Ответов: 386
Ответы эксперта. Юридический помощник
Показать ответ

Гарантии на получение пособия по временной нетрудоспособности (далее – пособие) закреплены законодательством:

- пособие выплачивается при болезни, трудовом или ином увечье, в т.ч. при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, карантине, санаторно-курортном лечении и протезировании (статья 285 Трудового кодекса);

- при заболевании, утрате трудоспособности граждане имеют право на медико-социальную помощь, включающую также меры социального характера, в т.ч. выплату пособия по временной нетрудоспособности (статья 16 Закона РУз «Об охране здоровья граждан» от 29.08.1996 г. №265-I).

Пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок (зарегистрирована МЮ 19.01.2000 г. №873) определено, что листок нетрудоспособности является документом:

а) освобождающим от работы;

б) дающим право на выплату пособия в связи с временной нетрудоспособностью лицам, на которых распространяется социальное страхование.

Это означает, что работник, предоставив листок временной нетрудоспособности, имеет право на получение пособия независимо от продолжительности болезни и стажа работы, и администрация предприятия не вправе ему в этом отказать.

Расчет и выплата пособия производится в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию (зарегистрировано МЮ 8.05.2002 г. №1136).

Пособие работнику по общему правилу выдается, если право на его получение наступило в период трудовых отношений с работодателем (включая время испытательного срока и день увольнения) (пункт 3 Положения №1136).

Пособие не выплачивается в случае, если дни болезни совпали со следующими периодами (пункт 22 Положения №1136):

- отпуск без сохранения заработной платы;

- отпуск по уходу за ребенком;

- временная приостановка работы;

- отстранение работника от работы (должности) с приостановкой выплаты заработной платы;

- военный учебный или поверочный сбор;

- дополнительный отпуск, предоставленный в период обучения в учебных заведениях без отрыва от производства.

В таких случаях пособие выдается со дня, когда работник должен выйти на работу (или восстановиться в должности).

Выплата пособия производится в процентном отношении к заработной плате в зависимости от общего стажа работы, а не от стажа работы на данном предприятии:

- при общем трудовом стаже 8 лет и более, а также круглым сиротам до 21 года - в размере 80 процентов заработной платы;

- при общим трудовом стаже до 8 лет - в размере 60 процентов заработной платы (пункт 28 Положения №1136).

Исключение составляют такие категории работников, как участники Второй мировой войны, воины-интернационалисты и приравненные к ним лица, работники с тремя или более детьми до 16 лет, учащиеся до 18 лет, участники ликвидации последствий и переселенные из зоны аварии на Чернобыльской АЭС, а также работники, ставшие временно нетрудоспособными вследствие трудового увечья или профзаболевания, - им пособие выплачивается независимо от стажа работы в размере 100 процентов заработка (пункт 26 Положения №1136).

Работникам, состоящим на учете по болезням, имеющим социальное значение (например, туберкулез, онкологические заболевания), также установлена отдельная шкала для определения размера пособия (при стаже 8 лет и более - 100 процентов заработной платы, при стаже от 5 до 8 лет - 80 процентов заработной платы, при стаже до 5 лет - 60 процентов заработной платы) (пункт 27 Положения №1136).

Общий трудовой стаж рассчитывается на основании сведений трудовой книжки или другого, выданного взамен документа (пункт 31 Положения №1136).

Необходимо также отметить, что во всех случаях пособие не может быть менее минимальной заработной платы (пункт 30 Положения №1136).

Показать ответ

Вы можете приобретать у индивидуального предпринимателя алюминиевые и пластиковые окна и двери по перечислению без ограничения суммы приобретения при наличии у него регистрационного свидетельства (патента) на изготовление данных изделий.

Согласно пункту 18 Перечня видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (приложение №1 к ПКМ от 7.01.2011 г. №6) индивидуальный предприниматель имеет право заниматься изготовлением дверей, окон и других изделий из алюминиевого (пластикового) профиля.

Если же в патенте индивидуального предпринимателя указан какой-либо другой вид деятельности по Перечню (например, розничная торговля), то реализовать товар по перечислению он уже не имеет право, т.к. в данном случае это будет квалифицироваться как оптовая торговля. А оптовой торговлей могут заниматься только юридические лица и только при наличии соответствующей лицензии (пункт 3 Положения о порядке  осуществления  оптовой и розничной торговой деятельности, приложение к ПКМ от 26.11.2002 г. №407). Индивидуальным предпринимателем же является физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (статья 18 НК).

Однако, и в том и в другом случае вы можете приобрести у индивидуального предпринимателя любые материалы (в т.ч. строительные) в любом количестве по корпоративной банковской карте, при условии, что данные материальные затраты будут соответствовать Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (утверждено ПКМ от 5.02.1999 г. №54). 

Положением о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами (зарегистрировано МЮ 18.04.2005 г. №1470) определено, что юридические лица могут использовать корпоративную банковскую карту при расчетах за товары и услуги на предприятиях торговли и сервиса, к которым относятся также и индивидуальные предприниматели (подпункт «в» пункта 1 Положения №1470).

Показать ответ

В данной ситуации использованную одноразовую пластиковую посуду можно расценивать как возвратные отходы (или вторичное сырье).

Законом РУз «Об отходах» (от 5.04.2002 г. №362-II) дано следующее определение:

«Отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства».

Вторичным сырьем являются материалы и изделия, которые после первоначального полного использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье.

Статьей 4 Закона №362-II предусмотрено, что собственник отходов может передать право собственности на эти отходы другому лицу на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной не запрещенной законом сделки об отчуждении отходов.

В соответствии с группировкой расходов, приведенной в главе 21 Налогового кодекса (НК), стоимость использованной одноразовой посуды можно отнести к материальным расходам (статья 142 НК). При этом сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов, т.е. остатков материальных ресурсов, которые:

- образовались в процессе производства товаров (работ, услуг);

- частично утратили потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства);

- могут использоваться с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не использоваться по прямому назначению.

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

- по цене возможного использования, если эти отходы могут быть использованы на вашем же предприятии;

- по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону (как в вашем случае).

Согласно НСБУ №21 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов» оприходование возвратных отходов производится по дебету счета 1090 «Прочие материалы» в корреспонденции со счетами учета основного или вспомогательного производства.

Рассматривая понятие «оптовая торговля», следует отметить, что при ее осуществлении предусматривается реализация закупаемых товаров (Положение о  порядке  осуществления  оптовой и розничной торговой деятельности, приложение к Постановлению КМ РУз от 26.11.2002 г. № 407), т.е. закупается товар с целью его дальнейшей перепродажи и приходуется по дебету счетов 2900 «Счета учета товаров».

Таким образом, можно сделать вывод: использованная одноразовая посуда не является для вашего предприятия товаром; она не закупалась с целью перепродажи, а является возвратным отходом в процессе производства.

Следовательно, реализация вашим предприятием использованной одноразовой посуды предприятию-переработчику, использующему эту посуду в качестве сырья для производства, не будет рассматриваться как оптовая торговля, т.к. данная операция не отвечает критериям определения оптовой торговли.

Показать ответ

Торговая деятельность – это деятельность по продаже товаров, приобретенных с целью их перепродажи (статья 22 НК).

Оптовой торговлей признается реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования их в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд (Положение о лицензировании деятельности по осуществлению оптовой торговли, приложение к ПКМ от 5.11.2005 г. №242).

Исходя из этих определений, существенным условием сделки по оптовой продаже товара является приобретение этого товара с целью дальнейшей перепродажи, т.е. заключение с покупателем (заказчиком) договора купли-продажи (поставки) с обязательством передать ему товар (генератор) в обусловленный срок. Заключение таких договоров регулируется статьями 437-456 ГК.

В вашем же случае заключаемый с заказчиком договор является договором строительного подряда (статьи 666-685 ГК), который может заключаться как на строительство или реконструкцию объекта, так и на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

Обязанность по обеспечению строительства материалами, включая детали и конструкции, а также оборудованием несет подрядчик, если договором не предусмотрено, что материальное обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик (статья 672 ГК).

В соответствии с пунктом 31 Положения о порядке организации, финансирования и кредитования строительства, осуществляемого за счет централизованных источников (приложение №2 к ПКМ от 12.09.2003 г. №395) весь комплекс выполняемых вами работ можно рассматривать как выполнение строительных работ методом «под ключ», при котором подрядная строительная организация берет на себя обязательство выполнить весь объем работ, предусмотренных проектной документацией, включая установку, монтаж, специальные и пусконаладочные работы, а также комплектацию объекта оборудованием.

Таким образом, при заключении вами договоров подряда необходимо определить предметом договора выполнение работ по установке, монтажу и пуско-наладке резервных источников энергоснабжения с расшифровкой по видам работ и указанием оборудования (генераторов), входящего в комплекс выполняемых работ. В таком случае осуществляемая вами деятельности не будет иметь отношение к оптовой торговле и к торговле вообще. Соответственно, в получении лицензии на осуществление оптовой торговли нет необходимости.

Показать ответ

Для того чтобы определить правомерность осуществления банком такой операции, обратимся к некоторым положениям нормативно-правовых актов, регулирующих налично-денежное обращение и кассовое обслуживание в банках.

Чтобы обеспечить бесперебойные выплаты наличных денег, коммерческие банки обязаны создавать резервы наличности для оперативного восполнения потребности в наличных средствах и удовлетворения заявок клиентов (пункт 5 постановления Президента от 5.08.2005 г. №ПП-147 «О гарантиях бесперебойного обеспечения наличных выплат с депозитных счетов в банках»).

В соответствии с Инструкцией об организации работы по денежному обращению банками Республики Узбекистан (зарегистрирована МЮ 26.10.2005 г. №1518) банки обеспечивают бесперебойную выдачу наличных денег хозяйствующим субъектам по их первому требованию. При этом выдача наличных денег производится в первую очередь на заработную плату и приравненные к ней платежи (пункт 33). При согласовании с юридическими лицами конкретных сроков выдачи денег на оплату труда банки учитывают необходимость распределения выдач по возможности равномерно по дням месяца в целом по банку, но с учетом установленных в коллективных договорах или иных локальных нормативных актах юридических лиц сроков оплаты труда (пункт 36). Причем для расчетов с работниками, уходящими в отпуск, выдача денег юридическим лицам производится независимо от установленных сроков оплаты труда (пункт 40). Для составления квартального прогноза кассовых оборотов за 30 дней до начала прогнозируемого квартала банки получают от обслуживаемых юридических лиц кассовые заявки. Причем суммы выплат, указанные в них, не означают выдачу юридическим лицам наличных денег только в пределах данных заявок (пункт 8).

Таким образом, если ваше предприятие своевременно представило в обслуживающий банк кассовую заявку на квартал по установленной форме и отразило в ней сумму отпускных, которую предполагается получить, с разбивкой по месяцам квартала, то согласно Инструкции №1518 банк обязан был включить заявленную вами сумму отпускных в квартальный прогноз кассовых обротов и, соответственно, своевременно и в полном объеме выдать наличные средства по оформленному предприятием чеку.

Что касается правомерности принятия банком на хранение наличных денежных средств от предприятий – клиентов, то пунктом 240 Инструкции по организации кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей в коммерческих банках (зарегистрирована МЮ 27.06.2008 г. №1831) определено, какие ценности и от кого банки вправе принимать на хранение:

а) от нотариальных контор - входящие в состав наследуемого имущества изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга, драгоценные металлы в слитках, шлихе, самородках,  монеты из драгоценного металла старого, в период бывшего СССР и Республики Узбекистан чекана, а также монеты иностранных государств, иностранную валюту и выписанные в иностранной валюте платежные документы (векселя, чеки, переводы) и т.п;

б) от других органов - изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга, а также драгоценные камни, монеты из драгоценного метала старого, периода бывшего СССР и Республики Узбекистан чекана, монеты иностранных государств и иностранную валюту, к тому же сумы и монеты национальной волюты Республики Узбекистан;

в) ценные бумаги, поручительства, а также залоговое имущество  и имущественные права (требования), оригиналы договоров залога.

Как видно, в данном перечне не указаны предприятия - клиенты, обслуживаемые банком, и их право сдавать в банк наличные денежные средства на хранение.

Пунктом 89 той же Инструкции №1831 установлено, что выдача наличных денег из кассы банка хозяйствующим субъектам производится только по денежным чекам установленной формы. То есть выдача средств по акту приема-передачи также является неправомерной.

В заключение напомним, что за несвоевременную выдачу клиентам наличности на заработную плату и другие предусмотренные законодательством нужды при наличии средств на их счетах банк уплачивает штраф в размере 0,005% от установленного минимального размера уставного капитала банка (пункт 5 Положения о порядке применения штрафных санкций к коммерческим банкам за нарушение установленных требований по открытию счетов, порядка зачисления и списания средств со счетов клиентов, выдачи наличности на заработную плату  и  другие  нужды,  предусмотренные законодательством, зарегистрированного МЮ 30.06.2001 г. №1044).

Показать ответ

Согласно Общегосударственному классификатору отраслей народного хозяйства Республики Узбекистан (ОКОНХ) код 98400 присваивается творческим, научно-техническим и культурно-просветительским общественным объединениям.

Гражданское законодательство позволяет общественным объединениям осуществлять предпринимательскую деятельность, но только предусмотренную их уставами (статья 74 ГК).

Однако деятельность в сфере образования имеет свою специфику.

В соответствии с действующими нормативными актами существуют ограничения для получения лицензии на право заниматься образовательной деятельностью по организационно-правовой форме.

Статьей 9 Закона «Об образовании» (от 29.08.1997 г. №464-I) определено, что система образования республики состоит из:

  • государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для обеспечения функционирования и развития системы образования;
  • органов государственного управления в области образования, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Национальная программа по подготовке кадров (утверждена Законом РУз от 29.08.1997 г. №463-I) предусматривает, что повышение квалификации и переподготовка кадров, как одна из систем (видов) образования, проводятся в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. По результатам обучения выдаются удостоверение или сертификат государственного образца.

Практика также показывает, что лицензии на образовательную деятельность выдаются только организациям, созданным в форме негосударственного образовательного учреждения (НОУ), так как Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (приложение №1 к постановлению Олий Мажлиса от 12.05.2001 г. №222-II) предусмотрена только деятельность негосударственных образовательных учреждений.

Таким образом, ваше общественное объединение не вправе проводить обучение на платной основе, так как по своей организационно-правовой форме не соответствует требованиям законодательства об образовании.

Поскольку статьей 17 Закона «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» (от 15.02.1991 г. №223-XII) разрешено общественным объединениям в целях выполнения уставных задач создавать предприятия и хозрасчетные организации, обладающие правами юридического лица, на практике для оказания образовательных услуг, связанных со своей профессиональной деятельностью, общественные объединения учреждают НОУ.

Оказание же содействия в повышении профессионального мастерства творческих и технических работников республиканских СМИ, на наш взгляд, можно рассматривать как сотрудничество с факультетами журналистики различных ВУЗов (как республиканских, так и других стран), организацию повышения квалификации работников СМИ в специализированных учебных центрах, налаживание творческого и практического обмена опытом с союзами журналистов других стран, организацию различных творческих и тематических конкурсов для журналистов и др.

Показать ответ

Нет, комиссионеру не нужно получать лицензию на оптовую торговлю, так как отношения по договору комиссии таковой не признаются.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению оптовой торговли (приложение к ПКМ от 5.11.2005 г. №242) оптовой торговлей признается реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования их в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд.

Исходя из определения правоотношений, возникающих по договору комиссии, данного статьей 832 Гражданского кодекса (ГК), их предметом является оказание комиссионером посреднических услуг комитенту (например, по поиску покупателей, заключению с ними договоров купли-продажи комиссионного товара, принадлежащего комитенту). За оказание этих услуг комитент обязан уплатить комиссионеру комиссионное вознаграждение (статья 833 ГК). При этом реализуемый комиссионером товар не переходит в его собственность, а остается в собственности комитента (статья 838 ГК).

Рассматривая отношения по договору комиссии с позиции налогообложения, отметим, что согласно части пятой статьи 350 НК  реализация товаров комиссионером  по договору комиссии также не рассматривается как торговая деятельность.

В ответ на запрос об отнесении деятельности по договору комиссии к оптовой торговле Государственный налоговый кометет разъяснил следующее: если в результате осуществленной хозяйственной операции согласно договору комиссии право владения имуществом переходит от комитента комиссионеру, то данная деятельность является оптовой торговлей и, соответственно, требуется лицензия на осуществление оптовой торговли.

Таким образом, при соблюдении требований законодательства к правоотношениям по договору комиссии, а именно требования о сохранении права собственности на товар за комитентом, риска признания таких отношений оптовой торговлей не возникнет.

При этом особое внимание необходимо уделить оформлению счетов-фактур между комитентом и комиссионером, особенности которого определены разделом IV Порядка учета и оформления счетов фактур (приложение №3 к постановлению МФ и ГНК, зарегистрированному МЮ 22.03.2013 г. №2439). В соответствии с его пунктами 26 – 30:

- комиссионер в строке «Поставщик» счета-фактуры, выставленной покупателю комиссионного товара, дополнительно к своему наименованию указывает «Комиссионер» и регистрацию таких счетов-фактур в Реестре продаж не производит; счета-фактуры, полученные от комитента на основании своего отчета, в Реестре покупок не регистрирует;

- комитент в строке «Поставщик» счета-фактуры, выставляемой комиссионеру на основании отчета последнего, дополнительно к своему наименованию указывает «Комитент» и производит регистрацию таких счетов-фактур в Реестре продаж.

Показать ответ

Действительно, в настоящее время действует новый порядок платежей в бюджетную систему. Он определен Инструкцией о кассовом исполнении доходов бюджетов бюджетной системы (зарегистрирована МЮ 30.03.2016 г. №2771) и вступил в силу со дня официального опубликования утвердившего ее постановления, то есть с 4 апреля 2016 года Собрание законодательства Республики Узбекистан», 4 апреля 2016 г., №13, ст. 124).

В соответствии с новым порядком платежи в бюджет перечисляются на Единый казначейский счет (ЕКС) согласно платежному поручению по форме, приведенной в приложении №2 к Инструкции №2771.

Пунктом 19 этой же Инструкции предусмотрено, что банковские работники после принятия платежных поручений, представляемых плательщиками для перечисления платежей, должны проверить в графе «Казначейский лицевой счет дохода» правильность и соответствие указанного плательщиком номера казначейского лицевого счета по доходам с перечисляемым платежом в бюджет, а в графе «Детали платежа» - соответствие кодов видов платежей, указанных согласно приложению №1 к этой Инструкции.
Если с 4 апреля, то есть в период действия уже нового порядка платежей, банком были приняты платежные поручения старого образца, то есть без указания ЕКС и 25-значного казначейского лицевого счета (пункт 8 Правил по ведению казначейских лицевых счетов в информационной системе Министерства финансов Республики Узбекистан, зарегистрированых МЮ 30.03.2016 г. №2772), и по ним денежные средства были списаны с вашего расчетного счета, рекомендуем вам обратиться в свою налоговую инспекцию и выяснить, поступили ли снятые с расчетного счета средства в уплату конкретных налогов. Проверить это можно также через Карточку лицевого счета по этим налогам на сайте www.hisobot.uz.

Если же перечисленные средства не отразились в карточках лицевых счетов по налогам, нужно обратиться в свой уполномоченый банк за разъяснением причин непоступления средств. Ошибки, допущенные банками, подлежат исправлению банками по согласованию с казначейскими подразделениями и уполномоченными органами по взысканию налогов и других обязательных платежей (пункт 63 Инструкции №2771).

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика