Ответов: 42
Ответы эксперта. Налоговый учет 2014 - 2018
Показать ответ

Согласно статье 197 и статье 354 НК РУз Вы имеете право перейти на добровольную уплату налога на добавленную стоимость. Для этого Вам необходимо представить в орган государственной налоговой службы по месту налогового учета письменное уведомление не позднее одного месяца до начала отчетного периода (очередного квартала).

Согласно статье 204 НК РУз при расчете налога на добавленную стоимость налогооблагаемая база определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) без включения в нее налога на добавленную стоимость (при этом статья 204 НК РУз содержит и другие указания по определению налогооблагаемой базы для отдельных случаев). Следует отметить, что согласно статье 218 НК РУЗ при определении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, Вы имеете право на зачет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате (уплаченного) по фактически полученным товарам (работам, услугам), если при этом выполняются условия, описанные в данной статье, в частности:

- товары (работы, услуги) будут использоваться в целях облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке;

- при экспорте товаров, имеется выписка банка, подтверждающая оплату иностранным покупателем (плательщиком) экспортируемых товаров.

Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате (уплаченный) по фактически полученным товарам (работам, услугам), используемым в целях оборота по реализации товаров на экспорт, облагаемых по нулевой ставке, принимается к зачету в доле от поступившей валютной выручки от экспорта товаров на счет налогоплательщика в банке Республики Узбекистан.

В случае перехода на добровольную уплату налога на добавленную стоимость, согласно статье 360 НК РУЗ сумма единого налогового платежа, приходящаяся на отчетный период, в течение которого исчислялся налог на добавленную стоимость, уменьшается на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, но не более 50 процентов от суммы единого налогового платежа этого периода.

Пример 1. Вы купили товар для последующей его реализации его на экспорт и на местном рынке,  на сумму 20 000 000 сум (без учета НДС), НДС по приобретенному товару составил 4 000 000 сум. 80% этого товара было продано на местном рынке за 20 800 000 сум без учета НДС, а 20% было реализовано на экспорт по цене 6 000 000 сум (сумовой эквивалент). При этом инопартнер оплатил только 3 600 000 сум. Рассчитываем сумму НДС по обороту: 20 800 000 * 20% + 6 000 000 * 0% = 4 160 000 сум. Рассчитываем НДС, относимый в зачет: 4 000 000 * 80% (товар, реализованный на местном рынке) + 4 000 000 * 20% * 3,6/6 (3,6 миллиона из 6 было оплачено инопартнером, и только в этой доле можно принимать НДС в зачет по экспортируемому товару) = 3 680 000 сум. НДС, подлежащий уплате в бюджет: 4 160 000 – 3 680 000 = 480 000 сум.

ЕНП: (20 800 000 + 6 000 000) * 5% = 1 340 000 сум.

Сумма ЕНП уменьшается на 480 000 сум (поскольку 480 000 меньше, чем половина суммы ЕНП), и к уплате подлежит 860 000 сум.

Пример 2. Вы купили товар для последующей его реализации его на экспорт и на местном рынке,  на сумму 20 000 000 сум (без учета НДС), НДС по приобретенному товару составил 4 000 000 сум. 20% этого товара было продано на местном рынке за 6 000 000 сум без учета НДС, а 80% было реализовано на экспорт по цене 21 000 000 сум (сумовой эквивалент). При этом инопартнер оплатил только 15 000 000 сум. Рассчитываем сумму НДС по обороту: 6 000 000 * 20% + 21 000 000 * 0% = 1 200 000 сум. Рассчитываем НДС, относимый в зачет: 4 000 000 * 20% (товар, реализованный на местном рынке) + 4 000 000 * 80% * 15/21 (15 миллионов из 21 было оплачено инопартнером, и только в этой доле можно принимать НДС в зачет по экспортируемому товару) = 3 085 714 сум. НДС, подлежащий уплате в бюджет – 0, т.к. сумма зачета превышает сумму начисленного НДС (разница в 1 885 714 сум будет уменьшать налогооблагаемую базу по НДС в будущем согласно ст. 227 НК РУз).

ЕНП: (6 000 000 + 21 000 000) * 5% = 1 350 000 сум.

Пример 3. Вы купили товар для последующей его реализации его на экспорт и на местном рынке,  на сумму 20 000 000 сум (без учета НДС), НДС по приобретенному товару составил 4 000 000 сум. 80% этого товара было продано на местном рынке за 24 000 000 сум без учета НДС, а 20% было реализовано на экспорт по цене 6 000 000 сум (сумовой эквивалент). При этом инопартнер оплатил только 3 600 000 сум. Рассчитываем сумму НДС по обороту: 24 000 000 * 20% + 6 000 000 * 0% = 4 800 000 сум. Рассчитываем НДС, относимый в зачет: 4 000 000 * 80% (товар, реализованный на местном рынке) + 4 000 000 * 20% * 3,6/6 (3,6 миллиона из 6 было оплачено инопартнером, и только в этой доле можно принимать НДС в зачет по экспортируемому товару) = 3 680 000 сум. НДС, подлежащий уплате в бюджет: 4 800 000 – 3 680 000 = 1 120 000 сум.

ЕНП: (24 000 000 + 6 000 000) * 5% = 1 500 000 сум.

Сумма ЕНП уменьшается на 750 000 сум (поскольку 1 120 000 больше, чем половина суммы ЕНП), и к уплате подлежит 750 000 сум.

Примечание: в примерах мы не берем в расчет минимальный размер единого налогового платежа, также предполагается, что все обороты были облагаемыми налогом на добавленную стоимость.

Ответ подготовила Татьяна Сафарова.

Показать ответ

Согласно «Правилам определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту» (Приложение к Постановлению от 23.01.2011 г. МФ №113 и ГНК №2010-51, зарегистрированное МЮ 16.02.2011 № 2195), под товаром собственного производства понимается продукция, произведенная или переработанная самим предприятием с использованием собственных или привлеченных производственных мощностей, с учетом технологического процесса производства. Описанные Вами системы водонагревателей полностью соответствуют вышеуказанному определению, следовательно, деятельность по производству этих систем будет считаться производственной. Несмотря на то, что данные правила используются только при определении того, является ли продукция товаром собственного производства при ее экспорте, сам критерий достаточно универсален и может применяться, когда произведенная продукция не направляется на экспорт.

Если Вы планируете реализовать свою продукцию на экспорт, то при достижении доли экспорта от 15 до 30 процентов в общем объеме реализации установленные ставки налога на прибыль, налога на имущество и единого налогового платежа снижаются на 30 процентов, а при доле экспорта от 30 процентов и выше – ставки вышеуказанных налогов снижаются на 50 процентов (Приложения № 7,9-1,17 к Постановлению Президента РУз от 25.12.2013 г. № ПП-2099 «О Прогнозе основных макроэкономических показателей»).

Кроме того, Вам следует обратить внимание на Указ Президента РУз № УП-4512 от 01.03.2013 г. «О мерах по дальнейшему развитию альтернативных источников энергии». В пункте 6 данного указа Министерству Финансов поручено разработать меры по стимулированию производителей и пользователей солнечной энергии, предоставлению им налоговых и таможенных льгот и преференций. Также в данном указе Министерству экономики, Академии наук РУз, ГАК «Узбекэнерго» совместно с заинтересованными министерствами поручено разработать проект  Закона РУз «Об альтернативных источниках энергии».

Ответ подготовила Олеся Пак 

Показать ответ

Да, Вы имеете право учесть остаток аванса по НДС в 1-м квартале 2015 года (равно как и в любом другом периоде), а также требовать его возврата в случае, если у Вас отсутствует задолженность по другим налогам.

Статья  227 НК РУз устанавливает порядок взаиморасчетов налогоплательщика с бюджетом в случае, когда сумма НДС, относимого в зачет, превышает сумму начисленного НДС.  В этом случае сумма превышения аванса по НДС в первую очередь используется для погашения задолженности по НДС на услуги, полученные от нерезидентов РУз. В случае отсутствия этой задолженности излишне оплаченный НДС используется для погашения задолженности по другим налогам. И наконец, если у налогоплательщика отсутствует задолженность по другим налогам, излишне уплаченная сумма НДС перечисляется на банковский счет налогоплательщика на основании письменного заявления налогоплательщика. К этому заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • акт сверки задолженности налогоплательщика по налогам и другим обязательным платежам;
  • расчет НДС;
  • сведения о суммах и датах возврата (если ранее данное юридическое лицо получало возврат по НДС);

Кроме того Вы, как экспортер, обязаны представить документы, подтверждающие экспорт продукции: контракт, ГТД в режиме экспорта, товаросопроводительные документы с отметкой таможенного органа, подтверждающие отправку товаров в страну назначения, а также выписки банка, подтверждающие поступление валютной выручки по экспортным контрактам.

Если превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного НДС, сохраняется, то данное превышение переносится на следующий налоговый период, и либо засчитывается в счет предстоящих платежей по НДС, либо возвращается налогоплательщику на основании его заявления.

При этом необходимо учитывать, что при реализации продукции собственного производства на экспорт, зачет НДС производится только при получении оплаты от инопартнера.

 Ответ подготовил аудитор Аипкин Игорь 

Показать ответ

Согласно статье 199 Налогового Кодекса Республики Узбекистан (НК РУз) передача прав собственности на имущество посредством вклада в уставный фонд является оборотом по реализации товаров (работ, услуг) и облагается налогом на добавленную стоимость. Таким образом, у ОАО (передающей стороны) при передаче имущества в уставный фонд ООО (принимающей стороны) возникает оборот по реализации, который облагается налогом на добавленную стоимость. При этом ООО (принимающая сторона) имеет право на зачет суммы НДС, возникающей при получении данного имущества  в случае соблюдения условий, указанных в части первой статьи 218 НК РУз.

В соответствии с Приложением № 3  к Постановлению № 2439 от 22.03.2013г. «Формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость»  ООО необходимо зарегистрировать документы, оформленные при получении имущества в качестве вклада в уставный фонд, в которых также указаны суммы НДС, начисленные ОАО,  в  Реестре счетов-фактур (документов, заменяющих счета-фактуры) по приобретенным товарам (работам, услугам) и хранить эти документы или их нотариально заверенные копии в Журнале учета полученных счетов-фактур.

У ОАО при реализации основных средств и нематериальных активов, вносимых в качестве доли в уставный капитал ООО, размер облагаемого оборота определяется как положительная разница между стоимостью реализации (выбытия) основных средств (в данном случае оценочная стоимость) и их остаточной стоимостью (статья 204 НК РУз). Порядок заполнения счетов-фактур при выбытии основных средств  приведен в разделе II «Порядка учета и оформления счетов-фактур» (Приложение № 3  к Постановлению № 2439 от 22.03.2013г. «Формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость»).

Ответ подготовила Васильева Анна

Показать ответ

Исходя из сути понятия «аренда», определенной в Законе РУ «Об аренде» от 19.11.1991 N427-XII, а также в ГК РУ (глава 34), договор аренды не может быть заключен на безвозмездной основе. Так, статья 535 ГК определяет, что по договору имущественного найма (аренды) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату. Статья 12 Закона РУ «Об аренде» также указывает на то, что арендная плата – это неотъемлемая часть договора аренды.

Статья 544 ГК РУ определяет, что если в договоре аренды не предусмотрены порядок, условия и сроки арендной платы, то считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при найме аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Для определения арендной платы можно использовать, к примеру, минимальные размеры ставок арендной платы, определенные Приложением N25 к Постановлению Президента РУ от 25.12.2013 г. NПП-2099.

Возможно также, что Вы имели в виду, что между представительством и физическим лицом был заключен договор безвозмездного пользования (глава 36 ГК РУ), которым действительно не должна предусматриваться какая-либо плата за пользование имуществом.

Налоговые последствия физического лица: Налоговые последствия у физического лица возникают только в том случае, когда договор заключен в форме договора аренды (пункт 3 статьи 176 НК РУ). В этом случае налог на доходы физических лиц должен удерживаться при выплате дохода, независимо от того, является ли физическое лицо резидентом РУ (пункт 3 статьи 184 НК РУ, статья 185 НК РУ).

Если же договор заключен именно в форме договора безвозмездного пользования, то налоговых последствий у физического лица не возникает, поскольку отсутствует объект налогообложения.

Несмотря на то, что Вы пишете, что представительство не является постоянным учреждением, согласно статье 20 НК РУ, понятие «постоянное учреждение» включает, в частности, любое место управления, представительство, филиал, отделение, бюро, контору, офис, кабинет, агентство, фабрику, мастерскую, цех, лабораторию, магазин, склад. Таким образом, представительство все же является постоянным учреждением.

Налоговые последствия постоянного учреждения: В первую очередь представительство, как постоянное учреждение, обязано встать на учет в налоговых органах РУ. Если договор с физическим лицом заключен в форме договора аренды, то постоянное учреждение несет расходы, которые согласно статье 145 НК РУ являются вычитаемыми при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Однако, если фактической выплаты дохода физическому лицу нет, то по истечении срока исковой давности у постоянного учреждение появятся доходы от списания обязательств (статья 136 НК РУ), включаемые в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Если договор заключен в форме договора безвозмездного пользования, то у постоянного учреждения все равно возникают налоговые последствия по налогу на прибыль, но уже на основании статьи 135 НК РУ (безвозмездно полученное имущество, имущественные права, работы и услуги).

Показать ответ

Для определения суммы ЕНП, подлежащего уплате в бюджет, мы руководствуемся главой 56 НК и Положением «О порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера единого налогового платежа» (Рег. № 2203 от 03.03.2011г., далее -  Положение).

Согласно Положению мы определяем минимальный размер ЕНП, расчетную сумму ЕНП и доначисленную сумму ЕНП.

Расчетная сумма ЕНП определяется по формуле, описанной в Положении, и отражается в строке 30 Справки-расчета ЕНП с учетом минимального размера ЕНП, то есть налогооблагаемая валовая выручка, умноженная на установленную ставку налога, а не в строке 90 формы расчета ЕНП, так как эта строка учитывает льготы и корректировки ставки налога.

Далее, доначисленная сумма ЕНП, определенная как разница между минимальным и расчетным ЕНП и отраженная по строке 70 Справки-расчета ЕНП, суммируется с суммой ЕНП, исчисленной по Расчету, которая, в вашем случае, уменьшена на сумму налога на добавленную стоимость согласно статье 360 НК РУз.

Если, к примеру, расчетная сумма ЕНП определенная по Положению равна 40.342,55 тысяч сум, а сумма ЕНП, показанная по строке 90 формы расчета ЕНП, равна 30.000 тысяч сум, то уменьшать на сумму НДС следует именно 30.000 тысяч сум, а не 40.342,55 тысяч сум. В этом случае, налог подлежащий уплате в бюджет будет равен 51.871,45 (30.000*50%+36.871,45 доначисленная сумма).

Подведем итог – Ваш расчет суммы ЕНП, подлежащей уплате в бюджет верен во всем, за исключением того, что сумма НДС, уменьшающая сумму ЕНП, ограничена не 50% от суммы ЕНП без учета льгот (строка 30 справки-расчета ЕНП с учетом минимального размера ЕНП), а 50% от суммы ЕНП с учетом льгот (строка 90 расчета ЕНП). Впрочем, судя по Вашему расчету, льготами Вы не пользуетесь, и в таком случае окончательная сумма ЕНП, которую Вы рассчитали, верна.

Ответ подготовила Олеся Пак 

Показать ответ

1. В Классификации предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса) (Приложение к Постановлению КМ РУз № 439 от 11.10.2003г.) есть отдельная отрасль - «Торговля и общественное питание» с кодом 70000. Согласно данной классификации численность предприятий торговли и общественного питания составляет 1-5 человек для микрофирм, 6-25 человек – для малых предприятий. Таким образом, ваше предприятие с численностью 31 человек не относится к микрофирмам и малым предприятиям.

2. Минимальные нормативы численности работников и фонда оплаты труда для предприятий торговли и общественного питания определяются в порядке, установленном Положением о порядке определения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей экономики (Рег. № МЮ 2173 от 28.12.2010г., далее - Положение).

В соответствии с Положением и учитывая, что основной вид деятельности у Вас - розничная торговля, на Вашем примере с некоторыми допущениями, определим минимальную численность и минимальный норматив фонда оплаты труда.

Минимальный норматив численности работников в целом по организации

Предположим, что Ваша торговая площадь - 180 кв.м., режим работы не превышает 72 часа в неделю и из 18 человек, работающих в розничной торговле 15 - работники основного персонала, а 3 - административный персонал (товаровед, экспедитор, кладовщик).

Рассчитываем нормативную численность: 9 (основной персонал на 180 кв.м. согласно Приложению № 1 к Положению) + 3 (товаровед, экспедитор, кладовщик) + 7 (общепит) + 3 (администрация)+3 (бытовое обслуживание) = 25 работников.

Минимальный норматив фонда оплаты труда 

ФОТ Мин. = 25 (минимальный норматив численности работников в целом по организации) * 2,725(тарифный коэффициент среднего разряда работ по Единой тарифной сетке по основному виду деятельности) * 118 400 (МРЗП в январе 2015г.)= 8 066 000 сум

Далее, руководствуемся Положением о порядке исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей с учетом введения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда (Рег.№ МЮ 2200 от 23.02.2011г.), сравнивая ФОТ минимальный и ФОТ фактический.

1 вариант:  ФОТ фактический больше ФОТ минимального.

ФОТ фактический равен 10 000 000 сум.

ЕСП = 10 000 000* 25% = 2 500 000 сум

Так как ваше предприятие по численности не относится к субъектам малого бизнеса, на 2015 год у вас сохраняется ставка ЕСП 25 % согласно Приложению 25 к Постановлению Президента РУз № ПП-2270 от 04.12.2014г.

Доначисление платежей не производим.

2 вариант: ФОТ фактический меньше ФОТ минимального.

ФОТ фактический равен 8 000 000 сум.

ЕСП = 8 000 000* 25% = 2 000 000 сум

Сумма доначисленных платежей = (8 066 000– 8 000 000)* 40,5% (совокупная ставка платежей: 25% - единый социальный платеж, 7% - обязательные страховые взносы граждан и 8,5% - минимальная ставка налога на доходы физических лиц) = 26 730 сум.

Ответ подготовила Олеся Пак

Показать ответ

Согласно пункту 7 «Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан» (Приложение №1 к ПКМ-410 от 23.10.2000 г.), налогообложение инофирм, представительств и их сотрудников осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Согласно статье 2 НК РУз, Нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы налогообложения, должны соответствовать положениям НК. В случае несоответствия нормативно-правовых актов положениям НК применяются положения НК. Соответственно, главным НПА, регламентирующим порядок налогообложения представительств, является НК РУз.

Согласно статье 20 НК РУз, представительства относятся к постоянным учреждениям (далее ПУ) , так как

 «Понятие "постоянное учреждение" включает:

2) любое место управления, представительство, филиал, отделение, бюро, контору, офис, кабинет, агентство, фабрику, мастерскую, цех, лабораторию, магазин, склад;»

Таким образом, Вы являетесь ПУ и согласно статье 126 НК РУз являетесь плательщиком налога на прибыль юридических лиц.

Особенности налогообложения нерезидентов, осуществляющих деятельность в РУз через ПУ, определены статьей 154 НК РУз. Согласно этой статье, доходами нерезидента, осуществляющего деятельность на территории Республики Узбекистан через ПУ, признаются все виды доходов, связанные с деятельностью этого ПУ. Следовательно, доход, полученный от реализации основных средств, принадлежащих ПУ, подлежит налогообложению. В 2015 году ПУ являются плательщиками налога на прибыль юридических лиц по ставке 7,5% (Приложение N 8 к Постановлению Президента РУз от 04.12.2014 г. N ПП-2270), при этом сумма налогооблагаемой прибыли должна быть не меньше 10% от суммы расходов, связанных с получением доходов ПУ на территории РУз (статья 154 НК РУз). Помимо этого, ПУ должно уплачивать налог с чистой прибыли в размере 10% (статья 154 НК РУЗ).

Сумма дооценки выбывающего объекта основных средств является частью дохода от выбытия основных средств (статья 133 НК РУз), который согласно статье 132 НК РУз относится к прочим доходам и входит в состав налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль юридических лиц.

Что касается налога на добавленную стоимость (далее НДС), то доход от реализации имущества относится к облагаемым оборотам (первая часть статьи 199 НК РУз) и ПУ являются плательщиками этого налога (статья 197 НК РУз). В соответствии со статьей 204 НК РУз, налогооблагаемая база при реализации основных средств рассчитывается как положительная разница между ценой реализации и остаточной стоимостью основных средств.

Ответ подготовила Анна Васильева 

Показать ответ

С 1 января 2011 года для организаций, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, утверждено Положение о порядке исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей с учетом установленных минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда, зарегистрированное МЮ 23.02.2011 г. № 2200.

В Положении установлено, что если по итогам отчетного квартала основным видом деятельности организации не является общественное питание, розничная торговля или строительство, то организация за отчетный квартал исчисляет и уплачивает единый социальный платеж в порядке, установленном Положением о порядке исчисления и уплаты единого социального платежа с учетом введения минимального размера единого социального платежа (рег. № 2095 от 13 апреля 2010 года).

Приведем пример.

В 1 квартале 2014 года основной вид деятельности – общественное питание. Во 2, 3 и 4 кварталах преобладает деятельность по предоставлению услуг.

1 квартал 2014г.

Тип общественного питания – кафе, расположенное в городе Ташкенте. Количество обслуживаемых столов – 15, режим рабочего времени - 84 часа в неделю. Таким образом, минимальный норматив численности работников основного персонала по данному кафе составляет: 0,25(обслуживающий персонал) х 15 + 2(повара) + 1(рабочие кухни) = 7 работников.

Суммарная численность работников по кафе для исчисления минимального норматива фонда оплаты труда равна 15 (7 (работники основного персонала) + 3 (администрация) + 5 (работники по предоставлению услуг)). По Единой тарифной сетке в 1 квартале расчетный тарифный коэффициент составлял 2,998. МРЗП в 1 квартале 2014 года равен 96 105 сум. Совокупная ставка платежей составляет 39%.

Минимальный норматив фонда оплаты труда по данному кафе составил 4 321 841,85 (15 x 2,998 x 96 105) сум в месяц. В квартал – 12 965 525,55 сум.

Фактический фонд оплаты труда за квартал составил 13 000 000 сум. ЕСП равен  3 250 000 сум (13 000 000 * 25%)

Так как фактический ЕСП больше минимального, суммы доначисленных платежей нет.

2, 3 и 4 квартал 2014 г.

В данных кварталах, руководствуясь Положением о порядке исчисления и уплаты единого социального платежа с учетом введения минимального размера ЕСП и исходя из фактически отработанных дней всеми работниками за отчетный месяц, определяем минимальный размер ЕСП в целом по предприятию.

Месяц

Минимальный размер ЕСП (Фактически отработанные дни всеми работниками:/ количество рабочих дней за месяц*норматив ЕСП на одного работника)

Сумма ЕСП, исчисленная в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан (ставка 25%)

К доначислению

Апрель

286/26*96105=1 057 155

1 250 000

 

Май

390/26*96105=1 441 575

1 450 000

 

Июнь

330/25*96105=1 268 586

1 250 000

18 586

Всего за 2 кв.

 

3 950 000

18 586

Июль

390/26*96105=1 441 575

1 400 000

41 575

Август

390/26*96105=1 441 575

1 400 000

41 575

Сентябрь

375/25*107635=1 614 525

1 620 000

 

Всего за 3 кв.

 

4 420 000

83 150

Октябрь

483/25*107635=2 079 508

2 100 000

 

Ноябрь

483/25*107635=2 079 508

2 100 000

 

Декабрь

504/26*113538=2 200 890

2 000 000

200 890

Всего за 4 кв.

 

6 200 000

200 890

Минимальный размер ЕСП исчисляется ежемесячно.

Если сумма ЕСП, исчисленная в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, ниже минимального размера ЕСП, то ЕСП доначисляется на сумму превышения минимального размера ЕСП над суммой ЕСП. В случае если сумма фактического ЕСП выше минимального размера ЕСП или равна ему, то ЕСП подлежит уплате в размере фактически начисленной суммы.

Ставки единого социального платежа на 2015 год установлены для микрофирм и малых предприятия, а также фермерских хозяйств в размере 15% от ФОТ, для других плательщиков – 25% от ФОТ (Приложение №25 к Постановлению Президента РУз № ПП-2270 от 04.12.2014г.).  Микрофиры и малые предприятия (за исключением фермерских хозяйств) начисляют ЕСП в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Республики Узбекистан, по ставке, устанавливаемой решением Президента Республики Узбекистан на соответствующий год, но не менее 65 процентов от минимальной заработной платы в месяц на каждого работника.

Январь 2015 г.

Минимальный размер ЕСП по 21 работнику составил 1 551 513,60 (504/25*76960(118400*65%)) сум. Фактический ЕСП равен 1 200 000 (8 000 000(ФОТ)*15%). Превышение  минимального размера ЕСП над фактическим равно 351 514 сум (1 551 514-1 200 000) и подлежит доначислению.

Ответ подготовила Олеся Пак

Показать ответ

Основным видом деятельности Вашего Предприятия с первого по третий квартал является сдача имущества в оперативную аренду, а доход Предприятия от предоставления в аренду стационарных торговых точек для реализации продовольственных и непродовольственных товаров составляет более 60%, следовательно, ставка ЕНП составит 30% от налогооблагаемой базы, т.е. суммы арендных платежей.

Воспользуемся вашими данными для расчета ЕНП:

Расчетная сумма ЕНП за квартал составит:     12 000 000 * 30% = 3 600 000 сум.

Минимальный размер ЕНП за квартал составит:      

(1 га * 15 000 000 * 3) / 4= 11 250 000 сум.

Ежеквартальное доначисление:            11 250 000 – 3 600 000 = 7 650 000 сум.

Реализация нефтепродуктов не входит в Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (Приложение №1 к ПКМ РУз от 07.01.2011 №6).  Поскольку по итогам четвертого квартала основным видом деятельности Вашего Предприятия является розничная торговля товарами, реализация которых осуществляется исключительно субъектами предпринимательства, образованными в форме юридического лица, то согласно пункту 2 Положения «О порядке исчисления и уплаты ЕНП предприятиями розничной торговли в связи с введением минимального размера единого налогового платежа» № 2449 от 04.04.2013г. порядок расчета минимального размера ЕНП на базе фиксированного налога к Вам не применим. Расчет минимального размера ЕНП за год остается равным трехкратной сумме земельного налога, исчисляемого исходя из площади земельного участка.

Согласно пункту 11 «Положения о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера ЕНП» нарастающий итог суммы доначисления по ЕНП принимается равным сумме доначисления ЕНП, начисленной по расчету ЕНП за предыдущий отчетный период.

Расчетная сумма ЕНП за 4 квартал по основному виду деятельности составит:

1 355 000 000 * 4% = 54 200 000 сум.

Кром того, в четвертом квартале был получен прочий доход от сдачи имущества в оперативную аренду, который облагается по ставке основного вида деятельности.

3 000 000 * 4% = 120 000 сум.

Расчетный размер ЕНП за четвертый квартал составит 54 320 000 сум.

Минимальный размер ЕНП за четвертый квартал равен 11 250 000 сум. Поскольку расчетный ЕНП больше минимального, то в четвертом квартале доначисления не будет.

Поскольку основной вид деятельности определяется нарастающим итогом, основной вид деятельности по итогам года у Вас – торговля, и прочие доходы от аренды, полученные в первых трех кварталах, должны облагаться по ставке 4% (т.е. должны быть пересчитаны). При этом сумма доначисления останется неизменной, т.к. она определяется по итогам каждого квартала в отдельности. Таким образом, за год общая сумма расчетного ЕНП составит 12 000 000 * 3 * 4% + 54 320 000 = 55 760 000 сум. Доначисление, проводившееся в первом, втором и третьем кварталах, составит в общей сумме 22 950 000 сум.

Годовая сумма ЕНП к оплате составит: 55 760 000 + 22 950 000 = 78 710 000 сум.

Показать ответ

Солодку голую различают на дикорастущую и культивированную. Сбор и переработка солодки классифицируется как «Другие направления растениеводства» (для статистических данных – ОКЭД 0128, код ОКОНХ - 21190).

Бухгалтерский учет

Бухгалтерские операции, рекомендуемые к совершению при сборе и первичной переработке солодки:

Отражение заработной платы сотрудника, осуществляющего сбор солодки

Дт 2310 Вспомогательное производство

Кт 6710 Задолженность перед персоналом по оплате труда

Отражение износа производственных основных средств, связанных непосредственно со сбором солодки.

Дт 2310 Вспомогательное производство

Кт 0200 Счета учета износа основных средств

Отражение части затрат арендуемого земельного участка, относящееся под произрастания солодки

Дт 2310 Вспомогательное производство

Кт 6910 Краткосрочная арендная плата

Отражение услуг поставщиков по обслуживанию производства

Дт 2510 Общепроизводственные расходы

Кт 6000, 6900 Задолженность поставщикам, подрядчикам, другим кредиторам

Оприходование материалов собственного производства

Дт 1010 Сырье и материалы (сельхоз.продукция)

Кт 2510 Общепроизводственные расходы

Кт 2310 Вспомогательное производство

Отражение первичной переработки корня солодки

Дт 2010 Основное производство

Кт 1010 Сырье и материалы (сельхоз.продукция)

Оприходование готовой продукции (переработанного корня солодки)

Дт 2810 Готовая продукция

Кт 2010 Основное производство

Кт 2510 Общепроизводственные расходы

Кт 2310 Вспомогательное производство

Реализация готовой продукции (переработанного корня солодки)

Дт 4010 Счета к получению от покупателей

Кт 9010 Доход от реализации готовой продукции

Дт 9110 Себестоимость реализованной продукции

Кт 2810 Готовая продукция

Налогообложение

Если организация является плательщиком единого налогового платежа, то ставка ЕНП определена в пункте 2 Приложения № 10-1 к Постановлению Президента РУз от 04.12.2014 г. № ПП-2270 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год» и составляет 6 % от объема реализации.

Если организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем, опытно-экспериментальным хозяйством научно-исследовательских организаций сельскохозяйственного профиля или учебно-опытным хозяйством образовательных учреждений, то данная организация является налогоплательщиком Единого Земельного Налога (ЕЗН).  ЕЗН рассчитывается по ставке 6% от нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий по каждому хозяйству (стоимость угодий определяется Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру) (Приложение № 21 к Постановлению Президента РУз от 04.12.2014 г. № ПП-2270 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год»).

Сельскохозяйственным товаропроизводителем согласно статье 362 НК РУз являются юридические лица, отвечающие одновременно следующим условиям:

  • основным видом их деятельности является производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельных участков и переработка указанной продукции собственного производства либо только производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельных участков;
  • имеют земельные участки для ведения сельского хозяйства, предоставленные им в установленном порядке органами государственной власти на местах;
  • на долю производства сельскохозяйственной продукции и переработки указанной продукции собственного производства приходится не менее 50 процентов от общего объема производства и переработки сельскохозяйственной продукции, включающего сельскохозяйственную продукцию, приобретенную для реализации или переработки.

При этом не рассматриваются в качестве плательщика земельного налога лесные и охотничьи хозяйства, а также дехканские хозяйства.

Является ли данный вид деятельности заготовительным?

Четкого определения понятия «заготовительная деятельность» в законодательстве нет. Представление о данном понятии можно получить из Положения «О порядке заключения, регистрации, исполнения договоров между производителями сельскохозяйственной продукции и заготовительными, обслуживающими организациями, а также мониторинга за их исполнением» (Приложение №1 к постановлению Кабинета Министров от 4 сентября 2003 г. № 383). Так, исходя из информации, содержащейся в вышеуказанном Положении можно понять, что под заготовительной организацией понимают субъекты, закупающие у производителей сельскохозяйственной продукции, а также у населения выращенную ими сельхозпродукцию растительного и животного происхождения в целях заготовки, хранения и продажи перерабатывающим предприятиям для производства из нее продукции. В рассматриваемом случае как дикую, так и культивированную солодку голую организация получает собственными силами. Следовательно, данный вид деятельности в целях налогообложения, по нашему мнению,  не следует определять как заготовительный.

Сборы и разрешения от Госкомприроды

Важно также принять во внимание, что в соответствии с Приложением №3 к Положению «о порядке использования объектов растительного мира и прохождения разрешительных процедур в сфере пользования объектами растительного мира» (Приложение №1 к Постановлению Кабинета Министров от 20.10.2013 г. №290), заготовителям - физическим и юридическим лицам предоставлено право осуществлять заготовку солодки голой без получения разрешения на специальное пользование, при условии заключения ими договоров на поставку заготовленной солодки голой с перерабатывающими организациями Республики Узбекистан, производящими переработку корня солодки голой.

В случае отсутствия договора с перерабатывающими организациями заготовитель должен обратиться в Госкомприроды за разрешением на заготовку, заплатив при этом за его получение. При действующем МРЗП 118 400 сумов и коэффициенте 0,008 за кг размер платы составит 947,20 сум за 1 кг.

Ответ подготовила Юлия Аипкина

Показать ответ

Налог на добавленную стоимость

Согласно статье 202 Налогового Кодекса РУз  «Обложению налогом на добавленную стоимость подлежат обороты по реализации товаров (работ, услуг), если местом их реализации является территория Республики Узбекистан».

Согласно пункту 2 части 3 статьи 202 НК РУз  местом реализации услуги монтажа импортного оборудования признается территория Республики Узбекистан, если данная услуга связана с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Узбекистан. В этом случае Вы должны платить НДС на услуги по монтажу, полученные от нерезидента. Если же проводился монтаж оборудования, находящегося за пределами Республики Узбекистан, то уплачивать НДС от реализации данной услуги нерезидентом Вы не должны.

Услуги по фрахту и страхованию не относятся к услугам, перечисленным в пунктах 1-4 части 3 статьи 202 НК РУз. Согласно пункту 5 части 3 статьи 202 НК РУз, «Местом осуществления деятельности считается территория Республики Узбекистан в случае фактического присутствия юридического лица, выполняющего работы, оказывающего услуги на территории Республики Узбекистан на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах юридического лица…». Если нерезидент, оказывающий услуги по фрахту и страхованию, не находился в момент оказания услуг на территории РУз, то Вы не должны уплачивать НДС на услуги, полученные от нерезидента, со стоимости услуг по фрахту и страхованию.

Налог на доходы нерезидента

Налог на доходы нерезидента от оказания услуг по монтажу оборудования подлежит уплате, если монтаж оборудования производился на территории Республики Узбекистан. Ставка налога на доходы нерезидента в этом случае составляет 20%.

Налог на доходы нерезидента от реализации услуг по страхованию подлежит к уплате в случае, если нерезиденту выплачены страховые премии, выплачиваемые по договорам страхования (пункт 7 части 3 статьи 155 НК РУз). Иными словами, если имеется договор страхования непосредственно с нерезидентом, оказывающим услуги страхования, то налог на доходы нерезидента в этом случае подлежит уплате по ставке 10%. В противном случае обязательства по удержанию налога на доходы нерезидента у Вас нет.

Налог на доходы нерезидента от реализации услуг по фрахту подлежит к уплате в случае, если перевозка признается международной: если пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами Республики Узбекистан за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Республики Узбекистан (пункт 9 части 3 статьи 155 НК РУз). Если нерезидент является грузоперевозчиком, то налог на доходы нерезидента исчисляется от выставленной стоимости транспортировки по ставке 6% (от фрахта). В случае если нерезидент оказывает транспортно-экспедиторские услуги и имеются первичные документы, полученные от грузоперевозчика, то налог на доходы нерезидента исчисляется от разницы между выставленной суммой в инвойсе и суммой, указанной в первичных документах грузоперевозчика по ставке 20%. При отсутствии подтверждающих первичных документов грузоперевозчика, налог на доходы нерезидента считается по ставке как от фрахта (6%).

Ответ подготовила Юлия Аипкина

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика