![]() Ответов: 536
|
Ответы эксперта. Государственный контроль
10.09.2022 [ID: 22759] Имеется ли действующий нормативно-правовой акт о нахождении представителей налоговых органов на территории торговых предприятий, рынков, базаров?
Показать ответ
Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Если указанный в вопросе торговый комплекс является частной собственностью, основание для требования о предоставлении помещения для представителей налоговых органов должно быть указано в законе, так как в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законами Республики Узбекистан, на собственника может быть возложена обязанность допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами (ст.1 Закона «О собственности»). При этом необходимо понимать, что речь идет о возложении такой обязанности лишь законом, то есть подзаконные акты (акты Президента, Кабинета Министров, ведомственные акты) не могут служить основанием. Налоговые органы в пределах своих функций и задач имеют право (ст. 5 Закона «О государственной налоговой службе»): - проводить краткосрочные проверки на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения ККМ, расчетных терминалов, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг; - проводить доследственные проверки по фактам совершения правонарушений в финансово-экономической и налоговой сферах, выявленным на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств, возбуждать по ним уголовные дела с передачей уголовных дел по подследственности в правоохранительные органы. Однако законодательно не предусмотрено их право пользоваться, в рамках исполнения своих обязанностей, помещениями, принадлежащими юридическим лицам. В связи с этим, при отказе со стороны представителей налоговых органов представить указанные в законе основания, рекомендуем обратиться по телефону доверия Государственного налогового комитета: 71-244-98-98.
Показать ответ
1. Камерал солиқ текшируви солиқ органи раҳбари (ёки ўринбосари)нинг буйруғи асосида ўтказилади. Буйруқда бошқа маълумотлар қатори текширилаётган давр ҳамда текширилаётган солиқлар ва йиғимларнинг турлари кўрсатилади (Солиқ кодекси 138-м. 8-қ.). Солиқ қонунчилигида камерал текшириш ўтказиш тўғрисидаги буйруққа ўзгартириш киритишни тартибга солувчи нормалар келтирилмаган. Бироқ давлат органлари (мансабдор шахслари) ўзларининг буйруқларига ўзгартириш киритишлари мумкин. Камерал солиқ текшируви қуйидаги ҳолларда ўтказилади:
Солиқ органлари қуйидаги ҳолларда ҳам камерал солиқ текширувини ўтказишга ҳақли:
Дастлаб солиқ органи биринчи буйруғида юқоридаги асосларнинг биридан келиб чиқиб, ҚҚС тўғри ҳисобланиши ва бюджетга тўланиши юзасидан камерал текширув ўтказилишини белгилаган. Буйруққа киритилган ўзгартиришлар билан эса жисмоний шахслар даромадидан олинадиган солиқ бўйича камерал текширув ўтказилишини белгилаган. Бунда солиқ органида айнан шу йўналишда текширув ўтказиш бўйича юқорида кўрсатилган асослар мавжуд бўлиши лозим. Агар солиқ органи айнан шу йўналиш бўйича камерал текширув ўтказиш учун асосга эга эмас деб ҳисобласангиз, ушбу буйруқни бекор қилиш юзасидан юқори турувчи солиқ органига ёки маъмурий судга мурожаат қилишингиз мумкин. 2. Назорат қилувчи органнинг масъул ходимлари текширув бошланишидан олдин тадбиркорлик субъекти раҳбарини (раҳбар вазифасини бажарувчи шахсни) текширув мақсади билан таништиради, унга ўз хизмат гувоҳномаси ва текширув ўтказиш ҳуқуқини берувчи махсус гувоҳномани кўрсатади (Назорат қилувчи органлар томонидан тадбиркорлик субъектлари фаолиятида текширувлар ва профилактика тадбирларини ўтказиш тартиби тўғрисидаги низомнинг 18-б.). Тадбиркорлик субъектлари фаолиятини текшириш ҳуқуқини берувчи махсус гувоҳнома мавжуд бўлмаганида тадбиркорлик субъектлари назорат қилувчи органларнинг мансабдор шахсларини текширув ўтказиш учун ўз ҳудудига қўймаслик ҳуқуқига эга (13.09.2022 йилдаги ПҚ-374-сон Президент қарорининг 3-б.). Текширувларни рўйхатга олиш китоби тадбиркорлик субъекти томонидан электрон шаклда юритилади (Текширувларни рўйхатга олиш китобини тўлдириш тартиби тўғрисидаги низомнинг 5-б.). Назорат қилувчи органнинг мансабдор шахси текшириш бошланишига кадар Текширувларни рўйхатга олиш китобининг электрон шаклига назорат қилувчи орган мансабдор шахсининг махсус гувоҳномаси рақамини киритиши лозим, киритилган махсус гувоҳнома рақами Давлат назорати тизимидаги маълумотлар билан тўғри келмаган тақдирда тадбиркорлик субъектида ушбу мансабдор шахс томонидан текширув ўтказилишига йўл қўйилмайди (Текширувларни рўйхатга олиш китобини тўлдириш тартиби тўғрисидаги низомнинг 14-б.). 31.01.2023 [ID: 23816] 1. Какие правовые последствия для ИП могут наступить?
2. Можно ли исправить допущенную ошибку?
Показать ответ
1. Нарушение правил учета доходов и (или) расходов (книги учета доходов и расходов) индивидуальным предпринимателем влечет наложение штрафа в размере 500 тыс. сумов (ст.222 НК). Однако окончательную правовую оценку вправе давать только налоговая инспекция. При несогласии с требованиями налогового органа об оплате налога с ошибочно указанной суммы, вы вправе обратиться в административный суд с жалобой на действия налогового органа и представлением своих доводов (ст. 26 КоАС).
Показать ответ
– Присоединением общества признается ликвидация одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу (ст. 51 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»). Таким образом, инициируемая налоговыми органами проверка будет осуществляться не по ликвидированному, а по вашему обществу. Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налоговой, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В приказе указываются наименование и идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество и должность проверяющих лиц, сроки проведения проверки, проверяемый период, виды проверяемых налогов и сборов (ст. 138 НК). Выездной проверкой является проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством. При выездной проверке проводится анализ учетной документации, движения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также другой информации, связанной с деятельностью налогоплательщика. Выездная проверка проводится на основе приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В приказе указываются наименование налогоплательщика, фамилия, имя, отчество и должность проверяющих лиц, сроки и цель проведения проверки. Выездная налоговая проверка проводится в срок не более 10 дней. Началом срока проведения выездной проверки считается дата, указанная в приказе о ее назначении. Завершением срока выездной проверки считается день вручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки (ст. 139 НК). Налоговым аудитом является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период. Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения налогового аудита направляют налогоплательщику извещение о проведении налогового аудита, за исключением случаев, когда в деятельности налогоплательщика имеются признаки уклонения от налогов. В извещении указываются дата начала налогового аудита, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, а также другие данные, необходимые для проведения налогового аудита. В приказе руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении налогового аудита указываются наименование и идентификационный номер проверяемого налогоплательщика, фамилия, имя, отчество и должность проверяющих лиц, сроки и цель проведения налогового аудита. Приказом руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении налогового аудита также утверждается программа его проведения (ст. 140 НК). Все проверки, проводимые в деятельности субъекта предпринимательства, вносятся в информационную систему «Единый государственный контроль» (п. 4 Положения, прил. № 1 к ПКМ № 611 от 19.10.2022 г.). 29.08.2023 [ID: 26033] Даётся ли заключение по просроченной кредиторской задолженности по внешнеторговым контрактам со стороны ГНИ?
Показать ответ
Заключение налоговых органов законодательством не предусмотрено. Во внешнеторговых операциях срок перевода денежных средств через коммерческие банки Республики Узбекистан за импортированные в Республику Узбекистан товары, выполненные работы и оказанные услуги не должен превышать 365 дней (п. 29 Прил. 1 к ПКМ № 283 от 14.05.2020 г., далее - Положение). Импортеры, не обеспечившие ввоз на территорию Республики Узбекистан и оформление товаров в таможенный режим «выпуск для свободного обращения (импорт)», выполнение работ и оказание услуг более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства - 60 банковских дней), после истечения установленных сроков уплачивают штраф в доход республиканского бюджета (п. 27 Положения). Таким образом, в данном случае к импортерам предусмотрен штраф лишь при не поступлении товаров, не получении услуг и работ, если по ним была осуществлена оплата. При этом, при указанных обстоятельствах для оплаты просроченной кредиторской задолженности по внешнеторговым контрактам законодательством не предусмотрено получение заключения налогового органа. Для получения подробной информации рекомендуется обратиться в Налоговый комитет (71 202-32-82; 1198; https://t.me/+S_GGvOiD5x91U7HD). 02.11.2023 [ID: 26614] В каких случаях применяются штрафы, предусмотренные ст. 221 НК, а в каких случаях применяются штрафы, предусмотренные ст. 227-1 НК?
Показать ответ
В описанном случае усматриваются признаки правонарушения, указанного в ст. 221 НК. Таким образом, в описанном случае должен применяться штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 221 НК. Вы можете обжаловать принятое решение в вышестоящем налоговом органе или в административном суде. 28.02.2024 [ID: 27652] Вправе ли сотрудники налоговых органов применять какие-либо санкции против займодавца, рассматривая ситуацию как нарушение ПП-4664?
Показать ответ
По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу равное взятому взаймы количество вещей того же рода и качества (ст. 732 ГК). Реализацией товаров или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары или возмездное оказание услуг, включая обмен и передачу заложенных товаров при неисполнении должником обеспеченного залогом обязательства. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, реализацией признается также передача права собственности на товары или оказание услуг на безвозмездной основе (ст. 46 НК). Оборотом по реализации товаров является безвозмездная передача товара, за исключением случаев, когда такая передача является экономически оправданной (ст. 239 НК). Объектом налогообложения акцизным налогом является реализация подакцизных товаров, включая передачу подакцизных товаров в обмен на другие товары (ст. 284 НК):
Нефтепродукты Аи-80, Аи-90 и выше, авиакеросин (за исключением синтетического) дизельное топливо (за исключением синтетического), дизельное топливо ЭКО (за исключением синтетического), моторное масло для дизельных или карбюраторных (инжекторных) двигателей являются подакцизными товарами. Реализация нефтеперерабатывающими заводами автомобильного бензина марки Аи-80 и дизельного топлива (в том числе марки ЭКО) осуществляется исключительно через биржевые торги (п. 8 ПП-4664 от 04.04.2020 г.). Также признается манипуляцией и запрещается продажа участниками биржи высоколиквидных или монопольных видов продукции по прямым договорам (п. 31-1 Прил. 2 к ПКМ № 170 от 18.03.2020 г.). Кроме того, в целях налогообложения все сделки и другие экономические отношения, в которые вступает налогоплательщик, учитываются исходя из их действительного экономического содержания, независимо от способа их юридического оформления или наименования договора. Если юридическое оформление сделки не соответствует их действительному экономическому содержанию, налоговые органы в целях налогообложения вправе изменить юридическую квалификацию сделки (ст. 14 НК). В связи с этим, налоговые органы вправе изменить квалификацию сделки. При несогласии с ними, вы можете обратиться в вышестоящий налоговый орган или суд. 13.12.2024 [ID: 30323] Имеет ли право налоговые органы доначислять налоги по одному и тому же факту дважды?
Показать ответ
В соответствии с установленным порядком, контролирующие органы не вправе вновь проводить проверку на предмет и объект по ранее проверенному периоду деятельности субъекта предпринимательства и истребовать документы, ранее предъявленные субъектом предпринимательства, за исключением контрольных проверок, проводимых органами государственного пожарного надзора (п. 3 ПП-374 от 13.09.2022 г). Таким образом, если камеральная проверка была проведена на предмет и объект по ранее проверенному периоду вашей деятельности, вы можете обжаловать результаты второй проверки в вышестоящем налоговом органе или суде. Одновременно вы вправе обратиться к Бизнес-омбудсману с просьбой защитить ваши права как субъекта предпринимательства. Обращаем внимание, что при налоговом аудите, в случае выявления обстоятельств, которые не были известны налоговому органу, они вправе назначить повторный налоговый аудит (ст. 143 НК).
Показать ответ
Мазкур Низомга кўра, солиқ қарзини ундирилиши умидсиз деб эътироф этиш ва уни ҳисобдан чиқариш тўғрисидаги қарор солиқ органи раҳбари (ўринбосари) томонидан қабул қилинади (Ундирилиши умидсиз деб эътироф этилган солиқ қарзини ҳисобдан чиқариш тартиби тўғрисидаги низомнинг 8-б.). Бошқа ҳужжатлар қаторида солиқ органи солиқ қарзини ундиришнинг белгиланган муддати ўтиши муносабати билан уни ундириш имкониятини йўқотганлиги ёки солиқ қарзини ундириш тўғрисида ариза беришнинг ўтказиб юборилган муддатини тиклашни рад этганлиги тўғрисида суд қарори солиқ қарзини ундирилиши умидсиз деб эътироф этиш ва уни ҳисобдан чиқариш учун асос бўлади (Низомнинг 9-б.). Солиқ қарздорлигини ундириш тўғрисидаги ишлар тегишлилигича иқтисодий судлар ва фуқаролик ишлари бўйича судларнинг судловига тааллуқли (Олий суд пленумининг 20.02.2023 й. 4-сон қарорининг 10-б.). Яъни, қарздор жисмоний шахс бўлганда солиқ органи фуқаролик ишлари бўйича судга, юридик шахс ёки ЯТТ бўлганда эса иқтисодий судга мурожаат қилади. Шундан келиб чиқиб, солиқ қарзини ундириш тўғрисида ариза беришнинг ўтказиб юборилган муддатини тиклашни рад этганлиги тўғрисидаги суд қарори ҳам тегишинча фуқаролик ишлари бўйича суд ёки иқтисодий суд томонидан қабул қилинади. 15.04.2025 [ID: 31754] Agar korxona faoliyat ko'rsatmayotgan maqomida tursa hamda hech qanday soliq va boshqa qarzdorligi bo'lmasa, unga nisbatan soliq auditi yoki biron bir boshqa turdagi soliq tekshiruvi tayinlanishi mumkinmi?
Показать ответ
Тадбиркорлик субъектлари — юридик шахсларни ихтиёрий тугатишда давлат рўйхатидан ўтказилган вақтдан бошлаб молия-хўжалик фаолиятини амалга оширмаган ҳамда солиқ қарзи мавжуд бўлмаган корхоналарнинг молия-хўжалик фаолияти текширилмайди. Шу билан бирга, давлат солиқ хизмати органлари томонидан ўтказиладиган, тугатиладиган корхонанинг молия-хўжалик фаолиятини текширишнинг энг узоқ даврийлиги 3 йилни ташкил этади (07.06.2019 й. ПФ-5739-сон Фармоннинг 2-б.). Шунга кўра, корхона умуман фаолият кўрсатмаган бўлса, унинг фаолияти текширилмайди. Бошқа ҳолатларда тугатиладиган корхонанинг фаолиятини текширишнинг энг узоқ даврийлиги 3 йилни ташкил этади.
Показать ответ
Сайёр солиқ текшируви чоғида ҳисобга олиш ҳужжатларининг, товар-моддий қимматликлар ва пул маблағлари ҳаракатининг, шунингдек солиқ тўловчининг фаолияти билан боғлиқ бўлган бошқа ахборотнинг таҳлили ўтказилади. Сайёр солиқ текширувларини ўтказиш чоғида солиқ органлари профилактика тадбирларини ва хронометраж кузатувларини амалга оширишга, назорат-касса техникаси ва тўлов терминаллари қўлланилишини текширишга ва солиқ назоратининг бошқа тадбирларини ўтказишга ҳақли (Солиқ кодексининг 139-м.). Сайёр солиқ текширувини ўтказиш учун жумладан жисмоний ёки юридик шахсларнинг солиқ ёхуд валюта тўғрисидаги қонунчилик бузилиши ҳолатлари тўғрисидаги мурожаатлари асос бўлади (Солиқ хавфини бошқариш, солиқ хавфи мавжуд солиқ тўловчиларни (солиқ агентларини) аниқлаш ва уларни солиқ хавфи даражаси бўйича тоифалаш тартиби тўғрисидаги низомнинг 57-б.). Текширув билан тадбиркорлик субъектининг бевосита текширув предмети билан боғлиқ бўлган фаолият даври қамраб олинади. Бунда текширувни ўтказаётган назорат қилувчи орган томонидан илгари текширилган фаолият даври, предмети ва объекти бўйича қайта текширув ўтказилмайди (Назорат қилувчи органлар томонидан тадбиркорлик субъектлари фаолиятида текширувлар ва профилактика тадбирларини ўтказиш тартиби тўғрисидаги низомнинг 24-б.). Бироқ, сайёр ва камерал солиқ текширувлари – бу иккита алоҳида турдаги текширув бўлиб, уларнинг предмети ва объекти турлича. Камерал солиқ текшируви солиқ тўловчи (солиқ агенти) томонидан тақдим этилган солиқ ҳисоботини, молиявий ҳисоботни, шунингдек солиқ тўловчининг фаолияти тўғрисида солиқ органида мавжуд бўлган бошқа ҳужжатлар ҳамда маълумотларни таҳлил қилиш асосида солиқ органи томонидан ўтказилади. Қўшилган қиймат солиғи суммасининг ўрнини қоплаш (қайтариш) мақсадида ўтказиладиган камерал солиқ текширувида жумладан қуйидаги ҳаракатларни ҳам амалга ошириш мумкин: 1) солиқ тўловчининг ҳудудига кириш; 2) солиқ тўловчининг ҳудудини ва биноларини кўздан кечириш; 3) солиқ тўловчидан ҳужжатларни талаб қилиб олиш ва уни чақиртириш; 4) солиқ тўловчининг ҳужжатлари ва буюмларини олиб қўйиш. Солиқ органлари камерал солиқ текшируви ўтказилиши бошлангунига қадар текширувдан олдинги таҳлилни ўтказиши мумкин. Текширувдан олдинги таҳлил - тақдим этилган солиқ ҳисоботини ва солиқ тўловчининг фаолияти тўғрисидаги бошқа ахборотни солиқ органлари томонидан ахборот тизимларидан фойдаланган ҳолда, солиқ тўловчининг иштирокисиз ўтказиладиган автоматлаштирилган таҳлилдир. Текширувдан олдинги таҳлил солиқ органи раҳбарининг (раҳбар ўринбосарининг) буйруғисиз амалга оширилади. Агар текширувдан олдинги таҳлил чоғида солиқ органи томонидан тақдим этилган солиқ ҳисоботида солиқ органида мавжуд бўлган маълумотлар билан тафовутлар ва (ёки) хатолар аниқланса, солиқ тўловчига солиқ тўловчининг шахсий кабинети орқали солиқ ҳисоботига тегишли тузатишлар киритиш тўғрисидаги хабарнома юборилади. Солиқ тўловчи тегишли тузатишлар киритиш тўғрисидаги хабарнома олинган кундан эътиборан ўн кунлик муддатда аниқлаштирилган солиқ ҳисоботини ёки аниқланган тафовутларнинг асосномасини тақдим этиши шарт. Бундай мажбуриятнинг бажарилмаганлиги солиқ органи томонидан солиқ тўловчида камерал солиқ текширувини тайинлаш учун асос бўлади (Солиқ кодексининг 138-м.). Қопланиши назарда тутилган солиқ суммасининг асосланганлиги юзасидан солиқ органи камерал солиқ текширувини ўтказади. Камерал солиқ текшируви солиқ органининг текширув ўтказиш тўғрисидаги буйруғисиз амалга оширилади. Бунда аризада кўрсатиб ўтилган солиқ даври бўйича қўшилган қиймат солиғининг тўғри ҳисобланиши юзасидан аввал солиқ аудити ўтказилган бўлса, қопланиши назарда тутилган солиқ суммасининг асосланганлиги юзасидан камерал солиқ текшируви ўтказилмайди (Қўшилган қиймат солиғи суммаси ўрнини қоплаш тартиби тўғрисидаги низомнинг 18-б.). Камерал солиқ текширувини ўтказиш даврида солиқ органи зарур ҳужжатлар ва мавжуд товар-моддий бойликлари қолдиғини кўздан кечириш, зарур ҳолларда сайёр солиқ текширувини ташкил этган ҳолда инвентаризациядан ўтказиш, ҳудудни ва биноларни кўздан кечириш, ҳужжатларни талаб қилиб олиш ҳамда учинчи шахслардан ҳужжатларни (ахборотни) талаб қилиб олиш ҳуқуқига эга (Қўшилган қиймат солиғи суммаси ўрнини қоплаш тартиби тўғрисидаги низомнинг 20-б.). Шунга кўра, сайёр солиқ текширувидан сўнг камерал солиқ текширувининг ўтказилиши қонунчилик талабларини бузмайди. 30.05.2025 [ID: 32172] Может ли присвоение налогоплательщику высокого уровня риска автоматически приравниваться к наличию признаков уклонения от уплаты налогов? В каких нормах законодательства установлено это соответствие?
Показать ответ
В законах и постановлениях Кабинета Министров, а также в ведомственных актах Налогового комитета нет прямого указания, что отнесение компании к категории высокого налогового риска, свидетельствует о наличии признаков уклонения от уплаты налогов. Между тем Верховным судом даны разъяснения о том, что можно отнести к признакам умышленного сокрытия, занижения прибыли (дохода) или других объектов налогообложения (налоговой базы) (п. 6 Постановления Пленума Верховного суда № 08 от 31.05.2013 г.): - не отражение в регистрах учета суммы доходов от реализации товаров (услуг); - подмена, подделка или уничтожение документов, подтверждающих реализацию товаров (услуг) либо отказ в предъявлении документов для проверки; - использование фальшивых первичных бухгалтерских документов; - отсутствие на складе или месте реализации товаров, числящихся в учете как не реализованные; - хранение, использование и реализация неоформленных (неоприходованных) товаров; - незаконное внесение изменений в программу обслуживания фискальной памяти контрольно-кассовой техники; - включение в отчетность производства неиспользованные материальные затраты, как использованные; - перенос выручки от реализации товаров (услуг) на следующий за отчетным период (умышленном занижении объема реализации и дохода (прибыли); - искусственное завышение (лимитов) расходования материальных, топливно-энергетических ресурсов и нормы амортизации (износа) или неправильном применении нормативов; - неотражение в налоговой отчетности фактической суммы заработной платы работников, которые состоят в трудовых отношениях с работодателем; - неотражение в налоговой отчетности работников, осуществляющих трудовую деятельность; - перевозка грузов без оформления товарно-сопроводительных документов либо по подложным документам; - неполное отражение в налоговой отчетности объема добытых полезных ископаемых; - отражение стоимости реализованных товаров в учетных документах по заниженным ценам, чем их фактическая стоимость реализации и т.п. Таким образом, при несогласии с действиями налогового органа, их можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в суде. 03.10.2022 [ID: 22936] ВМнинг юқоридаги қарори талабларига зид равишда тўғридан-тўғри контрактга асосан пахта толаси сотилса, жамиятимизга ва мансабдор шахсларига қандай чора кўрилиши мумкин?
Показать ответ
Ишлаб чиқарилган пахта толасининг ўз ишлаб чиқариш қувватлари эҳтиёжларидан ошадиган ҳажмлари пахта-тўқимачилик ишлаб чиқариши ташкилотчилари томонидан биржа савдолари орқали бошқа маҳаллий истеъмолчиларга сотилади (Вазирлар Маҳкамасининг 25.01.2018 йилдаги 53-сон қарорининг 2-б.). Ушбу талабга зид равишда тўғридан-тўғри тузилган, яъни қонунчиликнинг талабларига мувофиқ келмайдиган мазмундаги битим ўз-ўзидан ҳақиқий эмасдир (ФКнинг 116-м.). Битим ҳақиқий бўлмаганида тарафларнинг ҳар бири бошқасига битим бўйича олган ҳамма нарсани қайтариб бериши, олинган нарсани аслича (шу жумладан олинган нарса мол-мулкдан фойдаланиш, бажарилган иш ёки кўрсатилган хизмат билан ифодаланганда) қайтариб бериш мумкин бўлмаганида эса, агар битим ҳақиқий эмаслигининг бошқа оқибатлари қонунда назарда тутилган бўлмаса, унинг қийматини пул билан тўлаши шарт (ФКнинг 114-м.). Жиноят кодексининг 19211-моддасига кўра мансаб ваколатларини суиистеъмол қилиш, яъни нодавлат тижорат ташкилоти ёки бошқа нодавлат ташкилоти мансабдор шахсининг ўз мансаб ваколатларидан қасддан фойдаланиши фуқароларнинг ҳуқуқларига ёки қонун билан қўриқланадиган манфаатларига ёхуд давлат ёки жамоат манфаатларига кўп миқдорда зарар ёхуд жиддий зиён етказилишига сабаб бўлса, базавий ҳисоблаш миқдорининг 100 бараваридан 150 бараваригача миқдорда жарима ёки 300 соатгача мажбурий жамоат ишлари ёки 2 йилгача озодликни чеклаш ёхуд 2 йилгача озодликдан маҳрум қилиш билан жазоланади. Ўша ҳаракат: а) жуда кўп миқдорда зарар етказган ҳолда; б) уюшган гуруҳ томонидан ёки унинг манфаатларини кўзлаб содир этилган бўлса, базавий ҳисоблаш миқдорининг 150 эллик бараваридан 300 бараваригача миқдорда жарима ёки 300 соатдан 360 соатгача мажбурий жамоат ишлари ёки 1 йилдан 3 йилгача озодликни чеклаш ёхуд 3 йилгача озодликдан маҳрум қилиш билан жазоланади. Етказилган моддий зарарнинг ўрни қопланган тақдирда озодликни чеклаш ва озодликдан маҳрум қилиш тариқасидаги жазо қўлланилмайди.
Показать ответ
Хозяйствующие субъекты посредством Единого портала интерактивных государственных услуг вносят в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (далее – ЕЭИСВО) сведения о внешнеторговых контрактах и инвойсах в электронной форме с использованием ЭЦП (п.1 ПКМ № 283 от 14.05.2020 г.). Коммерческие банки сравнивают сведения, содержащиеся в ЕЭИСВО, при (п.11 Прил. 1 к ПКМ № 283 от 14.05.2020 г., далее - Положение): - осуществлении авансовых платежей (предоплаты) или открытии аккредитива по импортным контрактам; - оформлении в ЕЭИСВО сведений о поступлении авансовых платежей (предварительной оплаты), открытии аккредитива, оформлении банковской гарантии, выдаче страхового полиса экспортного контракта. Срок ввоза в республику и оформления товаров в режим «выпуск для свободного обращения (импорт)», а также выполнения работ и оказания услуг либо возврата уплаченных за них денежных средств не должен превышать 180 календарных дней с даты оплаты по импортным контрактам (п.23 Положения). Экспортерам, допустившим задержку валютных поступлений из-за рубежа, а также импортёрам, не выполнившим ввоз товаров в страну и их оформление в таможенный режим «выпуск для свободного обращения (импорт)», работы или не предоставившим услуги, со стороны органа государственной налоговой службы направляется требование о наложении штрафа. В течение 10 дней десяти дней с даты получения требования, организация должна представить в налоговую информацию об устранении просроченной задолженности или добровольной оплате штрафов. В случае неуплаты просроченной задолженности или неуплаты штрафа, налоговый орган обращается в суд с заявлением о наложении штрафа. Однако даже после наложения судом финансового взыскания, если в течение 90 календарных дней после вынесения решения суда, указанные в контракте услуги будут оказаны, производство по принудительному взысканию штрафа будут прекращено, а все меры, принятые для принудительного исполнения, отменены (органами государственной налоговой службы и Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре). Также взысканные штрафы возвращаются на банковский счет организации на основании его заявления (п. 28 Положения). Таким образом, в случае просрочки оказания вам услуг по импортному договору, у вас есть не менее 130 дней (10 дней после поступления требования + не менее 30 дней на стадии рассмотрения вопроса судом + 90 дней) в течение которых вы можете получить услугу и впоследствии отменить назначенный штраф (вернуть взысканную сумму штрафа). Увеличение 180-дневного срока законодательством не предусматривается. Так как в вопросе речь идет об импорте услуг, рекомендуется в контракте установить периодичность подтверждения оказания услуг – не более 6 месяцев. Таким образом, каждые 6 месяцев вы будете производить взаиморасчеты, выставлять счет-фактуру, на основании которого будете подтверждать факт оказанных услуг, не превышая установленный период в 180 дней. 11.12.2022 [ID: 23469] Имеют ли право хокимият или Антимонопольный комитет устанавливать цены на реализуемый метан?
Показать ответ
Среди полномочий хокима отсутствует полномочие по установлению или регулированию цен за реализуемый сжатый газ (гл. VI Закона «О государственной власти на местах»). Антимонопольный орган вправе принимать решения по делам о нарушении законодательства о конкуренции и о естественных монополиях, в том числе о взыскании у хозяйствующих субъектов или о возврате потребителям в установленном законодательством порядке необоснованно полученного дохода в результате нарушения законодательства о конкуренции и о естественных монополиях. Реестр естественных монополий опубликован на сайте Антимонопольного комитета (п.25 Прил. 1 к ПКМ № 402 от 15.05.2019 г., далее - Положение). При неосуществлении возврата потребителям или неуплате необоснованно полученного дохода в добровольном порядке в месячный срок, Антимонопольный комитет обращается в суд о возврате потребителям или о взыскании средств, подлежащих изъятию (п.21 Положения ). Антимонопольный орган вправе пресекать антиконкурентные действия и необоснованный рост регулируемых цен (тарифов), а также монопольных высоких и монопольных низких цен на товары (услуги), производимые (предоставляемые) хозсубъектами, включенными в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке (п.15 Положения). Стоит отметить, что по состоянию на 05.09.2022 г., 13 субъектов из нефтегазовой отрасли включены в данный реестр. Регулирование цен происходит в соответствии с законодательством (ПКМ № 239 от 28.10.2010 г.). 08.09.2023 [ID: 26130] Кто должен оплатить услугу хранения на складе до передачи груза в БПИ по решению суда?
Показать ответ
Обязательство - гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, например, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований (ст. 234 ГК). Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 101 ГК). Таким образом, в данном случае (если иное не указано в договоре) обязательство по оплате услуг должно быть исполнено лицом, которому вы оказывали услуги по хранению (т.е. организация-импортер). Для взыскания задолженности вы можете обратиться в суд с соответствующим иском. После принятия решения направить исполнительный лист в органы БПИ. При отсутствии у должника денежных средств, имущества (активов), на которые можно обратить взыскание, вы вправе инициировать процесс банкротства данной организации в соответствии с Законом «О неплатежеспособности». 17.01.2024 [ID: 27276] Может ли банк заблокировать расчетный счет предприятия?
Показать ответ
Банки обладают правом блокировки расчетных счетов в ряде случаев. Юридическим лицам запрещается на территории Узбекистана предоставлять прямо или косвенно денежные средства или иное имущество, оказывать финансовые и другие услуги либо разрешать доступ к таким услугам лицам, включенным в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, лицам, действующим по их поручению, а также юридическим лицам, которые находятся в собственности или под контролем физического лица или организации, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (п. 2 Положения рег. МЮ № 3327 от 19.10.2021 г., далее - Положение). Кроме того, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в случае установления полного совпадения идентификационных данных клиента или одного из участников операции с лицом, включенным в санкционный перечень Совета Безопасности ООН (далее - Перечень), а также выявления денежных средств или иного имущества лица, включенного в Перечень, безотлагательно и без предварительного уведомления приостанавливают проведение операции или замораживают денежные средства или иное имущество (п. 25 Положения). Операция также подлежит приостановлению, а денежные средства или иное имущество замораживанию, в случаях, если (п.26.Положения):
Приостановление операций по счетам может быть вызвано и иными причинами. Рекомендуется обратиться с письменным запросом в банк, с просьбой предоставить разъяснения о причинах и основаниях блокировки счета. 06.04.2025 [ID: 31606] Нужно ли получение предварительного разрешения антимонопольного комитета на приобретение дополнительных акций, в случае если доля акционера повышается с 59% до 80%?
Показать ответ
При получении лицом или группой лиц права распоряжаться более чем 25% голосующих акций АО Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей выдает предварительное согласие на экономическую концентрацию (ст. 26 Закона «О конкуренции»). Госконтроль за экономической концентрацией осуществляется в случае, если балансовая стоимость активов или выручка от реализации товаров за последний календарный год одного из хозяйствующих субъектов, участвующих в сделках, превышает 250 тыс. БРВ, либо суммарная балансовая стоимость их активов или выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 500 тыс. БРВ. Таким образом, в случае если указанная вами ситуация соответствует вышеуказанным условиям, требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа. Для получения предварительного согласия необходимо обратиться в антимонопольный орган через Центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг в электронном виде, с приложением соответствующих документов (п.11 Положения о порядке получения предварительного согласия для осуществления экономической концентрации). Перечень документов указан в п. 5 Паспорта рассмотрения сделок по приобретению лицом или группой лиц акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов и получения предварительного согласия для заключения таких сделок. По вопросу, когда акции приобретает лицо, которое уже обладает правом распоряжаться более чем 25% голосующих акций, рекомендуется обратиться в Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей. 22.05.2025 [ID: 32056] Ishlab chiqarishda xom-ashyolar hujjatsiz olinib, lekin ishlab chiqarilgan tayyor mahsulot hujjat bilan sotilganda qanday javobgarlik kelib chiqadi?
Показать ответ
Юкларни товар-кузатув ҳужжатларини расмийлаштирмасдан ёхуд сохта ҳужжатлар бўйича ташиш, шунингдек расмийлаштирилмаган (кирим қилинмаган) товарларни сақлаш, улардан фойдаланиш ва реализация қилиш солиқ базасини яшириш сифатида баҳоланади. Солиқ базасини яшириш (камайтириб кўрсатиш) яширилган (камайтириб кўрсатилган) солиқ базаси суммасининг 20% миқдорида жарима солишга сабаб бўлади (Солиқ кодексининг 223-м.). Бундан ташқари, фойда (даромад) ёки бошқа солиқ солиш объектларининг ҳисобини олиб бормаслик ёхуд бундай ҳисобни белгиланган тартибни бузган ҳолда юритиш, агар бу ҳаракатлар тўланиши лозим бўлган солиқларнинг ёки йиғимларнинг суммасини камайтиришга олиб келса, шунингдек солиқларни ва йиғимларни ҳисоблаб чиқариш ҳамда тўлаш учун зарур бўлган бошқа ҳужжатларни тақдим этмаслик БҲМнинг 3 баравари миқдорида жарима солишга сабаб бўлади (МЖтКнинг 175-м.). |