Ответов: 1102
Ответы эксперта. Государственный контроль
Показать ответ

Требования о необходимости приложения к договору справки о наличии стационарной торговой точки и регистрации ККМ, не отменены.

В Узбекистане предусмотрено поэтапное внедрение в эксплуатацию онлайн-ККМ с функцией передачи в режиме онлайн данных о денежных расчетах, производимых в наличной форме, в органы государственной налоговой службы (ПП-3300 от 29.09.2017 г., далее - Постановление). Целью внедрения онлайн-ККМ является автоматизированный контроль налоговыми органами за поступлением наличной выручки. Постановление всего лишь обязывает налогоплательщиков осуществлять денежные расчеты с населением в наличной форме при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг исключительно с применением онлайн-ККМ. При этом, Постановление не регулирует взаимоотношения между оптовыми продавцами и покупателями, занимающимися розничной торговлей. В нем нет указаний о том, что покупатели предоставляют вместо справки о регистрации онлайн ККМ электронные сведения с QR кодом.

Постановление не отменяет требований ПКМ №407 от 26.11.2002 г. о необходимости приложения к договору справки органа государственной налоговой службы о наличии стационарной торговой точки и регистрации ККМ.

Показать ответ

Налоговые органы вправе рассматривать дела о налоговых правонарушениях и применять финансовые санкции (ст. 26 НК). Финансовые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 28 и 29 НК (ст. 218 НК). Так, сокрытие (занижение) налоговой базы влечет наложение штрафа в размере 20% от суммы сокрытой (заниженной) налоговой базы (ст. 223 НК), а также, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет наложение штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) (ст. 224 НК). Данные штрафные санкции применяются в отношении налогоплательщика, т.е. самого предприятия. В отношении же должностного лица (руководителя) также могут быть применены штрафы, предусмотренные Кодексом об административной ответственности (КоАО). Так, за отсутствие учета прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения или ведение этого учета с нарушениями установленного порядка, если эти действия привели к занижению причитающейся суммы налога или иных обязательных платежей, а также непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме налоговых отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды, предусмотрен штраф в размере от 1 до 3 БРВ (ст. 175 КоАО). Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 175 КоАО, которые инициируются налоговыми органами, рассматриваются судами по уголовным делам (ст. 245 КоАО).

 

Показать ответ

Солиқ тўловчи томонидан ортиқча тўланган ёки ундан ортиқча ундирилган солиқ суммаси солиқ тўловчининг қарзи бўлмаган тақдирда шу солиқ тўловчига қайтарилиши ёхуд ушбу солиқ бўйича келгуси тўловлар ҳисобига ҳисобга олиниши лозим (СК 103-м.). Ортиқча ундирилган солиқ суммаларини ҳисобга олиш ёки қайтариш тўғрисида солиқ органига ариза солиқ тўловчи томонидан суд қарори қонуний кучга кирган кундан эътиборан беш йил ичида берилиши мумкин. Ортиқча ундирилган солиқ суммаси солиқ тўловчига унинг ёзма аризасига мувофиқ солиқ органи томонидан бундай ариза қабул қилинган кундан эътиборан ўн беш кун ичида, унга ҳисобланган фоизлар билан бирга қайтарилиши лозим (СК 105-м.).

Шунга асосан солиқ органига ариза билан мурожаат қилишингиз лозим. Аризани my.soliq.uz сайти орқали юбориш ҳам мумкин.

Показать ответ

Налоговый аудит проводится (п.122 Прил. 2 к ПКМ № 1 от 07.01.2021 г.):

- у налогоплательщиков, относящихся к категории с высокой степенью налогового риска;

- в случаях если по результатам камеральной налоговой проверки налогоплательщик не представил уточненную налоговую отчетность (в том числе после уточненного требования) либо не представил обоснования выявленных расхождений или представленные им обоснования признаны недостаточными;

- при добровольной ликвидации юридических лиц (за исключением налогоплательщиков, имеющих заключения налоговых консультантов по налогам);

- в рамках ревизий финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, проводимых по уголовным делам;

- у прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей, кроме уплачивающих налог на доходы физических лиц в фиксированном размере либо на основании декларации.

Контролирующие органы вправе инициировать в уполномоченный орган проведение проверки при наличии одного из следующих оснований (п.8 Прил. к ПП-374 от 13.09.2022 г., далее - Положение):

- обращение физических и юридических лиц о нарушениях законодательства, за исключением анонимных обращений;

- результаты системы «риск-анализа»;

- информация, представленная другими государственными органами о нарушениях законодательства;

- сведения о нарушениях законодательства, полученные из средств массовой информации и иных информационных источников, в том числе из глобальной информационной сети Интернет.

При этом, повторная проверка по периоду, предмету и объекту деятельности, ранее проверенным контролирующим органом, проводящим проверку, не проводится (п. 28 Положения, абз. 3 пп. «а» п. 3 ПП-374 от 13.09.2022 г.).

Исходя из этого, при проведении повторной проверки периода и предмета и запросе контролирующими органами ранее представленных документов, субъекты предпринимательства, не согласные с инициированной и проведенной проверкой, вправе обратиться в вышестоящие организации контролирующих органов, уполномоченный орган, Торгово-промышленную палату или в суд (п. 61 Положения).

Однако учтите, что как в формулировке п. 3 ПП-374 от 13.09.2022 г., так и в ст. 143 Налогового кодекса имеется в виду запрет проведения того же вида проверки за тот же период, что проводился ранее. То есть налоговый орган не вправе проводить налоговый аудит за один и тот же период, если ранее такой аудит проводился. При этом имеется исключение – в случае выявления новых обстоятельств, налоговый орган вправе провести повторный аудит.

В рассматриваемом случае речь идет о разных видах проверки, которые охватывают различный объем проверяемой области. Поэтому считаем, что проведение налогового аудита за периоды, которые ранее проверялись в рамках камеральной проверки, не противоречит законодательству.

Что касается предоставления ранее запрошенных документов, налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок проверяемого лица. Документы могут быть повторно истребованы у проверяемого лица, если они ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также в случаях, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы (ч. 11 ст. 146 НК).

Показать ответ

Порядок проведения налоговых проверок регулируется Положением о порядке организации и проведения налоговых проверок (Прил. 2 к ПКМ №1 от 07.01.2021 г., Положение).

Налоговые органы обязаны не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения налогового аудита направить налогоплательщику извещение о проведении налогового аудита (п. 123 Положения).

Налоговый орган, по согласованию с Налоговым комитетом вправе начать налоговый аудит без предварительного извещения налогоплательщика, если имеются признаки уклонения от уплаты налогов (п. 123 Положения).

Налоговые органы до начала проведения налогового аудита направляют налогоплательщику извещение о проведении налогового аудита по установленной форме (Прил. 16 к Положению).

В извещении указывается дата начала налогового аудита, перечень вопросов, подлежащих проверке, первоначальный перечень необходимых документов, а также другая информация, необходимая для налогового аудита.

То есть о проведении проверки должно быть не сообщение, а извещение установленной формы где указывается конкретная дата начала проверки.

В законодательстве не указывается, могут ли проверяющие начать проверку позже оговоренного в извещении срока. Однако вы вправе не допускать проверяющих на территорию компании, если сроки проверки истекли (п. 17 Положения). Общий срок налоговой проверки – 30 рабочих дней (п. 133 Положения).

Таким образом, если сотрудники налогового органа начнут проверку по истечении 30 рабочих дней с даты, указанной в извещении, вы вправе не допускать их на свою территорию.

Показать ответ

Ввод в оборот товаров без применения средств цифровой идентификации и не направление в информационную систему маркировки сведений о маркировке, а также приобретение, хранение, ввод в оборот и вывод из оборота товаров, немаркированных при помощи средств цифровой идентификации, в том числе осуществление этих операций с нарушением норм, установленных в соответствии с особенностями цифровой маркировки при помощи средств идентификации, признается нарушением правил обязательной цифровой маркировки и является основанием для привлечения к ответственности в соответствии с законодательством (п. 3 Приложения №1 к ПКМ № 833 от 31.12.2020 г.).

Исходя из этого, применение налоговыми органами ст. 227-1 НК  может являться обоснованным.

Показать ответ

Окончательную оценку действий прокурора осуществляет вышестоящий прокурор.

Возбуждение и проведение предварительного следствия по уголовным делам в отношении работника прокуратуры являются исключительной компетенцией органов прокуратуры (ст.49 Закона «О Прокуратуре»). Вопрос об ответственности работника органов прокуратуры за дисциплинарные проступки решается вышестоящим прокурором.

Таким образом, работники прокуратуры могут быть привлечены:

- к уголовной ответственности - за совершение противоправных действий или бездействий, подпадающие под статьи Уголовного кодекса;

- к дисциплинарной ответственности - за совершение проступков, выраженных в невыполнении или неудовлетворительном выполнении своих должностных обязанностей.

Исходя из этого, рекомендуем обратиться к вышестоящему прокурору.

Показать ответ

Йўқ, нотўғри.

Вазирлар Маҳкамасининг 16.09.2019 й. 775-сонли қарори билан меҳнатга ҳақ тўлашнинг энг кам миқдори меҳнатга ҳақ тўлаш бўйича ягона тариф сеткасининг асоси этиб қабул қилинган.

30.12.2019 й. ПҚ-4555-сонли Президент қарори билан меҳнатга ҳақ тўлашнинг энг кам миқдори - ойига 679 330 сўм этиб белгиланган. Штат жадвалидаги разрядлар тўлиқ, яъни бир ставкада ишлайдиган ходимлар учун маош этиб белгиланган, шу жумладан 1-разрядда кўрсатилган маош ҳам тўлиқ бир ставка учун маош сифатида белгиланган. Бу Меҳнат кодексининг 155-моддасида ўз ифодасини топган. Унга кўра, белгиланган меҳнат нормасини ва меҳнат вазифаларини тўлиқ бажарган ходимнинг ойлик меҳнат ҳақи қонун ҳужжатларида Меҳнатга ҳақ тўлаш ягона тариф сеткасининг биринчи разряди бўйича белгиланган миқдордан оз бўлиши мумкин эмас. МКнинг 119-моддасига мувофиқ тўлиқсиз иш вақти шарти билан ишлаганда ишланган вақтга ёки ишлаб чиқарилган маҳсулотга мутаносиб равишда ҳақ тўланади. Масалан, корхонада 1-разряд бўйича 679 330 сўм маош белгиланган. Ушбу разрядда 2 та ходим ишлайди. Улардан бири 1 ставкада тўлиқ, иккинчиси эса 0,5 ставкада, яъни тўлиқсиз иш вақти режимида ишлайди. 0,5 ставкада тўлиқсиз ишлайдиган ходим 1 ставкада тўлиқ ишлайдиган ходим билан бир хил маош ололмайди. 0,5 ставкада тўлиқсиз ишлайдиган ходим ишланган вақтга ёки ишлаб чиқарилган маҳсулотга мутаносиб равишда, яъни 679 330 / 2 = 339 665 сўм олади.

Показать ответ

Солиқ кодексига (СК) асосан айрим солиқлар бўйича бўнак (аванс) тўлаш кўзда тутилган. Лекин ҚҚС бўйича бўнаклар тўланмайди. Агар сизда ҚҚС бўйича ортиқча солиқ тўланган бўлса ва ушбу ортиқча тўланган солиқ олдинги ой бўйича ҚҚС бўйича қарзни тўлиқ ёпса, солиқ органлари ҚҚС солиғини ундиришга ҳаққи йўқ. СКнинг 60-моддасига асосан, ортиқча ундирилган солиқ суммаси – солиқ органларининг ғайриқонуний хатти-ҳаракатлари натижасида ортиқча тўланган солиқ суммаси.

Солиқ тўловчи солиқ органларига ариза билан мурожаат этиб, ортиқча ундирилган солиқларни қайтариш ёки ҳисобга олиш ҳуқуқига эга. Ҳисобга олиш ёки қайтариш СКнинг 12-бобида кўрсатилган қоидаларга асосан амалга оширилади. Ортиқча ундирилган солиқ суммасига фоизлар солиқ тўловчи ундан солиқ ортиқча ундирилгани факти ўзига маълум бўлган кундан ёки суднинг қарори қонуний кучга кирган кундан эътиборан 30 кун ичида мурожаат этган тақдирда ҳисобланади. Ортиқча ундирилган солиқ суммаси СКнинг 103-моддаси қоидаларини ҳисобга олган ҳолда солиқ тўловчига унинг ёзма аризасига мувофиқ солиқ органи томонидан бундай ариза қабул қилинган кундан эътиборан 15 кун ичида, унга ҳисобланган фоизлар билан бирга қайтарилиши лозим.

Показать ответ

Оила кодексининг 99-моддасида вояга етмаган болаларга тўланадиган алиментнинг қуйидаги миқдорлари белгиланган: ота-онанинг ҳар ойдаги иш ҳақи ва (ёки) бошқа даромадининг бир бола учун - тўртдан бир қисми; икки бола учун - учдан бир қисми; уч ва ундан ортиқ бола учун - ярмиси. Ҳар бир бола учун ундириладиган алимент миқдори меҳнатга ҳақ тўлаш энг кам миқдорининг 26,5 фоизидан кам бўлмаслиги керак. Кодекснинг 102-моддасига асосан алимент тўлаши шарт бўлган ота-онанинг иш ҳақи ва (ёки) бошқа даромади доимо бир хилда бўлмай, ўзгариб турса, алимент миқдори ҳар ойда пул билан тўланадиган қатъий суммада белгиланиши мумкин.

Кодекснинг 140-моддасига асосан агар алимент тўлаши шарт бўлган шахс маълум бир давр учун қарз бўлиб, шу даврда ишламаган бўлса ёки унинг иш ҳақи ва (ёки) даромадини тасдиқловчи ҳужжатлар тақдим қилинмаган бўлса, алимент қарзи ундирилаётган вақтда алимент Ўзбекистон Республикасидаги ўртача ойлик иш ҳақи миқдори бўйича ҳисоблаб чиқилади. Агар қарзни бундай белгилаш тарафлардан бирининг манфаатларига жиддий путур етказса, манфаатларига путур етказилган тараф судга мурожаат қилишга ҳақлидир. Суд тарафларнинг моддий ва оилавий аҳволини ва бошқа эътиборга лойиқ ҳолатларни инобатга олиб, қарзнинг пул билан тўланадиган қатъий суммасини белгилаши мумкин.

Алиментнинг меҳнатга ҳақ тўлаш энг кам миқдорининг 3 баравари миқдорида тўланиши қонунчиликда кўзда тутилмаган.

Показать ответ

Солиқ кодексининг (СК) 461-моддасига асосан солиқ даврида товарларни (хизматларни) реализация қилишдан олинган даромади 100 миллион сўмдан ошган, лекин 1 миллиард сўмгача бўлган ЯТТ айланмадан олинадиган солиқни тўловчи сифатида эътироф этилади. СКнинг 463-моддасида айланмадан олинадиган солиқ солиш объекти кўрсатиб ўтилган. Айланмадан олинадиган солиқ солиш объектига қарзга олинган сумма кирмайди. Солиқ суммасини ва солиқ солиш объектларини ҳисобга олиш учун солиқ тўловчи ҳисоб ҳужжатларини юритиб боради (СК 76-моддаси). Ушбу ҳужжатларда кўрсатилган даромадлар солиқ солишга асос бўлади.

Агарда жисмоний шахс сифатида кредит олинган бўлса, ушбу кредитни жисмоний шахс ўз маблағи ва учинчи шаҳслардан олинган қарз ҳисобига ёпиши мумкин. Учинчи шахслардан олинган қарзлар жисмоний шахснинг солиқ солинадиган даромади деб ҳисобланмайди.

Банкка кредит бўйича тўланган пул учинчи шахсдан олинган қарз эканлигини қарзга берувчи билан тузилган шартномалар, пул берилганда тилхат ва ҳ.к. ҳужжатлар билан исботлаш мумкин. Шунингдек, банк билан келишиб учинчи шахс томонидан қарздорнинг кредит бўйича қарзини тўлаш тўғрисида шартнома (масалан, кафиллик шартномаси) тузиш ҳам мумкин.

Показать ответ

Вазирлар Маҳкамасининг 2019 йил 16 ноябрдаги 911-сон қарори билан «Ер участкалари олиб қўйилиши ва олиб қўйилаётган ер участкасида жойлашган кўчмас мулк объектлари мулкдорларига компенсация бериш тартиби тўғрисида Низом»и тасдиқланган. Мазкур Низомнинг 41 ва 42 бандларига асосан  кўчмас мулк объектлари бузиб ташланиши муносабати билан мулкдорларга  қуйидагилар компенсация қилиб берилади:

а) олиб қўйилган ер участкасида жойлашган кўчмас мулк объектларининг бозор қиймати;

б) олиб қўйилган ер участкасига бўлган ҳуқуқнинг бозор қиймати;

в) кўчириш  билан боғлиқ харажатлар;

г) жисмоний ва юридик шахсларнинг бой берилган фойдаси;

д) қонун ҳужжатларида ёки Келишувда назарда тутилган бошқа харажатлар ва зарарлар.

Ўзбошимчалик билан қурилган уй-жой, ишлаб чиқариш ва бошқа бинолар ва иншоотларнинг қиймати ҳам қопланиши лозим.

Бериладиган компенсация турлари:

а) пул маблағлари;

б) бошқа кўчмас мулк объектини мулк қилиб бериш;

в) ер участкаси;

г) Келишувда назарда тутилган компенсациянинг бошқа турлари.

Томонларнинг келишувига биноан мулкдорга кўчмас мулкни баҳолаш қийматини ҳисобга олган ҳолда компенсациянинг бир неча турлари берилиши мумкин.

Эслатиб ўтиш керакки, ВМнинг 29.12.2018 йил 1060-сонли қарори билан тасдиқланган  “Кўчмас мулк объектларига бўлган ҳуқуқларни давлат рўйхатидан ўтказиш тартиби тўғрисида Низомга” асосан Кўчмас мулк объекти мулкдорлари кўчмас мулк объектига бўлган мулк ҳуқуқи вужудга келганда, кўчмас мулк объектларига бўлган ҳуқуқларни бир ой муддатда Давлат хизматлари марказларига ёки Ягона давлат хизматлари портали орқали давлат рўйхатидан ўтказувчи органга мурожаат қилишлари шарт.

Показать ответ

Вазирлар Маҳкамасининг 2019 йил 16 ноябрдаги 911-сон қарори билан тасдиқланган Ер участкалари олиб қўйилиши ва олиб қўйилаётган ер участкасида жойлашган кўчмас мулк объектлари мулкдорларига компенсация бериш тартиби тўғрисидаги низомнинг 41 ва 42-бандларига асосан кўчмас мулк объектлари бузиб ташланиши муносабати билан мулкдорларга қуйидагилар компенсация қилиб берилади:

а) олиб қўйилган ер участкасида жойлашган кўчмас мулк объектларининг бозор қиймати;

б) олиб қўйилган ер участкасига бўлган ҳуқуқнинг бозор қиймати;

в) кўчириш билан боғлиқ харажатлар;

г) жисмоний ва юридик шахсларнинг бой берилган фойдаси;

д) қонун ҳужжатларида ёки келишувда назарда тутилган бошқа харажатлар ва зарарлар.

Ўзбошимчалик билан қурилган уй-жой, ишлаб чиқариш ва бошқа бинолар ва иншоотларнинг қиймати ҳам қопланиши лозим.

Бериладиган компенсация турлари:

а) пул маблағлари;

б) бошқа кўчмас мулк объектини мулк қилиб бериш;

в) ер участкаси;

г) келишувда назарда тутилган компенсациянинг бошқа турлари.

Томонларнинг келишувига биноан мулкдорга кўчмас мулкни баҳолаш қийматини ҳисобга олган ҳолда компенсациянинг бир неча турлари берилиши мумкин.

Эслатиб ўтиш керакки, ВМнинг 2018 йил 29 декабрдаги 1060-сон қарори билан тасдиқланган Кўчмас мулк объектларига бўлган ҳуқуқларни давлат рўйхатидан ўтказиш тартиби тўғрисидаги низомга асосан кўчмас мулк объекти мулкдорлари кўчмас мулк объектига бўлган мулк ҳуқуқи вужудга келганда, кўчмас мулк объектларига бўлган ҳуқуқларни бир ой муддатда Давлат хизматлари марказларига ёки Ягона давлат хизматлари портали орқали давлат рўйхатидан ўтказувчи органга мурожаат қилишлари шарт.

Юқоридагиларни инобатга олиб, барча рухсатлар олиб қурилган дўкон турган ер ҳокимият қарорига асосан олиб қўйилган тақдирда мулкдор билан тузилган келишув асосида Низомда кўрсатилган компенсация, шу жумладан бошқа ер участкаси берилиши керак.

Показать ответ

Законодательство не ограничивает ни минимальное, ни максимальное количество работников организаций. Предположение о том, что сотрудников должно быть не меньше 4-х человек связаны с Положением о порядке специального регистрационного учета плательщиков НДС в налоговых органах (ПКМ № 595 от 22.09.2021 г., далее - Положение).

При постановке на специальный регистрационный учет плательщиков НДС, в целях определения уровня налогового риска налоговые органы вправе осуществлять мероприятия по изучению налогоплательщика, а именно личность руководителя и учредителей, фактическое нахождение налогоплательщика по адресу регистрации, банковские операции, счета-фактуры и т.д.

По результатам проверки и анализа данных, налогоплательщик относится к одной из следующих групп риска: высокий уровень, средний уровень либо низкий уровень.

Так, в случае если численность сотрудников или наемных работников в организации составляет менее 4 человек налогоплательщик – юридическое лицо относится к группе со средним уровнем налогового риска. Налоговый орган после рассмотрения заявления такого налогоплательщика, принимает решение о постановке его на специальный регистрационный учет с проведением проверочных мероприятий налогового контроля в течение последующих двенадцати месяцев (п. 13-17 Положения).

Исходя из этого, организация может иметь меньше 4-х работников, при этом данная организация - плательщик НДС будет отнесена к среднему уровню налогового риска.

Критерии, предусмотренные Положением, применяются исключительно для ранжирования плательщиков НДС на группы риска и не применяются к индивидуальным предпринимателям, самозанятым, семейным предприятиям и юридическим лицам, не являющимся плательщиками НДС.

Показать ответ

Сделки с земельными участками и другим недвижимым имуществом (отчуждение, ипотека, долгосрочная аренда, принятие наследства и др.) подлежат государственной регистрации (ст. 111 ГК).

Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст. 480 ГК). При этом договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит нотариальному удостоверению (ст. 488 ГК).

Несоблюдение нотариальной формы или требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной (ст. 112 ГК).

В соответствии с Положением о порядке государственной регистрации прав на объекты недвижимости (Прил. 1 к ПКМ от 29.12.2018 г. № 1060, далее - Положение) права на объекты недвижимости, возникновение, переход, ограничение и прекращение этих прав подлежат государственной регистрации. Права юридических и физических лиц на объекты недвижимости вступают в силу после государственной регистрации этих прав. Сделки с объектами недвижимости, совершенные без государственной регистрации прав на них, считаются недействительными (п. 3 и 4 Положения).

Юридические и физические лица, являющиеся собственниками либо обладающие вещными правами на объект недвижимости, или их уполномоченные лица в месячный срок со дня возникновения, перехода, ограничения и прекращения права собственности и иных вещных прав на объект недвижимости, либо изменения правового положения объекта недвижимости, обязаны обратиться с заявлением о государственной регистрации прав на объект недвижимости (п. 11 Положения).

Несвоевременное обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для государственной регистрации права на земельный участок, здание и сооружение влечет наложение штрафа на граждан в размере 10, а на должностных лиц - 15 БРВ (ст. 68-1 КоАО).

Исходя из изложенного, любой переход прав на недвижимость должен быть зарегистрирован в органах кадастра.

Показать ответ

1.Ходим иш берувчига бевосита етказилган ҳақиқий зарарни тўлаши шарт. Бевосита етказилган ҳақиқий зарар деганда иш берувчининг мавжуд мол-мулки амалда камайганлиги ёки ёмон ҳолатга келганлиги, шунингдек иш берувчининг ортиқча тўловлар қилиш зарурати тушунилади (МК 198-м.).

Етказилган зарар учун қуйидаги ҳолларда ходимга тўлиқ моддий жавобгарлик юклатилади (МК 202-м.):

1) махсус ёзма шартнома асосида унга ишониб топширилган қимматликларнинг сақланишини таъминламаганлик учун;

2) бир галлик ҳужжат асосида олинган қимматликларнинг сақланишини таъминламаганлик учун;

3) қасддан зарар етказилганда;

4) алкоголли ичимликдан, гиёҳвандлик ёки токсик модда таъсиридан мастлик ҳолатида зарар етказилганда;

5) ходимнинг суд ҳукми билан аниқланган жиноий ҳаракатлари натижасида зарар етказилганда;

6) тижорат сирлари ошкор этилганда;

7) қонунларда, шунингдек Ўзбекистон Республикаси Ҳукуматининг қарорларида назарда тутилган ҳолларда.

Иш берувчи зарарни ундириш тўғрисида қарор қабул қилишдан олдин етказилган зарар миқдорини белгилаш ва унинг келиб чиқиш сабабини аниқлаш мақсадида текшириш ўтказиши шарт (МК 204-м.).

Иш берувчига етказилган зарар миқдори ҳақиқий йўқотишлар бўйича бухгалтерия ҳисоби маълумотлари асосида белгиланади. Иш берувчининг асосий воситаларга тааллуқли мол-мулки талон-торож қилинган, камомад бўлган, қасддан йўқ қилинган ёки қасддан бузилган тақдирда, шунингдек бошқа ҳолларда зарар миқдори ваколатли орган томонидан иш кўрилган куни шу жойда амалда бўлган бозор нархлари бўйича ҳисобланади (МК 205-м.).

Иш берувчининг фармойишига мувофиқ айбдор ходимдан ўртача ойлик иш ҳақидан ортиқ бўлмаган миқдорда етказилган зарар суммаси ундирилади. Етказилган зарарнинг суммаси унинг ўртача ойлик иш ҳақидан ошиб кетса ёки зарар аниқланган кундан кейин бир ойлик муддат ўтган бўлса, зарар суд тартибида ундирилади (МК 207-м.).

Иш берувчига зарар етказишда айбдор бўлган ходим уни ихтиёрий равишда қисман ёки тўлиқ тўлашга ҳақли. Ходим ва иш берувчининг келишувига биноан зарарни тўлаш муддати кечиктириб қопланишига йўл қўйилади. Бундай ҳолда ходим иш берувчига тўлов муддатларини аниқ кўрсатиб зарарни қоплаш ҳақида ёзма мажбурият беради (МК 206-м.). Бу ҳолда судга мурожаат қилиш шарт эмас.

Юқоридагиларга асосан, агар корхона раҳбарининг айби исботланган бўлса ва у зарарни тўлиқ қоплашга рози бўлса, корхона мулкдори зарарни тўлиқ миқдорда ундириш тўғрисида қарор қабул қилиши мумкин. Агар раҳбар зарарни тўлаб беришдан бош тортса, зарар суд орқали ундирилади.

Показать ответ

В Узбекистане определен перечень идентификационных кодов товаров бытовой техники, подлежащих обязательной цифровой маркировке (ПКМ № 148 от 02.04.2022 г., далее - ПКМ). Товары разделены на 3 группы. Установлены следующие сроки начала обязательной цифровой маркировки и видов продукции по группам:

- 1 группа – пылесосы, стиральные машины, холодильники и морозильники, телевизоры и мониторы – с 15 апреля 2022 года;

- 2 группа – бытовые газовые плиты, кухонные вытяжки, духовки и плиты, микроволновые печи, утюги, водонагреватели – с 1 августа 2022 года;

- 3 группа – водонагревательные котлы, кондиционеры, встраиваемые электроприборы (соковыжималки, блендеры, миксеры, кофемолки, мясорубки), все виды светильников – с 1 ноября 2022 года (п.2ПКМ).

Как указано выше, сроки начала маркировки у каждой группы своя. Исходя из вопроса, речь идет об оптовой и розничной торговле товарами, подлежащими обязательной цифровой маркировке. Установлены следующие сроки реализации остатков немаркированных товаров соответствующей группы:

- в течение 6 месяцев со дня начала обязательной цифровой маркировки – производителями и импортерами. Так, например, начало обязательной маркировки товаров 1 группы - 15.04.2022 г. Соответственно, остатки товаров могут быть реализованы без маркировки до 15.10.2022 г.

- в течение 9 месяцев со дня начала обязательной цифровой маркировки – организациями оптовой торговли. Так, остатки товаров 1 группы должны быть проданы до 15.01.2023 г. (п.5ПКМ).

Показать ответ

Срок поступления выручки по экспортным операциям не должен превышать 180 дней с даты оформления грузовой таможенной декларации.

В случае форс-мажорного обстоятельства, подтвержденного компетентным органом государства, в котором они произошли, указанный срок продлевается на срок форс-мажорных обстоятельств (п. 24 Прил. 1 к ПКМ № 283 от 14.05.2020 г., далее - Положение).

Не предусмотрены обстоятельства, продлевающие сроки поступления выручки или обратного ввоза товаров, кроме форс-мажорных обстоятельств.

Необходимо отметить, что штрафные санкции налагаются не сразу после истечения 180 дней. Экспортеры уплачивают штраф, если они допустили задержку поступления выручки в иностранной валюте из-за рубежа более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства - 60 банковских дней), после истечения установленных сроков (п. 27 Положения).

Также, в случае полного поступления иностранной валюты и таможенного оформления в таможенный режим «выпуск для свободного обращения» (импорт) в течение 90 дней с даты добровольной оплаты суммы штрафа на основании требования/вступления в законную силу судебного акта о наложении штрафа, взысканные штрафы возвращаются на банковский счет хозяйствующего субъекта на основании его заявления (п. 28 Положения).

Показать ответ

Импортеры, не обеспечившие ввоз на территорию Республики Узбекистан и оформление товаров в таможенный режим «выпуск для свободного обращения (импорт)», выполнение работ и оказание услуг более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства - 60 банковских дней), после истечения установленных сроков уплачивают штраф (п.27 Прил.1 к ПКМ № 283 от 14.05.2020 г., далее - Положение).

Законодательством не предусмотрены какие-либо льготы или отсрочки по штрафу, если импортер подал в суд на контрагента. Соответственно, даже если вы подадите в суд на своего контрагента, налоговые органы могут наложить на вас штраф за просрочку поставки или возврата денежных средств.

Вместе с тем, в случае обеспечения ввоза товаров в Узбекистан и оформления в таможенный режим «выпуск для свободного обращения (импорт)» в течение 90 календарных дней после вступления в законную силу судебного акта о наложении финансового взыскания и при его исполнении - производство по делу прекращается, а все меры, принятые для принудительного исполнения, отменяются (органами государственной налоговой службы и Бюро принудительного исполнения), а взысканные штрафы возвращаются на банковский счет хозяйствующего субъекта на основании его заявления (п.28 Положения).

В связи с этим, даже если выставлено требование, подано заявление в суд со стороны налоговых органов о наложении штрафа, рекомендуем не останавливаться в принятии мер по ввозу оставшейся части товаров от контрагентов.

Показать ответ

– К опасным производственным объектам относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты. Для осуществления строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта необходимо наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации (ст. 4, 8 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»)

Проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности (ст. 15 Закона)

Кроме того, для опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются вещества, способные образовывать взрывопожароопасную среду, вредные вещества, относящиеся по степени воздействия на живой организм к I, II и III классам опасности (чрезвычайно опасным, высокоопасным и умеренно опасным), в соответствии с утвержденными стандартами, взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов в количествах, равных или превышающих предельные нормы, установленные Кабинетом Министров, разработка декларации промышленной безопасности обязательна. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации (ст. 19 Закона)

Исходя из вышеизложенного при организации опасного производственного объекта проектная документация обязательна. 

Для дополнительной и более точной информации рекомендуем обратиться в Инспекцию по контролю горно-добывающей, геологической и промышленной безопасности при Министерстве горно-добывающей промышленности и геологии, которая является уполномоченным органом в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

  • 1
  • 2
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика