и таможенной пошлины  за весь период применения льготы (статья  33 Закона «О таможенном тарифе).

Показать ответ

Дарахтлар кўп йиллик ўсимликлар сирасига киради. Сиз эккан арча, терак, ва чинорлар кўкаламзорлаштиришвазифасини ўтайди. Бухгалтерия ҳисоби счётлар режасида кўп йиллик ўсимликлар ҳисобини юритиш учун  0180 "Кўп йиллик ўсимликлар" счёти киритилган. “Хўжалик юритувчи субъектлар молиявий-хўжалик фаолиятининг  бухгалтерия ҳисоби счётлар режасини қўллаш бўйича Йўриқнома” (21-сон БҲМС, 1181-сон билан 23.10.2002й. рўйхатга олинган) нинг 20-бандига мувофиқ, 0180 "Кўп йиллик ўсимликлар" счётида кўкаламзорлаштириш, декорация, мева-резавор дарахтлар ва ўсимликлар, яшил деворлар ва бошқалар ҳисобга олинади. Шундай қилиб, кўп йиллик ўсимликлар асосий воситалар таркибида ҳисобга олиниши лозим.

5-сон БҲМС “Асосий воситалар” (1299-сон билан 20.01.2004й. рўйхатга олинган)нинг 4-бандига мувофиқ, асосий воситалар таркибига қуйидаги мезонларга бир вақтнинг ўзида жавоб берадиган моддий активлар киритилади:

а) бир йилдан ортиқ хизмат муддати;

б) бир бирлик (тўплам) учун қиймати Ўзбекистон Республикасида (харид пайтида) белгиланган энг кам ойлик иш ҳақи миқдорининг эллик бараваридан ортиқ бўлган буюмлар. Аммо корхона раҳбари ҳисобот йилида буюмларни асосий воситалар таркибида ҳисобга олиш учун улар қийматининг энг кам чегарасини белгилашга ҳақли.

Кўп йиллик дарахтлар ушбу шартларнинг биринчи бандига тўлиқ жавоб беради. Агар экилган дарахтларнинг қиймати шартнинг иккинчи бандига жавоб берса, демак уларни асосий воситалар таркибига 0180-счётга киритиш ва уларнинг ҳисобини 5-сон БҲМС “Асосий воситалар”га мувофиқ юритиш лозим бўлади. Бу ҳолатда кўп йиллик ўсимликларга амортизация (эскириш) суммасини ҳисоблаш ва қайта баҳолашни ўтказиб туриш лозим бўлади. Солиқ Кодексининг 144-моддасига мувофиқ, кўп йиллик ўсимликларнинг солиққа тортиш мақсадида ўрнатилган йиллик амортизация нормаси 10%га тенг. Асосий воситаларнинг тиклаш имконияти йўқлиги аниқланганда уни корхона балансидан раҳбар буйруғи билан тасдиқланган махсус комиссия томонидан тайёрланган акт асосида чиқариш лозим бўлади. Асосий воситани ҳисобдан чиқаришда “Асосий воситаларни ҳисобдан чиқариш тартиби тўғрисида Низом” (1401-сон билан 29.08.2004й. рўйхатга олинган) меъёрларига амал қилинади.  Активнинг чиқиб кетиши  9210 «асосий воситаларнинг чиқиб кетиши» счёти орқали амалга оширилади.

Агар арча, терак ва чинорларнинг қиймати уларни асосий воситаларга олиб бориш шартига жавоб бермаса, уларни ТМЗлар таркибида акс эттириш лозим. Ўсимликларни фойдаланишга топширилганда уларнинг қийматини тўлиқлигича давр харажатлари ҳисобига чиқариш ва шу билан бир вақтда балансдан ташқари счетларда акс эттириш керак. Ушбу мақсадда балансдан ташқари счётларда алоҳида сёт, масалан, 016 “Фойдаланишдаги кўп йиллик ўсимликлар” счётини очиш ва уни ҳисоб сиёсатида тасдиқлаш мумкин.

Ушбу ўсимликларнинг ҳисоби миқдор (сон) да юритилади. Ҳисобда ҳар бир ўсимликни алоҳида ёки тегишли гуруҳлар бўйича акс эттиришингиз мумкин. Албатта уларнинг қиймати, ҳисобга қабул қилинган санаси, фойдаланиш жойи ва фойдаланиш даврида белгиланган уларга моддий жавобгар шахсни кўрсатиш ҳам лозим.

Шу тариқа, ушбу ҳолатда, ўсимликларнинг ҳисоби инвентарь ва хўжалик буюмларининг ҳисобини юритиш тартибида амалга оширилади (4-сон БҲМС “Товар моддий заҳиралар”нинг 4-параграфи,1595-сон билан 17.07.2006й. рўйхатга олинган). Агар инвентар объекти яроқсиз ҳолга келса, раҳбар буйруғи билан комиссия тузилиб, ҳисобдан чиқариш тўғрисидаги белгиланган шаклда акт  расмийлаштирилади ва балансдан ташқари счётлардан ҳисобдан чиқарилади.

Показать ответ

Согласно пункту 4 НСБУ  № 7  (Рег. № 1485 от 27.06.2005 г.) нематериальные активы - это идентифицируемые объекты имущества, не имеющие материально-вещественного содержания, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или реализации товаров, либо для осуществления административных и иных функций в течение длительного срока.

 Программные продукты являются объектом интеллектуальной собственности (статья 1031 ГК РУз). А объекты интеллектуальной собственности непосредственно относятся к нематериальным активам (пункт 10 НСБУ №7). Но, чтобы признать актив в бухгалтерском учете в качестве нематериального, необходимо единовременное соответствие данного актива следующим условиям:

- отсутствие физического содержания;

- использование актива в производственной деятельности или для административных функций предприятия более 12 месяцев. При этом стоимость актива должна составлять не менее 50-ти кратного размера минимальной заработной платы, установленной в РУз на момент приобретения. Директором предприятия может быть установлен меньший предел стоимости актива для учета его в составе нематериальных активов;

- предприятием не планируется его последующая перепродажа;

- возможность идентификации, т.е. возможность отделить актив от предприятия – продать, передать, сдать в аренду и т.д.;

- достоверность, то есть наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у предприятия (патенты, свидетельства и др.).

Как видно из вышеперечисленного приобретенные программные продукты не в полной мере соответствуют всем условиям для признания их в качестве нематериального актива. Ваше предприятие не стало обладать исключительными правами на данные программные продукты. Обычно подобные объекты интеллектуальной собственности приобретаются по лицензионному договору, который предполагает, что покупателю предоставляется право пользования данными программными продуктами. А значит приобретенные вами программы нельзя признать в качестве нематериальных активов.

 Согласно пункту 34 НСБУ №7 расходы, которые были понесены на приобретение подобных программных продуктов,  должны отражаться в качестве расходов в том отчетном периоде, в котором они возникают. Бухгалтерские проводки по отражению приобретения права пользования программными продуктами следующие:

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Отражена предоплата за приобретенное право пользования программными продуктами

4330 «Прочие авансы выданные»

5110 «Расчетный счет»

 

 

 

Списано на расходы приобретенное право пользования программными продуктами ( в зависимости от назначения использования программного продукта)

9420 «Административные расходы»

2010 «Основное производство»

9410 «Расходы по реализации» (в зависимости от того, в каком отделе будут  использоваться объекты)

6990 «Прочие обязательства»

Зачет аванса

6990 «Прочие обязательства»

4330 «Прочие авансы выданные»

Отражено полученное право пользования программными продуктами

015 «Нематериальные активы, полученные в пользование»

 

Показать ответ

Ходимнинг иш ҳақига ёки бошқа унга тенглаштирилган тўловларга суд қарорлари асосида ушлаб қолишларни амалга ошириш тартиби Меҳнат кодекси, суд ҳужжатлари ва бошқа органлар ҳужжатларини ижро этиш тўғрисида Қонун ҳамда «Қарздор жисмоний шахсга иш ҳақи ёки унга тенглаштирилган бошқа тўловларни тўлаётган ташкилотлар ёки бошқа шахслар томонидан ижро ҳужжатларини ижро этиш қоидалари»да (рўйхат рақами 1980, санаси 08.07.2009й.) белгиланган.

Қарздорга иш ҳақи ёки бошқа унга тенглаштирилган тўловларни тўловчи корхона ижро ҳужжатларининг ўз вақтида ва тўғри ижро этишликни таъминлайди. ЎзР Меҳнат кодексининг 164-моддасига мувофиқ, суднинг қарорлари ва бошқа ижро ҳужжатларини ижро этиш учун ходимнинг розилигидан қатъи назар, меҳнат ҳақидан ушлаб қолинади. Иш ҳақини ҳар гал тўлаш вақтида ушлаб қолинадиган ҳақнинг умумий миқдори ходимга тегишли бўлган меҳнат ҳақининг 50 фоизидан ортиб кетмаслиги лозим.

«Суд ҳужжатлари ва бошқа органлар ҳужжатларини ижро этиш тўғрисида»ги Қонуннинг 65-моддасига мувофиқ, қарздорнинг иш ҳақи ва унга тенглаштирилган тўловлардан ушлаб қолинадиган суммалар миқдори солиқлар ушлаб қолингандан кейин қолган суммадан ҳисоблаб чиқарилади, ҳисоблаб ёзилган ойлик суммасидан эмас. Айнан шу меъёр ЎзР Солиқ кодексининг 170-моддасида белгиланган: «Агар солиқ тўловчининг даромадидан унинг ихтиёрига кўра, суд ёки бошқа органларнинг қарорига биноан бирон бир ушлаб қолишлар амалга оширилса, бундай ушлаб қолишлар солиқ солинадиган базани камайтирмайди».

Баъзи тўловлардан ижро ҳужжатлари асосида ушлаб қолишлар амалга оширилмайди. «Суд ҳужжатлари ва бошқа органлар ҳужжатларини ижро этиш тўғрисида»ги Қонуннинг 69-моддасида уларнинг рўйхати келтирилган:

-        майиб бўлганлик ёки соғлиққа бошқача тарзда шикаст етганлик, шунингдек боқувчисининг вафот этганлиги сабабли кўрилган зарарни тўлаш суммаларига;

-        хизмат мажбуриятларини бажариш чоғида майиб бўлган (яраланган, шикастланган, контузияга учраган) шахсларга ва мазкур шахслар ҳалок бўлган (вафот этган) тақдирда уларнинг оила аъзоларига тўланадиган суммаларга;

-        бола туғилганлиги муносабати билан тўланадиган суммаларга;

-        алимент мажбуриятлари бўйича тўланадиган суммаларга;

-        меҳнат шароити ноқулай ва ўзига хос бўлган ишлар учун тўланадиган суммаларга, шунингдек радиация таъсирига учраган шахсларга ва қонун ҳужжатларида белгиланган бошқа ҳолларда тўланадиган суммаларга;

-        ҳомиладорлик ва туғиш бўйича тўланадиган нафақа суммаларига;

-        дафн этиш маросими учун бериладиган нафақа суммаларига;

-        қисман ҳақ тўланадиган таътил даврида болани парваришлаш учун тўланадиган суммаларга;

-        бола туғилиши, қариндошлар вафот этиши, никоҳ тузиш муносабати билан корхона, муассаса ёки ташкилот томонидан тўланадиган суммаларга;

-        хизмат сафари, бошқа жойга ишга ўтказилганлиги, қабул қилинганлиги ёки юборилганлиги муносабати билан тўланадиган суммаларга;

-        меҳнатга оид муносабатлар бекор қилинганда ишдан бўшатиш нафақаси тариқасида тўланадиган суммаларга.

Қарздорга иш ҳақи тўлаётган ташкилот ушлаб қолинган пул маблағларини ундирувчига тўлов амалга оширилган кундан эътиборан уч кун ичида тўлаши ёки ўтказиши шарт. Пул маблағларини тўлаш ва ўтказиш қарздор ҳисобидан амалга оширилади.

Показать ответ

Электрическая энергия и природный газ включены в список стратегических видов материально-технических ресурсов, по которым установлен специальный порядок реализации (ПКМ РУз «О дальнейшем внедрении рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов» № 57 от 05.02.2004 г.). Согласно пункту 4 указанного ПКМ РУз стратегические ресурсы используются исключительно в производственных целях и перепродаже не подлежат. На другие виды коммунальных платежей тоже устанавливаются фиксированные цены (за воду и др.).

Арендодатель не является поставщиком электроэнергии, газа, воды и не вправе перепродавать их, то есть получать доход от их перепродажи  по цене, отличной от установленной в Республике Узбекистан. Он имеет право лишь передать данные виды услуг от поставщиков своим арендаторам (пункт 47 раздела V «Порядка учета и оформления счетов-фактур» МЮ РУз № 2439 от 22.03.2013 г.). Таким образом, арендодатели без всяких рисков имеют право на возмещение стоимости переданных арендаторам коммунальных услуг, в том числе электроэнергии, если договором аренды их стоимость не включена в сумму арендной платы. При этом необходимо соблюдать правила оформления счетов-фактур, выставляемых при передаче таких видов услуг от арендодателя арендатору, предусмотренных вышеназванным порядком. Отдельными строками в таком счете-фактуре указывается:

 а)  сумма арендной платы в соответствии с договором аренды с выделением суммы НДС (в случае, если арендодатель является плательщиком НДС);

б)  сумма, подлежащая возмещению за коммунальные услуги, электроэнергию, услуги связи, потребленные арендатором, с обязательным выделением суммы НДС, приходящейся на стоимость данных услуг.

Оформление счета-фактуры по арендной плате и коммунальным услугам к возмещению осуществляется так же, как при оформлении счета-фактуры по услугам.

Суммы, уплаченные арендодателем за коммунальные услуги, электроэнергию и т.д., стоимость которых в соответствии с договором подлежит возмещению арендатором, не являются расходом арендодателя, и сумма НДС по данным услугам у арендодателя к зачету не принимается (пункт 49 Порядка учета и оформления счетов-фактур). НДС по данным услугам имеет право зачесть арендатор-плательщик данного вида налога, так как это его расход.

Согласно статье 132 НК РУз доходы в виде возмещения ранее вычтенных расходов или убытков относятся к прочим доходам, включаемым в совокупный доход при исчислении налога на прибыль юридических лиц и в состав валовой выручки при исчислении ЕНП. К доходам в виде возмещения относятся ранее вычтенные при определении налогооблагаемой базы расходы и(или) убытки, возмещенные в текущем налоговом периоде (статья 138 НК РУз). Суммы возмещения расходов и (или) убытков, которые ранее не были вычтены при определении налогооблагаемой базы, не включаются в состав прочего дохода.  А так как сумма, подлежащая возмещению за коммунальные услуги, электроэнергию, услуги связи, потребленные арендатором, не является расходом арендодателя и, соответственно, не вычитается при исчислении налогооблагаемой базы по  налогу на прибыль юридических лиц и ЕНП, полученная сумма возмещения не включается в состав прочего дохода и, соответственно, не облагается  ни налогом на прибыль, ни ЕНП (Протокол № 21 заседания Экспертного совета при ГНК РУз от 19.02.2013 г.).

Показать ответ

Согласно статье 12 Закона «Об аренде» (№ 427-XII от 19.11.1991 г.) арендная плата устанавливается договором аренды по взаимному соглашению сторон. А налогообложение доходов от сдачи имущества в аренду осуществляется из суммы арендной платы, установленной договором, но не ниже рассчитанной из минимальных ставок арендной платы, установленных для физических лиц, сдающих помещения в аренду согласно приложению № 26 Постановления Президента РУз «О прогнозе  основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2016 год» № 2455 от 22.12.2015 г (далее ПП-2455). Таким образом, размер арендной платы в договоре может быть установлен и больше, и меньше суммы, рассчитанной из минимальных ставок, на усмотрение сторон. Но при этом в целях налогообложения размер дохода физического лица, сдающего Вам помещение в аренду, будет досчитываться до суммы, рассчитанной из минимальных ставок аренды, если фактическая арендная плата ниже установленного минимума.

Согласно приложению № 26 ПП-2455 на 2016 год для физических лиц, сдающих нежилые помещения в аренду, установлены следующие минимальные ставки арендной платы в месяц за 1 кв. метр общей площади: для города Ташкента-6000 сум, для г. Нукуса и городов областного подчинения-4000 сум, для других населенных пунктов-2000 сум.  Значит, если Ваше предприятие находится, например, в городе Ташкенте, то доход физического лица в 2016 году в целях обложения НДФЛ не должен быть ниже 6000х42=252 000 сум в месяц.

Предприятие является источником выплаты имущественного дохода физическому лицу-арендодателю. На него возлагается обязанность по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц (статья 184 НК РУз). Доходы от сдачи имущества в аренду облагаются по минимальной ставке - 7,5% в 2016 году (статья 181 НК РУз).

Показать ответ

АВ 13.06.2014 й. 1932-1-сон билан рўйхатга олинган МВ, ИВ, ТИАИСВ, ДСҚ, ДБҚ Қарорига мувофиқ “Ноозиқ-овқат истеъмол товарларини ишлаб чиқаришга ихтисослашган корхоналар томонидан солиқ ва божхона имтиёзларини қўллаш тартиби тўғрисидаги Низом” (АВ 13.06.2014 й. 1932-сон билан рўйхатга олинган, бундан кейин 1932-сон Низом дея юритилади) га ўзгартиришлар киритилган эди. Ушбу ўзгартиришларга асосан тасдиқланган рўйхатдаги (1932-сон Низомга 1-илова) ноозиқ-овқат истеъмол товарларини ишлаб чиқаришга ихтисослашган (сотув умумий ҳажмида ушбу товарларни ишлаб чиқаришдан тушум улуши ҳисобот даври якунлари бўйича камида 60 фоизни ташкил этадиган) корхоналарга берилган божхона имтиёзлари мақсадли имтиёзлар сафидан чиқарилди.

Ўзгартиришлар киритилгунга қадар божхона тўловлари бўйича имтиёзлар мақсадли эди, яъни мақсадли вазифаларни амалга ошириш учун йўналтирилар эди. "Юридик шахсларга солиқлар, божхона ва мажбурий тўловларни бюджетга тўлаш бўйича берилган имтиёзларни расмийлаштириш ва бухгалтерлик ҳисобида акс эттириш тартиби тўғрисидаги Низом” (АВ 02.04.2005 й. 1463-сон билан рўйхатга олинган,бундан кейин-1463-сон Низом дея юритилади)нинг 5-бандига мувофиқ бўшаётган маблағларни мақсадли вазифаларни бажаришга йўналтириш шарти билан солиқ ва божхона имтиёзлари берилганда ҳисоблаб ёзилган божхона тўловлари, солиқлар (мазкур солиқ тўловчилари учун ҚҚС, шунингдек қонунга мувофиқ ҳисобга қабул қилинадиган акциз солиғидан ташқари) ва бюджетга мажбурий тўловлар қонун ҳужжатларига мувофиқ умумбелгиланган тартибда маҳсулот (товарлар, ишлар, хизматлар) ҳамда бошқа хил мол-мулкнинг сотиш (харид) қийматига киритилади. Демак, 16.06.2014 йилга қадар мақсадли солиқ ва божхона имтиёзлари берилиши бўйича бухгалтерия ўтказмалари (ҚҚС ва акциз солиғи тўловчилари бўлмаганлар учун)  қуйидагича бўлган эди (Сиз келтирган маълумотларни ҳисобга олган ҳолда):

п/п

Хўжалик операциясининг мазмуни

Дебет

Кредит

Сумма, млн.сўм

1.

Материал таннархига киритиладиган божхона тўловлари бўйича қарздорлик акс эттирилмоқда

1000 «Материаллар»

 

6410 «Бюджетга тўловлар бўйича қарз (ҚҚС, акциз солиғи)

 

6990 «Бошқа мажбуриятлар» (божхона божлари учун)

 

100

2.

Ҳисобланган солиқларни мақсадли фойдаланиш шарти билан акс эттирилмоқда (8840 счет ҳисобига ҳисобдан чиқарилмоқда)

6410 «Бюджетга тўловлар бўйича қарз (ҚҚС, акциз солиғи)

 

 

6990 «Бошқа мажбуриятлар» (божхона божлари учун)

8840 «Мақсадли ишлатиш билан солиқ имтиёзлари»

100

16.06.2014 йилдан эътиборан божхона тўловлари бўйича имтиёзлар мақсадли бўлишдан тўхтади. 1463-сон Низомга мувофиқ мақсадсиз имтиёзлар бухгалтерия ҳисобининг баланс ҳисобварақларида (счетларда) акс эттирилмайди ва шу сабабли Молиявий натижалар тўғрисидаги ҳисоботда (2-Шакл) ҳам акс эттирилмайди, ва мос равишда молиявий натижаларга таъсир кўрсатмайди. бюджетга тўланадиган ҳар бир солиқ тури, божхона ва мажбурий тўловлар бўйича имтиёзлар натижасида бўшаган маблағлар  турлари бўйича 013 "Вақтинчалик солиқлар ва божхона имтиёзлари" алоҳида балансдан ташқари ҳисобварақлар дебетида акс эттирилади. Имтиёз берилган давр тугаганидан сўнг 013 "Вақтинчалик солиқлар ва божхона имтиёзлари" счети дебетидаги маблағлар ушбу счетларнин кредити орқали ҳисобдан чиқарилади Яъни 16.06.2014 йилдан эътиборан мақсадсиз имтиёзлар учун бухгалтерия ўтказмалари қуйидагича бўлиши лозим:

п/п

Хўжалик операциясининг мазмуни

Дебет

Кредит

Сумма, млн.сўм

1.

Бўшаган маблағлар ҳисобланган тўлов турлари ҚҚС, акциз, бож тўлови) бўйича акс эттирилмоқда

013

 

 

1000

2.

Имтиёз берилган давр тугагач бўшаган маблағлар ҳисобдан чиқарилмоқда (яъни 31.12.2017 й.)

 

013

1000

Сизнинг ҳолатингизда йўл қўйилган хатолар натижасида сотиб олинган материалларнинг харид қиймати ошириб кўрсатилган, 8840 «Мақсадли ишлатиш билан солиқ имтиёзлари» баланс счетида мақсадсиз имтиёзлар акс эттирилган эди. Ўз навбатида, товарларнинг оширилган харид қиймати ишлаб чиқариладиган маҳсулотнинг таннархининг юқори бўлишига ва натижада тақсимланмаган соф фойданинг камайишига олиб келган. Агар   8840 счетга олиб борилган 1000 млн сўм мақсадли вазифаларга йўналтирилган бўлса, у ҳолда баланс счетлари сальдосида ҳам хатоликлар юзага келади (масалан янги технологик ускуна харид қилинган бўлса нотўғри сальдо 8530 “Текинга олинган мол-мулк” ҳисобварағида юзага келади).

Бу ҳолатда Сиз жорий 2016 йилнинг бошига бухгалтерия ҳисоби ҳисобварақлари бўйича тўғирловчи ўтказмалар (проводкалар) беришингиз лозим. 3-сон БҲМС “Молиявий натижалар тўғрисидаги ҳисобот”нинг 16-бандига мувофиқ олдинги даврлардаги молиявий ҳисоботларни тайёрлаш чоғида йўл қўйилган xатоларга киритилган тузатиш миқдори (қиймати) ҳисобот давридаги соф даромад ёки зарарга қўшилади. Ўтган даврдаги муҳим хатоларни тўғирлаш қиймати (корхонангиз учун 1000 млн. сўм тўғирлаш қиймати ҳар ҳолда муҳим бўлади) йил бошигача тақсимланмаган фойда сальдосини ва тегишли активлар, мажбуриятлар ва хусусий капиталнинг бошқа сатрларида ўзгартириш йўли билан ҳисоботда акс эттирилади (АВ24.01.2003й. 1209-сон билан рўйхатга олинган “Молиявий ҳисоботларни тўлдириш қоидалари”нинг 15-банди). Сальдолардаги ўзгаришларнинг сабаби, моҳияти ва қиймати 2016 йил учун йиллик молиявий ҳисоботларга тушунтириш хатида очиб берилиши лозим.

Агар сизнинг корхонангиз соддалаштирилган солиқ тизимида бўлса, солиқ ҳисоботларини қайта топширишга ҳожат йўқ, чунки хатолар туси ягона солиқ тўлови бўйича базага ҳеч қандай таъсир кўрсатмайди.

Показать ответ

1. Активни асосий восита деб тан олишдан аввало у бир вақтнинг ўзида 5-сон БҲМС “Асосий воситалар”нинг 4-бандидада назарда тутилган иккита мезонга жавоб бериши лозим :

-  срок службы более 1 года;

а) бир йилдан ортиқ хизмат муддати;

б) бир бирлик (тўплам) учун қиймати Ўзбекистон Республикасида (харид пайтида) белгиланган энг кам ойлик иш ҳақи миқдорининг эллик бараваридан ортиқ бўлган буюмлар. Аммо корхона раҳбари ҳисобот йилида буюмларни асосий воситалар таркибида ҳисобга олиш учун улар қийматининг энг кам чегарасини белгилашга ҳақли.

Агар актив ушбу иккала мезонга бир вақтнинг ўзида жавоб берса, уни асосий восита деб тан олиш мумкин. Аммо қурилиш ҳавозалари – бу ўзига хос мулк туридир. Унинг ўзига хослиги қуйидагича: 5-сон БҲМСнинг 5-бандига мувофиқ, Асосий воситаларнинг бухгалтерия ҳисоби бирлиги бўлиб инвентарь объекти ҳисобланади. Асосий воситаларнинг инвентарь объекти сифатида барча қурилмалари ва анжомларига эга бўлган объект ёки муайян мустақил вазифаларни бажариш учун мўлжалланган алоҳида конструктив асосдаги буюм ёхуд бутун бир яхлитликни ифодаловчи ва муайян ишларни бажариш учун мўлжалланган конструктив жамланган буюмларнинг алоҳида мажмуи тан олинади. Қурилиш ҳавозалари – бу алоҳида қисмлардан (тиргак, зинапоя, тўшама ва шунга ўхшаш) иборат конструкция. Ушбу мулк уни бутун бир яхлитликни ифодаловчи асосий восита сифатида ҳисобга олиш шарти бажарилмаяпти, чунки ҳавозанинг қисмлари  ҳар хил комплектда ишлатилиши мумкин.  Шунинг учун активни ҳисобга қабул қилишда Сиз уларни ижарага бериш тажрибангиздан келиб чиқиб энг тўғри ҳисоб усулини танлашингиз лозим.   Яъни, ҳавоза қисмларини ҳар доим айнан шу комплект яхлит бир буюм сифатида ишлатишни режалаштирган бўлсангиз уларни бутун бир яхлит асосий восита объекти сифатида ҳисобга қабул қилишингиз мумкин. Айни пайтда активни асосий восита деб тан олишнинг иккала мезони тўғрисида унутмаслигингиз ва ҳар бир инвентарь объектидан, (масалан инвентарь объекти сифатида тан олинган ҳавоза учаткасидан) бошқа инвентар объектларидан фойдаланмаган ҳолда мустақил равишда фойдаланиш мумкин бўлиши лозим.  Ёки ушбу мулкдан турли қисмларидан турлича комплектда ва тўлиқ бўлмаган комплектда фойдаланилганда уларни ижарага берилувчи мулк сифатида балансдан ташқари счётларда ҳисобини юритиш мумкин. Шу тариқа, корхона ҳавозаларнинг бир турини асосий воситалар объекти сифатида ҳисобга олса, бошқаларини ТМЗлар сифатида ҳисобга олиши мумкин.

Қурилиш ҳавозаларини асосий восита деб тан олинганда, уларни 0190 “Бошқа асосий воситалар” счетига киритиш мумкин. Чунки қурилиш ҳавозаларининг ҳисобини юритиш учун 21-сон БҲМСда алоҳида ҳисобварақ назарда тутилмаган.

Солиқ кодексининг 144-моддасига мувофиқ, бошқа асосий воситаларнинг йиллик амортизация нормаси 10% деб белгиланган (аммо, ҳисоб сиёсатингиз тасдиқлаган ҳолда сиз амортизациянинг бошқа ставкасини ўрнатишингиз мумкин).

Ушбу мулкларни ТМЗ деб тан олинганда эса уларни дастлаб 1080 “Инвентарь ва хўжалик буюмлари” ҳисобварағида акс эттириш керак бўлади. Қурилиш ҳавозаларини фойдаланишга топшириш чоғида  (яъни уларни ижарага беришга тайёр ҳолатга келтирган пайтингизда) уларнинг қиймати бутунлигича ишлаб чиқариш харажатларига киритилади (яъни 2010“Асосий ишлаб чиқариш”, чунки бу сизнинг асосий иш фаолиятингиз ҳисобланади) ҳамда бир вақтнинг ўзида ушбу мақсадлар учун махсус очилган ва ҳисоб сиёсати билан белгиланган 017 “Ижарага беришга тайёр мулклар” балансдан ташқари счётида акс эттиришингиз керак.

Инвентарь ва хўжалик анжомларини фойдаланишга топширишда таннархи бўйича номлар (номенклатура рақамлари) ёки гуруҳлар (йириклаштирилган комплектлар) кесимида тезкор миқдорий ҳисоб юритилади, бунда фойдаланишга келиб тушиш санаси (ой, йил), фойдаланиш жойи (бўлинмалар бўйича) ва улардан фойдаланиш муддати мобайнида моддий жавобгар шахслар кўрсатилади. Қурилиш  ҳавозаларининг ҳисоби инвентарь ва хўжалик анжомларининг ҳисобини юритиш тартибида юритилади (АВ17.07.2006й. 1595-сон билан рўйхатга олинган  4-сон БҲМС “Товар моддий заҳиралар” 8-§)

Ўз мулкини ижарага беришда корхона уларнинг ҳаракатини назорат қилиб бориши лозим. Бунинг учун моддий жавобгар шахсга бириктирилган мулк ҳисоби қайдномасидан, омбор ҳисоби ҳужжатларидан ёки ижарага берилган мулк ҳисоби ҳужжатларидан фойдаланишлари мумкин.

2016 йил учун ягона солиқ тўлови ставкалари ЎзР Президентининг 22.12.2015й. ПҚ-2455 – сон қарорига 10-1-илова билан тасдиқланган. Ушбу илованинг 2-7-бандларида мулкни ижарага бериш фаолияти кўрсатилмаган, шу сабабли Сиз 1-бандда кўрсатилган ва 2-7-бандларга киритилмаган иқтисодиётнинг барча тармоқлари корхоналари учун ўрнатилган ЯСТнинг 5%ли ставкасини қўллашингиз керак.

2. Мол-мулкни ижарага беришдан олинган даромадларга солиқ солиш шартномада белгиланган ижара тўлови суммасидан келиб чиққан ҳолда, лекин мол-мулкини ижарага берувчи жисмоний шахслар учун белгиланган ижара тўловининг энг кам ставкаларидан келиб чиққан ҳолда ҳисобланган суммадан кам бўлмаган миқдорда амалга оширилади. Ижаранинг минимал ставкалари  ПҚ-2455-Қарорнинг 26-иловасига мувофиқ белгиланган

Агар шартномада белгиланган ижара тўлови суммаси нотурар жой биноларига белгиланган ижара тўловининг энг кам ставкаларидан кам бўлса, жисмоний шахс  даромадларига солиқ солиш белгиланган ижара тўловининг энг кам ставкасидан келиб чиқиб амалга оширилади. Мулкни ижарага беришдан олинган даромадлар (Солиқ кодексининг 176-моддасига мувофиқ мулкий даромадлар) Солиқ кодексининг 181-моддасига асосан жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғининг энг паст ставкаси бўйича солиққа тортилади. 2016 йил учун энг паст ставка 7.5%га тенг. Агар нотурар жой бинолари ЎзР резиденти бўлган юридик шахсга ижарага берилса, у Солиқ кодексининг 184-моддасига асосан тўлов манбаида солиққа тортилади.Ижара тўлови жисмоний шахслардар суғурта бадаллари ва ягона ижтимоий тўловга тортилувчи объект ҳисобланмайди. Мулкий даромадларга шунингдек, шахсий жамғариб бориладиган пенсия жамғармасига мажбурий бадаллар ҳисобланмайди, чунки бу тўловлар меҳнат ёки фуқаролик ҳуқуқий тусдаги шартномалар асосида тўланадиган бажарилган иш учун тўловлар ҳисобланмайди.

Айни пайтда жисмоний шахсга ҳисобланган ижара тўлови ва ушлаб қолинган солиқ суммалари жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғи бўйича

солиқ ҳисоботи шакллари(Адлия вазирлигида 2013 йил 22 мартда 2439-сон билан рўйхатга олинган)да акс эттирилиши лозим, яъни айнан:

 - Ҳисобланган ва амалда тўланган даромадлар суммалари ҳамда жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғининг ушлаб қолинган суммалари тўғрисидаги маълумотларда. 004-сатрда жисмоний шахсга ҳисобланган ижара тўлови суммаси (белгиланган ставкадан кам бўлмаган миқдорда) умумий ҳисобланган даромадлар таркибида кўрсатилади. 010-сатрда ҳисобланган ижара тўлови суммалари кўрсатилади. Ижара тўловига ҳисобланган солиқ суммаси 015-сатрда акс эттирилади;

- Тўланган даромадлар ва ўтказилган жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғи ҳамда ШЖБПҲга бадаллар суммасининг расшифровкасида (бундан дивидендлар ва фоизлар мустасно). 2-устунда мулкий даромад умумий даромадлар таркибида кўрсатилади, 3-устунда эса солиққа тортилувчи даромадлар таркибида. Ушбу даромадга ҳисобланган солиқ суммаси 5-устунда кўрсатилади. 6 ва 7-устунларда жисмоний шахсга тўланган ижара тўлови суммаси кўрсатилади.

Показать ответ

Согласно статье 29 Закона «О негосударственных некоммерческих организациях» № 763-I от 14.04.1999 г. источниками формирования имущества негосударсвенной некоммерческой организации (далее ННО), созданной для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, достижения социальных, культурных, образовательных целей и т.д., могут быть:

-вступительные и членские взносы, если они предусмотрены уставом;

-единовременные и регулярные поступления от учредителей, участников (членов);

-добровольные имущественные взносы и пожертвования;

-доходы (прибыль), полученные от предпринимательской деятельности, используемые только для выполнения уставных целей;

-другие поступления, не запрещенные законодательными актами.

Все имущество ННО используется для достижения целей, ради которых создавалась организация. Получается, что членские взносы - целевые средства. В бухгалтерском учете поступление членских взносов в ННО отражается по кредиту счета 8830 «Членские взносы» (НСБУ № 21) в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Отражение использования целевых средств на расходы, предусмотренные сметой, происходит по дебету счете 8830  «Членские взносы»:

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Поступление прочих целевых средств

Счета учета денежных средств 5010-5530

8830 «Членские взносы»

 

Расходование целевых средств:

Зарплата работников;

 

 

Отчисления на социальное страхование;

 

 

Товарно-материальные расходы;

 

 

И прочие расходы, предусмотренные сметой

 

 

 

 

 

8830 «Членские взносы»

 

 

6710 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

 

6520 «Платежи в государственные целевые фонды»

 

1000 «Счета учета материалов»

 

 

6990 «Прочие обязательства»

Из рассмотренных выше проводок, видно, что счета доходов и расходов  (раздел IX Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта НСБУ № 21) при поступлении и расходовании членских взносов не задействованы. А значит членские взносы в форме № 2 «Отчет о  финансовых результатах» не отражаются. В Отчете о финансовых результатах (Форма № 2) отражаются доходы и расходы от предпринимательской деятельности ННО, не запрещенной уставом организации.

Показать ответ

Инвентаризация жараёнида ходимларга иш ҳақи бўйича даъво муддатлари (Фуқаролик кодексининг 150 – моддасига асосан 3 йил) ўтган корхонанинг дебитор ва кредитор қарздорликлари аниқланган. Аниқланган дебитор ва кредитор қарздорликларининг даъво муддатлари ўтганлиги сабабли улар умидсиз қарз дея тан олинади (Солиқ кодексининг 22 – моддаси). Бундай умидсиз қарзни корхона ҳисобдан чиқаришга ҳақлидир. Муддати ўтган қарздорликнинг қиймати ўтказилган инвентаризация натижасига кўра аниқланади. Дебитор ва кредитор қарзларини ҳисобдан чиқариш учун раҳбар ўтказилган ҳисоб – китоблар инвентаризацияси акти ( 19 – сон БҲМС "Инвентарлашни ташкил этиш ва ўтказиш", АВ 2.11.1999йг. 833-сон билан рўйхатга олинган)  асосида тегишли буйруқ чиқаради.  Аҳамият қаратиш керакки, даъво муддати ҳисоби ҳар бир ишланган ой учун иш ҳақи ҳисобланган санадан бошланади. Масалан, 2013 йил июнь ва июль ойига ҳисобланган ва талаб қилинмаган иш ҳақининг даъво муддати мос равишда 2016 йилнинг июнь ва июль ойида тугаган ҳисобланади. Агар битта ходим бўйича ҳам дебиторлик, ҳам кредиторлик қарздорлиги мавжуд бўлса, уларни ўзаро ҳисобга олиш  керак.

Ходимларнинг иш ҳақи бўйича корхонанинг кредитор қарздорлигини ҳисобдан чиқариш.

Ҳисобланган, аммо қандайдир сабабларга кўра тўланмаган иш ҳақи корхонанинг кредитор қарздорлиги деб тан олиниб, 6720 “Депонентланган иш ҳақи” ёки 6710 “Меҳнат ҳақи бўйича ходимлар билан ҳисоблашишлар” счётида ҳар бир ходим бўйича алоҳида даъво муддати тугагунга қадар ҳисобга олинади.

Даъво билдириш муддати ўтган иш ҳақи бўйича депонент қарзларникорхонанинг бошқа даромадларига ҳисобдан чиқарилиши керак (ЎзР ВМ 05.02.1999 й. 54-сон қарори билан тасдиқланган “Маҳсулот (ишлар, хизматлар)ни ишлаб чиқариш ва сотиш харажатларининг таркиби ҳамда молиявий натижаларни шакллантириш тартиби тўғрисида Низом”нинг В. бўлими 2.5 – банди). Депонент қарздорлигини ҳисобдан чиқариш санасига қуйидагича ўтказма берилади:

Дебет

Кредит

6710 “Меҳнат ҳақи бўйича ходимлар билан ҳисоблашишлар”

6720 “Депонентланган иш ҳақи”

9360 “Кредитор ва депонент қарзларни ҳисобдан чиқаришдан даромадлар”

 

Бошқа даромадлар сифатида олинган даромадлар (Солиқ кодексининг 132-моддаси 7-банди), даромад солиғи ва ягона солиқ тўловига мажбуриятни ҳисобдан чиқариш санасидаги ставка бўйича солиққа тортилиши керак.

Ходимларнинг иш ҳақи бўйича корхонанинг дебитор қарздорлигини ҳисобдан чиқарамиз.

Активларни ошириб кўрсатилмаслиги учун муддати ўтган дебитор қарздорликлари ҳисобдан чиқарилиши керак. Қонунчиликка мувофиқ даъво билдириш муддати ўтган ва ундириш нореал бўлган бошқа қарзлар бўйича дебиторлик қарзларни ҳисобдан чиқаришдан кўрилган зарарлар давр харажатлари сифатида тан олинади ва 9430 “Бошқа операцион харажатлар” счётида ҳисобга олинади. (Харажатлар таркиби тўғрисидаги Низомнинг «Б» бўлими 2.3.15.7-банди). Бундай қарз ҳисобдан чиқарилган пайтидан бошлаб беш йил давомида қарздорларнинг мулкий ҳолати ўзгарган вақтда қарзни ундириб олиш имкониятини кузатиб бориш учун балансдан ташқари 007 “Тўлашга қобилиятсиз дебиторларнинг зарарга ўтказилиб ҳисобдан чиқарилган қарзи” счётида ҳисобга олиниши лозим (21-сон БҲМС  «Хўжалик юритувчи субъектлар молиявий-хўжалик фаолиятининг бухгалтерия ҳисоби счётлари режаси ва уни қўллаш бўйича Йўриқнома»,  1181-сон билан 23.10.2002 й. рўйхатга олинган).

Даромад солиғини тўловчи юридик шахслар учун умидсиз дебитор қарздорлигини ҳисобдан чиқаришдан кўрилган зарар бошқа харажатларга киради (Солиқ кодексининг 145-маддаси 40-банди  «в» қисми) и солиққа тортилувчи базадан чегириб ташланади. Ягона солиқ тўловини ҳисоблашда эса ушбу зарар солиққа тортилувчи базага ҳеч қандай таъсир кўрсатмайди.

Юридик шахс томонидан кечиб юборилган қарз жисмоний шахснинг моддий наф тарзидаги даромади ҳисобланади (Солиқ кодексининг 177-моддаси 5-банди). Ушбу даромад қарзни кечиб юбориш тўғрисидаги қарор қабул қилинган санада юзага келади. У тўлов манбаи-юридик шахс томонидан, яъни корхонангиз томонидан жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғига тортилиши керак (Солиқ кодексининг 184-моддаси). Тўлов манбаида моддий наф тарзидаги даромадлар шкала бўйича солиққа тортилади. Ушбу ҳолатда солиқнинг якуний суммаси ДСИ томонидан жисмоний шахс даромадлар тўғрисидаги декларацияни топшириш пайтида ҳисоблаб чиқарилади. Корхона эса солиқ даври (яъни йил) тугагач 30 кун мобайнида ушбу шахслар бўйича Асосий бўлмаган иш жойидан даромадлар олган жисмоний шахслар тўғрисида маълумотномани ДСИга топшириши керак бўлади.

 Ушбу ҳолатда даромадларнинг пул кўринишида тўлови юзага келмаганлиги сабабли корхонангизда жисмоний шахсдан тегишли солиқ суммасини ушлаб қолиш имконияти бўлмайди. Шунинг учун собиқ ходимларни қидириб топиш ҳамда ҳисобланган солиқ суммасини корхона кассасига киритишни ёки ЖСДСни жисмоний шахснинг ўзи ДСИга ариза топшириб тўлаши тўғрисидаги ариза ёзиб беришини(Солиқ кодексининг 184-моддаси) сўраш лозим. Агар корхона ўз ҳисобидан ЖШДСни тўлаш тўғрисидаги қарорни қабул қилсангиз, ушбу тўланган солиқ суммаси ҳам жисмоний шахснинг моддий наф тарзидаги даромади сифатида тан олиниш хавфи мавжуд (Солиқ кодексининг 177-моддаси 6-банди). Моддий наф тарзидаги даромадлардан ягина ижтимоий тўлов ва суғурта бадаллари тўланмайди (Солиқ кодексининг 306-моддаси).

Показать ответ

Скидка - это снижение базовой цены. Существует большое количество разновидностей скидок. Но законодательством регламентировано отражение в учете лишь торговых и денежных скидок (НСБУ № 4 «Товарно-материальные запасы», рег. МЮ №1595 от 17.07.2006 г. и НСБУ №21 «План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению», рег. МЮ № 1181 от 23.10.2002 г.).

Денежные скидки предоставляются при выполнении покупателем определенных условий (100% предоплата по договору, оплата в определенный срок, покупка более 2-х единиц товара и т.д.), т.е. это сумма, на которую уменьшается общая счет-фактурная цена, если будет выполнено определенное условие, оговоренное в договоре. Денежные скидки применяются для повышения объемов реализации и стимулирования клиента к более ранней оплате.

Торговая же скидка известна и предоставлена покупателю на момент заключения договора (в договоре уже указана цена со скидкой), это простое уменьшение базовой цены (цены по прайс-листу).

Торговые и денежные скидки по-разному отражаются в учете. Торговые скидки уменьшают стоимость запасов, т.е. товары приходуются по стоимости за вычетом скидок (пункт 13 НСБУ №4). У покупателя в учете делается следующая проводка:

Дебет

Кредит

2900 «Товары» (по стоимости за вычетом скидки)

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам» (сумма к уплате поставщику)

 

Товары, приобретенные с денежной скидкой (так называемой финансовой скидкой), приходуются по стоимости без учета скидок (пункт 13 НСБУ №4). Суммы скидок, которые будут предоставлены при выполнении покупателем оговоренных в договоре условий, относятся на результаты  его финансово-хозяйственной деятельности в том отчетном периоде, в котором они возникли. Денежная скидка отражается следующим образом (случай №2 с предоставлением финансовой скидки, описанный в вопросе):

Дебет

Кредит

Сумма

2900 «Товары» (по стоимости без учета скидки, т.е. на сумму 12 080 000 сум)

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам» (сумма к уплате поставщику)

9390 «Прочие операционные доходы» (на сумму скидки)

10 388 800 сум

 

 

1 691 200 сум

Т.к. денежные и торговые скидки влияют на отражение себестоимости приходуемого товара, все условия предоставления таких скидок должны быть прописаны в договорах. Также должны иметься документы, подтверждающие, что клиент воспользовался скидкой (счета-фактуры с указанием суммы скидки или корректировочные счета-фактуры, если предоставлялись скидки с условием выполнения обязательств в будущем).

При определении налогооблагаемой базы по ЕНП следует учитывать, что прочие доходы, полученные в виде скидки (прочий доход формируется при предоставлении только денежной скидки) от поставщиков, вычитаются из валовой выручки согласно пункту 6 части первой статьи 356 НК.

В формах налоговой отчетности по ЕНП предоставленные покупателю денежные скидки, использование которых подтверждено счетом-фактурой, где отдельной строкой выделена сумма скидки, отражаются сначала как прочий доход в строке 180

« Иные доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг)» приложения №2 «Прочие доходы» к Расчету единого налогового платежа, а затем переносятся в строку 0206 «Прочие доходы, полученные в виде скидки от поставщиков» приложения № 4 «Уменьшение налогооблагаемой валовой выручки». Таким образом происходит уменьшение налогооблагаемой валовой выручки по ЕНП на сумму предоставленной поставщиком денежной скидки.

Теперь рассмотрим случай с предоставлением дополнительного бесплатного товара. Такая отгрузка бесплатного товара – бонусная скидка для покупателя. Отражение в учете скидок товаром законодательством не регламентировано. Данный товар будет рассматриваться как безвозмездно полученный, но в рамках основного договора купли-продажи. Для плательщиков ЕНП безвозмездно полученное имущество рассматривается как прочий доход (пункт 4 статьи 132 НК РУз) и подлежит включению в валовую выручку по документально подтвержденной рыночной стоимости имущества (статья 135 НК РУз). Т.к. Ваш поставщик в счете-фактуре указал стоимость безвозмездно переданных лекарственных средств, то данная сумма и будет рыночной стоимостью товара, которая и будет включена в налогооблагаемую базу ЕНП. В формах налоговой отчетности по ЕНП безвозмездно полученный товар отразится в приложении №2 «Прочие доходы» в строке 50 «Безвозмездно полученное имущество, имущественные права, а также работы (услуги)».

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика