Ответов: 195
Ответы эксперта. Таможня. ВЭД
Показать ответ

Улгуржи савдо фаолиятини лицензиялаш тўғрисида низомнинг1 2-банди иккинчи хатбошисига мувофиқ тижорат мақсадларида фойдаланиш ёки ўз ишлаб чиқариш-хўжалик эҳтиёжлари учун ҳисоб-китобларнинг нақд пулсиз шаклида харид қилинадиган товарларни сотиш улгуржи савдо фаолияти деб эътироф этилади. Шундай қилиб, агар сизнинг корхонангиз қайта сотиш учун харид қилинган товарларни экспорт қиладиган бўлса, у ҳолда сизга улгуржи савдо учун лицензия зарур бўлади.

Қонунчиликнинг юқорида кўрсатилган нормаси билан фақат юридик шахслар томонидан харид қилинаётган товарни сотиш учун лицензия олиниши кўзда тутилган. Шу боис ўзи ишлаб чиқарган товарлар билан савдони амалга ошираётган ташкилотларга улгуржи савдо учун лицензия зарур эмас. Тегишинча, ўзи ишлаб чиқарган товарларни экспорт қилишда ҳам у керак эмас.

Эслатиб ўтаман, Эркин алмаштириладиган валютага экспорт қилишда имтиёзлар ва преференцияларни қўллаш мақсадида ўзи ишлаб чиқарган товарларни (ишларни, хизматларни) аниқлаш қоидаларининг2 5-бандига асосан ўзи ишлаб чиқарган товар деганда, корхона ўзи томонидан ишлаб чиқариш технологик жараёнини ҳисобга олган ҳолда, ўзига тегишли бўлган ёки жалб этилган ишлаб чиқариш қувватларидан фойдаланиб ишлаб чиқарилган ёки қайта ишланган маҳсулот (жумладан ярим тайёр маҳсулот) тушунилади.

Показать ответ

В соответствии с пунктом 2 Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте от 29.06.2000 г. N 245 обязательная продажа производится предприятиями из выручки в иностранной валюте от экспорта товаров и услуг.

Согласно ст.11 Закона РУз «О внешнеэкономической деятельности» (новая редакция), и ст.22 Налогового Кодекса экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории Республики Узбекистан без обязательства об их обратном ввозе, если иное не предусмотрено законодательством.

Ваше предприятие реализовало импортный товар за иностранную валюту на территории Республики Узбекистан через полученный в уполномоченном банке валютный терминал. Соответственно, экспорт товаров в данном случае не осуществлялся.

Статьей 18 Закона «О валютном регулировании» от 11.12.2003 г. N 556-II, установлено, что все расчеты на территории Республики Узбекистан осуществляются в национальной валюте. Однако в данной статье приведены исключительные случаи, когда резидентам разрешается совершать операции по расчетам в иностранной валюте. Так резидентам разрешается принимать от резидентов и от нерезидентов платежи по пластиковым платежным и кредитным карточкам. Средства в иностранной валюте юридических лиц - резидентов хранятся на валютных счетах в уполномоченных банках на территории Республики Узбекистан и используются ими самостоятельно в соответствии с законодательством (часть вторая статьи 16 Закона «О валютном регулировании»).

При подготовке Вашего письма в банк, Вы можете ссылаться на нормы законодательства, указанные в настоящем ответе.

Для сведения. Согласно статье 22 Налогового кодекса Республики Узбекистан экспорт работ (услуг) это выполнение работ, оказание услуг юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения (оказания). Если бы Вы оказывали какого-либо рода услуги или работу иностранному гражданину на территории Республики Узбекистан и получади бы за это плату в иностранной валюте, то на Вас бы распространялись требования Порядка об осуществлении хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте от 29.06.2000 г. N 245.

 

Показать ответ

Экспорт товаров начинается с заключения с иностранным покупателем внешнеторгового контракта. Определения терминов «экспорт товаров» и «экспортный контракт» приведены в пункте 2 Положения о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями[1] (далее Положение):

Экспорт товаров это вывоз товаров с таможенной территории Республики Узбекистан без обязательства об их обратном ввозе, если иное не предусмотрено законодательством.

Экспортный контракт это хозяйственный договор, заключенный между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан на экспорт товаров, работ, услуг, а также контракты, приравненные к экспортным в соответствии с законодательством, кроме бартерных контрактов.

С 01 сентября 2014 г. отменена процедура постановки на учет внешнеторгового контракта в уполномоченных банках. Субъекты предпринимательства осуществляют ввод данных по контракту в электронной форме через Единый портал интерактивных государственных услуг с использованием электронной цифровой подписи в Единой электронной информационной системы внешнеторговых операций (далее ЕЭИСВО).  Это процедура закреплена пунктом 2 Постановления КМ «О дополнительных мерах по совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан»[2].  

После внесения данных в ЕЭИСВО, экспортер для постановки на учет контрактов (договоров) в таможенные органы представляет:

- заявление о постановке на учет контракта,

- оригинал контракта, зарегистрированный в ЕЭИСВО, и его копию (пункт 8 Порядка постановки на учет контрактов (договоров) и соглашений в таможенных органах Республики Узбекистан[3] (далее Порядок).

Дополнительно к этим документам в таможенные органы предоставляется, грузовая таможенная декларация и товаросопроводительные документы (пункт 1 и 2 Перечня документов, представляемых органам государственной таможенной службы при осуществлении экспортно-импортных операций[4]).

 В целях осуществления мониторинга уполномоченные банки сверяют данные в ЕЭИСВО с условиями контракта:

- при осуществлении  авансового платежа (предоплаты);

- при оформлении в ЕЭИСВО справки о поступлении предварительной оплаты (авансового платежа), открытия аккредитива, предоставления банковской гарантии и полиса по страхованию экспортного контракта, выданного в установленном порядке.

В случае отсутствия расхождений между контрактом и данными, введенными хозяйствующими субъектами в ЕЭИСВО банки в установленном законодательстве порядке осуществляют банковские операции по данному контракту (пункт 8 Положения).

Регистрация внешнеторговых контрактов малых предприятий и микрофирм производится на таможенных постах. В остальных случаях регистрация осуществляется отделами валютного контроля территориальных управлениях ГТК РУз.  (пункт 7 Порядка и пункт 9 Положения).

Одним из пунктов внешнеторгового контракта является «условие платежа». В условиях платежа в контракте устанавливаются валюта, форма и срок платежа. Если валюта платежа отличается от валюты контракта, то указываются курс пересчета валюты и источник определения данного курса. Валюта платежа во внешнеторговых контрактах указывается в иностранной валюте.  (пункт 3.6 Положения). Как правило, указывается свободно конвертируемая валюта, однако законом не запрещено использование иной валюты.

Для сведения! Перечень предметов и продукции, экспорт которых запрещен, приведен в приложении N 4 к Указу Президента "О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)" [5] В нем не указана стекланная тара, следовательно, предприятие вправе заключать договоры с иностранными компаниями на экспорт данных товаров.

 


[1] Утверждено Постановления КМ от 21.07.2014 г.  N 199

[2]  Постановление КМ от 21.07.2014 г. N 199.

[3] Зарегистрировано МЮ от 15.10.1999 г. N 832

[4] Приложение к Постановлению КМ РУз от 20.07.2015 г. N 197

[5] Указ Президента от 10.10.1997 г. N УП-1871

Показать ответ

При осуществлении предпринимательской деятельности в виде экспорта товаров и услуг  Вам следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

1. Закон Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности» (Новая редакция) от 14.06.1991 г. N 285-XII.

Данный закон является основным нормативным актом регулирующий отношения в сфере внешнеторговой деятельности. В Законе Вы можете ознакомиться с основными принципами осуществления экспорта и импорта, правами и обязанностями субъектов внешнеэкономической деятельности. Изучить полномочия государственных органов, осуществляющих контроль над внешнеэкономической деятельностью.

2. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)» от 10.10.1997 г. N УП-1871. 

Этот нормативный акт обязательно должен знать каждый экспортер, так как в нем утвержден Перечень предметов и продукции, экспорт которых запрещен.

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан» от 21.07.2014 г. N 199. 

Согласно Постановлению с 1 сентября 2014 года отменена процедура постановки на учет внешнеторговых контрактов в уполномоченных банках. Теперь все субъекты предпринимательской деятельности осуществляют ввод данных по внешнеторговым контрактам в электронной форме через Единый портал интерактивных государственных услуг с использованием электронной цифровой подписи (my.gov.uz).

4. «Порядок осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки  в иностранной валюте» (приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 29.06.2000 г. N 245).

Нормативным актом установлена обязанность всех хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, продавать часть валютной выручки от экспорта товаров и услуг.  Также в акте предусмотрены основания для освобождения и случаи уменьшения размера части валютной выручки, подлежащей обязательной продаже.

5. Закон Республики Узбекистан «О валютном регулировании» (Новая редакция) от 07.05.1993 г. N 841-XII.

Согласно Закону все расчеты и платежи на территории Республики Узбекистан осуществляются в национальной валюте. Однако частью второй  статьи 18 Закона предусмотрены случаи, когда допускается осуществление расчетов и платежей в иностранной валюте в Республике Узбекистан.

6. Положение о валютном контроле по экспортно-импортным операциям (приложение к Указу Президента РУз от 20.04.1994 г. N УП-837).

Положением предусмотрена обязанность органов валютного контроля и уполномоченных банков осуществлять мониторинг экспортно-импортных операций через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО).

Также в Положении утверждены виды санкций и меры ответственности предприятий-экспортеров за несвоевременное и неполное поступление выручки на их счета за отгруженные товары и оказанные услуги.

7. Налоговый Кодекс, а также Ставки налога на прибыль юридических лиц (приложение N 8 к Постановлению Президента РУз от 04.12.2014 г. N ПП-2270).

Согласно Статье 212 НК оборот по реализации товаров (за исключением драгоценных металлов) на экспорт за иностранную валюту облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

В случае неподтверждения экспорта товаров в соответствии со статьей 213 НК оборот по реализации указанных товаров подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по установленной ставке.

8. Перечень налоговых льгот и преференций, предоставляемых  предприятиям-экспортерам в соответствии с законодательством (Приложение к Постановлению Президента РУз от 26.03.2012 г. N ПП-1731).  В акте Вы можете ознакомиться с видами льгот, предоставляемых государством предприятиям-экспортерам.

9. В сфере бухгалтерского учета экспортно-импортных операций Вам следует руководствоваться Положением о порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете (зарегистрированно МЮ 17.09.2004 г. N 1411).

Согласно Положению под операциями, выраженными в иностранной валюте, понимаются сделки, совершаемые в иностранной валюте, когда хозяйствующий субъект:

а) покупает или продает имущество (основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные запасы и другие активы) за иностранную валюту;

б) приобретает или реализует работы, услуги за иностранную валюту;

в) получает или предоставляет кредиты и займы, по которым суммы к оплате или получению установлены в иностранной валюте;

г) принимает на себя обязательства или погашает обязательства в иностранной валюте.

10. Инкотермс 2010.

Правила Инкотермс представляют сокращенные по первым трем буквам торговые термины, отражающие предпринимательскую практику в договорах международной купли-продажи товаров. Правила Инкотермс определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям.

 

11. Коды ТНВЭД РУз. 

Список вышеуказанных нормативно-правовых актов не является исчерпывающим.  В законодательстве есть и иные правовое акты, регулирующие ту или иную отрасль, связанную с внешнеэкономической деятельностью. Для более подробного изучения всех НПА в сфере внешнеэкономической деятельности рекомендую Вам приобрести ЭСС «Экспортно-Импортные операции». Данная система раскрывает основные аспекты внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов в Узбекистане: от составления контракта и его регистрации в уполномоченных органах до отражения в бухгалтерском учете и налогообложении, от расчета таможенной стоимости импортируемых и экспортируемых товаров для уплаты таможенных платежей до вопросов избежания двойного налогообложения при экспорте-импорте товаров.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика