Ответов: 233
Ответы эксперта. Налоговый учет
Показать ответ

На вопрос отвечает начальник отдела консультирования по налогообложению Департамента методологии налогообложения ГНК Умирзаков Азиз:

 

– Доходы по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам в целях налогообложения не учитываются в качестве дохода (п.19 ст.304 НК).

Распространяется ли эта норма на доходы по РЕПО – сделкам с государственными ценными бумагами?

По определению, ценными бумагами являются документы, удостоверяющие имущественные права или отношения займа между выпустившим эти документы юридическим лицом и их владельцем, предусматривающие выплату дохода в виде дивидендов или процентов и возможность передачи прав, вытекающих из этих документов, другим лицам (ч.1 ст. 49 НК).

То есть доходы складываются из доходов от:

  • владения ценными бумагами – это дивиденды и проценты;
  • операций с ценными бумагами, к числу которых относятся и операции по сделкам РЕПО.

Такое деление доходов очень относительно, особенно в части процентов. Тем более что доход по сделкам РЕПО тоже является процентным. Доход по операциям выбытия ценных бумаг также включает процентный доход, выплаченный эмитентом, за минусом процентов, ранее учтенных при налогообложении (ч.1 ст. 327 НК).

Но НК рассматривает доходы от владения ценными бумагами и от операций с ними отдельно. Это подтверждает перечень видов доходов, включаемых в совокупный доход, приведенный в статье 297 НК:

Вывод:

Не учитываются в качестве дохода именно доходы по государственным ценным бумагам, то есть от владения ими (проценты).

Доходы по операциям с государственными ценными бумагами включаются в доход, в том числе и по сделкам РЕПО.

Показать ответ

На вопрос отвечает начальник методологии ресурсных налогов Минфина Зарема Меналиева.

 

Налогоплательщики земельного налога налоговую отчетность по землям несельскохозяйственного назначения представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка до 10 января текущего налогового периода.

В случае уменьшения площади земельного участка налоговая база по земельному налогу с юридических лиц уменьшается с месяца, в котором произошло уменьшение площади земельного участка (ч.2 ст.427 НК). Поскольку уменьшение земельной площади переоформлено в кадастровом органе в феврале 2021 года, то с этого месяца и уменьшается налоговая база по земельному налогу.

При этом при изменении налоговой базы (исчисленной суммы налога) в течение налогового периода (календарного года) юрлица обязаны в месячный срок представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка уточненную налоговую отчетность (ч.3 ст.431 НК).

Уточненная налоговая отчетность заполняется в установленном порядке. При этом площадь земельного участка укажите в соответствии с новыми кадастровыми документами.

Соответственно, в уточненной форме налоговой отчетности по земельному налогу с юридических лиц начиная с февраля 2021 года указывается ежемесячная сумма земельного налога, рассчитанного исходя из новой (уменьшенной) площади земельного участка, а сумма земельного налога, рассчитанная за январь 2021 года, сохраняется.

Если же у вас земельный участок сельхозназначения, то налоговая отчетность по этим землям за текущий год представляется до 1 мая 2021 года (ч.1 ст.431 НК). И в связи с уменьшением в феврале текущего года площади земельного участка сельхозназначения органы, определяющие нормативную стоимость сельхозугодий, должны пересчитать вам нормативную стоимость в связи с изменением общей площади и состава сельхозугодий.

В случае если после 1 мая текущего года произойдут еще изменения в площади и составе сельхозугодий, то в соответствии с Налоговым кодексом юридические лица представляют уточненную налоговую отчетность по землям сельхозназначения в налоговый орган до 1 декабря текущего года (ч.4 ст.431 НК).

Показать ответ

Саволга Молия вазирлигининг Билвосита солиқлар ва божхона тўловлари методологияси бўлими бошлиғи Баҳодир Бойқобилов жавоб беради:

“Бирлаштириш шаклида қайта ташкил этишда битта корхона бошқа корхонага бирлаштирилган ҳолда алоҳида юридик шахс сифатида мавжуд бўлишни тўхтатади. Ҳуқуқий ворис бўлган корхонага ўз фаолиятини тўхтатган юридик шахснинг барча ҳуқуқ ва мажбуриятлари ўтказилади (ФК 50-м., 23-сон БҲМС 5-б.).

Мазкур ҳолда бирлаштирилаётган корхона ҳуқуқ ва мажбуриятларини ҳуқуқий ворис бўлган корхонага ўтказади. Бу солиқлар ва бошқа мажбурий тўловларни тўлаш бўйича мажбурияларга ҳам тааллуқли.

Шунга эътибор берингки, бирлаштирилаётган корхона солиқни ҳисобга олиш учун қабул қилинган солиқ суммасига тузатиш киритишни амалга ошириши керак (СК 276-м. 5-қ.). Бунда фақат тузатишларни амалга оширишдан олдинги охирги 12 ой ичида олинган ТМЗларни ҳисобга олинг (СК 269-м. 3-қ.).

Бунинг учун охирги 12 ой учун келиб тушган ўтказилаётган ТМЗ бўйича ҳисобга олинган ҚҚСни қайта ташкил этилаётган корхона ушбу материаллар қийматига ёки фойда солиғини ҳисоблаб чиқаришда ҳисобга олинадиган харажатлар таркибига киритиши керак (СК 269-м. 7-қ.).

Агар ҳуқуқий ворис бўлган корхонага солиқлар ва бошқа мажбурий тўловлар бўйича, шу жумладан ҚҚС ва фойда солиғи бўйича  қарзлар ўтказилган бўлса,  улар  белгиланган муддатларда сўндирилиши керак (СК 92-м. 7-қ.).

Солиқ кодекси ҳуқуқий ворис бўлган корхонага нисбатан қайта ташкил этилган корхона тўлайдиган худди шу солиқларни тўлаш талабини сақламайди.

Корхона қайта ташкил этиш  мезонларига жавоб бергунга қадар ушбу солиқни тўлайди (СК 461-м.). Асосий мезон - солиқ даври учун 1 млрд сўмдан ошмайдиган жами даромад.

Солиқ даври мобайнида жами даромади 1 млрд сўмдан ошган солиқ тўловчилар бундай ошиш рўй берган ойдан кейинги ойнинг биринчи санасидан бошлаб ҚҚС ва фойда солиғини тўлашга ўтади (СК 462-м. 9-қ.).

Шунингдек, юридик шахслар айланмадан олинадиган солиқни қўллашни ҚҚСни тўловчи сифатида рўйхатдан ўтиш учун ва бир вақтнинг ўзида айланмадан олинадиган солиқни тўлашни рад этишга доир ариза берилган ойдан кейинги ойнинг 1-санасидан бошлаб ихтиёрий равишда рад этишга ҳақли (СК 462-м. 7-қ.).

Шу тариқа, ҳуқуқий ворис бўлган корхона:

  • белгиланган муддатларда солиқлар, шу жумладан ҚҚСва фойда солиғи сўндирилиши керак;
  • айланмадан олинадиган солиқ тўловчилар мезонларига мувофиқ келгунга қадар ўз фаолияти натижалари бўйича айланмадан олинадиган солиқ тўлашга ҳақли.
Показать ответ

На вопрос отвечает начальника отдела прямых налогов Минфина Умид Хамраев.

Согласно статье 4 ЗРУ-599 от 30.12.2019 г. льготы по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные:

  • Налоговым кодексом, утвержденным Законом от 25 декабря 2007 года №ЗРУ-136, действуют до 1 апреля 2020 года;
  • актами налогового законодательства, в том числе решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, принятыми до 1 января 2020 года, действуют до истечения срока их действия.

Согласно пункту 11 постановления Президента №ПП-3610 от 16.03.2018 г. «О мерах по дальнейшему развитию футбола» налогооблагаемая прибыль юрлиц уменьшается на сумму спонсорской и благотворительной помощи, направляемых на финансирование деятельности Ассоциации футбола Узбекистана, ее территориальных подразделений, общественного объединения «Профессиональная футбольная Лига Узбекистана» и профессиональных футбольных клубов, но не более 10 процентов налогооблагаемой прибыли.

Данная льгота:

  • не отменена на текущий момент;
  • не имеет срока действия, поэтому продолжает действовать до ее отмены.

Прекращение действия льгот с 1 апреля 2020 года относится только ко льготам, предусмотренным в НК версии 2007 года.

Показать ответ

Отвечает земеститель начальника управления налогового администрирования ресурсов Государственного налогового комитета Нодир КАДЫРОВ.

 

– Объектом налогообложения налогом на имущество юрлиц является недвижимое имущество, к которому относятся и магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью этих объектов (ст.411 НК).

По магистральным трубопроводам обеспечивается межрегиональная и (или) межгосударственная передача ресурсов. Внутренние системы водопровода, канализации и газоснабжения, принадлежащие предприятиям и являющиеся неотъемлемой частью зданий и сооружений, облагаются налогом на имущество в составе этих зданий и сооружений.

Объектами отношений в области связи являются, в том числе сети телекоммуникаций, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных других видов документальных сообщений, трансляцию телевизионных и радиовещательных программ (ст.2 Закона РУз «О связи»). Если у вас на балансе есть линии связи, они являются объектом налогообложения налогом на имущество.

Линии электропередачи, трансформаторные подстанции, распределительные пункты, предназначенные для осуществления передачи электрической энергии, относятся к объектам электросетевого хозяйства (ст.3 Закона РУз «Об электроэнергетике»). Если у вас на балансе имеются линии электропередачи, то они вместе с сооружениями, являющимися их неотъемлемой технологической частью, облагаются налогом на имущество.

Налоговой базой по налогу на имущество по магистральным трубопроводам, линиям связи и электропередачи является их среднегодовая остаточная стоимость, которая определяется нарастающим итогом как 1/12 от суммы остаточных стоимостей объектов налогообложения на последнее число каждого месяца календарного года (ч.1 ст.412 НК).

На 2021 год налоговая ставка по указанным объектам – 0,4% от среднегодовой остаточной стоимости (ч.4 ст.415 НК).

Показать ответ

На вопрос отвечает главный специалист Департамента методологии налогообложения ГНК Рано АЛИШАЕВА.

 

– Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Узбекистане через представительство или постоянное учреждение, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности (ч.5 ст.128 НК).

Представительство и постоянное учреждение в Узбекистане одного иностранного юридического лица имеют разные идентификационные номера налогоплательщика (ИНН) и самостоятельно выполняют свои налоговые обязательства.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению в течение пятнадцати дней со дня получения налоговым органом такого заявления (ч.4 ст.104 НК).

Поэтому возврат сумм переплаты по налогам постоянному учреждению возможен только на счет, открытый этому постоянному учреждению.

Показать ответ

На вопрос отвечает главный специалист Департамента методологии налогообложения ГНК Рано АЛИШАЕВА.

 

– Доход юрлица – нерезидента Узбекистана от продажи доли в уставном фонде юрлица – резидента Узбекистана другому нерезиденту определяется как превышение суммы реализации доли над стоимостью ее приобретения. Продавец доли обязан представить налоговому агенту (покупателю) копии документов, подтверждающих стоимость приобретения доли (при их наличии). На основании этих документов налоговый агент исчисляет и удерживает сумму налога на прибыль. Если подтверждающие документы не представлены, то налоговый агент удерживает налог исходя из всей стоимости реализации доли (ст.356 НК).

Из вашего вопроса следует, что в настоящее время доля в уставном фонде ООО продается по номинальной стоимости.

Однако в вопросе не указано, приобретал ли ранее учредитель совместного предприятия в форме ООО (который в настоящее время продает свою долю другому нерезиденту) долю в уставном фонде этого общества, или он был его учредителем с момента создания (регистрации).

Если доля приобреталась после создания (регистрации) ООО и при реализации доли другому нерезиденту последнему представлены документы по стоимости приобретения, то при продаже доли:

  • по цене, которая выше номинальной стоимости, налог исчисляется исходя из положительной разницы между ценой продажи и стоимостью приобретения доли;
  • по номинальной стоимости – налог равен нулю.

Если же продавец доли был учредителем ООО с момента его создания (регистрации), то за стоимость приобретения принимается номинальная стоимость доли. В этом случае превышения суммы реализации доли над стоимостью ее приобретения нет, налог равен нулю.

Порядок удержания и уплаты налога определен в статье 356 НК.

Налог исчисляется по ставке 20% (ст.353 НК) и подлежит уплате в бюджет до регистрации (оформления) права собственности на приобретенное имущество.

Показать ответ

На вопрос отвечает первый заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики и прогнозирования доходов МФ Умид ХАМРОЕВ.

 

– Не подлежат обложению НДФЛ суммы заработной платы и другие доходы физлица, которые направляются на погашение ипотечных кредитов и начисленных на них процентов (п.16 ст.378 НК).

Обязательные условия для применения льготы:

  • стоимость индивидуального жилого дома или квартиры в многоквартирном доме не превышает 300 млн сум.;
  • дом или квартира приобретены с учетом субсидии из бюджета на компенсацию части первоначального взноса и (или) процентов по ипотечному кредиту.

Льгота распространяется на заемщика и созаемщиков. При этом общая льготная сумма для всех физлиц, имеющих право на льготу, не должна превышать в совокупности 15 млн сум. в течение календарного года.

Поскольку стоимость приобретенного жилья больше 300 млн сум., указанная льгота по НДФЛ не применяется.

Показать ответ

На вопрос отвечает главный специалист Департамента методологии налогообложения ГНК Рано АЛИШАЕВА.

 

– Плательщиками налога на прибыль являются в том числе и юрлица – нерезиденты Узбекистана, получающие доходы от источников в Узбекистане (п.3 ч.1 ст.294 НК).

Налог с доходов нерезидента, полученных от источников в Узбекистане и не связанных с постоянным учреждением, исчисляет и удерживает налоговый агент, который выплачивает доход нерезиденту (ст.351 НК). К таким доходам в числе прочих относятся услуги по международной перевозке.

Под международными понимаются любые перевозки пассажиров, багажа, товаров, включая почту, речным или воздушным судном, автомобильным или железнодорожным транспортом между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является Узбекистан. При этом международными перевозками не признаются перевозки исключительно:

  • между пунктами, находящимися за пределами Узбекистана;
  • между пунктами, находящимися на территории Узбекистана (п.9 ч.2 ст.351 НК).

Если с государством постоянного местопребывания иностранного грузоперевозчика заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, то его положения имеют приоритет над нормами национального законодательства (ч.2 ст.2 НК).

Термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским или воздушным судном, используемым предприятием Договаривающегося Государства, за исключением тех случаев, когда морское или воздушное судно используется только между пунктами, расположенными в другом Договаривающемся Государстве (п.g ст.8 Конвенции между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.02.2002 г. (далее – Конвенция).

При налогообложении доходов, признаваемых международными перевозками, следует руководствоваться положениями статьи 8 «Международный транспорт» Конвенции, где прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства (Литвы), полученная от использования морских, воздушных судов в международных перевозках, облагается налогом только в этом государстве (Литве).

Поскольку в Конвенции указаны только морские и воздушные суда, а иностранная организация осуществила международные перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом, то вам следует при выплате дохода удержать налог по ставке 6% (ст.353 НК). В случае его неудержания ваше предприятие (налоговый агент) обязано за счет собственных средств внести в бюджет сумму налога и соответствующую сумму пени (ст.354 НК).

Показать ответ

На вопрос отвечает первый заместитель директора Департамента по налогово-таможенной политике и прогнозированию доходов Минфина Умид ХАМРОЕВ.

 

– В целях налогообложения дивидендами признается любой доход, полученный участником (акционером) при распределении прибыли юридического лица по принадлежащим участнику (акционеру) акциям (долям) этого юридического лица (ст. 41 НК).

Начисление дивидендов в бухгалтерском учете отражается как уменьшение нераспределенной прибыли с отражением задолженности учредителям (акционерам).

В налоговом законодательстве сумма начисленных дивидендов определена как расходы, не подлежащие вычету при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 24 ст. 317 НК).

Не отражайте дивиденды в приложении № 2 к Расчету налога на прибыль, так как они не участвуют в формировании финансовых результатов.

Выплачивая дивиденды своим акционерам, банк является налоговым агентом и несет обязательство по уплате налога с этих выплат (ст. ст. 343, 351 НК).

Расчет по выплачиваемым дивидендам входит в состав отчетности по налогу на прибыль (прил. № 3, рег. МЮ № 3221 от 24.02.2020 г.). Представьте его, если в отчетном месяце начислили (выплатили) доходы в виде дивидендов физлицам или юрлицам.

Представляйте отчетность в налоговый орган по месту своего налогового учета не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем начисления дивидендов (ч. 5 ст. 345 НК).

Налог уплатите не позднее даты выплаты дивидендов (ч. 6 ст. 345 НК).

Показать ответ

Тошкент шаҳар давлат солиқ бошқармаси сизга шуни маълум қиладики, сизнинг Ўзбекистон Республикаси Давлат солиқ қўмитасига pm.gov.uz орқали 2022 йил 7 январдаги 1881-r/22-сонли мурожаатингиз кўриб чиқилиб қуйидагилар маълум қилинади.

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2019 йил 15 июлдаги 589-сонли қарори билан тасдиқланган Низомнинг 25-бандига асосан Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг «Дастурий маҳсулотлар ва ахборот технологиялари технологик паркини ташкил этиш чора-тадбирлари тўғрисида» 2019 йил 10 январдаги 17-сон қарорига мувофиқ Ўзбекистон Республикаси Президентининг «Республикада ахборот технологиялари соҳасини ривожлантириш учун шарт-шароитларни тубдан яхшилаш чора-тадбирлари тўғрисида» 2017 йил 30 июндаги ПФ-5099 сонли Фармони билан берилган имтиёзларнинг амал қилиши Технопарк резидентларига ва уларнинг ходимларига тадбиқ этилиши кўрсатиб ўтилган. Ушбу низомнинг 28-бандига асосан технопарк резидентлари ушбу Низомнинг 18-бандида назарда тутилган мажбуриятлари бажармаганда Технопарк резиденти мақомидан маҳрум этилади ва Дирекциянинг хабарномасига биноан давлат солиқ хизмати органлари ушбу Низомнинг 25-бандида кўрсатилган имтиёзларнинг уларга қўлланилишини бекор қилиш ва белгиланган тартибда Ўзбекистон Республикаси Давлат бюджетига тўлаш бўйича мажбуриятларни тиклаш чоралари кўрилади. Ушбу Низомнинг 30-бандида технопарк резиденти томонидан божхона тўловларидан озод қилинган товарлардан эркин муомалага чиқарилган санадан бошлаб уч йил мобайнида ўз эҳтиёжларидан ташқари фойдаланганлиги ҳолатлари аниқланганда, давлат солиқ хизмати органдали ушбу резидент – солиқ тўловчининг молия-хўжалик фаолияти текширувини ўтказиш чоғида аниқланган ҳолатлар тўғрисида тегишли ҳужжатлар тузади ва уларни 3 иш куни мобайнида давлат божхона хизматининг ҳудудий органларига юборади. Ўз эҳтиёжларидан ташқари фойдаланилган олиб кирилган товарлар улушига тўғри келадиган божхона тўловлари бўйича имтиёзлар суммаси белгиланган тартибда пеня ҳисобланган ҳолда Ўзбекистон Республикаси Давлат бюджетига ундирилиши зарурлиги белгиланган.

Агар ушбу жавобдан қониқмасангиз, у ҳолда сиз Ўзбекистон Республикасининг «Жисмоний ва юридик шахсларнинг мурожаатлари тўғрисида»ги Қонунга асосан юқори турувчи ташкилотга мурожаат қилишингиз мумкин.

Бошқарма бошлиғи ўринбосати          А.Ганиев.  

Показать ответ

На вопрос отвечает первый заместитель директора Департамента по налогово-таможенной политике и прогнозированию доходов Умид ХАМРОЕВ.

 

В 2017 году ваше предприятие должно было уплачивать ЕНП с учетом установленного минимального размера – 3-кратной суммы земельного налога (ч. 4 ст. 28 НК, п. 5 № ПП-1449 от 24.12.2010 г.), если не относилось к предприятиям, на которые не распространяется Положение о порядке исчисления и уплаты ЕНП с учетом введения минимального размера ЕНП (п. 2 Положения, рег. МЮ № 2203 от 03.03.2011 г.).

При расчете минимального размера ЕНП учитывались земельные участки, используемые юрлицами на правах собственности, владения, пользования или аренды, за исключением земельных участков:

  • не рассматриваемых в качестве объекта налогообложения (ч. 2 ст. 280 НК);
  • не подлежащих налогообложению (ч. 2 ст. 282 НК);
  • переданных на паритетной основе под размещение дипломатических представительств на основании международных договоров Узбекистана.

Земли рекреационного назначения, т.е. земли, предоставленные соответствующим учреждениям и организациям для организации массового отдыха и туризма населения, относились к земельным участкам, не подлежащим налогообложению (п. 4 ч. 2 ст. 282 НК), а значит, не учитывались при расчете минимального размера ЕНП.

Но если на этих землях велась хозяйственная деятельность (например, оказывались платные услуги, помещения сдавались в аренду), то земельные участки подлежали обложению земельным налогом (п. 4 ч. 2 ст. 282 НК). Соответственно, они должны были учитываться при расчете минимального размера ЕНП.

Показать ответ

На вопрос отвечает начальник отдела методологии косвенных налогов и таможенных платежей Минфина Баходир БОЙКАБИЛОВ.

 

– Организации, оказывающие гостиничные услуги, а также услуги общественного питания, вправе реализовывать пивоваренную продукцию, игристые и натуральные вина отечественного производства без наличия разрешительного свидетельства на право реализации алкогольной продукции (абз.6 п.3 УП-5656 от 05.02.2019 г.).

С 1 января 2021 года разрешительный порядок розничной торговли алкогольной продукцией, а также реализации алкогольной продукции предприятиями общественного питания заменен на уведомительный порядок (УП-6044 от 24.08.2020 г., ЗРУ-701 от 14.07.2021 г.). Это значит, что предприятия могут начать заниматься этими видами деятельности, уведомив уполномоченный госорган.

При этом с момента направления уведомления о начале реализации алкоголя они должны уплачивать сбор за право реализации алкогольной продукции (ст.460¹ НК).

Поскольку разрешительный порядок заменен на уведомительный, а абз.6 п.3 УП-5656 от 05.02.2019 г. не утратил силу, указанные в нем предприятия вправе не уведомлять о своей деятельности уполномоченный госорган. По смыслу НК они не должны уплачивать сбор за право реализации алкогольной продукции, т.к. он уплачивается с момента направления уведомления о начале реализации алкоголя (ст.460¹ НК).

 

Внимание!

Порядок, определенный в п.3 УП-5656, распространяется только на реализацию пивоваренной продукции, игристых и натуральных вин отечественного производства. Если предприятие реализует и другую алкогольную продукцию, то в установленном порядке должно уведомлять о начале ее реализации и уплачивать сбор за право торговли.

Показать ответ

На вопрос отвечает начальник отдела консультирования по налогообложению ГНК Азиз УМИРЗАКОВ.

 

– В настоящее время оператор ИКПУ проводит инвентаризацию существующих кодов ИКПУ и формирование полного перечня ИКПУ, в котором найдут отражение все виды товаров и услуг, представленных на внутреннем рынке Узбекистана.

В результате этой работы создан перечень ИКПУ для всей номенклатуры лекарственных препаратов и средств медицинского назначения, цемента, ковровых изделий и древесины, представленных на рынке Узбекистана. Совместно с отраслевыми объединениями и предприятиями продолжается работа по разработке полного перечня ИКПУ для других видов продукции и услуг.

При подборе ИКПУ для вашего рода услуг рекомендуем ознакомится с имеющимися ИКПУ в электронном каталоге на сайте tasnif.soliq.uz. Смотрите подраздел «Прочие услуги общественного питания» раздела «Услуги по размещению и общественного питания». В нем представлены 3 ИКПУ:

  • 10202999002 – Услуги по проведению свадебных церемоний;
  • 10202999005 – Услуги по организации банкетов;
  • 10202999006 – Дегустация чая.

Если вы считаете, что ни один из представленных ИКПУ полностью не отвечает содержанию предоставляемых услуг – оформите заявку на введение нового ИКПУ. Для этого воспользуйтесь сервисом для оставления соответствующих заявок на сайте tasnif.soliq.uz. Его вы сможете найти с правой стороны под поисковиком. Время рассмотрения заявки зависит от полноты представленных данных, количества искомых товаров, их специфики, а также загруженности специалистов.

Также вы можете связаться со специалистами по телефону 71-202-32-32 (548, 412) и обсудить специфику вашей деятельности, что будет способствовать формулировке названия оказываемых вами услуг, которым будет присвоен код и внесен в классификатор ИКПУ.

Начиная с 1 января 2022 года подлежат постановке на учет в электронной системе налоговых органов (сайт ijara.soliq.uz) договоры о предоставлении (получении) юридическими лицами в аренду (безвозмездное пользование) недвижимого имущества (подп. «в» п. 3 ПКМ № 595 от 22.09.2021 г.).

Соответственно, на такой учет вы будете ставить только договоры о предоставлении в аренду недвижимого имущества, к которому, в частности, относятся здания, сооружения и иное имущество, прочно связанное с землей, т.е. объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (ст. 83 ГК).

Из описанного вами вида деятельности не следует, что вы предоставляете в аренду недвижимое имущество, так как предоставляете место для отдыха на несколько часов. Такие договоры регистрировать на ijara.soliq.uz не нужно.

Показать ответ

По просьбе buxgalter.uz на вопрос ответил начальник отдела методологии косвенных налогов и таможенных платежей МФ Баходир БОЙКОБИЛОВ:

– «С 10 октября по 31 декабря 2021 года освобожден от НДС оборот по реализации и ввоз в страну мяса (говядины, баранины, курятины), животных (скота и птицы) в живом виде и продуктов их убоя, картофеля и замороженной рыбы ч. 9 ст. 483 НК.

Суммы НДС по приобретенным товарам (услугам) для производства и (или) реализации товаров, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения, не подлежат зачету ст. 267 НК.

Суммы налога по приобретенным товарам (услугам), ранее принятые к зачету при их приобретении, подлежат корректировке в случае дальнейшего их использования для оборота, освобожденного от налогообложения. Сумма корректировки относится на увеличение балансовой стоимости активов или включается в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль ст. 269 НК.

Следовательно, вам нужно по состоянию на 10 октября 2021 года скорректировать (убрать из зачета) суммы НДС по приобретенным товарам (услугам), использованным для производства продукции, не облагаемой налогом при реализации.

Сумма НДС по приобретенным товарам (услугам), ранее не принятая к зачету, подлежит корректировке (отнесению в зачет) в случаях дальнейшего их использования для налогооблагаемого оборота. Подлежащая корректировке сумма налога определяется на основе стоимости товаров (услуг), приобретенных в течение последних 12 месяцев, предшествующих проведению такой корректировки, приходящейся на остатки запасов, сумма налога по которым подлежит восстановлению ст. 269 НК.

Соответственно, по истечении срока действия временной налоговой льготы вам следует по состоянию на 1 января 2022 года скорректировать (принять к зачету) суммы НДС по приобретенным в течение предшествующих 12 месяцев товарам (услугам), приходящимся на остатки готовой продукции».

 

Показать ответ

Вазиятни buxgalter.uz илтимосига биноан ДСҚ Солиқ назорати методологияси ва сифатини баҳолаш бошқармаси бошлиғи Азиз ҲОШИМОВ тушунтирди.

Камерал солиқ текшируви айни бир давр учун кўп марта ўтказилиши мумкин.

Солиқ органлари уни солиқ тўловчи  томонидан тақдим этилган солиқ ҳисоботини, молиявий ҳисоботни, шунингдек унинг фаолияти тўғрисида солиқ органида мавжуд бўлган бошқа ҳужжатлар ҳамда маълумотларни таҳлил қилиш асосида ўтказади СК 137-138-м.. Солиқ органи раҳбарининг (раҳбари ўринбосарининг) буйруғи текширув учун асос бўлиб хизмат қилади, унда қуйидагилар кўрсатилади:

  • солиқ тўловчининг номи ва СТИРи;
  • текширувчи шахсларнинг Ф.И.О. ва лавозими;
  • текширувни ўтказиш муддатлари;
  • текширилаётган давр ва текширилаётган солиқлар ва йиғимларнинг турлари.

Камерал текширув даъво муддати ўтмаган солиқ даврларига нисбатан ўтказилиши мумкин,  бу 5 йилни ташкил этади.

У солиқ мониторинги ўтказилаётган солиқ (ҳисобот) даври учун ўтказилмайди (муддатидан олдин тугатилган ҳоллар бундан мустасно).

Камерал текширувни ўтказиш тартиби қуйидагиларда белгиланган:

  • СКнинг 17-бобида;
  • Солиқ текширувларини ташкил этиш ва ўтказиш тартиби тўғрисида низомнинг 4-бобида (07.01.2021 йилдаги 1-сон ВМҚга 2-илова);
  • Камерал солиқ текширувини ўтказиш тўғрисида низомда (АВ рўйхат рақами 3236, 29.05.2020 й.);
  • ҚҚС суммаси ўрнини қоплаш тартиби тўғрисида низомнинг 4-бобида (14.08.2020 йилдаги 489-сон ВМҚга 1-илова) - қопланадиган ҚҚС суммасининг асосланганлиги масаласи бўйича.

Ушбу ҳужжатларнинг ҳеч бирида солиқ органлари айни бир солиқлар бўйича ёки айни бир давр учун бир мартадан кўп камерал текширув ўтказишга ҳақли эмаслиги кўрсатилмаган. Бинобарин, солиқ органлари айни бир давр учун кўп марта камерал солиқ текширувлари ўтказишга ҳақли.

Показать ответ

Buxgalter.uz илтимосига кўра бу  саволларга Молия вазирлигининг билвосита солиқлар ва божхона тўловлари методологияси бўлими бошлиғи Баҳодир БОЙҚАБИЛОВ жавоб берди:

  

1. Товарларни (хизматларни) реализация қилишда юридик шахслар ва якка тартибдаги тадбиркорлар ушбу товарларни (хизматларни) сотиб олувчиларга ҳисобварақ-фактурани тақдим этиши шарт СК 47-м..

Хизматларни реализация қилиш бўйича айланма - товарларни реализация қилишдан фарқ қилувчи ҳар қандай фаолият, шунингдек, бепул хизмат кўрсатиш (шу жумладан мулкни бепул фойдаланиш учун тақдим этиш) ҳисобланади. Шундай хизматларни кўрсатиш иқтисодий жиҳатдан ўзини оқлайдиган ҳоллар мустасно СК 239-м..

Бепул фойдаланиш учун бинони топширган корхона ижарачига электрон ҳисобварақ-фактурани тақдим этиши шарт. Чунки хизматлар бепул кўрсатилмоқда, якунловчи сатрда «тўловсиз» деган ёзув киритилади 14.08.2020даги ВМҚ №489, 2-иловаси, 52-хатбоши.

2. Бинодан бепул фойдаланишда ижарачи-корхона фойда солиғи  СК 297-м.  ёки айланмадан олинадиган солиқни СК 463-464-м.. ҳисоб-китоб қилишда  жами даромадига қўшиладиган даромадни бепул хизматлар кўринишида олади СК 299-м..

Даромад бепул олинган хизматларнинг расман тасдиқланган бозор нархида белгиланади. Бу ўзининг тасдиғини ОАВ, интернет сайтлари ёки статистика органлари тақдим этган маълумотларда топади. СК 299-м. 3-қ.

Бинодан бепул фойдаланишдан олинган даромад солиқ солиш мақсадларида белгиланади, бухгалтерия ҳисобида у акс эттирилмайди.

Сизга бинони бепул фойдаланишга топширган корхонанинг ҳисобварақ-фактурадан ҚҚС суммасини ҳисобга олишга ҳақли эмассиз СК 267-м. 1-қ. 6-б.”. 

Показать ответ

На вопрос отвечает начальник отдела методологии косвенных налогов и таможенных платежей Минфина Баходир БОЙКАБИЛОВ.

 

– Прежде всего вам нужно уточнить, когда одобрено заемное соглашение – до 1 июля 2020 года или после этой даты. Постановлением КМ №669 от 30.10.2020 г. предусмотрено, что участие Узбекистана в проекте осуществляется в виде освобождения от налогов и таможенных платежей.

Это означает, что действуют нормы статей 4 и 6 ЗРУ-599 от 30.12.2019 г.

Льготы по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные актами налогового законодательства, в том числе решениями Президента и Кабинета Министров, принятыми до 1 января 2020 года, действуют до истечения срока их действия (ст.4 ЗРУ-599 от 30.12.2019 г.).

Ввоз товаров, а также оборот по реализации товаров (услуг), приобретаемых юрлицами в рамках проектов, реализуемых в Узбекистане полностью или частично за счет средств (займов, кредитов) международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций, одобренных до 1 июля 2020 года по международным договорам Узбекистана, не облагаются НДС и акцизным налогом (ст.6 ЗРУ-599 от 30.12.2019 г.).

Для подтверждения освобождения от НДС оказываемых вами услуг рекомендуется запросить у исполнительного органа по проекту или организаций-исполнителей:

  • письмо-подтверждение о применении льготы;
  • копию заемного соглашения.

Если же заемное соглашение одобрено после 1 июля 2020 года, то в постановлении Президента или Кабинета Министров по реализации проекта может предусматриваться льгота по таможенной пошлине, а НДС будет покрываться из бюджета или за счет средств организации, привлекающей заемные средства.

Показать ответ

На вопрос отвечает главный специалист Департамента методологии налогообложения ГНК Рано АЛИШАЕВА.

 

Пунктом 1 части 3 статьи 351 НК установлено, что если во внешнеторговом договоре (контракте) на приобретение (продажу) оборудования (установок, механизмов, комплектующих изделий и запасных частей), предусматривающем осуществление нерезидентом монтажных и (или) пусконаладочных услуг, услуг по обучению персонала и иных подобных услуг, стоимость оказываемых услуг не указывается отдельно, то налогооблагаемый доход нерезидента принимается равным 20 процентам от стоимости такого оборудования (установок, механизмов, комплектующих изделий и запасных частей).

Аналогичные положения применяются также в случае фактического присутствия представителей нерезидента на территории Республики Узбекистан в период монтажа, установки или пусконаладки оборудования по внешнеторговому договору (контракту), даже если этим договором (контрактом) не предусмотрено осуществление нерезидентами монтажных и (или) пусконаладочных работ, оказание ими услуг по обучению персонала и иных подобных услуг.

Как указывается в вопросе, поставка оборудования осуществлена в 2020 году, но из-за пандемии инженеры поставщика не смогли прибыть в Узбекистан и осуществить пусконаладку, т. е. в данном случае это может являться своего рода подтверждением того, что контракт, наряду с оборудованием, содержит стоимость услуг пусконаладки.

Соответственно, в случае если стороны ввиду пандемии пришли к договоренности, что покупатель устанавливает оборудование собственными силами или путем найма сторонней компании резидента, то, соответственно, продавец должен уменьшить сумму контракта.

При этом стороны должны урегулировать данный вопрос путем достижения соответствующих документальных договоренностей и представления доказательств стоимости оборудования и услуг, в противном случае необходимо руководствоваться пунктом 1 части 3 статьи 351 НК и уплатить в бюджет сумму налога в размере 20 процентов от стоимости такого оборудования (установок, механизмов, комплектующих изделий и запасных частей).

Показать ответ

Ўзбекистон Республикаси ДСҚнинг солиқ қарзларини ундиришни ташкиллаштириш департаменти директори Дилшод Йўлдошев мазкур саволларга жавоб беради.

1. Микрофирмалар ва кичик корхоналар тадбиркорлик субъектларига кирадилар (25.05.2000 й. 69-II сон Қонуннинг 5-м.)

    Микрофирмаларга ишчиларнинг ўртача йиллик сони қуйидагича бўлган корхоналар киради:

  • ишлаб чиқариш соҳасида - 20 кишидан кўп бўлмаган;
  • хизматлар ва бошқа ишлаб чиқариш бўлмаган соҳаларда – 10 кишидан кўп бўлмаган;
  • чакана, улгуржи савдо ва умумовқатланиш соҳаларида – 5 кишидан кўп бўлмаган.

 Кичик корхоналар –  қонун ҳужжатларида назарда тутилган, ишчилар ўртача йиллик сони қуйидагича бўлган юридик шахслардир:

  • енгил саноат, озиқ-овқат саноати ва қурилиш материаллари саноатида – 200 кишидан кўп бўлмаган;
  • металлга ишлов бериш ва приборсозлик, ёғочга ишлов бериш, мебель саноатлари, шунингдек бошқа саноат-ишлаб чиқариш соҳаларида – 100 кишидан кўп бўлмаган;
  • машинасозлик, металлургия, ёқилғи-энергетика ва кимё саноатлари, қишлоқ хўжалик маҳсулотларини ишлаб чиқариш ва қайта ишлаш, қурилиш ва бошқа саноат-ишлаб чиқариш соҳаларида – 50 кишидан кўп бўлмаган;
  • илмий, илмий хизматлар, транспорт, алоқа, хизматлар соҳалари (суғурта компанияларидан ташқари), савдо ва умумовқатланиш ҳамда бошқа ишлаб чиқариш бўлмаган соҳаларда – 25 кишидан кўп бўлмаган.

Ходимларнинг ўртача йиллик сони тадбиркорлик субъектлари ходимларининг ўртача йиллик сонини аниқлаш тартиби тўғрисидаги Низомга мувофиқ аниқланади (17.02.2017 й. №2858 рўйхатга олинган). Бунда шунингдек, ўриндошлик тарзида ишга олинганлар, пудрат шартномаси ва бошқа фуқаролик-ҳуқуқий шартномалари бўйича ишлайдиганлар, унитар корхоналарда, ваколатхоналарда ва филиалларда ишлайдиганлар сони ҳам ҳисобга олинади.

Кичик тадбиркорлик субъектларига кирувчи ташкилотлар таснифи ВМнинг 24.08.2016 йилдаги 275-сон қарори билан тасдиқланган.

Бир нечта фаолият турлари билан шуғилланувчи юридик ва жисмоний шахсларнинг (кўп профиллик) кичик тадбиркорлик субъектларига мансублиги йиллик айланма хажмида улуши энг юқори бўлган фаолият тури мезонлари бўйича аниқланади.

2. Хўжалик юритувчи субъект молиявий ҳисоботининг ва у билан боғлиқ молиявий ахборотининг аудиторлик текшируви текшириладиган молиявий ҳисоботнинг ҳамда у билан боғлиқ молиявий ахборотнинг ишончлилигини ва бухгалтерия ҳисоби тўғрисидаги қонунчиликка мувофиқлигини аниқлаш мақсадида аудиторлик ташкилоти томонидан ўтказилади (25.02.2021 й. ЎРҚ-677-сон, 32-м.).

2022 йил 1 январгача 2020 йил 31 декабрь ҳолатига бўлган солиқ қарздорликларини мажбурий ундириш чоралари, шунингдек пеня ҳисоблаш қўлланилмайди:

  • туризм, транспорт ва умумовқатланиш соҳаларида фаолият юритувчи тадбиркорлик субъектлари учун юридик шахслар мол-мулк солиғи ва ер солиғи бўйича;
  • юридик шахслар томонидан 2020 йилда ҳисобланган, лекин вақтинчалик қийинчиликлар туфайли тўланмай қолинган мол-мулк солиғи ва ер солиғи бўйича;
  • микрофирмалар ва кичик корхоналар учун солиқлар бўйича, солиқ тўғрисидаги қонунчиликни бузганлик учун ҳисобланган жарималар ва пенялар бўйича 2020 йил 15 май ҳолатига бўлган қарздорлик бўйича (СК 483-м. 4-қ.).

Агар аудиторлик текшируви натижаси бўйича сизнинг корхонангиз солиқ органларига аниқлаштирилган солиқ ҳисоботини тўланадиган солиқ суммасини оширган ҳолда топширган бўлса (СК 83-м.) ва 2021 йилнинг даврларида шахсий карточкада солиқ қарздорлиги акс этадиган бўлса, у ҳолатда кўрсатилган нормаларни тадбиқ этиш муддати 2022 йил 1 январда тугаганлиги сабабли  пеня ҳисобланади.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика