Ответов: 4159
Ответы эксперта. Государственный контроль
Показать ответ

Да, вправе. В случае непредставления налогоплательщиком в установленный срок налоговой и(или) финансовой отчетности операции по банковским счетам налогоплательщика-юрлица могут быть приостановлены на основании решения налоговой инспекции (ч.3 ст.96 НК).

Показать ответ

1. Размер оплаты труда устанавливается по соглашению между работодателем и работником. Оплата труда не может быть ниже установленного законодательством минимального размера и не ограничивается каким-либо максимумом (ч. 1 ст. 153 НК). Месячная оплата труда работника, выполнившего полностью определенные на этот период нормы труда и трудовые обязанности, не может быть ниже установленного законодательством размера по 1-разряду ЕТС по оплате труда (ч. 1 ст. 155 НК). На сегодняшний день эта сумма равна 634 880 сумам (п. 1 УП № 5723 от 21.05.2019 г.).
При установлении заработной платы на соответствующую штатную единицу предприятие исходит из своих финансовых возможностей. Законодательством не предусмотрено, что ФОТ предприятий, в том числе строительных, должен исчисляться исходя из суммы валовой выручки. Требование налогового органа о доначислении налогов необоснованно.

2. Да, требование налогового органа о предоставлении первичных документов предприятия обоснованно. Налоговый орган направляет налогоплательщику требование в ходе проведения камерального контроля. Налогоплательщик обязан в 10-дневный срок со дня получения требования (ч. 6 ст. 70 НК):
- представить исправленную налоговую отчетность по соответствующим налогам и другим обязательным платежам;
- либо обосновать выявленные расхождения с представлением подтверждающих документов в письменной, в том числе в электронной форме.
 
Напомним, в настоящее время документом первичного учета в капитальном строительстве является Справка-счет-фактура о выполненных работах (понесенных затратах). Ее форма утверждена Протокольным решением Кабмина №02-5-56 от 21.05.2004 г. До введения в действие формы первичного учета «Справка-счет-фактура о выполненных работах (понесенных затратах)» для оформления выполненных строительных работ применялись форма № 2 «Акт о приемке выполненных работ» и заполняемая на ее основании форма      № 3 «Справка о стоимости выполненных работ». На сегодняшний день формы № 2 и № 3 недействительны.

 

Показать ответ

1. Выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка – это два разных вида налоговых проверок (ч. 3 ст. 137 НК).

Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа (ч. 1 ст. 138 НК).

Выездной налоговой проверкой является проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством. При выездной налоговой проверке проводится анализ учетной документации, движения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также другой информации, связанной с деятельностью налогоплательщика. При проведении выездных налоговых проверок налоговые органы вправе осуществлять профилактические мероприятия и хронометражное обследование, проводить проверку применения контрольно-кассовой техники и платежных терминалов и другие мероприятия налогового контроля. По результатам выездной налоговой проверки начисление налогов и сборов налоговыми органами не производится (ст. 139 НК).

Законодательство не содержит норм, ограничивающих проведение выездной налоговой проверки и камеральной проверки друг за другом. Эти виды проверок не исключают друг друга.

2. В 2021 году налоговым периодом по НДС мог быть месяц или квартал (ст. 259 НК). Исходя из описанной ситуации, налоговым периодом для вашей организации являлся месяц. Предприятие должно было представить Расчет НДС за ноябрь 2021 года не позднее 20 декабря 2021 года (ч. 1 ст. 273 НК).

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, а отчетным периодом – квартал (ст. 338 НК). Расчет налога на прибыль за 9 месяцев 2021 года должен был быть представлен не позднее 20 октября 2021 года (п. 1 ч. 5 ст. 339 НК).

Обратите внимание, камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа (ч. 1 ст. 138 НК). Нормы о том, что камеральная налоговая проверка может охватывать только законченный налоговый период, нет. Предприятие представило в налоговый орган налоговую отчетность. Первичная документация и бухгалтерский учет на предприятии имеются. Камеральная налоговая проверка имела возможность проверить исчисление НДС за январь–ноябрь 2021 года и налога на прибыль за 9 месяцев 2021 года.

Показать ответ

Да, в 2021 году по результатам камеральной налоговой проверки могла быть применена финансовая санкция в размере 20% от сокрытой выручки. Если в ходе камеральной налоговой проверки были обнаружены факты совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений, за которые в соответствии с главой 28 Налогового кодекса установлена ответственность, должностное лицо, проводившее камеральную налоговую проверку, составляло акт, в котором фиксировались факты нарушения налогового законодательства (п. 44 прил. № 2 к ПКМ № 1 от 07.01.2021 г.).

Дела о налоговых правонарушениях, предусмотренных ст. 223 или ст. 224 НК, рассматривались в порядке, предусмотренном ст. 158 НК, и решение по результатам рассмотрения принимается в порядке, предусмотренном ст. 159 НК. А в остальных случаях в соответствии с ч.ч. 7–12 ст. 165 и ст. 166 НК (п. 48 прил. № 2 к ПКМ № 1 от 07.01.2021 г.).

С 1 января 2022 года финансовые санкции за правонарушения, выявленные по результатам камеральной налоговой проверки, не применяются (п. 1 УП-6307 от 07.09.2021 г.).

Показать ответ

2. Нет, допущенную ошибку уже нельзя исправить. Ошибку в чеке онлайн-ККМ, допущенную в ноябре 2022 года, можно было исправить до 10 декабря 2022 года. Если ИП не успел сделать это в установленные сроки, то:

  • ему нужно инкассировать в банк всю выручку от реализации товара, пробитую в онлайн-ККМ;
  • если он уплачивает налог с оборота или налог на прибыль, в состав совокупного дохода нужно включить всю сумму данной выручки, а именно 2 490 010 000 сум. (п. ч. ст. 297, ч. ст. 463 НК).

Материал по теме:

https://buxgalter.uz/publish/doc/text186139_kak_ispravit_oshibku_v_cheke_kkt1

Показать ответ

2.Агар корхона раҳбарининг айби исботланган бўлса, етказилган зарарни ундириш тўғрисида таъсисчилар қарори ва буйруқ чикарилади.

Моддий жавобгар шахс (ёки бошқа ходим) айбдор деб тан олинган ҳолларда ва агар баҳолаш натижасида кам чиққан ТМЗнинг бозор қиймати (ундириладиган сумма) кам чиққан ТМЗнинг ҳақиқий (баланс) қийматидан юқори бўлса, бухгалтерия ҳисобида қуйидагича акс эттирилади:

дебет 4730 "Моддий зарарни қоплаш бўйича ходимларнинг қарзи" счёти - айбдор шахс ёки моддий жавобгар шахсдан ундирилиши лозим бўлган кам чиққан ТМЗнинг бозор қийматига;

кредит 5910 "Камомадлар ва қийматликларнинг бузилишидан йўқотишлар" счёти - кам чиққан ТМЗнинг ҳақиқий (баланс) қийматига;

кредит 9320 "Бошқа активларнинг чиқиб кетишидан фойда" счёти - айбдор шахс ёки моддий жавобгар шахсдан ундирилиши лозим бўлган кам чиққан ТМЗнинг бозор қиймати ва кам чиққан ТМЗнинг ҳақиқий (баланс) қиймати ўртасидаги фарқига.

Показать ответ

Расмийлаштирилмаган (кирим қилинмаган) товарларни сақлаш, улардан фойдаланиш ва реализация қилиш солиқ базасини яшириш (камайтириб кўрсатиш) деб эътироф этилади (СК 223-моддаси 3-қисми).

Солиқ базасини яшириш (камайтириб кўрсатиш) яширилган (камайтириб кўрсатилган) солиқ базаси суммасининг 20%и миқдорида жарима солишга сабаб бўлади (СК 223-моддаси 1-қисми).

Яширилган (камайтириб кўрсатилган) солиқ базаси суммасидан ушбу Солиқ кодексига мувофиқ солиқларни ҳисоблаш амалга оширилади (СК 223-моддаси 2-қисми).

Солиқ текшируви кирим қилинмаган товарларнинг сотилганлигини аниқлаган тақдирда, ҚҚС, фойда солиғи ҳисобланади. Агар корхона ушбу товарларни ҚҚС билан реализация қилган, ҚҚС бўйича солиқ ҳисоботида кўрсатган ва солиқ суммасини бюджетга тўлаган, ҳамда бунда солиқ тўғри ҳисобланган бўлса, иккинчи маротаба ушбу товарларни реализация қилиш оборотига ҚҚС солиш нотўғри.

Показать ответ

Индивидуальные предприниматели при превышении дохода от реализации товаров (услуг) за налоговый период сто миллионов сумов переходят на уплату налога с оборота со следующего месяца. При этом налог с оборота платится с суммы, превышающей 100 млн сумов (ч.3 ст.462 НК). То есть в вашем случае индивидуальный предприниматель должен был перейти на уплату налога с оборота с августа 2020 года, но с 225 млн сумов (325 – 100) должен был уплатить налог с оборота в размере 9 млн сумов (225 х 4%).

Действия налоговой инспекции неправомерны с точки зрения процедуры. Они должны были отправить требование индивидуальному предпринимателю. ИП должен был доначислить и заплатить налог или предоставить обоснованный отказ. В случае игнорирования требования со стороны ИП или если налоговый орган считает обоснования недостаточными, налоговый орган вправе назначить налоговый аудит (ст.138 НК).

Индивидуальный предприниматель вправе обжаловать решение налогового органа в соответствии с главой 30 НК.

Показать ответ

Корхона ҳисоботларни топшириш муддатларини кечиктириши мумкин эмас. Корхона ўз айби билан ҳисоботларни кечиктириб тақдим этганида 30.12.2020 йилдаги №ПҚ-4938-сонли Қарорнинг 8-бандида назарда тутилган меъёр тадбиқ этилмайди.

30.12.2020 йилдаги №ПҚ-4938-сонли Қарорнинг 8-бандида бошқа вазият назарда тутилган. Жарима ДСҚ томонидан белгиланган ҳолатлардагина қўлланилмайди. Масалан, солиқ тўловчиларга боғлиқ бўлмаган сабабларга кўра ҳисоботлар Солиқ кодексида белгиланган муддатлардан кечиктириб тақдим этилиши мумкин. Бундай вазиятларда ДСҚ солиқ тўловчиларга жарима солмаслиги мумкин. Бу ҳақда ДСҚ солиқ тўловчиларга қуйидаги каби маълумот етказади:

«Ўзбекистон Республикаси Давлат солиқ қўмитаси ахборот хабари

Солиқ мажбуриятларини бажариш учун қулай шарт-шароитлар яратиш ва давлат хизматларини кўрсатиш сифатини ошириш мақсадида солиқ ҳисоботларини тақдим этиш муддатларини бузганлик учун молиявий санкциялардан озод қилиш тўғрисида маълум қиламиз.

Хусусан, ЖШШИР дан фойдаланишга босқичма-босқич ўтиш ва электр таъминоти тизимидаги узилишлар солиқ органларининг ахборот тизимлари фаолиятига салбий таъсир кўрсатиши натижасида тизимда юзага келган носозликлар сабабли жорий йил II чорак учун айланмадан олинадиган солиқ ҳамда июнь ойи учун жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғи ва ижтимоий солиқ бўйича солиқ ҳисоботларини 2021 йил 16 июлгача тақдим этмаган солиқ тўловчиларга нисбатан жарималар қўлланилмайди!»

Показать ответ

Камеральная налоговая проверка и налоговый аудит – это два разных вида налоговых проверок (ч.3 ст.137 НК).

Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа (ч.1 ст.138 НК).

Налоговым аудитом является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период. Налоговый аудит проводится в отношении налогоплательщика (налогового агента), относящегося к категории налогоплательщиков (налоговых агентов) с высокой степенью риска (ч.ч.1, 2 ст.140 НК).

Законодательство не содержит норм, ограничивающих проведение одновременно налогового аудита и камеральной проверки одного и того же периода. Эти виды проверок не исключают друг друга.

Существуют следующие ограничения для проведения этих видов проверок:

- камеральная налоговая проверка и налоговый аудит могут проводиться в отношении налоговых периодов, по которым не истек срок исковой давности, установленный статьей 88 НК (ч.3 ст.138 НК, ч.10 ст.140 НК). Срок исковой давности составляет 5 лет после окончания налогового периода, по результатам которого определяется налоговое обязательство (ч.2 ст.88 НК);

- камеральная налоговая проверка не проводится за налоговый (отчетный) период, если за этот период проводится налоговый мониторинг. Указанное правило не применяется при досрочном прекращении налогового мониторинга (ч.14 ст.138 НК);

- налоговые органы не вправе проводить более одного налогового аудита налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев выявления новых обстоятельств, которые не были известны налоговому органу при проведении налогового аудита. В случае выявления новых обстоятельств налоговый орган вправе назначить повторный налоговый аудит (ст.143 НК).

Однако в период проведения налогового аудита не допускается внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность проверяемого периода (ч.12 ст.140 НК). А камеральная проверка дает возможность налогоплательщику исправить налоговую отчетность самостоятельно или обосновать выявленные расхождения. Если налогоплательщик не делает ни того, ни другого, или представленные им обоснования признаны недостаточными, налоговый орган вправе назначить налоговый аудит налогоплательщика (ч.13 ст.138 НК). Таким образом, процедура проведения камеральной налоговой проверки одновременно с проведением налогового аудита за один и тот же период в одно и то же время противоречат друг другу. Следовательно, назначать одновременно камеральную проверку и налоговый аудит за один и тот же период не имеет смысла.

Показать ответ

Отсутствие на складе или в месте реализации товаров, числящихся в учете как нереализованные, а также хранение, использование и реализация неоформленных (неоприходованных) товаров признается сокрытием (занижением) налоговой базы (ч.3 ст.223 НК).

Сокрытие (занижение) налоговой базы влечет наложение штрафа в размере 20% от суммы сокрытой (заниженной) налоговой базы. С суммы сокрытой (заниженной) налоговой базы производится начисление налогов в соответствии с Налоговым кодексом (ч.ч.1, 2 ст.223 НК).

По результатам выездной налоговой проверки начисление налогов и сборов налоговыми органами не производится (ч.8 ст.139 НК). Как правило, в соответствии с внутренним регламентом налоговых органов документы выездной проверки передаются камеральному отделу. Далее на имя вашего предприятия будет выставлено требование с указанием начисленных сумм доначисленных налогов. Предприятие должно в течение 10-ти дней представить уточненную налоговую отчетность и заплатить доначисленную сумму налогов или обосновать выявленные расхождения (ч.9 ст.138 НК).

Показать ответ

9.08.1996 йилдаги ПФ №1504-сонли Фармоннинг 5-бандида бундай дейилган:

«Тижорат банклари етказиб берилган маҳсулот (бажарилган ишлар, хизматлар) учун ҳақни бевосита маҳсулот етказиб берувчиларга тўласинлар, тўловларнинг учинчи шахслар ҳисобидан ундирилишига йўл қўймасинлар, товарларни (хизматларни) электрон тижорат орқали реализация қилиш ҳолатлари бундан мустасно. Белгилаб қўйилсинки, ушбу тартибни бузиш даромадни яшириш деб баҳоланади ва айбдорларга нисбатан қонунларда кўзда тутилган жазо чоралари қўлланилади»  (Фармоннинг ушбу банди ЎзР Президентининг 14.09.2021 й. ПФ-6313-сон Фармонига мувофиқ ўз кучини йўқотган).

Бу бандга асосан маҳсулот (бажарилган ишлар, хизматлар) шартнома асосида бир юридик шахсга сотилган бўлса, унинг ҳақи ушбу шартномага алоқаси бўлмаган бошқа юридик шахс томонидан тўлаб берилиши мумкин эмас бўлган. Бу амалдаги қонунчилик меъёрларини бузиш ҳисобланган.

Кредит шартномаси бўйича кафилликнинг ПФ №1504-сонли Фармоннинг 5-бандига алоқаси йўқ. Кредит бўйича кафиллик қонунчилик томонидан кўзда тутилган ва Фуқаролик кодексининг 292-298-моддаларига асосан амалга оширилади. Бунда ушбу кредитга боғлиқ кафиллик шартномаси расмийлаштирилади. Банк, қарздор ва кафил кредит шартномасининг тарафлари ҳисобланади.

Кафиллик шартномаси бўйича кафил бошқа шахс ўз мажбуриятини тўла ёки қисман бажариши учун унинг кредитори олдида жавоб беришни ўз зиммасига олади (ФК 292-м.).

Қарздор кафиллик билан таъминланган мажбуриятни бажармаган ёки лозим даражада бажармаган тақдирда кафил ва қарздор кредитор олдида солидар жавоб берадилар, башарти қонунда ёки кафиллик шартномасида кафилнинг субсидиар жавобгар бўлиши назарда тутилган бўлмаса (ФК 293-м.). Демак, қарздор ўз қарзини белгиланган муддатда қарз берувчига тўлаб бера олмаса, кафил тўлаб бериши шарт. Бунда кафил қарз суммасини тўғридан-тўғри қарз берувчига тўлаб беради.

Кафил корхона кредит шартномаси бўйича қарздорликни банкка тўғридан-тўғри тўлаб берганида 9.08.1996 йилдаги ПФ №1504-сонли Фармоннинг 5-бандига асосан 20% жарима қўлланилиши ноқонуний.

Показать ответ

1. При реализации товаров (услуг) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выставлять покупателям этих товаров (услуг) ЭСФ (ст.47 НК). При реализации товаров ЭСФ выставляется в момент реализации.

Если документальный приход сырья был оформлен в августе 2021 года, вы не можете передать его в производство и отразить выпуск готовой продукции в июле 2021 года.

2. Данная ситуация может быть признана сокрытием (занижением) налоговой базы и повлечь финансовые санкции как для вашего предприятия, так и для поставщика сырья. Сокрытие (занижение) налоговой базы влечет наложение штрафа в размере 20% от суммы сокрытой (заниженной) налоговой базы (ст.223 НК).

Хранение, использование и реализация неоформленных (неоприходованных) товаров признается сокрытием (занижением) налоговой базы.

Выставив ЭСФ в августе 2021 года, поставщик сырья перенес выручку от реализации товаров на следующий отчетный период. Если он не сможет доказать, что это было сделано неумышленно, то также признается сокрытыем (занижением) налоговой базы.

Показать ответ

Начиная с 1 января 2022 года договоры о предоставлении (получении) в аренду или безвозмездном пользовании недвижимым имуществом юридическими лицами подлежат постановке на учет в органах государственной налоговой службы. При этом постановка на учет в электронных системах органов государственной налоговой службы договоров о предоставлении в аренду или безвозмездном пользовании недвижимым имуществом физическими и юридическими лицами осуществляется дистанционно только в электронной форме (подп. «в» п.3 ПКМ №595 от 22.09.2021 г.).

Постановление не разграничивает постановку на учет договоров аренды в зависимости от периода аренды. Даже если помещение сдается в аренду на 2-3 часа, такой договор аренды нужно регистрировать на сайте. Данное требование распространяется также на плательщиков налога с оборота.

Возможно, предприятие не только предоставляет помещение в аренду, но также оказывает какие-то дополнительные услуги в ходе собраний и конференций. В таком случае можно заключить не договор аренды, а договор на оказание услуг по обслуживанию мероприятий. Такой договор не нужно регистрировать на сайте ijara.soliq.uz.

Показать ответ

Предприятие не вправе переоценивать остатки лекарственных средств для определения новой цены реализации (п. 24 НСБУ № 4, п. 16 НСБУ № 22, прил. № 4 к ПП-2647).

С 1 января 2017 года (п. 1 ПП-2647 от 31.10.2016 г.):

- оптовая и розничная реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ввозимых по импорту, а также закупаемых у отечественных производителей, осуществляется с применением предельных торговых надбавок, определяемых независимо от числа посредников, участвующих в поставках, для оптовой реализации – в размерах не более 15% от покупной стоимости, для розничной реализации – не более 20% от оптовой цены;

- социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения по Перечню согласно приложению № 1 к № ПП-2647 реализуются по фиксированным ценам.

Покупная стоимость для импортируемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения служит базой для установления регулируемой цены на импортируемую продукцию в соответствии с Положением о порядке регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Покупная стоимость определяется по следующей формуле (п. 5 прил. № 4 к ПП-2647):

С = Кс + Т + Пр., где:

С – покупная стоимость импортированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

Кс – контрактная стоимость импортированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, определенная исходя из курса ЦБ РУз на дату заполнения грузовой таможенной декларации;

Т – таможенные платежи, рассчитанные по курсу ЦБ РУз в установленном порядке;

Пр. – прочие расходы, связанные с покупкой товара, которые формируются в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, утвержденного постановлением Кабинета Министров № 54 от 5 февраля 1999 года.

Оптовая цена лекарственных средств определяется по формуле (п. 13 прил. № 4 к ПП-2647):

Оц = С х 1,15, где:

Оц – оптовая цена;

С – покупная стоимость;

1,15 – коэффициент, учитывающий предельный размер оптовой торговой надбавки.

Иной порядок определения оптовой цены лекарственных средств и изделий медицинского назначения не предусмотрен.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика