Ответов: 112
Ответы эксперта. Юридический помощник
Показать ответ

В соответствии с частью первой статьи 40 Хозяйственного процессуального кодекса истец вправе до принятия решения по хозяйственному спору изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо полностью или частично отказаться от иска. Это означает, что в ходе рассмотрения дела в хозяйственном суде вы вправе в письменной форме подать заявление об уменьшении размера исковых требований. Что касается пени, то ее размер будет определяться по правилам статей 260 и 325 Гражданского кодекса (ГК). Вместе с тем следует учесть, что суд вправе уменьшить неустойку. При этом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение сторон, участвующих в обязательстве, а также интересы кредитора (статья 326 ГК). Также необходимо обратить внимание на то, что минимальный размер неустойки не может быть менее размера процентов, предусмотренных статьей 327 ГК, то есть размера ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан (абзац второй пункта 4 Постановления Пленума ВХС "О некоторых вопросах применения актов гражданского законодательства об имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств" от 15.06.2007 г. N 163).

Показать ответ
Прежде всего у вас, согласно статье 176 Хозяйственного процессуального кодекса (далее – ХПК), есть право подачи кассационной жалобы в течение 1 месяца после дня вынесения постановления апелляционной инстанции. В описанной вами ситуации представляется, что первым шагом является подача одновременно с кассационной жалобой и ходатайства о приостановлении исполнения постановления апелляционной инстанции. В соответствии со статьей 182 ХПК суд кассационной инстанции вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, приостановить исполнение постановления, принятого в суде апелляционной инстанции, до окончания производства по делу в кассационной инстанции при условии, если заявитель обосновал, что непринятие такой меры может затруднить или сделать невозможным поворот исполнения решения, постановления.Если вам не удалось добиться приостановления исполнения решения до рассмотрения кассационной жалобы и пересмотра кассационной жалобы, а постановление апелляционной инстанции оставлено в силе, то вторым шагом, по нашему мнению, должны стать переговоры с банком с целью достижения соглашения об исполнении кредитных обязательств за должника, поскольку, согласно части первой статьи 25 Закона «О залоге», третье лицо, предоставившее залог в обеспечение обязательства должника (вещный поручитель), в случае неисполнения должником обязательства перед кредитором вправе исполнить это обязательство с целью избежания обращения взыскания на предмет залога. В заключение следует отметить, что в случае обращения взыскания на предмет залога путем его реализации вещный поручитель, то есть залогодатель, может требовать от должника возмещения его стоимости и понесенных убытков.
Показать ответ

Признание должника банкротом должно производиться в судебном порядке. Так в соответствии со статьями 4 и 5 Закона «О банкротстве» (от 5.05.1994 г. N 1054-XII, в редакции Закона от 24.04.2003 г. N 474-II) признаком банкротства является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанности по обязательным платежам, если соответствующие обязательства и(или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев со дня их наступления. Дело о банкротстве может быть возбуждено хозяйственным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500-кратного размера минимальной заработной платы. Также срок неисполнения обязательств должником должен составлять не менее 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Показать ответ

Заявление будет рассматривать суд апелляционной инстанции. Т.к. в соответствии со статьей 217 Хозяйственного процессуального кодекса хозяйственный суд, постановивший решение, вправе по заявлению судебного исполнителя, взыскателя или должника отсрочить или рассрочить исполнение решения, а также изменить способ и порядок его исполнения. В Вашем случае последнее решение по делу принимала апелляционная инстанция. которая уменьшила сумму до 500 000 000 сумов и на основании постановления апелляционной инстанции был выдан исполнительный лист.

Показать ответ

Согласно статье 43 Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» (от 29.08.2001 г. N 258-II), утраченное исполнительное производство может быть восстановлено судом по заявлению лиц, участвовавших в деле, сторон исполнительного производства, судебного исполнителя, прокурора, а также по инициативе суда или иного органа, выдавшего исполнительный документ. При этом утраченное исполнительное производство восстанавливается полностью либо в части, восстановить которую необходимо по мнению суда. При недостаточности собранных материалов для точного восстановления утраченного исполнительного производства суд определением прекращает разбирательство заявления о восстановлении исполнительного производства. В этом случае заявитель вправе предъявить иск в общем порядке. Также необходимо отметить, что на каждое исполнительное производство заводится папка с проставлением индекса судебного исполнителя и номера, под которым исполнительный документ был зарегистрирован в книгах учета входящей и исходящей корреспонденции, а также в Книге учета исполнительных документов. В этой папке должны находиться копии всех документов, в том числе переписок (исходящих и входящих) по исполнению исполнительного документа (пункт 168 Положения о порядке ведения исполнительного производства и организации деятельности судебных исполнителей).

Показать ответ

Хозяйственный суд при рассмотрении дел о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов руководствуется главой 24 Хозяйственного процессуального кодекса (далее – ХПК) и Постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам» (далее – Постановление Пленума ВХС).
Пересмотр судебного акта возможен при наличии оснований, предусмотренных статьей 204 ХПК:
1) существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) установленных вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложных показаний свидетеля, заведомо ложного заключения эксперта, заведомо неправильного перевода, подложности документов либо вещественных доказательств, повлекших за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта;
3) установленных вступившим в законную силу приговором суда преступных деяний лиц, участвующих в деле, либо их представителей или судей, совершенных при рассмотрении данного дела;
4) отмены судебного акта хозяйственного суда либо решения, приговора суда или постановления другого органа, послужившего основанием к принятию данного решения.

Порядок рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта:

- заявление рассматривает хозсуд, принявший пересматриваемый акт;
- заявление о пересмотре должно быть подано лицами, участвовавшими в деле, а хозсуды по своей инициативе не могут пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими судебные акты;
- заявление должно быть подано не позднее 1 месяца со дня открытия обстоятельств, служащих основанием для пересмотра судебного акта;
- заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта хозсуд рассматривает в месячный срок со дня его поступления;
- хозсуд по результатам рассмотрения заявления выносит определение об удовлетворении заявления и отмене судебного акта либо об отказе в таковом;

- определение об удовлетворении заявления обжалованию не подлежит и немедленно вступает в законную силу. Определение об отказе может быть обжаловано на общих основаниях в апелляционную или кассационную инстанцию.

Показать ответ

Прежде всего следует отметить, что перечень оснований для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов, предусмотреный статьей 204 Хозяйственного процессуального кодекса (далее - ХПК), является исчерпывающим. Одним из таких оснований является отмена судебного акта по другому делу, послужившего основанием к принятию данного акта (пункт 4 части второй статьи 204 ХПК).

Таким образом, определение, о котором вы говорите, может быть пересмотрено только в том случае, если отмененный акт действительно был положен в основу пересматриваемого судебного акта хозяйственного суда (пункт 7 Постановления Пленума ВХС «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам» (далее – Постановление Пленума ВХС).

В приведенном случае речь идет не об обжаловании судебного акта, а о его пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам. Данная разница очень важна, покольку в соответствии с абзацем вторым пункта 14 Постановления Пленума ВХС определение об удовлетворении заявления по вновь открывшимся обстоятельствам обжалованию не подлежит. Это означает невозможность обращения лицам, участвующими в деле, с жалобой (протестом) в апелляционном, кассационном порядке или в порядке надзора на предмет отмены вынесенного определения об удовлетворении заявления по вновь открывшимся обстоятельствам. В то же время ни статья 208 ХПК, ни Постановление Пленума ВХС не предусматривают запрета при наличии оснований, предусмотренных статьей 204 ХПК, на пересмотр ранее вынесенного по вновь открывшимся обстоятельствам определения.

Показать ответ

В соответствии со статьей 221 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее – ХПК РУз) иностранные организации имеют право обращаться в хозяйственные суды Республики Узбекистан для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. 

Вы вправе обратиться в хозяйственный суд по месту государственной регистрации узбекской компании с иском (заявлением о выдаче судебного приказа) о взыскании долга в валюте договора (контракта) – долларах США, евро и др.

Если у вас имеется акт сверки взаиморасчетов, то рекомендуем подать заявление о выдаче судебного приказа с соблюдением требований статей 102–106 ХПК РУз. Копию заявления необходимо вручить под роспись руководителю организации-должника и заверить ее печатью этой организации. Если она направляется посредством средств связи, судья отказывает в принятии заявления.

Взыскание по судебному приказу производится по истечении 10 дней после выдачи приказа в порядке, установленном для исполнения судебных актов.

Если не удалось вручить под роспись копию заявления о выдаче судебного приказа, вы вправе обратиться в хозяйственный суд с исковым заявлением с соблюдением требований статей 112–114 ХПК РУз.

Следует обратить внимание на то, что государственная пошлина при обращении с иском о взыскании суммы долга в иностранной валюте уплачивается в долларах США по ставкам, установленным Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О ставках государственной пошлины», на специальный валютный счет Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан.

Также вы вправе включить в иск требование о взыскании неустойки, убытков, а также уплаченных вами государственной пошлины (в иностранной валюте) и почтовых расходов (в сумах).

Показать ответ

В соответствии с частью второй статьи 24 Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» (далее - Закон) меры ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение хозяйственных договоров, предусмотренные статьями 25–32 этого Закона, применяются, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Это положение означает, что если ответственность за нарушение договорных обязательств предусмотрена в хозяйственном договоре, то применяется ответственность по договору. 

Пункт 3 Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда «О некоторых вопросах применения актов гражданского законодательства об имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств» гласит, что если за одно и то же нарушение обязательства в договоре предусмотрена уплата неустойки одновременно в виде штрафа и пени, судам следует учитывать, что истец вправе требовать применения только одной формы неустойки, если законодательством не предусмотрено иное.

Таким образом, в вашем случае суд вправе взыскать только пеню за просрочку исполнения обязательства по оплате. В то же время необходимо учесть, что, если будет доказано, что должник уклонялся от оплаты товаров (услуг, работ), суд независимо от применения или неприменения к нему пени вправе взыскать штраф в размере 15% от неоплаченной суммы.

Уклонением от оплаты признаются неоплата при наличии возможности произвести оплату, безосновательное непризнание долга, отказ от составления акта сверки кредиторско-дебиторской задолженности, фиктивная неплатежеспособность и т.д. Если у должника нет финансовой возможности оплатить товары (услуги, работы), но он, признавая долг, предпринимает действия по его оплате, то эти действия не должны оцениваться как уклонение от оплаты.

Показать ответ

Определяя размер неустойки (пени, штрафа), суд выясняет степень нарушения договорных обязательств, в представленных сторонами расчетах обращает внимание на то, в каком размере и за какой период времени начислены штрафные санкции, каким законом или пунктом договора стороны обосновывают их применение, в необходимых случаях производит перерасчет неустойки, по требованию сторон привлекает специалистов для уточнения расчетов, назначает экспертизу.

Уменьшение размера пени осуществляется по правилам статьи 326 ГК. Согласно этой статье суд, учитывая степень выполнения обязательств должником, имущественное положение сторон, участвующих в обязательстве, а также интересы кредитора, вправе уменьшить размер неустойки. В исключительных случаях суд также вправе с учетом интересов должника уменьшить подлежащую уплате кредитору пеню.

Учитывая вышеизложенное, суд вправе уменьшить размер неустойки по правилам статьи 326 ГК, а окончательный размер подлежащей уплате пени определяется в каждом конкретном случае по результатам рассмотрения искового заявления.

Показать ответ

 В соответствии с частью первой статьи 158 Хозяйственного процессуального кодекса апелляционная жалоба подается в течение месяца после принятия хозяйственным судом решения. Исчисление этого срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения. То есть в вашем случае установленный для апелляционного обжалования срок истек 14 июня.

Однако хозяйственный суд может восстановить срок подачи апелляции. Для этого надо обратиться в суд с ходатайством, в котором обосновать причину пропуска срока. Уважительными причинами могут быть признаны, в частности, получение решения суда по истечении 2-недельного срока, отсутствие денежных средств на расчетном счете предприятия в период действия срока обжалования.

Ходатайство о восстановлении срока может быть изложено в апелляционной жалобе или в отдельном заявлении (в этом случае оно подается одновременно с жалобой). Оно рассматривается судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.

По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит определение, в котором может указать на принятие жалобы к производству.

Также рекомендуем вам, чтобы приостановить исполнение оспариваемого решения, одновременно с подачей апелляционной жалобы и ходатайства о восстановлении срока обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения решения до окончания рассмотрения дела в апелляционной инстанции. Решение суда об отсрочке исполнения также указывается в определении суда, принятом по итогам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока.

Показать ответ

 Для взыскания с ответчика судебных расходов (в данном случае госпошлины и почтовых расходов) необходимо обратиться в хозяйственный суд, принявший решение, с заявлением о принятии дополнительного решения. Неразрешение вопроса о судебных расходах служит, согласно пункту 3 части первой статьи 149 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК), основанием для принятия судом дополнительного решения.

При этом вопрос о принятии дополнительного решения может быть поставлен до вступления решения суда в законную силу, то есть до истечения месячного срока со дня его принятия. Если на решение суда подана апелляционная жалоба или принесен протест и одновременно поставлен вопрос о принятии дополнительного решения, суд сначала решает вопрос о принятии дополнительного решения, а затем направляет дело для рассмотрения в апелляционную инстанцию.

 В этой связи, если вы обращаетесь в суд по вопросу принятия дополнительного решения с соблюдением требований статьи 149 ХПК, повторное обращение в суд с исковым заявлением о взыскании судебных расходов не требуется.  

Показать ответ

Да, такая возможность предусматривается главой 7 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК). Так, хозяйственный суд по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять меры по обеспечению иска. Одной из них является наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику (пункт 1 части первой статьи 77 ХПК).

Обеспечение иска допускается на любой стадии хозяйственного судопроизводства, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта. Следует отметить, что заявление об обеспечении иска можно подавать в хозяйственный суд вместе с исковым заявлением. При этом, согласно пункту 11 части первой статьи 122 ХПК, судья не позднее 10 дней со дня поступления искового заявления при подготовке дела к судебному разбирательству принимает меры по обеспечению иска.

Заявление об обеспечении иска рассматривается хозсудом, разрешающим спор, не позднее следующего дня после его поступления (статья 76 ХПК). По результатам его рассмотрения выносится определение.

Определение об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений хозяйственного суда. Получив определение суда об обеспечении иска, вам следует обратиться в отдел судебных исполнителей Департамента по исполнению судебных решений по месту регистрации должника.

Показать ответ

Рекомендуем вам обратиться в хозсуд, принявший это решение, с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу решения (далее – заявление) по вновь открывшимся обстоятельствам. Это право у вас возникает в силу пункта 1 части второй статьи 204 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК). Признание недействительным дополнительного соглашения к договору поставки в приведенной вами ситуации является существенным для дела обстоятельством, которое не было и не могло быть известно заявителю.

При подготовке и подаче заявления следует учесть ряд требований. Оно может быть подано в хозсуд только лицами, участвующими в деле, указанными в статье 34 ХПК. Заявление подается в хозяйственный суд не позднее одного месяца со дня открытия обстоятельств, служащих основанием для пересмотра решения. Днем их открытия следует считать день вступления в законную силу решения суда, противоположного по своему содержанию тому, на котором было основано решение; или день, в который заявителю стало или могло стать известно о вступлении в силу решения суда.

В соответствии со статьей 207 ХПК хозсуд рассматривает заявление в месячный срок со дня его поступления. Рассмотрев заявление, он удовлетворяет его и отменяет решение либо отказывает в удовлетворении, о чем выносится определение (статья 208 ХПК). Определение об удовлетворении заявления обжалованию не подлежит и немедленно вступает в законную силу. Определение об отказе в нем может быть обжаловано на общих основаниях в апелляционную или кассационную инстанцию.

Показать ответ

Ч. 26 ст. 337 Налогового кодекса предусматривает право хозяйственного суда предоставить отсрочку по уплате государственной пошлины при отсутствии денежных средств, подтвержденном обслуживающим банком. Согласно ч. 4 ст. 91 Хозяйственного процессуального кодекса в исключительных случаях хозяйственный суд вправе по заявлению истца исходя из его имущественного положения отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины. В заявлении (ходатайстве) надо указать основания для отсрочки уплаты и приложить к нему справку обслуживающего банка, при наличии вторичные и иные документы, подтверждающие, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить госпошлину в установленном порядке при подаче иска. Как правило, такое ходатайство подается вместе с исковым заявлением или излагается в нем. 

 Согласно ч. 1 ст. 485 Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» обращение взыскания на дебиторскую задолженность должника производится путем бесспорного списания со счетов его дебитора денежных средств, причитающихся должнику по фактически поставленным товарам, выполненным работам или оказанным услугам, в том числе по договору имущественного найма и иным договорам, а также по исполнительному документу, в котором должник выступает в качестве взыскателя.

Таким образом, можно погасить взыскиваемую по решению суда задолженность, обратив взыскание на дебиторскую задолженность, имеющуюся у вашего предприятия.

Показать ответ

В вашей ситуации минимально затратным как по времени, так и по судебным расходам будет обращение в хозсуд по месту нахождения ответчика с заявлением о выдаче судебного приказа. При его подготовке и подаче следует руководствоваться требованиями главы 14 Хозяйственного процессуального кодекса (далее – ХПК).

Судебный приказ представляет собой акт судьи, вынесенный по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об обращении взыскания на имущество должника, либо об истребовании имущества от долж­ника по бесспорным требованиям. Его преимуществами являются:
1) рассмотрение заявления осуществляется без судебного разбирательства, вызова должника и взыскателя и заслушивания их объяснений;
2) госпошлина на рассмотрение заявления составляет 50% ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы при обращении в суд с иском в общем порядке (2% от суммы иска). А за выдачу судебного приказа ее размер не превысит 1%;
3) судебный приказ имеет силу исполнительного документа.

Очень важно обратить внимание на следующий вопрос. Согласно статье 105 ХПК кредитор при подаче заявления о выдаче судебного приказа обязан нарочно вручить должнику его копию. Доказательством ее вручения является заверенная печатью подпись руководителя должника на втором экземпляре копии, остающемся у кредитора. Взыскание по судебномуприказу производится по истечении 10 дней после выдачи приказа в порядке, установленном для исполнения судебных актов.

Показать ответ

В соответствии со статьей 44 Хозяйственного процессуального кодекса (далее – ХПК) в случаях, предусмотренных законодательными актами, государственные и иные органы могут предъявить иск в защиту прав и охраняемых законом интересов государства и общества. Указанные органы, предъявившие иск, пользуются всеми правами и несут обязанности истца, за исключением права заключения мирового соглашения. Отказ указанных органов от предъявленного ими иска не лишает истца права требовать разрешения спора по существу.

Торгово-промышленная палата (ТПП) и ее территориальные управления, обладающие статусом юридического лица, относятся к числу органов, имеющих право предъявления в хозяйственный суд исков в интересах членов ТПП – субъектов предпринимательства на основании части первой статьи 13 Закона «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан».

Вместе с тем в приведенной вами ситуации усматриваются следующие нарушения порядка подачи кассационной жалобы:
во-первых, с иском в интересах ООО в хозяйственный суд обратилось самостоятельное юридическое лицо – территориальное управление ТПП по городу Ташкенту, а не ТПП Республики Узбекистан, которая также является юридическим лицом;
во-вторых, Закон «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» и ХПК не наделяют ТПП правом обжаловать судебные решения в случаях, если она непосредственно не обращалась с иском по данному делу;
в-третьих, ТПП и ее территориальные управления не обладают правом обжалования судебного решения в интересах ответчика, поскольку статья 44 ХПК наделяет Палату правами истца, а не ответчика.

Таким образом, Закон «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» и ХПК не наделяют ТПП Республики Узбекистан и ее территориальные управления правом обращения с кассационной жалобой на решения хозяйственного суда в интересах ответчика.

Показать ответ

В соответствии со статьей 6 Закона «Об автомобильном транспорте» (от 29.08.1998 г. N 674-I) к грузовым автотранспортным средствам относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.
В соответствии с частью второй статьи 565 Гражданского кодекса (далее – ГК) договор аренды автомототранспортных средств, подлежащих в установленном законодательством порядке государственной регистрации, должен быть нотариально удостоверен.
Однако договор аренды указанного автотранспортного средства не был удостоверен нотариально, что является нарушением требований статьи 565 ГК. В связи с чем он был признан недействительным ввиду несоблюдения требуемой законом формы сделки (статьи 112 и 115 ГК). Такая сделка считается ничтожной.
Хозяйственный суд при вынесении решения по вашему делу не мог взыскать задолженность, потому что сделка (договор аренды) была признана недействительной. А недействительность сделки не влечет юридических последствий, что прямо предусмотрено статьей 114 ГК.
Вместе с тем если факт оказания вами услуг по договору аренды подтверждается, в частности, актами оказанных услуг и счетами-фактурами, то вы вправе на основании статьи 14 ГК обратиться в хозяйственный суд с иском о возмещении убытков в связи с тем, что арендатору фактически были оказаны услуги по договору аренды, и заявить требования о взыскании суммы задолженности и упущенной выгоды (пункт 7 части первой статьи 24 Хозяйственного процессуального кодекса).

 

Показать ответ

Давайте по порядку. В качестве вновь открывшихся обстоятельств, которые продавец указал в вашей ситуации, были неподписание со стороны продавца графика поставки к договору поставки, невозможность технологически обеспечить поставку продукции в установленный договором срок. Это было изложено в мотивировочной части постановления апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 204 Хозяйственного процессуального кодекса основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
На основании пунктов 4 и 5 Постановления Пленума ВХС «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам» под вновь открывшимися обстоятельствами следует понимать открытие обстоятельств, которые хотя объективно и существовали, но не могли быть учтены судом при рассмотрении дела, так как не были и не могли быть известны заявителю и хозяйственному суду и о них стало известно лишь после принятия судебного акта. В качестве вновь открывшихся обстоятельств могут служить новые доказательства, устанавливающие юридические факты, которые не были предметом исследования при разбирательстве дела судом, о наличии которых не было и не могло быть известно заявителю. Однако вы указываете, что ранее вопрос о графике и сумме поставки уже был предметом рассмотрения хозяйственными судами различных инстанций по первому делу. Это означает, что факт неподписания графика поставки был известен заявителю и иным участникам хозяйственного процесса, а также хозяйственному суду.
Вышеперечисленные обстоятельства доказывают, что приведенные основания не могут быть признаны в качестве вновь открывшихся обстоятельств, поскольку они ранее заявлялись продавцом и были предметом рассмотрения хозяйственными судами различных инстанций по другому делу, и поэтому постановление апелляционной инстанции не может служить основанием для пересмотра постановления кассационной инстанции ВХС.

 

Показать ответ

Прежде всего следует сказать, что строительство за счет централизованных капитальных вложений означает строительство финансируется из централизованных источников.[1]

       Централизованными источниками финансирования  являются:  

1)       бюджетные ассигнования. Бюджетные ассигнования – это  денежные средства, предусматриваемые бюджетным организациям и получателям бюджетных средств из Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов[2] ;

2)       средства государственных целевых фондов, консолидируемых в составе государственного бюджета[3] (кроме внебюджетного Пенсионного фонда);

3)       другие источники, определяемые Правительством РУз. Данные источники устанавливаются  непосредственно в решениях Правительства, предусматривающих выделение средств.

 

Порядок организации, финансирования и кредитования строительства объектов за счет централизованных источников регулируется следующими основными нормативно-правовыми актами:

- Постановлением КМ РУз "Об обязательном страховании строительных рисков при возведении объектов за счет государственных средств и кредитов под правительственную гарантию" от 20.12.1999 г. N 532;

-  Положением о конкурсных торгах в капитальном строительстве на территории Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 3 июля 2003 г. N 302

- Положением о порядке организации, финансирования и кредитования строительства, осуществляемого за счет централизованных источников (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 12.09.2003г. N395);

- Положением о порядке кредитования коммерческими банками подрядных организаций при осуществлении строительства объектов "под ключ" за счет централизованных источников финансирования, зарегистрированным МЮ 19.05.2004 г. N1358;

- Положением о порядке формирования адресных списков и финансирования капитального ремонта зданий и сооружений, осуществляемого за счет средств государственного бюджета, зарегистрированным Министерством юстиции РУз  03.10.2001 г. N1073;

- Инструкцией о порядке мобилизации внутренних резервов заказчиков для финансирования объектов, строящихся за счет централизованных источников, зарегистрированной Министерством юстиции РУз  09.03.2001 г. N1013.

 

          В соответствии с пунктом 7  Постановления Президента Республики Узбекистан от 3 марта 2014 года № ПП-2137 «О мерах по дальнейшему развитию строительных организаций и укреплению их материально-технической базы» с 1 июля 2014 года  обязательным условием  участия в тендерных торгах по выполнению строительно-монтажных работ на объектах, финансируемых за счет государственных капитальных вложений  (централизованных источников) на территории Республики Узбекистан,  является включение подрядчика в Реестр строительно-подрядных организаций, который ведется совместно  Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике  и Государственным комитетом  Республики Узбекистан по архитектуре и строительству[4].

       В случае, если  финансирование объекта строительства осуществляется за счет  собственных и привлеченных средств заказчиков и других источников, не относящихся к централизованным, то  для участия в строительстве в качестве подрядчика, последнему не обязательно быть включенным Реестр строительно-подрядных организаций.

 


 

[1]  Пункт 2 Положения о порядке организации, финансирования и кредитования строительства, осуществляемого за счет централизованных источников (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 12.09.2003г. N395) и пункт 2 Положения о конкурсных торгах в капитальном строительстве на территории Республики Узбекистан, утвержденнго м постановлением Кабинета Министров от 3 июля 2003 г. N 302  

[2] Статья 3 Бюджетного кодекса РУз , вступивший в силу 01.01.2014 года 

[3] К таким государственным целевым фондам относятся: Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан; Фонд средств от приватизации государственного имущества; Государственный фонд содействия занятости Республики Узбекистан;  внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан; Фонд мелиоративного улучшения орошаемых земель при Министерстве финансов Республики Узбекистан; Фонд развития материально-технической базы высших учебных заведений при Министерстве финансов Республики Узбекистан (Глава 14 Бюджетного кодекса РУз.

[4] Пункт 1 Постановления Президента Республики Узбекистан от 3 марта 2014 года № ПП-2137 «О мерах по дальнейшему развитию строительных организаций и укреплению их материально-технической базы»

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика