Ответов: 195
Ответы эксперта. Кадровый учет
Показать ответ

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный вред. Работник несет материальную ответственность за прямой действительный вред, как непосредственно причиненный им работодателю, так и возникший у последнего в результате возмещения им вреда иным лицам (статья 198 Трудового Кодекса, далее - ТК).
Договор о полной индивидуальной материальной ответственности будет считаться основанием для взыскания суммы ущерба, так как, согласно пункту 1 части первой статьи 202 ТК, материальная ответственность в полном размере причиненного вреда возлагается на работника в случае необеспечения сохранности ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора, то есть договора о полной материальной ответственности.
Акт оценки ущерба и объяснительное письмо работника также необходимы, потому что до принятия решения о возмещении вреда конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного вреда и выявления причин его возникновения путем создания комиссии с участием соответствующих специалистов (часть первая статьи 204 ТК) из числа компетентных работников и на основании ее решения обратиться к оценочной компании для установления размера ущерба.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения вреда является обязательным. Отказ работника дать объяснение не может служить препятствием для привлечения его к материальной ответственности за вред, причиненный работодателю. Работник имеет право знакомиться со всеми материалами проверки(часть вторая статьи 204 ТК).
Взыскание с виновного работника суммы причиненного вреда, не превышающей средней месячной заработной платы, производится по распоряжению (приказу) работодателя. Обязательным условием для издания данного распоряжения (приказа) является то, что оно может быть вынесено не позднее одного месяца со дня обнаружения вреда. Однако надо учитывать, что если сумма причиненного вреда, подлежащего взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок или истек месячный срок со дня обнаружения вреда, взыскание осуществляется в судебном порядке (статья 207 ТК).
Все перечисленные документы будут достаточным основанием для взыскания ущерба с работника. Дополнительно каких-либо документов для этого законодательством не предусмотрено.

Показать ответ

Да, вы имеете право принять двух работников на одну должность юриста, оформив их на 0,5 ставки заработной платы, предусмотренной штатным расписанием Вашего учреждения для данной категории специалистов. Согласно части первой статьи 72 Трудового кодекса, «трудовой договор есть соглашение между работником и работодателем о выполнении работы по определенной специальности, квалификации, должности за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому распорядку на условиях, установленных соглашением сторон, а также законодательными и иными нормативными актами о труде». Исходя из смысла данной статьи, работник и работодатель имеют право сами определить должность, которую будет занимать работник, условия оплаты, режим рабочего времени и так далее. Вам необходимо установить режим рабочего дня для каждого из работников, т.е., к примеру, для одного работника режим рабочего дня будет с 9:00 до 13:00, то для другого с 14:00 до 18:00. В общем, количество проработанных часов для каждого из работников не должно превышать 20 часов в неделю. Но важно помнить, что все виды выплат работникам с неполным рабочим днем должны проводиться в соответствии с частью третей статьи 119 ТК, то есть пропорционально отработанному времени, и при этом общая сумма выплат двум работникам, оформленных на одну должность не должна превышать фонд оплаты труда для данной должности.

Показать ответ

Исходя из вашего вопроса, получается, что Вы работали в организации по основному месту работы, а потом в продолжая работать поступили в магистратуру, после чего в Вашей организации Вас перевели на укороченную рабочую неделю.

В соответствии с пунктом 2.1. Инструкции «О порядке ведения трудовых книжек» (зарегистрировано МЮ 29.01.1998 г. N 402, далее - Инструкция) в трудовую книжку вносятся следующие сведения о работе: прием на работу, перевод на другую работу (за исключением временного перевода на другую работу в связи с производственной необходимостью на основании коллективного договора), прекращение трудового договора. Соответственно, изменения в режиме рабочего дня работника в трудовую книжку не вносятся.

Согласно пункту 2.14. Инструкции «студентам, учащимся, старшим научным сотрудникам-соискателям и клиническим ординаторам, имеющим трудовые книжки, учебные заведения (научные учреждения) вносят запись о времени обучения на дневном отделении высших и средних специальных учебных заведений. Основанием для такой записи является приказ учебного заведения (научного учреждения) о зачислении на учебу и об отчислении из числа студентов, учащихся, старших научных сотрудников-соискателей и клинических ординаторов». Так как Ваши трудовые отношения с работодателем, в связи с поступлением на учебу, не прекращаются, то вы имеете право на основании справки с образовательного учреждения и копии приказа о зачислении, обратиться с заявлением к работодателю внести соответствующую запись в Вашу трудовую книжку.

Также, хотелось бы отметить, что согласно подпункту е) части первой статьи 37 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» от 03.09.1993 г. N 98-XII в стаж работы засчитывается очное обучение в высших образовательных учреждениях, аспирантуре, институте стажеров-исследователей-соискателей, докторантуре, институте старших научных сотрудников-соискателей и клинической ординатуре, в том числе за границей.

 

Показать ответ

Да, вы имеете право принять двух работников на одну должность юриста, оформив их на 0,5 ставки заработной платы, предусмотренной штатным расписанием вашего учреждения для данной категории специалистов. Согласно части первой статьи 72 Трудового кодекса (ТК) трудовой договор есть соглашение между работником и работодателем о выполнении работы по определенной специальности, квалификации, должности за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому распорядку на условиях, установленных соглашением сторон, а также законодательными и иными нормативными актами о труде. Исходя из смысла данной статьи работник и работодатель имеют право сами определить должность, которую будет занимать работник, условия оплаты, режим рабочего времени и так далее. Вам необходимо установить режим рабочего дня для каждого из работников. Если, к примеру, для одного работника он будет с 9.00 до 13.00, то для другого – с 14.00 до 18.00. В общем, количество рабочих часов для каждого из них не должно превышать 20 часов в неделю (статья 115 ТК). Но важно помнить, что все виды выплат работникам с неполным рабочим днем должны проводиться в соответствии с частью третьей статьи 119 ТК, то есть пропорционально отработанному времени. При этом общая сумма выплат двум работникам, оформленным на одну должность, не должна превышать фонда оплаты труда.

Показать ответ

 

Пунктом 7 Положения «О порядке работы по совместительству и совмещения профессий и должностей» от 18.10.2012 г. N 297 (далее - Положение), определено, что продолжительность работы по совместительству не может превышать половину нормы рабочего времени, установленной для данной категории работников». Под фразой «для данной категории работников» подразумевается то, что в различных организациях для некоторых профессий и должностей может быть предусмотрена определенная продолжительность рабочего времени согласно действующему законодательству. Статьей 115 ТК, установлена нормальная продолжительность рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю. Но при этом статьей 116 ТК определена отдельная категория работников, которым с учетом их возраста, состояния здоровья, условий труда, специфики трудовых функций и других обстоятельств, а также условиями трудового договора устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени без уменьшения оплаты труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

- работникам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста - не более тридцати шести часов в неделю, а для лиц в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - не более двадцати четырех часов в неделю.;

- работникам, являющимся инвалидами I и II групп- не более тридцати шести часов в неделю - не более тридцати шести часов в неделю;

- работникам, занятым на работах с неблагоприятными условиями труда - не более тридцати шести часов в неделю;

- работникам, имеющим особый характер работы - не более тридцати шести часов в неделю;

- женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет и работающим в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета - не более тридцати пяти часов в неделю.

К примеру рабочая неделя для работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, не может превышать 36 часов, соответственно при оформлении работника по совместительству его рабочая неделя не должна превышать 18 часов.

«Отдельная категория» совместителей законодательством не предусмотрена. Работодатель и работник по своему усмотрению определяют условия работы, независимо от профессии и должности, в том числе и прием на условиях по совместительству, за исключением категории работников предусмотренных пунктом 4 Положения.

В случае когда у работника по основному месту работы установлена неполная рабочая неделя и он освобожден от выполнения своих трудовых обязанностей, то работник имеет право работать по совместительству полный рабочий день. Такая ситуация очень часто возникает именно при сменной работе. Работник несколько дней в неделю работает, а в остальные дни он свободен. В таких случаях допускается ведение суммарного учета рабочего времени. При ведении суммарного учета рабочего времени общая продолжительность рабочего времени работы по совместительству не должна превышать половину нормы рабочего времени по совмещаемой должности за учетный период. При этом учетный период не должен быть более одного месяца, а продолжительность ежедневной работы - свыше двенадцати часов (часть вторая пункта 7 Положения).

Даже если у работника есть возможность отрабатывать полную норму рабочей недели в организации, где он оформлен совместителем, работодатель не имеет право устанавливать режим работы, превышающий половину нормы продолжительности  рабочего времени, установленной для данной должности или профессии.

Показать ответ

Согласно пункту 2 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий», (Приложение к ПКМ от 08.09.2011 г. N 252) стаж работы это общая продолжительность трудовой и иной деятельности, дающей право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, независимо от имеющихся перерывов в работе, определенная по трудовой книжке и другим документам, выданным с места работы, службы, учебы или архивом. Определение термина «выслуга лет» в законодательстве о труде не указано. Смысловой разницы в понятиях «стаж работы» и «выслуга лет» как таковой нет. И то и другое понятие подразумевает под собой общую продолжительность трудовой и иной деятельности. Правовой смысл понятия «выслуга лет» чаще всего применятся именно в военной сфере. Выслуга лет по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе несения военной службы. Специальный стаж работы это продолжительность трудовой деятельности, дающей право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, в определенных отраслях народного хозяйства, профессиях и должностях. Именно выслуга лет дает право военнослужащему на получение определенных льгот и привелегий.

Стаж работы как и выслуга лет исчисляется в календарных годах, месяцах и сутках, согласно пункту 23 Положения «О порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан» (приложение к Постановлению Президента от 14.01.2006 г. N ПП-257). Особенностью выслуги лет военнослужащего заключается в том что, ее срок может не соответствовать действительному стажу работы. Так согласно пункту 24 Положения N ПП-257, военнослужащим период участия в боевых действиях или выполнения боевых задач в ходе проведения специальных операций, в том числе и нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий и заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях, засчитывается в льготном исчислении из расчета один день за три дня службы, т.е. если трудовой стаж военнослужащего составлял 1 год, то выслуга лет за этот же период будет составлять 3 года. Именно срок выслуги лет военнослужащего учитывается при назначении размера льготной пенсии, надбавок к заработной плате и т.д. Так, к примеру, постановлением Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной защиты военнослужащих Вооруженных сил Республики Узбекистан» от 19.08.2005 г. N ПП-158, определено, что в зависимости от срока выслуги лет (не трудового стажа) военнослужащим установлены процентные надбавки к ежемесячной заработной плате.

К сожалению, нам неизвестно являетесь ли вы военнослужащим и надбавка за выслугу лет Вам выплачивалась на основании постановления Президента N ПП-158, или же вольнонаемным работником в военном учреждении и надбавка производилась на основании локальных актов Вашего учреждения. Но в любом случае работадатель не имеет право удерживать с Вас суммы, уплаченные за предыдущие периоды работы. Удержание из оплаты труда производится только в случаях указанных в статье 164 ТК.

Если по результатам проверки в Вашем учреждении выявились нарушения в начислении дополнительной оплаты за выслугу лет, то ответственность за данные нарушения несет работодатель. 

Показать ответ

Порядок регулирования трудовых отношений физических лиц - граждан Республики Узбекистан, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих по совместительству, и при совмещении ими профессий и должностей в соответствии с трудовым договором на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности регулируется Трудовым кодексом Республики Узбекистан (далее- ТК) и Положением «О порядке работы по совместительству и совмещения профессий и должностей»[1] (далее – Положение N 297). Работник может заключать трудовые договоры о работе по совместительству в порядке, установленном законодательством (статья 72 ТК).

Действующим трудовым законодательством не установлено ограничение на право работника осуществлять трудовую деятельность в нескольких организациях по совместительству. Но при соблюдении некоторых условий.

Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников. Если в организации для совместителей не может быть соблюдена ежедневная половинная норма продолжительности рабочего времени, то допускается ведение суммарного учета рабочего времени. При нем общая продолжительность работы по совместительству не должна превышать половины нормы рабочего времени по совмещаемой должности за учетный период. При этом учетный период не должен быть более 1 месяца, а продолжительность ежедневной работы - свыше 12 часов (пункт 7 Положения N 297). В трудовом договоре, заключаемом с работником на работу по совместительству, наряду с требованиями, установленными Трудовым кодексом, обязательно указывается продолжительность рабочего времени (пункт 8 Положения N 297).  

 Оплата труда совместителей производится в соответствии с трудовым договором:

за фактически выполненную работу - при сдельной форме оплаты труда;

пропорционально отработанному времени - при повременной форме оплаты труда (пункт 11 Положения N 297).

Таким образом, вы можете работать и в двух, и в трех местах, но суммарное рабочее время у вас не может превышать 12 часов в день.

Для оформления вас на работу по совместительству, вы обязаны предъявить в организацию:

- паспорт либо заменяющий его документ;

- вместо трудовой книжки справку с основного места работы по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан. (пункт 6 Положения N 297).

При приеме на работу по совместительству, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления дополнительно диплома или иного документа об образовании, а в случае если работа, к выполнению которой в соответствии с законодательством могут быть допущены только лица, имеющие определенный стаж работы, - заверенная по месту основной работы копия трудовой книжки. (пункт 6 Положения N 297).

 


[1] Приложение к Постановлению КМ от 12.10.2012 г.

Показать ответ

В вашей ситуации отказ работника отдела кадров в предоставлении Вам трудового отпуска не правомерен. Давайте разберемся по порядку.

Согласно абзацу пятому части третьей статьи 143 Трудового кодекса (далее ТК) и абзацу первому пункта 16 Положения «О порядке работы по совместительству и совмещения профессий и должностей» от 18.10.2012 г. N 297 (далее Положение N 297),  лицам, работающим по совместительству, ежегодные основные, а также дополнительные отпуска, на которые совместители имеют право, предоставляются одновременно с ежегодным трудовым отпуском по основному месту работы. То есть, работник имеет право на получение отпуска сразу на двух работах. Это сделано для того, чтобы работник мог полноценно отдохнуть, ведь бессмысленно брать отпуск по основному месту работы, но в это же время продолжать работать совместителем. Но в тоже время, считаем, что отпуск на работе по совместительству предоставляется одновременно с ежегодным трудовым отпуском по основному месту работы, только в случае если этого желает сам работник. Другими словами, на работнике, согласно ТК, не лежит обязанность использовать свой отпуск на работе по совместительству одновременно с ежегодным трудовым отпуском по основному месту работы. Ведь работник может взять отпуск на одной работе, чтобы уделить больше времени другой.

Также согласно части первой статьи 144 ТК, очередность предоставления ежегодных отпусков определяется графиком, утверждаемым до начала календарного года работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников. Но время использования отпуска, установленного графиком, может быть изменено по соглашению между работником и работодателем (часть третья статьи 144 ТК).

Таким образом, работник имеет право на получение отпуска на работе по совместительству одновременно с ежегодным отпуском по основному месту работы и работодатель не имеет право ему отказать. Однако, при желании работника, работник может использовать свой отпуск по основному месту работы, и при этом продолжать работать на другой работе и наоборот. Это не будет являться нарушением трудового законодательства.

Показать ответ

Согласно статье 1 Закона «О государственном языке» от 21.10.1989 г. N  3561-XI, государственным языком в Республике Узбекистан является узбекский язык. Статья 10 Закона гласит, что «на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях делопроизводство, учетно-статистическая и финансовая документация ведутся на государственном языке, а в коллективах, где большинство работающих не владеет узбекским языком, наряду с государственным языком может осуществляться и на других языках. Другими словами, делопроизводство, в том числе и кадровое, вместе с государственным языком может осуществляться и на русском языке, если большинство работников говорят на этом языке. Поэтому, требования главного инженера по переводу должностных инструкций с русского на узбекский язык небеспочвенны и основываются на нормах данного закона.

Однако на практике, в большинстве случаев организации ведут делопроизводство, учетно-статистическую и финансовую документация или на русском или на узбекском языках. На двух одновременно языках – очень редко. В основном на государственном языке делопроизводство ведется в государственных органах. Частные организации выбирают язык делопроизводства по своему усмотрению. В действующем законодательстве не предусмотрена ответственность лиц, в частности юридических, за ведение внутренней документации организации не на государственном языке. Соответственно применять какие-либо санкции к данным организациям нельзя.

Рекомендую Вам для решения Вашего вопроса, объяснить главному инженеру, что Вы не владеете государственным языком на должном уровне, и соответственно осуществить грамотный перевод должностных инструкций не имеете возможности. Поэтому Вы можете нанять переводчика, который переведет на узбекский язык данные должностные инструкции.

 

Образцы должностных инструкций по многим видам профессий Вы можете найти в электронной справочной системе «Кадровый консультант».  По вопросам приобретения  обращаться: г. Ташкент, Мирабадский район, ул. Таллимаржон, 1/1. Тел: (998 71) 200-00-90. E-mail: ofis@norma.uz, web: norma.uz

Показать ответ

Судя по вашему вопросу, вы намерены передать под ответственность своих работников все имущество и товарно-материальные ценности завода. Такие случаи в практике – не редкость. Между тем под ответственность должно передаваться имущество, утрата или порча которого нанесет существенный материальный ущерб организации, к примеру, порча компьютеров, станков, служебных машин и так далее. Ну и, конечно же, начальник цеха не может отвечать за сохранность всего цеха. Следуя этой логике, можно возложить материальную ответственность за весь завод на директора, который и будет рассчитываться за вывернутые лампочки и сломанные ручки.

В трудовом законодательстве не указан конкретный способ передачи имущества под материальную ответственность. Поэтому вы можете передать его и по акту приема-передачи и иному документу по вашему усмотрению. При этом в нем следует прописать рабочее время, в течение которого работник будет нести ответственность за имущество, обстоятельства, исключающие его вину, и так далее.

А вообще, видится целесообразным более конкретно регламентировать вопросы материальной ответственности как в трудовом, так и в бухгалтерском законодательстве путем принятия специальных инструкций и стандартов.

Показать ответ

Понятие «нештатный» работник в трудовом законодательстве не применяется (не смотря на его наличие). Любой работник, вне зависимости работает ли он по основному месту работы или по совместительству и  заключивший трудовой договор, является штатным. Лица, заключившие договора гражданско-правового характера (договор подряда, оказания возмездных услуг и так далее) не являются работниками и на них не распространяются требования трудового законодательства. К ним применяются нормы Гражданского кодекса.

В соответствии со статьей 14 Трудового кодекса субъектами трудовых отношений могут быть граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие установленного возраста и заключившие трудовой договор с работодателем. Согласно абзацу пятому пункта 2.2. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек  от 29.01.1998 г. N 402, все виды записей о приеме на работу, переводе на другую работу вносятся работодателем после издания приказа, и эта запись должна соответствовать тексту приказа. При этом согласно статье 82 ТК прием на работу оформляется приказом работодателя. Основанием для издания приказа является заключенный с работником трудовой договор.

Таким образом, в трудовую книжку вносятся сведения о работе только тех работников с кем заключены соответствующие трудовые договора, а не гражданско-правовые.

Применяемое в Инструкции понятие «нештатный» работник противоречит действующему Трудовому кодексу. А учитывая, что Трудовой кодекс обладает более высокой юридической силой по отношению к остальным нормативно-правовым актам трудового законодательства, при возникновении противорения следует руководствоваться нормами Трудового кодекса в соответствии  со статьей 16 Закона «О нормативно-правовых актах» от 14.12.2000 г. N 160-II.

Показать ответ

В вашем случае должность начальника отдела внутреннего контроля и мониторинга будет являться совмещаемой должностью.

Согласно пункту второму Положения о порядке работы по совместительству и совмещению профессий и должностей от 18.10.2012 г. N 297 (далее Положение № 297),  работа по совместительству - выполняемая работником помимо своей основной работы другая оплачиваемая работа на условиях трудового договора, в свободное от основной работы время. В соответствии с пунктом 20 Положения N 297 cовмещением профессий и должностей признается выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии и должности и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, определенной правилами внутреннего распорядка. Таким образом главным отличием совместительства от совмещения является момент выполнения работы, т.е. если работник выполняет две

В данном случае исполнение функций начальника отдела внутреннего контроля и мониторинга наряду с функциями профессора кафедры является совмещением. Срок, в течение которого работник организации будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. На основании письменного согласия оформляетс соответствующий приказ.

За совмещение должностей устанавливается доплата  к заработной плате. Согласно пункту 25 Положения  N 297 размер доплаты в бюджетных организациях не может быть выше 30 процентов от должностного оклада совмещаемой должности и профессии.

Показать ответ

Скорее всего,  вы хотели узнать, ”входит ли должность главного бухгалтера в перечень должностей с кем заключается договор полной материальной ответственности?»

В соответствии с частью третьей  статьи 203 Трудового кодекса, перечни категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, устанавливаются в коллективном договоре, а если он не заключен - по соглашению между работодателем и профсоюзным комитетом либо иным представительным органом работников. В любом случае согласно части первой статьи 203 Трудового Кодекса, договор полной материальной ответственности заключается с работником в обязанности которого входит непосредственное обслуживание денежных или товарных ценностей.

Если в обязанности Вашего главного бухгалтера входит обслуживание денежных или товарных ценностей, например получение денежных средств в банке на зарплату,  то Вы имеете право заключить с главным бухгалтером договор полной материальной ответственности.

Остальные случаи полной материальной ответственности работника перед работодателем изложены в статье 202 Трудового Кодекса.

Показать ответ

Скорее всего, вы хотели узнать, "входит ли должность главного бухгалтера в перечень должностей с кем заключается договор полной материальной ответственности?"

Согласно части первой статьи 203 ТК работник, непосредственно обслуживающий денежные или товарные ценности, несет полную материальную ответственность за необеспечение сохранности ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора. Договор о полной материальной ответственности, заключенный с работником, в функциональные обязанности которого не входит обслуживание денежных или товарных ценностей, признается недействительным.

Почти во всех крупных организациях работа главного бухгалтера не связана с обслуживанием денежных и товарных ценностей. Эти функции исполняют кассиры, заведующие складом, материальные бухгалтеры и так далее.  Более того в соответствии с пунктом 35 Правил ведения кассовых операций юридическими лицами (зарегистрировано МЮ от 17.12.1998 г. №565), бухгалтеры и другие работники, пользующиеся правом подписи кассовых документов, не могут исполнять обязанности кассиров, т.е. обслуживать денежные средства.

Из этого следует, что главный бухгалтер не может исполнять функции кассира и обслуживать денежные средства, например, получать заработную плату для сотрудников в банке и соответственно он не может нести полную материальную ответственность.  В случае же если в организации по штатному расписанию не предусмотрена должность кассира, то обязанности по совершению кассовых операций и обслуживанию денежных средств возлагаются на других работников и с ними заключается договор полной материальной ответственности.

Показать ответ

Да, Ваша трудовая книжка старого образца подлежит уничтожению действующим работодателем,  согласно Инструкции о ведении трудовых книжек № 402 от 29.01.1998 г.

В настоящее время на территории Республики Узбекистан применяются трудовые книжки нового образца. Трудовые книжки, выданные до введения Трудового кодекса, то есть до 1.04.1996 г., действительны и обмену на новые не подлежат (пункт 1 Постановления КМ «О введении новых трудовых книжек в Республике Узбекистан» от 6.07.1995 г. N 258). Трудовые книжки нового образца выдаются только тем работникам, которые впервые заключили трудовые договоры после 1 апреля 1996 года. На Вашей первой работе к Вам отнеслись недобросовестно, выдав трудовую книжку старого образца.  Более того, согласно письму Государственной правовой инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения от 26.02.2013 г. N 09/558 оформление дубликата вместо трудовой книжки, бланк которой был приобретен в неустановленном порядке, необходимо выполнить в кратчайшие сроки, так как при проверке инспекцией труда на работодателя могут наложить штраф в соответствии со статьей 49 Кодекса об административной ответственности от 2 до 5 минимальных размеров заработной платы.

В соответствии с Примечанием к пункту 7.2 Инструкции № 402 на каждого работника оформляется только одна трудовая книжка, если же у работника по некоторым причинам имеется две или несколько трудовых книжек - остальные при их обнаружении уничтожаются работодателем.

Перед тем как уничтожить трудовую книжку старого образца, необходимо составить Акт о списании трудовой книжки. В акте указать серию и номер трудовой книжки старого образца и причины ее уничтожения.

Рекомендую Вам не уничтожать старую трудовую книжку пока не внесете в дубликат все сведения о предыдущих местах работы.

 

Показать ответ

Согласно пункту 1.1 Инструкции по ведению трудовых книжек от 29.01.1998 г., трудовые книжки являются основным документом, подтверждающим трудовой стаж работников на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и хозяйственной деятельности, и заводятся на работников, проработавших более 5 дней, в том числе нанятых на определенный срок, а также нештатных работников при условии, если предусмотрено их государственное социальное страхование. Это означает, что трудовая книжка может быть приобретена  после 5 дней работы работника с момента его приема на работу. И поэтому в графу "Дата заполнения" на титульном листе трудовой книжки надо указывать именно фактическую дату заполнения трудовой книжки, а не дату приема на работу.

Давайте подробнее рассмотрим вопрос на приведенном Вами примере.  

Работник был принят на работу 02 февраля 2015 г. Работодатель обратился с письмом на биржу труда с просьбой о получении трудовой книжки 06 февраля 2015 г. Договор купли-продажи трудовой книжки от биржи труда был получен 06 февраля 2015 г. В этот же день Работодатель уплатил стоимость трудовой книжки по договору. Таким образом, Работодатель выполнил все необходимые с его стороны действия  в надлежащем порядке и в установленный законом срок. Однако из-за отсутствия готовых бланков,  трудовая книжка была получена лишь 28 апреля 2015 г. Именно эту дату, 28 апреля 2015 г., работодатель должен будет указать в графе «Дата заполнения» на титульном листе трудовой книжки, несмотря на то, что на следующей странице, «Сведения о работе», в графу №2 вносится дата приема на работу, т.е. 02 февраля 2015 г. Основанием для этого будет служить первичный документ (накладная счет-фактура, акт приема-передачи), подтверждающий получение трудовой книжки, оформленный 28 апреля 2015 г.

Показать ответ

Трудовое законодательство не содержит нормы, обязывающей вносить в трудовую книжку запись об обучении в вузе. Соответственно у работодателя и работника не возникнет ответственность за отсутствие данной записи в трудовой книжке.

В соответствии с пунктом 2.15  Инструкции о порядке ведения трудовых книжек (зарегистрировано МЮ 29.01.1998 г. №402, далее - Инструкция N 402). студентам, учащимся, аспирантам (стажерам-исследователям-соискателям), докторантам (старшим научным сотрудникам-соискателям) и клиническим ординаторам, ранее не работавшим и в связи с этим не имеющим трудовых книжек, записи о работе в студенческих отрядах, производственной практике, а также об участии по хозяйственным договорам в научно-исследовательской работе вносятся в трудовую книжку на основании соответствующих справок тем работодателем, у которого они будут работать в будущем. Таким образом, будущий работодатель сам имеет право внести запись в трудовую книжку своего работника об обучении в ВУЗе.

Однако работодатель, с которым у работника уже прекращены трудовые отношения и об этом внесена соответствующая запись в трудовую книжку, не имеет право вносить запись об обучении бывшего своего работника в вузе. Целесообразней внесение данной записи работодателем, с которым у работника имеется действующий трудовой договор.

19.06.2015 [ID: 3353] В разделе «Mы отвечаем» 14.05.2015г. был опубликован вопрос «Какую дату надо указывать при заполнении новой трудовой книжки в "сведениях о работнике": дату приказа о приеме на работу сотрудника (02.02.2015г) или дату получения трудовой книжки из биржи труда (накладная от 28.04.2015г.)?» О какой странице эксперт разъяснил, о первой странице трудовой книжки или следующей, где «Сведения о работе»? Просим Вас более конкретно разъяснить, если сотрудник был принят на основании трудового договора 02 февраля 2015г., письмо на биржу труда о получении трудовой книжки было отправлено 06 февраля 2015г. получен договор от биржи труда 06 февраля 2015г. перечислены денежные средства на основании договора за трудовую книжку 06 февраля 2015г., а получена трудовая книжка 28 апреля 2015г. так как не было бланков трудовых книжек, так какую дату заполнения в первой странице ставить в трудовой книжке? Если сотрудник по приказу зачислен 02 февраля 2015г. начислена зарплата на основании приказа и табеля за
Показать ответ

Как уже было сказано в предыдущем ответе по схожему вопросу, согласно пункту 1.1 Инструкции по ведению трудовых книжек от 29.01.1998 г., трудовые книжки являются основным документом, подтверждающим трудовой стаж работников на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и хозяйственной деятельности, и заводятся на работников, проработавших более 5 дней, в том числе нанятых на определенный срок, а также нештатных работников при условии, если предусмотрено их государственное социальное страхование. Это означает, что трудовая книжка может быть приобретена  после 5 дней работы работника с момента его приема на работу. И поэтому в графу "Дата заполнения" на титульном листе трудовой книжки надо указывать именно фактическую дату заполнения трудовой книжки, а не дату приема на работу.

Давайте подробнее рассмотрим вопрос на приведенном Вами примере.  Работник был принят на работу 02 февраля 2015 г. Работодатель обратился с письмом на биржу труда с просьбой о получении трудовой книжки 06 февраля 2015 г. Договор купли-продажи трудовой книжки от биржи труда был получен 06 февраля 2015 г. В этот же день Работодатель уплатил стоимость трудовой книжки по договору. Таким образом, Работодатель выполнил все необходимые с его стороны действия  в надлежащем порядке и в установленный законом срок. Однако из-за отсутствия готовых бланков,  трудовая книжка была получена лишь 28 апреля 2015 г. Именно эту дату, 28 апреля 2015 г., работодатель должен будет указать в графе «Дата заполнения» на титульном листе трудовой книжки, несмотря на то, что на следующей странице, «Сведения о работе», в графу №2 вносится дата приема на работу, т.е. 02 февраля 2015 г. Основанием для этого будет служить первичный документ (накладная счет-фактура, акт приема-передачи), подтверждающий получение трудовой книжки, оформленный 28 апреля 2015 г.

Показать ответ

В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, включаются:

фактически проработанное в течение рабочего года время;

время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность), за исключением частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью свыше двух недель;

время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном прекращении трудового договора или переводе работника на другую работу, если впоследствии работник был восстановлен на прежней работе;

другие периоды времени, предусмотренные отраслевыми соглашениями, коллективными договорами и иными локальными актами предприятий, условиями трудового договора.

Таким образом, исходя из абзаца третьего части первой статьи 142 ТК период времени, в течение которого работник находился на больничном, т.е. фактически не работал но за ним сохранялось место работы, засчитывается в стаж для исчисления отпуска.

В данном случае нахождение работника на больничном в течение года не влияет на размер оплаты трудового отпуска и оплачивается согласно статье 148 ТК.

Показать ответ

Да, совмещение руководителем (директором, председателем) должности водителя возможно, если это не запрещено уставом или иным локальным актом организации.

В соответствии с Положением о порядке работы по совместительству и совмещение профессий и должностей от 18.10.2012 г. N 297 (далее Положение N 297) совмещением профессий и должностей признается выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии и должности и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, определенной правилами внутреннего распорядка.

            В пункте 21 Положения N 297 указано, что совмещение профессий и должностей разрешается, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник. Разумеется должность руководителя и водителя никоим образом не связаны между собой, однако вышеуказанная норма носит скорее рекомендательный характер и не обязывает работодателя строго ее придерживаться. Поэтому если руководитель сам водит служебный  автомобиль, то есть выполняет должностные функции водителя, то совмещение должностей в данном случае возможно.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика