Ответов: 273
Ответы эксперта. Создание, реорганизация, ликвидация юрлица
Показать ответ

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Гражданского кодекса юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано в форме хозяйственного товарищества и общества, производственного кооператива, унитарного предприятия и в иной форме, предусмотренной законодательными актами. Как видно, данная норма предусматривает возможность создания иных форм коммерческих организаций предусмотренных законодательными актами. В частности, Законом от 11.12.2003 № 558-II «О частном предприятии» (ч. 1 ст. 3) была введена новая организационно-правовая форма – частное предприятие. А Закон от 26.04.2012 № ЗРУ-327 «О семейном предпринимательстве» (ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст.4) ввел такую форму, как семейное предприятие.

Мы целиком разделяем утверждение инспекции по регистрации субъектов предпринимательства о том, что ГК не определяет дочернее предприятие как организационно-правовую форму. Аналогичное, добавим от себя, вытекает и из других законодательных актов.

Обращаем ваше внимание на ст. 67 ГК, где определено, что хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном фонде либо в соответствии с заключенным между ними договором или иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее хозяйственное общество имеет статус юридического лица, но так же, как и ДП, организационно-правовой формой не является.

По смыслу ч. 2 ст. 58 ГК, хозяйственные общества могут создаваться в форме обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерного общества. Данный перечень является исчерпывающим. Значит, исходя из сути изложенного отнесение хозяйственного общества к дочернему не определяет его организационно-правовую форму. Создаваться и регистрироваться оно должно в одной из перечисленных выше организационно-правовых форм (ООО, ОДО или АО).

Ч. 5 ст. 7 Закона от 06.12.2001 № 310-II «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон об ООО) не допускает иметь обществу (ООО или ОДО) в качестве единственного участника другое общество, состоящее из одного лица, за исключением случаев, когда единственным его участником является АО, состоящее из одного акционера.

Если судить по абз. 4 п. 1 постановления Президента от 21.08.2006 № ПП-446 «О мерах по совершенствовании организации деятельности национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз», то АК «Узнефтегаздобыча», в состав которой передано УДП (теперь уже ООО) «Шуртанский газохимический комплекс», является, по всей вероятности, единственным его участником. В данном случае нормативное требование ч. 5 ст. 7 Закона об ООО не нарушается.

Если, однако, головное предприятие (ООО) действительно состоит из одного участника, то оно, выбирая для вашего предприятия организационно-правовую форму в виде ООО или ОДО, не может быть единственным его участником. При такой ситуации выбору подлежит другая форма – АО или УП (унитарное предприятие). Для АО минимальный размер уставного фонда должен составлять не менее суммы, эквивалентной 400 000 долларов США по курсу ЦБ на дату его государственной регистрации*. Присущие же УП особенности указаны в ст.ст. 70 и 71 ГК. Например, имущество УП (не ГУП) принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, поскольку таковое закрепляется за ним собственником и правом собственности на него УП не наделяется.

В общем, выбор конкретной организационно-правовой формы – это уже право учредителя вашего предприятия.

 


* См. ч. 1 ст. 17 Закона от 26.04.1996 № 223-I «Об акционерных обществах и защите прав акционеров».

 

Показать ответ

Для получения временной прописки в г. Ташкенте вам необходимо руководствоваться Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Узбекистан[1].  В  силу п. 15 Правил вам следует лично обратиться в органы внутренних дел по месту своего нахождения для временной прописки и отметки имеющихся у них виз, для чего – представить заявление установленной формы, национальный паспорт, письменное согласие собственника жилья на временную прописку и правоустанавливающие документы на жилье, квитанцию об уплате государственной пошлины.

Для продления временной прописки вы должны будете обратиться в органы внутренних дел за 3 рабочих дня до истечения указанной прописки (разумеется, в пределах срока действия визы).

Если же вы, приехав в Узбекистан (имеется в виду Ташкент), будете проживать в гостинице, то ее администрация сама поставит вас на учет, который приравнивается к временной прописке и производится на основании вашего личного обращения (п.п. 16 и 17 Правил).

Что касается вопроса создания частного предприятия. Таким предприятием, согласно ч. 1 ст. 3 Закона «О частном предприятии» (далее – Закон о ЧП), признается коммерческая организация, созданная и управляемая собственником – физическим лицом. В Закон о ЧП не содержит нормы, которая запрещала бы иностранному гражданину или лицу без гражданства, являющимся нерезидентами Узбекистана, создавать и руководить ЧП.

Прежде всего вам необходимо за резервировать желаемое и в то же время доступное фирменное наименование путем подачи электронной заявки на сайте Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике www.stat.uz. Порядок резервирования установлено в разделе II Положения об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства[2]. Получив ее, работники Госкомстата обязаны зарезервировать за вами доступное наименование в течение 4 рабочих часов. За все это плата не взимается. Срок действия зарезервированного за вами желаемого наименования составляет 60 дней с даты резервирования.

 В силу п. 10 Положения N 357 для государственной регистрации ЧП в регистрирующий орган вами или уполномоченным вами представителем в явочном порядке, посредством почтовой связи или через сеть Интернет представляется заявление-уведомление по форме согласно приложению N 1 к тому же Положению. К заявлению-уведомлению прилагаются:

оригинал устава на государственном (узбекском) в 2 экземплярах. Поскольку создаваемый вами субъект предпринимательсвта будет подпадать под предприятие с участием иностранного капитала, требуется нотариальное заверение устава;

банковский платежный документ об уплате госпошлины в размере одной минимальной заработной платы (на сегодняшний день она равняется 130 240 сумам);

уникальный логин и пароль, подтверждающие резервирование фирменного наименования;

эскизы печати[3] и штампа в 2 экземплярах.

Хотя в этом перечне решение (или его копия) о создании ЧП, которым утверждаются его устав, эскизы печати и штампа, не указано, но практика показывает, что регистрирующий орган требует его копию.

С учетом того, что вы являетесь нерезидентом, вам необходимо представить и копию своего паспорта с нотариально заверенным переводом на государственный (узбекский) язык. Если вашим вкладом в уставный фонд ЧП является интеллектуальная собственность, то вы должны представить и отчет об оценке, подготовленный оценочной организацией в установленном законодательством порядке (подп. «б» п. 11 Положения N 357).

В соответствии с п. 3 Положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан[4] иностранный гражданин, въезжающий в Узбекистан с целью осуществления трудовой деятельности, может работать на его территории только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя по форме (согласно приложению N 1) и на основании полученного работодателем разрешения на привлечение иностранной рабочей силы[5]. Поэтому вам и созданному вами ЧП (работодателю) за получением подтверждения и разрешения следует обратиться в Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда Республики Узбекистан.

Согласно п. 7 Положения N 408 ЧП для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в названное выше Агентство следующие документы:

заявление;

проект контракта или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными фирмами о намерении и условиях привлечения иностранных специалистов;

анкету на иностранного специалиста с фотокарточкой;

банковский (кассовый) документ об уплате за оформление и выдачу разрешения (10 МРЗП)[6];

сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.

 Решение о выдаче разрешения принимается Агентством в течение 30 дней (имеющим высокую квалификацию и уникальный опыт производственной деятельности - в течение 15 рабочих дней) со дня подачи работодателем перечисленных выше документов (п. 9 Положения N 408).

Разрешение выдается сроком на один год, продление трудового контракта производится по согласованию сторон и на основе подачи работодателем все тех упомянутых выше документов до истечения срока действия трудового контракта (п. 11 Положения N 408).



[1] Приложение N 2 к постановлению КМ от 21.11.1996 N 408 (далее – Правила).

[2] Утверждено постановлением Президента от 24.05.2006 N ПП-357 (далее – Положение N ПП-357).

[3] ЧП, являющееся субъектом малого предпринимательства, вправе иметь печать (ст. 6 Закона «О.

[4] Приложение N 2 к постановлению КМ от 19.10.1995 N 408 (далее – Положение N 408).

[5] В подп. «в» п. 17 Положения N 408 определено,  что обязательный порядок выдачи разрешений, а также подтверждений на право трудовой деятельности не применяется по отношению к ряду иностранных граждан, в т.ч. являющихся учредителями фирм, действующих или создающихся на территории Узбекистана, прибывающих сроком до 3 месяцев.

[6] Плата за выдачу (продление) подтверждения иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан (Тарифы, утвержденные приказу министра труда и социальной защиты населения, зарегистрированному МЮ 16.08.2004 N 1398).

 

Показать ответ

1. В ч. 7 ст. 7 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров»[1] указано, что создание акционерным обществом (АО) филиалов и открытие представительств за пределами Республики Узбекистан осуществляются в соответствии с законодательством страны по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.

Имея в виду, что представительство открывается вашим АО в Российской Федерации, трудовые отношения с работниками данного обособленного подразделения подлежат регулированию ее законодательством. К тому же это вытекает из ст. 11 ТК РФ, согласно которой на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных такими гражданами (лицами) либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами или международным договором РФ.

Как следует из ч. 4 ст. 20 ТК РФ, работодателем-организацией может быть только юридическое лицо[2]. Согласно ст. 55 ГК РФ филиалы, представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Их руководители, выступая в гражданском обороте, действуют по доверенности юридического лица.

Таким образом, открываемое вашим АО российское представительство не может быть работодателем и, соответственно, стороной трудовых отношений. Работодателем по отношению к работникам представительства будет являться само АО, от имени которого руководитель представительства вправе осуществлять полномочия, в частности, по заключению трудового договора.

В силу ч. 6 ст. 79 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» исполнительный орган АО должен будет назначить руководителя представительства в РФ. Что касается вопроса приема в представительство других работников, то в соответствии с абз. 9 п. 13 Типового положения о представительствах министерств, ведомств, других государственных органов, организаций и предприятий Республики Узбекистан за рубежом[3] глава представительства имеет право заключать и расторгать трудовые соглашения с гражданами РУз, а также с лицами, не являющимися таковыми, по согласованию с учредителем[4]. При реализации этих прав ему следует помнить, что на трудовые отношения с участием иностранных граждан и юридических лиц на территории РФ распространяется трудовое законодательство этой страны (ст. 11 ТК РФ). И трудовой договор, на основании которого возникают трудовые отношения между работником российского представительства АО и собственно самим АО как работодателем, по смыслу ч. 1 ст.16 ТК РФ, должен заключаться в соответствии с данным нормативным актом.

Исходя из изложенного, считаем целесообразным оформление приема работников в российское представительство АО (заключение трудовых договоров и т.п.) после аккредитации данного обособленного подразделения. Поскольку именно с момента аккредитации представительства его руководитель становится как бы правомочным на совершение соответствующих действий. Действуя от имени АО и следуя трудовому законодательству РФ, он должен будет осуществить прием работников в возглавляемое им представительство.

2. Командирование работников унитарных предприятий для работы в зарубежное представительстве другого юрлица (материнской организации) действующим законодательством Республики Узбекистан, в общем-то, не запрещается.

Однако если при этом учесть необходимость выплаты унитарными предприятиями суточных расходов, расходов на проживание (по найму жилого помещения) и, возможно, других видов командировочных расходов командируемым (командированным) ими работникам, причем в иностранной валюте (долларах США)[5], то зарубежное командирование последних, к тому же с целью выполнения работ для представительства другого юрлица (пусть даже материанской организации), на наш взгляд, представляется экономически нецелесообразным. Поэтому специалистов унитарных предприятий, если они, конечно, желают этого, рекомендуем оформить на работу в представительство АО. (Основанием к прекращению с ними трудовых договоров на указанных предприятиях может явиться соглашение сторон, по которому могут быть прекращены все виды трудового договора в любое время (п. 1 ст. 97 ТК РУз)).

В заключение хотели бы обратить ваше внимание на вот еще какое обстоятельство. По закону, представительством является обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы такого лица и осуществляет их защиту (ч. 1 ст. 47 ГК РУз и ч. 3 ст. 7 Закона РУз «Об акционерных обществах и защите прав акционеров»).

А вот другим обособленным подразделением юрлица, так же расположенным вне места его нахождения, но и имеющим право осуществлять все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства, является филиал (ч. 2 ст. 47 ГК РУз и ч. 2 ст. 7 Закона РУз «Об акционерных обществах и защите прав акционеров»).

Из этого видно, что представительство наделяется минимальным объемом полномочий и не вправе вести производственную или иную предпринимательскую деятельность (в т.ч. строительно-монтажные работы). Его задача состоит в рекламировании и продвижении товаров (работ, услуг) головной компании, распространении о ней информации, в поиске потенциальных партнеров, клиентов, заключении хозяйственных договоров, разрешении спорных ситуаций и пр. Филиал же выполняет более широкий перечень функций, т.к. он вправе осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная компания. (Аналогичная точка зрения вытекает и из законоположений РФ касательно филиала и представительства юрлица.)

Вместе с тем в Налоговом кодексе РФ раскрывается понятие «постоянное представительство иностранной организации». Его содержание существенно отличается от установленного ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации для целей применения его главы 25 («Налог на прибыль организаций») понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с осуществлением (оказанием, ведением) перечисленных в указанном пункте работ (услуг, иной деятельности).

И тем не менее, по нашему мнению, предпочтительным явилось бы образование вашим АО в России не представительства, а филиала, который правомочен выполнять хозяйственную деятельность и иные функции головной компании.

 


[1] От 26.04.1996 N 223-I, в редакции Закона от 06.05.2014 N ЗРУ-370.

[2] И хотя та же ч. 4 ст. 20 ТК РФ содержит ссылку на федеральные законы, предусматривающие случаи, когда в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры, однако в числе таких случаев филиал и представительство юридического лица в качестве работодателя не значатся.

[3] Приложение N 2 к постановлению КМ от 24.03.2000 N 102.

[4] Под учредителем, согласно п. 1 Типового положения, следует понимать министерство, ведомство, другой государственной орган, организация или предприятие со статусом юридического лица, открывшегося представительство.

[5] См. Положение о порядке выдачи средств на командировочные расходы при командировках работников министерств, ведомств, предприятий и организаций за пределы Республики Узбекистан (приложение к приказу МФ, зарегистрированному МЮ 19.11.2015 N 2730).

Показать ответ

Обязаны, но за вас это должны сделать соответствующие органы.

Юридические лица – резиденты Республики Узбекистан в качестве налогоплательщика ставятся на учет в налоговой инспекции по месту их нахождения (почтовому адресу) (абз.2 ч.1 ст.79 НК).

Из вашего письма видно, что при смене адреса (почтового, надо полагать) вы письменно уведомили об этом регистрирующий орган. В этом случае последний в 2-дневный срок обязан был сообщить о данном изменении в налоговые и статистические органы (п.36 прил. к ПП-357 от от 24.05.2006).

Постановка вашей фирмы на учет по новому адресу существляться должна налоговыми и статистическими органами без ее вовлечения (по правилам п.31 прил. к ПП-357 от от 24.05.2006).

Уклонение налогоплательщика от постановки на учет в налоговом органе, согласно ч. 1 ст. 113 НК, влечет наложение штрафа:

если деятельность осуществлялась не более 30 дней - в 50-кратном МРЗП, но не менее 10 % от чистой выручки, полученной в результате такой деятельности;

если деятельность осуществлялась более 30 дней - в 100-ратном МРЗП, но не менее 50 % от чистой выручки, полученной в результате такой деятельности.

Однако указанная налоговая ответственность не распространяется, как это оговорено в самой той же ч. 1 ст. 113 НК, на налогоплательщиков, госрегистрация которых осуществляется с одновременной постановкой их на учет в налоговых и статистических органах.

Поскольку обязанность смены налоговой инспекции при изменении местонахождения (почтового адреса) на вас, ООО, законодательством не возлагается, ее нарушение не повлечет для вас каких-либо негативных последствий.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика