Забыли пароль?
Регистрация
Вопрос
1.Как правильно в Узбекистане оформить прием работников для работы в Представительстве в РФ, прежде чем направить на работу в Российской Федерации? 2.Возможно ли со своих унитарных предприятий командировать людей для работы в Представительстве в РФ или же работников необходимо уволить с унитарных предприятий и принять в Представительство?
АО открывает Представительство для работы в Российской Федерации численностью в 50 человек для выполнения строительно-монтажных работ. Имеется Протокол Наблюдательного совета о разрешении создать Представительство в Российской Федерации. Учитывая, что само Представительство и его работники должны пройти аккредитацию в Российской Федерации прежде чем приступить к работе возникает ряд вопросов.


Ответы экспертов
Ответов: 278
06.09.2016

1. В ч. 7 ст. 7 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров»[1] указано, что создание акционерным обществом (АО) филиалов и открытие представительств за пределами Республики Узбекистан осуществляются в соответствии с законодательством страны по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.

Имея в виду, что представительство открывается вашим АО в Российской Федерации, трудовые отношения с работниками данного обособленного подразделения подлежат регулированию ее законодательством. К тому же это вытекает из ст. 11 ТК РФ, согласно которой на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных такими гражданами (лицами) либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами или международным договором РФ.

Как следует из ч. 4 ст. 20 ТК РФ, работодателем-организацией может быть только юридическое лицо[2]. Согласно ст. 55 ГК РФ филиалы, представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Их руководители, выступая в гражданском обороте, действуют по доверенности юридического лица.

Таким образом, открываемое вашим АО российское представительство не может быть работодателем и, соответственно, стороной трудовых отношений. Работодателем по отношению к работникам представительства будет являться само АО, от имени которого руководитель представительства вправе осуществлять полномочия, в частности, по заключению трудового договора.

В силу ч. 6 ст. 79 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» исполнительный орган АО должен будет назначить руководителя представительства в РФ. Что касается вопроса приема в представительство других работников, то в соответствии с абз. 9 п. 13 Типового положения о представительствах министерств, ведомств, других государственных органов, организаций и предприятий Республики Узбекистан за рубежом[3] глава представительства имеет право заключать и расторгать трудовые соглашения с гражданами РУз, а также с лицами, не являющимися таковыми, по согласованию с учредителем[4]. При реализации этих прав ему следует помнить, что на трудовые отношения с участием иностранных граждан и юридических лиц на территории РФ распространяется трудовое законодательство этой страны (ст. 11 ТК РФ). И трудовой договор, на основании которого возникают трудовые отношения между работником российского представительства АО и собственно самим АО как работодателем, по смыслу ч. 1 ст.16 ТК РФ, должен заключаться в соответствии с данным нормативным актом.

Исходя из изложенного, считаем целесообразным оформление приема работников в российское представительство АО (заключение трудовых договоров и т.п.) после аккредитации данного обособленного подразделения. Поскольку именно с момента аккредитации представительства его руководитель становится как бы правомочным на совершение соответствующих действий. Действуя от имени АО и следуя трудовому законодательству РФ, он должен будет осуществить прием работников в возглавляемое им представительство.

2. Командирование работников унитарных предприятий для работы в зарубежное представительстве другого юрлица (материнской организации) действующим законодательством Республики Узбекистан, в общем-то, не запрещается.

Однако если при этом учесть необходимость выплаты унитарными предприятиями суточных расходов, расходов на проживание (по найму жилого помещения) и, возможно, других видов командировочных расходов командируемым (командированным) ими работникам, причем в иностранной валюте (долларах США)[5], то зарубежное командирование последних, к тому же с целью выполнения работ для представительства другого юрлица (пусть даже материанской организации), на наш взгляд, представляется экономически нецелесообразным. Поэтому специалистов унитарных предприятий, если они, конечно, желают этого, рекомендуем оформить на работу в представительство АО. (Основанием к прекращению с ними трудовых договоров на указанных предприятиях может явиться соглашение сторон, по которому могут быть прекращены все виды трудового договора в любое время (п. 1 ст. 97 ТК РУз)).

В заключение хотели бы обратить ваше внимание на вот еще какое обстоятельство. По закону, представительством является обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы такого лица и осуществляет их защиту (ч. 1 ст. 47 ГК РУз и ч. 3 ст. 7 Закона РУз «Об акционерных обществах и защите прав акционеров»).

А вот другим обособленным подразделением юрлица, так же расположенным вне места его нахождения, но и имеющим право осуществлять все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства, является филиал (ч. 2 ст. 47 ГК РУз и ч. 2 ст. 7 Закона РУз «Об акционерных обществах и защите прав акционеров»).

Из этого видно, что представительство наделяется минимальным объемом полномочий и не вправе вести производственную или иную предпринимательскую деятельность (в т.ч. строительно-монтажные работы). Его задача состоит в рекламировании и продвижении товаров (работ, услуг) головной компании, распространении о ней информации, в поиске потенциальных партнеров, клиентов, заключении хозяйственных договоров, разрешении спорных ситуаций и пр. Филиал же выполняет более широкий перечень функций, т.к. он вправе осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная компания. (Аналогичная точка зрения вытекает и из законоположений РФ касательно филиала и представительства юрлица.)

Вместе с тем в Налоговом кодексе РФ раскрывается понятие «постоянное представительство иностранной организации». Его содержание существенно отличается от установленного ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации для целей применения его главы 25 («Налог на прибыль организаций») понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с осуществлением (оказанием, ведением) перечисленных в указанном пункте работ (услуг, иной деятельности).

И тем не менее, по нашему мнению, предпочтительным явилось бы образование вашим АО в России не представительства, а филиала, который правомочен выполнять хозяйственную деятельность и иные функции головной компании.

 


[1] От 26.04.1996 N 223-I, в редакции Закона от 06.05.2014 N ЗРУ-370.

[2] И хотя та же ч. 4 ст. 20 ТК РФ содержит ссылку на федеральные законы, предусматривающие случаи, когда в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры, однако в числе таких случаев филиал и представительство юридического лица в качестве работодателя не значатся.

[3] Приложение N 2 к постановлению КМ от 24.03.2000 N 102.

[4] Под учредителем, согласно п. 1 Типового положения, следует понимать министерство, ведомство, другой государственной орган, организация или предприятие со статусом юридического лица, открывшегося представительство.

[5] См. Положение о порядке выдачи средств на командировочные расходы при командировках работников министерств, ведомств, предприятий и организаций за пределы Республики Узбекистан (приложение к приказу МФ, зарегистрированному МЮ 19.11.2015 N 2730).

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.

Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика