Ответов: 216
Ответы эксперта. Бухгалтерский учет
Показать ответ

Вы вправе заключить дополнительное соглашение №2, указав в нем измененную в сторону уменьшения сумму контракта. В случае необходимости можно изменить остальные условия контракта. С момента вступления в силу дополнительного соглашения №2, измененные им пункты контракта будут действовать в новой редакции. Дополнительное соглашение вводится в ЕЭИСВО (далее «система») в том же порядке, что и контракты (п.4 Прил.1 к ПКМ №416 от 30.09.2003г.).

Согласно юридической технике, дополнительное соглашение №1 не аннулируется, поскольку после заключения дополнительного соглашения №2 контракт продолжает действовать в редакции дополнительного соглашения №2.

При этом, система позволяет удалить дополнительное соглашение №1. Однако, так как по контракту проходила предоплата, то при попытке удалить дополнительное соглашение №1, система выдаст ошибку «Операции по контракту невозможны, так как есть не подтверждённые документы. Обратитесь в банк или же в ближайшее территориальное таможенное управление». В таком случае, для разблокировки контракта, вам нужно будет обратиться в обслуживающий банк или в валютный отдел таможенного управления, предоставив оригинал дополнительного соглашения №2.

Показать ответ

Предприятиям разрешено не начислять налоги на списываемую сумму кредиторской задолженности по внешнеторговым контрактам, которая образовалась до 5 сентября 2017 г. (ч.3 п.2 ПП-3351 от 03.11.2017 г.). Для списания такой задолженности необходимо решение учредителей. К решению желательно приложить переписку с иностранным партнером. Отсутствие начисления налогов оформите приказом директора. В нем укажите обоснование - ПП-3351.

Учитывайте, что общий срок исковой давности составляет 3 года (ст. 150 ГК). После их истечения вы можете списать образовавшуюся задолженность.

Показать ответ

Положением о порядке выдачи средств на командировочные расходы за пределы Узбекистан (Прил. к Приказу рег. МЮ №2730 от 19.11.2015 г., далее - Положение) четко не обозначено, что средства в иностранной валюте для покрытия командировочных расходов выдаются только в наличной форме (пп.4, 10, 34 Положения).

В тоже время, к переводам неторгового характера относятся, в том числе, оплата расходов, связанных с командированием работников за пределы Узбекистана (ч.2 ст.7 Закона «О валютном регулировании»).

Исходя из смысла норм законодательства, перечисление иностранной валюты для оплаты командировочных затрат на карточку не запрещается.

Законодательство не содержит нормативных актов, регулирующих действия держателей корпоративных банковских карт в иностранной валюте. Однако аналогичное положение о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте, не запрещает юридическим лицам зачисление командировочных расходов на данную карту (п.11 Положения, рег. МЮ №1470 от 18.04.2005 г.).

Таким образом, рекомендуем согласовать с вашим банком возможность зачисления иностранной валюты на корпоративную карту предприятия для командировочных расходов.

Показать ответ

ЕЭИСВО (далее - система) - система, которая содержит данные по внешнеторговым контрактам (Прил.1 к ПКМ №416 от 30.09.2003 г., далее - Положение). Вводом занимаются:

- общей информации по контракту и инвойсу - хозяйствующие субъекты;

- информации по движению денежных средств - уполномоченные банки;

- информации об отгрузке и поступлении товаров - таможенные органы.

Сведения о вносимых изменениях и дополнениях в условия контракта должны быть зафиксированы дополнительным соглашением и вводятся в систему в том же порядке, что и контракты (п.4 Положения).

Система не содержит функции регистрации соглашения о прощении долга. В возникшей ситуации, соглашение о прощении долга вы можете оформить в виде дополнительного соглашения, и уже его ввести в систему. Законодательством не предусмотрено получение хозяйствующим субъектом какого-либо разрешения для этого.

Показать ответ

Законодательство не содержит НПА, регулирующих данный вопрос. Однако при изучении действующего законодательства можно выделить следующие положения:

  1. Представительства осуществляют расчеты, связанные с покрытием представительских, командировочных расходов из средств, выделенных инофирмой (п.36 Прил.1 к ПКМ №410 от 23.10.2000 г., далее - Положение). Валютные счета, открытые в банках Узбекистана, для иностранных представительств являются счетами иностранной компании-нерезидента (п.3.1 Порядка, рег. МЮ №511 от 22.10.1998 г.).
  2. Иностранные представительства действуют на основании утвержденного инофирмой положения (п.22 Положения). В данном положении, в том числе, может быть предусмотрен порядок оплаты различных расходов представительства со стороны головной иностранной компании.
  3. Иностранные представительства не являются юридическими лицами, подчиняются законодательству Узбекистана (ст.1175 ГК, ст.1177 ГК,  ч.2 ст.14 Закона «О внешнеэкономической деятельности»).
  4. Физические лица-резиденты Узбекистана могут пользоваться банковской картой, открытой за рубежом (пп.а п.4.3. Порядка, рег. МЮ №511 от 22.10.1998 г.).

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что иностранная фирма может выпустить банковские корпоративные карты для своего представительства в Узбекистане. В данном случае, валютные карты будут выдаваться на имя физических лиц – работников представительства. Ограничений по их выпуску и использованию законодательство не предусматривает.

Рекомендуем вам также обратиться в обслуживающий вас банк и Центральный банк для получения их разъяснений на данный вопрос.

Показать ответ

УП-1193 от 27.06.1995 г. признается утратившим силу с 01.08.2020 г. (Прил.2 к УП-6021 от 08.07.202 г.). Соответственно, требование об обязательной обратной продаже клиентами банков иностранной валюты, неиспользованной в течение 15 рабочих дней, также утрачивает свое действие с 01.08.2020 г. (п.8 УП-1193 от 27.06.1995г.).

Однако положение об обязательной обратной продаже иностранной валюты также содержится в Постановлении Кабинета Министров: «купленная клиентом банка иностранная валюта, не использованная в течение пятнадцати рабочих дней с момента зачисления средств на специальный валютный счет клиента, подлежит безусловной обратной продаже коммерческому банку с последующим выставлением на очередной межбанковской торговой сессии» (п.45 Прил.2 к ПКМ №294 от 10.07.2001 г., далее - Положение). На данный момент, каких-либо изменений в это положение не вносилось.

Исходя из изложенного, обратимся к юридической силе документов. Так, нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу. В случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой (ст.16 Закона «О нормативно-правовых актах», далее - Закон). УП обладает более высокой юридической силой по отношению к ПКМ. То есть, ПКМ №294 от 10.07.2001 г. должно быть приведено в соответствие с новыми требованиями.

Также стоит отметить, что за нарушение процедур покупки, продажи и использования валюты к коммерческим банкам и хозяйствующим субъектам применяются установленные законодательством санкции вплоть до временного, сроком на 6 месяцев, лишения их права покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (абз.1 п.10 Прил. к УП-837 от 20.04.1994 г.).

Вопрос приобретения валюты на годовую спецификацию вам необходимо решить с банком.

Показать ответ

Ответ на вопрос получен от ЦБ:

«В соответствии со статьей 10 Закона «О валютном регулировании» физические лица-резиденты в целях осуществления валютных операций могут:

- иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, переведенные или пересланные в Республику Узбекистан, полученные или приобретенные в Республике Узбекистан, и использовать их по своему усмотрению;

- осуществлять трансграничные международные денежные переводы неторгового характера;

- ввозить, переводить и пересылать в Республику Узбекистан, а также вывозить, переводить и пересылать из Республики Узбекистан валютные ценности в порядке, установленном законодательством.

При этом, статьей 9 Закона установлено что, все расчеты и платежи за товары (работы, услуги) на территории Республики Узбекистан осуществляются в валюте Республики Узбекистан, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. В соответствии со статьей 17 определены валютные операции, осуществление которых между резидентами допускается. Валютные операции между резидентами, не предусмотренные частью первой указанной статьи, запрещаются.

Кроме того, статьей 28 Закона установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства о валютном регулировании, несут ответственность в установленном порядке.

Одновременно сообщаем, что мера ответственности за нарушение законодательства о валютном регулировании устанавливается в соответствии со статьей 170 Кодекса об административной ответственности, статьей 177 Уголовного кодекса Республики Узбекистан и другими актами законодательства.» 

Показать ответ

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Махкамасининг 2020 йил 14 майдаги "Ўзбекистон Республикасида ташқи савдо операцияларини мониторингини янада такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида"ги 283-сон қарорига мувофиқ, ташқи савдо операциялари устидан мониторинг олиб бориш тартиби хўжалик юритувчи субъектлар томонидан тузилган ташқи савдо контрактлари ва инвойслар бажарилиши устидан зарур назоратни таъминлаш ҳамда хўжалик юритувчи субъектлар, валютани назорат қилувчи органлар, товар-хомашё биржаси, ғазначилик бўлинмалари ва тижорат банклари ўртасида ТСОЯЭАТ орқали ахборот айирбошлаш мақсадида жорий этилган.

Шунингдек ушбу қарорда ташқи савдо контрактлари ва инвойсга қўйиладиган энг кам талаблар белгиланган.

Шу билан бирга, экспорт қилувчилар қонун ҳужжатларида бошқача назарда тутилмаган бўлса, ТСОЯЭАТга инвойслар тўғрисидаги тегишли маълумотлар киритилиб, ишлар (хизматлар) қиймати тўлиқ тўлангандан кейин ва экспорт қилувчиларнинг Ўзбекистон Республикасидаги банк ҳисобрақамларига маблағлар тушгандан сўнг ишлар (хизматларни) Интернет жаҳон ахборот тармоғидаги онлайн дўконлар орқали экспорт қилишга ҳақли.

Юқоридагилардан келиб чиқиб, мазкур қарорга мувофиқ ташқи савдо шартномалар бўйича ишлар ва хизматлар далолатномасини ТСОЯЭА тизимига киритиш хўжалик юритувчи субъект томонидан амалга оширилади.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика