Ответов: 194
Ответы эксперта. Учет денежных средств
Показать ответ

НКМ ва тўлов терминалини қўллаш тартиби  қуйидагилар билан тартибга солинади:

-          Солиқ кодексининг 72 ва 119-моддалари;

-          ЎзР Президентининг “Деҳқон бозорлари ва савдо  комплекслари фаолиятини ташкил қилишни янада такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида” 26.04.2010 йилдаги ПҚ-1326-сон Қарори;

-          “Аҳоли билан пулли ҳисоб-китобларни амалга оширишда фискал хотирага эга бўлган назорат-касса машиналарини қўллаш тартиби тўғрисида” Низом (ВМнинг 17.11.2011 йилдаги 306-сон қарорига 1-илова (бундан буён матнда 306-сон Низом деб юритилади);

-          ВМнинг 31.07.2013 йилдаги 213-сон қарори билан тасдиқланган “Автомототранспорт воситаларини доимий ва вақтинча сақлаш жойларини ташкил этиш ва улардан фойдаланиш тартиби тўғрисида” Низом;

-         АВ томонидан 22.06.2015 йилда 2687-сон билан рўйхатдан ўтказилган Юридик шахслар томонидан касса операцияларини амалга ошириш қоидалари;

-          Ўзбекистон Республикасида Чакана савдо қоидалари (ЎзР ВМнинг 13.02.2003 йилдаги 75-сон қарори билан тасдиқланган);

-          АВ томонидан 11.07.2014 йилда 2601-сон билан рўйхатдан ўтказилган Аҳоли билан пулли ҳисоб-китобларни амалга ошириш учун қўлланиладиган фискал хотирали назорат-касса машиналарига қўйиладиган ягона техник талаблар;

-          ЎзР ВМнинг 24.09.2004 йилдаги “Пластик карточкалар асосида ҳисоб-китоб қилиш тизимини янада ривожлантириш чора-тадбирлари тўғрисида”  445-сон қарори;

-          ЎзР Президентининг “Банк пластик карточкаларидан фойдаланган ҳолда ҳисоб-китоб тизимини ривожлантиришни

рағбатлантириш бўйича қўшимча чора-тадбирлар тўғрисида” 19.04.2010 йилдаги ПҚ-1325-сон Қарори;

-          Тўлов терминаллари билан жиҳозлаш ва аҳоли билан пул ҳисоб-китобларини амалга оширишда уларни  қўллаш тартиби тўғрисида низом, 27.07.2009 йилдаги 1986-сон.

Ўзбекистон Республикаси ҳудудида савдони амалга оширишда ва товарларни сотишда, ишларни бажариш ёки хизматлар кўрсатишда аҳоли билан пулли ҳисоб-китоблар барча хўжалик юритувчи субъектлар томонидан фискал хотирага эга бўлган НКМ мажбурий тартибда қўлланган ҳолда амалга оширилади, Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамаси томонидан белгиланадиган, ўз фаолиятининг хусусиятига кўра аҳоли билан пулли ҳисоб-китобларни фискал хотирага эга бўлган НКМ қўлламасдан амалга ошириши мумкин бўлган хўжалик юритувчи субъектларнинг айрим тоифалари бундан мустасно (306-сон Низомнинг 2-банди).

Хўжалик юритувчи субъектларнинг ўз фаолияти хусусиятига кўра аҳоли билан пулли ҳисоб-китобларни фискал хотирага эга бўлган назорат-касса машиналарини қўлламасдан амалга ошириши мумкин бўлган айрим тоифалари рўйхати 306-сон Низомнинг 3-иловаси билан белгиланган.

Хўжалик юритувчи субъектлар аҳолига товарларни нақд пулсиз сотишда (ишларни бажаришда ва хизматлар кўрсатишда) пластик карточкаларга хизмат кўрсатадиган тўлов терминалларидан фойдаланадилар. Тўлов терминалидан бериладиган чекни харидорларга бериш мажбурий ҳисобланади (306-сон Низомнинг 1-иловаси 5-банди).

Савдо ва хизмат соҳаси объектларида НКМ ва ҳисоб-китоб терминалларининг  мавжудлиги ҳамда улардан мажбурий фойдаланиш устидан назорат давлат солиқ хизмати органлари томонидан амалга оширилади.

Фискал хотирали назорат-касса машиналарини ва (ёки) тўловларни пластик карточкалар асосида қабул қилиш бўйича ҳисоб-китоб терминалларини ишлатиш мажбурий бўлгани ҳолда уларни ишлатмасдан савдони амалга оширганлик ва хизматлар кўрсатганлик, худди шунингдек сотиб олувчига квитанциялар ёзиб бериш, талонлар, чеклар ёки уларга тенглаштирилган бошқа ҳужжатларни бериш мажбурий бўлгани ҳолда бундай ҳужжатларни бермасдан товарларни реализация қилганлик ва хизматлар кўрсатганлик СКнинг 119-моддасига биноан жарима солишга сабаб бўлади.

Показать ответ

Агар корхонангиз аҳоли билан пулли ҳисоб-китобларни амалга оширса НКМ ва тўлов терминалидан фойдаланиш шарт.

СКнинг 72-моддасига биноан  Ўзбекистон Республикаси ҳудудида нақд пулда ҳисоб-китоб қилиш билан товарларни реализация қилиш, ишлар бажариш, хизматлар кўрсатиш Назорат-касса машиналарининг давлат реестрига киритилган фискал хотирали назорат-касса машиналари мажбурий қўлланилган ҳолда амалга оширилади, бундан нақд пул билан ҳисоб-китоб қилишни, фаолиятининг ўзига хос хусусияти сабабли назорат-касса машиналарини қўлламасдан амалга ошириши мумкин бўлган айрим тоифадаги юридик ва жисмоний шахслар мустасно.

Фаолиятининг ўзига хос хусусияти сабабли нақд пул билан ҳисоб-китоб қилишни назорат-касса машиналарини қўлламасдан амалга ошириш ҳуқуқига эга бўлган айрим тоифадаги юридик ва жисмоний шахсларнинг рўйхати Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамаси томонидан тасдиқланади.      

Президентнинг “Банк пластик карточкаларидан фойдаланган ҳолда ҳисоб-китоб тизимини ривожлантиришни рағбатлантириш бўйича қўшимча чора-тадбирлар тўғрисида”ги 19.04.2010 йилдаги ПҚ-1325-сон Қарорининг 4-бандига асосан чакана савдо ҳамда хизмат кўрсатиш соҳаси объектлари банк пластик карточкаларидан тўловлар қабул қилиш бўйича ҳисоб-китоб терминаллари билан жиҳозланиши лозим.

Мазкур қарор билан белгиланишича, хўжалик субъектларининг тўлов терминаллари билан жиҳозлаш ва улардан фойдаланишга оид талабларга риоя қилмаслиги назорат-касса машиналари билан жиҳозлаш ва улардан фойдаланиш тартибини, савдо ва хизмат кўрсатиш қоидаларини бузишга тенглаштирилади ҳамда уларга қонунчиликда белгиланган тартибда жавобгарлик юкланади.

Фискал хотирали назорат-касса машиналарини ва (ёки) тўловларни пластик карточкалар асосида қабул қилиш бўйича ҳисоб-китоб терминалларини ишлатиш мажбурий бўлгани ҳолда уларни ишлатмасдан савдони амалга оширганлик ва хизматлар кўрсатганлик, худди шунингдек сотиб олувчига квитанциялар ёзиб бериш, талонлар, чеклар ёки уларга тенглаштирилган бошқа ҳужжатларни бериш мажбурий бўлгани ҳолда бундай ҳужжатларни бермасдан товарларни реализация қилганлик ва хизматлар кўрсатганлик - энг кам иш ҳақининг ўттиз бараваридан эллик бараваригача миқдорда жарима солишга сабаб бўлади.

Ушбу ҳаракатлар жарима қўлланилганидан кейин бир йил ичида содир этилганда - энг кам иш ҳақининг етмиш беш бараваридан юз бараваригача миқдорда жарима солишга сабаб бўлади.

Техник талабларга жавоб бермайдиган назорат-касса машиналаридан фойдаланганлик ёки фискал хотирасининг хизмат кўрсатиш дастури бузилган назорат-касса машиналаридан фойдаланганлик, шунингдек пластик карточкалар асосида тўловларни қабул қилишни рад этганлик - энг кам иш ҳақининг юз баравари миқдорида жарима солишга сабаб бўлади.

Ушбу ҳаракатлар жарима қўлланилганидан кейин бир йил ичида содир этилганда - энг кам иш ҳақининг икки юз баравари миқдорида жарима солишга сабаб бўлади (СКнинг 119-моддаси).

Показать ответ

Такой необходимости нет.

Действительно, для реализации алкогольной продукции предприятие общественного питания должно иметь зарегистрированную в установленном порядке контрольно-кассовую машину с фискальной памятью (п.2 прил. ПКМ № 89 от 28.03.2012г, далее - Положение). Но, наличие отдельной ККМ для реализации алкогольной продукции предприятиями общепита Положением не предусмотрено.

Такое требование предъявляется только к предприятиям розничной торговли, которые для получения разрешительного свидетельства на право розничной торговли алкогольной продукцией должны иметь зарегистрированную в установленном порядке контрольно-кассовую машину с защищенной фискальной памятью и расчетный терминал по приему платежей с банковских пластиковых карточек, используемые предприятием  специально для розничной торговли алкогольной продукцией (п.5 прил.1 ПП-605 от 16.03.2007г.). Это связано с тем,что розничная торговля алкогольной продукцией должна осуществляться в отдельных торговых помещениях с отдельным входом, предназначенных исключительно для этих целей.

Для предприятий общепита такое требование не предусмотрено. Для получения разрешительного свидетельства предприятие общественного питания представляет в рабочий орган по месту своего нахождения в числе прочих справку обслуживающего банка о наличии расчетного терминала по приему платежей с банковских пластиковых карточек (п.5 прил. ПКМ № 89 от 28.03.2012г.).

Требование от предприятия общественного питания представления документов, не предусмотренных Положением, не допускается.

Поскольку алкоголь это подакцизная продукция,, для учета выручки от его реализации, банк на основании заявления предприятия открывает специальный вторичный депозитный счет до востребования на балансовом счете N 22624 с порядковым номером 002 – алкогольная продукция (прил., рег. МЮ № 1390 от 26.07.2004г.).  

Для открытия этого счета предприятие должно дополнительно представить в банк заключенный в установленном порядке трехсторонний договор об инкассации торговой выручки.

При вложении торговой выручки в инкассаторские сумки на обратной стороне препроводительной ведомости по форме, приведенной в приложении 19 к "Инструкции по организации кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей в коммерческих банках" (рег. N 1831 от 27.06.2008г.) в конце купюрного строения выручки производят следующую запись: "В том числе: торговая выручка от продажи алкогольной продукции в сумме ________ сумов».

Банк, принимающий инкассированную выручку, зачисляет:

торговую выручку от реализации алкоголя - на специальный вторичный депозитный счет до востребования;

остальную часть торговой выручки - на основной депозитный счет до востребования предприятия.

На специальный вторичный депозитный счет до востребования также зачисляются денежные средства, поступившие в оплату за алкоголь посредством банковских пластиковых карт через терминал, установленный в зале обслуживания предприятия общественного питания.

Показать ответ

Порядок проведения операций с помощью корпоративных банковских карт регулируется:

1.Постановлением КМ РУз № 445 от 24.09.2004 г. “О мерах по дальнейшему развитию системы расчетов на основе пластиковых карточек”;

2.Положением о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами (регистрация  МЮ № 1470 от 18.04.2005 г.).

Корпоративные карты используются юридическими лицами для оплаты расходов, предусмотренных "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года N 54.

Приказом руководителя предприятия утверждается ответственный за использование средств на корпоративной карте (держатель корпоративной карты), с которым заключается договор о материальной ответственности.

Держатель корпоративной банковской карты обязан не позднее 10 дней со дня получения под отчет корпоративной банковской карты представлять в бухгалтерию юридического лица отчет об израсходованных посредством корпоративной банковской карты средствах.

При оплате корпоративной банковской картой расходов в качестве отчетных документов служат оригиналы квитанций терминалов с приложением счетов и квитанций об оказанных услугах соответствующими предприятиями торговли и сервиса с проставлением штампа "оплачено" и подписью работника, принявшего оплату через терминал.

При осуществлении оплаты посредством корпоративной карты за товары для хозяйственных нужд мелким оптом в качестве отчетных документов служат оригиналы квитанций терминалов с приложением товарных счетов и другой документации в соответствии с законодательством.

Отражаются операции по банковской корпоративной карте в соотвествии с НСБУ № 21

 

Дебет

Кредит

Отражается перечисление средств на корпоративную карту

 

5540 "Корпоративные карточки"

 

5110 "Расчетный счет";

 

Списываются комиссионные банку при зачислении средств на корпоративную карту

 

9430 "Прочие операционные расходы"

 

5110 "Расчетный счет"

 

Оплачиваются товары, работы и услуги по корпоративной карте

 

4220 "Авансы, выданные на служебные командировки",

4230 "Авансы, выданные на общехозяйственные расходы",

4290 "Прочие авансы, выданные персоналу"              

5540 "Корпоративные карточки"

 

Списываются с подотчетного лица расходы, оплаченные по корпоративной карте

 

1000 "Материалы",

2900 "Товары",

2010 "Основное производство",

9400 "Расходы периода"

 

4220 "Авансы, выданные на служебные командировки",

4230 "Авансы, выданные на общехозяйственные расходы",

4290 "Прочие авансы, выданные персоналу"

 

Списание ТМЗ осуществляется  актом на списание, подписанным  утвержденной  приказом руководителя предприятия комиссией по списанию. Акт заверяется непосредственно руководителем предприятия.

Показать ответ

Своевременная и полная выплата заработной платы работникам предприятий и организаций независимо от форм собственности регламентируется Постановлением КМ РУз № 88 от 19.03.2002г. "О дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы".

При перечислении заработной платы на пластиковые карточки  следует руководствоваться следующими нормативными документами:

1. Положение о безналичных расчетах в Республике Узбекистан (Приложение к Постановлению правления ЦБ , рег. № 2465  от 03.06.2013г.).

2. Инструкция  о порядке осуществления депозитных операций в банках Республики Узбекистан (Приложение к Постановлению правления ЦБ , рег.№ 2205 от 04.03.2011г.)

3. Инструкция о банковских счетах, открываемых  в банках Республики Узбекистан (утверждена Постановлением  правления ЦБ РУ № 1948 от 27.04.2009г.)

Для перевода платежей по заработной плате и приравненных к ней платежей на лицевые счета работников юридическое лицо представляет в банк список вкладчиков с указанием фамилий, имен, отчеств, данных документов, удостоверяющих личность, и адресов проживания работников (пункт 156 Инструкции  о порядке осуществления депозитных операций в банках Республики Узбекистан). Как правило, такой список составляется в виде ведомости с указанием номера лицевого счета, фамилии, имени и отчества и суммы, переводимой на лицевой счет сотрудника.

Копия платежного поручения платежей  по заработной плате и приравненных к ней платежей вместе со списком вкладчиков представляется в банк. В строке "детали платежа" платежного поручения обязательно указываются номер и дата договора, заключенного между филиалом банка и юридическим лицом (пункт 157 Инструкции  о порядке осуществления депозитных операций в банках Республики Узбекистан).

На каждом листе списка вкладчиков должна быть указана итоговая сумма, а на последнем листе - итог переводимой суммы, листы должны быть подписаны лицами, имеющими право распоряжения банковским счетом юридического лица, и заверены печатью, проставляемой на денежно-расчетных документах (пункт 158 Инструкции  о порядке осуществления депозитных операций в банках Республики Узбекистан).

Процент заработной платы, переводимой на пластиковую карточку, регулируется внутренними инструктивными документами Центрального банка  РУ.

Расходы по банку в связи с перечислением денежных средств на пластиковые карточки являются текущими расходами предприятия.

Показать ответ

Нет, не требуется. Подписи сотрудников на ведомости, передаваемой в банк для зачисления заработной платы на пластиковые карточки не предусмотрены никакими законодательными актами РУ.

На каждом листе ведомости  должна быть указана итоговая сумма, а на последнем листе - итог переводимой суммы, листы должны быть подписаны лицами, имеющими право распоряжения банковским счетом юридического лица, и заверены печатью, проставляемой на денежно-расчетных документах (пункт 158 Инструкции о порядке осуществления депозитных операций в банках Республики Узбекистан, рег.  № 2205 от 04.03.2011г.).

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика