Забыли пароль?
Регистрация
Вопрос
Подскажите пожалуйста, какие риски для ООО в части оплаты требований таможни
Организация в 2012 году ввезла мешки, с условием их обратной отгрузки. Часть из этих мешков было обратно отгружено, часть помещено в режим временного ввоза ИМ-31. Пошлина и другие платежи исходя из ставки 5% от общей суммы не оплачивались. В настоящее время прошло 4 года, и таможенный орган обращается в суд о взыскании сумм с начислением пени? Согласно п. 15 ПКМ РУз от 13.04.2013 года № 106 Срок, на который товары могут помещаться под таможенный режим временного ввоза (вывоза), устанавливается и продлевается территориальным органом государственной таможенной службы, исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза), но общий срок нахождения товаров в таможенном режиме не может превышать двух лет.устанавливает 2 года.


Ответы экспертов
Ответов: 277
06.04.2016

Приложение N 1 к постановлению КМ от 13.04.2013 N 106, на которое вы сослались, представляет собой Правила помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза (вывоза) (далее – Правила 2013 года).

Однако в 2012 году, когда были ввезены мешки, действовали Правила временного ввоза товаров и транспортных средств на территорию Республики Узбекистан, утвержденные постановлением КМ от 17.08.2004 N 399[1] (далее – Правила 2004 года). Как следует из подпункта «г» их пункта 5 полное освобождение от таможенных пошлин и налогов предоставлялось в случае временного ввоза контейнеров, поддонов и других видов многооборотной тары и упаковок, используемых при международных перевозках на территорию Республики Узбекистан и с ее территории людей и грузов. Временный ввоз многооборотной тары и упаковок разрешается с предоставлением полного освобождения от таможенных пошлин и налогов на срок осуществления транспортных операций, но не более трех месяцев. (В Правилах 2013 года полное освобождение от таможенных пошлин и налогов в случае временного ввоза многооборотной тары и упаковок на 3-месячный или иной срок не предусматривается).

Как указано в пункте 6 Правил 2004 года, в случае временного ввоза товаров, не указанных в их пункте 5, к ним с момента ввоза в Республику Узбекистан в режиме временного ввоза применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов со взиманием периодических таможенных платежей. По смыслу и логике того же пункта, применительно ко временно ввезенных многооборотной тары и упаковок периодические таможенные платежи подлежали взиманию по истечении 3-месячного срока с момента их временного ввоза.

Как предусматривалось пунктом 7 Правил 2004 года, периодические таможенные платежи подлежали начислению и уплате за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров в режиме временного ввоза в СКВ[2] в размере 5 % от суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате в случае помещения этих товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения (импорта) на день их таможенного оформления в режиме временного ввоза. (Аналогичная норма содержится в пункте 21 Правил 2013 года.)

Общая сумма взимаемых периодических таможенных платежей не должна была превышать сумму таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при оформлении этих товаров в режиме импорта на день таможенного оформления в режиме временного ввоза (абзац шестой пункта 7 Правил 2004 года).

Согласно статье 23 Таможенного кодекса (ТмК) срок, на который товары могут помещаться под режим временного ввоза (вывоза), устанавливается и продлевается таможенными органами исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза), но общий срок нахождения товаров в режиме не может превышать двух лет. Для отдельных категорий товаров могут устанавливаться более продолжительные сроки в соответствии с законодательством[3].

На правоотношения, связанные с нахождением мешков в режиме временного ввоза, начиная с 22.04.2013 стали действовать положения Правил 2013 года. В этой связи ООО должно было руководствоваться данным документом и в силу его пункта 17 обеспечить до истечения срока временного ввоза мешков их обратный вывоз или поместить те же мешки под иные таможенные режимы. (Как предписано в указанном пункте, при несоблюдении указанных требований товар помещается на таможенный склад под таможенный режим «временное хранение».)

Что касается наличия или отсутствия рисков для ООО в части оплаты требований таможенного органа, то обращаем ваше внимание на статью 112 ТмК («Взыскание таможенных платежей и меры ответственности»). Из нее вытекает, что:

таможенные платежи, не уплаченные в соответствии с ним, взыскиваются таможенным органом в бесспорном порядке, за исключением платежей с физических лиц, перемещающих товары для некоммерческих целей, взыскание с которых производится в порядке, установленном законодательством;

за время задолженности в бесспорном порядке от суммы недоимки взыскивается пеня в размере 0,033 процента за каждый день просрочки. На сумму задолженности, равной излишне уплаченным субъектом предпринимательства суммам, пеня не начисляется. Размер пени не может превышать суммы задолженности субъекта предпринимательства по таможенным платежам;

при уклонении от уплаты таможенных платежей либо при отсутствии у плательщика денежных средств взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством (т.е. в судебном порядке).

С учетом изложенного следует прийти к вывод о правомерности требований таможенного органа в адрес ООО об уплате таможенных платежей и соответствующей суммы начисленной пени за весь период временного ввоза многооборотной тары (мешков).

В статье 131 ТмК («Ответственность юридических лиц») говорится, что к юридическим лицам и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за нарушения, предусмотренные его статьями 161-169, применяются штрафы (экономические санкции) и иные взыскания, предусмотренные его же статьей 132 (конфискация товаров и транспортных средств, являющихся орудием совершения или непосредственным предметом нарушения таможенного законодательства). Например, неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии признаков преступления влечет наложение штрафа от 20 до 50 % суммы неуплаченных таможенных платежей (статья 169 ТмК).

Привлечение к ответственности юрлица не освобождает от ответственности его работников за совершение ими нарушений таможенного законодательства[4]. Привлечение их к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере таможенного дела не освобождает юрлицо от указанной выше ответственности.

В случае добровольного возмещения в течение 1 месяца со дня передачи материалов в суд субъектом предпринимательства ущерба, причиненного правонарушением за неуплату таможенных платежей, и устранения его последствий, включая уплату пени, субъект предпринимательства освобождается от применения к нему экономических санкций.

И последнее. С 21.04.2016 вступает в силу ТмК, утвержденный Законом от 20.01.2016 N ЗРУ-400. В нем (статья 412), в отличии от пока что действующего ТмК, говорится, что лица, виновные в нарушении таможенного законодательства, несут ответственность в установленном порядке.

 


[1] Постановлением КМ от 17.08.2004 N 399  утратило силу согласно пункту 4 постановления КМ от 13.04.2013 N 106, вступившего в силу с 22.04.2016 (со дня опубликования).

[2]  В национальной валюте – сум по курсу, установленному ЦБ на день их уплаты.

[3] Для товаров, указанных в приложении N 4 к Правилам 2013 года, могут устанавливаться более продолжительные сроки временного ввоза (вывоза).

[4] Граждане и должностные лица, нарушившие таможенное законодательство, несут административную, а при наличии в их деяниях признаков преступлений – уголовную ответственность (статья 130 ТмК).

В статье 131 ТмК («Ответственность юридических лиц») говорится, что к юридическим лицам и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за нарушения, предусмотренные его статьями 161-169, применяются штрафы (экономические санкции) и иные взыскания, предусмотренные его де статьей 132 (конфискация товаров и транспортных средств, являющихся орудием совершения или непосредственным предметом нарушения таможенного законодательства). Например, неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии признаков преступления влечет наложение штрафа от 20 до 50 % суммы неуплаченных таможенных платежей (статья 169 ТмК).

Привлечение к ответственности юрлица не освобождает от ответственности его работников за совершение ими нарушений таможенного законодательства[4]. Привлечение их к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере таможенного дела не освобождает юрлицо.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.

Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика