Ответов: 316
Ответы эксперта. Налоговый учет 2014 - 2018
Показать ответ

ЎзР Солиқ Кодексининг 179-моддаси 30-бандига асосан қуйидаги жисмоний шахсларнинг солиқ солинадиган иш ҳақи ва бошқа даромадлари суммаларига:

- ёш оила аъзолари томонидан якка тартибда уй-жойни қуриш, реконструкция қилиш ва сотиб олиш учун ёки кўп квартирали уйдаги квартирани реконструкция қилиш ва сотиб олиш учун олинган ипотека кредитларини ҳамда улар бўйича ҳисобланган фоизларни қоплаш учун йўналтирилганда;

-қишлоқ жойларда намунавий лойиҳалар бўйича якка тартибда уй-жой қуришни ушбу мақсадлар учун кредитлар бериш қонун ҳужжатларига мувофиқ зиммасига юклатилган банкларнинг кредитлари ҳисобидан амалга ошираётган қурувчи шахслар, шунингдек уларнинг мазкур кредитлар бўйича биргаликдаги қарз олувчи бўлган оила аъзолари томонидан олинган ипотека кредитларини ҳамда улар бўйича ҳисобланган фоизларни қоплаш учун йўналтирилганда уларга солиқ солинмайди.

ЎзР Оила Кодексига  мувофиқ эр-хотин оила аъзолари ҳисобланади (5-модда), эр-хотиннинг умумий маблағлари ҳисобига олинган мол-мулклари уларнинг биргаликдаги умумий мулки ҳисобланади (23-модда). эр ва хотиннинг умумий мол-мулкига уларнинг ҳар бирининг меҳнат фаолиятидан, тадбиркорлик фаолиятидан ва интеллектуал фаолият натижаларидан орттирган даромадлари киради. Эр ва хотин уларнинг биргаликдаги умумий мулки бўлган мол-мулкка эгалик қилиш, ундан фойдаланиш ва уни тасарруф этишда тенг ҳуқуқларга эгадир. Эр ва хотиндан бирининг умумий мол-мулкини тасарруф этиши билан боғлиқ битим тузилганда бу ҳаракат бошқасининг розилигига кўра амалга оширилаётганлигини англатади. (24-модда).

Юқоридагилардан келиб чиқиб айтиш мумкинки, банк кредити ҳисобига олинган мулк эр-хотиннинг умумий мулки ҳисобланади. Кредитга тўловлар ҳам ўз навбатида эр-хотиннинг умумий мулки ҳисобидан амалга оширилади. Бундан келиб чиқадики, оила аъзосининг ҳар бири (эр ва хотин) кредит бўйича тўловларни амалга оширишга, шу билан биргаликда, ипотека кредитларини ҳамда улар бўйича ҳисобланган фоизларни қоплаш учун йўналтирилган маблағларга берилган солиқ имтиёзидан фойдаланиши мумкин.

Зарурат туғилганда, ипотека шартномасига кредит тўловини амалга оширишга ҳақли шахслар бўйича қўшимча ўзгартиришлар киритиш мумкин.

Показать ответ

Право пользоваться налоговыми льготами, один из часто задаваемых вопросов вновь созданных предприятий. Чтобы ответить на него, необходимо определиться с понятием - что такое налоговая льгота и кому она предоставляется.

По определению, налоговая льгота – это преимущество, предоставляемое государством определённой категории налогоплательщиков, направленное на решение определенных экономических задач, поощрение приоритетных видов деятельности. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Проводимая в нашей стране налоговая политика, направлена на стимулирование развития и модернизации экономики, техническое перевооружение и реконструкцию производства, поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, создание новых рабочих мест в трудоизбыточных регионах республики, улучшение инвестиционного климата и деловой среды.

Предприятия осуществляющие свой вклад в развитие приоритетных направлений экономики, предусмотренных налоговой и бюджетной политикой государства, соответственно имеют право на получение льгот и преференций.

Например, если ваше предприятие размещено вне территории г.Ташкента и Ташкентской области, то при условии привлечения прямых частных иностранных инвестиций, в объемах свыше 300 тысяч долларов США, на основании Указа Президента №  УП-3594 от 11.04.2005г, вы будете освобождены от уплаты ЕНП на сроки от 3 до 7 лет, в зависимости от объема привлеченных инвестиций.

Установив для собственного производства новое технологическое оборудование, на основании Указа Президента № УП-3860 от 14.03.2007 года, ваше предприятие будет вправе применять льготы в виде уменьшения в течение пяти лет, налогооблагаемой базы по ЕНП на стоимость приобретенного нового технологического оборудования.

Производите и осуществляйте экспорт продукции собственного производства за свободно конвертируемую валюту, и на основании Указа Президента № УП-1871 от 10.10.1997г, ваше предприятие будет вправе уплачивать ЕНП, уменьшая установленную ставку налога на 30% или 50%, в зависимости от доли экспорта.

Если же ваше предприятие является производителем локализуемой продукции (импортозамещающей и экспортоориентированной), то при включении предприятия в Программу локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов, вы будете освобождены от уплаты ЕНП в части продукции, произведенной по проектам локализации, а также таможенных платежей за ввозимые технологическое оборудование и запасные части к нему, а также компоненты, не производимые в республике, используемые в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции.

Кроме вышеуказанных, на сегодняшний день действует целый ряд законодательных актов, Указов Президента и Постановлений Кабинета Министров, предоставляющих налоговые льготы и преференции, которые направлены на развитие определенных направлений экономики и видов деятельности. Делайте свой вклад в развитие экономики республики и пользуйтесь предоставялемыми государством льготами.

Показать ответ

Республика ички бозорида сотиш мақсадида импорт қилинган ўсимлиқ ёғи маҳсулотларини ёки тўғридан-тўғри чет эл товар етказиб берувчилари билан тузилган импорт шартномалари асосида ёки ташқи савдо ташкилотлари билан тузилган шартномалар асосида улгуржи сотиб олишингиз мумкин. Импорт асосида келтирилган ўсимлик ёғи маҳсулотлари фақатгина барча божхона тўловлари тўланган холда божхона назоратидан ўтказилиб, маҳсулотларга талаб этиладиган сертификатлар олингандан сўнг ички бозорида улгуржи ёки чакана сотилиши мумкин.

Ўзбекистонда ишлаб чиқарилган ўсимлик ёғини фақатгина Ўзбекистон Республикаси товар-хом ашё биржасида очиқ биржа савдолари орқали сотиб олиш мумкин. Мамлакатимизда ишлаб чиқарилган ёғ маҳсулотларини сотиб олиш ва сотиш тартиби, Ўзбекистон Республикаси Президентининг 31.05.2006й ПҚ-360-сонли қарори ҳамда Адлия вазирлигида 24.08.2006й 1617-сон билан рўйхатга олинган «Ўсимлик ёғини сотиш тартиби тўғрисидаги» Низом асосида тартибга солинади. Биржада харид қилинган ўсимлик ёғи фақатгина аҳолини таъминлаш учун, яъни охирги истеъмолчиларга чакана сотиш учун ишлатилади.

Сиз режалаштираётган фаолият, яъни қадоқланмаган ўсимлик ёғини дастлаб кичик идишларга қуйиб уларни сотиш, Солиқ кодекснинг 22 моддасига мувофиқ савдо фаолияти деб топилади. Чунки иқтисодий фаолият турлари умумдавлат Таснифлагичининг изоҳларига асосан савдо фаолияти ўз ичига саралаш, калибрлаш, йиғиш, аралаштириш, бутилкаларга қуйиш, қадоқлаш, бўлиш ва кичикроқ партияларда идишларга жойлаш, сақлаш каби оддий савдо операцияларини ўз ичига олади.

Солиқ кодекснинг 350 моддасига асосан савдо корхоналари, ходимларнинг сонидан қатъи назар ягона солиқ тўловини тўловчилари ҳисобланади. Ягона солиқ тўлови ставкалари эса савдо фаолияти турига қараб белгиланади.

Ўзбекистон Республикаси Президентининг 22.12.2015й ПҚ-2455-сонли қарори билан 2016 йил учун ягона солиқ тўлови ставкалари қуйидаги миқдорларда белгиланган:

- улгуржи, шунингдек улгуржи-чакана савдо билан шуғулланувчи савдо корхоналари учун – 5%,

- чакана савдо корхоналари учун жойлашган жойидан келиб чиқиб, аҳолиси сони 100 минг ва ундан кўп кишидан иборат шаҳарларда – 4%, бошқа аҳоли пунктларида – 2%, бориш қийин бўлган ва тоғли ерларда – 1%.

Таъкидлаш лозимки, Вазирлар Маҳкамасининг 26.11.2002 йилдаги 407-сонли ва 05.11.2005 йилдаги 242-сонли қарорларига асосан улгуржи савдо билан фақат тегишли лицензия олинган тақдирда шуғулланиш мумкин. Лицензияни олиш учун эса корхонанинг устав фонди энг кам ойлик иш ҳақининг камида 3500 баравари миқдорида, улардан энг кам ойлик иш ҳақининг камида 1200 баравари миқдорида пул маблағлари билан шакллантирилган бўлиши лозим. Чакана сотиш фақат турғун савдо шохобчалари орқали, назорат-касса машиналарини қўлланган ҳолда амалга оширилиши мумкин.

Показать ответ

В соответствии с требованиями Порядка выплаты компенсации за использование личных автомобилей работников для служебных поездок (кроме командировок), утверженного Постановлением КМ РУз №154 от 02.04.1999г., компенсация выплачивается работникам предприятий, использующим для служебных поездок легковые автомобили, находящиеся в их личной собственности.

В соответствии с пунктом 7 «Правил регистрации, перерегистрации автомототранспортных средств, ведения их учета, выдачи и замены национальных госномерных знаков в Республике Узбекистан» (утверждены ПКМ РУз №256 от 26.05.1997г.), транспортные средства, являющиеся личной собственностью, регистрируются на одно лицо, т.е. собственника. А согласно статье 134 Гражданского кодекса РУз, доверенность - это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому лицу (поверенному) для представительства перед третьими лицами. Поверенный действует в пределах полномочий, представленных ему по доверенности. Т.е. по доверенности на автомобиль собственник даёт право поверенному только управлять своим автотранспортом, при этом право собственности на имущество остаётся за доверителем.

Тем самым, автомобиль, управляемый по доверенности, не будет считаться личной собственностью вашего сотрудника. Вместе с этим, платежи, выплаченные работнику в виде компенсаций за использование личного автомобиля, не будут являться компенсационными выплатами, предусмотренными частью второй статьи 171 Налогового кодекса РУз, а будут рассматриваться как доходы физического лица в виде материальной выгоды, которые подлежат налогообложению.      

В соответствии со стандартами бухгалтерского учета и налоговым законодательством РУз, отражение доходов и расходов налогоплательщиков, осуществляется методом начисления (статья 39 НК РУз, статья 13 Закона О бухгалтерском учете).  Исходя из этого, доходы физического лица вы должны облагать по ставкам налога, действующим на тот период, когда эти доходы были начислены.

Показать ответ

Налоговые льготы для юридических лиц, применяющих упрощенный порядок налогообложения, в виде уменьшения в течение пяти лет налогооблагаемой базы по единому налоговому платежу на стоимость приобретенного нового технологического оборудования, были введены Указом Президента Республики Узбекистан №УП-3860 от 14.03.2007 года, и могут применяться предприятиями, осуществляющими модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд. Порядок применения налоговых льгот регламентируется Положением, зарегистрированным в МЮ РУз 11.06.2007 года за №1688.

В соответствии с пунктами 12 и 13 вышеуказанного Положения, налогооблагаемая база по единому налоговому платежу уменьшается на сумму средств, направленных на приобретение нового технологического оборудования, но не более 25 процентов налогооблагаемой базы. Уменьшение налогооблагаемой базы производится в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором осуществлен ввод технологического оборудования в эксплуатацию. При этом в каждом отчетном налоговом периоде сумма средств, подлежащих вычету из налогооблагаемой базы, не должна превышать 25 процентов налогооблагаемой базы.

К примеру:

Стоимость приобретенного нового технологического оборудования (размер инвестиций) составляет - 200,0 млн.сум. Оборудование введено в эксплуатацию в 1 квартале 2013 года.

Налогооблагаемая валовая выручка за 2013 год составляет – 250,0 млн.сум. В связи с применением льгот налогооблагаемая база может быть уменьшена на 62,5 млн.сум (250,0 х 25% = 62,5), т.к. размер инвестиций больше 25% налогооблагаемой базы (200,0 > 62,5). Налогооблагаемая база за вычетом льгот составит 187,5 млн.сум (250,0 – 62,5 = 187,5). Остаток не возмещенных средств, направленных на инвестиции на конец 2013 года составит – 137,5 млн.сум (200,0 – 62,5 = 137,5).

В таком же порядке ведется расчет ЕНП в последующие года.

Валовая выручка за 2014 год составляет – 350,0 млн.сум. В связи с применением льгот налогооблагаемая база может быть уменьшена на 87,5 млн.сум (350,0 х 25% = 87,5), т.к. остаток не возмещенных инвестиций больше 25% налогооблагаемой базы (137,5 > 87,5). Налогооблагаемая база за вычетом льгот составит 262,5 млн.сум (350,0 – 87,5 = 262,5). Остаток не возмещенных инвестиции на конец 2014 года составит – 50,0 млн.сум (137,5 – 87,5 = 50,0).

Валовая выручка за 2015 год составляет – 400,0 млн.сум. В связи с применением льгот налогооблагаемая база может быть уменьшена на сумму остатка не возмещенных инвестиций на конец 2014 года, т.е. на 50,0 млн.сум. Здесь остаток не возмещенных инвестиций уже меньше чем 25% налогооблагаемой базы (50,0 < 400,0 х 25%). Налогооблагаемая база за вычетом льгот составит 350,0 млн.сум (400,0 – 50,0 = 350,0). Средства, направленные на инвестиции полностью возмещены за счет применения льгот.

На практике, период применения льгот может быть более коротким, либо более продолжительным (но не более 5 лет), в зависимости от размера инвестиций и величины годовой налогооблагаемой выручки.

Показать ответ

Нет, не должно.

Указом Президента РУз №УП-3923 от 19.09.2007 года, медицинские учреждения, оказывающие населению платные медицинские услуги (кроме стоматологических и косметологических), с 1 октября 2007 года до 1 января 2018 года освобождены от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений, с целевым направлением высвобождаемых средств на оснащение медицинского учреждения современным медицинским оборудованием.

Здесь, на основании Указа Президента, льготы предоставлены в целом по предприятию (медицинскому учреждению), специализирующемуся на оказании медицинских услуг населению, вне зависимости от источника других доходов. Соответственно, и прочие доходы таких предприятий не будут облагаться налогами.  Оставаясь по основному виду деятельности медицинским учреждением, на которое распространяются льготы, вы вправе осуществлять любые другие виды деятельности, не запрещенные законодательством (Закон РУз «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»). И в этом случае, на доходы, полученные от других видов деятельности, также будут распространяться вышеуказанные льготы. 

Кроме того, необходимо обратить внимание на утвержденную Форму налоговой отчетности по единому налоговому платежу (МФ РУз №23 и ГНК РУз №2013-8 от 04.03.2013г., рег. МЮ РУз 22.03.2013г. за №2439), где в расчете ЕНП, при определении налогооблагаемой базы (стр.060), льготы (стр.050) вычитаются от всей налогооблагаемой валовой выручки (стр.040) в составе которой числятся и прочие доходы (стр.030). Раздельное налогообложение прочих доходов, в форме расчета ЕНП не предусматривается.

Показать ответ

В вашем вопросе отражено, что Фирма собственных земельных участков не имеет, а использует земли, арендованные у фермеров. Здесь необходимо отметить, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, земельные участки, выделенные фермерским хозяйствам, должны быть использованы строго по целевому назначению, передача земли в субаренду запрещается.

Согласно Закону РУз «О фермерском хозяйстве», фермерское хозяйство - это самостоятельный хозяйствующий субъект, ведущий товарное сельскохозяйственное производство с использованием земельных участков, предоставленных в аренду (статья 3). При предоставлении земельных участков фермерское хозяйство берет на себя обязательство обеспечить урожайность сельскохозяйственных культур не ниже кадастровой оценки земли. Это обязательство закрепляется в договоре аренды земельного участка (статья 5). Для создания фермерского хозяйства его глава должен получить земельный участок в установленном порядке (статья 6). Договор об аренде земельного участка подписывается главой фермерского хозяйства и хокимом района (статья 11). Земельные участки, предоставленные фермерскому хозяйству, используются строго по целевому назначению. Они не могут быть приватизированы, а также не могут являться объектами купли-продажи, залога, дарения, обмена и передаваться в субаренду (статья 13).

Согласно Положению «О порядке предоставления земельных участков в долгосрочную аренду фермерским хозяйствам» (утв. ПКМ РУз №476 от 30.10.2003г.), фермерским хозяйствам земельные участки предоставляются в аренду на основе открытого конкурса. Земельные участки в долгосрочную аренду фермерским хозяйствам предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса. Земельные участки, предоставленные в аренду фермерским хозяйствам, обязаны использоваться строго по целевому назначению, не могут быть приватизированы и являться объектом купли-продажи, залога, дарения, обмена а также не могут передаваться в субаренду. При нецелевом использовании предоставленных в аренду фермерскому хозяйству сельскохозяйственных угодий, посевов, не предусмотренных в договоре сельскохозяйственных культур,  это считается грубым нарушением договора аренды со всеми вытекающими последствиями, предусмотренными в действующем законодательстве.

Вышеуказанные требования к земельным участкам, предоставленным в аренду, также отражены в Земельном кодексе РУз (статья 24).

Исходя из вышеизложенного, в целях избежания правонарушений и дальнейшего ведения деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства, рекомендуем вам пересмотреть правомерность использования арендованных вами земельных участков.

По вопросу порядка налогообложения:

Порядок налогообложения будет зависеть от вида осуществляемой вами деятельности.

В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса РУз, плательщиками единого земельного налога являются сельскохозяйственные товаропроизводители. Одно из условий отнесения предприятия к сельхоз товаропроизводителям это наличие земельных участков для ведения сельского хозяйства, предоставленных в установленном порядке органами государственной власти на местах.

Так как ваше предприятие не имеет собственных земельных участков, выделенных органами государственной власти на местах (хокимиятом области или района), а в своей деятельности вы используете земли, арендованные у фермерских хозяйств, в соответствии с требованиями статьи 362 НК РУз, вы не будете относиться к сельхоз товаропроизводителям, соответственно не будете являться плательщиком единого земельного налога.

Являясь плательщиком ЕНП, вы должны начислять и уплачивать ЕНП, с учетом минимального размера ЕНП, исчисленного в соответствии с Положением «О порядке исчисления и уплаты единогоналогового платежа с учетом введенияминимального размера единогоналогового платежа» (рег. № 2203 от 03.03.2011г.). Годовой минимальный размер ЕНП, исчисляется исходя из 3-х кратного размера минимального земельного налога, установленного для соответствующей местности и категории земель. Ставки земельного налога на 2016 год, утверждены Постановлением Президента РУз № ПП-2455 от 22.12.2015 года.

В вашем конкретном случае, базовая ставка земельного налога, взимаемая за орошаемые общественные сельскохозяйственные угодья, установленная для Джаркурганского района Сурхандарьинской области, составляет – 16814,3 сум за 1 га. (табл. №1, приложение №20 к ПП-2455). Ставка земельного налога, определяется исходя из базовой ставки земельного налога и поправочного коэффициента (табл. №1.2, приложение №20 к ПП-2455), учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета). Класс земельного участка и его качественные характеристики отражаются в кадастровых документах на земельный участок.

Например, если в кадастровых документах, арендуемые вами земельные участки относятся к III классу земель, с учетом поправочного коэффициента - 2,25 ставка земельного налога будет составлять 37832,17 сум за 1га (16814,3с*2,25=37832,17с). Для 200 га земельного участка, арендованного у фермеров, годовой минимальный размер ЕНП будет составлять – 22699302 сум (37832,17с*3*200га=22699302с). При определении минимального ЕНП, могут применяться понижающие коэффициенты в зависимости от вида осуществляемой деятельностии и месторасположения предприятия.

 По вопросу взимания 5% налога при поступлении выручки на счет предприятия:

В соответствии с Постановлением Президента РУз № ПП-1245 от 22.12.2009 года, с 1 января 2010 года для предприятий оптовой торговли введена уплата авансовых платежей по единому налоговому платежу в размере 5 процентов от суммы выручки, поступающей от проведенных операций.

Порядок уплаты единого налогового платежа предприятиями оптовой торговли с учетом авансовых платежей, регламентируется Положением «О порядке уплаты единого налогового платежа предприятиями оптовой торговли с учетом авансовых платежей» (рег. № 2065 от 14.01.2010г.). В соответствии с данным Положением органы государственной налоговой службы направляют в коммерческие банки, в которых открыты основные и вторичные депозитные счета, уведомления о предприятиях, получивших лицензию на право осуществления оптовой торговли. В свою очередь коммерческие банки на основании уведомлений органа государственной налоговой службы в обязательном порядке открывают налогоплательщикам специальные банковские счета: 22624 - "Целевые средства юридических лиц, реализующих отдельные виды подакцизных товаров" для предприятий оптовой торговли, реализующих отдельные виды подакцизных товаров или 22626 - "Целевые средства предприятий и организаций" для предприятий оптовой торговли, реализующих другие виды товаров.

Средства, поступающие на вышеуказанные банковские счета распределяются: 5% - в качестве авансовых платежей по единому налоговому платежу и 95% - перечисляются на основные и вторичные депозитные счета налогоплательщиков.

Если ваше предприятие имеет лицензию на право осуществления оптовой торговли, то на основании уведомления налоговых органов, коммерческим банком открывается спец счет, при поступлении выручки на который, удерживается и перечисляется в бюджет 5% в качестве авансового платежа по единому налоговому платежу. Удержание 5% в качестве авансовых платежей по единому налоговому платежу с основных и вторичных счетов налогоплательщиков в Положении № 2065 не предусматривается.

Органы государственной налоговой службы несут ответственность за правильность и своевременность направления уведомлений в коммерческие банки, а коммерческие банки несут ответственность за правильность и своевременность перечисления авансовых платежей по единому налоговому платежу (пункт 17-1 Положения).

Показать ответ

Если вашим предприятием приобретено для собственных производственно-хозяйственных нужд и введено в эксплуатацию новое технологическое оборудование, то применение налоговых льготв в виде уменьшения, в течение пяти лет, налогооблагаемой базы по единому налоговому платежу, правомерно (Указ Президента РУз №УП-3860 от 14.03.2007г.).

В соответствии с Положением «О порядке применения льгот хозяйствующими субъектами, осуществляющими модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд» (рег. №1688 от 11.06.2007г.), налогооблагаемая база по ЕНП уменьшается на сумму средств, направленных на приобретение нового технологического оборудования, но не более 25 процентов налогооблагаемой базы. Уменьшение налогооблагаемой базы производится в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором осуществлен ввод технологического оборудования в эксплуатацию. При этом в каждом отчетном налоговом периоде сумма средств, подлежащих вычету из налогооблагаемой базы, не должна превышать 25 процентов налогооблагаемой базы. В случае если стоимость вновь вводимого оборудования в текущем налоговом периоде превышает 25 процентов налогооблагаемой базы, то оставшаяся сумма может вычитаться в последующие налоговые периоды в пределах установленного срока, с учетом установленных ограничений.

В случае самостоятельного выявления ошибок за предыдущий период, за который налоговая отчетность уже представлена в налоговые органы, на основании статьи 46 НК РУз, вы имеете право в течение срока исковой давности (5 лет) по налоговому обязательству (статья 38 НК РУз), представить уточненную налоговую отчетность за тот же период. Данная норма не применяется в случаях, если уточненная налоговая отчетность, предусматривающая уменьшение суммы налогов и других обязательных платежей, представляется за период, проверенный органами государственной налоговой службы в рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии).

Показать ответ

В соответствии с Постановлением Президента РУз № ПП-2270 от 04.12.2014 года, ставка единого налогового платежа для строительных организаций была установлена в размере 5%. Ставка ЕНП установлена для всех строительных организаций вне зависимости от специализации.

Согласно общегосударственному Классификатору отраслей народного хозяйства Республики Узбекистан (ОКОНХ), к группе «Строительство» (60000) относятся:

- общестроительные и специализированные организации, осуществляющие строительные, монтажные и другие работы подрядным и хозяйственным способом (61000);

- организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий и сооружений производственного назначения;

- организации, осуществляющие ремонт зданий и сооружений непроизводственного назначения, ремонт и строительство жилищ (квартир) по заказам населения (63000);

- организации, осуществляющие эксплуатационное бурение (65000);

- проектные, проектно-изыскательские и изыскательские организации (66000).

Согласно общегосударственному Классификатору видов экономической деятельности Республики Узбекистан (ОКЭД, ред. 2), секция «Строительство»  охватывает общестроительные и специальные работы по строительству зданий и сооружений. Сюда относятся новое строительство, ремонтные работы, дополнительные работы и работы по корректировке, возведение зданий из сборных конструкций на месте ведения работ, а также строительство временных сооружений.

В секции выделяются разделы: 41 - строительство зданий, 42 - строительство объектов гражданского назначения, 43 - специальные работы, включающие строительство частей здания и отделку. Раздел 43 включает строительную деятельность, специализированную в одном направлении, общем для различных видов зданий и сооружений, и требующую специальной квалификации и оборудования. Сюда входят: забивка свай, строительство фундаментов, бурение водяных скважин, бетонные и железобетонные работы, каменные работы, мощение дорог, монтаж систем отопления, кровельные работы и т.п.

Класс 43.22 раздела 43 включает установку систем водопровода, отопления и кондиционирования воздуха, в том числе дополнение, переделку, техобслуживание и ремонт. Этот класс включает: - монтаж в зданиях или прочих строительных сооружениях:  отопительных систем (электрических, газовых и масляных), печей, стояков водяного охлаждения, неэлектрических коллекторов солнечной энергии, водопроводного и сантехнического оборудования, оборудования для вентиляции и кондиционирования воздуха и воздуховодов, газопроводной арматуры, трубопроводов для подачи пара, систем автоматического пожаротушения, автоматических систем для полива газонов. - работы по монтажу воздуховодов.

Если по основному виду деятельности ваше предприятие относится к строительным организациям, вне зависимости от специализации строительных работ, то с выручки от данного вида деятельности ЕНП за 2015 год рассчитывается по ставке 5%. При этом, если ваше предприятие помимо стротельной деятельности занимается другими видами деятельности, по которым установлены разные объекты налогообложения и (или) ставки ЕНП, вы должны вести раздельный учет по этим видам деятельности и уплачивать ЕНП по ставкам, установленным для соответствующих категорий налогоплательщиков.

Показать ответ

Порядок определения объекта налогообложения, порядок исчисления, сроки представления расчетов и уплаты налогов и специальных платежей для недропользователей, указаны в разделе IX Налогового кодекса РУз (статьи 242-254). Недропользователи уплачивают следующие налоги и специальные платежи: налог за пользование недрами; налог на сверхприбыль; бонус (подписной и коммерческого обнаружения).

Налог за пользование недрами.

Объектом обложения налогом за пользование недрами является объем добычи (извлечения) готового продукта. Готовым продуктом признается полезное ископаемое (полезный компонент), на которое установлена ставка налога за пользование недрами и которое предназначено для реализации или передачи, включая безвозмездную передачу, а также для собственного потребления в целях производства продукции и иных нужд.

В приложении №15 Постановления Президента РУз №ПП-2455 от 22.12.2015 года, приведены ставки налога на недра в разрезе отдельных объектов налогообложения – добытых готовых продуктов на 2016 год.  Ставки налога, действовавшие в 2015 году указаны в  Приложении N 15 к Постановлению Президента РУз от 04.12.2014 г. N ПП-2270)

В соответствии с Временным Положением «Об упрощенном порядке выдачи лицензий на право пользования участками недр для геологического изучения, опытно-промышленной и промышленной добычи кирпичного сырья» (утв. ПКМ РУз № 284 от 27.10.2009г.), при получении лицензии на право пользования участками недр для геологического изучения с целью создания и расширения сырьевой базы, опытно-промышленной и промышленной добычи кирпичного сырья, соискателю предоставляется в установленном порядке геологическая и иная информация по испрашиваемому участку недр, достаточная для подготовки: укрупненных технико-экономических расчетов по пользованию участком недр - в случае предоставления недр для геологического изучения на условиях предпринимательского риска, а также для опытно-промышленной добычи кирпичного сырья и (или) предварительного технико-экономического обоснования (ТЭО) по пользованию участком недр - в случае предоставления недр для добычи кирпичного сырья.

После выдачи лицензии пользователю недр реализуется полный пакет геологической и иной информации по участку недр, предоставленному в пользование, для разработки в установленном порядке окончательного ТЭО по пользованию участком недр.

Необходимые сведения, содержащиеся в окончательном ТЭО, вами могут быть использованы при определении налогооблагаемой базы и составлении налогового отчета по налогу за пользование недрами и расчете бонуса коммерческого обнаружения.

Если добытый (извлеченный) готовый продукт, используется для собственных производственных нужд (изготовления кирпича), то налогооблагаемой базой для исчисления налога за пользование недрами будет являться производственная себестоимость добытого готового продукта, в вашем случае сырья для изготовления кирпича.

Объектом обложения налогом на недра в вашем случае будет объем добычи сырья для производства кирпича - кирпично-черепичное сырье (суглинки, лессовидные породы, лессы, пески в качестве отощателя и др.).

Так как извлеченный готовый продукт является сырьем для производства кирпича, то налогооблагаемой базой по налогу на недра будет себестоимость добытого полезного ископаемого, рассчитанная в соответствии с Положением «О составе затрат… » (утв. ПКМ РУз №54 от 05.02.1999г.).

Налог за пользование недрами исчисляется исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки, для соответствующего наименования готового продукта.

Расчет налога за пользование недрами представляется в органы государственной налоговой службы нарастающим итогом ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности.

Уплата налога за пользование недрами производится: микрофирмами и малыми предприятиями - не позднее срока представления расчета, юридическими лицами, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям - ежемесячно не позднее 25 числа следующего месяца, а по итогам года - не позднее срока представления годовой финансовой отчетности.

Бонус коммерческого обнаружения.

Бонус является разовым платежом, осуществляемым недропользователем.

Бонус коммерческого обнаружения является платежом, уплачиваемым за каждое коммерческое обнаружение месторождений полезных ископаемых на участке недр, указанных в соответствующей лицензии, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящей к увеличению первоначально установленных извлекаемых запасов. Бонус коммерческого обнаружения также уплачивается недропользователями при получении права на добычу полезных ископаемых, если ранее по данному месторождению не был уплачен бонус коммерческого обнаружения.

Объектом налогообложения является объем извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении, утвержденный уполномоченным государственным органом.

Налогооблагаемой базой является стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых. Стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых рассчитывается по биржевой цене, установленной на международной бирже, в порядке, установленном законодательством, а при отсутствии цены на мировом рынке - по цене, определяемой уполномоченным государственным органом. Определить стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых вы можете на основании сведений Госкомгеологии.

Бонус коммерческого обнаружения определяется исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки бонуса. Ставка бонуса коммерческого обнаружения на 2016 год установлена в размере 0,1% к налогооблагаемой базе (прил. №16-2 № ПП-2455 от 22.12.2015 года).

Расчет бонуса коммерческого обнаружения представляется налогоплательщиком в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета не позднее двадцати пяти дней со дня утверждения уполномоченным государственным органом запасов полезных извлекаемых.

Уплата бонуса коммерческого обнаружения производится не позднее девяноста дней со дня утверждения уполномоченным государственным органом объема извлекаемых запасов полезных ископаемых из месторождения.

Показать ответ

В соответствии со Статистическим классификатором продукции (товаров, работ, услуг) по видам экономической деятельности Республики Узбекистан, «Молоко сырое молочного крупного рогатого скота» (код 01.41.2) является продукцией сельского хозяйства, а молочные продукты (код 10.5) – относятся к продукции обрабатывающей промышленности.

Продукцией собственного производства для сельскохозяйственного товаропроизводителя будет считаться молоко сырое, полученное от молочного крупного рогатого скота, числящегося на балансе предприятия (фермерского хозяйства). Также собственной продукцией сельскохозяйственного товаропроизводителя будут считаться продукты, полученные путем переработки сырого молока собственного производства.

Следовательно, продукция, полученная из приобретенного сырья, не будет считаться для вас сельхозпродукцией собственного производства.

В соответствии с законодательством Республики Узбекистан, порядок налогообложения, будет напрямую зависеть от видов осуществляемой вами деятельности. Чтобы правильно определить порядок налогообложения, необходимо определить соответствуете ли вы критериям, установленным для сельхозпроизводителей.

Для применения порядка уплаты единого земельного налога (ЕЗН), необходимо являться  сельскохозяйственным товаропроизводителем, к которым в соответствии со статьей 362 НК РУз, относятся юридические лица, отвечающие одновременно следующим условиям:

- основным видом их деятельности является производство сельскохозяйственной продукции на выделенных им земельных участках;

- имеют земельные участки для ведения сельского хозяйства, выделенные им в установленном порядке органами государственной власти на местах (решением Хокима области или района);

- доля производства собственной сельскохозяйственной продукции и её переработки должна превышать объем переработки сельхоз продукции, приобретенной у сторонних организаций.

В вашем случае, если за отчетный период объем перерабатываемого молока, купленного у сторонних организаций будет превышать объем переработки молока собственного производства, то ваше фермерское хозяйство не будет считаться плательщиком единого земельного налога и в соответствии со статье 363 НК РУз, вы должны будете перейти, либо на уплату общеустановленных налогов, либо на уплату единого налогового платежа.

Если же вы соответствуете критериям, установленным в статье 362 НК РУз, то ваше фермерское хозяйство должно будет уплачивать единый земельный налог.

В вашем вопросе вы указали, что являетесь фермерским хозяйством, при этом производите молочную продукцию (кефир, сметану и т.д.) используя молоко и закваску, купленные у сторонних организаций. Как уже говорилось выше, если осуществляемая вами деятельность связана только с переработкой сырого молока, приобретенного у сторонних организаций, что является производственной деятельностью, то возникает вопрос о целевом использовании земельных участков, выделенных вам при создании фермерского хозяйства.

Согласно Закону РУз «О фермерском хозяйстве» (№ 602-I от 30.04.1998г.), фермерское хозяйство – это самостоятельный хозяйствующий субъект, ведущий товарное сельскохозяйственное производство с использованием земельных участков, предоставленных в аренду (статья 3). Фермерское хозяйство, специализирующееся на производстве продукции животноводства, создается при условии наличия скота численностью не менее 30 условных голов (статья 5).

В случае если вы не производите собственную товарную сельскохозяйственную продукцию с использованием выделенных вам земельных участков, а ограничиваетесь только переработкой сельхоз продукции, приобретенной у сторонних организаций, то это может квалифицироваться как неисполнение уставных обязательств фермерского хозяйства, нецелевое использование земельного участка и нарушение земельного законодательства. Это в свою очередь может привести к расторжению договора аренды и изъятию земельного участка, с последующей ликвидацией фермерского хозяйства (Примерный устав фермерского хозяйства утв. ПКМ №476 от 30.10.2003г.).

По вопросу выплаты заработной платы в натуральной форме:

В целях обеспечения защиты конституционных прав и интересов граждан, повышения ответственности хозяйствующих субъектов за своевременную и полную выплату заработной платы, Постановлением Кабинета Министров РУз №88 от 19.03.2002г., начиная с 1 апреля 2002 года предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, запрещено осуществлять выплату заработной платы в натуральной форме товарами.

Оплата труда в натуральной форме также запрещается Трудовым кодексом РУз (статья 153), за исключением случаев, установленных Правительством Республики Узбекистан.

Исключения предоставлены для сельскохозяйственных товаропроизводителей при выдаче ими в счет заработной платы сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки.

Для вашего фермерского хозяйства такие расчеты возможны, если вы являетесь сельскохозяйственным товаропроизводителем, и в счет заработной платы выдается сельскохозяйственная продукция собственного производства и (или) продукты ее переработки (как указывалось выше). При этом сельхоз продукция в счет заработной платы выдается по договорным ценам, только с согласия работника и на основании его письменного заявления, а также при условии отсутствия задолженности по уплате единого социального платежа, обязательных страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд.

В других случаях, выплата заработной платы в запрещенных формах, влечет наложение штрафа на должностных лиц от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы (статья 175-4 Кодекса об административной ответственности РУз). 

Предприятия могут реализовать собственную продукцию работникам с последующим удержанием оплаты за нее из заработной платы. Действующим законодательством такая операция не запрещена. Прежде всего, работник должен написать заявление на имя руководителя, указав в нем наименование и количество продукции, которую он хочет приобрести с условием последующего удержания ее стоимости из его заработной платы.

Для предприятия выдача сельхоз продукции в счет заработной платы, а также реализация сельхоз продукции работнику будет являться реализацией, и данная операция в бухгалтерском учете должна быть отражена в установленном порядке.

При этом для плательщиков ЕНП выручка от реализации продукции работнику включается в налогооблагаемую выручку предприятия при исчислении ЕНП.

Для работника приобретение продукции предприятия, как и получение продукции в счет заработной платы не влечет дополнительных налоговых последствий, поскольку налог на доходы физических лиц и страховой взнос удерживаются из начисленных ему доходов. Однако если продукция реализуется по цене ниже себестоимости, то у работника возникает доход в виде материальной выгоды (п.3 ст.177 НК РУз), определяемый как отрицательная разница между ценой реализации продукции и ее себестоимостью. Эта разница включается в совокупный доход работника и облагается налогом на доходы физических лиц.

Показать ответ

В соответствии со статьей 354 Налогового кодекса РУз (НК РУз) плательщики ЕНП могут уплачивать НДС на добровольной основе в случае, если они осуществляют оборот, облагаемый НДС. Исчисление и уплата НДС плательщиками ЕНП, добровольно перешедшими на уплату НДС, осуществляются в порядке, установленном в разделе VII НК РУз.

Статус плательщика НДС присваивается предприятию в целом, т.е. если налогоплательщик перешел на уплату НДС, то НДС облагается весь оборот по реализации товаров (работ, услуг) за исключением необлагаемого оборота, определяемого в соответствии со статьей 200 НК РУз.

В вашем случае, оборотом, облагаемым НДС будет являться вся выручка вашего предприятия от всех осуществляемых видов деятельности, т.е. и выручка от деятельности АЗС и выручка от оказания транспортных услуг. Налогооблагаемой базой для исчисления НДС от деятельности АЗС, будет являться стоимость реализации бензина, дизельного топлива и газа, без включения в нее НДС и налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств (статья 204 НК РУз).

Если на практике при исчислении НДС вашим предприятием учитывались только обороты от оказания транспортных услуг, то вам необходимо произвести перерасчеты НДС с учетом всего оборота по реализации по всем видам деятельности вашего предприятия, в том числе от деятельности АЗС и сдать в налоговые органы уточненные расчеты по НДС за соответствующие периоды. В противном случае, при выявлении нарушений ведения бухгалтерского учета и исчисления налогов по результатам налоговой проверки, в отношении вашего предприятия могут быть применены финансовые санкции с привлечением должностных лиц предприятия к административной ответственности.

Показать ответ

В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса РУз товары (работы, услуги), предоставляемые юридическими лицами – резидентами Республики Узбекистан инвесторам и (или) операторам, участвующим в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

В вашем случае, если по договору на строительство жилого комплекса Заказчик (иностранная компания), является инвестором (или оператором), участвующим в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, то в соответствии со статьей 256 НК РУз, строительные работы, предоставляемые Генподрядчиком (резидентом РУз) данному инвестору (или оператору), облагаются НДС по нулевой ставке. При этом право на применение нулевой ставки возникает только при представлении инвестором (оператором) подтверждающего документа, что он осуществляет деятельность в рамках соглашения о разделе продукции.

Касаемо Субподрядчика, в соответствии со статьей 634 Гражданского кодекса РУз, подрядчик вправе привлечь к исполнению части своего обязательства субподрядчика (если не противоречит условиям договора подряда). В этом случае подрядчик выступает в роли Генподрядчика. Договор на выполнение субподрядных работ заключается между Генподрядчиком и Субподрядчиком. Заказчик и Субподрядчик не вправе предъявлять друг к другу требования, т.е. Заказчик и Субподрядчик не имеют между собой прямых правовых отношений.

Работы, выполненные силами Субподрядчика, предоставляются Генподрядчику, а не Заказчику (являющемуся инвестором по СРП), тем самым условия предусмотренные статьей 256 НК РУз на Субподрядчика распространяться не будут, а обороты по реализации строительных работ, будут являться оборотом, облагаемым НДС.

1) В случае, если Генподрядчик является плательщиком ЕНП (не плательщик НДС), а Субподрядчик является плательщиком общеустановленных налогов:

- для Генподрядчика налоговых последствий по НДС не возникает. Генподрядчик в своем счете-фактуре, представляемом Заказчику, отражает весь объем выполненных строительных работ без НДС и ставит штамп (или делает надпись) «без НДС».

НДС по строительным работам, выполненным Субподрядчиком не относится в зачет, а учитывается в общей стоимости работ Субподрядчика.

- для Субподрядчика (плательщика НДС), обороты по реализации строительных работ, будут являться оборотом, облагаемым НДС. Для Субподрядчика налогооблагаемой базой при исчислении НДС будет являться стоимость выполненных и подтвержденных Генподрядчиком строительных работ без включения в нее НДС. Субподрячик в своем счете-фактуре, представляемом Генподрядчику, отражает объем выполненных работ с начислением НДС.

2) В случае, если Генподрядчик и Субподрядчик являются плательщиками общеустановленных налогов:

- для Генподрядчика (плательщика НДС), обороты по реализации строительных работ, будут являться оборотом, облагаемым НДС по нулевой ставке. Генподрячик в своем счете-фактуре, представляемом Заказчику, отражает весь объем выполненных работ (как собственными силами, так и субподрядных) в графе 8 указывает ставку НДС «0», в графе 9 сумму НДС «0», в графе 10 стоимость услуг с учетом НДС по нулевой ставке.

НДС по работам, выполненных Субподрядчиком, Генподрядчик относит в зачет (статья 218 НК РУз) при условии, что Субподрядчик является плательщиком НДС и в выставленных им счетах-фактурах выделен НДС.

- для Субподрядчика (плательщика НДС) как указано в первом случае, обороты по реализации строительных работ, будут являться оборотом, облагаемым НДС. Субподрячик в своем счете-фактуре, представляемом Генподрядчику, отражает объем строительных работ, выполненных собственными силами с начислением НДС.

В таком же порядке, как отражено во втором случае, будут облагаться НДС (по нулевой ставке) обороты Генподрядчика - плательщика ЕНП, добровольно перешедшего на уплату НДС (статья 354 НК РУз).

16.06.2016 [ID: 6446] Может ли предприятие предоставить другой организации или получить от другой организации финансовый заём на процентной основе, беспроцентный заём или получить денежные средства в пользование? Какие налоговые последствия возникают у Займодавца и у Заемщика при выдаче займа: а) если Заемщиком является предприятие оптовой торговли и уплачивает Единый налоговый платеж (ЕНП), б) если Заемщиком является агрофирма и уплачивает Единый земельный налог (ЕЗН)?
Показать ответ

Возможность предоставления займа одним юридическим лицом другому.

В соответствии с действующим законодательством юридические и физические лица имеют право, как передавать другим лицам, так и получать от других лиц денежные средства или иное имущество, в пользование или на безвозмездной основе. Передача денежных средств или иного имущества одной стороной в собственность другой стороне, с обязательством возврата этой же суммы денег или равного количества вещей, взятых взаймы осуществляется на основании договора займа (статья 732 ГК РУз). Закон предоставляет сторонам право на установление в договоре займа процентов за пользование заёмными средствами. Статьей 734 ГК РУз определено, что, если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец (юридическое лицо или гражданин) имеет право на получение от заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором.

Таким образом, ваше предприятие вправе предоставить другой организации или получить от другой организации финансовый заём как с выплатой процентов за пользование займом, так и на беспроцентной основе. Условия предоставления займа оговариваются сторонами в договоре займа, где может быть установлена процентная ставка за пользование займом, порядок и сроки выплаты процентов по займу или же условия предоставления займа без начисления процентов. Договор займа, где стороной в договоре является юридическое лицо, обязательно должен быть заключен в письменной форме, независимо от суммы займа (статья 733 ГК РУз).

Получить денежные средства в пользование, можно либо на условиях последующего возврата, либо на безвозвратной (безвозмездной) основе. При получении денежных средств в пользование с обязательством возврата применяются правила договора займа, а безвозмездная передача осуществляется в соответствии с договором дарения (статья 502 ГК РУз). 

Налоговые последствия, возникающие у Займодавца.

При предоставлении займа с начислением процентов, проценты, выплачиваемые по договору займа, подлежат налогообложению у источника выплаты (статья 156 НК РУз). Обязательства по удержанию и уплате налога возлагаются на сторону, выплачивающую доход в виде процентов, т.е. Заемщик при выплате процентов должен начислить налог на сумму выплачиваемых процентов (ставка налога на 2016 год установлена в размере 10%), удержать сумму налога и перечислить её в бюджет. Займодавцу выплачивается сумма процентов за минусом налога.

Ответственность по расчету, удержанию и перечислению в бюджет суммы налога возлагается на источник выплаты - Заёмщика.

При предоставлении займа без начисления процентов, у Займодавца налоговых последствий не возникает.

На практике бывают случаи, когда проверяющими органами передача беспроцентного займа трактуется как операция, приводящая к возникновению упущенной выгоды от неполученных процентов. При этом в действующем налоговом законодательстве упущенная выгода в качестве объекта налогообложения не рассматривается.

Тем не менее, не стоит исключать риск того, что при проверке вам насчитают налог с упущенной выгоды, рассчитанной по ставке рефинансирования ЦБ РУз.

При передаче денежных средств другому лицу на безвозвратной (безвозмездной) основе, у передающего лица - плательщика ЕНП налоговые последствия не возникают.

Налоговые последствия у Заемщика – плательщика ЕНП.

Как говорилось выше, при предоставлении займа с начислением процентов, проценты, выплачиваемые по договору займа, подлежат налогообложению у источника выплаты (статья 156 НК РУз). Заемщик при выплате процентов должен начислить налог на сумму выплачиваемых процентов по ставке 10%, удержать налог и перечислить сумму налога в бюджет. При неудержании суммы налога, Заемщик будет обязан внести в бюджет сумму не удержанного налога и связанную с ним сумму пени (статья 165 НК РУз).

При получении беспроцентного займа, Заемщик получает имущественные права, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (денежными средствами), при этом пользуется этими имущественными правами на безвозмездной основе. Здесь для Заемщика право пользования денежными средствами без оплаты процентов, будет являться доходами в виде безвозмездно полученных имущественных прав (пункт 4 статьи 132 НК РУз), которые в свою очередь включаются в налогооблагаемую выручку Заемщика в виде прочих доходов при расчете ЕНП (статья 355 НК РУз).

При получении имущественных прав на безвозмездной основе доходы получающего лица определяются по рыночной стоимости. Она подтверждается документально или отчетом об оценке оценочной организации. Документальным подтверждением, в числе прочих, признаются данные из средств массовой информации (статья 135 НК).

На практике стоимость безвозмездно полученных имущественных прав по беспроцентному займу, определяется по ставке рефинансирования, установленной Центральным банком РУз. С 2015 года ставка рефинансирования, установленная ЦБ РУз составляет - 9% годовых.

Таким образом, Заемщик, получивший беспроцентный заём, должен рассчитать доход от безвозмездного права пользования заемными средствами по ставке рефинансирования ЦБ РУз и включить его в состав прочих доходов при расчете ЕНП.

При получении денежных средств на безвозвратной (безвозмездной) основе, у получающего лица образуются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (пункт 4 статьи 132 НК РУз), которые при расчете ЕНП включаются в налогооблагаемую выручку (статья 355 НК РУз).

Налоговые последствия у Заемщика – плательщика ЕЗН.

Для плательщиков единого земельного налога прочие доходы, предусмотренные статьей 132 НК РУз, не подлежат налогообложению, за исключением дивидендов и процентов (статья 363 НК РУз). Из этого следует, что при получении беспроцентного займа, а также получении денежных средств на безвозвратной (безвозмездной) основе для плательщиков ЕЗН налоговых последствий не возникает.

При получении займа с начислением процентов, Заемщик при выплате процентов обязан удержать налог с выплачиваемых процентов по ставке 10% и уплатить сумму налога в бюджет (статья 156 НК РУз). При неудержании налога у источника выплаты, ответственность за нарушение налогового законодательства возлагается на источник выплаты дохода - Заемщика (статья 165 НК РУз).

Показать ответ

Фуқароларга якка тартибда уй-жой қуришни ташкил этиш учун ер участкалари бериш Вазирлар Маҳкамасининг 2006 йил 30 декабрдаги 272-сонли қарори билан тасдиқланган «Якка тартибдаги уй-жой қурилиши тўғрисидаги» Низомга асосан тартибга солинади.

Ушбу Низомнинг III бўлимига асосан, ер участкалари беришда фуқароларнинг аризаларини кўриб чиқиш қатъий тартибга солинган. Хусусан, якка тартибда уй-жой қуриш учун ер участкаси олиш учун туман ҳокимлигига (ёки «Қишлоқ қурилиш инвест» ИК худудий бўлинмасига) ариза берилади, ва ушбу ариза туман ҳокими бошчилик қиладиган, ер участкалари бериш масалаларини кўриб чиқиш бўйича доимий ишлайдиган комиссия томонидан кўриб чиқилади. Комиссия ариза олинган кундан бошлаб 10 кун муддатда ер участкаси беришнинг мақсадга мувофиқлиги (ёки рад этилиши) тўғрисида хулоса чиқаради. Комиссиянинг ижобий хулосаси асосида туман ҳокими 10 кун муддатда якка тартибда уй-жой қуриш учун ер участкаси бериш тўғрисида қарор қабул қилади.

Туман ҳокимининг қарори асосида архитектура ва қурилиш органлари томонидан «Ергеодезкадастр» давлат корхонаси билан биргаликда уч кун муддатда ер участкаси чегараларини натурада чиқариш амалга оширилади ҳамда қуйидаги ҳужжатлар берилади:

- туман ҳокимининг қароридан кўчирма;

- участка чегаралари чизилган массивнинг бош режасидан нусха.

Уй-жой қурилиши тугаллангандан кейин, қурувчининг мурожаатига асосан қабул қилиш комиссияси жойнинг ўзига бориб қурилиши тугалланган уй-жойни фойдаланишга қабул қилиш далолатномаси тузади. «Ергеодезкадастр» давлат корхонаси 10 кун муддатда янгидан қурилган уй-жойни техник хатловдан ўтказади ҳамда туманлар архитектура ва қурилиш органлари билан келишув бўйича уй-жойни фойдаланишга қабул қилиш далолатномасини тасдиқлаш тўғрисида ҳокимнинг қарори лойиҳасини киритади. Туман ҳокимининг қарори тегишли қарор лойиҳаси киритилгандан кейин икки кундан кечикмай қабул қилинади. Ҳокимнинг қарорига мувофиқ уй қурувчига уй дафтари берилади.

Юқоридаги тартибдан келиб чиқсак, биринчи босқичда – туман ҳокимининг якка тартибда уй-жой қуриш учун ер участкаси бериш тўғрисида қарор қабул қилади, иккинчи босқичда эса, уй-жой қурилиши тугаллангандан кейин – туман ҳокимининг ерга мерос қилиб қолдириладиган умрбод эгалик қилиш ҳуқуқи ва уй-жойга мулкчилик ҳуқуқи бўйича қарори чиқарилади.

Юқорида кўрсатилган Низомнинг 32 бандида уй-жой қурувчининг мажбуриятлари белгиланган бўлиб, улар жумласида қурувчи берилган ер участкасини берилган кундан бошлаб икки йил мобайнида ўзлаштиришни бошлаши кераклиги белгиланган.

Солиқ кодескнинг 290 моддаси 10 бандига асосан, жисмоний шахслар – уларга якка тартибдаги уй-жой қурилиши учун берилган ер участкалари бўйича - ер участкаси берилган ойдан кейинги ойдан эътиборан икки йил муддатга ер солиғидан озод қилиниши белгиланган. Ушбу солиқ имтиёзнинг асосий мақсади бўлиб – жисмоний шахсларга якка тартибдаги уй-жойни қурилиши даврида солиқ юкини пасайтириш ҳисобланади.

Сизнинг холатингизда, солиқ идорасининг талаблари қонуний деб ҳисобланади, чунки ер солиғи имтиёзи 2013 йилда туман ҳокимининг якка тартибда уй-жой қуриш учун Сизга ер участкаси ажратиш тўғрисидаги қарори қабул қилинган ойнинг кейинги ойдан бошлаб қўлланилади. Солиқ имтиёзи икки йил давомида амал қилади ва имтиёз даври якунлангандан сўнг кейинги ойдан бошлаб Сиз ер солиғини белгиланган тартибда тўлашингиз лозим.

Показать ответ

Чтобы ответить на ваш вопрос, для начала рассмотрим методику расчета НДС при реализации автомобильного бензина через АЗС и порядок отражения данных операций в бухгалтерском учете.

Согласно пункту 34 Положения «О специальном порядке реализации стратегических видов материально-технических ресурсов» (утв. ПКМ РУз №57 от 05.02.2004г.), приобретение автомобильного бензина и дизельного топлива автозаправочными станциями осуществляется по прямым договорам с нефтебазами по розничным ценам с учетом скидки.

На основании Постановления Кабинета Министров РУз №6 от 09.01.2014 года, начиная с 10 января 2014 года, розничные цены на автомобильный бензин установлены в следующих размерах:

- автобензин марки Аи-80 - в размере 1 740 сумов за один литр;

- автобензин марок Аи-91, А-92 и Аи-93 - в размере 1 945 сумов за один литр;

- автобензин марки Аи-95 - в размере 2 170 сумов за один литр.

Вместе с этим установлена скидка в размере 11 процентов от розничной цены автобензина и дизтоплива, реализуемых нефтебазами АК «Узнефтепродукт» автозаправочным станциям.

Так как цены на автобензин и дизтопливо для транспортных средств регулируются государством, именно вышеуказанная скидка и будет являться доходом АЗС от реализации автомобильного бензина и дизельного топлива.

Как правило, при реализации автобензина и дизтоплива для АЗС, в товаросопроводительных документах нефтебазы количество отгружаемого топлива отражается в тоннах. В свою очередь АЗС розничную реализацию ГСМ конечному потребителю осуществляют в литрах, соответственно на АЗС бухгалтерский учет по приходу и расходу ГСМ ведется в литрах.

Например, с нефтебазы на АЗС отгружена 1 тонна автобензина марки Аи-80. Исходя из плотности бензина, которая отражается в паспорте качества, приложенном к транспортной накладной, производим пересчет тонн в литры. Так как плотность бензина имеет свойство изменяться в зависимости от температуры окружающей среды, плотность бензина условно примем равной 754 кг/м.куб, в этом случае 1 тонна бензина Аи-80 будет равна ≈1327 литрам.

Здесь вам необходимо обратить внимание на то, что нефтебазы АК «Узнефтепродукт» являются плательщиками НДС и при реализации автобензина и дизтоплива на АЗС, стоимость бензина и дизтоплива в их счетах-фактурах отражается с учетом НДС. В нашем примере по счету-фактуре нефтебазы стоимость 1 тонны автобензина марки Аи-80 будет составлять:

 

Счет-фактура

 

 

№________ от "____"_________2016г.

 

 

к товарно-отгрузочным документам №_____

 

 

от "____"_________2016г.

 

 

Поставщик: Нефтебаза

      

Покупатель: АЗС

 

 

          

 

 

Наименование товаров (работ, услуг)

Ед. изм.

Кол-во

Цена

Стоимость поставки

Акцизный налог

НДС

Стоимость поставки с учетом НДС

 

 

ставка

сумма

ставка

сумма

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

Автобензин марки Аи-80

тонн

1

1 712 493,50

1 712 493,50

без акциза

20%

342 498,70

2 054 992,20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходя из установленных норм законодательства, отгрузка нефтебазами автобензина для АЗС осуществляется с учетом скидки 11%, в нашем примере для АЗС плательщика НДС покупная цена автобензина марки Аи-80 будет составлять 1290,50 сумов за 1 литр без учета НДС (1740сум/литр – НДС 290сум – скидка 11% 159,5сум = 1290,5сум).

Именно по этой цене бензин приходуется на АЗС и в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 2900 «Товары», с отражением НДС по дебету счета 4410 «Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет». В последующем при определении суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет, НДС по приобретенным товарам принимается в зачет (статья 218 НК РУз).

АЗС реализуют автобензин и дизтопливо населению по установленным розничным ценам с учетом налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств. С 1 января 2016 года ставка налога на бензин Аи-80 установлена в размере 335 сумов за один литр (прил.№22 к ПП-2455 от 22.12.2015г.).

Показать ответ

В нашем примере, приобретение и последующую реализацию автобензина можно отразить в следующем порядке:

№ пп

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Корреспонденция счетов

за 1 тонну

за 1 литр

Дебет

Кредит

1

Стоимость приобретенного бензина Аи-80, без учета НДС

1 712 493,50

1 290,50

2900

«Счета учета товаров»

6010

«Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

2

Сумма НДС по приобретенному бензину

342 498,70

258,10

4410

«Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет»

6010

«Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

3

Поступление платежей от покупателей за реализованный бензин

2 753 525,00

2 075,00

5010

«Денежные средства в кассе»

4010

«Счета к получению от покупателей и заказчиков»

4

Доходы от реализации бензина конечному потребителю

1 924 150,00

1 450,00

4010

«Счета к получению от покупателей и заказчиков»

9020

«Доходы от реализации товаров»

5

Начислен НДС по реализованному бензину

384 830,00

290,00

4010

«Счета к получению от покупателей и заказчиков»

6410

«Задолженность по платежам в бюджет»

6

Начислен налог на потребление бензина, дизтоплива и газа по реализованному бензину

444 545,00

335,00

4010

«Счета к получению от покупателей и заказчиков»

6410

«Задолженность по платежам в бюджет»

7

Списание себестоимости реализованного бензина

1 712 493,50

1 290,50

9120

«Себестоимость реализованных товаров»

2900

«Счета учета товаров»

8

Принимается к зачету НДС по приобретенному бензину

342 498,70

258,10

6410

«Задолженность по платежам в бюджет»

4410

«Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет»

9

Окончательный расчет по НДС

42 331,30

31,90

6410

«Задолженность по платежам в бюджет»

5110

«Расчетный счет»

10

Расчет по налогу за потребление бензина, дизтоплива и газа

444 545,00

335,00

6410

«Задолженность по платежам в бюджет»

5110

«Расчетный счет»

Из вышеуказанного примера видно, что если правильно отразить в бухгалтерском учете операции, связанные с приобретением и реализацией автобензина через АЗС, то для плательщиков НДС такой вид деятельности не будет убыточным. Конечный финансовый результат от реализации автобензина Аи-80 будет составлять прибыль 159,5 сум за 1 литр ( 1 450 сум – 1 290,5 сум, где 1 450 сум – стоимость реализации за минусом НДС и налога на потребление бензина).

Что касается «присвоения статуса плательщика НДС предприятию в целом». Действующее налоговое законодательство не предусматривает порядок налогообложения, при котором один и тот же хозяйствующий субъект, по одному виду деятельности являлся бы плательщиком НДС, а по другому виду деятельности - нет.

Согласно статье 197 НК РУз, плательщиками НДС являются юридические лица, имеющие облагаемые налогом обороты.

Налоговый кодекс предусматривает облагаемые и необлагаемые обороты (статья 200), где к необлагаемым оборотам относятся обороты, освобожденные от НДС в соответствии со статьями 208, 209, 210 НК РУз и обороты, местом реализации которых не является Республика Узбекистан. В перечне оборотов по реализации, освобожденных от НДС, предусмотренных статьями 208, 209, 210 НК РУз, обороты по реализации бензина не числятся. Так как бензин реализуется на внутреннем рынке, местом его реализации будет являться Республика Узбекистан.

В соответствии со статьей 204 НК РУз При реализации бензина, дизельного топлива и газа налогооблагаемая база определяется на основе стоимости их реализации без включения в нее налога на добавленную стоимость и налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств.

В статье 354 НК РУз говорится, что плательщики ЕНП могут уплачивать НДС на добровольной основе в случае, если они осуществляют оборот, облагаемый НДС в соответствии со статьей 199 НК РУз. Согласно статье 199 НК РУз, передача прав собственности на имущество, выполнение работ, оказание услуг, в том числе отгрузка (продажа) товара и иного имущества, признается оборотом по реализации товаров (работ, услуг). Т.е. в вашем случае и обороты по реализации грузовых транспортных перевозок и обороты по реализации (продаже) автобензина будут признаваться оборотом по реализации товаров (работ, услуг).

Так как обороты по реализации грузовых транспортных перевозок и обороты по реализации автобензина признаются оборотом по реализации товаров (работ, услуг), и не входят в число оборотов освобожденных от НДС, то на основании статьи 200 НК РУз, они будут являться облагаемым оборотом.

В статье 354 НК РУз указано, что исчисление и уплата НДС осуществляются в порядке, установленном в разделе VII НК РУз. В статье 197 НК РУз раздела VII НК РУз говорится, что юридические лица, являющиеся плательщиками ЕНП, могут уплачивать НДС на добровольной основе на основании письменного уведомления, представляемого в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета не позднее одного месяца до начала очередного квартала, а вновь создаваемые - до начала осуществления деятельности. Здесь, раздел VII НК РУз, не предусматривает порядок уплаты НДС только по виду деятельности, указанному в уведомлении о переходе на добровольную уплату НДС.

Также обращаем ваше внимание на то, что в форме уведомления «О переходе на уплату или отказе от уплаты НДС плательщиками ЕНП на добровольной основе», утвержденного Постановлением МФ №23 и ГНК №2013-8 от 04.03.2013г. (рег. МЮ 22.03.2013 г. №2439), указывается основной (профильный) вид деятельности налогоплательщика, а не вид деятельности по которому будет осуществляться уплата НДС.

Показать ответ

В соответствии с приложением №10-1 к Постановлению Президента РУз № ПП-2455 от 22.12.2015 года, для микрофирм и малых предприятий, у которых доля экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту составляет:

- от 15 до 30 процентов в общем объеме реализации - установленная ставка ЕНП снижается на 30%;

- от 30 и более процентов в общем объеме реализации - установленная ставка ЕНП снижается на 50%.

Расчет по ЕНП представляется в налоговые органы по форме, утвержденной Постановлением МФ №23 и ГНК №2013-8 от 22.03.2013 года (рег. МЮ №2439 от 22.03.2013г.).

В приложении №6 к расчету ЕНП, при определении скорректированной ставки ЕНП, расчет удельного веса выручки от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за СКВ в чистой выручке от реализации товаров (работ, услуг), производится исходя из общего объема реализации, полученного от всех осуществляемых видов деятельности.

В приложении №6 скорректированные ставки ЕНП отражаются в строке 060 и проставляются по всем видам деятельности, которые затем переносятся в Расчет ЕНП и отражаются в строке 080.

В Расчете ЕНП сумма единого налогового платежа отражается в строке 090, которая определяется путем умножения строки 060 (налогооблагаемая база – всего) на строку 080 (скорректированная ставка ЕНП) по каждому виду деятельности.

Из порядка заполнения утвержденной формы расчета ЕНП, следует, что скорректированная ставка ЕНП в зависимости от доли экспорта применяется ко всем осуществляемым видам деятельности, отраженным в расчете.

В соответствии с Постановлением Президента РУз № ПП-2455 от 22.12.2015 года, на 2016 год ставки ЕНП установлены в следующих размерах: для производственных предприятий – 5%, для предприятий оптовой торговли – 5 %, для заготовительных организаций – 33% от валового дохода.

В вашем случае, если выручка предприятия составляет: от экспорта сельхоз продукции собственного производства – 60 000 000 сум, от торговой деятельности – 15 000 000 сум, валовой доход от заготовительной деятельности – 6 000 000 сум, то расчет ЕНП будет отражаться в следующем порядке:

Расчет единого налогового платежа.

Показатели

Код строки

Всего

в том числе по видам деятельности, указанным в
Сведениях о плательщике единого налогового платежа (лист 01)

основной  вид деятельности - 1

2

3

Чистая выручка от реализации товаров (работ, услуг)

010

81 000 000

60 000 000

15 000 000

6 000 000

Удельный вес выручки по видам деятельности в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг), в %

020

100

74%

19%

7%

Налогооблагаемая валовая выручка (стр. 010 + стр. 025 + стр. 026 + стр. 030)

040

81 000 000

60 000 000

15 000 000

6 000 000

Льготы - всего (стр. 0501 + стр. 0502)

050

    

Налогооблагаемая база - всего

(стр. 040 - стр. 050)

060

81 000 000

60 000 000

15 000 000

6 000 000

Установленная ставка единого налогового платежа

070

х

5%

5%

33%

Скорректированная ставка единого налогового платежа для предприятий-экспортеров в зависимости от доли экспорта, в % (строка 060 приложения N 6 к Расчету единого налогового платежа)

080

х

2,5%

2,5%

16,5%

Сумма единого налогового платежа (стр. 060 х стр. 080)

090

2 865 000

1 500 000

375 000

990 000

 Приложение №6 к расчету ЕНП

Корректировка единого налогового платежа в зависимости от доли экспорта

Показатели

Код строки

Всего

в том числе по видам деятельности, указанным в
Сведениях о плательщике единого налогового платежа (лист 01)

основной  вид деятельности - 1

2

3

Чистая выручка от реализации товаров (работ, услуг)
(строка 010 Расчета единого налогового платежа),

010

81 000 000

Х

Х

Х

в том числе:

 

 

 

 

 

от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за СКВ, в том числе:

020

60 000 000

Х

Х

Х

от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за СКВ (без учета сырьевых товаров, указанных в примечании к настоящему приложению)

030

60 000 000

Х

Х

Х

Удельный вес выручки от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за СКВ в чистой выручке от реализации товаров (работ, услуг), в % (стр. 030 / стр. 010 х 100)

040

74%

Х

Х

Х

Установленная ставка единого налогового платежа

050

 

5%

5%

33%

Скорректированная ставка единого налогового платежа

060

 

2,5%

2,5%

16,5%

 В вашем вопросе отражено, что предприятие осуществляет экспорт сельхозпродукции, выращенной на садовых участках, арендованных у фермеров. Здесь необходимо отметить, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, земельные участки, выделенные фермерским хозяйствам (в том числе для ведения садоводства), должны быть использованы строго по целевому назначению, они не могут быть приватизированы и являться объектом купли-продажи, залога, дарения, обмена, а также не могут передаваться в субаренду (статья 13 Закона РУз «О фермерском хозяйстве», Положение «О порядке предоставления земельных участков в долгосрочную аренду фермерским хозяйствам» утв. ПКМ РУз №476 от 30.10.2003г., статья 24 Земельного кодекса РУз).

Исходя из вышеизложенного, в целях избежания правонарушений и дальнейшего ведения деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства, рекомендуем вам пересмотреть правомерность использования земельных участков, арендованных у фермеров.

Показать ответ

По определению, проценты – это доход от долговых требований любого вида (статья 22 НК РУз).

Процентный доход – это полученный доход за использование денежных средств или их эквивалентов (Положение «О начислении процентов в коммерческих банках», рег. № 1306 от 30.01.2004г.).

Процент  признается  на  основе  временного  соотношения, которое учитывает реальный доход от актива (пункт 21.1. НСБУ №2 «Доходы от основной хозяйтсвенной деятельности»).

В вашем случае, доход, полученный за использование денежных средств, будет являться доходом в виде процентов, вне зависимости от срока пользования заёмными средствами и метода начисления процентного дохода.

Обязательства по удержанию и уплате налога возлагаются на сторону, выплачивающую доход в виде процентов, т.е. на Заемщика (статья 156 НК РУз). Займодавцу выплачивается сумма процентов за минусом налога. Ответственность по удержанию и перечислению в бюджет суммы налога возлагается на источник выплаты – Заёмщика (статья 165 НК РУз).

Для плательщиков единого земельного налога прочие доходы, предусмотренные статьей 132 НК РУз, не подлежат налогообложению, за исключением дивидендов и процентов (статья 363 НК РУз). Заемщик (плательщик ЕЗН) при выплате процентов обязан удержать налог с выплачиваемых процентов и уплатить сумму налога в бюджет (статья 156 НК РУз).

Показать ответ

Сотувчи харидордан олинган умумий тушум суммасидан ЯСТ тўлайди.

«А» МЧЖ (Сотувчи) ва «Б» МЧЖ (Харидор) ўрталарида тузилган олди-сотди шартномаси предметидан келиб чиқсак, Сотувчи маълум бир маҳсулотни Харидорга мулқ қилиб беради ва ушбу маҳсулотни Харидорнинг омборига (ёки бошқа келишилган жойга) етказиб бериш мажбуриятини ўз зиммасига олади, Харидор эса маҳсулотни қабул қилиб унинг қийматини тўлайди ҳамда Сотувчининг маҳсулотни етказиб бериш харажатларини қоплаб беради. Ушбу шартнома асосида Сотувчи на фақат маҳсулотни сотади, балки «Т» МЧЖ транспорт ташкилотини ёнлаган ҳолда Харидорга маҳсулотни етказиб бериш билан боғлиқ хизматларни ҳам бажаради.

Солиқ кодекснинг 22 моддасига асосан, ҳисобварақ-фактура реализация қилинганликни тасдиқловчи хужжат ҳисобланади. Сизнинг ҳолатингизда, ҳисобварақ-фактурада маҳсулотнинг қиймати ҳамда маҳсулотни етказиб бериш хизматлари қиймати акс эттирилади ва Харидор томонидан ҳисобварақ-фактура бўйича тўлаши лозим бўлган умумий реализация суммаси 22 млн. сўмни ташкил этади. 

Солиқ кодекснинг 355 моддасига асосан солиқ солиш объекти бўлиб товарларни (ишларни, хизматларни) реализация қилишдан тушган тушум ҳисобланади, шунинг учун ягона солиқ тўловини ҳисоблашда ялпи тушум таркибига ҳисобварақ-фактурада акс эттирилган жами реализация суммаси қўшилади, яъни 22,0 млн. сўм.

Сизнинг мисолингизда юқоридаги операцияларни бухгалтерия ҳисобида акс эттирамиз:

Ҳўжалик муомалаларининг мазмуни

Сумма

Счётларнинг боғланиши

(млн. сўм)

Дебет

Кредит

Харидорнинг омборига маҳсулотни етказиб бериш бўйича транспорт ташкилотининг хизматлари

2,0

9410

«Бошқа операцион харажатлар»

6010

«Мол етказиб берувчилар ва пудратчиларга тўланадиган счётлар»

Маҳсулотни реализация қилиш суммаси

20,0

4010

«Харидорлар ва буюртмачилардан олинадиган счётлар»

9010

«Тайёр маҳсулотларни сотишдан даромадлар»

Маҳсулотни етказиб бериш хизматлари суммаси

2,0

4010

«Харидорлар ва буюртмачилардан олинадиган счётлар»

9030

«Ишлар бажариш ва хизматлар кўрсатишдан даромадлар»

Ҳисобварақ-фактура бўйича Харидор томонидан тўлаб берилган маҳсулот қиймати ва транспорт харажатлари қиймати

22,0

5110

«Ҳисоб-китоб счёти»

4010

«Харидорлар ва буюртмачилардан олинадиган счётлар»

Амалдаги қонунчиликда ҚҚС суммасини аниқлаш мақсадида ижара шартномалари бўйича коммунал хизматлар, электр энергияси, алоқа хизматларининг қиймати ижара ҳақи суммасига киритилмаган ҳолда ҳисобварақ-фактурада ҚҚС суммасини ажратиб кўрсатилган холда алоҳида қаторларда акс эттирилиши кўзда тутилган. Бунда ижарага олувчидан коммунал хизматлар, электр энергияси, алоқа хизматлари истеъмоли учун олинган қоплаш суммаси ижарага берувчининг даромади ҳисобланмайди (Ҳисобварақ-фактураларни ҳисобга олиш ва расмийлаштириш тартибининг 48 и 49 бандлари, АВ рўй. №2439 22.03.2013й.).

Бошқа турдаги хизматларни қоплаш суммасини ҳисобварақ-фактураларда алоҳида қаторларда акс эттириш қонунчиликда кўзда тутилмаган.

Транспорт хизматлари, шу жумладан юк ташиш хизматлари лицензия талаб этувчи фаолият турига киради. Ўз ҳисобварақ-фактураларда транспорт хизматлари (маҳсулотни харидорнинг омборига етказиб бериш) қийматини акс эттириш учун корхонангиз номида таълуқли лицензия мавжуд бўлиши керак.

Шу муносабати билан, кейинги фаолият давомида қонунбузилиш ҳолатларини олдини олиш мақсадида, харидорлар билан олди-сотди шартномаларини тузишда маҳсулотни етказиб бериш билан боғлиқ бўлган харажатларни маҳсулот қийматига қўшган холда нарҳ белгилашингизни тавсия қиламиз. Бу холатда, ҳисобварақ-фактураларда етказиб бериш харажатларини ўз ичига олган фақат маҳсулот қиймати акс эттирилади.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика