Ответов: 10
Ответы эксперта. Хозяйственная деятельность
Показать ответ

Нет, не имеет, поскольку в земельном законодательстве закреплен принцип целевого пользования земельным участком. Согласно Земельному кодексу, использование земельного участка должно быть обеспечено в строгом соответствии с той целью, для которой он предоставлен. За нецелевое использование предусмотрена ответственность по части первой статьи 65 Кодекса об административной ответственности. Кроме того, нецелевое использование является основанием для изъятия и прекращения права пользования земельным участком в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 36 Земельного кодекса. Поэтому если пользователь хочет изменить цель использования земельного участка, ему необходимо обратиться в орган, предоставивший его, с просьбой и обоснованием изменения цели использования. В случае положительного решения районного хокимията можно будет использовать земельный участок в других целях, предусмотренных в новом решении хокима района.

 

Показать ответ

Нет, физлицо такого права не имеет, так как земельный участок предоставлен юридическому лицу. Законодательством четко не регламентирован вопрос о долевом участии в строительстве. Только в части четвертой статьи 53 Градостроительного кодекса предусматривается, что юридическим и физическим лицам земельные участки могут предоставляться при их долевом участии в строительстве дополнительных объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (за исключением застройщиков индивидуальных жилых домов).

Земельным законодательством также не предусмотрена возможность переуступки права пользования земельным участком одним юридическим или физическим лицом другому юридическому или физическому лицу. Кроме того, согласно статье 60 Кодекса об Административной ответственности, переуступка прав природопользования, включая права землепользования, является правонарушением и влечет ответственность. Также не допускается отражение в бухгалтерском учете юридического лица расходов другого лица.

В данной ситуации правильно было бы оформить договор займа между юридическим и физическим лицом и использовать указанные денежные средства на строительство объекта.

 

10.05.2014 [ID: 1170] Имеет ли право юридическое лицо заключить договор с физическим лицом о сотрудничестве, при котором юридическое лицо предоставляет землю, а физическое лицо строит объект в счет дальнейшего вложения в уставный капитал новой совместной фирмы? На чье имя при этом будут оформлены кадастровые документы на участок, на чьем балансе будет числиться здание? Можно ли не учитывать (не отражать) строительство в бухучете юридического лица?
Показать ответ

Как видно из вопроса, в конечном счете сотрудничество выражается в совместном вложении в уставный капитал новой фирмы. Так как земельный участок выделен на уже существующее юридическое лицо, то целесообразно увеличить количество его учредителей за счет лиц, желающих финансировать строительство, но при условии, что юридическое лицо, которому предоставлен земельный участок, является хозяйственным обществом или товариществом (обществом с ограниченной ответственностью, акционерным обществом и т.д.). Этот путь позволит избежать трудностей в решении вопросов - не будет проблем с бухгалтерским учетом воздвигнутого строения, его кадастровой регистрацией.

Воздвигнутое здание оформляется, как правило, на лицо, которому предоставлен земельный участок, на основе акта и решения хокима о приемке в эксплуатацию завершенного строительством объекта.

В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" ведение бухгалтерского учета является обязанностью юридического лица, который должен вести учет всех расходов, включая расходы на строительство.

 

Показать ответ

Любое строительство должно осуществляться на основе проектно-сметной документации. Градостроительные требования к использованию земельных участков определяются генеральными планами населенных пунктов, проектами детальной планировки, проектами и правилами застройки (часть первая статьи 53 Градостроительного кодекса). В соответствии со статьей 39 указанного Кодекса у застройщика должна быть в установленном порядке согласованная и утвержденная проектно-сметная документация на строительство объекта, поскольку утвержденная в установленном порядке она является основанием для выдачи разрешения на строительство объектов.

 

 

Показать ответ

Права на земельный участок, а также на здания и сооружения на основании статьи 84 Гражданского кодекса (далее - ГК) и статьи 35 Земельного кодекса (далее - ЗК) Республики Узбекистан возникают с момента их государственной регистрации. Поскольку вы не оформили кадастровое дело, то в соответствии с этими требованиями право на воздвигнутые здания и сооружения считается не возникшим.

Из этого следует, что при изъятии земельного участка стоимость расположенных на нем зданий и сооружений не возмещается (часть четвертая статьи 41 ЗК; абзац первый пункта 26 Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд).

Ликвидация юридического лица (пункт 3 части первой статьи 36 ЗК), неиспользование в течение 2 лет земельного участка, предоставленного для несельскохозяйственных нужд (пункт 10 части первой статьи 36 ЗК), являются основаниями для прекращения права на земельный участок. В соответствии с этими положениями законодательства хоким города аннулировал ваши права на земельный участок.

Для получения этого земельного участка в пользование или в аренду вы можете подать в хокимият заявление на общих условиях, которое будет рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 23 и 24 ЗК и Положением о порядке оформления материалов по изъятию и предоставлению земельных участков для несельскохозяйственных нужд в Республике Узбекистан.

 

Показать ответ

Вопрос о реорганизации плодоовощеводческих и виноградарских ширкатов в фермерские хозяйства регламентирован Указом Президента "О мерах по углублению экономических реформ в плодоовощеводстве и виноградарстве" (от 9 января 2006 года N УП-3709, далее - Указ N УП-3709) и постановлением Президента "Об организационных мерах по реформированию плодоовощеводства и виноградарства" (от 11 января 2006 года N ПП-255, далее - постановление N ПП-255).
Так, пунктом 2 Указа N УП-3709 предусмотрен порядок, при котором:
сады и виноградники реализуются фермерам на аукционных торгах, для участия в которых допускаются претенденты, имеющие определенный стаж и навыки работы в данной сфере;
земельные участки, на которых расположены сады и виноградники, передаются победителям аукционов в долгосрочную аренду без права дарения, продажи, залога, обмена и передачи в субаренду;
средства, поступающие от реализации на аукционе садов и виноградников, направляются прежде всего на погашение кредиторской задолженности реорганизуемого ширката, с распределением оставшихся средств среди пайщиков ширката пропорционально их паям.
Общие условия проведения аукциона установлены статьями 379-381 Гражданского кодекса. Но при реализации отдельных видов имущества могут устанавливаться различные условия проведения аукциона по их реализации, включая требования, предъявляемые к его участникам. В частности, Указом N УП-3709 предусмотрено требование по наличию у участника определенного стажа и навыков работы в данной сфере, а постановлением N ПП-255 - о реализации садов и виноградников на основе решения общего собрания реорганизуемого сельскохозяйственного кооператива на закрытом аукционе только среди пайщиков и членов ширката. Это значит, что в условиях проведения аукциона хозяйство самостоятельно определяет минимальный стаж работы в данной сфере, необходимый для участия в аукционе. Причем это условие должно быть единым для данного хозяйства и применяться ко всем претендентам.
Земельные участки, на которых расположены сады и виноградники, передаются победителям аукционов в долгосрочную аренду путем вынесения хокимом района по итогам аукциона решения о предоставлении земельного участка в аренду и заключении договора аренды, который подлежит регистрации в установленном порядке в кадастровой службе района. Следовательно, победитель аукциона, выкупивший сады и виноградники на определенном земельном участке, и арендатор данного земельного участка - это одно и то же лицо.
Кроме того, Указом N УП-3709 и постановлением N ПП-255 определена необходимость сохранения специализации хозяйств после их реорганизации в фермерские хозяйства, которое должно обеспечиваться следующими требованиями:
закреплением специализации создаваемого фермерского хозяйства в договоре аренды земельного участка;
принятием фермером обязательств по обеспечению рационального использования садов и виноградников, а также водных ресурсов, согласно договору о лимитированном водопользовании;
досрочным расторжением в судебном порядке договора долгосрочной аренды земельных участков в случае нарушения фермером земельного законодательства, нецелевого и нерационального использования земельных ресурсов, а также невыполнения требований договора аренды.
Объединение двух фермерских хозяйств, по всей вероятности, явилось результатом проведения комплекса мер по оптимизации земельных участков, осуществляемых в целях дальнейшего повышения эффективности деятельности фермерских хозяйств как основной формы организации производства сельскохозяйственной продукции, а также обеспечения рационального использования земельных, водных и других материально-технических ресурсов и укрепления финансового положения хозяйств.
Принятым в октябре 2009 года Распоряжением Президента республики N Р-3287* отмечены имеющие место факты беспринципного, несправедливого отбора претендентов при выделении участков земли. "Вследствие допущенных недостатков отдельные вновь созданные фермерские хозяйства не располагают достаточными оборотными средствами, необходимой техникой и другими материальными ресурсами, что в конечном итоге отрицательно сказывается на получении гарантированных урожаев сельскохозяйственных культур..." А постановлением Кабинета Министров N 47 от 16 марта 2010 года ряду министерств поставлены задачи обеспечить эффективную правовую защиту интересов фермерских хозяйств, строго пресекать попытки незаконного вмешательства госорганов и должностных лиц в их хозяйственую деятельность.
К сожалению, содержание вопроса не дает полной характеристики сложившейся ситуации, связанной с реорганизацией сельхозкооператива в фермерское хозяйство, что затрудняет ее правовую оценку.
Но если вы считаете, что в создании вашего фермерского хозяйства при реорганизации сельскохозяйственного ширката и реализации гражданам садов и виноградников на аукционной основе нарушен указанный порядок, то для защиты своих прав вы можете обратиться в суд или органы прокуратуры.

Показать ответ

Туманда йулларни кенгайтириш муносабати билан йул четидаги савдо дўконларини орқароқ сурилиши шу жойни реконструкция қилиш режалари, яъни шаҳарсозлик ёки ердан фойдаланиш режаларига мувофиқ амалга оширилади.

Қонун ҳужжатларида айнан қайси савдо дўкони сурилиши, қайсиниси эса бошқа жойга кўчириб юборилиши тўғрисида аниқ кўрсатма мавжуд эмас.

Туманда йулларни кенгайтириш муносабати билан савдо дўкони бузиш ва фуқарога ва юридик шахсларга тегишли бўлган ер участкасини олиб кўйиш муносабати билан етказилган зарани қоплаш ва бошқа компенсация воситалари ЎзР Ер кодексининг 39-моддаси биринчи қисмининг 7-банди, 41-моддаси тўртинчи ва бешинчи қисмлари ҳамда 86-моддаларида назарда тутилган. Хусусан ушбу Кодекснинг 41-моддаси тўртинчи қисмига мувофиқ жисмоний шахсларга берилган ер участкалари давлат ёки жамоат эҳтиёжлари учун мазкур шахсларнинг хоҳишига кўра туман, шаҳар, вилоят ҳокимининг қарори билан аввалги ер участкаси билан айнан бир хил ер участкаси ажратилгач, шу ер участкаси олиб берилаётган корхоналар, муассасалар ва ташкилотлар олиб қўйилаётган ер участкасининг ўрнига янги жойда уй-жой, ишлаб чиқариш бинолари ва бошқа иморатларни қуриб берганидан кейин ҳамда ушбу Кодекснинг 86-моддасига мувофиқ бошқа барча зарарлар (шу жумладан бой берилган фойда) тўла ҳажмда қопланганидан кейин олиб қўйилиши мумкин.

Дўкон сурилса унга кандай конун ҳужжатлар асос була олади?

Қонун ҳужжатларга мувофиқ савдо дўконинг биноси сурилмайди. Бино ва иншоотлар Ўзбекистон Республикасининг Фуқаролик кодексининг 83-моддасига биноан кўчмас мулк ҳисобланади. Сизнинг саволингизни мазмунидан келиб чиқиб шуни айтиш мумкин. Сизнинг дўкониз эгаллаб турган ер майдони Ўзбекистон Республикаси Ер кодексининг талабларига биноан олиб кўйилади. Агар сизга белгиланган тартибда бошқа ер участкаси дўкон қуриш учун ажратилса, унда қонун ҳужжатларга мувофиқ қурилишни амалга ошириш мумкин.

Йул кенгайиши икки тарафга буладими ёки бир тамонламами?

Йўл кенгайиши икки тарафга ёки бир тарафга бўлиши қонун ҳужжатлари билан тартибга солинмайди. Бу масала мазкур йўлнинг кенгайтириш лойиҳа смета ҳужжатларида ҳал қилинади. Фақатгина Ер қодексида қишлоқ хўжалиги билан боғлиқ бўлмаган мақсадлар учун қишлоқ хўжалиги учун мўлжалланмаган ёки қишлок хўжалиги учун мўлжанланган ҳосилдорлиги паст ерларни ажратиш назарда тутилган (24-модданинг тўртинчи қисми).

Давлат ташкилотига тегишли бинони хусусийлаштириш ёки айрибошлаш тартиби ҳақида қабул қилинган қонунлар, қарорлар ҳақида маълумот берсангиз.

Давлат ташкилотига тегишли бинони хусусийлаштириш қуйидаги қонун ҳужжатларида акс эттирилган:

- Ўзбекистон Республикасининг 1991 йил 19 ноябрдаги "Давлат тасарруфидан чиқариш ва хусусийлаштириш тўғрисида"ги, 1993 йил 7 майдаги “Давлат уй-жой фондини хусусийлаштириш тўғрисида”ги қонунлари;

- Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2014 йил 6 октябрдаги 279-сон Қарори билан тасдиқланган “Давлат корхоналари ва давлат муассасаларини хўжалик жамиятларига айлантириш тартиби тўғрисида”ги Низом;

- Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2014 йил 6 октябрдаги 279-сон Қарори билан тасдиқланган “Давлат мулки объектларини танлов савдоларида ва тўғридан-тўғри музокаралар ўтказиш йўли билан сотишда инвестициявий ва ижтимоий мажбуриятларнинг энг кам миқдорини ва турларини белгилаш, шунингдек давлат мулки объектларининг олди-сотди шартномаларининг харидорлар томонидан бажарилишини назорат қилиш тартиби тўғрисида”ги Низом, “Давлат мулкини Давлат мулкини хорижий инвесторларга сотишда тендер савдоларини ўтказиш бўйича Давлат комиссияси қарорлари бўйича сотиш тартиби тўғрисида”ги Низом, “Давлат акцияларини сотиш тартиби тўғрисида”ги Низом, “Масъулияти чекланган жамиятлар устав фондлари (устав капиталлари)даги давлат улушларини сотиш тартиби тўғрисида”ги Низом, “Давлат кўчмас мулк объектларини сотиш тартиби тўғрисида”ги Низом, “Давлат мулки объектларини харидор томонидан инвестициявий ва ижтимоий мажбуриятлар қабул қилиниши шарти билан "нул" харид қиймати бўйича сотиш тартиби тўғрисида”ги Низом.

Давлат ташкилотига тегишли бинони айирбошлаш тартиби Ўзбекистон Республикасининг Фуқаролик кодекси 30-боби қоидалари билан тартибга солинади.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика