Ответов: 273
Ответы эксперта. Таможня. ВЭД
Показать ответ

Продажа индивидуальным предпринимателем по безналичной форме расчета товаров, закупленных им у других лиц, подпадает под понятие оптовой торговлей. Не является исключением продажа им товаров несобственного производства на основе экспортного контракта (ведь он предполагает указанную форму расчета), заключенного напрямую с контрагентом или через биржу.

Как известно, оптовой торговлей признается реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд. Такое нормативное понятие содержится в абзаце третьем пункта 2 Положения о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности[1] (далее – Положение N 407) и абзаце втором пункта 2 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению оптовой торговли[2]. А деятельностью по осуществлению оптовой торговли могут заниматься только юридические лица (пункт 3 Положения N 407).

С учетом изложенного следует прийти к выводу о том, что индивидуальщик не вправе заключать экспортный контракт через биржу, предусматривающий безналичную форму расчета (неважно за какую валюту) за поставку товаров, закупленных им у других лиц.

В дополнение к сказанному обращаем ваше внимание и на следующие нормативные положения. В части третьей статьи 19 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»[3] указано, что виды деятельности, которыми могут заниматься ИП, определяются правительством. Их Перечень утвержден постановлением КМ от 07.01.2011 N 6. Согласно его разделу I «Розничная торговля» ИП вправе заниматься торговлей:

продовольственными товарами (за исключением реализации растительного масла, алкогольной и табачной продукции);

сельскохозяйственной продукцией на дехканских рынках;

непродовольственными товарами (за исключением реализации всех видов нефтепродуктов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней либо изделий с применением таких материалов, аудиовизуальных произведений, фонограмм и программ для ЭВМ, новых импортных автомобилей и фармацевтических товаров);

газетами, журналами и книжной продукцией;

продовольственными и непродовольственными товарами (смешанная торговля в стационарных точках);

импортируемыми товарами.

Из пункта 12 Положения о порядке учета доходов и товарных операций индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность[4], следует, что им разрешается торговать в розницу товарами:

а) приобретенными путем безналичных расчетов мелкими партиями у юридических лиц – производителей или юридических лиц – оптовых поставщиков;

б) ввезенными по импорту непосредственно самим индивидуальным предпринимателем;

в) собственного изготовления (не запрещенными к реализации);

г) приобретенными у других ИП – производителей этих товаров только путем безналичных расчетов.

Как видно, оптовая торговля теми или иными товарами как вид деятельности, которую может осуществлять ИП, законодательством не предусмотрена.



[1] Приложение к постановлению КМ от 26.11.2002 г. N 407 (далее – Положение N 407). 

[2] Приложение к постановлению КМ от 5.11.2005 г. N 242.

[3] От 25.05.2000 N 69-II, в редакции Закона от 02.05.2012 N ЗРУ-328.

[4] Приложение к постановлению МФ, ММЭС и ГНК, зарегистрированному  МЮ от 8.01.2003 г. N 1197.

Показать ответ

Приложение N 1 к постановлению КМ от 13.04.2013 N 106, на которое вы сослались, представляет собой Правила помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза (вывоза) (далее – Правила 2013 года).

Однако в 2012 году, когда были ввезены мешки, действовали Правила временного ввоза товаров и транспортных средств на территорию Республики Узбекистан, утвержденные постановлением КМ от 17.08.2004 N 399[1] (далее – Правила 2004 года). Как следует из подпункта «г» их пункта 5 полное освобождение от таможенных пошлин и налогов предоставлялось в случае временного ввоза контейнеров, поддонов и других видов многооборотной тары и упаковок, используемых при международных перевозках на территорию Республики Узбекистан и с ее территории людей и грузов. Временный ввоз многооборотной тары и упаковок разрешается с предоставлением полного освобождения от таможенных пошлин и налогов на срок осуществления транспортных операций, но не более трех месяцев. (В Правилах 2013 года полное освобождение от таможенных пошлин и налогов в случае временного ввоза многооборотной тары и упаковок на 3-месячный или иной срок не предусматривается).

Как указано в пункте 6 Правил 2004 года, в случае временного ввоза товаров, не указанных в их пункте 5, к ним с момента ввоза в Республику Узбекистан в режиме временного ввоза применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов со взиманием периодических таможенных платежей. По смыслу и логике того же пункта, применительно ко временно ввезенных многооборотной тары и упаковок периодические таможенные платежи подлежали взиманию по истечении 3-месячного срока с момента их временного ввоза.

Как предусматривалось пунктом 7 Правил 2004 года, периодические таможенные платежи подлежали начислению и уплате за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров в режиме временного ввоза в СКВ[2] в размере 5 % от суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате в случае помещения этих товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения (импорта) на день их таможенного оформления в режиме временного ввоза. (Аналогичная норма содержится в пункте 21 Правил 2013 года.)

Общая сумма взимаемых периодических таможенных платежей не должна была превышать сумму таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при оформлении этих товаров в режиме импорта на день таможенного оформления в режиме временного ввоза (абзац шестой пункта 7 Правил 2004 года).

Согласно статье 23 Таможенного кодекса (ТмК) срок, на который товары могут помещаться под режим временного ввоза (вывоза), устанавливается и продлевается таможенными органами исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза), но общий срок нахождения товаров в режиме не может превышать двух лет. Для отдельных категорий товаров могут устанавливаться более продолжительные сроки в соответствии с законодательством[3].

На правоотношения, связанные с нахождением мешков в режиме временного ввоза, начиная с 22.04.2013 стали действовать положения Правил 2013 года. В этой связи ООО должно было руководствоваться данным документом и в силу его пункта 17 обеспечить до истечения срока временного ввоза мешков их обратный вывоз или поместить те же мешки под иные таможенные режимы. (Как предписано в указанном пункте, при несоблюдении указанных требований товар помещается на таможенный склад под таможенный режим «временное хранение».)

Что касается наличия или отсутствия рисков для ООО в части оплаты требований таможенного органа, то обращаем ваше внимание на статью 112 ТмК («Взыскание таможенных платежей и меры ответственности»). Из нее вытекает, что:

таможенные платежи, не уплаченные в соответствии с ним, взыскиваются таможенным органом в бесспорном порядке, за исключением платежей с физических лиц, перемещающих товары для некоммерческих целей, взыскание с которых производится в порядке, установленном законодательством;

за время задолженности в бесспорном порядке от суммы недоимки взыскивается пеня в размере 0,033 процента за каждый день просрочки. На сумму задолженности, равной излишне уплаченным субъектом предпринимательства суммам, пеня не начисляется. Размер пени не может превышать суммы задолженности субъекта предпринимательства по таможенным платежам;

при уклонении от уплаты таможенных платежей либо при отсутствии у плательщика денежных средств взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством (т.е. в судебном порядке).

С учетом изложенного следует прийти к вывод о правомерности требований таможенного органа в адрес ООО об уплате таможенных платежей и соответствующей суммы начисленной пени за весь период временного ввоза многооборотной тары (мешков).

В статье 131 ТмК («Ответственность юридических лиц») говорится, что к юридическим лицам и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за нарушения, предусмотренные его статьями 161-169, применяются штрафы (экономические санкции) и иные взыскания, предусмотренные его же статьей 132 (конфискация товаров и транспортных средств, являющихся орудием совершения или непосредственным предметом нарушения таможенного законодательства). Например, неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии признаков преступления влечет наложение штрафа от 20 до 50 % суммы неуплаченных таможенных платежей (статья 169 ТмК).

Привлечение к ответственности юрлица не освобождает от ответственности его работников за совершение ими нарушений таможенного законодательства[4]. Привлечение их к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере таможенного дела не освобождает юрлицо от указанной выше ответственности.

В случае добровольного возмещения в течение 1 месяца со дня передачи материалов в суд субъектом предпринимательства ущерба, причиненного правонарушением за неуплату таможенных платежей, и устранения его последствий, включая уплату пени, субъект предпринимательства освобождается от применения к нему экономических санкций.

И последнее. С 21.04.2016 вступает в силу ТмК, утвержденный Законом от 20.01.2016 N ЗРУ-400. В нем (статья 412), в отличии от пока что действующего ТмК, говорится, что лица, виновные в нарушении таможенного законодательства, несут ответственность в установленном порядке.

 


[1] Постановлением КМ от 17.08.2004 N 399  утратило силу согласно пункту 4 постановления КМ от 13.04.2013 N 106, вступившего в силу с 22.04.2016 (со дня опубликования).

[2]  В национальной валюте – сум по курсу, установленному ЦБ на день их уплаты.

[3] Для товаров, указанных в приложении N 4 к Правилам 2013 года, могут устанавливаться более продолжительные сроки временного ввоза (вывоза).

[4] Граждане и должностные лица, нарушившие таможенное законодательство, несут административную, а при наличии в их деяниях признаков преступлений – уголовную ответственность (статья 130 ТмК).

В статье 131 ТмК («Ответственность юридических лиц») говорится, что к юридическим лицам и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за нарушения, предусмотренные его статьями 161-169, применяются штрафы (экономические санкции) и иные взыскания, предусмотренные его де статьей 132 (конфискация товаров и транспортных средств, являющихся орудием совершения или непосредственным предметом нарушения таможенного законодательства). Например, неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии признаков преступления влечет наложение штрафа от 20 до 50 % суммы неуплаченных таможенных платежей (статья 169 ТмК).

Привлечение к ответственности юрлица не освобождает от ответственности его работников за совершение ими нарушений таможенного законодательства[4]. Привлечение их к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере таможенного дела не освобождает юрлицо.

Показать ответ

Действительно, в постановлении КМ от 29.06.2000 N 245 «О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка»[1], а точнее в подпункте «б» пункта 4 указанного документа предусмотрены приведенные вами штрафные санкции в отношении юридических лиц-резидентов, допустивших задержку поступления валютной выручки из-за рубежа более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 60 банковских дней), после истечения установленных сроков.

Применительно к товарам, вывозимым учредителями в адрес предприятий за рубежом (торговых домов, торговых представительств, дочерних предприятий, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов), а также хозяйствующими субъектами – членами Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в адрес ее торгово-инвестиционных домов, срок поступления валютной выручки или обратного ввоза товаров по экспортным операциям не должен превышать 180 дней (имеются в виду календарные дни) (абзац третий подпункта «а» пункта 4 ПКМ N 245)[2]. Этот срок исчисляется со дня фактического экспорта товаров.

Как следует из части третьей статьи 11 Закона «О внешнеэкономической деятельности»[3], экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории Республики Узбекистан без обязательства об их обратном ввозе, если иное не предусмотрено законодательством[4]. («Иное» предусмотрено во втором предложении части первой статьи, где сказано так: «В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, товары помещенные в режим экспорта, могут находиться на таможенной территории Республики Узбекистан без их фактического вывоза за ее пределы».)

Понятие «фактический экспорт» касательно к товарам действующим законодательством хотя не предусматривается, но, по его смыслу, подразумевается их фактический вывоз с таможенной территории Узбекистана.

Вы пишите, что валютную выручку за экспортированную продукцию ООО (субъект малого бизнеса) получило через 210 дней со дня таможенного оформления. Считаем, что задержка поступления валютной выручки из-за рубежа может иметь место лишь после истечения 180 календарных дней со дня фактического вывоза продукции (а не таможенного оформления в режиме «экспорт»). Штраф же для ООО мог последовать, если задержка поступления к нему валютной выручки из-за рубежа составила бы свыше 60 банковских дней после истечения установленного срока – 180 календарных дней. Обратите внимание, что, устанавливая срок свыше 60 дней, законодательство указывает не календарные, а банковские дни, в которых, кстати сказать, нерабочие (выходные, празддничные) не учитываются.

Таким образом, если на банковский счет ООО валютная выручка поступила из-за рубежа через 210 дней со дня фактического вывоза с таможенной территории Узбекистана экспортированной им продукции, то налицо формальное нарушение срока ее поступления, за которое основаниq для применения к нему штрафной санкции не имеется.

И последнее. Постановление Президента от 25.08.2011 N ПП-1604, пунктом 1 приложения N 3 которого внесены изменения в пункт 4 ПКМ N 245, было опубликовано в «Собрании законодательства Республики Узбекистан» N 34-35 (482-483) от  05.09.2011.  Согласно статье 30 Закона «О нормативно-правовых актах»[5] таковые вступают в силу со дня их официального опубликования, если в них самих не указан более поздний срок. Поскольку в упомянутом акте Президента срок его вступления не указан, он считается вступившим в силу со дня опубликования – 05.09.2011, а не со дня его принятия – 25.08.2011.

 


[1] Далее – ПКМ N 245.

[2] Такой же срок установлен для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, осуществляющих экспорт товаров (работ, услуг) за иностранную валюту без предоплаты, открытия аккредитива или гарантии банка при наличии полиса по страхованию экспортного контракта, выданного в установленном порядке (абзац четвертый подпункта «а» пункта 4 ПКМ N 245)

[3] От 14.06.1991 N 285-XII, в редакции Закона от 26.05.2000 г. N 77-II.

[4] Аналогичное определение дано в абзаце двадцать девятом статьи 22 Налогового кодекса.

[5] От 14.12.2000 N 160-II, в редакции Закона от 24.12.2012 N ЗРУ-342.

 

Показать ответ

Приложение N 1 к постановлению КМ от 09.08.2005 N 189 представляет собой Положение о порядке таможенного оформления товаров, вывозимых хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан через торговые дома, представительства, предприятия, созданные ими в зарубежных странах, а также через торгово-инвестиционные дома Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в зарубежных странах (далее – Положение).

Абзацем первым пункта 5 Положения экспортеру предписано обеспечение в течение 180 дней со дня таможенного оформления поступления валютной выручки по товарам, вывезенным им на основе договоров (контрактов) в адрес предприятий за рубежом, либо возвратить эти товары на территорию Республики Узбекистан*. Далее в указанном пункте, в абзацах втором-пятом, установлено, что к экспортеру, допустившему задержку поступления валютой выручки из-за рубежа более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 60 банковских дней), после истечения установленных сроков налоговыми органами применяются следующие санкции:

в эквиваленте 10 % от суммы непоступивших валютных средств – при задержке поступления валютной выручки до 180 дней от установленных сроков;

дополнительно в эквиваленте 20 % от суммы непоступивших валютных средств – при задержке поступления валютной выручки от 180 до 365 дней от установленных сроков;

дополнительно в эквиваленте 70 % от суммы непоступивших валютных средств – при задержке поступления валютной выручки более 365 дней от установленных сроков.

В то же время в абзацах шестом и седьмом все того же пункта 5 указано и вы об этом отметили в своим письме, что на товары, вывезенные в адрес предприятия за рубежом и пришедшие в негодность в процессе транспортировки и хранения либо по причинам, не зависящим от экспортера и предприятия за рубежом, представляется акт экспертизы соответствующего уполномоченного органа и/или подтверждение таможенного органа страны нахождения товаров об их уничтожении под таможенным контролем. Указанные документы являются основанием для снятия с учета в таможенном органе договора (контракта). При этом к экспортеру финансовые санкции не применяются.

С учетом приведенных правовых норм можно сказать, что если товары пришли бы в негодность в процессе именно транспортировки или хранения (у третьего лица), то наличие у вас предписываемого документа явилось бы основанием для снятия с учета в таможенном органе экспортного контракта и неприменения к вам, экспортеру, финансовой санкции.

Однако, как это усматривается из вашего письма, соответствующий суд Российской Федерации, рассмотревший исковые требования получателя к ОАО «РЖД» о взыскании стоимости причиненного ущерба, отказал в его удовлетворении по причине некачественного материала, использованного для крепления бочек и неправильного закрепления груза отправителем. По всей вероятности, суд исходил из договора с перевозчиком, в котором обязательство по креплению бочек с продукцией в вагонах было возложено на ваше предприятие как отправителя. И если это так, то выходит, что налоговый орган за непоступление валютной выручки вправе и обязан применить к вам предусмотренную Положением финансовую санкцию.

 


* В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Положения под предприятиями за рубежом понимаются дома, представительства (в том числе без образования юридического лица), предприятия, учрежденные хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан в зарубежных странах и торгово-инвестиционные дома Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в зарубежных странах.

Показать ответ

Действительно, с 01.01.2015 на территории Узбекистана был введен полный запрет на ввоз, реализацию и использование беспилотных летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802 20 000 0), за исключением случаев, предусмотренных отдельными решениями КМ (п. 1 ПКМ от 26.11.2014 № 322).

В недавно вышедшем в свет Положении о порядке эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в гражданской и государственной авиации Республики Узбекистан[1] (далее - Положение) наряду с прочим содержатся нормы, касающиеся игрушечной модели воздушного судна. Так, под такой моделью понимается используемый для удовлетворения личных потребностей граждан летательный аппарат весом не более 250 грамм, не подпадающий под код ТН ВЭД 8802 20 000 0, без функции автономного управления полетом и навигации, не оборудованный фото- и видеоаппаратурой (абз. 10 п. 2 и п. 41 Положения). Получение разрешения на использование воздушного пространства такими моделями не требуется (п. 41 Положения).

Вы пишите, что ваш игрушечный беспилотник, не относящийся к подсубпозиции 8802 20 000 0 ТН ВЭД, оснащен камерой 2 мегапикселя. Выходит, что лишь в этой части он не соответствует критериям приведенного выше понятия игрушечной модели. Вопрос наличия/отсутствия возможности изъятия таможенниками камеры и выдачи вам аппарата без нее (на что, как усматривается из вашего письма, вы готовы) Положением не урегулирован. (Правда, вы можете просить таможенный орган выдать модель без камеры, и делать вам это лучше в письменной или электронной форме. В данном случае, вероятно, будет применен таможенный режим отказа в пользу государства части товара.) Видимо, именно наличие камеры в вашем аппарате является причиной задержки его таможенного оформления и выдачи. Не исключаем, что таможенный орган полагает, что аппарат оснащен радиоэлектронным средством (РЭС), ввиду чего просит вас обратиться в уполномоченный орган за разрешение на его использование.

Таможенное оформление ввозимых РЭС любого вида и назначения, в т.ч. входящих в качестве комплектующих изделий в различные виды оборудования и транспортные средства, предназначенных для использования на территории РУз, производится только при наличии разрешения Центра электромагнитной совместимости Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан (п. 2 Порядка перемещения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств через таможенную границу Республики Узбекистан[2]). Перечень таких РЭС, ввоз и использование которых допускается на территории РУз только по разрешению указанного органа, приведен в приложении N 1 к Порядку, а форма разрешения – в его приложении N 2.

Если камера, которой оборудован ваш беспилотник, не относится к РЭС, перечисленным в упомянутом Перечне, то Центр электромагнитной совместимости как уполномоченный орган, куда вам по требованию таможенников следует обратиться, по крайней мере предоставит вам письмо с указанием в нем об отсутствии необходимости в получении разрешения. На основании этого письма, надеемся, вам удастся добиться таможенного оформления и выдачи игрушечной модели летательного аппарата.

Осуществление же права обжалования решения таможенного органа, действия (бездействие) его должностных лиц, в т.ч. в Генепрокуратуру зависит от вашего усмотрения. Но реализация его возможна в пределах установленных сроков (ст. 17 Закона «Об обращениях физических и юридических лиц» и ст. 6 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).


[1] Приложение к ПКМ от 31.08.2016 N 287.

[2] Зарегистрирован МЮ 09.11.1998 № 526.

Показать ответ

Ташқи иқтисодий фаолиятининг товар номенклатурасини (2012 йилги версия) талқин этиш Асосий қоидалари 5-банднинг «б» кичик бандига кўра, ичидаги товарлари билан бирга етказиб бериладиган ўров материаллари ва идишлар, агар улар одатда айнан шундай товарларни ўраш учун ишлатиладиган турда бўлса, биргаликда таснифланиши керак. Бироқ, бундай материал ва идишлар қайта ишлатишга яроқли бўлган тақдирда, мазкур қоида мажбурий ҳисобланмайди.

Айтишингизча, корхонангиз импорт қилаётган ип маҳсулотлари махсус ўрамга (қоғозли бобинага) жойлаштирилган (ўралган); ип маҳсулотларидан бўшатилгач, бобина қоғоз чиқиндисига айланади ва қайта ишлатиш учун яроқли бўлмай қолади. Шуни ҳисобга олиб, божхона расмийлаштируви бўйича мутахассис бирга етказиб берилган бобинани ҳамда унга ўралган ип маҳсулотларини алоҳида-алоҳида эмас, балки биргаликда таснифлаши шарт.

Яъни, бобина алоҳида таснифланиши ва ундан божхона тўловлари ҳисобланиши шарт эмас. Шу боис, унга алоҳида божхона тўловлари ҳисобланиши нотўғри бўлади.

Показать ответ

1. Нет, не можете.

Дело в том, что при таможенном режиме временного ввоза товар ввозится на таможенную территорию на определенный срок и временно используется с условным освобождением от уплаты таможенных платежей или их периодических уплатой и без применения мер экономической политики (ч.1 ст.61 ТмК). А поступающая Вам от зарубежных клиентов техника подлежит, как это видно из письма, ремонту и/или техобслуживанию, а не временному использованию кем бы то ни было.

С учетом того, что ремонт товара, включая его восстановление и замену составных частей, относится к операциями по переработке товара на таможенной территории (абз.4 ч.1 ст.71 ТмК), к Вашему случаю подходит таможенный режим как раз этой самой переработки. При нем товар ввозится с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в целях переработки и вывоза в виде продуктов его переработки (ч.1 ст.70 ТмК).

Это в свою очередь означает, что помещение неисправной техники, поступающей для ремонта, под режим «выпуск для свободного обращения (импорт)», сопряженный с уплатой таможенных платежей, правомерным не является.

Разрешительные процедуры при помещении товара под режим переработки приведены в главе 21 ТмК, согласно которой, в частности:

– использование данного режима возможно на основании разрешения таможенного органа (ст.132);

для получения разрешения Вы представите в названный орган, в зоне деятельности которого находится товар, следующие документы:

  • заявление;
  • копию внешнеторгового контракта, на основании которого поступает неисправная техника для ремонта (п.2 ч.1 ст.134);

– указанные документы представите по принципу «одно окно» посредством ЕПИГУ (ч.3 ст.135);

– срок рассмотрения заявления – не более 1 месяца (п.3 ч.1 ст.137);

– для помещения поступившей техники под режим переработки в таможенный орган представите ГТД и товаросопроводительные документы* (ч.1 ст.73).

Порядок заполнения ГТД при переработке товара и обратном вывозе после нее регламентирован главой 16 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (прил., рег. МЮ №2773 от 06.04.2016, далее – Инструкция).

Обратный вывоз отремонтированной техники (продукта переработки), ее отходов и остатков осуществите в режиме реэкспорта без уплаты таможенных пошлин и налогов (ч.1 ст.32 ТмК, п.79 Инструкции). Получения разрешения на помещение их под этот режим не потребуется (ч.3 ст.32 ТмК). В таможенный орган представите ГТД и товаросопроводительные документы (ч.1 ст.34 ТмК).

2. Да, Вы вправе импортировать неисправную технику на запчасти, которые необходимы Вам в дальнейшем для ремонта такой же неисправной техники, но принадлежащей заказчикам. Таможенное оформление ввезенной техники осуществляется в этом случае с использованием режима импорта при условии уплаты таможенных платежей (ч.1 ст.56 ТмК).

Для помещения указанного товара под режим импорта вы должны будете представить в таможенный орган следующие документы:

  • ГТД;
  • товаросопроводительные документы;
  • сертификат происхождения товаров (по желанию и в случаях, когда его необходимость предусмотрена международными договорами РУз) (пп.1, 3 и 4 разд.II прил. к ПКМ №197 от 20.07.2015).

3. Нет, не вправе. Потому что приобретенный и далее отремонтированный Вами товар будет являться продуктом переработки, что, по сути, указывает на изготовление нового товара.

Между тем изготовление индивидуальным предпринимателем компьютерной техники и электроники (включая путем переработки в виде ремонта) не входит в Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (прил. к ПКМ №6 от 07.01.2011). Осуществление же ИП любого вида деятельности, не указанного в данном Перечне, запрещено (п.2 того же ПКМ). Касательно радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, бытовых приборов, офисных машин и вычислительной техники ему разрешены ремонт, установка и техническое обслуживание (п.25 Перечня).

Если у вас велико желание заниматься импортом неисправных компьютеров, электроники и иной техники, последующего их ремонта и экспорта, вам необходимо учредить коммерческую организацию (ЧП, ООО, к примеру) и осуществлять от имени таковой указанные виды деятельности.

4. Нет, не можете. В свете вышеизложенного обязательным является помещение:

поступившей техники для ремонта – под режим переработки на таможенной территории;

отремонтированной техники для обратного вывоза из таможенной территории – под режим реэкспорта;

ввезенной техники на запчасти – под режим импорта.

Все эти действия сопряжены с обязательным заполнением и представлением ГТД в таможенный орган. При этом без участия таможенного декларанта, точнее специалиста по таможенному оформлению не получится. Ибо он уполномочен заполнять, подписывать и подавать в таможенные органы электронной (с использованием ЭЦП) и бумажной ГТД от имени декларанта или таможенного брокера (абз.4 п.1 Инструкции, абз.4 п.4, подп.«б» п.10, пп.11, 12 и 15 прил. к ПКМ №376 от 31.12.2014).

 


* Товаросопроводительными документами являются коммерческие и транспортные документы, которые раскрыты в ст. 9 ТмК.

Показать ответ

ГТК и декларант (точнее специалист по таможенному оформлению) не правы. Банк прав в части замечания на необходимость отражения в ЕЭИСВО[1] данных ГТД по безвозмездной поставке товаров, а в части отказа в принятии платежей по поставкам (надо полагать, возмездным) – нет.

Сведения, необходимые вводу в ЕЭИСВО, указаны в Положении о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями (прил. №1 к ПКМ №416 от 30.09.2003, далее – Положение), а точнее в приложении № 2 данного документа.

Его пункт «а» перечисляет общие данные по контракту, которые вводятся в ЕЭИСВО хозсубъектом – импортером или экспортером[2]. В их числе значатся и общая сумма контракта, и его валюта. Причем независимо, на наш взгляд, от того, является ли контракт возмездным или безвозмездным либо, как в вашем случае, в одной части (на первую партию товаров)– безвозмездным, в другой – возмездным. В Положении нет ни прямого, ни косвенного запрета на ввод в ЕЭИСВО данных о поступлении товаров на безвозмездной основе.

Теперь о ГТД. В силу п. 23 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (прил., рег. МЮ №2773 от 06.04.2016, далее – Инструкция) при помещении под таможенный режим «импорт» товары декларируются путем представления ГТД в таможенный орган. Ее графы 1-3, 5, 7 (код поста), 8-15, 15а, 18-26, 28- 50, 54, «В» и «С» заполняются специалистом по таможенному офрмлению (п.24 Инструкции).

Согласно п.25 Инструкции, в частности:

поставки товаров в качестве дара имеют код 84 (прил. 9 к Инструкции). При заполнении ГТД касательно первой поставки товаров в ваш адрес в левом подразделе ее графы 24, по всему вероятию, указана цифра «84» как код характера сделки (подп.20);

перемещение товаров, передаваемых в качестве дара, обозначается кодом «004» (п.4 прил.11 к Инструкции). Этот код указывается в качестве последних трех цифр в составе 7-значного кода процедуры перемещения товаров через таможенную границу РУз в графе 37 ГТД (подп.32);

в графе «С» ГТД, помимо идентификационного номера контракта в ЕЭИСВО, указывается дата ввоза товаров (в т.ч., как мы считаем, на безвозмездной основе) на территорию РУз (подп.48).

Таким образом, при таможенном оформлении поступившей первой партии товаров в режиме импорта вся информация о ней, включая код их поставки в качестве дара и код их перемещения через границу, скорее, была отражена в ГТД.

Ну а обязанность по вводу в ЕЭИСВО информации о поступлении товара (возмездно или безвозмездно – неважно) возложена на подразделения Управления по организации таможенного контроля ГТК на местах (п.«в» и примечание в виде трех звездочек прил. №2 к Положению). Следовательно, по вашему контракту названным подразделением таможни на месте должны были вводиться в ЕЭИСВО данные о наименовании поступившей безвозмездно первой партии товаров, их коде по ТН ВЭД, количестве, весе, стране происхождения; дате и номере регистрации ГТД; датах поступления этой партии товаров, пересечения ею таможенной границы, ее таможенного оформления; фактурной, таможенной и статистическая стоимости и т.п.

За своевременность и достоверность внесения в ЕЭИСВО информации о поступлении товаров ответственность несут именно таможенные органы (абз.2 п.19 Положения).

Для разрешения ситуации рекомендуем вам обратиться в таможенный орган и уполномоченный банк с письмами об устранении препятствий, а в случае их неудовлетворения – с жалобами в органы прокуратуры и суд.

 


[1] Единая электронная информационная система внешнеторговых операций.

[2]ЕЭИСВО может также содержать другие данные, подлежащие заполнению, связанные с исполнением внешнеторговых контрактов.

Показать ответ

Ваш контракт на экспорт услуг, скорее, не подлежит ни регистрации, ни постановке на учет.

Такой контракт подлежал бы:

  •  регистрации в МВЭСИТ, если бы он был заключен на основании решения Правительства Республики Узбекистан или межправительственного соглашения (абз.3 п.1 прил., рег. МЮ №1588 от 03.07.2006), и последующей постановке на учет в соответствующем таможенном органе (абз.1 подп.«а» п.5 и абз.1 подп.«а» п.6 рег. МЮ №832 от 15.10.1999);
  •  регистрации на бирже[1] или ее филиале, если бы он был заключен на бирже, и последующей постановке на учет в соответствующем таможенном органе (п.15 прил. №2 к ПКМ №174 от 15.04.1999[2], подп.«г» п.4 рег. МЮ №832 от 15.10.1999).

В остальных случаях контракт на экспорт услуг не требует регистрации и постановки на учет.

Данные по контракту на экспорт услуг вы обязаны ввести в электронной форме через ЕПИГУ с использованием ЭЦП (п.1 ПКМ №199 от 21.07.2014) в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (далее – ЕЭИСВО). Этими данными являются: наименования вашей фирмы и иностранного партнера, их реквизиты; дата и номер контракта; его тип, предмет (наименование услуги); общая сумма, валюта контракта; валюта платежа; условия и сроки оказания услуг и платежа; акты оказанных услуг и пр. (п.«а» и примечание в виде одной звездочки прил. №2 к Положению, прил. №1 к ПКМ №416 от 30.09.2003). 

А вот без наличия контракта экспортировать услуги вы могли бы через онлайновый магазин в сети Интернет только после поступления полной оплаты на ваш счет в банке РУз и внесения данной информации в ЕЭИСВО.

 


[1] Под биржей в данном случае имеются в виду биржевые и выставочно-ярмарочные торги (п.2 прил. № 2 к ПКМ № 174 от 15.04.1999). 

[2] При этом термин «товар», используемый в тексте прил. № 2 к ПКМ № 174 от 15.04.1999, охватывает, как это указано в п.1 того же документа, как собственно товары, так и работы и услуги. Следовательно, через биржу могут быть экспортированы и услуги.

29.05.2017 [ID: 8628] “Чет эл инвестициялари тўғрисида”ги Қонунининг 12-моддаси олтинчи қисмида устав фондида чет эл инвестицияларининг улуши камида ўттиз уч фоиз бўлган чет эл инвестициялари иштирокидаги корхоналар томонидан улар давлат рўйхатидан ўтказилган пайтдан эътиборан икки йил давомида ўз ишлаб чиқариш эҳтиёжлари учун Ўзбекистон Республикасига олиб кириладиган мол-мулк бож ундиришдан қонун ҳужжатларида белгиланган тартибда озод қилиниши белгилаб қуйилган. Агар устав фондида чет эл инвестицияларининг улуши эллик фоиз бўлган ва давлат рўйхатидан ўтказилганига икки йил тўлмаган чет эл инвестициялари иштирокидаги корхона чет элдан Ўзбекистон Республикасига хом-ашё киргизиб уни давал хом ашёсини қайта ишлаш тўғрисида тузилган шартномага мувофиқ қайта ишловчига буюртмачи сифатида бериб тайёр маҳсулот шаклида қайтариб олса Қонунининг 12-моддаси олтинчи қисмида назарда тутилган имтиёз ўз кўчида қоладими?
Показать ответ

Йўқ, қолмайди.

Ҳа, ҳақиқатан ҳам «Чет эл инвестициялари тўғрисида»ги Қонунининг (бундан кейин – Қонун) 12-моддаси 8-қисмида назарда тутилганидек, устав фондида чет эл инвестицияларининг улуши камида 33 фоиз бўлган чет эл инвестициялари иштирокидаги корхоналар томонидан улар давлат рўйхатидан ўтказилган пайтдан эътиборан 2 йил давомида ўз ишлаб чиқариш эҳтиёжлари учун Ўзбекистонга олиб кириладиган мол-мулк бож ундиришдан қонун ҳужжатларида белгиланган тартибда озод қилинади.

Айтиб ўтилган тартиб Хорижий инвестициялар иштирокидаги корхоналар[1] томонидан ўз ишлаб чиқариш эҳтиёжлари учун олиб келинаётган мол-мулкни аниқлаш тартиби тўғрисида Низомда (бундан кейин – Низом) (ВМнинг 16.05.2011 йилдаги 136-сон қарорига илова) белгилаб қўйилган. Унга биноан:

имтиёзлар ўз ишлаб чиқариш эҳтиёжлари учун олиб келинаётган мол-мулкка сертификат мавжуд бўлганда «эркин муомалага чиқариш (импорт)» божхона режимига божхона расмийлаштирув пайтида берилади (2-банд);

сертификат – маҳсулотлар ишлаб чиқариш, ишларни бажариш ва хизматлар кўрсатишнинг технологик жараёнида фойдаланиш учун олиб келинаётган мол-мулкнинг ишлатилишини тасдиқлайдиган ҳужжат (3-банднинг 4-хатбоши);

сертификат ваколатли орган[2] томонидан қуйидаги талабларга риоя қилинган ҳолда берилади:

мол-мулкдан бевосита ишлаб чиқариш жараёнида фойдаланиш;

ариза берувчининг ишлаб чиқариш майдонида (шу жумладан ижарага олинган майдонда) унинг ходимлари томонидан ишлаб чиқаришнинг асосий технологик жараёнлари амалга оширилиши;

ўзининг (шу жумладан ижарага олинган) асосий ва айланма маблағларидан, шу жумладан жалб этилган молиявий ресурслардан фойдаланиш (4-банд);

эксперт тақдим этилган ҳужжатларни кўриб чиқади ва ҳужжатларда етарли зарур маълумотлар мавжуд бўлган тақдирда олиб келинадиган мол-мулкдан ишлаб чиқаришнинг технологик жараёнида фойдаланиш учун шарт-шароитлар мавжудлигини аниқлаш учун ишлаб чиқариш жойининг ўзида ариза берувчининг ишлаб чиқаришини экспертизадан ўтказади, Низомнинг 7-бандига мувофиқ тақдим этилган ҳужжатлардан келиб чиқиб олиб келинадиган мол-мулкдан фойдаланишнинг тахминий муддатини аниқлайди (12-банд);

ишлаб чиқариш экспертизасининг натижалари ариза берувчи томонидан тақдим этилган ҳужжатларда кўрсатилган маълумотларга мувофиқ бўлган тақдирда эксперт томонидан экспертиза далолатномаси тузилади (13-банд);

Айрим ҳолларда, шу жумладан Низомнинг 4-банди талабларига риоя қилинмаганда сертификат беришнинг рад этилиши юзасидан рад этиш сабаблари кўрсатилган ҳолда эксперт хулосаси расмийлаштирилади (14-банд).

Юқорида келтирилган нормалардан кўриниб турибдики, корхона буюртмачи сифатида олиб келтирган мол-мулкни хом ашё тариқасида маҳсулот ишлаб чиқариш учун бошқа шахсга қайта ишлашга берса ва кейинчалик тайёр маҳсулот уни ўзига қайтарилса, бундай ҳолат корхонанинг ишлаб чиқариш майдонида унинг ходимлари томонидан ишлаб чиқаришнинг асосий технологик жараёнлари амалга оширилиши, яъни Низом 4-банди 3-хатбошисининг талабига риоя қилинмаганлигидан далолат беради.

Шундан келиб чиқиб, Қонуннинг 12-моддаси 8-қисмидаги имтиёз сиз кўрсатган ҳолатга татбиқ этилмайди. Давлат томонидан ушбу имтиёзнинг берилишидан мақсад, фикримизча, чет эл инвестициялари иштирокидаги корхоналарни (албатта, устав фондида айнан шу инвестицияларнинг улуши камида 33 фоиз бўлганда) ишлаб чиқаришга рағбатлантириш ва бу билан улар орасида ишлаб чиқарувчиларнинг сонини купайтиришдир.

 


[1] Бундай кеийн – корхона.

[2] Яъни «Ўзбекэкспертиза» ОАЖ ва унинг ҳудудий бўлинмалари (Низомнинг 3-банди 9-хатбоши). 

Показать ответ

Лифты и прочие машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки и разгрузки входят в товарную позицию 8428 ТН ВЭД версии 2012 года. Данная позиция охватывается обозначением цифр «8425 – 8430», которое приводится в колонке «Код ТН ВЭД» пункта 69 Перечня производимых в Республике Узбекистан и ввозимых на ее территорию видов продукции, подлежащих обязательной сертификации[1]. Следовательно, ввезенный в Узбекистан лифт необходимо сертифицировать.

По всей видимости, предприятие, ввозившее лифтовое оборудование, при таможенном оформлении, получило его на основании пункта 3.9. Инструкции о порядке ввоза на территорию Республики Узбекистан товаров (продукции), подлежащих обязательной сертификации[2]. Согласно этому пункту к товарам, ввозимым на территорию Республики Узбекистан, допускаемым к таможенному оформлению без представления сертификата соответствия, относятся товары в качестве составных частей технологического оборудования, сертификат на которые может быть выдан органом по сертификации только по результатам испытаний на месте эксплуатации, и при условии представления таможенному органу лицом, ввозящим их, обязательства об осуществлении сертификации технологического оборудования после его сборки, наладки, испытания и доводки, а также представления письма органа по сертификации о проведении сертификации такого технологического оборудования.

В статье 12 Закона от 28.12.1993 N 1006-XII «О сертификации продукции и услуг» предусмотрены требования к продукции, подлежащей обязательной сертификации. Согласно ей такая продукция не может быть реализована на территории Узбекистана в некоторых случаях, в частности, если она не была представлена на сертификацию и не прошла ее в связи с несоответствием требованиям сертификации.

Исходя из этого, а также учитывая, что лифт подлежит обязательной сертификации, он не может быть реализован в какой-либо форме (продажа, дарение, обмен, передача в счёт чистой прибыли и т.д.) без сертификации и получения сертификата соответствия.

 


[1] Приложение N 1 к постановлению КМ от 28.04.2011 N 122.

[2] Утверждена Узгостандартом и ГТК, зарегистрирована МЮ 26.02.2000 N 901.

Показать ответ

Да, такая оплата будет правомерной.

Как видно из вашего письма, вы импортируете консалтинговые услуги* на основании договора гражданско-правового характера. Также мы усматриваем, что услуги будут оказаны физлицом – нерезидентом в разовом порядке. Данные отношения регулируются прежде всего нормами главы 38 ГК («Возмездное оказание услуг»).

Касательно экспортно-импортных операций основными формами платежа являются документарные аккредитивы, банковский перевод и инкассо (п.13 прил. к УП-837 от 20.04.1994). Следовательно, в качестве оплаты за импортные операции в виде полученных (получаемых) услуг вы можете использовать банковский перевод, что подразумевает перечисление вами иностранной валюты на зарубежный банковский счет исполнителя.

Правомерность указанной оплаты дополнительно подтверждается следующими правовыми нормами.

Средства в иностранной валюте юрлиц – резидентов на валютных счетах в уполномоченных банках на территории РУз используются ими самостоятельно в соответствии с законодательством (ч.2 ст.16 Закона «О валютном регулировании» в нов. ред., далее – Закон). Суммы, числящиеся на валютных счетах таких лиц, могут быть по распоряжению владельца счета перечислены по платежам, связанным с осуществлением текущих международных операций (подп «а» п.2.4, рег МЮ №511). К таковым операциям, в частности, относятся все платежи, подлежащие выплате в связи с ведением внешней торговли, иной текущей деятельности, включая услуги (абз.2 ч.1 ст.7 Закона).

О возможности оплаты в иностранной валюте импорта услуг свидетельствует и подп. «в» п. 2 Положения о порядке проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке (прил. №2 к ПКМ №294 от 10.07.2001). Согласно ему на внебиржевом валютном рынке осуществляются операции по  покупке инвалюты для импорта товаров и услуг. Смысл данной нормы указывает на допустимость банковского перевода со счета резидента на счет нерезидента инвалюту в качестве оплаты импортированных услуг.

Вообще, нужно отметить, что во избежание возникновения вопросов, аналогичных рассмотренному в настоящем материале, представляется целесообразным изложение абз. 2 ч.1 ст.7 Закона таким образом, чтобы любому читателю было ясно, что платежи, подлежащие выплате в связи с импортом услуг (да и работ тоже), бесспорно, относятся к текущим международным операциям.

И последнее. При оплате услуг нерезидента вам необходимо перечислить ему денежные средства за минусом суммы налога. Ибо доходы физлиц – нерезидентов, полученные из источников в РУз, подлежат налогообложению (ст.168 НК). Доходы, полученные по договорам гражданско-правового характера, облагаются налогом у источника без вычетов по ставке 20 % (абз.4 ч.1 ст.182 НК). При этом следует учесть и правила международного договора РУз (при наличии) с государством, резидентом которого является ваш исполнитель, поскольку они, если в них установлены иное, отличное от правил в налоговом законодательстве РУз, обладают приоритетной силой (ст.4 НК).

 


* Импортом услуг является оказание услуг юридическим или физическим лицом иностранного государства юридическому или физическому лицу РУз независимо от места их оказания (ч.6 ст.11 Закона «О внешнеэкономической деятельности»).

Показать ответ

– Ответ на интересующий вас вопрос, в общем-то, содержится в вашем же письме.

Постановление КМ от 13.05.2013 № 127 «О дополнительных мерах по совершенствованию ввоза потребительских товаров в Республику Узбекистан» (далее – ПКМ), как это видно из его текста, принят во исполнение постановления Президента от 29.01.2013 № ПП-1913 «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности отечественной продукции и усилению борьбы с незаконным ввозом товаров» (далее – постановление № ПП-1913).

В абзаце третьем пункта 3 постановления № ПП-1913 установлено, что с 01.07.2013 ввозимые продовольственные товары, предметы личной гигиены и другие потребительские товары по перечням, утверждаемым КМ, должны иметь обязательную маркировку на государственном языке, проставляемую предприятиями-изготовителями.

В пункте 31 Перечня отдельных видов импортируемых потребительских товаров, подлежащих обязательному маркированию на государственном языке, проставляемому предприятиями-изготовителями (далее – Перечень), утвержденном ПКМ, указаны товары, которые по ТН ВЭД входят в группу 8415 «Установки для кондиционирования воздуха, оборудованные вентилятором с двигателем и приборами для изменения температуры и влажности воздуха, включая кондиционеры, в которых влажность не может регулироваться отдельно» (кроме 8415 20 000 1, 8415 90 000 1 и используемых в производстве гражданской авиации). Это значит, товар, квалифицируемый кодом 8415 81 009 0, охватывается упомянутым пунктом Перечня.

Однако, как вы правильно заметили, в абзаце втором пункта 1 ПКМ определено, что обязательному маркированию подлежат только товары, которые:

имеют потребительскую упаковку (тару), являющуюся частью товара и входящую в его стоимость;

непосредственно поступают в розничную торговлю в указанной упаковке (таре).

Из письма следует, что товар, планируемый вами импорту, поступит в розничную торговлю; что товар этот – громоздкий предмет, обернутый в прозрачный полиэтилен, который к потребительской упаковке (таре), являющейся частью товара и входящей в его стоимость, не относится.

Действительно, прозрачный полиэтилен, в который  обернут крупногабаритный товар, вряд ли является его частью и, соответственно, потребительской упаковкой (тарой). Ведь потребительские свойства такого товара предусматривают возможность отделения полиэтилена без их нарушения. Приобретая его и пользуясь им, покупатель не будет испытывать потребности в полиэтиленовой упаковке, в результате чего «потребительской» являться она не может. Другое дело, когда речь идет о других товарах, например, зубной пасте, которую трудно представить без тубы (или, проще говоря, тюбика), и оттого такая разовая упаковка относится к потребительской таре. Или, возьмем, товары бытовой химии (дезинфицирующие средства, к примеру), содержащиеся в аэрозольной упаковке. Такая упаковка представляет собой корпус цилиндрической формы, с узкой горловиной, укупориваемой распылительным клапаном, внутри которой сохраняется заданное давление, позволяющее проводить распыление. Очевидно, что и подобная упаковка как часть указанного товара является потребительской тарой.

Исходя из изложенного считаем, что полиэтиленовая (целлофановая) обертка, в которую упакован крупногабаритный товар, квалифицируемый кодом по ТН ВЭД 8415 81 009 0, к потребительской таре (упаковке) не относится и его частью не является. В силу этого, с учётом абзаца первого пункта 1 ПКМ, данный товар при его ввозе вами в Узбекистан для последующей розничной продажи обязательному маркированию на государственном языке со стороны предприятия-изготовителя не подлежит.

Показать ответ

– В связи с тем, что в Вашем обращении не указано, в какое именно учреждение – орган ГСБДД, нотариальную контору, банк или таможенные органы – Вы собираетесь представить подлежащие оформлению документы касательно экспортной продажи автобуса, мы решили перечислить документы, которые необходимо представить в каждое из названных выше учреждений, и связанные с этим виды платежей.

В соответствии с частью четвертой статьи 386 Гражданского кодекса и Положением о порядке оформления сделок с автотранспортными средствами Вашей организации и иностранному контрагенту необходимо нотариально удостоверить договор купли-продажи автобуса. Но до этого, согласно пункту 7 Положения № 38, автобус подлежит осмотру в органе ГСБДД по месту его регистрации или по месту совершения сделки (по выбору приобретателя) на предмет соответствия номеров агрегатов регистрационным номерам. Факт соответствия подтверждается штампом на регистрационном документе автобуса и подписью должностного лица, проводившего осмотр. Штамп действителен в течение 10 дней. За проведение осмотра автобуса плата не взимается.

Удостоверение нотариусом сделки производится после проверки отсутствия запрещения отчуждения и ареста. Однако, подобную справку Вы можете получить сами в нотариальной конторе, ведущей банк данных, по месту нахождения Вашей организации – собственника автобуса, указанному в регистрационном документе на него (пункт 33 и абзац третий пункта 35 Положения о порядке наложения и снятия запрещения отчуждения и ареста автомототранспортных средств, а также формирования документального банка данных о запрещениях отчуждения и арестах автомототранспортных средств.

Согласно пункту 117 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами при удостоверении сделки об отчуждении автомототранспортных средств, в которой одной из сторон (сторонами) является юридическое лицо, требуются следующие документы:

учредительные документы юридического лица;

свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

документы, подтверждающие право собственности (свидетельство о регистрации транспортного средства, справка установленной формы, выданная органами ГСБДД для номерных агрегатов автомототранспортного средства);

документ уполномоченного органа юридического лица об отчуждении автомототранспортных средств (решение, протокол общего собрания, решение наблюдательного совета, приказ и т.п.);

документ, удостоверяющий полномочия представителя (доверенность);

справка об остаточной балансовой стоимости;

справка о чистых активах юридического лица;

акт сторон об оценке автомототранспортного средства;

акт приема-передачи (если автомототранспортное средство было передано до подписания сделки);

согласие собственника (если автомототранспортное средство принадлежит юридическому лицу на праве оперативного управления);

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (платежное поручение, квитанция);

документ, подтверждающий произведение расчетов между сторонами (за исключением случаев отсрочки платежного обязательства).

Если же Ваша организации является государственной, дополнительно к перечисленным выше документам требуется представление отчета оценочной организации и разрешения вышестоящей организации (при наличии вышестоящей организации) (пункт 118 той же Инструкции).

Имея в виду, что другой стороной предполагаемой сделки является юридическое лицо, пусть и иностранное, нотариус, удостоверяющий сделку, может потребовать от покупателя представления указанных выше документов.

С учетом того, что отчуждаемый автобус вывозится из Узбекистана, договор купли-продажи должен быть составлен таким образом, чтобы в нем отражались и некоторые особенности, которые свойственны внешнеторговым контрактам.

За совершение сделки об отчуждении автомототранспортного средства уплачивается государственная пошлина. Ее размер применительно к автобусу Вы можете определить на основании подпунктов "к" и "к-1" пункта 4 Ставок государственной пошлины в зависимости от его производства (отечественное или иностранное) и срока эксплуатации.

Так как нотариальное удостоверение сделок с автомототранспортными средствами осуществляется исключительно на гербовых (специальных) бланках строгой отчетности, за это взимается гербовый сбор в размере 10 % минимальной заработной платы (абзац первый пункта 9 Положения № 38).

Далее, по смыслу пунктов 1-4 раздела VI Правил регистрации, перерегистрации автомототранспортных средств, ведения их учета, выдачи и замены национальных госномерных знаков в Республике Узбекистан(5), необходимо снять проданный автобус с учета территориального отдела по делам обороны и затем ГСБДД, вновь произвести техосмотр для определения соответствия номеров агрегатов регистрационным документам, сдать госномерные знаки, получить вместо них номерные знаки "Транзит", вписать в регистрационном удостоверении автобуса сведения о причинах снятия с учета, на кого выдано, куда направляется и когда снято с учета.

За выдачу транзитных номерных знаков автотранспортным средствам взимается сбор в размере 25 % МРЗП, что предусмотрено пунктом 3 Ставок платежей, взимаемых при выдаче государственных регистрационных номерных знаков и бланков строгой отчетности, за регистрацию и перерегистрацию, проведение обязательного технического осмотра автомототранспортных средств, их прицепов (полуприцепов), а также при приеме экзаменов.

Однако следует иметь в виду, что снятие автобуса с учета и получение транзитного номера представляется логичным произвести после соблюдения процедур по постановке на учет экспортного контракта (таковым в Вашем случае будет договор купли-продажи автобуса) в соответствующих учреждениях. Так, в силу пункта 2.1 Положения о порядке постановки на учет и осуществления контроля за исполнением экспортных и бартерных контрактов в уполномоченных банках Ваша организация должна представить в уполномоченный банк заявление о постановке на учет экспортного контракта, его оригинал и копию.

В соответствии с пунктом 8 Порядка постановки на учет контрактов (договоров) и соглашений в таможенных органах Республики Узбекистан(8) Вам надлежит представить в таможенный орган заявление о постановке на учет контракта, его оригинал и копию, а также копию карточки ОКПО (при первоначальном обращении и повторно, если изменился код ОКПО) и идентификационный номер уполномоченного банка.

Если Ваша организация является микрофирмой или малым предприятием, то в соответствии с Временным положением о механизме реализации процедур, связанных с экспортными поставками, по принципу "одно окно", постановка на учет контракта в таможенном органе осуществляется на таможенном посту ВЭД непосредственно в процессе таможенного оформления товара.

Исходя из раздела I Перечня документов, представляемых таможенным органам при оформлении экспортно-импортных грузов, и пункта 2.1 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для таможенного оформления товара в режиме "экспорт" необходимо представить (с описью):

взятый на учет контракт;

грузовую таможенную декларацию;

транспортные и товаросопроводительные документы;

сертификат происхождения товара (если он зафиксирован в контракте);

платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей.

Кстати, о сертификате происхождения товара следует помнить вот что. В части второй статьи 28 Закона "О таможенном тарифе" установлено, что при вывозе товара с таможенной территории РУз сертификат о его происхождении выдается уполномоченным на это органом в случаях, когда его необходимость зафиксирована в соответствующих контрактах, в национальных правилах страны ввоза или предусмотрена международными обязательствами РУз. Известно, что Узбекистан и Кыргызстан, как, впрочем и другие страны СНГ, являются участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли, подписанного в Москве 15.04.1994, и соответствующих Правил определения страны происхождения товаров. Согласно им к товарам может применяться  режим наибольшего благоприятствования или преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении. Например, если автобус произведен на территории Узбекистана его резидентом, то при наличии сертификата происхождения Ваш контрагент, будучи резидентом Кыргызстана, при ввозе его на территорию собственной страны будет освобожден от уплаты импортной таможенной пошлины.

Уплачивать каких-либо пошлин и иных таможенных платежей, кроме сбора за таможенное оформление товара, не придется. Согласно Ставкам сборов за таможенное оформление, уплачиваемых при экспорте товаров и услуг за таможенное оформление товаров и транспортных средств в таможенном режиме "экспорт" ставка сбора установлена в размере 0,1 % от таможенной стоимости, но не менее 50 % от МРЗП.

Выручка от продажи автобуса подпадает под прочий доход, от которого Ваша организация должна будет платить соответствующий налог (налог на прибыль или ЕНП).

50 % выручки в иностранной валюте, полученной от реализации автобуса, подлежит обязательной продаже согласно Порядку осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте.

Помимо указанных выше платежей (пошлин, сборов, налога), у Вашей организации, по-видимому, будут и иные расходы, связанные с:

постановкой на учет контракта в уполномоченном банке (оплата комиссии);

получением сертификата происхождения (оплата услуг ОАО "Узбекэкспертиза");

таможенным оформлением (оплата услуг таможенного брокера, если не имеется собственного штатного специалиста по таможенному оформлению).

Показать ответ

- Интересующим вас ведомственным актом, по всей видимости, является приказ по ГТК Республики Узбекистан от 09.01.1998 № 5 «Об утверждении типовых Положений о территориальном Управлении и специализированном таможенном комплексе ГТК РУз, таможенных комплексах и постах». Положения, указанные им, утверждены в соответствии с постановлением КМ от 30.07.1997 № 374 «О вопросах организации деятельности Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан». Этим решением Правительства утверждено Положения о Государственном таможенном комитете Республики Узбекистан (далее – Положение). Согласно его пункту 4 систему органов ГТК составляют:

Центральный аппарат ГТК;

управления ГТК по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту (УГТК), специализированные таможенные комплексы (СТК);

таможенные комплексы и таможенные посты.

Из пункта 5 Положения, в частности, усматривается, что центральный аппарат ГТК, УГТК и СТК являются юридическими лицами. Отсюда следует, что таможенные посты, как, впрочем, и таможенные комплексы (кроме СТК), статусом юридического лица не обладают. Возможно, это обстоятельство послужило основанием для включения в пункт 6.3 Типового положения «О таможенном комплексе (посте) Республики Узбекистан» (далее – Типовое положение) правила, согласно которому начальники таможенных постов[1] не вправе самостоятельно рассматривать письменные обращения физических и юридических лиц по вопросам таможенного оформления товаров, а также посылать официальные запросы и отвечать на таковые от своего имени. Нетрудно догадаться, что оно, Типовое положение, утверждено упомянутым выше приказом (является его приложением № 3).

Однако как в приведенном пункте Типового положения, так и в его других пунктах нет ни слова, которое указывало бы на возможность отказа таможенными постами приема письменных обращений физических и юридических лиц; в нем запрещено лишь самостоятельно рассматривать их, а также посылать официальные запросы и отвечать на таковые от своего имени. Значит, таможенные посты обязаны принимать письменные обращения указанных лиц. Что же касается самостоятельного рассмотрения их, запрет на которое содержит в себе пункт 6.3 Типового положения, то анализ действующего законодательства показывает на незаконность такого запрета.

Так, часть вторая статьи 14 Закона «О таможенном тарифе» (от 29.08.1997 № 470-I) обязывает таможенный орган по письменному запросу декларанта представить ему письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не принята таможенным органом. Из этого нормативного предписания видно, что таможенный пост (комплекс), являясь таможенным органом, обязан принять письменный запрос декларанта и, следовательно, дать в ответ письменное разъяснение по указанному вопросу.

Другим нормативно-правовым актом, указывающим на противоречие пункта 6.3 Типового положения требованиям законодательства, является Инструкция по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан[2]. В её пункте 9.2 сказано, что в случаях, если таможенная стоимость импортируемого товара определяется таможенными органами, то по письменному запросу импортёр имеет право на письменное объяснение таможенных органов того, каким образом она была определена.

Еще одним таким актом, иллюстрирующим, что пункт 6.3 Типового положения идет вразрез с законодательством, являются Правила заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан[3]. Из абзаца второго пункта 15 раздела II Правил также усматривается, что декларант может запросить у таможенного органа в письменной либо электронной форме разъяснение причин, по которым не принята заявленная им таможенная стоимость (за исключением случаев условной таможенной оценки).

По заявлению декларанта, поданному в письменной либо в электронной форме, таможенный орган может предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с действующим законодательством (пункт 17 раздела II Правил).

Особое внимание следует обратить и на пункт 9 того же раздела Правил, где установлено, что таможенный орган, производящий таможенное оформление, может располагать информацией, отсутствующей у декларанта, в том числе справочными ценами на товары, обращающимися во внешней торговле, а также данными по идентичным или аналогичным товарам, таможенное оформление которых производилось ранее. При этом информация о таможенной стоимости по отдельной сделке может быть представлена декларанту только в обезличенном виде, обеспечивающем соблюдение конфиденциальности используемой информации (то есть без указания продавца, покупателя, декларанта и прочих данных, позволяющих идентифицировать сделку).

Несомненно, в каждом из приведенных пунктов нормативно-правовых актов, помимо прочего, речь идет о таможенном органе, производящим таможенное оформление, каковым в абсолютном большинстве случаев выступают таможенные посты (комплексы), а также о запросах и заявлениях декларанта, в том числе в письменной форме, в ответ на которые тот же самый орган предоставляет необходимую информацию или выполняет иные действия.

Резюмируя вышеизложенное, можно смело утверждать, что раз действующее законодательство вменяет в обязанности таможенного органа, производящего таможенное оформление, в качестве которого зачастую действуют таможенные посты (комплексы), предоставление декларанту запрошенной информации по ряду вопросов и выполнение иных действий, значит, те же самые таможенные посты (комплексы) не вправе отказывать в приеме запросов декларантов и предоставлять письменные информации, например, о мотивах (причинах) отказа в принятии заявленной таможенной стоимости либо о самых низких ценах, по которым ранее производилось таможенное оформление идентичных или аналогичных товаров.

Для большей убедительности сошлемся и на Закон «О нормативно-правовых актах»[4], целый ряд положений которого укажет, что Типовое положение не является актом законодательства или, говоря иначе, нормативно-правовым актом в том смысле, каковой вкладывает в него Закон.

В статье 5 Закона перечислены виды нормативно-правовых актов, каковыми являются Конституция и законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса, указы, постановления и распоряжения Президента, постановления Кабинета Министров, приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, решения органов государственной власти на местах.

Применительно к нормативно-правовым актам министерств, государственных комитетов и ведомств Закон (статья 27) предъявляет отдельные требования, в числе которых обязательность представления ими в течение десяти дней со дня принятия таковых в МЮ Республики Узбекистан для государственной регистрации. Их акты, не прошедшие госрегистрацию, не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений и не влекут за собой правовых последствий.

Таким образом, отношения физических и юридических лиц с таможенными постами, связанные со сферой запрашивания информации и предоставления ее, не могут регулироваться Типовым положением в целом и его пунктом 6.3 в отдельности как не прошедшим государственной регистрации в МЮ. Следовательно, отказ начальника таможенного поста в приеме запросов и иных обращений граждан и организаций и рассмотрении их являться правомерным не может?

 


[1] С учетом оговорки в пункте 1.1 Типового положения  далее в его тексте под таможенным постом имеются в виду и таможенный комплекс.

[2] Утверждена ГТК, зарегистрирована МЮ 13.01.1998 №390.

[3] Утверждены ГТК, зарегистрированы МЮ 22.02.2002 № 899 (далее – Правила).

[4] От 14.12.2000 № 160-II, в редакция Закона от 24.12.2012 № ЗРУ-342 (далее – Закон).

Показать ответ

Говоря о запрещающей норме касательно оплаты за третьих лиц, вы, как мы предполагаем, имели в виду пункт 5 Указа Президента 09.08.1996 N УП-1504 «О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом». Но данный пункт содержит запрет иного рода. В нем коммерческим банкам предписано осуществлять оплату за поставленную продукцию (работ, услуг) непосредственно поставщикам, не допуская зачета платежей с третьими лицами. В нем также установлено, что нарушение указанного порядка квалифицируется как сокрытие  дохода с применением к виновным санкций, предусмотренных законодательством.

Действующее законодательство не запрещает оплаты третьим лицом или за третьих лиц, в том числе иностранной валютой по импортному контракту.

Глава 23 Гражданского кодекса (ГК) предусматривает перемену лиц в обязательстве. В соответствии со статьей 313 ГК право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для этого не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Поэтому не исключено, что иностранный поставщик, которому по импортному контракту принадлежало право (требование), уступил этот требование организации - резиденту Узбекистана. Последний же, имея иностранную валюту, произвел платеж по указанному импортному контракту.

Перемена лиц в обязательстве может производиться и путем перевода долга. Согласно статье 322 ГК перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. Новый должник вправе выдвигать против требования кредитора все возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником.

В этом случае импортер как первоначальный должник по соответствующему договору с третьим лицом (новым должником), имеющим иностранную валюту, переводит на последнего свой долг по импортному контракту перед иностранным поставщиком. При этом получение согласия поставщика является обязательным. После этого новый должник должен будет осуществить расчет с поставщиком.

В каждом из приведенных выше случаев импортер становится должником перед новым кредитором.

Перемена лиц в обязательстве может иметь место как через биржу, так и без нее. Делается это через любую товарно-сырьевую и фондовую биржу в тех случаях, когда третье лицо, готовое оплатить иностранному поставщику, имеет вторичный депозитный счет в иностранной валюте в расчетно-клиринговой палате биржи.

Показать ответ

1. Виды таможенных платежей перечислены в ст.344 Налогового кодекса (НК). Согласно им при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Узбекистан и в других случаях, установленных таможенным законодательством, уплачиваются следующие виды таможенных платежей:

таможенная пошлина;

налог на добавленную стоимость;

акцизный налог;

таможенные сборы.

Аналогичное содержится и в ст.289 Таможенного кодекса (ТмК), где, кроме того, оговорено, что законодательством могут быть установлены и иные таможенные платежи.

Как следует ч.2 ст.343 НК, плательщики, порядок исчисления, уплаты, возврата и взимания таможенных платежей, а также льготы по таким платежам определяются таможенным законодательством, если иное не предусмотрено этой же статьей. Поскольку иное применительно к их плательщикам указанной статьей не предусмотрено, необходимо руководствоваться нормами таможенного законодательства.

Так, согласно ч. 1 ст. 295 ТмК плательщиком являются:

декларант;

таможенный брокер, если это предусмотрено в договоре с декларантом;

владелец таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, перевозчик в случае не соблюдения ими требований и условий применения таможенных режимов;

операторы и провайдеры почтовой связи международных почтовых и курьерских отправлений при утрате или выдаче без осуществления таможенного контроля международных почтовых и курьерских отправлений, находящихся под таможенным контролем.

Кроме того, уплатить за плательщика таможенные платежи вправе любое заинтересованное лицо (ч.2 ст. 295 ТмК).

Таким образом, практически любой субъект – как физическое, так и юридическое лицо – может выступать, по сути, в качестве плательщика таможенных пошлин, налогов, сборов. Касательно физлиц основным требованием, предъявляемым к ним, является их дееспособность, т.е. способность собственными действиями приобретать права и нести обязанности. Все другие требования носят факультативный характер и могут быть регламентированы лишь сторонами договора.

Несколько слов и о нормах Гражданского кодекса (ГК). Известно, что обязательство – гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказывать услуги, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в данном Кодексе (ст. 234 ГК).

Исходя из этого указание в договоре купли-продажи или поставки условия об обязательстве уплаты вами (покупателем, грузополучателем) таможенных платежей при импорте товара не то что не будет противоречить действующему законодательству, а напротив, будет соответствовать его положениям.

Да и грузовая таможенная декларация имеет соответствующие графы, предназначенные также на иных лиц, оплачивающих таможенные платежи.

2. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) ( ч. 1 ст. 386 ГК).

Отдельными видами договора купли-продажи являются:

розничная купля-продажа,

поставка товаров,

поставка товаров для государственных нужд,

контрактация,

энергоснабжение,

продажа недвижимости,

продажа предприятия.

Договор поставки определен в ст. 437 ГК, согласно которой по данному договору поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять товары и оплатить их.

Итак, договор поставки – это разновидность договора купли-продажи, однако он имеет ряд специфических особенностей.

Различия между двумя договорами сводятся к следующему:

1) субъектный состав. Если в других видах договоров купли-продажи продавцом и покупателем в зависимости от ситуации могут быть как юридические, так и физические лица (в т.ч. не индивидуальные предприниматели), то в качестве поставщика-продавца в договоре поставки выступает только субъект,  осуществляющий предпринимательства. Это может быть коммерческая организация либо гражданин – индивидуальный предприниматель. В качестве поставщика также может быть некоммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в пределах, соответствующих ее уставным целям*. Покупателем в таком договоре могут быть субъекты предпринимательства и некоммерческие организации, в т.ч. не осуществляющие предпринимательскую деятельности; им не может быть гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя;

2) цель приобретения.  Из ст. 437 ГК видно, что товары покупателем приобретаются для использования им в предпринимательской деятельности (по нашему мнению, для промышленной переработки и потребления, для последующей продажи и другой профессиональной деятельности) или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Под целями, не связанными с личным семейным, домашним и иным подобным использованием, модно понимать приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (транспортных средств, офисной мебели, оргтехники, стройматериалов для ремонтных работ и т.п.). Однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (§ 2 гл. 29 ГК) а не о поставке товаров (§ № гл. 29 ГК);

3) объект договора. Им является товар, понимаемый в широком смысле как движимый материальный объект, продукт труда, обладающий потребительской стоимостью и изготовленный для реализации на рынке. Объектами поставки чаще всего выступают партии однородных товаров, оптовые партии и т.п. Конечно, один и тот же товар может выступать объектом и договора поставки, и договора купли-продажи. Но объектом купли-продажи может быть любая вещь, а при поставке она должна быть пригодной для предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Объектом поставки не могут быть имущественные права, недвижимость, ценные бумаги, валютные ценности;

4) существенное условие договора поставки – срок. Еще одну особенность договора поставки образуют сроки его исполнения, которые устанавливаются в нем. Во всяком случае в соответствии с содержанием ст. 437 ГК поставку от купли-продажи отличает наличие разрыва между моментом заключения договора и его исполнением. Этот разрыв именуется обусловленным сроком, а это означает, что срок исполнения устанавливается договором.

 


* К примеру, см. ст. 31 Закона   от 14.04.1999 N 763-I «О негосударственных некоммерческих организациях».

Показать ответ

Как известно, под кредиторской задолженностью подразумевают долг одного субъекта перед другим. Любые обязательства, в т.ч. прописанные в договорах, имеют конкретный срок исполнения. Когда субъект не успевает расплатиться или рассчитаться с контрагентом, его кредиторская задолженность приобретает статус «просроченной».

Как вы пишите, по изначальным условиям вашего контракта сырье подлежало оплате в течение 180 дней с даты отметки узбекской таможни на ж/д накладной. В этом случае кредиторская задолженность предприятия-импортера являлась краткосрочным (текущим) обязательством, поскольку расчет по нему следовало осуществить в течение 12 месяцев с отчетной даты.

Впоследствии же срок оплаты сырья не раз менялся, превысив 12 месячный период, и теперь он продлен до 01.01.2019. Допсоглашения к контракту свидетельствуют о том, что кредиторская задолженность урегулирована: из разряда текущей она перешла в долгосрочную. В этом случае кредиторка просроченной не является.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика