Забыли пароль?
Регистрация
Вопрос
Имеет ли право ОГНС снять сумму ЕНП выставлением инкассового поручения и оштрафовать налогоплательщика, если по коду 108 – переплата 7 000 тыс.сум, по коду 100 – недоплата 104 тыс.сум?
Предприятие – основной вид деятельности оптово-розничная торговля. Прочая деятельность – вулканизация. Все налоги платим вовремя. После сдачи отчетов по ЕНП получилась переплата по коду 108 в сумме 7млн.сум а по коду 100 недоплатили – 104 тыс.сум. Налоговая сняла инкассовым поручением данную сумму. Теперь налоговая хочет нас оштрафовать по статье 175 ч.6 и 7 за непредоставление в обслуживающий банк платежного документа. А переплата в 7 млн. не имеет значения? Кроме этого, у нас переплата по всем остальным налогам – ЕСП, 8% в ПФ и.т.д.


Ответы экспертов
Ответов: 363
14.08.2017

Позиция эксперта:

Обязательством по уплате налогов считается обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог в установленные сроки(ст.48 НК).

Не смотря на то, что ЕНП уплачивается на разные счета в зависимости от вида деятельности – это один вид налога(ст. 23 НК). 

Обязательство по уплате налогов считается исполненным с момента предъявления в банк платежного поручения на уплату соответствующего налога.

Оно может быть исполнено также путем зачета (ст.56 НК). Говорить о возможности зачета в счет погашения задолженности по другим видам налогов - не верно, так как речь идет об одном виде налога – ЕНП. Значит, остается зачет в счет предстоящих платежей по данному налогу. Такой зачет в обычной ситуации не требует каких-либо действий со стороны налогоплательщика или ОГНС.

Лицевая карточка налогоплательщика открывается по каждому виду налога (ст.69 НК).

Но, поскольку на практике учет ЕНП по разным видам деятельности (выделяя торговлю) ведут на отдельных счетах (кодах), то ОГНС должны производить зачеты между ними самостоятельно, без участия налогоплательщика. Тем более, что статья 56 НК это предусматривает.

В целом по ЕНП  у вас переплата в сумме 7000-104=6896 тыс.сум.

Поэтому применение штрафных санкциях за непредставление  в банк платежного поручения на уплату ЕНП считаем не верным.

Позиция налоговых органов:

В утвержденных формах расчета по ЕНП (рег. МЮ №2439 от 22.03.2013г.) сумма ЕНП, приходящаяся на торговую деятельность и деятельность в сфере общественного питания указывается отдельной строкой (строка 181 Расчета ЕНП).

Данная сумма ЕНП уплачивается на отдельный расчетный счет, в соответствии с порядком платежей в бюджет (Инструкция о кассовом исполнении доходов бюджетов бюджетной системы, рег. МЮ №2771 от 30.03.2016г., далее-Инструкция ).

Инструкцией определено, что платежи в бюджет перечисляются на Единый казначейский счет (ЕКС) - специальный банковский счет МФ, открытый в ЦБ. При этом, в платежном поручении необходимо указывать казначейский лицевой счет. Он состоит из 25 разрядов (знаков), открывается для каждого бюджета по каждому виду платежа в соответствии с территорией их уплаты. Информацию по ним доводят до сведения плательщиков уполномоченные органы по взысканию налогов и других обязательных платежей.

Так, для ЕНП от торговой деятельности, предусмотрен отдельный казначейский лицевой счет. И учет ЕНП по торговле и другим видам деятельности ведется на отдельных лицевых счетах. Поэтому этот налог рассматривается налоговыми органами как два отдельных вида налога. Налогоплательщики должны ЕНП по торговой и другим видам деятельности уплачивать на разные соответствующие счета.

Если налог уплачен не на тот счет, то для его зачета,  предприятие должно подать заявление в ГНИ на переброску (зачет). Без заявления зачет ГНИ делает самостоятельно только после истечения 10 дней (ч. 6 ст. 56 НК). При этом ГНИ в течение 3-х дней после истечения срока уплаты налогов обязано выставить инкассо на бесспорное взыскание налоговой задолженности (ст. 63 НК). Соответственно у налогоплательщика появляется ответственность за нарушение платежной дисциплины.

***

Возврат или зачет сумм платежей производится уполномоченными органами по взысканию налогов и других обязательных платежей при излишней или ошибочной уплате данных платежей в порядке, установленном Налоговым кодексом и иными нормативно-правовыми актами (НПА), регулирующими вопросы возврата или зачета сумм платежей. Если вышеуказанными НПА установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим параграфом, то применяются правила данных нормативно-правовых актов (п.31 Инструкции).

Если вы не согласны с действиями  ОГНС, вы вправе их обжаловать, обратившись в вышестоящий орган (ГНУ или ГНК) или в суд. Порядок обжалования решений налогового органа и их рассмотрения отражен в ст. ст. 122-125 НК.

***

Для избежания таких ситуаций рекомендуем вам периодически получать данные в ОГНС по исполнению своих налоговых обязательств (ст.31 НК).

Дополнительно о процедуре взыскания налоговой задолженности смотрите http://vopros.norma.uz/question/5577

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.

Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика