Ответов: 273
Ответы эксперта. Юридический помощник
12.06.2014 [ID: 1338] Можно ли отказаться от проведения предоплаты Поставщику, если тот представил ГТД оформленную на одну организацию, сертификат товара - на другую, склад - на третью и т.д. Как можно отказаться от осуществления предоплаты и расторгнуть контракт если товар Поставщика не соответствует заявленному, при том сам поставщик отказывается от расторжения договора? Какие требования нужно внести в договор, чтобы максимально обезопасить предприятие от недобросовестных поставщиков - победителей торгов? Можно ли внести в раздел Особые условия в договоре санкции к поставщику ещё до предоплаты? Как можно приступить к заключению договора, например с поставщиком занявшем второе место на торгах? В Поставлении указывается переход ко второму поставщику только в случае отказа или уклонения иным образом поставщика, победившего на торгах, от подписания контракта. Приравнивается ли контракт сформированный биржей и подписанный только поставщиком к заключенному контракту?
Показать ответ

1. Ссылаясь на пункт 42 указанного в вашем письме  Постановления  (оно принято 11.06.2013  за № 166.), вы, скорее всего, имели в виду не само Постановление, а его приложение № 2 в виде Положения о порядке организации и проведения электронных закупок на Узбекской Республиканской товарно-сырьевой бирже (далее – Положение).

Вы правильно догадались, что договор, который подписан биржей (ее региональным подразделением)  и поставщиком, победившим  торги (или его агентом), с одновременной его регистрацией биржей (ее региональным подразделением), считается заключенным.

Дело в том, что в соответствии с пунктом 6 Положения подготовка к проведению торгов включает в себя, помимо прочего, формирование заявок (лотов) заказчика. А под заявкой заказчика понимается его публичная оферта, размещаемая в электронной системе (абзац двадцать четвертый пункта 3 Положения). Как усматривается из части второй статьи 369 Гражданского кодекса (ГК), под публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Отзыв на предложение осуществляется путем подачи поставщиками заявок, что означает акцепт, полное и безоговорочное принятие ими оферты, размещаемое в электронной системе (абзац двадцать пятый пункта 3 Положения). Среди поставщиков определяется победитель торгов – будущий контрагент заказчика.

Исходя из этого, на вопрос "Приравнивается ли контракт, сформированный биржей и подписанный только поставщиком, к заключенному?" следует дать утвердительный ответ. Именно с этого момента у заказчика и поставщика возникают права и обязательства по контракту (абзац второй пункта 42 Положения). А это уже указывает на то, что каждая сторона должна выполнять свои договорные обязательства и может воспользоваться правами, вытекающими из контракта.

2. В том случае, если заказчик безосновательно отказывается от оплаты авансового платежа и принятия товара, и тем самым уклоняется от исполнения данного условия контракта, поставщик вправе обратиться в суд в соответствии с Законом "О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов" (далее – Закон) и потребовать применения к заказчику санкций, установленных в статьях 25-32 Закона, если иное не предусмотрено законодательством или контрактом.

Поэтому расторжение или изменение контракта и решение любых спорных вопросов возможно в порядке, установленном в контракте, а в случае отсутствия в нем такового – в соответствии с законодательством, прежде всего Законом. При наличии соответствующего отказа поставщика заказчик вправе обратиться в суд.

Заказчику следует помнить, что его электронная заявка должна быть оформлена четко: она должна содержать в себе, наряду с другими условиями, исчерпывающие требования к товарам (особые условия, характеризующие индивидуальные параметры предмета торгов, и т.п.), не противоречащие законодательству. Поэтому, чтобы заявку выиграл поставщик не только с минимальной ценой, но и с желаемым качеством товара, заказчику необходимо подробнее излагать требования к товару, в т.ч. к его качеству

Если вы считаете, что торги были проведены с нарушением установленных правил (напр., товар поставщика не соответствует требованиям вашей заявки), то суд по вашему иску может признать их недействительными. Признание судом торгов недействительными влечет недействительность контракта, заключенного с поставщиком – победителем торгов.

3. Освещая вопрос о требованиях, вносимых в договор (по государственным закупкам), обращаем внимание на то, что в соответствии с Положением:

контракт – это сформированный электронной системой протокол о результатах торгов, который имеет силу договора (абзац двадцать первый пункта 3);

по результатам совершения в электронной системе сделки оформляется контракт; форма контракта по размещению государственного заказа утверждается биржей и Казначейством МФ Республики Узбекистан (абзац первый и второй пункта 41).

Из этого видно, что в непосредственном составлении типового контракта заказчик и поставщик участия не принимают. В то же время стоит помнить, что электронная заявка заказчика, являясь, как было отмечено выше, публичной офертой, должна содержать все существенные условия договора. В части второй статьи 364 ГК определено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Предъявляемые к хозяйственному договору требования (количество, качество, ассортимент, цена товара (работы, услуги), сроки исполнения, порядок расчета, обязательства сторон, ответственность сторон, порядок разрешения споров и пр.) перечислены в статье 10 Закона.

Поэтому заявка заказчика должна быть оформлена таким образом, чтобы в ней содержались все существенные условия договора. Именно с учетом установленных заказчиком критерий и условий к товарам (работам, услугам), других требований, изложенных в заявке заказчика, должны проводиться торги (абзац четырнадцатый пункта 3 и абзац первый пункта 17 Положения).

По смыслу приведенных выше норм, при акцепте оферты заказчика со стороны поставщиков и выявлении среди них победителя, биржа должна внести все ее существенные условия в текст типового контракта. Четко сформулированные в заявке условия, на наш взгляд, максимально обезопасят заказчика от недобросовестных поставщиков. Но какие конкретно требования (условия) необходимо внести в заявку, в каждом отдельном случае должен определять сам заказчик, в т.ч. при содействии юристов и (или) других специалистов.

4. Что касается вопроса о наличии или отсутствия возможности внесения в договор санкции к поставщику еще до предоплаты, то возникает другой вопрос: за какие именно действия (бездействие) привлекать поставщика к ответственности, если обязательство поставки им товара (по количеству, ассортименту, качеству и т.д.), зависит после предусмотренной договором предоплаты?

Ведь вопрос ответственности поставщика может быть поставлен лишь при неисполнении или ненадлежащем исполнении им договорных обязательств. К сожалению, в вашем письме не указано, за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком какого обязательства вы хотели бы внести в договор условия о санкции. Если это, к примеру, касается обязанностей поставщика о предоставлении заказчику каких-либо документов на товар до предоплаты, то заказчик вправе указать это в своей заявке, акцепт которого со стороны поставщика означает полное и безоговорочное принятие им всех предложенных в ней условий.

5. Частичный ответ на вопрос, как можно приступить к заключению договора с поставщиком, занявшим второе место на торгах, содержится в вашем письме. Действительно, в случае отказа или уклонения иным образом поставщика, победившего на торгах, от подписания контракта, победителем торгов становится иной поставщик, предложивший следующую лучшую для заказчика цену, при условии согласия этого поставщика на признание его победителем торгов и подписание контракта (абзац первый пункта 47 Положения).

Показать ответ

На каждый из ваших вопросов, на наш взгляд, следует дать положительный ответ. Главное – чтобы вы, желающий заниматься продажей продуктов питания через интернет-магазин, были зарегистрированы в качестве субъекта предпринимательства – юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Если вы намереваетесь создать или уже имеете фирму (юрлицо), то складское помещение или одно из таких помещений, имеющихся у нее в собственности, на основе аренды или ссуды, может быть использовано в качестве почтового адреса. В качестве витрины, разумеется, выступит легитимный интернет-сайт.

Осуществлению деятельности по торговле через интернет-магазин благоприятствует действующее законодательство, хотя имеющее, надо признать, целый ряд недостатков.

Давайте выясним, что собой представляет торговля в интернете с точки зрения закона? Этот вид сделок оформляется договором розничной купли-продажи на условиях публичной оферты вне места нахождения товара, что вытекает из части первой статьи 426 Гражданского кодекса (ГК).

Согласно статье 3 Закона «Об электронной коммерции» (от 29.04.2004 г. N 613-II, далее – Закон N 613-II) предпринимательская деятельность по продаже товаров, а равно выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемая с использованием информационных систем, признается электронной коммерцией.

Так как реального торгового зала  (помещения) у интернет-магазина нет, то основные требования законодателей обращены на информацию, которую продавцы представляют своим потенциальным покупателям через сайт. Публикуя сведения о хозсубъекте (продавце) и товаре, этим субъектам, работающим в сети Интернет, следует опираться прежде всего на Закон N 613-II. Так, в соответствии с его статьей 6 юридическое или физическое лицо, осуществляющее электронную коммерцию, обязано представлять покупателю информацию либо обеспечивать доступ к информации, содержащей:

полное наименование юрлица с указанием его организационно-правовой формы (АО, ООО, ЧП и т.д.) или фамилию, имя и отчество физлица;

почтовый и электронный адрес и сведения о его государственной регистрации;

сведения о наличии лицензии в случаях, предусмотренных законодательством.

Также необходимо вам следовать соответствующим требованиям Закона «О защите прав потребителей» (от 26.04.1996 г. N 221-I), если вы будете заниматься через сеть Интеренет розничной торговлей. Вы будете обязаны предоставить потребителю полную информацию о правилах торговли товарами (часть четвертая статьи 5), а равно необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых им товарах, а в отношении товара, подлежащего обязательной сертификации, – информация о его сертификации (статья 6).

Конечно, у кого-то может вознинуть вопрос: а как же требование отдельных актов законодательства о необходимости наличия у продавца материально-технической базы: стационарной розничной торговой точки, контрольно-кассовой машины с фискальной памятью (за исключением отдельных категорий лиц, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККМ), расчетного терминала по приему платежей по пластиковым карточкам?

Одним из таковых является Положение о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности (Приложение к Постановлению КМ от 26.11.2002 г. N 407), из пунктов 19, 22, 30, 31 и 40 которого усматривается обязательность розничной торговли через стационарную торговую точку (кроме выносной лоточной торговли прохладительными напиками и мороженным и выездной торговли юрлицами), оснащенную ККМ и расчетым терминалом.

Однако упомянутое выше Положение, как это прямо указано в абзаце втором его пункта 1, не распространяется на отношения в области электронной коммерции. Следовательно, лица, занимающиеся торговлей в сети Интернет, могут обходиться без «стационара», ККМ и терминала. К тому же продажа товаров через интеренет-магазин предполагает применение покупателями электронного способа платежа. А кроме того, в той сети торговать товарами можно не только в розницу, но и оптом. При наличии, конечно, лицензии на осуществление оптовой торговли.

Словом, при осуществлении электронной коммерции, вы должны руководствоваться положениями Закона N 613-II, согласно которым, в частности, договор может заключаться посредством:

обмена электронными документами;

отправления электронного документа о принятии оферты (предложения заключить договор), полученной не в виде электронного документа;

совершения действий по выполнению условий договора, содержащихся в оферте, полученной в виде электронного документа.

Подробную информацию об электронном документе, его реквизитах, юридической силе и прочих сведениях вы найдете в Законе «Об электронном документообороте» (от 29.04.2004 г. N 611-II), а также в отчасти в Законе «Об электронной цифровой подписи» (от 11.12.2003 г. N 562-II).

 

Показать ответ

–  Из смысла статьи 22 названного вами Закона следует, что общество обязано приобрести по требованию участника общества принадлежащую ему долю (части доли) в уставном фонде общества (далее – «доля») в случае, если уставом общества уступка доли участника общества третьим лицам запрещена, а другие участники общества от ее приобретения отказываются, а также в случае отказа в согласии на уступку доли участнику общества или третьему лицу, если необходимость получить такое согласие предусмотрена уставом общества.

В статье же 23 Закона речь идёт о долях, принадлежащих обществу, переход которых к нему мог иметь место при выходе или исключении одного (но не единственного) или нескольких участников из общества, либо в результате отчуждения одним или несколькими участниками части своих долей.

Как далее следует из той же статьи, доля, принадлежащая обществу, в течение одного года со дня ее перехода к обществу должна быть по решению общего собрания участников общества распределена между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном фонде общества либо продана всем или некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам и полностью оплачена. Нераспределенная или непроданная часть доли должна быть погашена с соответствующим уменьшением уставного фонда общества.

Нормы статей 22 и 23 Закона применимы тогда, когда у общества имеется более одного участника. Следовательно, выход единственнного участника общества из него, когда оно останется без участника и тем самым без высшего органа управления, не возможен. А значит, к данному случаю нормы статей 22 и 23 Закона не применимы.

Выход из общества его единственного участника возможен, если при этом последний продает или уступает иным образом свою долю третьему лицу (третьим лицам). Согласие общества на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества. В силу же части восемьнадцатой статьи 20 Закона при продаже доли с публичных торгов в случаях, предусмотренных Законом или иными законодательными актами, приобретатель указанной доли становится участником общества независимо от согласия общества. Также стоит заметить, что допускается уступка единственным участником общества одной части своей доли третьему лицу/третьим лицам (оно (или они), скажем, не имеет финансовой или иной имущественной возможности приобрести  эту долю целиком), а другой части – самому обществу. Приобретатель части доли в силу части десятой статьи 20 Закона осуществляет права и несет обязанности участника общества с момента уведомления общества об указанной уступке. Следовательно, дальнейшие дейтвия по принятию решений о внесении в устав изменений, связанных с переменой единственного участника (или изменением состава участников) общества, распределением другой части доли, перешедшей обществу, или ее продажей, либо уменьшением уставного фонда, выполняет новый участник общества (общее собрание новых участников общества).

Наконец, если все тот же единственный участник общества продавать или уступать иным образом свою долю не желает или не может (нет потенциальных приобреталей), то в таком случае ему остаётся принять решение о ликвидации общества. А это процедура, являясь длительным процессом, в соответствии с абзацем вторым части третьей статьи 86 Налогового кодекса всегда сопряжена с обязательным проведением внеплановой налоговой проверкой финансово-хозяйственной деятельности (ревизией) ликвидируемого юридического лица.

Таким образом, действующее законодательство не допускает возможность существования общества без участника (участников), поэтому единственный участник общества юридически и фактически лишен права на выход из него без передачи доли другому лицу.

Показать ответ

В соответствии с действующим законодательством дактилоскопирование допускается в случаях:

1) получения отпечатков пальцев рук в электронном виде при оформлении:

биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан (пункт 21 Положения о паспортной системе в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к Указу Президента от 05.01.2011 г. N УП-4262);

биометрического проездного документа лица без гражданства Республики Узбекистан (пункт 14 Положения о биометрическом проездном документе лица без гражданства Республики Узбекистан (Приложение N 2 к Указу Президента от 05.01.2011 г. N УП-4262);

биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан и биометрического проездного документа лица без гражданства Республики Узбекистан ((пункт 17 Положения о порядке выдачи биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан и проездного документа лица без гражданства для лиц, не достигших 16-летнего возраста (Приложение N 1 к Постановлению КМ от 07.07.2011 г. N 200)*.

2) помещения задержанных и/или заключенных под стражу в места их задержания и/или содержания под стражей (часть вторая статьи 42 Закона от 29.09.2011 г. N ЗРУ-298 «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу»);

3) необходимости у лиц, не вставших по отбытию лишения свободы на путь исправления, в отношении которых установлен административный надзор органов внутренних дел (статья 14 Закона от 09.12.1992 г. N 750-XII «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из учреждений по исполнении наказания»);

4) обнаружения неопознанных трупов (часть третья статьи 138 и часть вторая статьи 188 Уголовно-процессуального кодекса (УПК);

5) необходимости получения при производстве по уголовному делу у живого человека (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, лица, в отношении которого ведётся производство по применению принудительных мер медицинского характера и иных лиц), а также у трупа образцов, отображающих его анатомические особенности, – отпечатков кожного узора, если их экспертное исследование (дактилоскпическая экспертиза) необходимо для разрешения поставленных перед экспертом вопросов (части первая и вторая статьи 188 и статья 190 УПК);

6) назначения дактилоскопической экспертизы при рассмотрении гражданских, хозяйственных дел и дел об административных правонарушений, из чего, естественно, вытекает необходимость в получении образцов отпечатков кожного узора человека (часть первая статьи 84 Гражданского процессуального кодекса, статья 47 Хозяйственного процессуального кодекса, статья 299 Кодекса об административной ответственности, абзацы третий и шестой статьи 3, части первая и вторая статьи 9 Закона от 01.06.2010 г. N ЗРУ-249 «О судебной экспертизе»).

Таким образом, действия сотрудника органа внутренних дел по принуждению гражданина пройти данную процедуру при отсутствии случаев, указанных выше, являются неправомерными. Для восстановления нарушенных прав вы вправе обратиться с жалобой вышестоящему должностному лицу органов внутренних дел, прокурору или в суд.

________________

* При этом отпечатки пальцев рук могут быть получены у лиц старше 15 лет.

Показать ответ

Передача ООО, ЧП и иной коммерческой организацией (далее – организация) своему учредителю, собственнику или иному участнику (далее – участник) автомобиля в счёт причитающихся тому дивидендов (чистой прибыли) является разновидностью отчуждения. Изменение владельца автомобиля влечет за собой перерегистрацию данного средства в органе ГСБДД.

Как показывает практика, в случаях такого отчуждения юридическими лицами своих транспортных средств органы по делам обороны при их снятии с учёта и органы ГСБДД для перерегистрации, ссылаясь на законодательство, требуют от соответствующей стороны сделки представления ее документа в нотариально удостоверенном виде.

Для того чтобы выяснить, вопрос, обязательно ли нотариальное удостоверение указанной сделки отчуждения автомобиля до перерегистрации, необходимо обратить внимание на следующие нормативные положения.

Абзац третий подпункта «в» пункта 1 раздела V Правил регистрации, перерегистрации автомототранспортных средств, ведения их учёта, выдачи и замены национальных госномерных знаков в Республике Узбекистан (приложение N 1 к Постановлению КМ от 26.05.1997 г. N 256) предусматривает случаи нотариального удостоверения сделок с такими средствами, на основании которых изменяются их владельцы и, следовательно, производится перерегистрация. Этими сделками являются договоры купли-продажи, дарения, обмена, лизинга, сублизинга, выданные свидетельства о наследовании, наследстве и об имущественных правах.

Сделки с автомототранспортными средствами, нотариальное удостоверение которых обязательно, перечислены также в абзаце втором пункта 2 Постановления КМ от 07.03.2006 г. N 38 «О дополнительных мерах по упорядочению приобретения, пользования и отчуждения автомототранспортных средств» и пункте 1 утвержденного им Положения о порядке оформления сделок с автомототранспортными средствами. Вот их перечень:

доверенность на право пользования и (или) распоряжения;

договоры отчуждения (купля-продажа, мена, дарение и рента), аренды, безвозмездного пользования, залога, лизинга.

Как видно, ни к одной из всех перечисленных сделок передача организацией автомобиля своему участнику не относится.

Но самое главное, на что необходимо обратить внимание, – обязательность нотариального удостоверения любых сделок, в том числе с автомототранспортными средствами должна предусматриваться не подзаконными актами, к каковым относятся упомянутые выше постановления Правительства, а нормативно-правовыми актами в виде законов. Такое предписание содержится в пункте 1 части второй статьи 110 Гражданского кодекса (ГК). При отсутствии указания в законе таких случаев, удостоверение сделок нотариусом обязательно по требованию любой из сторон (пункт 2 части второй статьи 110 ГК).

По смыслу статьи 8 Закона «О нормативно-правовых актах» (от 14.12.2000 г. N 160-II в редакции Закона от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342, далее – Закон), под термином закон следует понимать нормативно-правовой акт, который регулирует наиболее важные и устойчивые общественные отношения и принимается Олий Мажлисом Республики Узбекистан или путём проведения референдума. Заметим, что и кодексы обладают статусом законов, поскольку ими утверждаются.

Так вот, изучение всех действующих законов в части, касающейся затронутых вами вопросов, показало, что ни в одном из них не указаны случаи обязательного нотариального удостоверения сделки, связанной с передачей организацией  автомототранспортных средств своим участникам в счет дивидендов.

Таким образом, в случае передачи организацией автомобиля (или мотоцикла) своему участнику в счет те же дивидендов, основанием для снятия его с учета в органе по делам обороны и перерегистрации в органе ГСБДД должно являться ее решение (например, протокол общего собрания участников ООО или единственного его участника, продублированное приказом директора ООО, решение собственника ЧП и т.п.). При перерегистрации в адрес органа ГСБДД подается также заявление об этом.

Если указанные органы откажут в снятии с учета и перерегистрации транспортного средства по мотиву отсутствия нотариального удостоверения такой сделки, то отказ каждого из них, разумеется, не может быть признан правомерным.

Следовательно, даже если случаи обязательного нотариального удостоверения сделки такого характера были бы предусмотрены подзаконными актами (они указаны в части третьей статьи 6 Закона), то такое их требование противоречило бы пункту 1 части второй статьи 110 ГК. При подобном расхождении, как известно, применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой, то есть ГК.

Кстати, стоит учесть, что для организации передача автомобиля своему участнику в счет дивидендов является реализацией с соответствующими налоговыми последствиями. При его передаче в установленном порядке также должны быть оформлены:

счет-фактура;

 

акт приема-передачи основного средства (автомобиля).

До регистрации сделки отчуждаемый автомобиль подлежит осмотру в органе ГСБДД на предмет соответствия номеров агрегатов регистрационным номерам. Факт соответствия подтверждается соответствующей отметкой на регистрационном документе автомобиля, которая действительна в течение 10 дней.

Целесообразными или, быть может, даже необходимыми являются получение и последующее представление в орган ГСБДД справки об отсутствии запрещения отчуждения и ареста автомобиля. Ее вправе получить собственник автомобиля в нотариальной конторе, ведущей банк данных, по местонахождению собственника автомобиля (пункт 33 и абзац третий пункта 35 Положения о порядке наложения и снятия запрещения отчуждения и ареста автомототранспортных средств, а также формирования документального банка данных о запрещениях отчуждения и арестах автомототранспортных средств (приложение к постановлению МЮ и МВД, зарегистрированному МЮ 04.07.2006 г. N 1589)).

Показать ответ

Уй-жой кодекси 11-моддасининг иккинчи қисмида назарда тутилганидек, фуқаролар, юридик шахслар ва давлат турар жойга бўлган мулк ҳуқуқининг субъектларидир. Шу Кодекснинг 22-модасига биноан фуқаролар ва юридик шахслар якка тартибда уй-жой қуриш, олди-сотди, ҳадя, айирбошлаш, мерос олиш, хусусийлаштириш ва қонун ҳужжатларида назарда тутилган бошқа йўллар (асослар) билан турар жойни хусусий мулк қилиб олиш ҳуқуқига эга.

Ўзбекистон Республикаси фуқароларини Тошкент шаҳри ва Тошкент вилоятида доимий прописка қилиш ва турган жойи бўйича ҳисобга олиш тартиби тўғрисида Низомнинг (ВМ 2012 йил 16 февралдаги 41-сон қарорига 1-Илова) 8-бандига биноан номланган шаҳарда ва вилоятда турар жойга оид олди-сотди, алмаштириш, рента, умрбод таъминлаш шарти билан ўзгага бериш ва ҳадя битимларни нотариал тасдиқлаш ва давлат рўйхатидан ўтказиш қуйидаги ҳолларда амалга оширилади, агар сотиб олувчи томон:

Тошкент шаҳрида доимий пропискага эга бўлган;

Тошкент шаҳри ҳудудида камида уч йил доимий яшаб турган (лавозимда бўлган), 2011 йил 14 сентябрдаги ЎРҚ-296-сонли Қонун билан тасдиқланган Тошкент шаҳри ва Тошкент вилоятида доимий прописка қилиниши лозим бўлган шахслар – Ўзбекистон Республикаси фуқаролари тоифаларининг рўйхатининг 2, 5, 9-11-бандларига мувофиқ Тошкент шаҳрида доимий прописка қилинган жисмоний шахс ҳисобланса ва ички ишлар органининг доимий пропискаси борлиги тўғрисидаги маълумотномасини тақдим этса.

Кўриниб турибдики, Тошкент шаҳрида турар жойни олиш билан боғлиқ чекланишлар юридик шахсларга эмас, фақат айрим фуқарорларга таалуқлидир. Демак, сиз томонингиздан Тошкент шаҳрида ташкил этилган, юридик шахс мақомига эга бўлган корхона (МЧЖ) номланган шаҳарда уй-жойни сотиб олиш ёки қонун ҳужжатларда назарда тутилган бошқа йўл билан олиши мумкин. Уй-жой кодекси 23-моддасининг учинчи қисмига мувофиқ мулкида уйи, квартираси бўлган юридик шахслар уларни ижарага, арендага беришга ҳамда улардан уй-жой тўғрисидаги қонун ҳужжатларига зид келмайдиган бошқа мақсадларда фойдаланишга ҳақлидирлар.

Корхонангиз тугатилаётганда эса уй-жойга бўлган ҳуқуқ масаласи қуйидагича ҳал этилиши лозим. Фуқаролик кодекси (ФК) 55-моддасининг тўққизинчи қисмида “Юридик шахснинг кредиторлар талаблари қондирилганидан кейин қолган мол-мулки унинг шу мол-мулкка ашёвий ҳуқуқларга ёки ушбу юридик шахсга нисбатан мажбурий ҳуқуқларга эга бўлган муассисларига (иштирокчиларига), агар қонун ҳужжатларида ўзгача тартиб назарда тутилмаган бўлса, топширилади” деб кўрсатилган.

ФК 59-моддаси биринчи қисмининг бешинчи хатбошига ва “Масъулияти чекланган ҳамда қўшимча масъулиятли жамиятлар тўғрисида”ги 2001 йил 6 ноябрдаги 310-II-сонли Қонуннинг 8-моддаси биринчи қисмининг еттинчи хатбошисига биноан жамият иштирокчилари жамият тугатилган тақдирда, кредиторлар билан ҳисоб-китоб қилинганидан кейин қолган мол-мулкнинг бир қисмини ёки унинг қийматини олишга ҳақлидир.

Демак, борди-ю корхонангиз тугатилса, унинг кредиторлар билан ҳисоб-китоб қилингандан кейин қолган мол-мулкни, шу жумладан Тошкентда сотиб олинган уй-жойни ягона муассиси, яъни сиз олишингиз мумкин.

Юридик шахсга тегишли бўлган уй-жойни бошқа шахсга ўтказиш бўйича битимни тасдиқланиши Нотариуслар томонидан нотариал ҳаракатларни амалга ошириш тартиби тўғрисида йўриқноманинг (АВ 2010 йил 30 мартда 2090-сон билан рўйхатга олинган) бир қатор бандларида назарда тутилган. Хусусан, унинг 78-бандига мувофиқ юридик шахсларга тегишли бўлган уй, квартира, уйнинг ёки квартиранинг бир қисмини бошқа шахсга ўтказиш бўйича битимларни тасдиқлаш пайтида нотариус томонидан қуйидаги ҳужжатлар талаб этилади:

уй, квартира, уйнинг ёки квартиранинг бир қисмига мулк ҳуқуқини тасдиқловчи ҳужжат;

"Ергеодезкадастр" давлат қўмитаси ҳудудий бўлинмасининг маълумотномаси;

давлат солиқ хизмати органининг маълумотномаси;

уй, квартира, уйнинг ёки квартиранинг бир қисмининг кадастр ҳужжатлари йиғмажилди;

юридик шахснинг таъсис ҳужжатлари;

юридик шахснинг давлат рўйхатидан ўтказилганлиги тўғрисидаги гувоҳномаси;

уй, квартира, уйнинг ёки квартиранинг бир қисмининг қолдиқ баланс қиймати ҳақида юридик шахс раҳбари ва бош ҳисобчисининг имзоси қўйилган маълумотнома;

юридик шахснинг соф активлари ҳақида маълумот;

юридик шахс ваколатли органининг тегишли қарори (умумий мажлис баённомаси, кузатув кенгашининг қарори, буйруқ ва ҳоказо);

вакилга берилган ва тегишли тартибда расмийлаштирилган ишончнома (агар ушбу вакил билан юридик шахс ўртасида меҳнат шартномаси тузилмаган бўлса, унда нотариал тартибда расмийлаштирилган ишончнома талаб қилинади);

уй, квартира, уйнинг ёки квартиранинг бир қисмида рўйхатда турувчи шахслар ҳақида маълумотнома;

топшириш ва қабул қилиш далолатномаси (агар битимни имзолашдан аввал уй, квартира, уйнинг ёки квартиранинг бир қисми топширилган бўлса);

тарафлар ўртасида ҳисоб-китоб бўлганлигини тасдиқловчи ҳужжат (квитанция, тўлов топшириқномаси, тўлов мажбурияти кечиктирилган ҳоллар бундан мустасно)*;

ҚР архитектура ва қурилиш қўмитаси, вилоятлар ва Тошкент шаҳар архитектура ва қурилиш бош бошқармалари ёки шаҳарлар ва туманлар архитектура ва қурилиш бошқармалари (бўлимлари)нинг уйнинг бузилиши ёки бузилмаслиги тўғрисидаги маълумотномаси.

__________________

* Бундай ҳисоб-китоб юқорида изоҳланган ҳолатингизга таалуқли эмас.

Показать ответ

В абзаце третьем пункта 5 раздела I Правил регистрации, перерегистрации автомототранспортных средств, ведения их учета, выдачи и замены национальных госномерных знаков в Республике Узбекистан (Приложение N1 к Постановлению КМ от 26.05.1997 г. N 256) установлено, что удостоверенные нотариусами доверенности, договоры отчуждения и аренды автомототранспортных средств представляются на регистрацию (для постановки на учет) в органы ГСБДД в течение 10 дней с момента нотариального удостоверения. Постановка на учет доверенностей и договора аренды осуществляется без взимания платы.

То же самое вытекает из абзаца третьего пункта 10 и абзаца первого пункта 11 Положения о порядке оформления сделок с автомототранспортными средствами (Приложение к Постановлению КМ от 07.03.2006 г. N 38).

Однако ни указанными выше, ни другими нормативно-правовыми актами не предусматривается обязательность представления копии паспорта (не говоря уже о нотариально засвидетельствованной копии) владельца автомобиля при постановке на учет в органах ГСБДД МВД Республики Узбекистан нотариально удостоверенной доверенности на право пользования и (или) распоряжения автомобилем. Ввиду этого для постановки на учет в органе ГСБДД поверенный представляет доверенность и предъявляет свой паспорт.

Показать ответ

Отвечая на первый вопрос, обращаем ваше внимание на Постановление Кабинета Министров от 6.03.1992 г. N 103 «О перечне должностных лиц, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью». Им запрещено заниматься названной деятельностью (а к ней относится и индивидуальное предпринимательство) целому ряду должностных лиц государственных структур (органов госвласти и управления, правоохранительных органов, госбанков, госпредприятий, учреждений и организаций).

Предполагая, что ваше ООО к перечисленным выше госорганизациям не относится, вы, его директор, можете заниматься индивидуальным предпринимательством, не выходя из состава его участников. Но при этом вот что следует иметь в виду. Если индивидуальное предпринимательство будет осуществляться вами вне рабочего времени, установленного для вас как директора ООО, то, как говорится, никаких проблем. Главное – чтобы вы не нарушали требования, предъявляемые к директору ООО законодательством и локальными нормативными актами о труде, а также трудовым договором между ним и обществом. Как предписано в части первой и второй статьи 42 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (от 6.12.2001 г.N 310-II), директор общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей обязан действовать в интересах общества добросовестно и разумно; за убытки, причиненные обществу виновными действиями (бездействием) его директора, последний несет ответственность перед обществом.

Что касается второго вопроса, то для получения статуса индивидуального предпринимателя (далее – ИП) в силу пункта 16 Положения о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов (Приложение N 1 к Постановлению КМ от 20.08.2003 г .N 357) или пункта 12 Положения об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства (Приложение к Постановлению Президента от 24.05.2006 г. N ПП-357) вам необходимо представить в инспекцию по регистрации субъектов предпринимательства при хокимияте по месту вашего жительства следующие документы:

- заявление (заявление-уведомление) о госрегистрации по установленной форме;

- 2 фотографии размером 3х4 см;

- банковский платежный документ об уплате государственной пошлины (1 МРЗП);

- эскизы печати и штампа в 2 экземплярах (на ваше усмотрение);

- копия паспорта.

Если вы намерены завозить товары, предназначенные для коммерческой деятельности, то вас в качестве ИП зарегистрирует государственная налоговая инспекция по месту жительства, что определено в абзаце первом пункта 2 Положения о порядке государственной регистрации, постановки на учет индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, завозящих товары, предназначенные для коммерческой деятельности (приложение N 1 к Постановлению КМ от 2.09.2004 г .N 413 далее – Положение N 413). Согласно его пункту 4 от вас требуется представление следующих документов:

-заявление о госрегистрации (бланк приводится в Приложении N 1к Положению N 413);

-4 фотографии размером 3х4 см;

-платежный документ, подтверждающий уплату госпошлины (1 МРЗП);

-справка-подтверждение органа самоуправления граждан по месту жительства;

-эскизы печати и штампа в 2 экземплярах.

При подаче заявления предъявляется паспорт, за исключением случаев осуществления госрегистрации ИП через сеть Интернет.

Кстати, для такого ИП в течение 1 месяца с момента госрегистрации необходима также регистрация в качестве участника внешнеэкономических связей в МВЭСИТ и таможенных органах (пункт 7 Положения N 413).

Представляемые документы для регистрации ИП в качестве участника ВЭС:

в МВЭСИТ (пункт 14 Положения N 413):

заявление о регистрации (с указанием паспортных данных, адреса, контактных телефонов и номенклатуры импортируемой продукции);

квитанция об уплате регистрационного сбора (50 % МРЗП);

копия паспорта заявителя (ИП);

копия свидетельства о государственной регистрации;

карточка прохождения регистрационных (разрешительных) процедур ИП, завозящего товары, предназначенные для коммерческой деятельности;

в территориальный таможенный орган по месту жительства:

заявление о регистрации в указанном качестве в таможенных органах;

копия свидетельства о государственной регистрации ИП;

карточка прохождения регистрационных (разрешительных) процедур ИП, завозящего товары, предназначенные для коммерческой деятельности;

копия свидетельства участника ВЭС, выданного МВЭСИТ.

 

Отвечая на первый вопрос, обращаем ваше внимание на Постановление Кабинета Министров от 6.03.1992 г. N 103 «О перечне должностных лиц, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью». Им запрещено заниматься названной деятельностью (а к ней относится и индивидуальное предпринимательство) целому ряду должностных лиц государственных структур (органов госвласти и управления, правоохранительных органов, госбанков, госпредприятий, учреждений и организаций).

Предполагая, что ваше ООО к перечисленным выше госорганизациям не относится, вы, его директор, можете заниматься индивидуальным предпринимательством, не выходя из состава его участников. Но при этом вот что следует иметь в виду. Если индивидуальное предпринимательство будет осуществляться вами вне рабочего времени, установленного для вас как директора ООО, то, как говорится, никаких проблем. Главное – чтобы вы не нарушали требования, предъявляемые к директору ООО законодательством и локальными нормативными актами о труде, а также трудовым договором между ним и обществом. Как предписано в части первой и второй статьи 42 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (от 6.12.2001 г.N 310-II), директор общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей обязан действовать в интересах общества добросовестно и разумно; за убытки, причиненные обществу виновными действиями (бездействием) его директора, последний несет ответственность перед обществом.

Что касается второго вопроса, то для получения статуса индивидуального предпринимателя (далее – ИП) в силу пункта 16 Положения о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов (Приложение N 1 к Постановлению КМ от 20.08.2003 г .N 357) или пункта 12 Положения об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства (Приложение к Постановлению Президента от 24.05.2006 г. N ПП-357) вам необходимо представить в инспекцию по регистрации субъектов предпринимательства при хокимияте по месту вашего жительства следующие документы:

- заявление (заявление-уведомление) о госрегистрации по установленной форме;

Показать ответ

– Действительно, не согласиться с вами насчет неудобств, создаваемых полуночными и ночными футболистами, трудно, да и невозможно. Любой здравомыслящий житель, находясь у себя дома, желает спокойствия и нормального отдыха, в особенности в позднее время (вечером, ночью).

Благо, что действующее законодательство гарантирует защиту прав граждан покой и отдых. Так, статья 192 Кодекса об административной ответственности предусматривает санкцию за нарушение требований по борьбе с бытовым шумом. Данное деяние выражается в нарушении спокойствия и нормального отдыха граждан в ночное время (с 23.00 до 06.00 часов), то есть громком пении, игре на музыкальных инструментах, подаче звуковых сигналов, пользовании телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и иной звуковоспроизводящей аппаратурой, установленной на повышенную громкость в квартирах, подъездах и дворах жилых домов, на улицах, проведении в жилых помещениях и вне их сопровождаемых шумом работ, не вызывающихся неотложной необходимостью, а также совершении иных действий, нарушающих требования по борьбе с бытовым шумом.

Исходя из этого, стадионы, расположенные в жилых массивах, вряд ли устанавливают режим своей работы (деятельности) в нарушение требований по борьбе с бытовым шумом. Если их работники, игнорируя указанное предписание закона, продолжают беспокоить жильцов близлежащих домов, а значит, причинять им моральный вред, то последним рекомендуется составить соответствующий акт, желательно привлекая для этого членов домового, квартального или махаллинского актива, инспектора по профилактике правонарушений, либо же индивидуально или коллективно обратиться в администрацию стадиона, сход граждан махали, в органы внутренних дел или прокуратуры.

Возможно, полезную информацию вы почерпнете и из статьи 986 Гражданского кодекса, согласно частям первой и второй которой:

опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасности;

если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Показать ответ

Действующее законодательство не содержит запрета на реализацию автотранспортных средств отечественного и импортного производства, приобретенных у официальных дилеров предприятий-производителей, если срок эксплуатации которых не превышает 1 года со дня их приобретения. Не запрещено законодательством реализация ввезенных в Узбекистане новых автомобилей, со дня импорта (ввоза) которых прошло менее 1 года.

Исходя из этого, вы вправе продать или совершить иное отчуждение автомобиля, который был приобретен вами в автосалоне и срок эксплуатации которого не превышает 1 года со дня его покупки, а нотариус обязан удостоверить эту сделку. Отказ нотариуса будет неправомерным.

Однако, при этом вам и приобретающей стороне следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом к-1 пункта 4 Ставок государственной пошлины (приложение к Постановлению КМ от 3.11.1994 г. N 533) за нотариальное удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения, договоров купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды, безвозмездного пользования, залога (за исключением договора залога с кредитными организациями), лизинга легковых автотранспортных средств отечественного и импортного производства, срок эксплуатации которых не превышает 1 года со дня их приобретения у официальных дилеров производителя, а также новых легковых автотранспортных средств, завезенных для собственных нужд юрлицами – резидентами, нерезидентами, осуществляющими деятельность в Узбекистане через постоянное учреждение, представительствами и филиалами иностранных юридических лиц и физлицами, с даты импорта которых прошло менее 1 года, госпошлина взимается в 5 МРЗП за каждую лошадиную силу.

Положение указанного подпункта не распространяется на удостоверение договоров купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды, безвозмездного пользования, залога, лизинга легковых автомобилей между супругами, родителями, детьми и внуками, братьями и сестрами, а также доверенностей на право пользования и (или) распоряжения такими же автомобилями родителям, супругу и его родителям, детям и их супругам, братьям, сестрам, внукам, племянникам.

На основе изложенного можно утвержадть следующее: если покупатель автомобиля не является одним из ваших родственников, перечисленных выше, то госпошлина за удостоверение между вами договора его купли-продажи подлежит уплате (кем-то из вас согласно договору) в 5 МРЗП за каждую лошадинную силу.

Показать ответ

Согласно части второй статьи 11 Жилищного кодекса (ЖК) субъектами права собственности на жилое помещение* являются граждане, юридические лица и государство. Граждане и юридические лица могут приобретать жилые помещения в частную собственность по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 22 ЖК и иными актами законодательства. К таким основаниям относятся купля-продажа, дарение, мена, приватизация, наследование и прочее.

Следовательно, частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью и юридические лица другой организационно-правовой формы, являясь субъектами права собственности на жилое помещение, вправе приобретать таковое по основаниям, предусмотренным законодательством.

Учитывая отсутствие в действующем законодательстве ограничений в праве на приобретение юридические лица в частную собственность жилых помещений в городе Ташкенте, как это имеет место в отношении целого ряда граждан, юридические лица, включая организационные формы ЧП или ООО, беспрепятственно могут воспользоваться этим правом также в названном населенном пункте.

Юридические лица, имеющие в собственности жилой дом, квартиру вправе сдавать их внаем, в аренду и использовать в иных целях, не противоречащих жилищному законодательству (часть третья статьи 23 ЖК).

 

 

 

* Статья 10 ЖК предусматривает виды жилых помещений, в числе которых указаны и квартиры в многоквартирных домах.

Показать ответ

В рамках расследуемого уголовного дела решение об изъятии (именно изъятии, а не истребовании) документов должно оформляться в форме постановления о производстве выемки. В соответствии со статьей 157 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) данное следственное действие вправе произвести дознаватель, следователь и прокурор (хотя в ней последний не указан, но он вправе произвести лично отдельные следственные действия согласно абзацу девятому статьи 382 УПК), если они располагают сведениями, у кого и где именно документы, имеющие значение для дела, находятся, и при этом нет необходимости их отыскивать.

По смыслу уголовно-процессуального законодательства, каждое решение перечисленных выше должностных лиц (в том числе и судебный акт), безусловно, должно быть законным и обоснованным. Это значит, что если изымаемые документы необходимы для представления в распоряжение лиц, которые будут осуществлять соответствующую налоговую проверку, то и в постановлении о производстве их выемки надлежит указать ее конкретный вид. Это может быть внеплановая проверка финансово-хозяйственной деятельности (коротко говоря, внеплановая ревизия) или встречная проверка. А вот срок проведения каждой из этих проверок в том же постановлении указывать не обязательно – он указывается в другом документе (постановлении), которым соответствующая проверка назначается.

По поводу наличия или отсутствия необходимости расшифровки в постановлении того, какие документов относятся к финансово-хозяйственной деятельности, вот что можно сказать. Закон (часть вторая статьи 159 УПК) требует, чтобы в постановлении, кроме места и лица, где и у кого необходимо производить выемку, указывались, какие документы и/или предметы подлежат изъятию.

По смыслу части третьей статьи 85 Налогового кодекса (НК), под ревизией следует понимать изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов налогоплательщика с целью осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства. Так вот, если предстоит провести ревизию, в постановлении о производстве выемки необходимо указать как можно конкретнее перечисленные документы или, в зависимости от обстоятельств дела, некоторые из них (например, бухгалтерский баланс за 2012 год или, скажем, расчеты единого налогового платежа за I-IV кварталы 2013 года, и тому подобное).

Если необходимо провести встречную проверку, которая заключается в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций и находящихся у разных хозяйствующих субъектов (часть четвертая статьи 86 НК), то следует иметь в виду положения статьи 141 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (от 24.12.1998 г. N 717-I) и части девятой и десятой статьи 91 НК. Согласно им встречные проверки деятельности хозсубъектов допускается только в части их взаимоотношений с проверяемым хозсубъектом, истребование у них финансово-бухгалтерской или иной документации, не относящейся к предмету встречной проверки, запрещается.

Таким образом, от встречно проверяемого хозсубъекта следователем могут быть истребованы документы, связанные единством операций с его контрагентом (например, договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.). Такое истребование осуществляется им путем направления (вручения) хозсубъекту запроса. Лишь в случае отказа последнего предоставить их следователь вправе совершить изъятие таковых путем производства выемки, а в случае необходимости их отыскания – обыска.

Возврат изымаемых оригиналов документов зависит от различных обстоятельств дела. Лицо, расследующее дело, вынося постановление о производстве выемки, заранее не может знать о сроке возврата подлежащих изъятию документов. Ведь неизвестно, сколько времени будет проводиться проверка, продление срока которой, кстати, не исключается, кроме случаев, указанных в законодательстве. Поэтому изъятые оригиналы документов могут быть возвращению по миновании надобности. В конце концов, изъятые документы могут быть приобщены к делу в качестве вещественных доказательств и храниться до тех пор, пока вопрос о них не будет решен вступившим в законную силу приговором, определением суда либо постановлением следователя, прокурора о прекращении дела (часть четвертая статьи 208 УПК).

Теперь что касается вопроса заверения печатью постановления дознавателя, следователя, прокурора. Известно, что все они представляют соответствующие органы государственного управления, которые имеют гербовую печать со своим наименованием.

В силу пункта 8 Порядка изготовления, пользования и уничтожения печатей и бланков документов с изображением Государственного герба Республики Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению КМ от 28.08.1992 г  N 401) такая печать ставится на документах, специально предусмотренных законодательством, а также на других документах, с учетом важности содержащихся в них сведений.

УПК, регламентирующий, в частности, деятельность органов дознания, предварительного следствия и суда, связанную с производством по уголовным делам, предусматривает случаи заверения гербовой печатью:

копии определения суда или постановления следователя, прокурора о производстве денежных выплат в возмещение имущественного вреда, вручаемой (направляемой) реабилитированному, а в случае его смерти – лицам, указанным в части третьей статьи 304 УПК (часть вторая статьи 307);

запроса о производстве процессуальных действий и прилагаемых к нему документов (часть третья статьи 593);

каждого из документов уголовного дела, направляемого компетентному органу иностранного государства (часть вторая статьи 597).

Обязательность удостоверения гербовой или иной печатью других документов, включая постановление о производстве выемки, в УПК не предусматривается. Она может быть установлена самими ведомствами (СНБ, МВД, МЮ, ГТК и др.), к системе которых относятся органы дознания и предварительного следствия, в нормативных актах, регламентирующих делопроизводство, или в указаниях Генеральной прокуратуры по организации и производства расследования по уголовным делам, обязательных для всех дознавателей и следователей независимо от того, какой орган они представляют.

Вместе с тем стоит заметить, что на практике органов дознания и следствия ставиться печать на документах с учетом их важности. Постановления о производстве выемки – не исключение. Однако бывают и такие ситуации: дознаватель, следователь, прокурор, находясь в той или иной организации с определенной целью (например, допроса ее работников), выясняет, что в конкретном месте этой организации находятся документы или предметы, которые имеют значение для дела и изъятие которых не терпит отлагательства. Тогда они вправе на месте же вынести постановление о производстве выемки документов или предметов и на его основании, пусть даже без заверения печатью (из-за отсутствия ее) выполнить данное действие. Но копию постановления, которая наряду с копией протокола выемки подлежит вручению представителю организации (статья 164 УПК), каждый из них позже может, если такая организация желает этого, заверить печатью представляемого им органа.

Показать ответ

Полагаем, что, говоря о хокимияте или его регистрационном отделе, вы имели в виду инспекцию по регистрации субъектов предпринимательства при хокимияте района (города). К сожалению, вы не указали, сомнительные копии каких именно документов данный орган принимает для регистрации изменений в учредительные документы. К тому же вряд ли представители названной инспекции примут от субъекта предпринимательства все документы в копиях. Например, текст изменений и дополнений, подлежащий представлению субъектом – юридическим лицом в двух экземплярах, они принимают в подписанном уполномоченным лицом и заверенный печатью того же субъекта исключительно в оригинале. В копиях они принимают, как правило, решение уполномоченного органа управления субъекта, банковский платежный документ об уплате госпошлины, договор или иной документ, подтверждающий переход доли (вклада) в уставном фонде или акции и т.п. Поэтому ведать, сомнительные ли они или нет, и, следовательно, квалифицировать их таковыми представители инспекции не имеют возможности. И пока иное не доказано, их добросовестность предполагается.

Кроме того, в заключении заявления-уведомления субъекта предпринимательства лицо, его подписывающее, обязательно подтверждает, что сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, достоверны и соответствуют законодательству.

Теперь по поводу отмены регистрации упомянутых вами изменений.

В соответствии с частью первой статьи 41 Закона «Об обществах с ограниченной или дополнительной ответственностью» (от 06.12.2001 г. N 310-II) решение общего собрания участников такого общества, принятое с нарушением требований законодательства, устава общества и нарушающее права и законные интересы участника общества, может быть признано судом недействительным по заявлению участника общества, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения. Такое заявление может быть подано в течение двух месяцев со дня, когда участник общества узнал или должен был узнать о принятом решении.

Учитывая это, участнику ООО, о нарушенных правах и законных интересах которого сообщается в вашем письме, следует в указанный выше срок обратиться в соответствующий хозяйственный суд с исковым заявлением о признании недействительным решения общего собрания участников данного общества о внесении в учредительные документы изменений в связи с переходом («дарением») части его доли в уставном фонде общества к другому участнику («одаряемому»).

Что касается самой сделки «дарения», то по смыслу части первой статьи 113 и статьи 116 Гражданского кодекса (ГК) она, будучи ничтожной (как совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка), недействительна независимо от такого признания судом. В силу части третьей статьи 113 ГК требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Поэтому участнику ООО, готовому оспорить в суде решение общего собрания его участников, рекомендуется выдвинуть также требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки («дарение» части его доли в уставном фонде).

В случае удовлетворения судом иска и вступления его решения об этом в законную силу будет восстановлено положение, существовавшее до нарушения прав и законных интересов пострадавшего участника общества.

Опираясь на изложенные вами обстоятельства, можно предположить о наличии признаков уголовно наказуемого мошенничества, выразившегося в завладении правом на чужое имущество путем обмана (статья 168 Уголовного кодекса (УК)). Обман в данном случае состоит в подделке документов, предоставляющих право извлечения материальной выгоды, и их последующем использовании в целях ее получения. Подделка (подлог) документов сама по себе тоже может указывать на признаки преступления, предусмотренного частью первой статьи 228 или, если она совершена непосредственно или в соучастии должностным лицом (например, директором ООО), частью первой статьи 209 УК.

С учетом того, что в соответствии с частью второй статьи 345 Уголовно-процессуального кодекса предварительное следствие по делам о должностном подлоге (статья 209 УК) производится следователями органов прокуратуры, а по делам о мошенничестве и подделке документов (статьи 168 и 228 УК) – следователями органов внутренних дел, потерпевшему участнику ООО рекомендуется обратиться с заявлением в один из этих органов, на территории юрисдикции которых совершено указанные деяния.

За совершение этих преступных деяний УК предусматривает соответствующие меры наказания, которые приводятся в следующей таблице:

 

 

пп.

Вид преступления    

Статья УК

Санкции

1.

Мошенничество, то есть завладение чужим имуществом или правом на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием

 

Мошенничество, совершенное:

а) в крупном размере (300-500 МРЗП);

б) повторно или опасным рецидивистом;

в) по предварительному сговору группой лиц

г) с использованием средств компьютерной техники

 

Мошенничество, совершенное:

а) в особо крупном размере (500 и более МРЗП);

б) особо опасным рецидивистом;

в) организованной группой или в ее интересах

 

В случае возмещения причиненного материального ущерба не применяется наказание в виде лишения свободы.

ч.1 ст.168

 

 

 

ч.2 ст.168

 

 

 

 

ч.3 ст.176

 

 

 

 

ч.4 ст.176

штраф до 100 МРЗП или исправительные работы до 1 года, или арест до 6 месяцев

 

штраф от 100 до 300 МРЗП или исправительные работы до 2 лет либо лишение свободы до 5 лет

 

 

 

 

штраф от 300 до 600 МРЗП или исправительные работы до 3 лет либо лишение свободы от 5 до 10 лет

 

 

2.

Должностной подлог, то есть внесение должностным лицом из корыстной или иной заинтересованности заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, подделка или составление и выдача заведомо ложных документов, повлекшие существенный вред правам или охраняемым законом интересам граждан либо государственным или общественным интересам

 

То же действие, совершенное:

а) повторно или опасным рецидивистом;

б) в интересах организованной группы

ч.1 ст.209

 

 

 

 

 

ч.2 ст.209

штраф от 100 до 300 МРЗП или лишение определенного права до 5 лет или  исправительные работы до 2 лет либо лишение свободы до 3 лет

 

  

штраф от 300 до 600 МРЗП или лишение свободы до 5 лет с лишением определенного права до 3 лет

3.

Изготовление, подделка официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанности, в целях его использования самим подделывателем или другим лицом либо сбыт такого документа, изготовление поддельных штампов, печатей, бланков предприятий, учреждений, организаций в тех же целях либо их сбыт

 

Те же действия, совершенные:

а) повторно или опасным рецидивистом;

б) по предварительному сговору группой лиц;

 

 

Использование заведомо подложного документа

 

ч.1 ст.228

 

 

 

 

 

 

ч.2 ст.228

 

 

ч.3 ст.228

штраф от 50 до 100 МРЗП или исправительные работы до 3 лет либо арест до 6 месяцев

 

  

 

 

Исправительные работы от 2 до 3 лет лишение свободы от 3 до 5 лет

 

 

Штраф от 25 до 50 МРЗП или исправительные работы до 2 лет либо лишение свободы от до 2 лет

 

Показать ответ

Ваш контрагент полностью прав. Представление доверенности индивидуальным предпринимателем, приобретающим товар у других хозяйствующих субъектов, на его получение непосредственно им самим не требуется. И хотя это законодательством прямо не предусмотрено, но из смысла соответствующих его норм вытекает следующее. Доверенностью, как это определено в части первой статьи 134 Гражданского кодекса (ГК), признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому лицу (поверенному) для представительства перед третьими лицами. В свете этого законоположения можно и нужно утверждать, что индивидуальный предприниматель, являясь этим самым одним лицом, может выдавать доверенность только другому лицу, каковым он по отношению к самому себе, понятно, никак не является.

Поэтому, согласитесь, выглядит нелепо, когда такие предприниматели, как, впрочем, и руководители (первые лица) юридических лиц, выписывают доверенность на свое имя. Свою подпись на счете-фактуре (или накладной) они должны заверить оттиском своей печати. И все.

Представление доверенности от имени индивидуального предпринимателя требуется в том случае, если товар получает его представитель.

Поскольку нами были упомянуты и руководители юридических лиц, то стоит заметить, что представлять возглавляемые ими организации и, следовательно, совершать от имени последних любые действия они по смыслу части первой статьи 129 ГК вправе в силу полномочия, основанного на законе. Так, статья 39 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (от 6.12.2001 г. N 310-II), статья 14 Закона «О частном предприятии» (от 11.12.2003 г. N 558-II), статья 13 Закона «О семейном предпринимательстве» (от 26.04.2012 г. N ЗРУ-327) и ряд других нормативно-правовых актов предусматривают, что руководитель организации действует от ее имени без доверенности.

Показать ответ

Давайте сначала выясним органы, которые вправе проводить налоговую проверку. Из части первой статьи 85 Налогового кодекса вытекает, что таковыми являются налоговые органы, а в случаях, предусмотренных законодательством, – органы прокуратуры.

Но, спросите вы, в каких случаях органы прокуратуры наделены правом проводить упомянутую проверку?

Эти случаи указаны в части третьей статьи 9 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (от 24.12.1998 г. N 717-I,  далее – Закон) и абзаце втором пункта 2 Указа Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства» (от 14.06.2005 г. N УП-3619), где установлено, что проверки финансово-хозяйственной деятельности хозсубъектов осуществляются налоговыми органами, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений – Департаментом по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее – Департамент).

Как видно, проверку производит не сама прокуратура, а действующий при Генпрокуратуре орган в лице Департамента. Скажем, следователь прокуратуры своим постановлением назначает налоговую проверку (например, внеплановую ревизию или встречную) и поручает ее проведение Департаменту или его территориальному подразделению, а последний (последнее) самостоятельно определяет своих должностных лиц, имеющих допуск к проведению проверок, указывая их в приказе на проведение назначенной проверки.

И произвести запись в книге регистрации проверок обязан не следователь, а, как на это указывает смысл абзацев первого и четвертого статьи 17 во взаимосвязи с абзацем вторым статьи 3 и частью третьей 3 статьи 9 Закона, должностные лица Департамента или его территориального подразделения, которым поручено проведение проверки.

Пунктом 12 Положения о порядке заполнения книги регистрации проверок (Приложение N 2 к приказу МЮ, зарегистрированному МЮ 07.11.2011 г. N 2280) предусмотрено, что в графе 5 книги указываются наименование органа, утвердившего план-график проведения проверки, и дата его утверждения; фамилия, имя, отчество должностного лица, издавшего приказ, номер и дата принятия приказа; фамилия, имя, отчество и должность лица, вынесшего постановление о назначении проверки, связанной с возбужденным уголовным делом, его дата, а также номер уголовного дела.

Показать ответ

В соответствии с частью первой статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) следователь вправе по принятым к своему производству уголовным делам давать письменные поручения органам дознания о выполнении розыскных и следственных действий,  требовать от них содействия в производстве отдельных следственных действий.

Перечень органов дознания приводится в статье 38 УПК. Это, в частности, органы милиции, СНБ, государственной таможенной службы, Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и его подразделения на местах, Главное управление по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан и его территориальные отделы.

По смыслу статьи 39 УПК, руководители каждого из перечисленных органов действует в качестве начальника органа дознания, а подчиненные ему должностные лица (аттестованные) – как дознаватели, правомочные осуществлять дознание и иные полномочия, предусмотренные тем же Кодексом. На дознавателя возлагается также обязанность выполнять поручения следователя о проведении отдельных следственных и розыскных действий по делу, находящемуся в его производстве, и содействовать следователю в выполнении им следственных действий.

О той обязанности дознавателя также говорится в статье 343 УПК, и в соответствии с ней все поручения, указания и требования следователь направляет дознавателю через начальника органа дознания.

Если к вам явились с постановлением следователя, на основании которого планируется изъятие у вас документов и/или предметов, то оно должно осуществляется в рамках производимой выемки или обыска (в случае необходимости их отыскания). Следователь, как это вытекает из приведенных выше нормативных положений, вправе поручить дознавателю производство каждого из этих следственных действий.

С учетом того, что поручение следователя о производстве отдельного следственного действия (например, выемки) дознавателю должно поступить через начальника органа дознания, назначение конкретного дознавателя для его выполнения входит в компетенцию указанного руководителя, а не следователя. Такое поручение, как правило, оформляется в виде сопроводительного письма, к которому прилагается соответствующее постановление следователя (о производстве выемки или обыска). Данное письмо с приложенным к нему постановлением поступает к дознавателю, прямо указанному в резолюции (или так называемой фишке) начальника органа дознания или его заместителя либо руководителя структурной службы.

Таким образом, следователь не вправе указывать в постановлении непосредственного исполнителя (дознавателя), которому поручалось бы производство следственного действия. Единственное, что он может, это указать в резолютивной части постановления запись о том, что производство следственного действия поручается такому-то органу дознания.

Показать ответ

В абзаце одиннадцатом статьи 91 Налогового кодекса (НК) установлено, что налоговой проверкой может быть охвачено не более пяти календарных лет деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Однако распространяется ли данное правило к проверкам, проводимым в ходе расследования по уголовным делам, в НК ничего не сказано.

А вот в части второй статьи 9 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (от 24.12.1998 г. N 717-I) и части четырнадцатой статьи 39 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (от 25.05.2000 г. N 69-II, в редакции Закона от 02.05.2012 г. N ЗРУ-328) предусмотрено, что проверкой, назначаемой в рамках возбужденного уголовного дела, может охватываться деятельность хозсубъекта, связанная только с таким делом, о чем должно быть указано в постановлении о назначении проверки.

Из этого можно предположить, что деятельность хозсубъекта, связанная с возбужденным уголовным делом, может охватывать свыше пяти лет, предшествовавших году проведения проверки.

Допустим, проверка производится в 2014 году и охватывает предшествовавшие ему последние десять лет. И если обнаруженные налоговые правонарушения будут связаны с периодом деятельности хозсубъекта до 2009 года, а точнее с периодом времени, свидетельствующим об истечении 5-летнего срока исковой давности по налоговому обязательству*, то в силу абзаца третьего части второй статьи 110 НК привлечение хозсубъекта (налогоплательщика) к налоговой ответственности (финансовым санкциям) за их совершение исключается.

Однако те же обнаруженные деяния прошлых лет, если они содержат признаки уголовно наказуемых уклонения от уплаты налогов или других обязательных платежей (статья 184 Уголовного кодекса (УК)), нарушения правил торговли или оказания услуг (статья 189 УК) и/или других преступлений, могут влиять на юридическую квалификацию действий (бездействия) должностных лиц и иных работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Показать ответ

При проведении внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) хозяйствующего субъекта в рамках расследования по уголовному делу нередко возникает необходимость проведения встречных проверок других субъектов в части их взаимоотношений с ревизуемым субъектом.

Из вашего письма вытекает, что такая необходимость, похоже, возникла у следователя прокуратуры, в производстве которого имеется соответствующее уголовное дело. Организуя ревизию у вашего контрагента, следователь, при возникшей необходимости, вправе назначить у вас встречную проверку. Безусловно, он обязан строго соблюдать установленные законом требования, касающиеся порядка назначения и проведения встречной проверки.

Как определено в абзаце шестом статьи 3 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (от 24.12.1998 г. N 717-I, далее – Закон N 717-I) встречная проверка – это проверка, заключающаяся в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций и находящимися в различных хозсубъектах или в разных подразделениях одного такого субъекта.

По смыслу статьи 141 Закона N 717-I, встречные проверки деятельности таких субъектов осуществляются в ходе расследования по уголовным делам на основании постановления о назначении проверки. Из той же статьи, а также частей девятой и десятой статьи 91 Налогового кодекса (НК) следует, что подобные проверки осуществляются без посещения хозсубъектов и допускаются только в части их взаимоотношений с проверяемым, точнее ревизуемым хозсубъектом. Финансово-бухгалтерская или иная документация, не относящаяся к предмету встречной проверки, истребованию, а значит, и изъятию у них не подлежит.

Таким образом, если следователем в отношении вашей организации была назначена встречная проверка, он вправе был истребовать от нее документы, связанные единством операций с ее контрагентом (например, ваши экземпляры договора, счета-фактуры, акты выполненных работы). Истребование документов должно осуществляться им путем запроса. Лишь в случае вашего отказа предоставить их, следователь вправе совершить изъятие таковых путем производства выемки, а в случае необходимости их отыскания – обыска.

Если же следователь истребует или изымает финансово-бухгалтерские и иные документы встречно проверяемого субъекта, не относящиеся к предмету встречной проверки, то эти его действия, бесспорно, носят неправомерный характер.

На любые действия и решения следователя, если они оцениваются вами как неправомерные, в соответствии с частями первой и третьей статьи 27 и частью первой статьи 358 Уголовно-процессуального кодекса вы вправе подать жалобы начальнику следственного подразделения (при его наличии) и прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при расследовании дела. Отказ в удовлетворении жалобы можете обжаловать вышестоящему прокурору.

Если ваша организация и/или кто-либо из ее работников привлечены к участию в уголовном деле в качестве соответствующего участника процесса (например, организация в роли гражданского ответчика, а работники – подозреваемого, обвиняемого), каждый из них вправе заявить следователю отвод. Вопрос об отводе разрешается надзирающим прокурором (часть восьмая статьи 80 УПК).

Также обращаем ваше внимание, что Президентом Республики Узбекистан Генеральной прокуратуре неоднократно поручалось осуществление систематического и действенного надзора контролирующих и правоохранительных органов, направленного на неукоснительное соблюдение установленного порядка назначения и проведения проверок, защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства (абзац второй пункта 2 Указа от 05.10.2005 г. N УП-3665 и пункт 4 Указа от 04.04.2011 г. N 4296).

Кстати, Кодекс об административной ответственности дополнен статьей 2412, а Уголовный кодекс – статьей 2061, предусматривающие ответственность за незаконное вмешательство в деятельность хозсубъектов, которое наряду с другими неправомерными действиями охватывает умышленное инициирование и (или) проведение проверок их деятельности. Поэтому вы вправе просить в своем обращении к соответствующему прокурору о привлечении следователя, допустившего неправомерные действия, к административной ответственности.

Кроме всего прочего, для возмещения вреда, причиненного субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов либо незаконных действий (бездействия) их должностных лиц (а значит, и следователя), можно обратиться в соответствующий суд. На основании решения суда вред подлежит возмещению в полном объеме непосредственно этими госорганами, в первую очередь, за счет средств их внебюджетных фондов (абзац второй пункта 3 Указа Президента от 14.06.2005 г. N 3619).

Показать ответ

Как следует из статьи 70 Гражданского кодекса (ГК), унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество УП принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Из вашего письма видно, что УП, которое преобразовывается в ООО, основано на праве хозяйственного ведения. В силу статьи 176 ГК УП, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых данным законодательным актом. Право хозяйственного ведения является ограниченным вещным правом, которым наделяется УП с целью осуществления собственной коммерческой деятельности, но с использованием имущества собственника. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (статья 70 ГК). УП лишено права собственности на имущество, находящегося в его владении, пользовании и распоряжении. Имущество УП, переданного собственником в хозяйственное ведение, а также другое имущество, приобретенное им (предприятием), является собственностью учредителя. Следовательно, можно утверждать, что на все поступления в имущественную сферу такого предприятия распространяется режим права хозяйственного ведения*. Отсюда следует также вывод, что все имущество УП, учредителем которого является упомянутое вами акционерное общество (АО), является собственностью последнего.  

Что касается прекращения права хозяйственного ведения применительно к имуществу, которым наделено УП, оно в силу части третьей статьи 181 ГК может иметь место на основании решения его собственника или других оснований, предусмотренных законодательством. В том числе на основании решения собственника об изъятии и реорганизации (преобразовании, к примеру) УП. Это значит, что для того чтобы имущество АО (собственник), которым наделено УП, подлежащее преобразованию в ООО, было передано в уставный фонд последнего, собственнику необходимо его изъять у УП.  

Исходя из изложенного выше следует признать правомерными описанные вами действия АО, а именно:

а) проведение оценки имущества преобразуемого УП для определения стоимости;

б) принятие актом приема-передачи имущества на свой баланс;

в) передача данного имущества актом приема-передачи в уставный фонд вновь созданного путем преобразования ООО согласно акту оценки.

 


* Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, как это усматривается из часть второй статьи 181 ГК, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном данным Кодексом, иным законодательством для приобретения права собственности.

09.01.2015 [ID: 2367] Имеем-ли мы право заключать договора с заказчиками на выполнение работ требующих получение специальных разрешений (расширения области аккредитации) после сдачи пакета документов на получение документа разрешительного характера (расширения области аккредитации) в специально уполномоченный государственный орган при условии что такие работы будут завершены (реализованы) после получения документа разрешительного характера (расширения области аккредитации)? Заранее благодарю.
Показать ответ

Нет, такого права вы не имеете. Ведь тот факт, что вы представили в уполномоченный орган пакет документов на получение необходимого разрешения, еще не гарантирует удовлетворения вашей просьбы. Лишь после получения необходимого документа (расширения области аккредитации) ваша организация вправе заключать с заказчиками упомянутые вами договоры и, следовательно, выполнять по ним разрешаемые работы.

Выполнение полностью или частично работ, для осуществления которых необходимо соблюдение разрешительной процедуры, без получения документа разрешительного характера влечет ответственность, установленную законом.

Так, согласно статье 165 Кодекса об административной ответственности занятие деятельностью, подлежащей лицензированию или получению иных разрешительных документов, без лицензии или иных разрешительных документов влечет наложение штрафа на шграждан от 5 до 10, а на должностных лиц – от 10 до 20 МРЗП.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика