Забыли пароль?
Регистрация
Вопрос
Может ли местный орган исполнительной власти изъять квартиру в г.Ташкенте у собственника – гражданина Республики Узбекистан, владеющего и пользующегося ею в соответствии со свидетельством о приватизации, а также у собственника – иностранного гражданина, владеющего ею на основании нотариально удостоверенного договора мены, зарегистрированного в установленном порядке уполномоченным органом (в то время – районным БТИ)?
1. Приватизированная квартира находится в собственности физического лица. Имеется Свидетельство о приватизации. Работники районного отделения кадастра недвижимости по телефону сообщили собственнику квартиры о необходимости переоформления документов на квартиру, одновременно известив, что в противном случае квартира будет «отобрана хокимиятом». На просьбу сообщить основания для такого требования назвать номер, дату и вид нормативного документа отказались. Собственник квартиры – пожилой человек старше 80 лет, не имеющий возможности самостоятельно ходить «по инстанциям», чтобы решить этот вопрос. 2. Собственник квартиры – иностранный гражданин, в настоящее время находящийся за пределами Республики Узбекистан. В квартире никто не прописан, не проживает, но все необходимые платежи по действующим нормативам осуществлены. Участковый инспектор по профилактике известил родственников собственника квартиры о необходимости представить ему копию паспорта собственника, а также о том, что в противном случае «хокимият отнимет квартиру». На просьбу обосновать свои требования сообщил что «вышел новый закон». Номер и дату нормативного документа назвать отказался.


Ответы экспертов
Ответов: 300
27.01.2016

Неприкосновенность частной собственности и гарантия её государственной защиты закреплена в статье 53 Конституции Республики Узбекистан. Там же указывается, что  собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

В ст. 197 Гражданского кодекса (далее - ГК) перечислены следующие основания по прекращению права собственности:

- путем добровольного исполнения собственником обязательства;

- принятия собственником одностороннего решения, определяющего судьбу имущества;

- изъятия (выкупа) имущества на основании судебного решения;

- акта законодательства, прекращающего право собственности.

Заявляя, что «квартиры будут отобраны», сотрудники территориального органа Госкомземгеодезкастра и внутренних дел, скорее всего имели в виду то, что квартиры могут быть признаны бесхозяйными с последующей передачей их в государственную собственность.

В соответствии со ст. 191 ГК, бесхозяйной является вещь (в данном случае - квартира), которая не имеет собственника или собственник которой не известен.

Согласно законодательства[1], бесхозяйным и подлежащим постановке на учет может признаваться жилое помещение, которое на протяжении длительного времени (более 6 месяцев) пустует, то есть, установлено отсутствие жильцов, проживающих в данном помещении на законных основаниях и в результате чего, возникла задолженность по оплате коммунальных услуг и расходов по содержанию жилья за этот период.

Указанные обстоятельства, в части отсутствия жильцов, подтверждаются соответствующим органом самоуправления граждан, а в части наличия задолженности по оплате коммунальных услуг и расходов по содержанию жилья - товариществом частных собственников жилья и предприятиями - поставщиками коммунальных услуг.

Точно также, бесхозяйным и подлежащим постановке на учет может считаться жилое помещение, оставленное без обеспечения сохранности и содержания, вследствие чего допущены разрушение жилого помещения и посягательство на него со стороны третьих лиц. Данное обстоятельство подтверждается совместным актом органа самоуправления граждан и товарищества частных собственников жилья при участии инспектора профилактики органов внутренних дел.

Правительством на Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, городов и районов, территориальные органы Госкомконкуренции и Госкомземгеодезкадастра возложена обязанность по проведению ежегодной инвентаризации бесхозяйных жилых помещений и осуществление мероприятий по постановке их на учет с целью последующего обращения в государственную собственность.[2]

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет территориальными органами

Госкомземгеодезкадастра, по заявлению соответствующего государственного органа (как правило хокимията) или органа самоуправления граждан.

По истечении трех лет со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет территориальный орган Госкомконкуренции или орган самоуправления граждан могут обратиться в суд с требованием о признании этой вещи поступившей в государственную собственность или в собственность органа самоуправления граждан.[3]

На основании изложенного считаем, что в интересах собственника, целесообразно подтвердить свои права на принадлежащий ему объект недвижимости. В противном случае, имеется риск возникновения вышеуказанных неблагоприятных правовых последствий, чреватых затяжными судебными разбирательствами и возможной потерей недвижимости.

  В случаях, когда физическое прибытие собственника затруднительно, ввиду обстоятельств, подобных тем, что указаны в письме, то можно осуществить данное действие через доверенное лицо, либо в ответ на устный запрос службы кадастра, направить им через почту официальный ответ, с приложением соответствующих документов, подтверждающих право собственности.

Кроме того, лицо вправе обратиться в орган самоуправления – махаллинский сход граждан, представители которого входят в состав комиссий по мониторингу за содержанием жилищного фонда (далее - комиссия)[4] и деятельность которого основывается, в т.ч. и на таких принципах, как приоритет прав, свобод и законных интересов человека,  общественная взаимопомощь и социальная справедливость[5], для информирования других членов комиссии, о наличии собственника данного объекта.

В полномочия органов самоуправления входит, в т.ч. и содействие гражданам в эксплуатации жилищного фонда и обеспечении его сохранности.[6]

Отдельного рассмотрения требует вопрос коллизионных норм, идущих вразрез с другими, гарантирующими бессрочную защиту прав собственности.

Тут следует отметить, что еще почти за год до приобретения независимости Узбекистаном - 31.10.1990 года был принят Закон «О собственности в Республике Узбекистан», который начинается с предложения – «Собственность в Республике Узбекистан неприкосновенна».

Весь ход, длящихся уже четверть века реформ в сфере экономики, тесно связан с обеспечением данной гарантии, призванной на обеспечение инвестиционной привлекательности национальной экономики, позволяющей собственникам инвестировать в нее, с уверенностью в отсутствии риска утраты собственности.

Однако, часть 5 ст. 191 ГК указывающая, что бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в государственную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности, противоречит вышеприведенному принципу неприкосновенности собственности.

Так, согласно данной норме, если имеется соответствующее судебное решение, то лицо утрачивает право собственности на жилище, что противоречит принципу бессрочности права собственности.

В частности, в части 3 ст. 11 Жилищного кодекса, закреплено, что право собственности на жилище бессрочно и представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему жилым помещением по своему усмотрению и в своих интересах, не нарушая права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, государства, а также требовать устранения нарушений его права собственности. Схожая норма содержится и в ст. 164 ГК.

В связи с этим, на наш взгляд, следует пересмотреть редакцию части 5 ст. 191 ГК, приведя ее в соответствие с нормами, указанными в предыдущем абзаце, гарантирующими защиту право собственности, в не зависимости от сроков предъявления соответствующих требований. А именно, из нее необходимо исключить слова «…, не признанная по решению суда поступившей в государственную собственность, …».

 


[1] См. пункт 4, «Положение о порядке выявления, учета и обращения в государственную собственность бесхозяйных жилых помещений», утв. Постановлением правительства от 21.01.2006 г. N 8.

 

[2] См. пункт 18 «Программы мер по развитию товариществ частных собственников жилья и формированию реального рынка жилищных услуг», утвержденного Постановлением правительства от 12.04.2006 г. N 64.

[3] См. ст. 197 ГК.

[4] См. пункт 5, «Положения о порядке выявления, учета и обращения в государственную собственность бесхозяйных жилых помещений», утв. Постановлением правительства от 21.01.2006 г. N 8.

[5] См. ст. 5 Закона «Об органах самоуправления граждан».

[6] См. ст. 13 Закона «Об органах самоуправления граждан».

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.

Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика