Забыли пароль?
Регистрация
Вопрос
В связи с этим просим Вас дать правовую оценку по данному факту и помочь советом.
Наше предприятие государственное, работающее в сфере коммунальных услуг. На основании постановления Кабинета Министров от 2 апреля 1999 г. за № 154 в течении 4 лет сотрудникам предприятия выплачивалась компенсация за использование личного автотранспорта. На основании заявления бывшего сотрудника предприятия специалистами, привлеченными со стороны прокуратуры были проверены факты отраженные в заявлении и по итогам проверки было возбужденно уголовное дело за незаконную выплату компенсации работникам предприятия. В акте было указанно, что выплата компенсации произведена незаконно, что отсутствуют путевые листы, чеки на приобретение ГСМ. Так же, по словам представителей правоохранительных органов из-за убыточности предприятия, предприятие не вправе было выплачивать за личный автотранспорт.


Ответы экспертов
Ответов: 293
30.06.2016

В статье 173 Трудового кодекса указано, что при использовании работником принадлежащего ему имущества с согласия работодателя и в его интересах возмещению за счет работодателя подлежат амортизация транспортных средств и расходы на их эксплуатацию, а также амортизация инструмента, других технических средств либо иного имущества. Размеры и порядок возмещения этих расходов определяются коллективным договором, а если он не заключен, - по соглашению между работником и работодателем.

В соответствии с пунктом 2 Порядка выплаты компенсации за использование личных автомобилей работников для служебных поездок (кроме командировок)[1](далее - Порядок) компенсация выплачивается работникам предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, производственная деятельность которых связана с необходимостью систематических служебных поездок, и использующим для этих поездок (кроме командировок) легковые автомобили, находящиеся в их личной собственности.

Пунктом 5 Порядка определено, что основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя предприятия, учреждения и организации. При этом руководитель вправе повышать предельный размер компенсации не более чем на 10 процентов в зависимости от условий эксплуатации.

Абзац третий данного пункта Порядка гласит, что для получения компенсации работники должны представить в бухгалтерию предприятия, учреждения, организации только копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке.

Пункт 6 Порядка, устанавливает, что компенсация выплачивается раз в месяц, независимо от количества календарных дней, одновременно с выплатой заработной платы за вторую половину месяца.

Также, в абзаце втором данного пункта перечисляются следующие случаи, когда компенсация не выплачивается:

  1. время нахождения работника в отпуске, командировке;
  2. невыход на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не эксплуатируется.

Иных оснований, для отказа в выплате компенсации не предусматривается.

Таким образом, исходя из содержания данной нормы, сам факт присутствия работника на рабочем месте или выхода его на работу (подтверждаемый на основании табелей учёта), является основанием для выплаты компенсации.

Выдача путевых листов при использовании легкового автомобиля, находящегося в личной собственности работника ни данным порядком, ни каким-либо иным документом не предусмотрена.

Точно так же законодательство не содержит каких-либо норм, запрещающих выплату таких компенсаций в зависимости от финансового состояния юридического лица.  

К вышесказанному следует добавить, что постановление правительства «Об упорядочении использования служебного легкового автотранспорта в организациях, финансируемых из бюджета» от 02.04.1999 г. N 154, которым и был утверждён Порядок, было принято: «в целях оптимизации парка и повышения эффективности использования служебного легкового автотранспорта, снижения расходов на содержание и эксплуатацию, а также усиления контроля за его использованием в организациях, финансируемых из бюджета…»

В частности, на его основании предписывалось сокращение на 55 процентов количества служебного легкового автотранспорта по министерствам, ведомствам и организациям, финансируемым из государственного бюджета.

При этом, из контекста данного документа, усматривалось, что сокращение количества служебного легкового автотранспорта, должно компенсироваться за счёт использования личных автомобилей работников для служебных поездок.

В рассматриваемом случае, рекомендуется выстраивать линию защиты в рамках возбуждённого уголовного дела, основываясь на вышеуказанные нормы законодательства.

 


[1] Приложение N 3 к Постановлению правительства от 02.04.1999 г. N 154.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.

Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика