Ответов: 127
Ответы эксперта. Налоговый учет
23.02.2021 [ID: 19151] 1. По каким ставкам облагается купонный доход, а также доходы и расходы по операциям с ценными бумагами, определяемые согласно статье 327 Налогового кодекса в случае приобретения облигаций физическими лицами (резидентами/нерезидентами) и юридическими лицами (резидентами/нерезидентами)? 2. Будут ли облагаться доходы от реализации облигаций на фондовой бирже нерезидентами? Так как согласно ст.16 Закона РУз «О рынке ценных бумаг» доходы продавца, в том числе нерезидента Республики Узбекистан, по совершенной сделке с эмиссионными ценными бумагами на фондовой бирже не облагаются налогом на прибыль юридических лиц и налогом на доходы физических лиц. Однако согласно п.5. ст.351 НК из налогооблагаемой базы исключаются только доходы от реализации акций на фондовой бирже.
Показать ответ

1. Доходы по облигациям и их налогообложение.

Налогообложение доходов покупателя (держателя) облигаций

У держателя (покупателя) корпоративных облигаций при их покупке и до момента погашения (или другого выбытия) облигаций могут возникнуть следующие виды доходов:

- доходы покупателя при реализации облигаций с дисконтом (при покупке облигаций по цене ниже их номинальной стоимости). Доход признается равномерно, в течение срока погашения;

- купонные доходы (проценты) держателя облигаций (проценты по заранее установленной ставке и расчитанные от номинальной стоимости облигаций).

Часть 5 статьи 41 «Дивиденды и проценты» Налогового кодекса гласит:

- процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления), в том числе по денежным вкладам. Значит, купонные доходы и доходы, получаемые покупателем облигаций при их приобретении по цене ниже номинальной, в целях налогообложения признаются процентами.

Проценты, получаемые юридическими лицами – резидентами РУз, при расчете налога на прибыль включаются в совокупный доход, т.е. учитываются в налоговой базе получателя этих доходов (ч.1 ст.344 НК) и налогообложение производится по ставке, установленной для основной деятельности налогоплательщика. При определении налоговой базы по операциям с облигациями необходимо руководствоваться положениями статьи 327 НК. Обратите внимание на части 9, 10 и 11 данной статьи, там указаны правила определения налоговой базы, правила вычитания и/или переноса убытков от операций с ценными бумагами.

Проценты, получаемые юридическими лицами – нерезидентами РУз, облагаются по ставке 10% (п.1 ст.353 НК). При налогообложении нерезидентов, если существует международный договор, то могут быть применены положения этого договора. Налог с дохода нерезидента, осуществляющего деятельность не через ПУ, удерживается у источника выплаты (ч.1 ст.351 НК). Налогообложение нерезидента, осуществляющего деятельность через ПУ, производится нерезидентом самостоятельно в порядке, установленном главами 43–47 НК, с учетом особенностей, предусмотренных главой 49 НК.

Проценты по облигациям, получаемые физическими лицами – резидентами РУз, облагаются налогом по ставке 5% (ч.2 ст.381 НК). Если физическое лицо – резидент в дальнейшем до окончания срока погашения облигаций продаст их через фондовую биржу, то доход от такой продажи не подлежит налогообложению (п.7 ст.378 НК).

Проценты по облигациям, получаемые физическими лицами – нерезидентами, облагаются по ставке 10% (п.1 ст.382 НК). Налог удерживается у источника выплаты (п.3 ч.1 ст.387 НК). При налогообложении нерезидентов, если существует международный договор, то могут быть применены положения этого договора.

2. Льгота при реализации облигаций через фондовую биржу

Действительно, в ст.16 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что при совершении сделок с эмиссионными ценными бумагами на фондовой бирже доходы продавца, в том числе нерезидента Республики Узбекистан, по совершенной сделке не облагаются налогом на прибыль юридических лиц и налогом на доходы физических лиц (ст.16 ЗРУ-163 от 22.07.2008 г.).

Обратимся к Налоговому кодексу.

Налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса и иных нормативно-правовых актов, принятие которых прямо предусмотрено НК (ч.1 ст.2 НК).

Налоговые льготы предоставляются Налоговым кодексом (ч.3 ст.75 НК). Кроме того:

- льготы по отдельным налогам (за исключением НДС, акциза и налога за пользования недрами) могут быть предоставлены Президентом РУз только в виде снижения установленой налоговой ставки сроком не более чем на три года (ч.5 ст.75 НК);

- в отдельных случаях льготы по налогу на имущество и земельному налогу могут быть предоставлены Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан и Кенгашем народных депутатов областей (ч.10 ст.75 НК).

Другие способы предоставления налоговых льгот налоговым законодательством не предусмотрены. В данном случае в статье 16 ЗРУ-163 от 22.07.2008 г. предусмотрена льгота, не соответствующая положениям Налогового кодекса, которая требует разъяснений компетентных органов.

По мнению эксперта, льготы, предоставленные ранее законодательным актом, не предусмотренным Налоговым кодексом, не могут быть применены.

Показать ответ

1. Да, если в процессе выполнения работ не образуется постоянное учреждение иностранного юридического лица, источник выплаты как налоговый агент обязан удержать налог с дохода нерезидента и перечислить в бюджет, если иной порядок не предусмотрен в Международном договоре. Подробно об этом читайте здесь:

https://vopros.norma.uz/question/20065.

2. Между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан имеется Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (вступило в силу 27 июля 1995 года). В соответствии со статьей 7 данного Соглашения прибыль от предпринимательской деятельности, полученная в одном Договаривающемся Государстве предприятием другого Договаривающегося Государства, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве, если только она получена через расположенное там постоянное учреждение.

Вы вправе выплатить нерезиденту доход, не удерживая налог. Если доход не связан с ПУ, то запросите у российской компании документ о налоговом резидентстве в своем государстве (ч. 4 ст. 354 НК).

Подробно читайте здесь:

Как уплачивать налог на прибыль у источника выплаты с доходов нерезидентов.

Или здесь:

Как платить налог на прибыль с доходов нерезидента – юридического лица у источника выплаты – часть 1 (Газета НТВ, 2020 г. №5);

Как платить налог на прибыль с доходов нерезидента – юридического лица у источника выплаты – часть 2 (Газета НТВ, 2020 г. №6).

Показать ответ

Бино-иншоотлар ёки уларнинг бир қисми ижарага олинганда, сув ресурсларидан фойдаланганлик учун солиқни сув етказиб берувчи юридик шахс билан шартнома тузган томон тўлайди (СКнинг 444-м, 5 ва 6-қ).

Саволда ёзилишича, ижарага олувчи ичимлик суви етказиб берувчи ташкилот билан ўзи шартнома тузган. Демак, СКнинг 444-моддаси 6-қисмига биноан, сув ресурсларидан фойдаланганлик учун солиқни ижарага олган корхона тўлайди. 

Показать ответ

Для покрытия убытков и приобретения доли в уставном фонде общества могут создавать резервный фонд (абз.2 ст.27 Закона РУз №310-II от 06.12.2001 г.). Его размер определяется общим собранием учредителей и должен быть отражен в его уставе, но при этом не должен быть менее 15-процентов от размера уставного капитала общества.

Дивиденды – это часть прибыли компании, которая распределяется между его участниками. Определение понятия «дивиденды» в целях налогообложения установлено в статье 41 действующего Налогового кодекса и в статье 22 НК в редакции 2007 года. Дивиденды, в зависимости от того, кто является их получателем, облагаются либо налогом на прибыль, либо НДФЛ у источника выплаты (ст.156, п.3 ст.184 НК ред.2007 г.; ст.343, п.3 ч.1 ст.387 НК ред.2019 г.).

Отчисления в резервный фонд производятся из чистой прибыли предприятия и не являются дивидендами, соответственно, не облагаются налогом. Налогообложению подлежит только та часть чистой (нераспределенной) прибыли, которая распределяется между участниками общества.

Обратите внимание!

Размер ежегодных отчислений также предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5-ти процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества (абз.1 ст.27 Закона РУз №310-II от 06.12.2001 г.).

Показать ответ

До принятия действующего Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости или цены приобретения товаров налоговая база по НДС определялась исходя из себестоимости товаров (работ, услуг) или цены приобретения товаров (ст.204 НК ред.2007 г.). Но в настоящее время это правило не действует.

В соответствии с действующим Налоговым кодексом налоговая база по НДС определяется как стоимость реализуемых товаров (услуг) исходя из примененной сторонами сделки цены (тарифа), определяемой с учетом требований статьи 176 настоящего Кодекса, с учетом акцизного налога (для подакцизных товаров, услуг) и без включения в нее суммы НДС (ч1 ст.248 НК). То есть при реализации товаров сумма НДС исчисляется от договорной стоимости реализации без НДС (по подакцизным товарам – с учетом акцизного налога).

Если товары для перепродажи были импортированы на территорию РУз, то налоговая база по НДС не может быть ниже стоимости, от которой исчислен налог, фактически уплаченный в бюджет при ввозе этих товаров (ч.5 ст.248 НК). То есть при определении налоговой базы по реализации импортированных товаров вы должны учитывать это правило.

Налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости товаров (услуг) при осуществлении операций, указанных в ч.3 ст.248 НК (реализация товаров в обмен на другие товары, безвозмездная передача, использование имущества в личных целях).

В соответствии с ч.4 ст.248 НК налоговые органы вправе скорректировать налоговую базу, если цена сделки ниже либо выше рыночной стоимости товаров (услуг). При этом налогоплательщик вправе оспорить такое решение, представив обоснование того, что цена сделки соответствует рыночным ценам и не направлена на уклонение от налогообложения.

В Налоговом кодексе прямо не сказано, что правило, указанное в ч.4 ст.248 НК, касается только операций, указанных в ч.3 ст.248 НК. Но если учесть, что порядок определения налоговой базы по НДС, утвержденный КМ РУз, применяется только в отношении операций, указанных в ч.3 ст.248 НК (п.1 гл.1 прил. 3 к ПКМ РУз №489 от 14.08.2020 г.), по мнению эксперта, налоговые органы не должны применять ч.4 ст.248 НК к другим операциям, кроме операций, указанных в ч.3 ст.248 НК.

Что касается применения метода AVECO.

Учет в целях налогообложения основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерского учета и учетной документации устанавливается законодательством о бухгалтерском учете (ч.3 ст.76 НК). Метод определения стоимости остатков и выбывающих ТМЗ по средневзвешенной стоимости (AVECO) – это один из методов, предусмотренных нормативным документом по бухгалтерскому учету (п.62 НСБУ 4). Отдельное правило определения стоимости выбывающих ТМЗ в Налоговом кодексе не предусмотрено. Поэтому результаты применения метода AVECO не должны привести к доначислению налогов.

Кроме того, обратите внимание!

Корректировка налоговой базы может осуществляться также в случаях, если цена, сформированная в сделке, в целях налогообложения будет признана трансфертной в соответствии с статьей 176 НК, которая вступит в силу с 1 января 2022 года (ч.11 ст.176 НК). В рамках налогового контроля при трансфертном ценообразовании органы налоговой службы проверяют полноту исчисления и уплаты пяти видов налогов, в том числе налога на прибыль и НДС (ч.7 ст.176 НК). Рекомендуем внимательно ознакомиться с Разделом VI НК.

Показать ответ

1. При переходе на уплату НДС предприятие имеет право на зачет суммы НДС по остаткам ТМЗ, долгосрочным активам, а также по остаткам готовой продукции с учетом требований Налогового кодекса. Подробно об этом читайте здесь:

https://buxgalter.uz/question/18306

https://buxgalter.uz/question/16087

https://buxgalter.uz/question/14010

https://buxgalter.uz/question/14010

https://buxgalter.uz/question/20779

2. Вам нужно было выделить сумму НДС по долгосрочному активу, приходящуюся на балансовую (остаточную) стоимость этого объекта, и принять ее к зачету на дату постановки вашего предприятия на регистрационный учет в качестве плательщика НДС (ч.6 ст.266 НК). Сумма переоценки при этом не учитывается.

По мнению эксперта, если вы решили принять в зачет сумму НДС по данному объекту на дату перехода на уплату НДС, то вам, конечно, нужно пересчитать амортизацию за весь прошедший период с момента перехода на уплату НДС и пересдать расчеты по НДС за прошлые периоды. Это в свою очередь окажет влияние и на сумму налога на прибыль, а также на сумму налога на имущество. И в случае необходимости можете (или будете обязаны) пересдать расчеты по этим налогам за прошлые периоды (ст.83 НК). Рекомендуем вам проанализировать, какое влияние окажут на сумму налога на прибыль и налога на имущество эти изменения.

Уменьшение суммы налога путем зачета налога, уплаченного по полученным товарам, – это право налогоплательщика, а не его обязанность (ч.1 ст.266 НК).

Показать ответ

Передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе, а также передача производителем подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки, является объектом налогообложения акцизным налогом (п.4 ч.1 ст.284 НК ред.2019 г.). Такое же правило действовало и по старому Налоговому кодексу (п.4 ст.230 НК ред.2007 г.).

При передаче подакцизного сырья на переработку предприятие-заказчик начисляет акциз, если только передаваемое сырье произведено самим предприятием-заказчиком, так как плательщиком акцизного налога является производитель подакцизного товара (п.1 ч.1 ст.284 НК). Если вы приобрели подакцизное сырье (в вашем случае – нефтепродукт) у другой организации, то при передаче его на переработку начислять акциз не надо.

Переработчик при передаче продукта переработки выставит вам ЭСФ, где он должен будет указать сумму акцизного налога (п.15 Приложения 2 к ПКМ № 489 от 14.08.2020 г.).

Напоминаем, что акцизный налог на нефтепродукты в виде бензина установлен в фиксированных суммах (ст.289-3 НК) и сумма акциза, начисленного переработчиком, не зависит от стоимости давальческого сырья, использованного при его переработке.

Показать ответ

Неденежный вклад физлица в уставный фонд не облагается налогом.

Физическое лицо не является плательщиком НДС, в связи с чем у него не может возникнуть обязательство по уплате НДС (ст. 237 НК).

https://buxgalter.uz/question/16520

Что касается НДФЛ, в феврале 2021 года была опубликована статья, где представитель Министерства финансов РУз выразил мнение, что неденежные вклады физических лиц в уставный фонд предприятий облагаются НДФЛ. Ссылка на статью здесь:

Облагается ли налогом внесение имущества в уставный фонд

Но после этого была статья, где судья Третейского суда при ТПП РУз выразил свое несогласие с мнением представителя МФ. Ссылка на статью здесь:

К вопросу обложения налогом вкладов физлиц в уставный фонд

По мнению эксперта, неденежный вклад физического лица не является его доходом и не облагается НДФЛ.

Дополнительный материал:

https://buxgalter.uz/question/18434

Показать ответ

Лизинг - молиявий ижаранинг алоҳида тури бўлиб, унда бир тараф (лизинг берувчи) иккинчи тарафнинг (лизинг олувчининг) топшириғига биноан учинчи тарафдан (сотувчидан) лизинг шартномасида шартлашилган мол-мулкни (лизинг объектини) мулк қилиб олади ва уни лизинг олувчига шу шартномада белгиланган шартларда ҳақ эвазига эгалик қилиш ва фойдаланиш учун ўн икки ойдан ортиқ муддатга беради (“Лизинг тўғрисидаги” қонун, 2-м. N 756-I 14.04.1999 й.).

“Лизинг тўғрисида”ги қонуннинг 9-моддасида лизинг шартномасининг муҳим шартлари белгиланган (Лизинг тўғрисида”ги қонун, 9-м. N 756-I 14.04.1999 й.). Унга мувофиқ, лизинг шартномасига қонун ҳужжатларига мувофиқ бошқа шартлар ҳам киритилиши мумкин. Томонларнинг розилиги билан томонлардан бири иккинчисига айрим харажатларни қоплаб бериши қонун ҳужжатларига зид эмас. Лекин бунинг солиқ оқибатлари бўлиши мумкин.

Лизинг шартномаси бўйича берилган лизинг объекти лизинг олувчининг балансига ўтади (6-сон БҲМСнинг 25-б.).

Юридик шахс кўчмас мулкни молиявий ижарага (лизингга) олган бўлса, ушбу объект бўйича  мол-мулк солиғи тўловчиси (СК 410-м  3-қ.) ва ер солиғи тўловчиси деб эътироф этилади (СК 425-м. 2-қ.).

Юқорида кўрсатилган қоидалар шуни англатадики, кўчмас мулк бўйича лизингга олувчи мол-мулк солиғини ва ер солиғиини тўлайди, бу унинг харажатлари бўлиб ҳисобланади. Лизингга берувчи лизинг объекти бўлган кўчмас мулкни лизингга берган пайтда ушбу объектни балансидан чиқаради ва у шу пайтдан эътиборан мол-мулк солиғи тўловчиси (СК 410-м. 1-қ.) ва ер солиғи тўловчиси бўлиб ҳисобланмайди (СК 425-м. 1-қ.). Объект жойлашган ер участкаси бино билан бирга лизингга олувчи номига расмийлаштирилади.

Агар мол-мулк солиғи бўйича лизингга олувчининг харажатларини лизингга берувчи тўлаб (қоплаб) берса, у ҳолда қоплаш суммаси лизингга олувчининг текинга олинган мол-мулк шаклидаги даромади деб ҳисобланади (СК 297-м. 3-қ. 10-б., 299-м.). Пул маблағлари ҳам мол-мулкнинг бир кўриниши, яъни мулк ҳуқуқи объектларидан бири ҳисобланади (ФК 169-м.). Лизингга олувчи ушбу даромадни жами даромад таркибига киритган ҳолда фойда солиғини ҳисоблаб чиқаради.  

Лизингга берувчи учун лизингга олувчининг харажатларини қоплаш суммаси фойда солиғини ҳисоблашда чегирилмайдиган харажат бўлиб ҳисобланади (СК 317-м. 27-б.). Ундан ташқари, битимнинг бундай шартига унинг мазмуни жиҳатидан қаралса, лизингга берувчи бошқа шахс учун солиқ тўлайди,  деб эътироф этилиши ҳам мумкин. Бошқа шахслар учун тўланган солиқлар ҳам чегирилмайдиган харажат деб ҳисобланади (СК 317-м. 11-б.).

Показать ответ

Иностранные юридические лица, реализующие товары (услуги) на территории Республики Узбекистан, если местом реализации таких товаров (услуг) признается Республика Узбекистан, являются плательщиками налога на добавленную стоимость (п. 2 ч. 1 ст. 237 НК).

Услуги в электронной форме, указанные в статье 282 НК, приобретаются лицами, находящимися или осуществляющими деятельность на территории Республики Узбекистан.

Предоставление через сеть Интернет прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без него, аудиовизуальных произведений, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть Интернет, – относится к услугам в электронной форме (п. 2 ч. 1 ст. 282 НК).

Если такие услуги оказываются юридическим лицам РУз и юридическим лицам – нерезидентам РУз, осуществляющим деятельность в РУз через постоянные учреждения, покупатели таких услуг признаются налоговыми агентами (ч. 4 ст. 278 НК). То есть ваше предприятие в данном случае выступает в качестве налогового агента и должно удержать сумму НДС с дохода нерезидента и уплатить в бюджет. Если в соответствии с условиями контракта (инвойса) услуги предоставляются нерезидентом без учета НДС, то по данным услугам налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами исходя из стоимости оказанных услуг без учета НДС. В данном случае налоговый агент обязан самостоятельно исчислить и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога (ч. 7 ст. 255 НК).

Факт оказания услуг необходимо оформить актом. Датой оказания услуг является дата подписания акта выполненных работ (оказания услуг). Соответственно, в эту дату и возникает обязательство по уплате налога. Также вам необходимо будет оформить односторонний ЭСФ. Подробно об этом читайте в публикациях:

https://buxgalter.uz/question/19737

https://buxgalter.uz/question/19946

Как оформить ЭСФ при импорте услуг

В данном случае обязательство по уплате налога на прибыль не возникает. Оказываемая услуга не входит в перечень, указанный в ч.2 ст.351 НК, и не относится к доходам нерезидентов от источников в Республике Узбекистан (п. 2 ч. 3 ст. 351 НК).

Показать ответ

Кроме оформления акта выполненных работ, поставщик услуг должен выставить вам электронный счет-фактуру. Ваше предприятие должно принять ЭСФ (Положение о формах счетов-фактур и порядке их заполнения, представления и приема, ст. 47 НК).

Реализация товаров ниже себестоимости не влияет на сумму налоговой базы.

Действующее налоговое законодательство не содержит требований определения налогооблагаемой базы на основании себестоимости при реализации товаров ниже их себестоимости.

Налоговая база по НДС определяется как стоимость реализуемых товаров (услуг) исходя из примененной сторонами сделки цены (тарифа) без включения в нее налога (ч. 1 ст. 248 НК). Если вы продаете импортированный товар, то налоговая база по НДС не может быть ниже стоимости, от которой исчислен НДС, фактически уплаченный в бюджет при их импорте (ч. 5 ст. 248 НК). Если товар приобретен у местного поставщика, то при их реализации налоговую базу по НДС определяете в соответствии с ч.1 ст.248 НК, т.е. исходя из цены реализации.

Также сам факт реализации товаров ниже себестоимости не влияет на налоговую базу при исчислении налога на прибыль. При исчислении налога на прибыль доход от реализации товаров, определенный в соответствии с указанными ценами в первичных учетных документах (договор, счет-фактура), включается в состав совокупного дохода. Поэтому вы можете не корректировать сумму дохода. А вот расходная часть подлежит корректировке, так как у вас транспортные расходы не учтены в себестоимости реализованного товара, сумма расходов занижена, а налоговая база завышена. В таких случаях налоговое законодательство предоставляет вам право внести изменение в ранее представленную налоговую отчетность (ч. 2 ст. 83 НК). Для этого, как это было сказано выше, вам необходимо получить ЭСФ от поставщика услуг. Но электронная система регистрации счетов-фактур не позволяет создавать ЭСФ задним числом. Вы и ваш поставщик можете обратиться в налоговую службу с требованием предоставить вам воспользоваться вашим законным правом и исправить ошибку в отчетности.

Напоминаем, что представление уточненной налоговой отчетности в данном случае – это ваше право, а не обязанность (см. ч. 1 и ч. 2 ст. 83 НК).

Показать ответ

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или более лиц, именуемых товарищами (участниками), обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной цели, не противоречащей закону (ст. 962 ГК).

По договору простого товарищества в качестве доли могут быть внесены денежные средства или иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация. Вклады товарищей и их стоимость должны быть согласованы между участниками договора. Денежная оценка неденежных вкладов производится по соглашению между товарищами (ст. 963 ГК).

При совместной деятельности по договору простого товарищества налогом облагается результат совместной деятельности, а также доход, полученный каждым из участников договора, а не сумма вклада участника.

В целях налогообложения общий учет операций по совместной деятельности осуществляет доверенное лицо – один из участников товарищества, который будет являться плательщиком налога на прибыль (п. 6 ч. 1 ст. 294 НК) и НДС (п. 5 ч. 1 ст. 237 НК) в рамках этой деятельности. При этом налогооблагаемая сумма (налоговая база) определяется по общим правилам в соответствии с Налоговым кодексом (ст. 248, ст. 275, ст. 296, ст. 319 НК).

Прибыль, полученная в результате совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело. В договоре простого товарищества могут быть предусмотрены иные правила распределения прибыли. То есть в договоре может быть предусмотрено правило, по которому распределение прибыли между участниками осуществляется не пропорционально стоимости их вкладов. Но при этом соглашение об устранении кого-либо из товарищей от участия в прибыли не допускается, такое соглашение признается ничтожным (ст. 968 НК). Доля прибыли, полученной каждым из участников, приравнивается к дивидендам и подлежит налогообложению в порядке, установленном Налоговым кодексом (ч. 6 ст. 319 НК).

Показать ответ

Иш берувчининг ходимлар меҳнатига ҳақ тўлашга доир харажатлари ижтимоий солиқнинг солиқ солиш объектидир (СК 403-м., 1-қ.).

Иш берувчининг ходимлар меҳнатига ҳақ тўлашга доир тўловлари Солик кодекси 371-моддасида белгиланган.

Ижтимоий солиқ солинадиган объектларга шунингдек қуйидагилар киради (СК 403-м. 2-3 қ.):

  • Ўзбекистон Республикаси ҳудудида ишлаш учун чет эллик ходимлар билан таъминлаш юзасидан хизматлар кўрсатишга доир шартномалар бўйича Ўзбекистон Республикаси норезиденти бўлган юридик шахсга тўланадиган чет эллик ходимларнинг даромадлари;
  • Жисмоний шахсларнинг айрим тоифалари учун улар томонидан тадбиркорлик фаолиятини ва (ёки) якка тартибдаги меҳнат фаолиятини амалга ошириш;

Қуйидагилар солиқ солиш объекти ҳисобланмайди (СК 403-м. 4-қ.):

  • иш берувчининг ходимга меҳнатда майиб бўлганлиги ёки соғлигига бошқача шикаст етганлиги билан боғлиқ зарарнинг ўрнини қоплаш тарзидаги, Солиқ кодекси 369-моддаси иккинчи қисмининг 10-бандида кўрсатилган миқдорлардан ортиқча харажатлари;
  • пахта йиғим-терими бўйича мавсумий қишлоқ хўжалиги ишларига жалб қилинган жисмоний шахсларнинг бу ишларни бажарганлиги учун меҳнат ҳақи тўлашга доир харажатлар.

СКнинг 375, 376, 377-моддаларида кўрсатилган жисмоний шахслар даромадлари тарзидаги тўловларга ҳам ижтимоий солиқ солинмайди.

Показать ответ

Требование о том, что налоговая база для зданий не может быть ниже минимального значения, установленного в абсолютной величине на 1 квадратный метр, предусматривается в проекте закона РУз «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс». Об этом читайте здесь:

Что изменится в налогообложении в 2022 году (таблица)

В данное время проект закона на стадии обсуждения в Законодательных органах РУз. Об этом можете прочитать здесь:

В Налоговый кодекс вносятся изменения и дополнения

Полагаю, что это новое требование будет применяться к объектам, указанным в п.1 ч.2 ст.411 НК, независимо от того, полностью амортизирован объект налогообложения или нет. Среднегодовая остаточная стоимость будет сопоставляться с установленным минимальным значением. При этом если стоимость 1 кв. м объекта ниже установленной минимальной стоимости, то налогоплательщик будет иметь право произвести независимую оценку стоимости объекта, и результаты независимой оценки будут признаваться в качестве налоговой базы.

Окончательные выводы можно будет сделать только после того, когда законодательный акт полностью пройдет стадию утверждения и будет внесен в Национальную базу данных законодательства.

Показать ответ

Учет в целях налогообложения основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерского учета и учетной документации устанавливается законодательством о бухгалтерском учете (ч. 3 ст. 76 НК).

Учет ТМЗ осуществляется в соответствии с Национальными стандартами (НСБУ № 4 «Товарно-материальные запасы»). Определение стоимости остатков и выбывающих товарно-материальных запасов (в том числе отпущенных в производство) производится одним из следующих методов (п. 62 НСБУ № 4):

  • по идентифицированной себестоимости соответствующей единицы;
  • по средневзвешенной стоимости (AVECO);
  • по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных запасов (ФИФО).

Если признание расхода в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете отличается от порядка определения и признания расхода в соответствии с Налоговым кодексом, указанный расход учитывается для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом (ч. 9 ст. 305). Но Налоговый кодекс не устанавливает отдельный порядок определения суммы расхода при выбытии ТМЗ. Значит, налогоплательщики вправе применять любые методы, предусмотренные в НСБУ № 4. То есть налоговое законодательство позволяет использовать любой из всех трех методов, предусмотренных в НСБУ.

Разработчики системы Е-aktiv должны были предусмотреть возможность применения разных методов определения стоимости ТМЗ, установленных законодательством.

Изучение инструкции по использованию автоматизированной системы Е-aktiv не позволяет определить, каким образом будет определяться стоимость выбывающего ТМЗ. В системе необходимо указывать количество выбывающего ТМЗ, номер документа оприходования товара (ТМЗ) и источник прихода. А о том, как определяется стоимость выбывающего товара, информация отсутствует.

С инструкцией можете ознакомиться по следующей ссылке:

Практическое руководство по использованию автоматизированной информационной системы “E-aktiv”

У экспертов buxgalter.uz тоже имеются вопросы к разработчикам. Об этом читайте ниже по ссылке:

Какие вопросы возникают к сервису E-aktiv до его внедрения

Сейчас E-aktiv функционирует в тестовом режиме, налоговые органы принимают замечания и предложения (через группу «E-Aktiv (Е-Ombor)» и по телефону 1198 (источник).

Показать ответ

1. При постановке на специальный регистрационный учет в качестве плательщика НДС, а также при отмене освобождения от уплаты налога вы вправе отнести в зачет суммы налога, учтенные в балансовой стоимости остатков ТМЗ и долгосрочных активов, имеющихся на балансе на дату постановки на учет (отмены освобождения). При этом должны быть соблюдены все условия зачета ч.1 ст.266 НК.

Сумма налога, принимаемая к зачету, определяется ч.ч.5, 6 ст.266 НК:

  • по остаткам ТМЗ – исходя из фактической стоимости ТМЗ, приобретенных в течение последних 12 месяцев, предшествующих дате постановки на регистрационный учет (отмены освобождения), и имеющихся в наличии на эту дату;
  • по долгосрочным активам – исходя из их балансовой (остаточной) стоимости без учета переоценки на дату постановки на регистрационный учет (отмены освобождения).

После того, как ваше предприятие будет поставлено на специальный регистрационный учет в качестве плательщика НДС, вам необходимо отразить сумму корректировки НДС по остаткам ТМЗ и ОС в Реестре остаточных товаров (прил. №5 к Расчету НДС).

Как заполнить Реестр остаточных товаров, читайте здесь:

https://buxgalter.uz/publish/doc/text178918_kak_zapolnit_otchetnost_po_nds1

2. Как определить сумму НДС по приобретенному ОС с учетом износа.

Пример.

Предположим, первоначальная стоимость приобретенного в начале октября ОС (автомобиль) с учетом НДС – 115 000 тыс. сум. До конца года за три месяца начислен износ в сумме 5 750 тыс. сум. Остаточная стоимость на начало следующего года составит 109 250 тыс. сум. (115 000 тыс. – 5 750 тыс.), в том числе НДС – 14 250 тыс. сум. (109 250 тыс. / 115 х 15).

Таким образом, сумма НДС по остаточной стоимости автомобиля, принимаемая к зачету, составит 14 250 тыс. сум. (при условии, что ОС будет использован только в облагаемых оборотах).

Показать ответ

Применяемые льготы отражаются в приложении №2 (стр. 0301–0306) к Расчету налога с оборота. Эти строки заполняются автоматически. Для этого в персональном кабинете нужно воспользоваться интерактивной услугой «Обращение по использованию налоговых льгот». Налоговый орган должен подтвердить или отклонить право на льготу.

Возможно, вы воспользовались этой интерактивной услугой. Либо произошел технический сбой, и каким-то образом была предоставлена возможность использования определенной льготы.

Рекомендуем обратиться в налоговую службу по месту учета. Если будет отключена возможность отражения льготы в вашем персональном кабинете, то льготы не будут отражаться в отчетности.

Ссылка на дополнительный материал о том, как применить льготы в новых формах расчетов по налогу с оборота, здесь:

https://buxgalter.uz/publish/doc/text178662_kak_primenit_lgotu_v_novoy_forme_rascheta_po_nalogu

27.04.2022 [ID: 21767] 1. Считается ли передача по счетам-фактурам строительных материалов подрядным организациям для выполнения строительных работ оптовой торговлей? Необходимо ли оформлять лицензию на оптовую торговлю? 2 . Начисляются ли 3,5% (обязательные отчисления в ПФ – 1,6%, Дорожный фонд – 1,4% и в Фонд реконструкции – 0,5%) на оборот по передаче материалов от подрядчика субподрядчику? Начисляются ли на генподрядные услуги обязательные отчисления во внебюджетные фонды 3,5% (обязательные отчисления в ПФ – 1,6%, Дорожный фонд – 1,4% и в Фонд реконструкции – 0,5%)? Прошу дать ответ на основе законодательства, действовавшего в 2016, 2017 и 2018 годах.
Показать ответ

По первому вопросу

Согласно статье 22 Налогового кодекса РУз, действовавшего до 01.01.2020 г., торговая деятельность – деятельность по продаже товаров, приобретенных с целью их перепродажи (ст.22 НК в ред. 2007 г.).

Положением о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности определено, что оптовая торговля – это реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд (п.2 прил. к ПКМ №407 от 26.11.2002 г.).

Обратите внимание на следующие признаки в определении:

  • закуп товаров;
  • реализация товаров;
  • безналичная форма расчетов (как при закупе товаров, так и при последующей их реализации);
  • использование покупателем приобретенных товаров в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд.

Счет-фактуру обязаны выставлять хозяйствующие субъекты при реализации товаров (ст.222 НК в ред. 2007 г.).

По правилам, действующим в 2016–2018 гг., требовалось лицензирование деятельности по осуществлению оптовой торговли. Данное требование отменено с 1 января 2019 года (подп. «а» п.1 УП-5564 от 30.10.2018 г.).

В договоре на строительные работы может быть предусмотрено условие, где заказчик обеспечивает подрядчика стройматериалами (или генподрядчик субподрядчика). В договоре четко должно быть определено, кто несет эти расходы, связанные с обеспечением материалами. Здесь могут быть разные варианты.

Один из возможных вариантов – заказчик (или генподрядчик) передает подрядчику (или генподрядчик передает субподрядчику) материалы за свой счет по акту приема-передачи, счет-фактура не выписывается. Право собственности на материалы не передается, их стоимость не списывается с баланса передающей стороны при передаче, а относится на стоимость строящегося объекта после приемки объекта (или по частям после частичной приемки выполненных работ).

Другой вариант – заказчик передает подрядчику материалы за плату. При этом не имеет значения, каким образом будут производиться взаиморасчеты между передающей и принимающей стороной (путем перечисления денег или зачетом взаимных обязательств), сделка оформляется счетом-фактурой. То есть в данном случае передается право собственности.

Если сделка по передаче материалов оформлена счетом-фактурой с последующим осуществлением взаиморасчетов и подобные сделки совершались на регулярной основе, то есть риск того, что по действующим на тот момент правилам она может быть квалифицирована как оптовая торговля, подлежащая лицензированию.

По второму вопросу

В Налоговом кодексе, действовавшем до 2020 года, были предусмотрены обязательные отчисления в государственные целевые фонды (гл.52 НК в ред. 2007 г.). Налогоплательщиками являлись (ст.312 НК в ред.2007 г.):

  • юридические лица – резиденты Республики Узбекистан;
  • товарищ (участник) – юридическое лицо, на которое возложено ведение дел простого товарищества (доверенное лицо).

Не являлись плательщиками:

  • некоммерческие организации, за исключением доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности;
  • юридические лица, уплачивающие единый налоговый платеж и (или) единый земельный налог;
  • микрофирмы и малые предприятия, уплачивающие общеустановленные налоги, за исключением производящих подакцизную продукцию и добывающих полезные ископаемые, облагаемые налогом за пользование недрами.

Объектом налогообложения и налогооблагаемой базой было определено (пп.2 и 4 ст.313 НК в ред. 2007 г.):

  • для юридических лиц, выполняющих строительные, строительно-монтажные, ремонтно-строительные, пусконаладочные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы, – стоимость соответственно строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, выполненных собственными силами, за вычетом налога на добавленную стоимость. При этом если согласно договору обязанность по обеспечению вышеназванных работ материалами несет заказчик, то при сохранении права собственности на эти материалы за заказчиком выручка от реализации работ, выполненных собственными силами, определяется как стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика;
  • для юридических лиц, осуществляющих торговую деятельность, – товарооборот.

Как видно, стоимость генподрядных услуг по выполнению строительных работ является объектом налогообложения, предприятие в данном случае должно было уплачивать данный обязательный платеж (если только не относилось к неплательщикам согласно ч.2 ст.312 НК в ред. 2007 г.).

Если передача материалов от заказчика подрядчику (или от генподрядчика субподрядчику) реализация, то объем товарооборота по этой реализации будет являться объектом налогообложения по обязательным отчислениям в государственные целевые фонды.

Данный вид обязательных отчислений действующее налоговое законодательство не предусматривает (НК утв. ЗРУ-599 от 30.12.2019 г.).

Показать ответ

Ер қаъридан фойдали қазлмаларни қазиб олувчи юридик шахслар ер қаъридан фойдаланганлик учун солиқ тўловчиси ҳисобланадилар (СКнинг 449-м., 1-қ.).

Ер қаъридан фойдаланганлик учун солиқ солиш ҳақида (солиқ объекти, солиқ базаси, ставкаси, солиқ ҳисоблаб чиқариш, тўлаш, ҳисобот топшириш тартиби) тўлиқ маълумотлар Солиқ кодексининг 64-бобида баён этилган. Ушбу бобда мазкур солиқ тури бўйича имтиёзлар белгиланмаган.

Қимматбаҳо, рангли ва (ёки) радиоактив металларни, нодир элементларни ва нодир ер элементларини қазиб олувчи ва (ёки) уларни техноген минерал ҳосилалардан ажратиб олувчи юридик шахслар фойдали қазилмаларни қазиб олганлик учун махсус рента солиғини тўловчилар деб эътироф этилади (СК 454-1-м. 1-қ.).  

Фойдали қазилмаларни кавлаб олишни амалга оширувчи юридик шахслар айланмадан олинадиган солиқ тўловчиси бўла олмайди (СК 461-м. 2-қ. 2-б.). Улар фойда солиғи ва ҚҚС тўловчилари бўладилар. Фойда солиғи тўлаш қоидалари СКнинг XII бўлимида, ҚҚС тўлаш қоидалари эса X бўлимида баён этилган.

Юридик шахслар, амалга ошираётган фаолиятидан қатъий назар, ижтимоий солиқ тўловчиси, солиқ агенти сифатида ЖШДС тўловчиси ҳисобланадилар.

Юридик шахслар, солиқ солиш объекти мавжуд бўлса, ер солиғи (СК XVI бўлими), мол-мулк солиғи (СК XV бўлими), сув ресурсларидан фойдаланганлик учун солиқ тўловчиси (СК XVII бўлим).

Солиқ кодексида берилган солиқ имтиёзлари билан СКнинг ҳар бир солиқ турига тегишли бўлимидаги тегишли моддасида танишиб чиқишингиз мумкин.

Қимматбаҳо металларни олтин изловчилар усулида қазиб олиш фаолиятини қонун ҳужжатларида белгиланган шартларга риоя қилган ҳолда амалга оширадиган шахслар қимматбаҳо металларни олтин изловчилар усулида қазиб олиш қисми бўйича барча турдаги солиқлар ва бошқа мажбурий тўловлардан (ягона ижтимоий тўловдан ташқари) озод этилган эди (ПҚ-4030, 26.11.2018 й.). Ушбу имтиёз 2022 йил 1 июлдан бекор қилинади (2022 йил 8 апрелдаги ПФ-101-сон Фармонга 3-илованинг 17-банди).  

Показать ответ

3. Самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест более чем на 50 человек, но не более 300 человек (код ТН ВЭД – 8802 40 003 2, 8802 40 004 2) при их импорте на территорию Республики Узбекистан освобождены от уплаты таможенной пошлины и НДС («Перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в республике, освобождаемого при импорте на территорию РУз от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость», прил. №1 к ПКМ №352 от 04.06.2021 г.). Порядковый номер в Перечне – 576.

 

Внимание!

Технологическое оборудование, ввозимое на территорию нашей страны по утвержденному перечню, аналоги которого не производятся в Республике Узбекистан, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость (п.6 ст.246 НК).

При осуществлении внешнеторговой политики допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, снижения ставки таможенной пошлины и освобождения от уплаты таможенной пошлины (абз.1 ст.297 Таможенного кодекса).

Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины предоставляются в отношении:

  • транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметов материально-технического снабжения и снаряжения, топлива, продовольствия и другого имущества, необходимого для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенного за пределами таможенной территории в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств (п.1 ст.297 Таможенного кодекса);
  • технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Республике Узбекистан, ввозимого на территорию Республики Узбекистан по утвержденному перечню (п.13 ст.297 Таможенного кодекса).
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика