Ответов: 60
Ответы эксперта. Налоговый учет 2014 - 2018
Показать ответ

Предприятиями практикуется в качестве социальной поддержки пенсионеров производить доплату к пенсии  из собственных средств. В этой ситуации возможны два варианта, когда пенсионер уже не работает на предприятии и ему производятся выплаты, либо когда пенсионер все еще работает и предприятие ему дополнительно выплачивает доплату к пенсии.

Если пенсионер уже не работает на данном предприятии, то данную выплату следует отнести к выплатам в виде прочих доходов, производимым юридическим лицом неработающим пенсионерам (пункт 18 статьи 178 НК). Такие выплаты не входят в состав фонда оплаты труда и, соответственно, с этих сумм не уплачиваются ЕСП и страховые взносы.

Если же пенсионер работает, то доплаты к пенсиям,  выплачиваемые за счет средств предприятия, являются доходами в виде оплаты труда (пункт 15 статьи 175 НК). Поэтому ЕСП и страховые взносы, в этом случае, на них начисляются и уплачиваются в бюджет.

Показать ответ

Агар ўриндошлик асосида ишлаётган ходим ташкилот бухгалтериясига даромад солиғини максимал ставкада ушлаб қолиниши бўйича ариза топширмаган бўлса, асосий бўлмаган иш жойидан олинган даромадларга тўлов манбаида жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғини ҳисоблаб чиқариш жами даромад суммасидан Солиқ Кодексининг 179-моддаси ҳамда 180-моддасида назарда тутилган имтиёзлар қўлланилмаган ҳолда, белгиланган ставкалар бўйича ҳисобланишига қараб, йил бошидан ортиб борувчи якун бўйича амалга оширилади. Бу ҳолатда ўриндош ходим жисмоний шахснинг жами йиллик даромади тўғрисидаги декларацияни солиқ органларига солиқни қайта ҳисоблаб чиқаришлари учун тақдим этилади.

 Агар асосий бўлмаган иш жойидан даромадлар олаётган жисмоний шахс бухгалтерияга ўз даромадидан жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғининг энг юқори ставкаси бўйича ушлаб қолиш тўғрисида ариза берса, даромадлар тўлаётган юридик шахс жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғини имтиёзларни қўлламаган ҳолда энг юқори ставка бўйича ушлаб қоладилар. Яъни, 23% этиб белгиланган максимал ставка солиққа тортилувчи умумий суммага, ЭКИҲ бир баробарини айирмаган ҳолда тадбиқ этилади (жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғи ставкалари ЎзР Президентиниг 22.12.2015й. 2445-сон Қарори 9-иловасига кўра тасдиқланган).

Мисол: Ўриндошлик асосида ишловчи ходим максимал ставкада даромад солиғини ушлаб қолиш тўғрисида бухгалтерияга ариза берди.  Февраль ойи учун унинг иш ҳақи 700 000 сўм ҳисобланди. Жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғи қуйидагича ҳисобланади:

700 000 сўм х 23% = 161 000 сўм.

Барча иш берувчи ташкилотлар ўз ходимларининг, асосий ёки ўриндошлик асосида, саотбай асосда ёки вақтинчалик меҳнат шартномаси, ёки бир марталик иш бажариши шарти асосида ишлашидан қатъий назар, шахсий жамғариб бориладиган пенсия ҳисобварақларига бадаллар киритишлари шартдир.

Шахсий  жамғариб бориладиган пенсия ҳисобварақларига бадаллар ўриндошнинг максимал ставка бўйича солиққа тортилувчи ҳисобланган иш ҳақидан 1% қийматида киритилади. Бизнинг мисолимизда шахсий пенсия жамғармасига бадаллар: 700 000*1%= 7 000 сўмга тенг.

Солиқ Кодексининг 185, 188-моддаларига биноан жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғи тўлов манбаи томонидан бюджетга қуйидаги муддатларда тўланиши шарт:

пул маблағларини олиш учун хизмат кўрсатувчи банкка ҳужжатларни тақдим этиш билан бир вақтда. Иш ҳақи бўйича ойнинг биринчи ярми учун бўнак (аванс) олиш учун ҳужжатлар тақдим этилганда солиқни тўлаш амалга оширилмайди;

тўлов натура ҳолида амалга оширилган ой тугаганидан кейин беш кун ичида, агар бундай тўловга қонун ҳужжатларида рухсат берилган бўлса.

Агар юридик шахснинг банк ҳисобрақамида маблағи иш ҳақи ва солиқ тўловларини амалга ошириш учун етарли бўлмаса, у ҳолда ҳисобланган жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғини иш ҳақини ҳақиқатдан тўлаётган пайтда амалга оширишлари зарурлигини инобатга олишлари лозим. Бу ҳолатда иш ҳақи қисмларга бўлиб тўланиб, мос равишда тўланаётган даромадга ҳисобланган солиқ ҳам қисман тўланиб боради.

Аммо, қонунчилик билан дастлаб бир ойда солиқлар тўловини амалга ошириб, кейинги ойларда даромадни тўлаш таъқиқланмаган. Олдин солиқлар, кейин иш ҳақи.

Эътиборингизни шунга қаратамизки, ВМ 19.03.2002й. 88-сон Қарорининг 3-бандига мувофиқ, мулкчилик шаклларидан қатъи назар корхоналар ва ташкилотлар раҳбарлари ходимларга иш ҳақи ўз вақтида ва тўлиқ тўланиши учун шахсан жавоб беришлари белгиланган.

Показать ответ

Земля является государственной собственностью - общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию, охраняется государством и не подлежит купле-продаже, обмену, дарению, залогу, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Узбекистан.

Приступать к владению и пользованию предоставленным (реализованным) земельным участком до установления соответствующей землеустроительной службой границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.

Согласно статьям 23 и 31-32 Земельного Кодекса РУз предоставление (реализация) земельных участков во владение, пользование, аренду и собственность осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится Кабинетом Министров Республики Узбекистан, хокимами областей, города Ташкента, районов, городов в порядке, установленном законодательством. В Вашем случае отвод осуществлен на основании Решения Хокима района.

Согласно части 2 статьи 294 НК РУз за земельные участки, отведенные в течение года, земельный налог уплачивается физическими лицами начиная со следующего месяца после отвода земельного участка.

Этой же статьей НК определено, что за земельные участки, предоставленные в установленном порядке, земельный налог уплачивается физическими лицами независимо от факта использования земельного участка.

С 2014 года Положением «О порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» (ПКМ РУЗ от 07.01.2014 г.) установлено, что  государственной регистрации подлежат возникновение, переход к другим лицам и прекращение права пожизненного наследуемого владения земельными участками, предоставленными гражданам Республики Узбекистан для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, указанным документом определено, что физические лица в течение одного месяца со дня получения земельных участков по решению соответствующих органов государственной власти должны подать в органы, осуществляющие государственную регистрацию, по месту расположения земельного участка заявление о государственной регистрации прав на земельные участки.

Таким образом, обязательства по уплате Вами земельного налога возникают с момента отвода земельного участка на основании решения Хокима района, а не  с момента государственной регистрации и получения ордера. Государственную регистрацию Ваших  прав на пожизненное наследуемое  владение земельным участком Вам надлежало произвести в 2014 году. Принимая во внимание срок исковой давности, налоговые органы вправе потребовать оплату земельного налога только за последние пять лет  (статья 38 Налогового Кодекса РУз).

Показать ответ

Согласно статье 180 НК РУз освобождаются от налогообложения частично (по доходам в размере четырехкратной минимальной заработной платы за каждый месяц, в котором получены эти доходы) инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп. Льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии. Данная льгота применяется и к работающим пенсионерам-инвалидам с детства, а также инвалидам I и II групп. При этом, согласно Положению о порядке выплаты пенсий работающим пенсионерам (Рег.№ 2222  от 30.04.2011 г.), пенсии инвалидам I и II групп выплачиваются в полном размере.

 Законодательством предусмотрены и другие льготы работающим инвалидам I и II групп. Так, инвалидам I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю без уменьшения оплаты труда (статьи 116, 220 Трудового кодекса, далее - ТК). При этом для них продолжительность работы накануне праздничных дней также сокращается не менее чем на 1 час (статья 121 ТК).

Кроме того, инвалидам I и II групп предоставляется ежегодный основной удлиненный отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней (статьи 135, 220 ТК).

Как правило, ежегодный основной отпуск за первый рабочий год предоставляется по истечении 6 месяцев работы. Однако по желанию работника - инвалида I или II группы он может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев. Также отпуск по желанию этих работников должен предоставляться в летнее или другое удобное для них время (статьи 143, 144 ТК).

Инвалидам I и II групп (по желанию) обязательно предоставляется отпуск без сохранения заработной платы до 14 календарных дней ежегодно (статья 150 ТК).

Привлечение инвалидов к работе в ночное время, а также сверхурочным работам и работе в выходные дни допускается только с их согласия при условии, что такие работы не запрещены им медицинскими рекомендациями (статья 220 ТК).

Показать ответ

Если налоговые и таможенные льготы хозяйствующим субъектам предоставляются с условием направления высвобождаемых средств на выполнение целевых задач, то руководствоваться необходимо нормами, установленными в  параграфе 2 Положения «О порядке оформления и отражения в бухгалтерском учёте льгот, предоставленных юридическим лицам по налогам, таможенным и обязательным платежам» (Рег. № 1463 от 02.04.2005г.).

Согласно указанному нормативно-правовому акту при наличии целевых льгот (в вашем случае по ЕНП) начисление налога производится, а оплата нет. Высвободившиеся средства предприятие может направить на цели, определенные при предоставлении льготы. Расчеты по начисленному ЕНП представляются в налоговые органы по месту регистрации плательщика в соответствии с установленными формами и сроками в общеустановленном порядке в соответствии с законодательством.

Размер налоговых льгот определяется исходя из начисленного в установленном порядке налога.

Целевые льготы начисляются на счетах бухгалтерского учета налогов, но не уплачиваются, а относятся по видам предоставленных налоговых льгот на счет 8840 «Налоговые льготы с целевым использованием». На указанном счете отражаются суммы высвобожденных в результате освобождения от налогообложения средств на выполнение целевых задач.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

 

Дебет

 

Кредит

Суммы высвобожденных средств в результате освобождения от налогообложения

 

6410

«Задолженность по платежам в бюджет»

8840

"Налоговые льготы с целевым использованием

Согласно ПП РУз от 26.01.2009г. № ПП-1047 льготы предоставлены в виде снижения ставки единого налогового платежа на 50 процентов микрофирмам и малым предприятиям, специализирующимся на переработке мяса и молока по основному виду деятельности, с целевым направлением высвобождаемых средств на техническое перевооружение и модернизацию производства, в том числе на создание новых и оснащение существующих лабораторий, освоение выпуска новых видов продукции, а также на развитие сырьевой базы.

Списание со счета 8840 производится при использовании средств на обозначенные в законодательстве цели. Если средства были использованы на техническое перевооружение и модернизацию производства, в том числе на создание новых и оснащение существующих лаботраторий, то в бухгалтерском учете это отражается проводкой:

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

 

Дебет

 

Кредит

Списание суммы использованных высвобожденных средств

8840

"Налоговые льготы с целевым использованием"

8530

"Безвозмездно полученное имущество"

Такая проводка дается ежегодно, если льготный период не определен. При указании льготного периода выбирается наименьший из сроков: срок фактического использования или истечения льготного периода.

Счет 8530 «Безвозмездно полученное имущество» предназначен для обобщения информации о той части резервного капитала, которая формируется безвозмездно получаемым имуществом. Стоимость безвозмездно полученного имущества облагается налогом и в целях налогообложения включается в совокупный доход. Но средства, высвобождаемые за счет применения целевых льгот по налогам и другим обязательным платежам, рассматриваются как субсидии из бюджета (статья 22 НК РУз) и не являются объектом обложения ЕНП на основании пункта 6 части четвертой статьи 355 НК РУз. Соответственно, суммы, учтенные на счете 8840 "Налоговые льготы с целевым использованием", а также списанные на счет 8530 "Безвозмездно полученное имущество. Налоговые и таможенные льготы", не облагаются единым налоговым платежом.

Средства со счета 8530 "Безвозмездно полученное имущество. Налоговые и таможенные льготы "  не списываются, поэтому Вы не можете списать их на текущие расходы предприятия.

При использовании целевых льгот предприятию желательно иметь план (смету, бюджет и др.) финансирования мероприятий целевой направленности: покупка нового оборудования, материалов и др. Вместе с годовой финансовой отчетностью представляется расчет об использовании целевых средств, высвобожденных благодаря льготе.

Может ли предприятие направить сумму высвободившися средств на покрытие текущих расходов? – Нет, так как в ПП РУз от 26.01.2009г. за № ПП-1047 при предоставлении льготы не была определена данная цель в качестве использования высвободившихся средств.

При рассмотрении вопроса снижения себестоимости, следует обратиться к нормам, определенным в ПКМ РУз от 22.01.2015г.  №8  «О дополнительных мерах по сокращению производственных затрат и снижению себестоимости продукции в промышленности». В указанном документе определено, что снижение себестоимости готовой продукции предприятию следует  производить в первую очередь за счет сокращения производственных затрат:

 - сокращения потребления энергоресурсов и повышения энергоэффективности производства;

- рационализации технологических процессов и норм расхода материально-сырьевых ресурсов, эксплуатационных и непроизводительных затрат путем внедрения информационно-коммуникационных технологий;

- снижения стоимости закупаемых сырья, материалов и комплектующих;

- сокращения эксплуатационных и накладных расходов;

- роста производительности труда, оптимизации численности управленческого и промышленно-производственного персонала, а также других факторов.

Таким образом, «снизить» себестоимость за счет высвободившихся средств отразив это проаводкой Дт 8400 и Кт 2000 счете нельзя. Кроме того, в ПП РУз от 26.01.2009г. №ПП-1047 не предусмотрено снижение себестоимости за счет высвободившихся средств.

Показать ответ

В соответствии с Постановлением Президента "О Программе развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012-2016 годы" (N ПП-1754 от 10.05.2012 г.) услуги, оказываемые микрофирмами и малыми предприятиями, освобождены от обложения ЕНП до 1 января 2017 года. Порядок применения этой льготы определен Положением «О порядке применения льгот по налогу на прибыль и единому налоговому платежу для юридических лиц, оказывающих отдельные виды услуг» (Утверждено Постановлением от 20.06.2006 г. МФ N 54 и ГНК N 2006-28, зарегистрированным МЮ 17.07.2006 г. N 1594,  далее – Положение).

В соответствии с пунктом 5 Положения льгота распространится на все доходы микрофирм и малых предприятий (в том числе и на прочие) при условии, что чистая выручка от оказания льготируемых услуг составит 80% и более от общего объема чистой выручки от реализации услуг.

В пункте 5 Положения также указано, что если доля чистой выручки от оказания льготируемых услуг, составляет менее 80%, то вышеназванные льготы распространяются только на доходы (выручку), полученные от оказания этих услуг.

В соответствии со статьей 359 НК РУз налоговым периодом по ЕНП является календарный год, а в соответствии со статьей 360 НК РУз расчет единого налогового платежа представляется в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета нарастающим итогом ежеквартально.

Следовательно, мы считаем, что если вы занимаетесь двумя и более видами деятельности, эта доля определяется путем деления чистой выручки от оказания льготируемых услуг на общую чистую выручку от реализации за отчетный период с начала года нарастающим итогом.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера единого налогового платежа (Рег. N 2203 от 03.03.2011 г.) ,  на предприятия, имеющие льготу в виде полного освобождения от уплаты ЕНП, порядок расчета ЕНП с учетом минимального размера с учетом 3-кратного земельного налога не распространяется.

 Рассмотрим 2 примера:

Пример1. В I квартале 2016 г. предприятие оказало следующие виды услуг,чистая выручка от которых составила:

по услугам по ведению бухгалтерского учета - 15,0 млн сум.;

по риэлторским услугам – 0,8 млн сум.;

по маркетинговым услугам - 1,0 млн сум.

Имеются также прочие доходы от выбытия основных средств -3,5 млн.сум

Доля чистой выручки от оказания услуг, предусмотренных в пункте 2 настоящего Положения, составляет 94 % (((15,0 + 0,8) / (15,0 + 0,8 + 1,0)) х 100), то есть более 80 процентов. Поэтому все доходы данного юридического лица в сумме 20,3 млн сум (15,0+0,8+1,0+3,5) не подлежат налогообложению. Минимальный размер ЕНП, определяемый исходя из суммы трехкратного земельного налога, расчитывать не нужно.

Пример 2. Выручка предприятия за I квартал 2016 года от риэлторских услуг составляет 10 000 тыс. сумов. Этот объем реализации освобожден от уплаты ЕНП до 1 января 2017 года (Постановлением Президента "О Программе развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012-2016 годы" (рег. № ПП-1754 от 10.05.2012 г.).

Объем выручки от оказания прочих (не льготных) услуг, облагаемых по ставке 5% - 100 000 тыс. сумов.

Минимальный размер ЕНП рассчитанный исходя из суммы трехкратного земельного налога, составляет 7 100 тыс. сумов. Доля выручки от оказания риэлторских услуг, на которые распространяется льгота, меньше 80% (10 000 / (10 000 + 100 000)= 9%).

Определяем расчетную сумму ЕНП по установленной ставке (5%) без применения льготы. Она составит 5 500 тыс. сумов ((100 000 + 10 000) х 5%).

Поскольку сумма ЕНП по расчету меньше минимального размера, предприятие должно доначислить налог 1 600 тыс. сумов (7 100 – 5 500). Эта сумма прибавляется в последующем к ЕНП, рассчитанному с учетом применения льготы.

Сумма ЕНП, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма ЕНП от выручки, не являющейся льготной (100 000 тыс. сумов), и доначисления ЕНП (1 600 тыс. сумов) и будет равна 6 600 тыс. сумов (100 000 х 5% + 1 600).

Следует также отметить, что юридические лица, осуществляющие, наряду с оказанием услуг, предусмотренных в пункте 2 Положения, другие виды деятельности, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет.

Напомним, что в бухгалтерском учете сумма средств, высвобожденная в результате применения льготы, не отражается на балансовых счетах бухучета и в Отчете о финансовых результатах (форма N 2), а отражается по дебету забалансового счета 013 "Временные налоговые льготы". По истечении льготного периода она списывается в кредит счета 013 "Временные налоговые льготы" (пункты 11, 12 Положения о порядке оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот, предоставленных юридическим лицам по налогам, таможенным и обязательным платежам в бюджет, зарегистрированного МЮ 2 апреля 2005 года N 1463).

Показать ответ

Статья 362 Налогового Кодекса определяет плательщиков единого земельного налога. Таковыми  являются:

-сельскохозяйственные товаропроизводители;

-опытно-экспериментальные хозяйства научно-исследовательских организаций сельскохозяйственного профиля и учебно-опытные хозяйства образовательных учреждений.

К сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях налогообложения относятся юридические лица, отвечающие одновременно следующим условиям:

  • основным видом их деятельности является производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельных участков и переработка указанной продукции собственного производства либо только производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельных участков;
  • имеют земельные участки для ведения сельского хозяйства, предоставленные им в установленном порядке органами государственной власти на местах;
  • на долю производства сельскохозяйственной продукции и переработки указанной продукции собственного производства приходится не менее 50 процентов от общего объема производства и переработки сельскохозяйственной продукции, включающего сельскохозяйственную продукцию, приобретенную для реализации или переработки.

Исходя из вышеизложенного, Ваше предприятие не может быть плательщиком единого земельного налога, так как  по роду своей деятельности не соотвествует определенным в законе условиям.

Согласно статье 132 НК доходы от предоставления имущества в оперативную аренду  (доходы от передачи земельного участка в аренду)  в соответствии с частью первой статьи 134 НК относятся к доходам от операций, не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), то есть к  прочим доходам.

Таким образом, ваше предприятие остается плательщиком ЕНП, при этом оно попадает под действие Положения по уплате ЕНП с учетом минимального размера.

Согласно части 1 пункта 5 Положения «О порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера единого налогового платежа»,  земельные участки, на которые право собственности, владения, пользования или аренды перешло налогоплательщику в течение года, учитываются при исчислении минимального размера ЕНП начиная со следующего месяца после возникновения соответствующего права на земельные участки.

При этом юридические лица не позднее сроков представления расчета ЕНП за отчетный период представляют в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета уточненную Справку.

При расчете минимального размера ЕНП исключаются земельные участки, не подлежащие налогообложению в соответствии с частью второй статьи 282 НК. Исключению подлежат земельные участки, принадлежащие предприятию на правах собственности, владения, пользования при наличии соответствующих кадастровых документов на них, а также земельные участки, полученные в аренду на основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, органов государственной власти на местах. К ним, в частности, относятся земли, занятые спортивными и физкультурно-оздоровительными комплексами, местами отдыха и оздоровления матерей и детей, домами отдыха и учебно-тренировочными базами. В Вашем случае, выделенные Вам Хокимиятом 0,62 га земельного участка будут включаться в льготируемые площади при расчете минимального размера ЕНП.

Показать ответ

При реализации товаров (работ, услуг) по цене ниже себестоимости (цены приобретения) работнику предприятия отрицательная разница между ценой реализации и стоимостью этих товаров (работ, услуг) является его доходом в виде материальной выгоды (пункт 3 статьи 177 Налогового кодекса), облагаемым налогом на доходы физических лиц. Доходы работников в виде материальной выгоды не облагаются единым социальным платежом и страховыми взносами.

Ваше  предприятие реализует товары (работы, услуги) стороннему физическому лицу, не состоящему в штате организации,  а значит у него не возникают налогооблагаемые доходы (данная ситуация Налоговым кодексом не предусмотрена)

При реализации физическому лицу (независимо от того, является он работником данного предприятия или нет) объекта основных средств по цене ниже его балансовой стоимости не возникает дохода в виде материальной выгоды (ситуация, не предусмотренная Налоговым кодексом). Соответственно, не возникает обязательств по уплате налога    на доходы физических лиц.

Реализация предприятием юридическому либо физическому лицу товара либо имущества по цене, ниже его остаточной стоимости отражается в качестве убытков предприятия.

Следует отметить, что согласно статье 355 НК РУз для юридических лиц, осуществляющих реализацию товаров по ценам ниже себестоимости или цены приобретения товаров, а также безвозмездную передачу товаров – налогооблагаемая выручка рассчитывается исходя из себестоимости товаров или цены их приобретения. Прямая норма статьи определяет такой порядок налогообложения только для товаров, а не для основных средств или иных активов. Соответственно, если предприятие реализует  основное средство ниже балансовой стоимости, то доначисления по ЕНП не возникает. Однако следует учитывать риски признания такой реализации в качестве оптовой торговли, если на лицо есть признаки «умышленного» отнесения товара на счета основных средств.

Показать ответ

Цель названного Вами Указа Президента РУз от 14.03.2007 г. N УП-3860 "О дополнительных мерах по стимулированию модернизации, технического и технологического перевооружения производства" - создание эффективной системы стимулов для осуществления хозяйствующими субъектами постоянной модернизации, технического и технологического перевооружения собственного производства, оснащения его современным высокопроизводительным оборудованием, обеспечивающим увеличение выпуска высококачественной, конкурентоспособной, экспортоориентированной продукции.  В этом документе речь идет о производственных предприятиях.  Так как у Вас кафе , которое  не производит экспортоориентированную продукцию, то и льготы, о которых говорится в этом Указе, Вами не могут быть применены.

Следует также отметить, что согласно  статье 159 НК РУз также предусмотрено уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направляемых на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд, а также на погашение кредитов, полученных на эти цели, за вычетом начисленной в соответствующем налоговом периоде амортизации, но не более 30 процентов налогооблагаемой прибыли.

Однако в указанной статье речь идет опять же о расширении и реконструкции производства. Ваша фирма относится к предприятиям сферы услуг и не может применить данную льготу.

Уменьшение налогооблагаемой базы не более 30% по налогу на прибыль и не более 25% по ЕНП может быть произведено только в части средств, затраченных на приобретение нового технологического оборудования, если подобное имело место быть. Так, уменьшение базы по налогу на прибыль и ЕНП в части средств направленных на приобретение нового технологического оборудования может осуществляться всеми предприятиями, а не только производственными (статьи 159, 356 НК РУз).

Показать ответ

Если предприятие осуществляло ввоз  материалов для собственных производственных нужд на льготной основе, без уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога, то при нецелевом использовании ввезенного сырья (материалов) льгота  к данному ввезенному материалу  будет отменена. Предприятию придется оплатить и налог на добавленную стоимость, и акцизный налог в установленном таможенным законодательством порядке. Это, в свою очередь, приведет к увеличению себестоимости передаваемых материалов. Так как Ваше предприятие является плательщиком ЕНП, то безвозмездная (по договору дарения)  передача работнику материалов со склада, то есть их выбытие признается реализацией. Реализация материалов, не являющихся товаром или готовой продукцией, будет признана реализацией прочих активов. Налогообложению будет подлежать разница между ценой реализации и себестоимостью материала (статья 133 НК РУз). Ставка налога будет соответствовать основному виду деятельности предприятия.

Нужно иметь в виду, что имеются существенные риски по признанию операции реализации материалов в качестве товара, если импортные материалы, передаваемые сотруднику, не будут отвечать признакам сырья и материалов, которые предприятие использует в производстве продукции, работ, услуг. В этом случае в налогооблагаемую базу будет включена вся сумма реализованных материалов - товарооборот.

Для физического лица-работника предприятия стоимость безвозмездно переданных материалов является доходом в виде материальной выгоды (статья 177 НК), который включается в его совокупный доход.

Если передача имущества будет являться подарком, то согласно НК РУз стоимость продукции, оформленной в качестве подарка, до 6 минимальных размеров заработных плат в течение налогового периода не облагается налогом на доходы физических лиц, а сумма превышения включается в налогооблагаемый доход (статьи 177, 179 НК). При исчислении налога с доходов конкретного работника с учетом льготы в расчет принимается стоимость всей безвозмездно переданной ему в течение года продукции.

Следует учитывать, что предприятие по налогу на доходы физических лиц выступает налоговым агентом и в соответствии со статьей 185 Налогового кодекса обязано удержать начисленную сумму налога с доходов физического лица при их фактической выплате или работник может внести сумму налога наличными средствами в кассу предприятия.

Безвозмездная передача продукции ( имущества) работникам не является доходом в виде оплаты труда и, соответственно, не облагается единым социальным платежом и страховыми взносами (статьи 306, 307 НК).

Показать ответ

Согласно статье 243 Налогового кодекса, плательщиками налога за пользование недрами являются недропользователи:

  • добывающие полезные ископаемые из недр, извлекающие полезные компоненты из минерального сырья и (или) техногенных минеральных образований;
  • осуществляющие переработку полезных ископаемых с извлечением из них полезных компонентов. 

В соответствии с частью шестой статьи 245 Налогового кодекса в случаях, когда готовый продукт (часть его) является сырьем для производства другого готового продукта или продукт переработки используется для собственных производственных или хозяйственных нужд, налогооблагаемая база для такой продукции определяется исходя из производственной себестоимости добытого (извлеченного) готового продукта.

Из вашего вопроса следует, что предприятие имеет карьер для добычи нерудных строительных материалов (цементного сырья) и использует его для производства цемента. Поэтому оно должно уплачивать налог за пользование недрами исходя из производственной себестоимости добытого цементного сырья.

На 2016г. ставка налога на пользование недрами для добычи нерудных строительных материалов (цементного сырья) -5% (Приложение N 15 к Постановлению Президента РУз от 22.12.2015 г. N ПП-2455).

В Расчете по налогу за пользование недрами следует показать фактический объем добычи цементного сырья (т, куб. м). Эти данные заполняются на основании журнала по учету и движению запасов полезного ископаемого вашего карьера или по данным маркшейдерской съемки.

Согласно статье 26 Закона "О недрах" основанием возникновения права пользования участками недр для добычи полезных ископаемых является лицензия. Она выдается при наличии решения соответствующего госоргана (им является Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам (Госкомгеологии), гарантирующего предоставление земельного участка для ведения работ, связанных с пользованием участками недр. Этот документ удостоверяет право его владельца пользоваться участком недр в конкретных границах в течение установленного срока и определяет условия пользования им.

Предприятия и физические лица без лицензии не имеют права добывать общераспространенные полезные ископаемые.

Показать ответ

Жорий солиқ даврида якунланаётган ҳар қандай кетма-кетликдаги ўн икки ойлик давр ичида жами 183 кун ва ундан ортиқ муддат Ўзбекистон Республикасида турган жисмоний шахс Ўзбекистон Республикасининг резиденти деб тан олинишини ҳисобга олсак, ушбу шахс 2015 йилнинг сентябрида резидент деб тан олинади. Мос равишда, унинг 2015 йил март – август ойлари учун ҳисобланган даромадлари норезидентлар учун белгиланган ставкада - 20% ставкада жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғига тортилиши керак. (ЎзР Солиқ кодексининг 182 – моддаси).

Сентябрь ойида 183 кунлик муддат тугаганлиги сабабли ушбу шахс резидент деб тан олиниб, унинг даромадларига солиқ резидентлар учун умумбелгиланган солиқ ставкаси бўйича қайта ҳисоб – китоб қилиниши керак.

Ўзбекистон Республикаси ҳудудида доимий яшовчи хорижий фуқаролар Ўзбекистон фуқаролари билан бир қаторда жамғариб бориладиган пенсия жамғармасига ҳақлидирлар, агар халқаро шартномаларда бошқача тартиб назарда тутилмаган бўлса.  Жисмоний шахслар - Ўзбекистон Республикаси фуқаролари, шунингдек Ўзбекистон Республикасида доимий равишда яшаб турган чет эл фуқаролари ва фуқаролиги бўлмаган шахслар фуқароларнинг бюджетдан ташқари Пенсия жамғармасига суғурта бадалларини тўловчилардир (Солиқ кодексининг 305- моддаси).

Хорижий шахс ёки фуқаролиги бўлмаган шахс уларга республиканинг ички ишлар органлари томонидан берилган Ўзбекистон Республикасида яшаш гувоҳномаси мавжуд бўлган тақдирдагина улар Ўзбекистон Республикасида доимий равишда яшаб турган чет эл фуқаролари деб тан олинади (ЎзР Президентининг 26.02.1999 й. ПФ-2240-сон Фармонига 2-илованинг 2 – банди; Вазирлар Маҳкамасининг 21.11.1996 й. 408-сон Қарорига 2-илованинг III-бўлими).

Шу тариқа, агар сизда ишловчи хорижий шахслар Ўзбекистон Республикасида яшаш гувоҳномаси мавжуд бўлса, улар Ўзбекистон Республикасида доимий равишда яшаб турган шахслар деб ҳисобланади ва мос равишда:

  • ЖШПҲ ҳуқуқига эга. Чет эл фуқаросига ЖШПҲ очиш ЎзР фуқаролари учун белгиланган тартибда амалга оширилади
  • бюджетдан ташқари Пенсия жамғармасига суғурта бадалларини тўловчилари ҳисобланадилар. 

“Ўзбекистон Республикасида солиқ тўловчиларнинг идентификация рақамларини бериш ва қўллаш тизими тўғрисида Низом” (ЎзР ВМ 11.03.1997 й. 130-сон қарори билан тасдиқланган) нинг 7-бандига мувофиқ, Идентификация рақами солиқ мажбуриятлари юзага келган хорижий шахсга берилиши керак. Сизнинг ҳолатингизда – бу ЎзР ҳудудида хорижий шахснинг олган даромадидан тўланиши лозим бўлган солиқ мажбуриятидир.

130-сон Низомнинг 18-бандига мувофиқ, жисмоний шахсни рўйхатдан ўтказиш яшаш жойи бўйича давлат солиқ инспекциясида амалга оширилади. Бундан келиб чиқадики, хорижий шахс идентификация рақамига эга бўлиши учун ўзи яшаб турган тумандаги туман солиқ инспекциясига (ушбу туманда яшаётганлигини тасдиқловчи ҳужжатни тақдим этган ҳолда) мурожаат қилиши керак.

Шунингдек, эслатиб ўтамизки, хорижий фуқаролар Ўзбекистон ҳудудида ишга жойлашишлари учун меҳнат фаолиятини амалга ошириш ҳуқуқини берувчи тасдиқномалар бўлган тақдирдагина рухсат берилади. Тасдиқномалар иш берувчи томонидан олинган рухсатнома асосида хорижий шахснинг номига берилади (ЎзР ВМ 19.10.1995 й. 408-сон қарорига 2-илова).

Показать ответ

Для продавца основного средства, являющегося плательщиком общеустановленных налогов, убытки от реализации основных средств, если они эксплуатировались менее 3 лет (в вашем случае 2,5 года), являются невычитаемым расходом при расчете налога на прибыль (статьи 145, 147 Налогового кодекса).

Несмотря на то, что основное средство продается ниже остаточной стоимости, возможна ситуация, при которой возникнет доход от выбытия основного средства. Финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации основных средств определяется как разница между выручкой от реализации и остаточной (балансовой) стоимостью реализуемых основных средств, с учетом налога на добавленную стоимость и расходов по реализации, скорректированная на результаты (сальдо) переоценки основных средств, учитываемые на счетах учета резервного капитала, т. е. превышение сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок этого объекта основных средств (пункт 24 Положения «О  порядке списания с баланса стоимости основных средств» зарегистрированным МЮ 29.08.2004 г. за N 1401).

Если в результате выбытия основного средства у вас образуется доход, то он относится к прочим доходам (статья 132 НК) и включается в совокупный доход при расчете налога на прибыль для плательщиков общеустановленных налогов (статья 129 НК).

Выбытие основного средства повлечет за собой уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на имущество предприятия.

Если предприятие является плательщиком единого налогового платежа, то сумму дохода от выбытия основного средства, при его возникновении, необходимо обложить ЕНП (статья 355 НК) по ставке, установленной для основного вида деятельности (статья 353 НК).

При реализации основных средств налогооблагаемая база по НДС определяется как положительная разница между ценой реализации и их остаточной стоимостью, включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость (ст.204 НК РУз). В вашем случае реализация осуществляется по цене ниже остаточной стоимости, поэтому налогооблагаемая база по НДС отсутствует.

Однако, следует понимать, что сделка по продаже основного средства ниже его остаточной стоимости может быть сопряжена с риском. В условиях такой сделки могут усматриваться различные умыслы действий руководства (злоупотребление служебным положением, растрата чужого имущества и др.). Если, к примеру, у Вас общество с ограниченной ответственностью, то Директору общества такую сделку предпочтительнее проводить на основании запротоколированного решения собрания учредителей.

Также необходимо учитывать, что в этом случае, в соответствии с Законом "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (от 6.12.2001 г. N 310-II):

  • сделки, в совершении которых имеется заинтересованность члена наблюдательного совета, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа или участника общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20% и более голосов от общего числа голосов участников ООО, не могут совершаться без согласия общего собрания участников общества (статья 43 Закона);
  • решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества. Крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 25% стоимости имущества ООО, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки (статья 44 Закона).

Кроме того, должны быть основания для продажи основного средства по цене, значительно отличающейся от балансовой. В этом случае целесообразно произвести независимую оценку с привлечением сторонней оценочной организации для определения рыночной стоимости основного средства. Если основное средство (оборудование, автомобиль или здание) пришло в непригодное состояние или имеет дефекты, это необходимо задокументировать.

Показать ответ

БЮД божхона тўловлари бўйича имтиёзнинг мақсадли ёки мақсадсиз эканлиги тўғрисидаги маълумотни акс эттирмайди.

Божхона юк декларациясини тўлдириш тартиби тўғрисидаги Йўриқнома (АВ томонидан 06.04.2016 й. 2773-сон билан рўйхатга олинган)га мувофиқ, БЮДнинг 36-графаси "Преференция" сатрида берилган преференциялар, имтиёзлар ва божхона тўловларини тўлашни бошқа хусусиятларининг ҳарфли кодлари кўрсатилган.

Ҳисобланган божхона тўловлари турлари бўйича: божхона божи, қўшилган қиймат солиғи ва шу кабилар БЮДнинг 47 графасида қуйидагича кўрсатилади:

  • "Ставка" устунида божхона тўлови суммасини ҳисоблашда қўлланиладиган божхона тўловларининг белгиланган ставкаси миқдори кўрсатилади;
  • "ТУ" устунида тўлов усулининг икки белгили ҳарфли коди кўрсатилади;

Божхона тўловларидан озод этилган ҳолатда графада қўшимча равишда Божхона тўловлари таснифлагичига мувофиқ тўлов коди, мазкур код бўйича ушбу БЮД билан декларацияланаётган барча товарларга оид тўловларнинг йиғиндисидан иборат бўлган божхона тўловлари бўйича ҳисобланган имтиёзларнинг умумий суммаси кўрсатилади ва "тўланмайди" белгиси қўйилади

Қонун ҳужжатларига мувофиқ декларацияланаётган товарлар учун ставка беглиланмаган ёки ноль ставка белгиланган, ёхуд баён этилаётган божхона режими шартларига кўра ушбу турдаги божхона тўловини тўлаш мажбурияти вужудга келмайдиган божхона тўлови тўғрисидаги маълумотлар графага киритилмайди

Божхона тўловларидан озод этишга асос бўладиган норматив-ҳуқуқий ҳужжат тўғрисидаги маълумотлар 44-графасида "Қўшимча маълумотлар/тақдим этилаётган ҳужжатлар" кўрсатилади. Божхона тўловларидан имтиёз беришни назарда тутувчи норматив-ҳуқуқий ҳужжат ижросини таъминлаш мақсадида қўшимча норматив ҳуқуқий-ҳужжат қабул қилинган бўлса (масалан, божхона тўловларини тўлашдан озод этиладиган товарлар рўйхати белгиланган тартибда тасдиқланадиган ҳолатларда) иккита норматив-ҳуқуқий ҳужжат тўғрисидаги маълумотлар кўрсатилади.

Юридик шахсларга солиқлар, божхона ва мажбурий тўловларни бюджетга тўлаш бўйича берилган имтиёзларни расмийлаштириш ва бухгалтерлик ҳисобида акс эттириш тартиби тўғрисида Низом (Янги таҳрирда) (АВ томонидан 02.04.2005 й. 1463-сон билан рўйхатга олинган)га мувофиқ,  солиқлар ва божхона имтиёзлари бўшаётган маблағларни мақсадли вазифаларни бажариш учун йўналтириш шарти билан берилганда божхона божи, акциз солиғи, ҚҚС ва ҳоказо турлари бўйича ҳисобланган божхона тўловлари суммалари, улар имтиёз берилганлиги сабабли бюджетга тўланмайди деган белги қўйилган ҳолда божхона юк декларациясининг 47- ва "В" устунларида кўрсатилади.

Шу билан бирга, имтиёз мақсадсиз берилган ҳолатда уни БЮДсида акс эттиришнинг алоҳида тартиби Низом билан ҳам, Йўриқнома билан ҳам белгиланмаган.

Показать ответ

В  Узбекистане согласно статье 169 Налогового Кодекса объектом налогообложения являются доходы физических лиц:

  • резидентов Республики Узбекистан, полученные из источников в Республике Узбекистан и за ее пределами;
  • нерезидентов Республики Узбекистан, полученные из источников в Республике Узбекистан  

Если  специалисты из Германии пробудут на территории РУз свыше 183 дней в течение любого последовательного 12-ти месячного периода, заканчивающегося в текущем налоговом периоде, то они приобретают статус резидента Узбекистана (статья 19 НК), а значит,  должны будут  уплачивать налог на доход физического лица, полученный из источников в Республике Узбекистан и за ее пределами.

Следует учитывать, что в мировой практике международное право   имеет приоритет над национальным, и Узбекистан не является исключением.

Согласно статье 4 Налогового Кодекса, если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены налоговым законодательством нашей страны, то применяются правила международного документа. Между Узбекистаном и Федеративной Республикой Германия заключено  Соглашение и об избежании двойного налогообложения  в отношении налогов на доходы и имущество (Берлин, 7 сентября 1999 г., Ратифицировано Постановлением ОМ РУз от 11 февраля 2000 года N 40-II, Вступило в силу с 14 декабря 2001 года (см. Протокол об обмене ратификационными  грамотами от 14 декабря 2001 г.))

Двойное налогообложение доходов происходит из-за взыскания сопоставимых налогов в различных государствах с одних и тех же налогоплательщиков на основе одной и той же базы налогообложения.

Жалованье, заработная плата и аналогичные вознаграждения, получаемые резидентом Договаривающегося Государства от работы по найму, могут облагаться налогом только в этом Государстве, если только работа не выполняется в другом Договаривающемся Государстве.

Если работа по найму осуществляется таким образом, то полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве, то есть в Узбекистане (ст.15 вышеназванного соглашения).

Устранение двойного налогообложения производится в соответствии со статьей 23 упомянутого Соглашения. В ней сказано: " Если резидент Республики Узбекистан получает доходы или владеет имуществом, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогом в Федеративной Республике Германия, сумма налога на такие доходы или имущество, уплаченного в Федеративной Республике Германия, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в Республике Узбекистан. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога, исчисленного с таких доходов или имущества в соответствии с законодательством и правилами Республики Узбекистан.

Таким образом, пока прибывшие к вам специалисты из Германии будут   нерезидентами нашей страны,  никаких налогов в данной ситуации они платить не будут (так как, собственно, оплачивает их пребывание (зарплата и командировочные) германская сторона, а значит - нет источника дохода на территории  Республики Узбекистан).

Если специалист из Германии находится на территории Узбекистана более 183 дней в течение любого последовательного 12-ти месячного периода, заканчивающегося в текущем налоговом периоде, он становится резидентом нашей страны и его доходы, полученные из источников в Республике Узбекистан и за ее пределами, подлежат налогообложению как у нас , так и в Германии. Сумма налога в этом случае, уплаченного им в Германии, будет вычтена из налога, взимаемого в Узбекистане, причем вычет не должен  превышать сумму налога, исчисленного в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Следует также отметить, что доходы, полученные из источников за пределами Республики Узбекистан не относятся  к доходам, облагаемым у источника выплаты (статья 184 НК РУз) и в соовтетствии со статьей 189 НК РУз облагаются налогом на доходы физических лиц на основании декларации о доходах, подаваемой физическим лицом самостоятельно .

Следовательно постоянное учреждение не должно удерживать НДФЛ у иностранного работника в вашей ситуации.  В случае если иностранный работник станет резидентом и будет иметь налогооблагаемый доход за пределами Узбекистана, то он должен подать декларацию и уплатить налог самостоятельно.

Показать ответ

Арендатор  в  данном случае является источником выплаты дохода, поэтому он обязан удержать и перечислить в бюджет налог с доходов физического лица - арендодателя (ст. 184 НК РУз). Арендатор ежемесячно удерживает и перечисляет налог в бюджет, а своему арендодателю выдает (перечисляет) арендную плату за вычетом налога.

Доходы, получаемые физическими лицами от сдачи имущества в аренду относятся к имущественным, облагаются по минимальной ставке налога на доход физических лиц, которая в 2016г. составляет 7,5% (ст. 176, 181 Налогового кодекса; прил. N 9 к постановлению Президента №2455 от 22.12.2015 г). Налогом облагается сумма арендной платы по договору, но не ниже рассчитанной по минимальным ставкам. И если предусмотренная договором арендная плата будет ниже рассчитанной минимальной, то налог удерживается с суммы, определяемой по минимальным ставкам платы за аренду жилых помещений.

На 2016 год они составляют:

г.Ташкент - 3 000 сумов;

г.Нукус и города областного подчинения - 2 000 сумов;

другие населенные пункты - 1 000 сумов за 1 кв.м общей площади (приложение N 26 к Постановлению N ПП-№2455 от 22.12.2015 г).

 В вашем случае доходы, полученные физическим лицом от сдачи жилья в аренду, не являются доходами в виде оплаты труда и, соответственно, не облагаются ЕСП, с этих сумм не начисляются ИНПС и обязательные страховые взносы граждан.

Физическому лицу подавать Декларацию по доходам в виде арендной платы в данном случае не нужно.  Если же у физического лица арендодателя имелись другие доходы, требующие от него подачи декларации, то доходы от аренды также должны указываться в представленной декларации о доходах за соответствующий период.

Для вашего сотрудника-нерезидента РУз  оплата юридическим лицом в интересах работника предоставленного ему жилья относится к доходам в виде материальной выгоды, включается в совокупный  доход и облагается по ставке 20% (ст. НК 169, 177, 182).

Показать ответ

Солиқ кодексининг 272-моддасига мувофиқ жисмоний шахсларнинг мол-мулкига солинадиган солиқ тўловчилари бўлиб мулкида солиқ солинадиган мол-мулки бўлган жисмоний шахслар ҳисобланишади. Жисмоний шахсларнинг кўчмас мулкка бўлган мулк ҳуқуқи давлат рўйхатидан ўтганидан кейингина, яъни ер участкасига ва бино (кадастр)га мулк ҳуқуқини давлат рўйхатидан ўтказилганлиги ҳақидаги гувоҳнома берилганидан сўнг кучга киради.  Кўчмас мулкка бўлган ҳуқуқлар давлат рўйхатидан ўтказилмасдан амалга оширилган кўчмас мулк билан боғлиқ битимлар ҳақиқий эмас деб ҳисобланади (Кўчмас мулкка бўлган ҳуқуқларни ва у ҳақда тузилган битимларни давлат рўйхатидан ўтказиш тартиби тўғрисида Низом, ЎзР ВМ 07.01.2014 й. 1-сон Қарорига 1-Илованинг 3-банди).

Жисмоний шахсларнинг мулкида бўлган яшаш учун мўлжалланмаган жойлар бўйича жисмоний шахсларнинг мол-мулкига солинадиган солиқ юридик шахслар учун белгиланган ставка бўйича тўланади (Солиқ кодексининг 276-моддаси).

Жисмоний шахсларнинг мол-мулкига солинадиган солиқ суммаси мол-мулкнинг 1 январга бўлган ҳолатига кўра инвентаризация қийматидан ва белгиланган ставкадан келиб чиққан ҳолда ҳисоблаб чиқарилади. Жисмоний шахсларнинг мол-мулкига солинадиган солиқни солиқ даври учун тўлаш ҳисобот йилининг 15 октябрига қадар амалга оширилади (Солиқ кодексининг 277-моддаси).

Шу тариқа, сиз дўконларнинг мулк эгаси сифатида кадастрни олганингиздан кейин (мулк ҳуқуқини давлат рўйхатидан ўтказгач) тан олинасиз. Дўконлар бўйича мулк солиғи уларга бўлган мулк ҳуқуқини давлат рўйхатидан ўтказилган санадан бошлаб, яъни 2016 йилнинг январидан юридик шахслар учун белгиланган ставкада (нотураржой объекти сифатида) тўлашингиз зарур. 2016 йилга юридик шахслар учун база ставкаси 5% этиб белгиланган.

2011-2015 йиллар учун кўрсатилган дўконларга мулк ҳуқуқи давлат рўйхатидан ўтказилмаганлиги сабабли бу даврга мулк солиғини тўлаш керак эмас. 

Показать ответ

ХКнинг ўзига хос жиҳати шундаки, ХКнинг ягона мулкдори нафақат устав капиталини шакллантириши, балки ушбу корхонада раҳбар сифатида ишлаши, яъни корхонани якка бошқариши керак. (Меҳнат кодексининг 15-моддаси 2-банди; Ўзбекистон Республикасининг 11.12.2003 й. 558-II-сон "Хусусий корхона тўғрисида"ги Қонунининг 14-моддаси).

Хусусий корхона мулкдори қуйидаги ҳуқуқларга эга:

- хусусий корхонанинг солиқлар ва бошқа мажбурий тўловлар тўланганидан кейин қолган фойдасидан ўз ихтиёрига кўра фойдаланиш;

- хусусий корхонага тегишли мол-мулкни бошқа шахсга бериш, ижарага бериш, гаровга қўйиш, бошқа юридик шахсларнинг устав фондига ҳисса сифатида киритиш ёки ушбу мол-мулкни бошқача усулда тасарруф этиш. Яъни, соф фойданинг бир қисмини мулк билан- уй-жой шаклида олиши мумкин. Ўз қарорига кўра уй-жойни ягона мулкдорга тегишли соф фойда ҳисобига бериш тўғрисидаги буйруққа асосан.

Хусусий корхона мулкдори ўзи вақтинчалик бўлмаган тақдирда шу муддатда раҳбарлик вазифасини бажариб туришни бошқа жисмоний шахс зиммасига юклаш тўғрисида ёзма қарор қабул қилади. Хусусий корхона мулкдори муваққат раҳбарнинг хусусий корхона мол-мулкини тасарруф этишга оид ҳуқуқини чеклаб қўйиши мумкин.

 Вафот этганлиги, муомалага лаёқатсизлиги, муомала лаёқати чекланганлиги ёки бедарак йўқолган деб топилганлиги оқибатида мулкдорнинг хусусий корхона раҳбари вазифасини бажариши мумкин бўлмай қолган тақдирда хусусий корхонани бошқариш фуқаролик қонун ҳужжатларига ва хусусий корхонанинг уставига мувофиқ амалга оширилади.

Шу тариқа, корхона раҳбари фақат ўзи вақтинчалик бўлмаган муддатга корхонани бошқариш мажбуриятларини ўзиниг ўринбосарларига бериши мумкин.

Хусусий корхона (ХК) мулкдорининг вақтинчалик корхона раҳбарлиги лавозимидан четлаштирилишига қарамасдан, у  корхонанинг ягона мулкдори бўлишдан тўхтамайди ва корхонанинг соф фойдасини ўз ҳоҳишига кўра ишлатишга ҳақлидир. Айни вақтда хусусий корхонанинг фойдаси солиқлар ва бошқа мажбурий тўловлар тўланганидан сўнг корхона мулкдорининг тасарруфига ўтади ҳамда унга солиқ солинмайди (Солиқ кодексининг 179-моддаси, Хусусий корхона тўғрисида"ги Қонунининг 24-моддаси). 

Қурилиш ташкилотингиз томонидан қурилган уй-жойлар сизнинг корхонангизнинг тайёр маҳсулоти ҳисобланади. Соф фойда ҳисобига корхона мулкдорига берилган уй-жой маҳсулот реализацияси сифатида баҳоланади ва ягона солиқ тўлови базасига киритилади.

Показать ответ

1. Ҳа, олиши мумкин. Солиқ кодексининг 31-моддасига мувофиқ солиқ тўловчилар ўз солиқ мажбуриятлари: ҳисобланган ва тўланган солиқ суммалари юзасидан давлат солиқ хизмати органлари ҳамда бошқа ваколатли органлардаги мавжуд маълумотларни олиш ҳуқуқига эгалар. 

2. ЎзР ВМ 11.03.1997 й. 130-сон қарори билан тасдиқланган “Ўзбекистон Республикасида солиқ тўловчиларнинг идентификация рақамларини бериш ва қўллаш тизими тўғрисида Низом”нинг 7,8-бандларига мувофиқ, идентификация рақами солиқ тўловчиларнинг қуйидаги тоифаларига берилади:

а) юридик шахсларга;

б) қуйидаги тоифадаги жисмоний шахсларга (Ўзбекистон Республикаси фуқароларига, хорижий фуқароларга ва фуқаролиги бўлмаган шахсларга, кейинги ўринларда "фуқаролар" деб юритилади);

асосий яшаш жойи бўйича фуқароларга шу жумладан Ўзбекистон Республикаси резидентларига;

доимий яшаш жойига эга бўлмаган, бироқ солиқ мажбуриятлари Ўзбекистон Республикаси ҳудудида пайдо бўлган фуқароларга;

Солиқ солиш мақсадида ҳисобга олинадиган фуқароларга Ўзбекистон Республикасида доимий яшаш жойига эга бўлган фуқаролар, шу жумладан Ўзбекистон Республикасидан ташқарида вақтинча турганлар ҳам; Ўзбекистон Республикасида календарь йилда 183 кундан кўпроқ турган хорижий фуқаролар ва фуқаролиги бўлмаган шахслар киради.

Шу тариқа, хорижий фуқаролар агар Ўзбекистон резиденти бўлсалар ҳамда Ўзбекистон Республикасида солиққа тортилувчи даромад олсалар СТИР олишлари керак.

3.Солиқ кодексининг 189 ва 192-моддаларига мувофиқ даромадлар тўғрисида декларацияни Ўзбекистон Республикаси резидентлари тақдим этадилар.

Чет эллик жисмоний шахс – жорий йилнинг 1 апрелига қадар Ўзбекистон Республикасининг резидентига айланган шахс ҳам ўтган солиқ даври учун даромадлар тўғрисидаги декларацияни тақдим этиши керак, бунда ушбу шахс ўтган йилда Ўзбекистон резиденти бўлган ёки бўлмаганлиги аҳамиятли эмас.

Агар чет эллик жисмоний шахс - Ўзбекистон Республикасининг резиденти 1 февралдан кейин ўз фаолиятини тугатган ва Ўзбекистон Республикаси ҳудудидан ташқарига чиқиб кетаётган бўлса, жорий йилда Солиқ кодексининг 189-моддасига мувофиқ солиққа тортиладиган даромадлари бўлса у ҳақиқатда олган даромадлари тўғрисидаги декларацияни Ўзбекистон Республикаси ҳудудидан ташқарига чиқиб кетишидан бир ой аввал тақдим этилиши лозим. Шу тариқа агар чет эллик жисмоний шахс масалан 22 мартда мамлакатдан чиқиб кетмоқчи бўлса, ва бу кунга у резидент сифатида тан олинса у 22 мартга қадар ўтган йил учун, 23 февралга қадар эса жорий йилнинг ўтган даври учун декларацияни тақдим этиши керак.

Агар чет эллик жисмоний шахс - Ўзбекистон Республикасининг резиденти жорий йилнинг 1 февралига қадар хорижга чиқиб кетаётган бўлса, жорий йил учун даромадлар бўйича декларация тақдим этилмайди, аммо ўтган йил учун даромадлар тўғрисида декларацияни тақдим этиши зарур.

Жисмоний шахснинг жами йиллик даромади тўғрисидаги декларация электрон шаклдаги ахборот тарзида тақдим этилиши мумкин (Солиқ кодексининг 191-моддаси), шунингдек,  Вазирлар Маҳкамасининг 2011 йил 2 майдаги 125-сон “Давлат солиқ хизмати органларининг солиқ тўловчиларга ахборот хизмати кўрсатишни такомиллаштиришга доир қўшимча чора-тадбирлар тўғрисида” Қарори ва Ўзбекистон Республикасининг 11.12.2003 й. 562-II-сон "Электрон рақамли имзо тўғрисида"ги Қонунига мувофиқ, солиқ тўловчи томонидан молиявий ва солиқ ҳисоботлари электрон рақамли имзодан фойдаланиб телекоммуникация каналлари орқали электрон ҳужжат сифатида жўнатилиши мумкин.

Чет эллик шахслар – норезидентлар даромадлар тўғрисидаги декларацияни тақдим этишга мажбур эмаслар.

4. Солиқ кодексининг 186-моддасига мувофиқ Солиқ агентлари жисмоний шахснинг талабига биноан унга даромадларининг суммалари ва турлари ҳақида, шунингдек жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғининг ушлаб қолинган суммаси тўғрисида Ўзбекистон Республикаси Давлат солиқ қўмитаси ва Ўзбекистон Республикаси Молия вазирлиги томонидан белгиланадиган шаклда маълумотнома беришлари шарт.

5. Солиқ кодексининг 168-моддасига мувофиқ, жисмоний шахсларнинг - Ўзбекистон Республикаси норезидентларининг Ўзбекистон Республикасидаги манбалардан олинган даромадларига Солиқ Кодексининг 182-моддасида назарда тутилган ўзига хос хусусиятлар ҳисобга олинган ҳолда ва ставкалар бўйича солиқ солинади.

Жисмоний шахсларнинг - Ўзбекистон Республикаси норезидентларининг Ўзбекистон Республикасидаги манбалардан меҳнат шартномалари (контрактлари) ва фуқаролик-ҳуқуқий тусдаги шартномалар бўйича олинган даромадларига чегирмаларсиз 20% ставкада солиқ солинади (Солиқ кодксининг 182-моддаси).

Солиқ кодексининг 184-моддасига мувофиқ жисмоний шахсларнинг даромадларига солинадиган солиқни тўлов манбаида ҳисоблаб чиқариш, ушлаб қолиш ва тўлаш мажбурияти фаолиятни Ўзбекистон Республикасида доимий муассаса орқали амалга ошираётган Ўзбекистон Республикаси норезидентларига ҳам юклатилган.

Юқоридагилардан келиб чиқиб, чет эллик фуқаролар – норезидентларнинг Ўзбекистон Республикасидан ташқарида (Сингпурда) олган даромадлари ЖШДС  солиқ манбаи ҳисобланмайди, шунинг учун ушбу даромадлар солиқ ҳисоботларида акс эттирилмайди. Чет  эллик фуқаролар – норезидентларнинг Ўзбекистон Республикасида доимий муассаса орқали олган даромадлари эса ЖШДС объекти ҳисобланади.  Мос равишда доимий муассаса солиқ агенти сифатида қуйидаги мажбуриятларга эга

1)      асосий бўлмаган иш жойидан даромадлар олган жисмоний шахслар тўғрисида Ўзбекистон Республикаси Давлат солиқ қўмитаси ва Ўзбекистон Республикаси Молия вазирлиги томонидан белгиланадиган шаклда, солиқ даври тугаганидан сўнг ўттиз кун ичида давлат солиқ хизмати органларига маълумотнома тақдим этиши шарт;

2)      йилнинг ҳар чорагида, ҳисобот давридан кейинги ойнинг 25-кунидан кечиктирмай, йил якунлари бўйича эса йиллик молия ҳисоботини тақдим этиш муддатида давлат солиқ хизмати органларига ҳисобланган ва амалда тўланган даромадлар суммалари ҳамда жисмоний шахслардан олинадиган даромад солиғининг ушлаб қолинган суммалари тўғрисидаги маълумотларни Ўзбекистон Республикаси Давлат солиқ қўмитаси ва Ўзбекистон Республикаси Молия вазирлиги томонидан белгиланган шаклда тақдим этиши шарт.

Показать ответ

Разрешительное свидетельство на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией выдается на каждую стационарную розничную торговую точку с указанием срока  осуществления реализации алкогольной продукции. В Разрешительном  свидетельстве есть графа: Соответствует установленным требованиям на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией, выдано до "___" ___________ 200__ г.  (Приложение 4  к Положению «О порядке выдачи разрешительного свидетельства на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией», Приложение 1 к Постановлению Президента от 16.03.2007 г. N ПП-605).

Таким образом, если ваше разрешительное свидетельство выдано сроком до 04 марта 2016 года, то и реализацию алкогольной продукции вы должны приостановить 04 марта 2016 года.

 Продление срока действия разрешительного свидетельства осуществляется по заявлению юридического лица. Заявление о продлении срока действия разрешительного свидетельства должно быть подано в рабочий орган не позднее пятнадцати дней до истечения срока действия разрешительного свидетельства (п. 17 Положения «О порядке выдачи разрешительного свидетельства на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией» Приложение 1 к Постановлению Президента от 16.03.2007 г. N ПП-605).

В соответствии со статьей 347 НК РУз расчет по сборам за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг представляется налогоплательщиками в органы государственной налоговой службы по месту осуществления деятельности:

-  получившими соответствующее разрешительное свидетельство (решение органа исполнительной власти на местах) в течение года - не позднее десяти дней со дня выдачи разрешительного свидетельства (решения органа исполнительной власти на местах);

-  действующими - ежегодно до 15 января отчетного года.

Поскольку вы получаете разрешительное свидетельство в течение года, то должны сдавать отчетность при каждом получении свидетельства в течение 10 дней после получения.

Отчетность сдается по «Формам  налоговой отчетности по сборам за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг» (Приложение 17 к Постановлению от 04.03.2013 г. МФ N 23 и ГНК N 2013-8, зарегистрированному МЮ 22.03.2013 г. N 2439).

В случае изменения объекта сбора и минимального размера заработной платы налогоплательщики обязаны представить уточненный расчет не позднее срока уплаты очередного платежа.

В соответствии с пунктом 6 Положения «О порядке выдачи разрешительного свидетельства на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией» для получения разрешительного свидетельства юридическое лицо уплачивает местный сбор за право розничной торговли. Сбор за право торговли алкогольной продукцией составляет 5 МРЗП (приложение N 21 к Постановлению Президента от 22.12.2015г. № ПП 2455). В дальнейшем сбор уплачивается ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

В ответ на наш запрос  ГНУ г. Ташкента разъяснило следующее:

«… сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг исчисляется в пределах месячного размера установленных законодательством ставок сбора, т.е. сбор уплачивается за  весь месяц независимо от даты получения разрешительного свидетельства».

Следовательно, сбор за  право розничной торговли должен быть уплачен вами за март месяц в полном объеме (5 МРЗП) вне зависимости от того, сколько дней в марте вы имели право осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией в соответствии разрешительным свидетельством.

  • 1
  • 2
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика