Ответов: 16
Ответы эксперта. Государственный контроль
Показать ответ

Первый вопрос – это вопрос наличия законных оснований налоговой инспекции по доначислению НДФЛ с доходов физических лиц, полученных от продажи сельхозпродукции собственного производства.

Необходимо понять, у кого предприятие общественного питания покупает на рынке продукты?

Согласно «Правилам организации торговой деятельности на рынках в Республике Узбекистан» (Приложение №1 к ПКМ РУз № 253 от 28.08.2012 г.) продажа сельскохозяйственной продукции на рынке осуществляется физическими и юридическими лицами. Так как вопрос касается начисления НДФЛ, то нас интересуют физические лица, торгующие на рынке. К ним относят физических лиц, у которых есть свидетельство о государственной регистрации их в качестве индивидуального предпринимателя и  физических лиц, реализующих сельскохозяйственную продукцию собственного производства при представлении документа (справки). Документ (справка) должен быть  установленной формы, выдан соответствующим органом государственной власти на местах (или органом самоуправления граждан, правлением садово-виноградарского или огороднического товарищества) и подтверждать, что реализуемая продукция произведена физическим лицом на выделенном ему или членам его семьи земельном участке. Форма справки приведена в приложении к указанным Правилам. В справке в обязательном порядке указывается адрес постоянного места жительства физического лица, местоположение и площадь земельного участка, наименование и объем возможной реализации за год сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Итак, при покупке у индивидуального предпринимателя, вопросов, связанных с удержанием НДФЛ не возникает, так как он уплачивает  по установленной ставке фиксированный налог.

Остается только вопрос, связанный с приобретением продуктов у физических лиц, реализующих сельхозпродукцию собственного производства.

Статьей 178 НК РУз доходы от продажи животных (скота, птицы, пушных и других зверей, рыб и других) в живом виде и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде, продукции животноводства, пчеловодства и растениеводства в натуральном и переработанном виде отнесены к прочим доходам, облагаемым у источника выплат. Однако, статьей 179 НК РУз предоставлена льгота в виде освобождения от налогообложения доходов физических лиц реализующих выращенных в домашнем хозяйстве, животных (скота, птицы, пушных и других зверей, рыб и других) в живом виде и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде, кроме промышленной переработки, продукции животноводства, пчеловодства и растениеводства, в натуральном и переработанном виде. Льгота может быть применена с условием наличия у физического лица справки, выданной соответствующим органом государственной власти на местах, органом самоуправления граждан, правлением садового, виноградарского или огороднического товарищества, подтверждающего, что реализованная продукция произведена налогоплательщиком на выделенном ему или членам его семьи земельном участке.

Следует заметить, что аналогичная справка предоставляется физическим лицом при получении места на рынке для осуществления торговли.  Также не маловажным фактом является вопрос наличия данной справки у физического лица и отсутствие обязательства наличия оригинала такой справки у юридического лица - источника выплат.

Делая вывод из выше изложенного, следует, что предприятие общественного питания при приобретении у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, продуктов собственного производства может не удерживать и не уплачивать в бюджет НДФЛ (воспользовавшись льготой), только при наличии соответствующей справки у физического лица.

Так как без такой справки физическое лицо не может торговать на рынке, более того законом установлено обязательство по предоставлению документа в администрацию рынка, то требовать такой документ от каждого продавца при приобретении продукции  за наличный расчет предприятие общественного питания не должно.

Как доказать, что продукция приобретена на рынке?

Оформление документов по приобретению продуктов за наличный расчет преследует две цели:

- во-первых, это подтверждение целевого использования наличных денежных средств и контроль действий подотчетного лица, которому выдали денежные средства из кассы для приобретения продуктов;

- во-вторых, это возможность подтвердить приобретение продуктов на рынке у физического лица, официально получившего разрешение на осуществление торговли (а соответственно, представившему администрации рынка необходимую справку).

Законодательством не установлена форма документа, однако, в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете предприятие имеет право утвердить форму первичного документа учетной политикой. Необходимо, чтобы такой документ соответствовал по форме отражаемой в нем операции и имел все реквизиты, установленные в статье 9 Закона РУз «О бухгалтерском учете»:

-        наименование предприятия (учреждения);

-        наименование и номер документа, дата и место его составления;

-        наименование, содержание и количественное измерение хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

-        личные подписи ответственных лиц.

На практике предприятия общественного питания составляют закупочный акт. В закупочном акте обязательно указываются паспортные данные продавца продукции, место его проживания и рынок, на котором была приобретена продукция. На основании утвержденного закупочного акта составляется авансовый отчет, по которому лицо, осуществляющее закупку, возвращает неиспользованную подотчетную сумму.

Немаловажным фактом является то, что доходы физических лиц, у которых предприятие общепита приобрело сельхозпродукцию, должны быть отражены в качестве прочих доходов в налоговой отчетности в составе налогооблагаемого дохода физических лиц у источника выплат.

Почему налоговая инспекция рассчитывает налог по максимальной ставке?

Доходы физического лица по реализации сельхозпродукции, согласно НК РУз относят к прочим доходам физических лиц, которые облагаются у источника выплат (статья 184 НК РУз). Если бы предприятие общественного питания при приобретении у физического лица продуктов удерживало НДФЛ без применения льготы, то в соответствии со статьей 185 НК РУз удержание налога было бы по установленной ставке.

Так как налоговая инспекция проводила доначисление в рамках камерального контроля, то она могла сопоставить только ту информацию и данные отчетов, которые предоставил  хозяйствующий субъект (статья 70 НК РУз).

Если предприятие общественного питания не отражало в отчетности ни количество физических лиц, ни сумму выплаченного им дохода, то налоговая инспекция могла получить данные только от обслуживающего банка. Необходимо отметить, что получение информации от обслуживающего банка является законной, так как согласно статье 38 Закона РУз «О банках и банковской деятельности» не является нарушением банковской тайны предоставление по запросу налоговых органов необходимых сведении об операциях предприятий для контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, получив только данные о выплаченных доходах, и не обладая информацией о количестве физических лиц и размерах полученных ими персональных доходов, налоговая инспекция применила максимальную ставку НДФЛ.

Если предприятие общепита обладает информацией по каждому физическому лицу и может доказать персональный доход каждого физического лица, то доначисление НДФЛ можно рассчитать, исходя из установленных ставок. Данные расчетов представить в налоговую инспекцию в течении 10 дней после получения требования налоговой инспекции, оформленного по итогам проведенного камерального контроля. 

Как налоговая инспекция определит за кого именно предприятие общепита уплачивает налог?

Порядок налогообложения НДФЛ предусматривает прямую обязанность  юридических лиц, являющихся источником выплат, по его исчислению, удержанию и уплате. Согласно статье 184 НК РУз физическое лицо, у которого удерживается налог, не несет ответственности за правильность его исчисления и уплату.

В соответствии со статьей 187 НК РУз юридическое лицо - налоговый агент обязано в течение тридцати дней после окончания налогового периода представлять в органы государственной налоговой службы справку по установленной  форме о физических лицах, получивших доходы не по месту основной работы.

Если указанная информация не представлена, то налоговая инспекция определить конкретное физическое лицо не сможет, однако потребовать исполнение обязанности по начислению и уплате НДФЛ со стороны юридического лица имеет законное право. 

Что делать при получении такого требования?

Для того, чтобы определить последовательность действий, следует определиться с ситуацией:

- если ваше предприятие отражало суммы выданных доходов в налоговой отчетности  и имеет все документы, доказывающие получение дохода физическими лицами, у которых есть установленные виды справок для возможности льготирования, то необходимо данную информацию представить в объяснительном письме в течение 10 дней с момента получения требования. В этом случае проверить законность использования льготы налоговая инспекция сможет только в случае проведения налоговой проверки.

- если предприятие общепита не отражало суммы выплаченного дохода в отчетности и не представило сведений о физических лицах, получивших доходы не по основному месту работы, но обладает всеми необходимыми документами, на основании которых была использована льгота по НДФЛ, то также необходимо указать это в пояснении, представить перерасчеты. Так как ошибка в отчетности была обнаружена налоговым органом в рамках камерального контроля, то это повлечет наложение административного штрафа согласно статье 175 КАО в размере от одного до трех минимальных размеров заработной платы.

- если же предприятие общепита не оформляло установленных документов, не отражало данные в отчетности, то необходимо пересдать расчеты и отчетность по НДФЛ и уплатить  установленную сумму налога.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика