Ответов: 42
Ответы эксперта. Бухгалтерский учет. Аудит 2014-2017
22.07.2014 [ID: 1793] Как надо отразить в бухгалтерском учете доход от реализации работ и услуг обслуживающего хозяйства? Как следует отразить в бухгалтерском учете списание фактической себестоимости выполненных работ и оказанных услуг обслуживающего хозяйства ( 2710 "Обслуживающие хозяйства")? Если списание фактической себестоимости выполненных работ и оказанных услуг обслуживающего хозяйства отражается на счете 9100 , то являются ли расходы обслуживающего хозяйства вычитаемыми из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, если речь идет о детском оздоровительном лагере?
Показать ответ

Под обслуживающими хозяйствами понимаются хозяйства, деятельность которых направлена на обслуживание основной деятельности налогоплательщика. Деятельность обслуживающих хозяйств не связана с производством товаров, выполнением работ (услуг), являющихся целью данного налогоплательщика.

К обслуживающим хозяйствам относятся подсобные хозяйства, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, столовые и буфеты, учебные комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг своим работникам или сторонним лицам.

Вы верно отметили, что, согласно статье 139 НК РУз, в целях налогообложения доход, получаемый от обслуживающих хозяйств, определяется как положительная разница между суммой средств, полученных (подлежащих получению) от реализации услуг данными хозяйствами, и суммой расходов, связанных с деятельностью обслуживающих хозяйств.

Учет доходов от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих хозяйств и расходов по их производству предприятие может вести на дополнительно вводимом счете 9230 «Выбытие продукции (работ, услуг) обслуживающих хозяйств», с последующим переносом сальдо этого счета на счет 9370 «Доходы от обслуживающих хозяйств» или на счет 9430 «Прочие операционные расходы», в зависимости от того, какой финансовый результат получен от деятельности обслуживающих хозяйств.

Пример отражения операций по деятельности обслуживающих хозяйств

 Операция

Дебет

Кредит

Списаны прямые затраты по обслуживающему хозяйству

2710 «Обслуживающие хозяйства»

1000 «Материалы»,

6710 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

6520 «Платежи в государственные целевые фонды» и др.

Списаны косвенные затраты по обслуживающему хозяйству

2710 «Обслуживающие хозяйства»

2310 «Вспомогательное производство»

Отражается реализация товаров (работ, услуг) обслуживающим хозяйством

 

4010 «Счета к получению от покупателей и заказчиков»,

4790 «Прочая задолженность персонала»

9230 «Выбытие продукции (работ, услуг) обслуживающих хозяйств»

Отражается списание себестоимости реализованных обслуживающим хозяйством товаров (работ, услуг)

9230 «Выбытие продукции (работ, услуг) обслуживающих хозяйств»

2710 «Обслуживающие хозяйства»

Положительное сальдо по счету 9230 переносится на счет 9370

9230 «Выбытие продукции (работ, услуг) обслуживающих хозяйств»

9370 «Доход от обслуживающих хозяйств»

Отрицательное сальдо по счету 9230 переносится на счет 9430

9430 «Прочие операционные расходы»

9230 «Выбытие продукции (работ, услуг) обслуживающих хозяйств»

В случае, если поступления обслуживающих хозяйств превышают расходы на их содержание, положительная разница между ними является прочим доходом предприятия согласно п.10 статьи 132  НК РУз и входит в состав совокупного дохода предприятия при исчислении налога на прибыль. Если предприятие является плательщиком единого налогового платежа, то эта разница также входит в налогооблагаемую базу по ставке, применяемой для основной деятельности налогоплательщика (п.2 статьи 355 НК РУз, статья 353 НК РУз). Понятия «вычитаемые расходы» и «невычитаемые расходы» в данном случае не применимы, поскольку доходом предприятия считается разница между поступлениями и затратами, т.е. расходы уже учтены при расчете налогооблагаемого дохода. Если, к примеру, поступления за период составляют 6 млн. сум, а затраты – 4 млн. сум, то 2 млн. сум будут считаться доходом обслуживащего хозяйства и войдут в совокупный доход при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Теперь рассмотрим случай, если расходы обслуживающего хозяйства превышают поступления. В вашем случае обслуживающим хозяйством является детский оздоровительный лагерь. Расходы на содержание таких объектов являются вычитаемыми согласно п.31 статьи 145 НК РУз. При этом в качестве расходов на счете 9430 «Прочие операционные расходы» будет отражена отрицательная разница (убыток) между поступлениями и затратами обслуживающего хозяйства. Если, к примеру, поступления за период составляют 2 млн. сум, а затраты – 5 млн. сум, то 3 млн. сум будут являться вычитаемыми расходами при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

 Ответ подготовил аудитор ООО "Faba Ekspert" Игорь Аипкин

Показать ответ

В соответствии с Приказом министра финансов Республики Узбекистан об утверждении форм финансовой отчетности и правил по их заполнению (Рег.№ 1209 от 24.01.2003г.) финансовая отчетность представляется организациями (за исключением страховых организаций, банков и иных кредитных организаций), являющимися юридическими лицами по законодательству Республики Узбекистан. Согласно статье 9 Закона Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» представительства и филиалы международных и иностранных негосударственных некоммерческих организаций являются юридическими лицами и согласно Постановлению Кабинета министров Республики Узбекистан №439 от 11.10.2003г.  организация с ОКОНХ 98600 в независимости от среднесписочной численности не может относиться к субъектам малого предпринимательства. В результате чего, ваша годовая финансовая отчетность представляется в следующем объеме форм:

-        бухгалтерский баланс - форма № 1;

-        отчет о финансовых результатах - форма № 2;

-        отчет о денежных потоках - форма № 4;

-        отчет о собственном капитале - форма № 5.

Полугодовая и квартальная финансовая отчетность представляется в следующем объеме:

-        бухгалтерский баланс - форма № 1;

-        отчет о финансовых результатах - форма № 2;

К годовой финансовой отчетности должна прилагаться Пояснительная записка с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности.

Сроки представления финансовой отчетности определяются Положением о сроках представления квартальной и годовой финансовой отчетности (Рег. № 942 от 03.07.2000г.), согласно которому квартальные и годовые финансовые отчеты представляются в следующие сроки:

- квартальная финансовая отчетность до 25 числа следующего месяца после истечения отчетного периода;

- годовая финансовая отчетность не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

 Ответ подготовила Олеся Пак


Показать ответ

В Положении о порядке организации, финансирования и кредитования строительства, осуществляемого за счет централизованных источников, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РУз от 12 сентября 2003 года N 395 определено, что при строительстве многоквартирных домов "под ключ" затраты по незавершенному производству числятся на балансе подрядчика до сдачи объекта в эксплуатацию и не включаются в его налогооблагаемую базу. При этом положение НСБУ N 17 в части признания дохода к Вашей организации не применимы, поскольку Вы сами являетесь заказчиком строительства, и доход фактически будет получен только после продажи квартир в построенном доме. В связи с этим у вас не возникает объекта обложения по ЕНП по данному строительству. Все затраты накапливаются на счетах незавершенного производства, и по окончанию строительства переходят на счета готовой продукции.

Однако, Вы обязаны в соответствии с Положением (Приложение к Постановлению КМ РУз N 395) предоставлять в финансовый орган отчеты об использовании централизованных капитальных вложений с подтверждающими документами (по форме, предусмотренной положением или договором между участниками реализации инвестиционного проекта). В эти отчеты входит информация о затратах на приобретение оборудования и строительных материалов, выплата заработной платы работникам, занятым на строительстве кредитуемого объекта, в том числе суммы удерживаемого налога на доходы физических лиц, единого социального платежа и обязательных страховых взносов от заработной платы работников. При этом, положение о порядке кредитования коммерческими банками подрядных строительных организаций при осуществлении строительства объектов "под ключ" за счет централизованных источников финансирования, зарегистрированное МЮ 19.05.2004 г. N 1358, определяет, что банк на основании кредитного договора осуществляет мониторинг за эффективным и целевым использованием кредита в форме контроля платежных документов на соответсвие проекту и целевому назначению, выезда на объект строительства «под ключ» и инвентаризации приобретенного оборудования.

Следует также отметить, что затраты по процентам по кредиту, должны в соответствии с НСБУ N 24 капитализироваться и включаться в себестоимость здания в течение всего периода его строительства.

В случае отказа от добровольной уплаты налога на добавленную стоимость сумма налога, ранее отнесенного в зачет, Вы обязаны скорректировать себестоимость остатков товаро-материальных запасов, приобретенных в период, когда НДС уплачивался в бюджет, что приведет к возникновению обязательства по уплате (возврату) НДС в бюджет.

Ответ подготовила Анна Васильева 

Показать ответ

В соответствии с Приложением №2 к НСБУ №21 «План счетов», продуктивный и рабочий скот относится к основным средствам, причем, согласно пункту 26 данного Приложения износ на продуктивный скот не начисляется. В остальном учет продуктивного скота должен вестись в соответствии с НСБУ №5 «Основные средства», в частности, должна проводиться ежегодная переоценка в соответствии с параграфом 5 данного НСБУ.

Привес – это увеличение веса животных на откорме или выращивании. Эти животные в соответствии с Приложением №2 к НСБУ №21 относятся к товарно-материальным запасам, т.е. это понятие к продуктивному скоту не относится. Кроме того, сама ценность продуктивного скота заключается в том, что он дает продукцию (приплод, молоко, шерсть, и т.п), а его способность делать это не зависит от веса животного. Таким образом, привес продуктивного скота не должен отражаться в учете.

13.02.2015 [ID: 2684] Себестоимость единицы продукции по учетным ценам составляет 10 000 сум. 1) Если после закрытия месяца фактическая себестоимость единицы продукции составила 10 500 сум, какой проводкой должно отражаться отклонение по себестоимости ? 2) Если после закрытия месяца фактическая себестоимость единицы продукции составила 9 500 сум. Какой проводкой должно отражаться отклонение по себестоимости ? 3) Фактическую себестоимость готовой продукции следует формировать ежемесячно, ежеквартально или за год? 4) Следует ли отдельно вести учет отклонения по себестоимости ? 5) Можете привести пример как определить суммы отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по ценам, принятым в аналитическом учете?
Показать ответ

Согласно пункту 119 Приложения №2 к НСБУ № 21 и § 5 НСБУ № 4 учет ТМЗ должен вестись по фактической себестоимости, однако применим метод учета по нормативной себестоимости, согласно которому на соответствующих счетах ведется аналитический учет себестоимости ТМЗ по нормативной себестоимости с выделением суммы отклонения фактической себестоимости от нормативной. Методы ведения учета и система учета определяются Вашей учетной политикой. Фактическая себестоимость незавершенного производства должна формироваться ежемесячно, т.к. пункт 119 Приложения №2 к НСБУ №21 требует, чтобы остаток по счету 2010 на конец каждого месяца показывал себестоимость незавершенного производства. Как следствие, фактическая себестоимость готовой продукции также должна формироваться ежемесячно.

Согласно пункту  138 НСБУ № 21 на счете 2810 "Готовая продукция на складе" учитывается готовая продукция по фактической производственной себестоимости. Вы можете вести аналитический учет по группам производимой продукции с выделением отклонений фактической производственной себестоимости от принятой нормативной себестоимости (от стоимости по учетным ценам). Если вы приняли решение вести аналитический учет по учетным ценам, то по отклонениям следует вести отдельный учет. К примеру, Вы можете использовать учет по субконто или создать отдельные субсчета для аналитического учета (в нашем примере используется второй вариант).

Далее приводится пример с вариантом отражения отклонений, в котором учет отклонений ведется параллельно с учетом по нормативной себестоимости.

Разберем Ваши вопросы на примерах.

Пример.

На начало периода у предприятия были остатки готовой продукции на счете 2810 «Готовая продукция на складе» в количестве 100 ед. на сумму 1 040 000 сум, в аналитическом учете имеется разбивка по субсчетам 2810.1 «Готовая продукция по учетным ценам» в количестве 100 ед. на сумму 1 000 000 сум и 2810.1.1. «Готовая продукция - отклонение по учетным ценам» на сумму 40 000 сум. Объем выпускаемой продукции 1000 ед., определенная вами нормативная себестоимость единицы продукции 10 000 сум .

При выпуске 1 000 единиц продукции делается проводка:

Дт 2810.1            Готовая продукция по учетным ценам                       10 000 000

Кт 2010                Основное производство                                          10 000 000

Реализовано за период 800 единиц продукции по 15000 сум за единицу с НДС:

Дт 9110                Себестоимость реализации                                      8 000 000

Кт 2810                Готовая продукция на складе                                   8 000 000

Дт 4010                Счета к получению  от покупателей                        12 000 000

Кт 9010                Доход от реализации                                             10 000 000

Кт 6410                НДС к уплате в бюджет                                             2 000 000

Далее рассмотрим два варианта фактических производственных затрат:

Вариант А. Фактически понесенные производственные затраты за период  10 500 000 сум.

Вариант Б. Фактически понесенные производственные затраты за период  9 500 000 сум.

Вариант А.         В конце месяца при закрытии счета 2010, фактически понесенные производственные затраты за период превысили нормативные на 500 000 сум, делаются следующие проводки:

Дт 2810.1.1        Готовая продукция отклонение по учетным ценам   500 000

Кт 2010                Основное производство                                       500 000

Так как в течение периода была реализация, то необходимо рассчитать отклонение и сделать корректирующую запись в аналитическом счете учета отклонений 2810.1.1. «Готовая продукция отклонение по учетным ценам» в корреспонденции со счетами, на которых выпущенная в течение периода продукция имеется в остатке, а также со счетом 9110 «Себестоимость реализации». Согласно пункту 138 Приложения №2 к НСБУ 21 «…отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по ценам, принятым в аналитическом учете, определяются по проценту, исчисленному исходя из соотношения отклонений на остаток готовой продукции на начало отчетного периода, и отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца, к стоимости этой продукции по учетным ценам.». В нашем примере расчет по определению процента будет следующий:

(40 000 + 500 000)/(1 000 000 + 10 000 000) * 100% = 4,9090909%

В течении периода была реализация по учетным ценам на сумму 8 000 000 сум, следовательно, отклонение по реализованной продукции составило:

8 000 000 * 4,9090909% = 392 727 сум                             

Проводка по списанию этого отклонения будет следующей:

Дт 9110                               Себестоимость реализации                                  392 727

Кт 2810.1.1.                       Готовая продукция отклонение по учетным ценам  392 727

Вариант Б.         В конце месяца при закрытии счета 2010, фактически понесенные производственные затраты за период меньше нормативных на 500 000 сум, делаются следующие проводки:

Дт 2810.1.1        Готовая продукция отклонение по учетным ценам   - 500 000

Кт 2010                Основное производство                                       - 500 000

Обратите внимание, что по кредиту счета 2010 «Основное производство» проводится именно отрицательная сумма.

Поскольку в течение периода была реализация, то необходимо рассчитать отклонение и сделать корректирующую запись в аналитическом счете учета отклонений 2810.1.1. «Готовая продукция отклонение по учетным ценам» в корреспонденции со счетами, на которых выпущенная в течение периода продукция имеется в остатке, а также со счетом 9110 «Себестоимость реализации». В нашем примере расчет по определению процента будет следующий:

(40 000 - 500 000)/(1 000 000 + 10 000 000) * 100% = - 4,181818%

В течение периода была реализация по учетным ценам на сумму 8 000 000 сум, следовательно, отклонение по реализованной продукции составило:

8 000 000 * (- 4,181818%)= - 334 545 сум                                       

Дт 9110                               Себестоимость реализации                                 - 334 545

Кт 2810.1.1.                       Готовая продукция отклонение по учетным ценам  - 334 545

 

Ответ подготовила Татьяна Сафарова

Показать ответ

Для начала отметим, что принципы учета основных средств одинаковые, независимо от того, приобретен ли данный компьютер у поставщика или получен в качестве вклада в уставный фонд. Также как задолженность поставщику не зависит от Ваших дальнейших действий в отношении компьютера, так и размер уставного фонда не изменится при списании компьютера или его части.

В соответствии с пунктом 5 НСБУ №5 «Основные средства», единицей бухгалтерского учета  основных средств является инвентарный объект. Исходя из смысла определения инвентарного объекта, таковым является компьютер в целом, включая системный блок, монитор и периферийные устройства. Однако в случае замены отдельных объектов, входящих в состав основных средств, эта замена должна учитываться как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта (пункт 49 НСБУ №5).

При частичной ликвидации основного средства его первоначальная (восстановительная) стоимость и накопленная амортизация уменьшаются соответственно на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости и накопленной амортизации ликвидированной части.

Приведем пример того, как следует отразить в учете приобретение нового монитора и замену старого.

Пример. На счете 0150 учтен компьютер по восстановительной стоимости 1 000 000 сум, с учетом переоценки  (учитываемой на счете 8510) 50 000 сум, накопленная амортизация на счете 0250 – 400 000 сум. Оцененная стоимость заменяемого монитора в составе основных средств: восстановительная стоимость – 350 000 сум, включая резерв переоценки 17 500 сум, накопленная амортизация – 140 000 сум. Стоимость нового монитора – 500 000 сум.

1. Переводим старый компьютер из основных средств на счет 0710 «Оборудование к установке», на котором будет производиться переукомплектация компьютера. Основанием для этой операции может служить Акт о выявленных дефектах оборудования (Дефектный акт), подписанный уполномоченной комиссией.

Проводка:

Дебет 0710 «Оборудование к установке»                      550 000 сум

Дебет 0250 «Износ компьютерного оборудования»         400 000 сум

Дебет 8510 «Переоценка долгосрочных активов»           50 000 сум

Кредит 0150 «Компьютерное оборудование»                  1 000 000 сум

2. Выделяем стоимость заменяемого монитора и переводим его остаточную стоимость на счет 1040 «Запасные части». Проводка следующая:

Дебет 1040 «Запасные части»                                        192 500 сум

Кредит 0710 «Оборудование к установке»                      192 500 сум

Расчет такой: 350 000 – 140 000 – 17 500 = 192 500 сум.

3. Приходуем новый монитор, приобретенный у поставщика:

Дебет 1040 «Запасные части»                                        500 000 сум

Кредит 6010 «Счета к оплате»                                       500 000 сум

4. Включаем новый монитор в стоимость компьютера:

Дебет 0710 «Оборудование к установке»                        500 000 сум

Кредит 1040 «Запасные части»                                      500 000 сум

5. Вводим компьютер с новым монитором в эксплуатацию. Обратите внимание, что монитор будет учитываться как отдельный инвентарный объект с отдельным начислением износа. При этом стоимость старого монитора и его накопленный износ, а также резерв переоценки не возвращаются на счета учета основных средств, износа и переоценки. Проводка:

Дебет 0150 «Компьютерное оборудование»                1 150 000 сум

Кредит 0250 «Износ компьютерного оборудования»       260 000 сум

Кредит 8510 «Переоценка долгосрочных активов»          32 500 сум

Кредит 0710 «Оборудование к установке»                     857 500 сум

6. В случае, если старый монитор затем списывается на основании акта о списании, будет сделана следующая проводка:

Дебет 9220 «Выбытие прочих активов»                          192 500 сум

Кредит 1040 «Запасные части»                                      192 500 сум

Поскольку Ваше предприятие уплачивает единый налоговый платеж, никаких налоговых последствий от замены монитора у Вас не возникнет. Однако, если старый монитор будет продан, а не списан, то у Вас возникнет прочий доход в соответствии со статьями 132 НК и 355 НК РУз, который будет облагаться ЕНП по ставке Вашего основного вида деятельности.

Показать ответ

Несмотря на то что финансового результата у Вас нет, Вы все равно обязаны сдавать Форму №2 (ст. 16 Закона РУз от 30.08.1996 г. за N 279-I «О бухгалтерском учете» и Приложение No 7 к Приказу Министерства Финансов от 27.12.2002 г. за N 140 «Об утверждении форм финансовой отчетности и Правил по их заполнению», рег. № МЮ 1209 от 24.01.2003г.). Если Вы занимаетесь только оказанием юридической помощи и коммерческой деятельности у Вас нет, все показатели в этом отчете будут нулевыми.

Показать ответ

Ситуация №1 Пример

Пусть на счете 0190 учтен контейнер по восстановительной стоимости 5 000 000 сум с учетом переоценки (учитываемой на счете 8510) 100 000 сум, накопленная амортизация на счете 0290 – 2 000 000 сум. Стоимость дверей, окон, кондиционера и т.д. – 3 000 000 сум. Подрядчики выполнили  работу на сумму 1 500 000 сум.

1)    Переводим контейнер на счет 0890, на котором производится модернизация:

Дебет 0890 «Прочие капитальные вложения»                                        2 900 000 сум

Дебет 0290 «Износ прочих основных средств»                                       2 000 000 сум

Дебет 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов»         100 000 сум

Кредит 0190 «Прочие основные средства»                                             5 000 000 сум

2)    Проводим модернизацию контейнера, добавляя приобретенные материалы и услуги:

Дебет 0890 «Прочие капитальные вложения»                             4 500 000 сум

Кредит 1010-1090 «Счета учета материалов»                             3 000 000 сум

Кредит 6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»        1 500 000 сум

3)    Вводим новое основное средство в эксплуатацию:

Дебет 0120 «Здания, сооружения и передаточные устройства»      7 400 000 сум

  Кредит 0890 «Прочие капитальные вложения»                           7 400 000 сум

Ситуация №2 Пример

На счете 0150 учтен сервер по восстановительной стоимости 3 000 000 сум, с учетом переоценки  (учитываемой на счете 8510) 150 000 сум, накопленная амортизация на счете 0250 – 1 500 000 сум. Оцененная стоимость заменяемого винчестера в составе основного средства: восстановительная стоимость – 300 000 сум, включая резерв переоценки 15 000 сум, накопленная амортизация – 150 000 сум. Общая стоимость двух новых винчестеров – 700 000 сум. Оплата труда штатного сотрудника 30 000 сум.

1)    Переводим сервер на счет 0710 «Оборудование к установке», на котором будет производиться переукомплектация сервера:

Дебет 0710 «Оборудование к установке»                                      1 350 000 сум

Дебет 0250 «Износ компьютерного оборудования»                         1 500 000 сум

Дебет 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов»  150 000 сум

Кредит 0150 «Компьютерное оборудование»                                  3 000 000 сум

2)    Выделяем стоимость заменяемого винчестера и переводим его остаточную стоимость на счет 1040 «Запасные части»:

Дебет 1040 «Запасные части»   (300 000-150 000-15 000)      135 000 сум

Кредит 0710 «Оборудование к установке»                        135 000 сум

3)    Приходуем новые винчестеры, приобретенные у поставщика:

Дебет 1040 «Запасные части»                                             700 000 сум

Кредит 6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»  700 000 сум

4)    Включаем новые винчестеры в стоимость компьютера и добавляем затраты по оплате труда:

Дебет 0710 «Оборудование к установке»                        730 000 сум

Кредит 1040 «Запасные части»                                       700 000 сум

Кредит 6710 «Расчеты с персоналом по оплате труда»        30 000 сум

5)    Вводим обновленный сервер в эксплуатацию:

Дебет 0150 «Компьютерное оборудование»                                       3 430 000 сум

Кредит 0250 «Износ компьютерного оборудования»                           1 350 000 сум

Кредит 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов»    135 000 сум

Кредит 0710 «Оборудование к установке»                                        1 945 000 сум

Ситуация №3 Пример:

Стоимость стройматериалов для постройки туалета – 2 000 000 сум. Начисленная заработная плата принятых на работу строителей – 2 500 000 сум.

 1)    Приобретаем стройматериалы для строительства:

Дебет 1010-1090 «Счета учета материалов»                              2 000 000 сум

Кредит 6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»       2 000 000 сум

2)    Капитализируем затраты:

Дебет 0810 «Незавершенное строительство»                             4 500 000 сум

Кредит 6710 «Расчеты с персоналом по оплате труда»                2 500 000 сум

Кредит 1010-1090 «Счета учета материалов»                            2 000 000 сум

3)   Вводим в эксплуатацию объект строительства:

Дебет 0120 «Здания, сооружения и передаточные устройства»    4 500 000 сум

  Кредит 0810 «Незавершенное строительство»                          4 500 000 сум

 

Ответ подготовила Олеся Пак

Показать ответ

Согласно НСБУ №4 тару по условиям поставки и количеству использования различают на тару многократного и разового использования. Одноразовая тара, используемая в производственном процессе, включается в состав себестоимости продукции. Тара многократного использования совершает многократный оборот от поставщика к потребителю.

В вашем случае тара может быть использована многократно, либо самим Предприятием (для хранения, для транспортировки), либо посредством реализации на сторону. Если тара используется Предприятием для собственных нужд, то после того, как тара придет в негодность она списывается на соответствующие статьи расходов с оформлением актов. В случае если тара продается, то данная операция признается как сделка, приносящая доход.

Также согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, в состав затрат, включаемых в производственную себестоимость продукции (работ, услуг), входит стоимость материальных ресурсов из которых исключается стоимость тары и упаковки по цене их фактической реализации, использования или оприходования на склад, следовательно Ваши действия по исключению себестоимости тары из производственной себестоимости правомерны.

 Ответ подготовила Олеся Пак

Показать ответ

В соответствии с Положением «О составе затрат» (Приложение к ПКМ от 05.02.1999 г №54), в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства. К ним относятся: прямые и косвенные материальные затраты, прямые и косвенные затраты на труд, прочие прямые и косвенные затраты, включая накладные расходы производственного характера.

Таким образом, затраты по использованным запасным частям являются частью себестоимости оказываемых Вами услуг по ремонту автомобилей, и Вы верно относите их на себестоимость оказываемых услуг. Здесь важно отметить, что видом Вашей деятельности является оказание услуг по ремонту автомобилей, но не реализация запасных частей. При оказании услуг и формировании их стоимости Вы, разумеется, вправе учесть в этой стоимости все производственные затраты, которые будут понесены в процессе оказания услуг, а также заложить необходимый процент прибыли. Счет-фактура и Акт выполненных работ должны содержать информацию об общей стоимости услуг, а не о себестоимости понесенных Вами затрат.

Согласно части 3 Порядка учета и оформления счетов-фактур, предприятия, занимающиеся выполнением работ и оказанием услуг, при выставлении счета-фактуры не заполняют графы «Количество» и «Цена», т.е. не включают в счет-фактуру информацию о понесенных ими материальных и иных затратах.

Если Вы будете делить выручку от реализации запасных частей и от оказания услуг, тогда и счета-фактуры должны оформляться отдельно. В счете-фактуре на реализацию запасных частей должно быть проставлено наименование запасных частей, их количество и цена (установленная Вами), а сумма выручки будет облагаться ЕНП по ставке 4% (розничная торговля). Счета-фактуры на оказание услуг в этом случае должны будут оформляться без учета стоимости запасных частей, отражая только стоимость оказываемых услуг по ремонту. Сами запчасти в этом случае должны приходоваться на счет учета товаров 2910 и списываться с него же на счет 9120 «Себестоимость реализованных товаров» в момент реализации.

Однако, при принятии решения о том, как отражать запчасти (как производственные затраты или как товар), необходимо учесть, если по результатам отчетного периода сумма выручки от реализации запчастей в качестве товаров будет преобладать над суммой оказываемых услуг, то Ваше предприятие обязано будет уплачивать минимальный размер ЕНП не из расчета 3-хкратного земельного налога, а из расчета фиксированного налога, что может привести к значительному увеличению уплачиваемого ЕНП.

Показать ответ

Передача материалов по договору займа отражается по дебету счета 5820 "Краткосрочные займа выданные" в корреспонденции со счетом 9220 "Выбытие прочих активов".

N

 

Содержание

хозяйственной

операции

Сумма, тыс. сум

Корреспонденция счетов

по НСБУ N 21

Документы,

подтверждающие

записи

Дебет

Кредит

1.

Переданы материалы по договору займа

 

1800

5820

9220

Договор займа, накладная на отпуск материалов

 

2.

Списана стоимость материалов, переданных в займ

1500

9220

1000

Накладная на отпуск материалов, карточка учета материалов

 

3.

Начислен НДС

 

300

9220

6410

Счет-фактура

4.

Получены и оприходованы материалы по договору займа

(возврат от заемщика)

 

1500

300

1000,

4410

5820

Договор займа, приходный ордер, счет-фактура

 

Показать ответ

В соответствии с Положением «О порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете», зарегистрированным МЮ 17.09.2004 г. № 1411,  при увеличении (уменьшении) уставного капитала, выраженного в иностранной валюте, в целях бухгалтерского учета только величина увеличения (уменьшения) уставного капитала подлежит пересчету в национальную валюту по курсу Центрального банка на дату регистрации соответствующих изменений учредительных документов.

При этом бухгалтерский учет курсовой разницы при формировании дополнительного увеличения (уменьшения) уставного капитала осуществляется в порядке, установленном пунктами 30 и 31 Положения.

Например:

Дата взноса - 11.08.2015 (1 доллар США=2585,27 сум)

дата регистрации изменений учредительных документов - 20.08.2015 (1 доллар США=2590,38 сум)

Проводки:

11.08.2015г. - Дебет 5210 «Валютные счета внутри страны»

                     Кредит 6630 «Задолженность учредителям по вкладам в УФ»

                     Сумма: 131 848 770 сум (51 000*2 585,27) ;

20.08.2015г. - Дебет 6630 «Задолженность учредителям по вкладам в УФ»

                     Кредит 8330 «Паи и вклады»

                     Сумма: 132 109 380 сум (51 000*2 590,38) ;

 - Дебет 8420 «Курсовая разница при формировании уставного капитала»

  Кредит 6630 «Задолженность учредителям по вкладам в УФ»

  Сумма: 260 610 сум (51000*(2590,38-2585,27)) - в случае, если есть остаток по счету 8420, либо

- Дебет 9620 «Убытки от валютных курсовых разниц»

  Кредит 6630 «Задолженность учредителям по вкладам в УФ»

  Сумма: 260 610 сум - в случае отсутствия остатка по счету 8420.

При этом согласно НСБУ №22 «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте», сам размер уставного капитала не подлежит ежемесячной переоценке, переоценке подлежат валютные средства в кассе, на депозитных и ссудных счетах в банке, в том числе аккредитивы. Также переоценке подлежит остаток на счете 6630, в случае, если взнос в уставный фонд и регистрация изменений происходят в разных периодах.

Ответ подготовила Олеся Пак 

Показать ответ

Страхование заложенного имущества, ничем не отличается от обычного страхования имущества, так как залог это актив в балансе залогодателя. Расходы по страхованию имущества, в зависимости от периода действия страховки, относятся либо на счета учета расходов периода (9400), либо на счета учета расходов будущих периодов (3100).

 Ответ подготовила Олеся Пак

Показать ответ

НСБУ №24 «Затраты по займам» определяет квалифицируемый актив как актив, подготовка которого к предполагаемому использованию или продаже требует значительного времени.

Параграфом 4 данного НСБУ установлено, что хозяйствующий субъект должен начинать капитализировать затраты по займам в составе себестоимости квалифицируемого актива с момента, когда хозяйствующий субъект впервые одновременно соответствует всем нижеперечисленным условиям:

- несет затраты по данному активу;

- несет затраты по займам;

- осуществляет деятельность, необходимую для подготовки актива для использования по назначению или к продаже.

После прекращения подготовки актива,  когда завершены практически все работы, необходимые для подготовки квалифицируемого актива к использованию по назначению или продаже, хозяйствующий субъект должен прекратить капитализацию затрат. В дальнейшем процентные платежи в отношении финансовой аренды и/или лизинга должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены (в качестве расходов по финансовой деятельности).

Следует особо подчеркнуть, что все вышесказанное относится только к той части арендных/лизинговых платежей, которая направляется на оплату процентов. Также арендатор/лизингополучатель должен будет погашать основную сумму долга, и эта часть его платежей не будет ни капитализироваться, ни признаваться как финансовые расходы.

Ответ подготовила Олеся Пак 

Показать ответ

Согласно статье 199 НК РУз передача товарно-материальных запасов по договорам займа признается оборотом по реализации товаров (работ, услуг). Следовательно, при передаче сырья по договору займа, заимодавец оформляет счет-фактуру в соответствии с Порядком учета и оформления счетов-фактур, зарегистрированным МЮ N 2439 от 22.03.2013 г. на дату совершения оборота по реализации товаров (работ, услуг).

Предложение заемщика произвести оплату за полученное взаймы сырье правомерно. В соответствии со статьей 342 ГК РУз по соглашению сторон обязательство может быть прекращено представлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами. Для этого заключается дополнительное соглашение, в котором наряду с общеустановленными для данной категории сделок условиями необходимо отразить реквизиты договора займа, на основании которого возникло обязательство, сумму задолженности, вид имущества (товары, деньги и т.п.), передаваемого вместо заемных товаров и  порядок приема-передачи.

Бухгалтерские проводки для заимодавца (не плательщика НДС):

Хозяйственная операция

Сумма

Дебет

Кредит

Списание стоимости материалов, передаваемых по договору займа

2000

9220 "Выбытие прочих активов"

1010 "Сырье и материалы"

Передача материалов по договору займа

2000

5830 "Краткосрочные займы выданные"

9220 "Выбытие прочих активов"

Подписание договора о прекращении обязательства взамен исполнения отступного в форме передачи денежных средств

2000

9430 "Прочие операционные расходы"

5830 "Краткосрочные займы выданные"

2000

4890 "Задолженность прочих дебиторов"

9320 "Прибыль от выбытия прочих активов"

Поступление денежных средств на расчетный счет

2000

5110 "Расчетный счет"

4890 "Задолженность прочих дебиторов"

Обратите внимание, что у заимодавца возникают налоговые последствия по уплате ЕНП (в случае, если он является плательщиком ЕНП) в момент подписания договора о прекращении обязательства взамен исполнения отступного. Если же Вы являетесь плательщиком налога на прибыль юридических лиц, то прочие операционные расходы, возникающие при подписании дополнительного соглашения, являются невычитаемыми (пункт 24 статьи 147 НК РУз) при расчете налогооблагаемой базы.

Также обратите внимание на то, что если подобные операции будут повторяться систематически, это может быть расценено проверяющими органами как нарушение пункта 1 Указа Президента «О мерах по повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за своевременность проведения расчетов в народном хозяйстве» (УП-1154 от 12.05.1995) (реализация товаров без предоплаты).

Показать ответ

НСБУ № 22 «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте» (МЮ № 1364 от 21.05.2004г.) и «Положение о порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете» (МЮ № 1411 от 17.09.2004г.) определяют, что хозяйствующие субъекты не должны производить переоценку валютных статей баланса, связанных с установленными размерами уставного капитала и соотношением долей учредителей (участников) хозяйствующего субъекта.

Переоценка производится только в случае уменьшения/увеличения уставного капитала, выраженного в иностранной валюте, при этом переоценке подлежит только величина увеличения/уменьшения уставного капитала по курсу Центрального банка на дату регистрации хозяйственной операции. Поскольку в Вашем случае сумма уставного капитала не меняется, курсовой разницы не возникает.

Что касается бухгалтерских проводок, то поскольку остатки на счетах не меняются, Вам нужно будет только изменить объект аналитического учета (значение субконто) по счету 8330, т.е. изменить учредителя. В этом случае проводка может быть следующей:

Счет Дт

Субконто Дт

Счет Кт

Субконто Кт

Сумма

8330

Учредитель, передающий долю

8330

Учредитель, принимающий долю

1 000

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика