Ответов: 9
Ответы эксперта. Хозяйственная деятельность
13.06.2014 [ID: 1404] Ушбу муассаса ва ташкилотларнинг тўлиқ рўйхати қаерда кўрсатилади? Туман ободонлаштириш бўлими, баркамол авлод болалар ташкилоти, камолот ёшлар маркази, ижтимомий соҳа муассасаларининг касаба уюшмаси каби ташкилотлар ҳам ижтимоий соҳа ташкилотлари ва муассасалари ҳисобланадими ёки ғазнадан маблағ олувчи барча ташкилотлар ижтимоий соҳа ташкилоти ва муассасаси ҳисобланадими? Илтимос, саволимизга ёзма равишда жавоб берсангиз.
Показать ответ

Вазирлар Маҳкамасининг 2002 йил 26 ноябрдаги 407-сон қарори билан тасдикланган Улгуржи ва чакана савдо фаолиятини амалга ошириш тартиби тўғрисида Низомнинг 19-бандига асосан Товарларни нақд пулсиз ҳисоб-китоб бўйича сотиш чакана савдо корхоналари томонидан ўтган ойдаги ойлик товар айланмаси умумий ҳажмининг 10 фоизи доирасида амалга оширилиши мумкин. Бунда товарлар сотилишини ҳисоблаб чиқиш ҳар бир ой бўйича алоҳида амалга оширилади. Товарларни олдинги ойлар ҳисобига сотишга йўл қўйилмайди.

Чакана савдо корхоналарига товарларни товар айланмаси умумий ҳажмининг 10 фоизидан ортиқча нақд пулсиз ҳисоб-китоб бўйича фақат ижтимоий соҳа ташкилотлари ва муассасалари (болалар, даволаш муассасалари, қариялар уйлари, болалар уйлари, ногиронлар уйлари, ўқув ва маърифат юртлари)га сотишга рухсат берилади.

Ижтимоий соҳа ташкилотлари ва муассасаларининг тўлиқ рўйхати Ўзбекистон Республикаси халқ хўжалиги тармоқларининг умумдавлат таснифлагичидан кўриш мумкин. Унга кўра ижтимоий соҳа ташкилотлари ва муассасаларига асосан асосий фаолият соҳаси ХХТУТ бўйича 91000 дан 92500 гача бўлган корхона ташкилот ва муассасалар киради.

Показать ответ

Пунктом 4 Постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов» (от 26.04.2010 г. N ПП-1326) Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента поручено по согласованию с территориальными финансовыми и налоговыми органами ежегодно утверждать размеры взимаемых администрациями рынков и торговых комплексов разовых сборов, арендной платы и стоимости оказываемых услуг не ниже минимальных размеров, ежегодно устанавливаемых Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом. Во исполнение этого поручения Минфином и ГНК утверждено Положение о порядке организации и контроля своевременного и полного взимания разовых сборов, арендных платежей и платежей за оказываемые услуги на рынках, в торговых комплексах и их филиалах (зарегистрировано МЮ 27.01.2011 г. N 2185, далее – Положение N 2185). Его действие распространяется на рынки, торговые комплексы и их филиалы, а также на юридические и физические лица, осуществляющие торговую деятельность на их территории (пункт 1 Положения N 2185).

Источниками поступления доходов рынков, торговых комплексов и их филиалов являются разовые сборы; арендная плата; оказание услуг продавцам и покупателям; заготовка, закуп и реализация сельскохозяйственных товаров (для дехканских рынков), осуществляемые администрацией рынка (или его торгово-закупочными предприятиями); иные поступления, не противоречащие законодательству (пункт 2 Положения N 2185). Минимальные размеры разовых сборов, арендных платежей и платежей за оказываемые услуги на рынках, в торговых комплексах и их филиалах (далее – Минимальные размеры) ежегодно устанавливаются Министерством финансов и ГНК (пункт 3 Положения N 2185).

В частности, на 2013 год они были регламентированы постановлением МФ и ГНК от 7.01.2013 г., зарегистрированным МЮ 16.01.2013 г. N 2412 (далее – Постановление N 2412), а на 2014 год – аналогичным документом от 30.12.2013 г., зарегистрированным МЮ 8.01.2014 г. N 2551 (далее – Постановление N 2551), раздел III которых предусматривает минимальные размеры арендных платежей за пользование зданиями, сооружениями и другим имуществом на территории рынков и торговых комплексов и инфраструктурой рынка.

Как известно, арендные отношения регулирует Закон «Об аренде» (от 19.11.1991 г. N 427-XII). Согласно его статье 1 аренда – основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, иными природными ресурсами, а также имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной и иной деятельности. А в его статье 3 перечислены объекты арендных отношений:

предприятия, отдельные производства, цехи, фермы, иные подразделения, организации;

отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент, другие материальные ценности;

земля (земли сельскохозяйственного назначения сдаются в аренду только для производства сельскохозяйственной продукции) и другие природные ресурсы.

Следовательно, основанием уплаты и требования арендной платы за пользование инфраструктурой рынка должен быть договор аренды конкретных объектов инфраструктуры рынка, заключенный между администрацией рынка и хозяйствующим субъектом, желающим их использовать.

В пункте 1 раздела III Минимальных размеров речь идет об арендной плате за пользование зданиями и сооружениями, находящимися на балансе рынков и торговых комплексов. Его формулировка и содержание на практике не вызывают каких-либо споров или разночтений, так как речь идет об аренде конкретно названных объектов (зданий и сооружений), находящихся на балансе рынков и торговых комплексов, администрации которых правомочны сдавать их в аренду на договорных условиях.

А в пункте 2 раздела III Минимальных размеров речь идет о собственниках зданий, сооружений и строений, которые не арендуют здания, сооружения (у них есть свои) или какие-либо иные объекты, соответствующие статье 3 Закона «Об аренде», а пользуются инфраструктурой рынка. Как известно, субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность на рынках, производят оплату за теплоэнергию, водоснабжение, электроэнергию, телефонную связь и т.д., которые могут быть расценены как инфраструктура, предоставляющим их организациям на основе заключенного с ними договора. Таким образом, на вопрос, что, кроме перечисленных видов ресурсов и услуг, представляет собой инфраструктура рынка, ответа нет. Более того, ни в Постановлении Президента N ПП-1326, ни в Положении N 2185 такой платеж, как арендная плата за пользование инфраструктурой рынка, не предусмотрен.

Требование от субъектов предпринимательства заключить арендный договор на использование объекта, существование которого не установлено, равно как и требование обязательного платежа за пользование инфраструктурой рынка без заключения какого-либо арендного договора, на наш взгляд, является принуждением одного хозяйствующего субъекта производить обязательные платежи не в госбюджет, а другому хозяйствующему субъекту, что противоречит законодательству.

А согласно статье 78 Конституции установление налогов и других обязательных платежей относится к сов­местному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса. В соответствии с этой конституционной нормой налоги и другие обязательные платежи в нашей стране установлены Налоговым кодексом, принятым Законодательной палатой, одобренным Сенатом Олий Мажлиса и подписанным Президентом. Его требованиями и надо руководствоваться в данном вопросе, так как в соответствии с частью второй статьи 16 Закона «О нормативно-правовых актах» (от 14.12.2000 г. N 160-II, в редакции Закона от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342)  нормативно-правовой акт должен соответствовать актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика