Забыли пароль?
Регистрация
Вопрос
Какие могут быть применены наказания или финансовые санкции к стороне, выдавшей, а также к стороне, получившей документ, оформленный с нарушением требований Закона о бухгалтерском учете? Где и каким документом регламентированы вышеуказанные требования, определены размеры финансовых штрафов к виновным лицам при выдаче и получении первичных бухгалтерских документов, оформленных не должным образом, служащих основанием для приема и выдачи материальных ценностей и.т.д.?
14 апреля 2016 года вступил в силу Закон о бухгалтерском учете в новой редакции. Ст.13 Закона гласит: Руководитель субъекта бухгалтерского учета утверждает два перечня лиц, имеющих право подписи. В первый перечень входят лица, осуществляющие руководящие функции субъекта бухгалтерского учета, во второй — осуществляющие функции бухгалтерского учета и финансового управления. В случаях, если руководитель субъекта бухгалтерского учета принимает на себя функции бухгалтерского учета и финансового управления, то в обоих перечнях указывает себя. Документы без подписи лиц, указанных в части второй настоящей статьи, считаются недействительными. В бухгалтерию предприятия поступают различные документы от поставщиков и исполнителей, покупателей и заказчиков служащие основанием для приема и выдачи материальных ценностей, счета фактуры (накладные), акты выполненных работ, доверенности. В дальнейшем при проверке может обнаружиться документ подписанный только за руководителя, а вместо подписи главного бухгалтера будет указано «гл.бух не предусмотрен».


Ответы экспертов
Ответов: 288
03.08.2016

Действительно, требования Закона РУз «О бухгалтерском учете» в новой редакции (далее – Закон) предусматривают обязательное наличие на документах подписи руководителя предприятия или лиц, им определяемых. Документы без подписи указанных лиц будут считаться недействительными.

Руководитель предприятия должен утвердить два перечня лиц, имеющих право подписи:

- в первый перечень входят лица, осуществляющие руководящие функции;

- во второй - осуществляющие функции бухучета и финансового управления.

Если в штатном расписании предприятия не предусматривается должность главного бухгалтера, руководитель предприятия имеет право принять на себя его функции. Для этого руководителю необходимо документально оформить возложенные на себя обязанности по ведению бухгалтерского учета, т.е. издать соответствующий приказ, утвердить штатное расписание, уведомить об этом обслуживающий банк и соответствующие госслужбы (с приложением необходимых документов).

Если на документе, наряду с подписью руководителя предусмотрена подпись главного бухгалтера, то в этом случае, руководитель предприятия, принявший на себя обязанности по ведению бухгалтерского учета, должен подписаться и за себя, и за главного бухгалтера.

Законодательно не определен порядок, при котором на месте подписи главного бухгалтера ставилась бы отметка «не предусмотрен».

При выявлении документов без подписи главного бухгалтера (или лица осуществляющего его функции), где наличие подписи главного бухгалтера обязательно, проверяющие органы вправе трактовать данный факт нарушением ведения бухгалтерского учета.

Согласно статье 175-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 МРЗП до 10 МРЗП.

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, - влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10 МРЗП до 20 МРЗП.

Нарушением порядка ведения бухучета также будет считаться отражение операций проведенных по документам поставщиков и подрядчиков, которые оформлены с нарушением вышеуказанного порядка.

Налоговым законодательством предусмотрено, что расходы налогоплательщиков должны быть обоснованными и документально подтвержденными (статья 141 НК). Документально подтвержденными считаются расходы, подтвержденные документами, позволяющими определить дату, сумму, характер операции и идентифицировать ее участников (статья 22 НК).

Так как документы без подписи лиц, предусмотренных Законом, считаются недействительными, есть основания считать, что расходы, произведенные на основании таких документов, являются необоснованными и документально неподтвержденными.

Для того чтобы избежать подобных правонарушений, необходимо оформлять документы как этого требует Закон о бухгалтерском учете, а также требовать надлежащего оформления документов при их получении от поставщиков и подрядчиков.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.

Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика