Ответов: 455
Ответы эксперта. Юридический помощник
Показать ответ

Арендная плата от зданий и сооружений, находящихся на балансе предприятия, согласно п.2 ст.132 Налогового кодекса относится к прочим доходам предприятия и облагаются налогом на прибыль юридических лиц. Соответственно, формирование части уставного фонда ООО за счет арендной платы зданий и сооружений возможна, но только после уплаты соответствующих налогов. В этой связи, учитывая ст.14 Закона "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" №310-II от 06.12.2001г., в которой указано, что каждый участник общества должен полностью внести свой вклад в уставный фонд общества в течение срока, который определен учредительными документами и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества, имеет смысл осуществить пополнение уставного фонда единоразово, по завершении отчетного периода и после выплаты необходимых налогов на прибыль.

Показать ответ

1. В случае, если бурение скважины на воду было осуществлено без получения разрешения от Госкомгеологии, необходимо установить целесообразность постановки на учет эксплуатационной скважины, которая определяется подведомственными гидрогеологическими организациями Госкомгеологии на основе дополнительных исследований по уточнению конструкции скважин и геолого-геофизического разреза (гл.8 Приложения №1 к Постановлению КМ РУз №430 от 27.06.2017г.). Важно знать, что проводимые дополнительные исследования финансируются за счет средств собственника скважины.

После определения целесообразности принятия на учет эксплуатационных скважин, пробуренных без получения разрешения, но с учетом соблюдения технических требований, необходимо в месячный срок подготовить и представить в соответствующую гидрогеологическую станцию технический паспорт по форме вышеуказанного Постановления. После этого, условия разрешения считаются выполненными и являются одним из оснований для получения разрешения на специальное водопользование и водопотребление.

2. Для получения разрешения на специальное водопользование и водопотребление (Приложение №3 к Постановлению КМ РУз от 31.03.2018г. №255), необходимо предоставить в Центр государственных услуг в явочном порядке или на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан в электронном виде - анкету для получения государственной услуги, а также документы согласно данному перечню. Важно, за оказание государственной услуги взимается сбор в размере 30 процентов от минимального размера заработной платы. После этого, в течение 13 рабочих дней (5 р.д. - подготовка проекта разрешения, 5 р.д. - рассмотрение и согласование проекта разрешения, 3 р.д. - направление согласованного разрешения в Центр государственных услуг или непосредственно заявителю через ЕПИГУ) будет выдано разрешение на специальное водопользование и водопотребление.

3. Налогооблагаемой базой является объем использованной воды (ст.259 Налогового кодекса). Объем воды, забранной из поверхностных и подземных источников водных ресурсов, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов (счетчиков), отраженных в документах бухгалтерского (первичного) учета использования воды. При использовании воды без измерительных приборов ее объем определяется исходя из лимитов водозабора из водных объектов, технологических и санитарных норм потребления воды или других методов, обеспечивающих достоверность данных (ст.260 Налогового кодекса).

4. На текущий момент ставки налога за пользование водными ресурсами установлены в Приложении к Постановлению Президента РУз №ПП-3823 от 02.07.2018г.

Показать ответ

Доходы налогоплательщиков и соответствующие вычеты по ним для исчисления налогов и других обязательных платежей отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты и даты поступления денег (метод начисления) (ст.39 НК).

Если предприятие в 2019 году становится плательщиком НДС, то при оказании услуг в 2019 году (независимо от даты подписания договора), необходимо начислять НДС, так как оказание услуг на территории Республики Узбекистан является облагаемым оборотом.

С учетом этого, предприятию следует заключить дополнительное соглашение к договору, в котором стоимость услуги будет указана с учетом НДС.

Показать ответ

Согласно ПП-3741 от 25.05.2018г. с 1 января 2019 года отменено требование по обязательному нотариальному удостоверению договоров аренды и безвозмездного пользования недвижимым имуществом путем установления порядка обязательной постановки договоров аренды на учет в органах государственной налоговой службы. В этой связи, Законом Республики Узбекистан №ЗРУ-497 от 11.10.2018г. внесены изменения в Кодекс об административной ответственности и Налоговый кодекс в части замены слов «обязательного нотариального удостоверения договора аренды (найма), договора предоставления в безвозмездное пользование жилого помещения» на «обязательной постановки на учет договора аренды (найма) в органах государственной налоговой службы». Соответственно, постановке на учет в налоговых органах подлежат только договора аренды, для договоров безвозмездного пользования такая необходимость отсутствует.

Показать ответ

Положением о порядке выдачи доверенностей на получение ТМЦ и отпуска их по доверенности (МЮ №1245 от 27.052003г.) установлено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое предприятием доверенному лицу для получения товарно-материальных ценностей от поставщиков в установленном законодательством порядке. Доверенности на получение товарно-материальных ценностей оформляются по усмотрению предприятия либо по утвержденной форме. Соответственно, предприятию необязательно придерживаться установленной формы доверенности, однако она в обязательном порядке должна быть в письменном виде.

Показать ответ

Согласно п.105 Правил оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям (далее - Правила), расчеты с потребителями за услуги водоснабжения и водоотведения производятся в следующем порядке: с физическими лицами - по предъявлению платежных требований либо счетов за услуги водоснабжения и водоотведения организацией ВКХ (водопроводно-канализационного хозяйства) или Бюро или при выписке счетов самими потребителями (в Вашем случае - квитанция с печатью и датой и чек об оплате за услуги водоснабжения). Кроме того, согласно п.108 Правил, физические лица освобождаются от внесения дополнительных платежей за оплаченные авансом коммунальные услуги на период, не превышающий двенадцати месяцев, в случае увеличения в этом периоде тарифов.

Соответственно, с учетом п.110 Правил, в случае, если Вам выдали неправильную выписку счетов (исчисление суммы, тарификацию и др.), не позже 5 дней со дня вручения платежного документа вы можете составить простую письменную претензию, в которой необходимо изложить суть проблемы, а также в обязательном порядке приложить копии квитанции и чека с указанием дата оплаты до повышения тарифов. При этом, обращаем Ваше внимание, что подача претензии не освобождает потребителя от обязанностей оплаты платежного документа в полной сумме и в установленный срок.

Данные претензии рассматриваются организацией ВКХ или Бюро в 10-дневный срок и при установлении их обоснованности излишки сумм засчитываются в погашение последующего платежного документа. О результатах рассмотрения претензии потребитель должен быть извещен посредством каналов связи в трехдневный срок после истечения срока рассмотрения претензии. В случае неоповещения потребителя в указанный срок вопрос считается решенным в пользу потребителя (п.111 Правил).

При подаче обычной претензии, без предоставления вам неправильной выписки счетов либо в случае превышения 5 дней, срок рассмотрения претензии исчисляется на общих основаниях (ст.28 ЗРУ-378 от 03.12.2014г.) и составляет от 15 дней (не требующие дополнительного изучения и проверки) до 30 дней с момента поступления, а в исключительных случаях - до двух месяцев (с обязательным уведомлением лица, подавшего претензию).

В случае отсутствия ответа либо несогласия с результатами рассмотрения претензии, вы вправе подать заявление в суд.

Необходимо также отметить, что исходя из п.108 Правил, в случае, если Вы осуществили предоплату на 2019 год за услуги водоснабжения за три дня до повышения тарифа - 19 ноября 2018 года, соответственно освобождаетесь от дополнительных платежей на период до 19 ноября 2019 года. Перерасчет по оставшемуся периоду с 19 ноября до конца 2019 года будет осуществлен в обязательном порядке, с учетом повышенных тарифов.

Показать ответ

Контроль за соблюдением норм касательно энергетических напитков будет регламентироваться теми законодательными актами, в которые были внесены изменения и дополнения.

В частности, соблюдение введенной в Закон  "О рекламе" статьи 221 осуществляется на основании ст.13 того же Закона - Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции или его территориальными органами.

Аналогичным образом, изменения в рамках Закона "О качестве и безопасности пищевой продукции" подпадают под регламент ст.4 Закона. Так, государственное управление в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции осуществляется Государственной санитарно-эпидемиологической службой Минздрава, Государственным комитетом ветеринарии, Государственной инспекцией по карантину растений при КМ, Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации и другими органами, определяемыми законодательством.

Показать ответ

В настоящее время, относительно реализации энергетических напитков, законодательством не предусмотрены требования к характеру проверки возраста покупателя и предъявляемым документам, удостоверяющих личность.

Однако, в целях недопущения нарушения законодательства, рекомендуем придерживаться аналогичных норм, регламентирующих реализацию алкогольной и табачной продукции. Так, согласно ПКМ №75 от 13.02.2003г."Об утверждении правил розничной торговли в Республике Узбекистан и правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан" раздела V п.601 - продавец, осуществляющий реализацию алкогольной и табачной продукции (в нашем случае - энергетических напитков), обязан потребовать от покупателя, выглядящего моложе двадцати лет (восемнадцати лет), предъявления документа, удостоверяющего его возраст (любой документ, удостоверяющий личность и позволяющий идентифицировать его возраст), а в случае отсутствия документа — отказать в реализации алкогольной и табачной продукции (энергетических напитков).

Показать ответ

При реализации энергетических напитков через интернет должны соблюдаться все запреты и ограничения, предписанные ст.221 ("Реклама энергетических напитков") Закона "О рекламе", а также ч.5 ст.14 Закона "О качестве и безопасности пищевой продукции", т.е. не допускается реализация энергетических напитков лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста.

В этих целях, рекомендуется перед непосредственным подтверждением приобретения энергетических напитков покупателем через интернет, ввести обязательную форму, в которой покупатель должен подтвердить факт достижения им восемнадцатилетнего возраста либо отказаться от покупки в связи с не достижением заявленного возраста.

Показать ответ

С принятием Закона №ЗРУ-514 от 09.01.2018 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование механизмов обеспечения общественного порядка" введены ограничения на рекламу энергетических напитков. В частности, ст.221 Закона "О рекламе" предусматривает следующие ограничения:

- реклама энергетических напитков должна содержать предупреждение о вреде чрезмерного употребления таких напитков, а также информацию о лицах, кому они не рекомендуются;

- реклама энергетических напитков не должна демонстрировать процессы потребления напитков, создавать впечатление, что эти процессы имеют важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей;

- запрещается реклама энергетических напитков по телевидению и радио с 7-00 часов до 22-00 часов;

- запрещается безвозмездное распространение образцов энергетических напитков в целях рекламы среди лиц, не достигших восемнадцати лет;

- запрещается спонсирование мероприятий, предназначенных преимущественно для лиц, не достигших восемнадцати лет, если при этом используется наименование, товарный знак или изображение энергетических напитков;

- запрещается распространение, в том числе продажа товаров (футболок, головных уборов, игр и т.п.), среди лиц, не достигших восемнадцати лет, с использованием наименования, товарного знака или изображения энергетических напитков;

-запрещается реклама энергетических напитков в печатных изданиях, предназначенных преимущественно для детей и подростков, а также в медицинских, спортивных и образовательных учреждениях.

Соответственно, при публикации рекламы энергетических напитков в каталогах скидок необходимо соблюдать вышеуказанные ограничения. В отношении социальных сетей, официальных страниц в сети интернет и т.п., важно отметить, что размещение рекламы на веб-сайтах домена "UZ" должно выполняться также с учетом всех запретов и ограничений, предписанных законодательством. Согласно Положения о порядке регистрации и пользования доменными именами в домене "UZ" (утв. приказом гендиректора УзАСИ, рег.МЮ №1830 от 23.06.2008г.), ответственность за размещение или умышленное использование недостоверной или ложной информации, а также информации, нарушающей законодательство Республики Узбекистан, на веб-сайтах или иных услугах, доступных через доменное имя, несет администратор доменного имени, которым является юридическое или физическое лицо, на чье имя оно зарегистрировано.

Показать ответ

Да, продавец вправе требовать от покупателя предоставить документ, удостоверяющий личность при реализации энергетических напитков, в особенности, с учетом того, что согласно внесенным Законом Республики Узбекистан №ЗРУ-514 от 09.01.2019г. изменениям, реализация энергетических напитков лицам, не достигших восемнадцатилетнего возраста является административным нарушением и влечет наложение штрафа на должностных лиц - от семи до пятнадцати минимальных размеров заработной платы (ч.6 ст.164 КоАО).

О том, как проверять покупателя на возраст, можете изучить здесь

https://vopros.norma.uz/question/12705

Показать ответ

Согласно пп.1-3 Приложения №1 к ПП-2733 от 19.01.2017г., требования Положения распространяются на юридические службы государственных органов и организаций. Под государственными органами и организациями понимаются государственные органы, органы хозяйственного управления, государственные предприятия, учреждения и организации.

Бюджетная организация - некоммерческая организация, созданная по решению органов государственной власти в установленном порядке для осуществления государственных функций, содержащаяся за счет средств Государственного бюджета (ст.4 Бюджетного кодекса).

Некоммерческая организация - юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученные доходы между участниками (членами). К некоммерческим организациям относятся бюджетные организации, в том числе органы государственной власти и управления, негосударственные некоммерческие организации, включая международные, прошедшие государственную регистрацию в Республике Узбекистан, а также органы самоуправления граждан и другие организации в соответствии с законодательством (ст.17 Налогового кодекса).

Исходя из определения бюджетной организации, есть основания утверждать, что такая организация является государственной некоммерческой (определение государственной организации действующим законодательством не установлено).

Соответственно, требования №ПП-2733 от 19.01.2017г. распространяются на юридические службы бюджетных организаций.

Показать ответ

При регистрации магазина в качестве филиала (ст.47 ГК) следует придерживаться следующих действий:

1. Принятие решения о создании филиала. Создание филиалов Общества осуществляется по решению общего собрания участников Общества, принятому единогласно (ст.ст. 30, 34 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», далее - Закон).

2. Внесение изменений и дополнений в учредительные документы и их регистрация в регистрирующем органе. Устав Общества должен содержать сведения о филиалах Общества (ст.13 Закона). Это означает, что при создании филиала соответствующие изменения должны быть внесены в устав.

Изменения (дополнения) сведений в учредительных документах подлежат обязательной государственной регистрации (перерегистрации) в течение 30 дней с момента утверждения соответствующих изменений уполномоченным лицом (Положение, Прил.№7 к ПКМ №66 от 09.02.2017г. ). Для этого необходимо обратиться в явочном порядке или посредством сети интернет в регистрирующий орган по месту регистрации Общества с типовым заявлением, к которому прилагается:

- решение уполномоченного органа управления субъекта предпринимательства о внесении изменений или дополнений в учредительные документы (Протокол общего собрания);

- учредительные документы на государственном языке, принятые в новой редакции;

- оплата установленного размера госпошлины (согласно Приложения №2 Положения, в явочном порядке - 0,5 МРЗП, через сеть интернет - 0,25 МРЗП для ООО).

3. Утверждение Положения о филиале. Положение о филиале утверждается тем же органом, который принимает решение о его создании. Требования к его содержанию законодательно не определены.

4. Назначение руководителя филиала и оформление доверенности на его имя. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ст.47 ГК).

5. Наделение филиала имуществом. Наделение филиала имуществом может происходить в двух формах:

а) Общество передает филиалу имущество и выделяет его на отдельный баланс. В этом случае филиалу открывается отдельный счет в банке и составляется акт приема-передачи имущества;

б) имущество филиала не выделено на самостоятельный баланс, а совершенные филиалом хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете «головного» Общества. В этом случае акт приема-передачи имущества не составляется, а само наделение имуществом филиала отражается только бухгалтерскими проводками «головного» Общества.

Порядок регистрации филиала, наделенного обособленным имуществом, как отдельного налогоплательщика определен в статьях 35, 78, 79 и 80 Налогового кодекса. Согласно им:

- налоговое обязательство Общества по его обособленным подразделениям должно исполняться данными обособленными подразделениями самостоятельно в случае, если они наделены обособленным имуществом и имеют самостоятельный баланс;

- такому обособленному подразделению присваивается идентификационный номер налогоплательщика создавшего его Общества с добавлением контрольных знаков;

- обособленное подразделение Общества, исполняющее налоговые обязательства самостоятельно, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту его нахождения или осуществления деятельности;

- Общество, создавшее такое подразделение, обязано в течение 10 дней со дня принятия решения о его создании и (или) выделении на самостоятельный баланс представить в налоговый орган заявление о постановке на учет, указав в нем свой ИНН. К заявлению прилагается решение Общества о создании обособленного подразделения, а также доверенность, выданная его руководителю. 

6. Получение филиалом печатей и штампов в случае необходимости.

7. Открытие счета в банке.

Показать ответ

Да, имеет. Законодательство детально не регламентирует порядок возврата ранее переданных товарно-материальных ценностей. Как правило, условия и сроки возврата товара предусматриваются непосредственно в договоре либо в дополнительном соглашении к этому договору.

При этом, при возврате товара, поставщику следует произвести корректировку выручки, оформив дополнительную счет-фактуру, согласно ст.222 Налогового кодекса.

 

Показать ответ

Предприятия, имеющие долю государства в уставном капитале 50 и более процентов должны реализовывать товары (работы, услуги) с обязательной предоплатой в размере не менее 15%. 

С 1 января 2019 года остальные хозяйствующие субъекты, включая тех, в которые доля государства в уставном фонде меньше 50 процентов могут реализовывать товары (работы, услуги) без условия о предварительной оплате (п.1 №УП-1154 от 12.05.1995г.,  №УП-5564 от 30.10.2018г.).

 

Показать ответ

Действительно, Указом Президента №УП-5564 от 30.10.2018г. с 1 января 2019 года отменено лицензирование деятельности по осуществлению оптовой торговли. Однако пунктом 2 Положения к ПКМ 242 от 05.11.2005г. установлено, что деятельность по осуществлению оптовой торговли подлежит лицензированию.

Соответственно, в виду явной правовой коллизии обратимся к ст.16 Закона Республики Узбекистан №ЗРУ-342 от 24.12.2012г. "О нормативно-правовых актах", в которой установлено, что "соотношение различных нормативно-правовых актов по их юридической силе определяется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, компетенцией и статусом органов, принявших нормативно-правовые акты, видами этих актов, а также датой принятия нормативно-правового акта. Нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу. В случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой. В случае расхождений нормативно-правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее".

Ввиду того, что Указ Президентаобладает более высокой юридической силой, чем Постановление КМ, имеются все основания утверждать, что лицензирование деятельности по осуществлению оптовой торговли не требуется.

Также, дополнительным устным запросом в Центр государственных услуг г.Ташкента подтвержден факт отмены лицензирования деятельности по осуществлению оптовой торговли.

Показать ответ

Государственное предприятие может сдать помещение в безвозмездное пользование (ч.1 ст.617) по согласованию со своим учредителем.

Государственное предприятие образовывается на базе имущества, которое находится в государственной собственности и передается ему в оперативное управление. Так, ГП владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, установленных законом, согласно целям своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Следовательно, для заключение договора безвозмездного пользования имуществом государственное предприятие должно получить согласие своего учредителя (п.17 Прил. к ПКМ от 16.10.2006г. №215).

Использование помещения созданным предприятием на безвозмездной основе  приводит к  получению дохода в виде имущественного права (ст.135 НК), который определяется по рыночной стоимости и включается в состав прочих доходов предприятия (п.4 ст.132 НК).

Показать ответ

Гражданский кодекс не содержит исчерпывающих положений относительно агентских договоров. В Вашем случае, так как предполагается не только совершение сделок, но и иные поручения, договор носит смешанный характер и содержит в себе отдельные элементы других типов договоров. В этом случае применяется ст.354 Гражданского кодекса "Свобода договора" - граждане и юридические лица свободны в заключении договора; стороны могут заключить договор не предусмотренный законодательством; стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор).

Договор может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока его действия.

По оформлению агентского договора детально освещено в данных статьях:

Агентский договор - посредничество - "два в одном"

vopros.norma.uz/question/8815

Показать ответ

Согласно ст.4 Закона "О ТЧСЖ", товарищество создается для совместного управления и обеспечения содержания, сохранности и ремонта жилищного фонда, пользования общим имуществом частных собственников жилых помещений в многоквартирном доме. К общему имуществу многоквартирного дома относятся - общие помещения этого дома, несущие и ограждающие конструкции, межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, подвалы, чердаки и крыши, внутридомовые инженерные сети и коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование и устройства, находящиеся за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения (ст.124 ЖК). Соответственно, в общедомовое имущество не входит имущество собственников жилых и нежилых помещений, за исключением коммуникационных сетей, обслуживающих более одного помещения.

Если согласно кадастровым документам цокольный этаж является нежилым помещением многоквартирного дома и не относится к техническим помещениям, то ТЧСЖ не может на него претендовать.

Необходимо отметить, что исключительное право ТЧСЖ имеет только на обязательно заключаемый договор между товариществом частных собственников жилья и собственником нежилого помещения в многоквартирном доме (ст.6 Закона "О ТЧСЖ"). На основании п.2.1 Примерного договора между ТЧСЖ и собственником нежилого помещения (Прил.№2 к ПКМ №100 от 30.05.2006г.), Товарищество имеет право получать доступ в помещение собственника, после предварительного уведомления собственника и в присутствии его или представителя,  для проведения осмотров, профилактических работ, капитального и текущего ремонта частей общего имущества, находящихся в границах помещения собственника.

Показать ответ

В соответствии с ч.1 ст.732 Гражданского кодекса по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу единовременно или в рассрочку такую же сумму денег или равное взятому взаймы количество вещей того же рода и качества (сумму займа). Вещи, определяемые родовыми признаками, являются заменимыми (ч.3,4 ст.87 ГК).

Соответственно, в заключаемый договор денежного займа стороны не вправе добавлять основным или дополнительным условие, согласно которому заемщик может погасить задолженность перед займодавцем путем отчуждения строения и части участка, так как данный договор может рассматриваться как купля-продажа.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика