Ответов: 96
Ответы эксперта. Юридический помощник
Показать ответ

В соответствии со статьей 388 Гражданского кодекса продавец, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю документы, относящиеся к ней (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законодательством.
Поскольку, программные продукты не включены в Перечень производимых в Республике Узбекистан и ввозимых на ее территорию видов продукции, подлежащих обязательной сертификации (утв. ПКМ от 28.04.2011 г. № 122), они реализуются без сертификата соответствия. Соответственно, продавец вправе не предоставлять покупателю сертификат соответствия.
Что касается ГТД, то в данном случае законодательство не предусматривает обязанности продавца (поставщика) представлять этот документ.

Показать ответ

В соответствии со статьей 388 Гражданского кодекса продавец, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю документы, относящиеся к ней (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законодательством.

Поскольку, программные продукты не включены в Перечень производимых в Республике Узбекистан и ввозимых на ее территорию видов продукции, подлежащих обязательной сертификации (утв. ПКМ от 28.04.2011 г. № 122), они реализуются без сертификата соответствия. Соответственно, продавец вправе не предоставлять покупателю сертификат соответствия.

Что касается ГТД, то в данном случае законодательство не предусматривает обязанности продавца (поставщика) представлять этот документ.

Показать ответ

Законодательство Республики Узбекистан не содержит определения лечебного учреждения.

Однако, обращаем Ваше внимание на то, что согласно абзацу пятому пункта 19 Положения об осуществлении оптовой и розничной торговой деятельности (утв. Постановлением КМ от 26.11.2002г. №407) реализация товаров по безналичному расчету сверх 10% от общего объема товарооборота разрешается предприятиям розничной торговли только для организаций и учреждений социальной сферы (детским, лечебным учреждениям, домам для престарелых, детским домам, домам инвалидов, учебным и просветительным заведениям). То есть, необходимо полагать, что в данной норме имелось в виду (в контексте Вашего вопроса) лечебное учреждение, осуществляющее социальную деятельность.

Также, Перечень учреждений социальной сферы содержится в пункте 1.2. Порядка обеспечения социальной сферы, спецпотребителей и государственного резерва основными продуктами питания (Приложение №1 к ПКМ от 08.04.2000 г. № 136). Согласно данному пункту к учреждениям социальной сферы относятся детские дома, дома ребенка, детские дошкольные учреждения, дневные школы, школы-интернаты, высшие, средние, специальные, профессионально-технические учебные заведения, финансируемые из бюджета, больницы, санатории, профилактории, другие лечебно-профилактические учреждения, финансируемые полностью или частично за счет средств бюджета.

Исходя из содержания вышеуказанных норм, полагаем, что реализация торговым предприятием (аптекой) частному стоматологическому предприятию товаров по безналичному расчету сверх 10% от общего объема товарооборота будет являться правомерной, только в том случае, если частное стоматологическое предприятие будет осуществлять социальную деятельность и финансироваться (полностью или частично) за счет бюджетных средств, что является маловероятным.

Эльмира Сиразиева и Абдурахман Бахтиев

Показать ответ

Гражданский кодекс предусматривает сдачу-приемку, как всего результата работ, так и отдельных ее этапов. Из вашего вопроса мы полагаем, что в договоре предусмотрена поэтапная сдача работ. Исполнитель выполнил определенный этап работы и сдал ее Заказчику, что подтверждается актом выполненных работ и счетом - фактурой, а Заказчик оплатил фактически выполненную работу. Законодательство не предусматривает такую санкцию (меру ответственности Сторон), как возвращение оплаты за фактически выполненный Исполнителем объем работ Заказчику в случае отказа Исполнителя от дальнейшего продолжения работ. Поэтому считаем включение подобного пункта в договор неправомерным.

Показать ответ

В данном случае речь идет об одном и том же расчете.

Постановлением Кабинета Министров от 11.05.1994 г. № 240 «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации закона РУз  «О государственном пенсионном обеспечении граждан»  был утвержден  Порядок возмещения расходов на выплату пенсий в соответствии с частями второй и третьей статьи 66 Закона РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан», раздел 2 которого предусматривал возмещение расходов на выплату пенсий согласно пунктам «б-ж» статьи 12 Закона.

В настоящее же время действует Положение «О порядке распределения единого социального платежа, а также уплаты сумм по возмещению расходов и осуществления выплат юридическими лицами расходов на государственное социальное страхование», (рег. МЮ № 2262  от 09.09.2011 г., далее - Положение), в разделе 3 которого установлен Порядок уплаты сумм по возмещению расходов пенсионного фонда в соответствиии с Законом РУз «О государственном пенсионном обеспечениии граждан». Согласно пункту 10 Положения начисление юридическими лицами сумм средств по возмещению расходов на выплату пенсий, назначенных согласно пунктам "б" - "ж" статьи 12 Закона производится по итогам отчетного года и расчет представляется в районные (городские) государственные налоговые инспекции не позднее 15 января года, следующего за отчетным по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

Данное Положение не содержит иного расчета по средствам на возмещение расходов на выплату пенсий, назначенных согласно пунктам «б» - «ж» статьи 12 Закона РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан».

Показать ответ

К сожалению, в своем вопросе вы не указали, каким способом была приобретена квартира, в которой вы прописаны, и кто еще именно в ней прописан.

В соответствии со статьей 22 Жилищного кодекса граждане имеют право на приобретение жилых помещений в частную собственность путем:

индивидуального жилищного строительства;

жилищного строительства товариществами индивидуальных застройщиков;

приобретения жилищных облигаций;

участия в жилищно-строительных и жилищных кооперативах;

купли-продажи, дарения и мены;

отчуждения жилого дома (квартиры) с условием пожизненного содержания;

наследования;

приватизации в установленном законом порядке.

Граждане и юридические лица могут приобретать жилые помещения в частную собственность и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

 

Если квартира была приобретена вашей тетей в установленном законодательством порядке по договору купли-продажи, то она является собственником данной квартиры. В соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса граждане, имеющие в частной собственности квартиру, пользуются ей для личного проживания и проживания членов их семей. Они вправе вселять в квартиру других граждан, а также сдавать гражданам для проживания на основании договора найма, на условиях и в порядке, установленном законодательством.

Пунктом 2 Положения «О паспортной системе» (Приложение № 1 к Указу Президента от 05.01.2011 г. № УП-4262) установлено, что постоянная прописка предусматривает факт постоянного проживания гражданина в определенном месте на территории г.Ташкента и Ташкенстской области в целях обеспечения общественной безопасности и предупреждения правонарушений, а также учета миграции населения.

Согласно статьее 32 Жилищного кодекса члены семьи собственника квартиры, а также граждане, постоянно проживающие с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в квартире, если при их вселении не было письменно оговорено иное. Они вправе вселять в предоставленное им собственником жилое помещение своих несовершеннолетних детей, вселение других членов семьи допускается только с согласия собственника квартиры. Право пользования жилым помещением сохраняется за этими лицами и в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома, квартиры. Порядок пользования жилым помещением между собственником дома, квартиры и бывшими членами его семьи, а также гражданами, постоянно проживающими с ним, определяется соглашением сторон.

Членами семьи собственника жилого помещения признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг и их дети. Родители супругов, а также дети, имеющие свои семьи и постоянно проживающие с собственником, могут быть признаны членами семьи собственника только по взаимному согласию, если ранее они не приобрели это право.

Нетрудоспособные иждивенцы, а также граждане, постоянно проживающие совместно с собственником, могут быть признаны членами его семьи, если они ведут с ним общее хозяйство и прописаны в его жилом помещении.

Из вышеизложенного следует, что прописка не устанавливает права собственности на квартиру, а подтверждает всего лишь факт постоянного проживания гражданина и  право пользования квартирой. Именно поэтому, если ваша тетя приобрела квартиру по договору купли-продажи и после по каким-либо причинам прописала вас в эту квартиру, то вы не можете рассчитывать на средства от продажи квартиры, собственником которой является ваша тетя.

 

Если квартира была приобретена путем приватизации, то необходимо руководствоваться статьей 32 Жилищного кодекса, которая устанавливает, что совершеннолетние члены семьи собственника приватизированной квартиры и лица, давшие согласие на приватизацию жилья, обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении приватизированной квартиры, являющейся их общей собственностью, в порядке, установленном законом.

Продажа, мена, дарение или сдача внаем, в аренду приватизированной квартиры производятся с согласия совершеннолетних членов семьи собственника квартиры и лиц, давших согласие на приватизацию квартиры. Интересы несовершеннолетних членов семьи собственника приватизированного жилья представляют их родители, а при их отсутствии - органы опеки и попечительства.

В соответствии с абзацем 4 статьи 13 Закона РУз «О приватизации государственного жилищного фонда» от 07.05.1993 г. № 846-XII члены семьи собственника приватизированного жилья и лица, имеющие право на жилую площадь, давшие согласие на приватизацию жилья, сохраняют право пользования этим жилым помещением, с их согласия проводятся продажа или сдача в аренду приватизированного жилья.

При этом пункт 9 Положения о порядке оформления договоров отчуждения и перехода права собственности при наследовании приватизированных квартир (части квартир) домов (части домов), утв. ПКМ от 04.04.1994 г. № 180 устанавливает, что после осуществления сделки купли-продажи, мены и дарения, а также после перехода права собственности в порядке наследования, независимо от времени отчуждения или наследования, квартира (часть квартиры) утрачивает статус приватизированного жилья. Правоустанавливающим документом на право собственности на приобретенное ранее приватизированное жилье являются нотариально оформленный договор купли-продажи, мены и дарения, а также свидетельство о праве на наследство, выданное в установленном законом порядке.

Показать ответ

Согласно пункту 136 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами (рег. МЮ от 30.03.2010г. № 2090) при удостоверении в нотариальном порядке договора найма недвижимого имущества (жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры и т.п.), принадлежащего гражданам на праве собственности, нотариус требует предоставления следующих документов:

документ, подтверждающий принадлежность недвижимого имущества наймодателю на праве собственности (оставляется копия, подлинник возвращается);

справка территориального подразделения Госкомземгеодезкадастра и свидетельство о государственной регистрации права на здания и сооружения (оставляется копия, подлинник возвращается);

справка органов самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья о лицах с постоянной пропиской в нанимаемом жилом доме, квартире, части жилого дома или квартиры или выписка из домовой книги, а также согласие лиц с постоянной пропиской;

если недвижимое имущество является имуществом общей совместной собственности (совместной собственностью супругов) - согласие всех владельцев (супруга (супруги);

при найме недвижимого имущества, принадлежащего лицу, над которым установлено опекунство, более чем на год - согласие органов опеки и попечительства;

при найме приватизированного жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры - справка территориального управления Государственного комитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции о лицах, давших согласие на приватизацию, и их согласие; согласие залогодержателя, если недвижимое имущество заложено.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса изменение договора аренды жилого помещения возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Поскольку соглашение об изменении договора аренды (а именно об изменении срока аренды квартиры) является неотъемлемой частью договора, то при его заключении не требуется представления повторно справки с БТИ и сведений об ИНН собственника квартиры.

Для продления срока аренды жилого помещения (квартиры) и внесения соответствующих изменений в договор аренды (найма) жилого помещения необходимо обратиться в ту же нотариальную контору, в которой вы удостоверяли договор аренды за несколько дней до истечения срока аренды жилого помещения, указанного в договоре.

Также хотелось бы отметить, что согласно статье 612 Гражданского кодекса договор найма жилого помещения может заключаться на срок, не превышающий пяти лет.

Показать ответ

Статьей 6 Закона РУз «Об издательской деятельности» от 30.08.1996 г. № 274-I определено, что юридические и физические лица вправе осуществлять издательскую деятельность после получения лицензии. Лицензирование издательской деятельности осуществляется в порядке, установленном законодательством. 

Статьей 8 вышеуказанного Закона закреплено, что юридические и физические лица могут быть учредителями (соучредителями) издательств и полиграфических предприятий.

В пункте 4 Положения о лицензировании издательской деятельности, утв. ПКМ от 11.06.2004 г. № 275, установлено, что соискателями лицензий могут быть юридические лица.

Из вышеизложенного следует, что несмотря на то, что Законом «Об издательской деятельности» определено, что издательскую деятельност вправе осуществлять юридические и физические лица после получения лицензии, Положением о лицензировании издательской деятельности предусмотрен порядок получения лицензии только юридическим лицом. Соответсвенно лицензия на издательскую деятельность может быть получена только юридическим лицом.

На право осуществления издательской деятельности выдаются типовые (простые) лицензии. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в Узбекское агенство по печати и информации следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения (почтового адреса), наименования учреждения банка и номера расчетного счета в банке;

фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность руководителя юридического лица - соискателя лицензии;

лицензируемого вида деятельности; специализации;

источников финансирования;

б) копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

в) документ, подтверждающий оплату соискателем лицензии сбора за рассмотрение заявления;

г) сведения об имеющейся материально-технической базе, оборудовании и иных технических средствах, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности;

д) документы, подтверждающие наличие у работников юридического лица соответствующего высшего или среднего специального образования и опыта работы в издательском деле не менее 3 лет (копии документа об образовании и трудовой книжки).

За рассмотрение заявления соискателя лицензии взимается сбор в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной законодательством на день оплаты.

Государственная пошлина за выдачу лицензии на осуществление издательской деятельности взимается в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законодательством на день оплаты.

Издательства, специализирующиеся на издании детской литературы, нормативных справочников, научно-технической литературы, справочно-энциклопедических книг, а также продукции, предназначенной для инвалидов, уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов от установленного размера.

Показать ответ

Согласно статье 6 Закона РУз «Об иностранных инвестициях» от 30.04.1998 г. № 609-I предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью, в том числе в ходе процесса приватизации.

Предприятие с иностранными инвестициями приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.

Указом Президента «О внесении изменений в Указ Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 г. № УП-4434 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций» от  15.03.2013 г. № УП-4515  с 1 января 2013 года предусмотрено освобождение от уплаты импортной таможенной пошлины для вновь создаваемых предприятий с иностранными инвестициями при ввозе ими имущества для собственных производственных нужд сроком на два года с момента их государственной регистрации.

 Статьей 12 Закона «Об иностранных инвестициях»  установлено, что  имущество, ввозимое в Республику Узбекистан предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее тридцати трех процентов для собственных производственных нужд, освобождается в течение двух лет с момента их государственной регистрации от обложения таможенной пошлиной в порядке, установленном законодательством.

Статьей 33 Закона «О таможенном тарифе» от 29.08.1997 г. №  470-I также определено, что от обложения таможенной пошлиной освобождается имущество, ввозимое в Республику Узбекистан предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее тридцати трех процентов для собственных производственных нужд, в течение двух лет с момента их государственной регистрации.

На основании изложенного считаю, что не смотря на то, что Ваше предприятие было создано на базе действовавшего до этого ООО со 100% долей узбекского участника,  вы можете воспользоваться льготой, предусмотренной вышеуказанным Указом Президента, поскольку статус  предприятия с иностранными инвестициями ваше предприятие приобретает с момента его государственной регистрации  в качестве такового.

Показать ответ

Вы не имеете права самостоятельно отрезать газовую трубу, проходящую вдоль вашего дома через ваш двор, поскольку она не является Вашей собственностью.

Согласно пункту 5 Правил пользования газом в быту на территории РУз, рег. МЮ от 14.10.1997 г. № 370  газификация жилого фонда Республики Узбекистан должна производиться по проектам, выполненным специализированными проектными организациями в соответствии с требованиями действующих нормативных документов при соблюдении Правил безопасности после согласования проекта в части соответствия выданным техническим условиям и правилам безопасности на проектирование с предприятиями газового хозяйства или организациями, выполняющими их функции, а также с другими организациями, выдавшими лицензии на выполнение проекта.

Работа по монтажу систем газоснабжения осуществляется специализированными строительно-монтажными организациями, имеющими лицензию на право выполнения этих работ.

Для разрешения возникшей ситуации Вы можете обратиться в Ташшахаргазтаъминот либо разрешить возникший спор в судебном порядке.

10.09.2014 [ID: 2016] Собственник квартиры на 2-м этаже 9-этажного дома столкнулся с проблемой дождей: когда выпадают осадки, в торцевые пролеты между 3-м и 2-м этажами попадает вода, соответсвенно протекает потолок в квартире и наносится ущерб недавно сделанному ремонту. Возможно ли отремонтировать торцевые швы с привлечением инициативы ТЧСЖ и подрядчиков? И что для этого нужно сделать? Если это невозможно, то как решить проблему с участием ТЧСЖ?
Показать ответ

Статья 30 Закона  «О товариществах частных собственников жилья» №  ЗРУ- 32 от 12.04.2006 г. (далее - Закон) устанавливает, что в отдельных случаях общее собрание членов ТЧСЖ может принять решение о замене денежной формы внесения части обязательных взносов собственником помещения на другие виды его участия в общих расходах.

О возможности применения  статьи 30 Закона рассказывалось в ранее размещенных публикациях.

Показать ответ

Статьей 25 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»  от 06.12.2001 г. № 310-II (далее – Закон об ООО) установлено, что  Общество вправе ежеквартально, один раз в полгода или один раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками Общества. Решение об определении части прибыли Общества, распределяемой между участниками Общества, принимается общим собранием участников Общества. Законом об ООО не предусмотрены ограничения по срокам, в которые Общее собрание обязано принять решение о распределении прибыли.

Согласно статьей 12 вышеуказанного закона условия и порядок распределения между учредителями (участниками) Общества прибыли и убытков определяется учредительным договором. Именно в учредительном договоре либо уставе Общества возможно предусмотреть сроки принятия решения о распределении прибыли.

Если говорить о временой капитализации нераспределенной прибыли, то необходимо отметить, что законодательство не предусматривает подобного определения. Если учредители (участники) Общества не приняли решения о распределении прибыли, то нераспределенная прибыль остается в распоряжении Общества. При этом нет необходимости принимать отдельного решения о нераспределении прибыли.

Определение термина капитализация содержится в Положении об освобождении от налогообложения доходов в виде дивидендов (утверждено постановлением МФ, МЭ и ГНК, зарегистрированным МЮ 10.02.2009 г. N 1901). Соласно пункту 1 данного Положения капитализация – это направление средств юридическими лицами на увеличение собственногоуставного фонда (уставного капитала).  Однако, на сегодняшний день даное Положение утратило юридическую силу. Пунктом 5 Постановления Президента от 29.12.2008 г. № ПП-1024 на 5 лет были освобождены от налогообложения доходы в виде дивидендов юридических лиц в части средств, направляемых на капитализацию, инвестиции, расчеты за ранее полученные кредиты.

Показать ответ

Согласно статье 8 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» от 26.04.1996 г. № 223-I установлено, что Общество может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Основное общество, которое имеет право давать дочернему хозяйственному обществу обязательные указания, несет солидарную ответственность с дочерним хозяйственным обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. Основное общество считается имеющим право давать дочернему хозяйственному обществу обязательные указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним хозяйственным обществом или уставе дочернего хозяйственного общества.

Однако, вышеуказанная норма не применима к вашей ситуации, поскольку речь в ней идет о том, что сделки должны быть совершены именно дочерним хозяйственным Обществом, а не самим акционерным обществом.

Более того, статьей  634 Гражданского кодекса определено, что если из законодательства или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению части своего обязательства других  лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Если иное не предусмотрено законом или договором подряда, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг к другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенным каждым из них с генеральным подрядчиком.

Данные нормы свидетельствуют о том, что вы можете заключать договора подряда с заказчиками и передавать выполнение работ своим ООО, заключив с последними отдельные договора субподряда, если условия субподряда предусмотрены в договоре между вами и заказчиком.

Показать ответ

Согласно статье 30 Положения о садово-виноградарских товариществах, утв. ПКМ от 01.03.2011 г. № 51  высшим органом управления товарищества является  Общее собрание его членов, которое созывается не реже одного раза в год.

К исключительной компетенции Общего собрания относится также и рассмотрение заявлений и жалоб членов товарищества, касающихся деятельности председателя правления и ревизионной комиссии товарищества. Из содержания данной нормы следует, что вы как член товарищества имеете право обратиться к Общему собранию с жалобой.

Следует также отметить, что по инициативе членов товарищества, составляющих не менее 10% от от общего числа членов товарищества, а также по требованию ревизионной комиссии может быть созвано внеочередное общее собрание членов товарищества.

Показать ответ

Гражданский кодекс выделяет два вида унитарных предприятий:

- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

- государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Пунктом 31 Положения о государственных предприятиях, утв. ПКМ от 16.10.2006 г. № 215 предусмотрено, что государственное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению учредителя, по согласованию соответственно с Госкомконкуренции или его территориальным органом, в порядке, предусмотренном законодательством, или по решению суда.

Преобразование государственных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством о разгосударствлении и приватизации. Так, статьей 6 Закона «О разгосударствлении и приватизации» от 19.11.1991 г. № 425-XII (далее – Закон) определено, что разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан могут осуществляться в форме преобразования государственного предприятия в хозяйственное товарищество или общество.

Согласно статье 8 Закона подготовка предприятия к разгосударствлению и приватизации включает определение состава имущества, подлежащего разгосударствлению и приватизации, инвентаризацию его производственных и непроизводственных фондов, оценку активов и пассивов, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе, решение других вопросов, в том числе с учетом требований законодательства о конкуренции.

Преобразование государственных предприятий также регулируется Положением о порядке преобразования государственных предприятий и государственных учреждений в хозяйственные общества, утв. ПКМ от 06.10.2014 г. № 279 (далее – Положение). Положение определяет процедуры преобразования государственного предприятия и государственного учреждения (далее - государственная организация) в хозяйственное общество в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО). О необходимости проведения оценки свидетельствует также пункт 28 данного Положения, в котором указывается, что Госкомконкуренции или террториальный орган при соответствии представленных документов требованиям Положения утверждает план преобразования государственной организации, заключает договор с оценочной организацией для проведения оценки преобразуемой государственной организации в установленном порядке.

 На основании отчета об оценке преобразуемой государственной организации и документов, представленных Комиссией, Госкомконкуренции или территориальный орган издает приказ о преобразовании государственной организации. При преобразовании государственной организации в общество с ограниченной ответственностью приказом одновременно утверждаются его устав, размер уставного фонда (уставного капитала) и доли в уставном фонде, сохраняемой в собственности государства и подлежащей реализации инвесторам.

Вышеизложенные нормы свидетельствуют о необходимости проведения оценки при преобразовании государственного унитарного предприятия в ООО.

Относительно же преобразования унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения необходимо отметить, что законодательством не предусмотрен детальный механизм преобразования данных предприятий  в ООО.

При этом, статьей 11 Закона «Об оценочной деятельности» от  19.08.1999 г.  № 811-I  установлены случаи обязательной оценки. Проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или на праве общей собственности частично государству, в том числе при:

определении стоимости объектов оценки в целях их разгосударствления, приватизации, передачи в доверительное управление либо сдачи в аренду;

использовании объектов оценки в качестве предмета залога;

продаже или ином отчуждении объектов оценки;

переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки;

передаче объектов оценки в качестве вклада в уставные фонды юридических лиц.

 Действие вышуказанной статьи не распространяется на отношения, возникающие между государственными унитарными предприятиями, учреждениями и организациями при распоряжении имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 Проанализировав статью 11 Закона «Об оценочной деятельности» можно прийти к выводу, что осуществление оценки при преобразовании унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (если объект оценки не принадлежит полностью или на праве общей собственности частично государству) в ООО является необязательным.

Показать ответ

Часто на стадии исполнительного производства у сторон возникает необходимость изменить взыскателя или должника.

Статья 39 Хозяйственно-процессуального кодекса допускает процессуальное правопреемство и устанавливает следующее: в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением хозяйственного суда правоотношении (реорганизация, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и в других случаях) суд производит замену этой стороны ее правопреемником, указывая об этом в определении, решении или постановлении. Правопреемство возможно на любой стадии процесса.

Статья 12 Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» от  29.08.2001 г. № 258-II также определяет, что в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть взыскателя или должника, реорганизация юридического лица, уступка требований, перевод долга и т.п.) судебный исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником в установленном законом порядке.

Вышеуказанные нормы свидетельствуют о возможности замены стороны обязательства на стадии исполнительного производства.

Для замены стороны исполнительного производства на основании перевода долга стороны заключают соглашение о переводе долга в соответствии с требованиями законодательства и обращаются в Хозяйственный суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения  судебного приказа. При этом необходимо учесть, что согласно статье 217 Хозяйственно-процессуального кодекса Хозяйственный суд вправе  изменить способ и порядок исполнения судебного акта как по заявлению взыскателя или должника, так и по завлению судебного исполнителя.

Вопросы об изменении способа и порядка исполнения судебного акта рассматриваются в заседании Хозяйственного суда с извещением взыскателя и должника в порядке, предусмотренном статьей 124 Хозяйственно-процессуального кодекса.

Заявление об изменении способа и порядка исполнения судебного акта рассматривается в двадцатидневный срок со дня подачи. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, которое направляется взыскателю и должнику, а также судебному исполнителю, в случае если исполнение судебного акта находится в производстве судебного исполнителя.

Законодательство не определяет перечень документов прилагаемых к заявлению. Однако, на основании вышеизложенного полагаю, что к заявлению об изменении способа и порядка исполнения судебного приказа, в данном случае, прилагается копия соглашения  о переводе долга.

Показать ответ

Законодательные акты РУз не содержат нормы, в которой бы конкретно указывалось, что НОУ является коммерческим или некоммерческим учреждением.

На то, что НОУ является некоммерческой структурой, указывают следующие нормы:

Абзацем 2 статьи 4 Закона «Об образовании» (от 29.08.1997 г. № 464-I) (далее – Закон) установлено, что право на образование обеспечивается, в частности, развитием государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Статья 6 Закона определяет правовой статус образовательного учреждения. В ней сказано, что образовательное учреждение является юридическим лицом и создается в порядке, установленном законодательством. Негосударственное образовательное учреждение приобретает права юридического лица и право на образовательную деятельность с момента его государственной аккредитации в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Аккредитация образовательного учреждения осуществляется уполномоченным государственным органом на основе аттестации.

В соответствии со статьей 76 Гражданского кодекса, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законодательством.

В данном случае кодексом установлено, что под «учреждением» понимается некоммерческая структура, так как учреждение должно осуществлять функции именно некоммерческого характера.

Статьей 10 Закона «О негосударственных некоммерческих организациях» (от 14.04.1999 г. № 763-I) (далее – Закон об ННО) установлено, что негосударственные некоммерческие организации могут создаваться в форме общественного объединения, общественного фонда, учреждения, а также в иной форме, предусмотренной законодательными актами.

В статье 13 Закона об ННО дано следующее определение учреждения: «Учреждением признается негосударственная некоммерческая организация, созданная физическими и (или) юридическими лицами для осуществления социальных, культурных и иных функций некоммерческого характера.

Положение о лицензировании деятельности негосударственных образовательных учреждений (утв. Постановлением КМ от 01.03.2004 г. № 100, далее – Положение) свидетельствует о том, что организации оказывающие образовательные услуги должны быть зарегистрированы в качестве негосударственных образовательных учреждений, поскольку в противном случае они не смогут получить лицензию на осуществление своей деятельности.

 

Однако, исходя из сложившейся практики, НОУ:

- подлежат регистрации согласно порядку, установленному постановлением Президента РУз от 17 апреля 2006 года № ПП-325 (как правило, в инспекциях по регистрации субъектов предпринимательства при местных органах государственной власти), т.е. аналогично порядку регистрации коммерческих организаций – субъектов предпринимательства.

- как правило, уплачивают единый налоговый платеж, также как микрофирмы, малые предприятия и некоторые другие коммерческие юридические лица;

- как правило, не осуществляют какую-либо некоммерческую деятельность (образовательные услуги осуществляются на платной основе).

Особо важным моментом также является тот факт, что создавая негосударственное образовательное учреждение его учредители, наравне с образовательными целями, ставят перед собой целью извлечение прибыли от данной деятельности.

 

Из изложенного следует сделать вывод, что деятельность НОУ не в полной мере урегулирована законодательством, что не позволяет однозначно говорить о коммерческом или некоммерческом статусе данного вида юридических лиц.

Показать ответ

Основными законодательными актами в области электронного документооборота являются:

Закон «Об электронном документообороте (от 29.04.2004 г. № 611-II);

Закон «Об электронной цифровой подписи» (от 11.12.2003 г. № 562-II).

Согласно статье 4 Закона «Об электронном документообороте» электронный документооборот представляет собой совокупность процессов отправки и получения электронных документов через информационную систему.

Электронный документооборот может использоваться для совершения сделок (в том числе заключения договоров), осуществления расчетов, официальной и неофициальной переписки и передачи иной информации.

В статье 5 данного закона определено, что электронным документом является информация, зафиксированная в электронной форме, подтвержденная электронной цифровой подписью и имеющая другие реквизиты электронного документа, позволяющие его идентифицировать.

Электронный документ создается, обрабатывается и хранится с использованием технических средств и услуг информационных систем и информационных технологий.

Электронный документ должен быть создан с учетом возможности его восприятия участниками электронного документооборота.

       Обязательными реквизитами электронного документа являются:

электронная цифровая подпись;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица - отправителя электронного документа;

почтовый и электронный адрес отправителя электронного документа;

дата его создания.

Законодательством или соглашением участников электронного документооборота могут быть установлены и иные реквизиты электронного документа.

Статьей 7 данного закона установлено, что электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

Так, например, в соответствии с пунктом 14 Положения о порядке выдачи органами государственной налоговой службы заключения об отсутствии налоговой задолженности у хозяйствующих субъектов (утв. Постановлением КМ от 27.01.2014 г. № 17) определено, что ОГНС выдает хозяйствующему субъекту справку или уведомляет его об отказе в выдаче справки в письменной или электронной форме с указанием конкретных причин отказа, норм законодательства и срока, в течение которого хозяйствующий субъект, устранив указанные причины, может представить документы для повторного рассмотрения.

ОГНС обязан выдать хозяйствующему субъекту справку или уведомить его об отказе в выдаче справки не позднее одного рабочего дня с даты принятия соответствующего решения.

Выданная справка или уведомление в электронной форме приравнивается к бумажному документу и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

Если же говорить об онлайн справках, которые не соответствуют вышеуказанным требованиям электронного документа, то необходимо отметить, что законодательные акты не содержат норм, определяющих юридическую силу  данных документов  и  обязанности организаций в их обязательном приеме.

В дополнение хотелось бы также отметить, что Постановлением Кабинета Министров от 31.12.2014 г. № 377 с 1 января 2015 года запрещено при оказании государственных услуг истребование госорганами и иными организациями от субъектов предпринимательства документов и информации, имеющихся в других госорганах и иных организациях. В том числе справок об отсутствии налоговой задолженности или задолженности по коммунальным платежам, копий учредительных документов субъекта предпринимательства, лицензий и документов разрешительного характера.

Теперь госорганы и иные организации должны самостоятельно получать необходимые документы и информацию, имеющиеся в других госорганах и организациях, посредством информационного взаимодействия, в том числе в электронном виде.

Документом поручено госорганам и иным организациям, оказывающим государственные услуги субъектам предпринимательства, в месячный срок определить перечень необходимых документов и информации, получаемых посредством информационного взаимодействия, с указанием госорганов и иных организаций, предоставляющих данные документы и информацию, и разместить указанный перечень на Едином портале интерактивных государственных услуг и своих официальных веб-сайтах.

 

Показать ответ

1. В соответствии со статьей 18 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (от 25.05.2000 г. № 69-II) (далее - Закон) государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.

Статьей 34 Закона установлено, что государственные органы, другие организации и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством.

Если государственные органы и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов предпринимательской деятельности, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Исходя, из содержания вышеуказанных норм следует, что хоким города  не имеет права своим решением ограничивать время работы кафе до 22 часов.

При этом, статьей 101 Конституции определено, что местные органы власти проводят в жизнь законы Республики Узбекистан, указы Президента Республики Узбекистан, решения вышестоящих органов государственной власти. В статье 104 Конституции закреплено, что хоким в пределах предоставленных ему полномочий принимает решения, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, а также должностными лицами и гражданами на соответствующей территории.

Из содержания данных норм следует, что если хокимом в пределах предоставленных ему полномочий будет принято решение во исполнение вышеуказанных законодательных актов, то оно будет иметь юридическую силу.

2. Исходя из содержания статьи 34 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности также следует, что органы внутренних дел не имеют права ограничивать время работы кафе до 21 часов и вмешиваться в деятельность предприятия.

3. Основные же требования к работе всех хозяйствующих субъектов в сфере общественного питания на территории Республики Узбекистан независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности определены в Правилах производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан (утв. Постановлением КМ от 13.02.2003 г. № 75) (далее – Правила).

 Предприятия общественного питания подразделяются на типы: ресторан, вагон-ресторан, бар, кафе, летнее кафе, кафетерий, столовая, чайхана, буфет и закусочная.

Пунктом 9  Правил определено, что режим работы предприятий общественного питания, независимо от форм собственности, устанавливается самостоятельно, а предприятий общественного питания при промышленных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях - по согласованию с администрацией и профсоюзным комитетом.

Утвержденные часы работы в обязательном порядке должны соблюдаться предприятиями всех форм собственности.

В случае закрытия предприятия общественного питания (для проведения плановых санитарных мероприятий, ремонта и др.) предприятие обязано не менее чем за неделю вывесить соответствующие объявления.

Положением о порядке использования нежилых помещений в многоквартирных домах (утв. Постановлением КМ от 24.01.2000 г. № 22) определен перечень видов деятельности, разрешенных для размещения в нежилых помещениях многоквартирных домов. Одним из таких видов деятельности является общественное питание (рестораны, кафе, кафетерии, бары мороженого и прохладительных напитков, закусочные и др.). В примечании же установлено, что в вышеуказанных помещениях не допускается размещение объектов, эксплуатация которых может привести к нарушению нормальных условий жизнедеятельности проживающих в доме лиц, в том числе размещение предприятий общественного питания, эксплуатируемых позднее 23 часов вечера (рестораны, кафе, ночные клубы и бары, дискотеки).

Показать ответ

Нормативно-правовые акты РУз не содержат однозначного ответа на вопрос, может ли иностранный гражданин, имеющий аккредитацию в МВЭСИТ приобретать недвижимость (жилье – квартиру) в Ташкенте.

Постановлением Кабинета Министров «Об упорядочении приобретения жилья иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Узбекистан» (от 27 февраля 1999 года № 92) (далее – Постановление), установлено, что нотариальное удостоверение сделок по покупке, мене или залогу жилья, находящегося на территории Республики Узбекистан, и последующая государственная регистрация прав на него государственными предприятиями землеустройства и кадастра недвижимости района (города) Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, где приобретающей жилье стороной являются иностранные граждане или лица без гражданства, производятся по представлении наряду с документами, предусмотренными действующим законодательством, вида на жительство, выданного в установленном порядке органами внутренних дел Республики Узбекистан.

 Действие настоящего постановления не распространяется на иностранных граждан — сотрудников дипломатического корпуса, иностранных граждан — сотрудников постоянных представительств международных организаций, зарубежных фирм, компаний и банков, аккредитованных в Республике Узбекистан.

Однако, исходя из содержания данной нормы, мы не можем однозначно утверждать, что вышеуказанные лица имеют право приобретать жилье - квартиру в Ташкенте, поскольку тот факт, что Положение не распространяется на указанных лиц, не указывает прямо на то, что данные лица имеют право приобретать жилье – квартиру на территории Республики Узбекистан.

Кроме того, пунктом 57  Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами (рег. МЮ 2090 от 30.03.2010 г.)  (далее - Инструкция) определено, что в случае, если стороной, получающей дом, квартиру, часть дома или квартиры являются иностранные граждане или лица без гражданства, утверждение сделок о передаче дома, квартиры, части дома или квартиры другому лицу осуществляется в случае представления наряду с документами, предусмотренными в пункте 53 настоящей Инструкции, вида на жительства, выданного в установленном порядке органами внутренних дел.

Учитывая тот факт,  что законодательство не содержит иных норм, предусматривающих порядок приобретения жилья  (квартиры) вышеуказанными лицами, а установленные Инструкцией нормы не устанавливают приобретение жилья (квартиры) иностранными гражданами без представления вида на жительство не представляет возможности по оформлению указанного вида сделок.

Таким образом, для ответа на поставленный вопрос необходимо устранить имеющийся в законодательстве пробел.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика