Ответов: 273
Ответы эксперта. Паспортная система
Показать ответ

1. Положение о виде на жительство в Республике Узбекистандля иностранца, виде на жительство в Республике Узбекистан для лица без гражданстваи удостоверении лица без гражданства[1] является нормативно-правовым актом, который более-менее подробно регламентирует основания и порядок выдачи вида на жительство указанным лицам. Данный акт хотя не предусматривает права иностранного гражданина и (или) лица без гражданства на ознакомление с его личнывм делом[2], но и не содержит нормы, запрещающей им такое ознакомление. Нормы, запрещающей доступ каждому из упомянутых лиц к своему личному делу, нет и других актах законодательства.

В связи с этим так называемая внутренняя инструкциия МВД, в которой, как написал ответивший вам чиновник, содержится указанное ограничение, не может быть применена. По тому простому основанию, что она статусом нормативно-правового акта не обладает.

В соответствии со статьей 27 Закона «О нормативно-правовых актах»[3] (далее – Закон о НПА) министерства, государственные комитеты и ведомства в течение 10 дней со дня принятия нормативно-правовых актов представляют их в Министерство юстиции Республики Узбекистан для государственной регистрации. Их акты, не прошедшие госрегистрацию, не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений и не влекут за собой правовых последствий. Должностные лица таких ведомств за введение в действие актов, не прошедших госрегистрацию, привлекаются к административной ответственности.

Примечание:

Введение в действие должностными лицами министерств, государственных комитетов и ведомств нормативно-правовых актов, не прошедших государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, –

влечет наложение штрафа от семи до десяти минимальных размеров заработной платы.

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, –

влечет наложение штрафа от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы.

Статья 198-3 Кодекса об административной ответственности (КоАО)

 

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

 

Первое предложение части первой статьи 16 КоАО

Одной регистрации ведомственных актов в МЮ недостаточно – необходимо их опубликование в официальных изданиях с указанием всех их реквизитов; опубликование нормативно-правовых актов является обязательным условием их применения (статья 28 Закона о НПА).

Теперь конкретно о праве иностранца (или лица без гражданства), имеющего вид на жительство в Узбекистане, и его представителя на ознакомление с личным делом, а также нормативно-правовых актах, в которых оно (право) предусматривается.

Должностному лицу районного ОВВиОГ, подписывая письмо об отказе вам в ознакомлении с заявлением представляемого вами сына о выдаче вида на жительство, следовало бы вспомнить самый главный для нас на территории Республики Узбекистан Закон  – Конституцию. И не просто вспомнить, а руководствоваться ее соответствующими нормами. 

Так, согласно второму предложению части первой ее статьи 29 «Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом». Указанным правом обладает также иностранные граждане и лица без гражданства.

Личное дело прежде всего содержит персональные данные физического лица (ФИО, дата и место рождения, национальность, наличие или отсутствие принадлежности к гражданству того или иного государства, место работы и пр.). Понятно, что информации о таких данных не имеет направленности против существующего конституционного строя. Да, она отнесена к категории конфиденциальной, что закреплено в части второй статьи 13 Закона от 11.12.2003 N 560-II «Об информатизации» и пункте 1 Перечня сведений, отнесенных к конфиденциальной информации (приложение N 2 к постановлению КМ от 07.11.2011 N 296). Но она конфиденциальна не для него самого физлица и (или) уполномоченного им представителя, а для третьих лиц (за исключением судебных, правоохранительных, других соответствующих государственных органов и отдельных лиц в случаях, предусмотренных законом). Кстати, из статьи 14 Закона «Об информатизации» следует, что физические лица имеют право на свободный доступ к информационным ресурсам, содержащим сведения о них, на уточнение этих сведений в целях обеспечения их полноты и достоверности; доступ их лиц к сведениям о них может быть ограничен законом. Как мы уже отмечали выше, нормативно-правовых актов (включая, разуммется, закона), которые могли бы ограничить иностранца (или лица без гражданства), получившего вид на жительство в Узбекистане, и (или) его представителя в доступе к личному делу, содержащему сведения о нем, на данный момент не имеется. Зато в Конституции имеется норма (статья 30), в соответствии с которой все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы. И скажем больше… существуют и действуют такие законодательные акты, как Закона от 24.04.1997 N 400-I «О гарантиях и свободе доступа к информации»  и Закона от 12.12.2002 N 439-II «О гарантиях и свободе доступа к информации».

Из Закона «О принципах и гарантиях свободы информации», в частности, следует, что:

каждый беспрепятственно обладает указанным конституционным правом беспрепятственно искать, получать, исследовать, распространять, использовать и хранить информацию (статья 4);

каждый вправе непосредственно либо через своих представителей обращаться с письменным или устным запросом на получение информации (часть первая статьи 9);

органы государственной власти и управления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с информацией, затрагивающей его права, свободы и законные интересы, создавать доступные ресурсы (часть вторая статьи 8).

В силу статьи 7 Закона «О гарантиях и свободе доступа к информации» доступ к информации может обеспечиваться и путем распространения соответствующих материалов. То есть распространение может осуществляться в устной (в том числе путем предъявления на обозрение для ознакомления), письменной (например, выдачей запрашиваемой копии конкретного документа или материалов) и электронной формах.

Как мы усмотрели из вашего письма, имея доступ к личному делу сына, вы прежде всего хотите ознакомиться его анкетными данными вашего сына, отраженными в его же заявлении о выдаче вида на жительство. Имея его копию, вы можете в соответствующим должностным лицам указать на его графу касательно наличия или отсутствия гражданства, где, как вы утверждаете, запись «ЛБГ», скорее, была исполнена самим инспектором ОВВиОГ. То, что информация, содержащаяся в таком заявлении и (или) других документах личного дела вашего сына, бесспорно, затрагивает его права и законные интересы.

Таким образом, приведенный выше анализ конституционных норм и нормативных положений иных законодательных актов позволяет сделать следующий вывод: иностранный гражданин (или лицо без гражданства), имеющий(ее) вид на жительство в Республике Узбекистан, и/или его уполномоченный представитель имеет право знакомиться с личным делом, которое заводится отделами въезда-выезда и оформления гражданства, делать из его материалов выписки и снимать копии.

2. Отказ должностных лиц ОВВиОГ в предоставлении иностранцу (или лицу без гражданства) возможности ознакомления с личным делом или некоторыми документами в нем, непосредственно касающемся его самого, на наш взгляд, должен влечь за собой их ответственность.

В статье 13 Закона «О гарантиях и свободе доступа к информации» говорится, что лица, виновные в нарушении права на информацию, несут ответственность в соответствии с законодательством. Аналогичная норма содержится в статье 16 Закона «О принципах и гарантиях свободы информации». Так, статья 44 КоАО предусматривает административную ответственность за необоснованный отказ в ознакомлении с документами, то есть за необоснованный отказ в предоставлении гражданину возможности ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими его права и интересы. Совершение данного деяния влечет наложение штрафа на должностных лиц от 1 до 2 МРЗП.

Если, однако, учесть первое предложение части первой статьи 16 КоАО, то должностные лица, будучи лицами начальствующего состава органов внутренних дел, должны нести ответственность за подобное административное правонарушение по дисциплинарному уставу.

 


[1] Приложение N 2 к Указу Президента от 26.02.1999 N УП-2240.

[2] Здесь и далее имеется в виду дело, заводимое подразделением ВВиОГ на иностранца или лица без гражданства, получающего (или претендующего на получение) вид на жительство.

[3] От 14.12.2000 N 160-II, в редакции Законом от 24.12.2012 N ЗРУ-342.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика