Ответов: 273
Ответы эксперта. Государственный контроль
Показать ответ

По смыслу статьи 734 и части третьей статьи 735 Гражданского кодекса, заем действительно может быть и процентным, и беспроцентным. Следовательно, одно физическое/юридическое лицо, будучи участником регулируемых гражданским законодательством отношений, может предоставить другому физическому/юридическому лицу, являющемуся таким же участником, сумму займа. Они, будучи сторонами, в договоре займа вправе установить получение займодавцем от заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных ими в том же договоре. Или установить, что займодавец продоставляет заемщику беспроцентный заем.

Вы правы, говоря, что предоставление беспроцентного займа (подобно предоставлению процентного займа) не влечет безвозмездности договора займа, так как его сумма подлежит возврату.

Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчетности[1], на которую содержится отсылка в куказанном вами НСБУ N 2 «Доходы от основной хозяйственной деятельности»[2], определяет доходы как увеличение активов либо уменьшение обязательств в отчетном периоде (пункт 38.5). Однако у заемщика, который получает сумма процентного или безпроцентного займа, с увеличением актива (поступлением денег)  одновременно увеличивается обязательство (заем-то в будущем надо возвращать!). У займодавца применительно к предоставляемой и возвращаемой позже сумме займа (еще раз подчеркнем, сумме займа) происходит уменьшение одного актива («ушли» деньги) и увеличение другого (возникает дебиторская задолженность). По сути, то же самое происходит при возврате ему суммы займа: поступают деньги (увеличивается актив) – «исчезает» дебиторская задолженность (актив уменьшается).

При описанных выше ситуациях видно, что по смыслу пункта 38.5 упомянутой выше основы дохода нет ни у заемщика, ни у займодавца.

Доход может быть лишь у займодавца и лишь при получении им от заемщика процентов на сумму займа. Такой вывод, кстати, вытекает и из понятия «проценты», применяемого в Налоговом кодексе (НК). Согласно абзацу тридцать четвертому его статьи 22 процентами признается доход от долговых требований любого вида, в том числе доход по облигациям и другим ценным бумагам, а также по депозитным вкладам и другим долговым обязательствам.

Следует отметить, что проценты признаются доходом от реализации услуг, если их сумма в совокупности превышают общую сумму доходов от реализации товаров, работ, других услуг (первое предложение часть пятая статьи 130 НК)[3]. При отсутствии такого превышения, сумма процентов подлежит рассмотрению как прочий доход (пункт 14 части первой статьи 132 НК).

Таким образом, по договорам беспроцентного займа, что, как уже было отмечено выше, бесспорно, охватывает и условие возвратности его суммы, налоговые последствия отсутствуют.

Видится целесообразным дополнения НК нормативным положением, которое однозначно указывало бы на отсутствие налоговых последствий по такого рода договорам.

Что касается неправомерных действий налоговой инспекции, то вы, если желаете этого, вправе обжаловать в вышестоящий в порядке подчиненности орган, органы прокуратуры или  юстиции либо суд.

 

Эксперт «Norma Profi»

Камал МУЗАФФАРОВ

 


[1] Утверждена МФ и зарегистрирована МЮ 14.08.1998 г. N 475.

[2] Утвержден МФ и зарегистрирован МЮ 26.08.1998 г. N 483.

[3] Данная норма не распространяется на некоммерческие организации, для которых указанные доходы рассматриваются в качестве прочих доходов (второе предложение части пятой статьи 130 НК)..

Показать ответ

1. Камеральный контроль – это одна из форм налогового контроля, что закреплено абзацем пятым части первой статьи 67 Налогового кодекса (НК). Его целью, как мы понимаем, является определение того, соблюдаете ли вы как налогоплательщик налоговое законодательство.

Как предусмотрено частью первой статьи 70 НК, камеральным является контроль, проводимый на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке налогоплательщиком финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о его деятельности, имеющихся в органе государственной налоговой службы. Из смысла данной нормы следует, что камеральный контроль начинается после того, как вы представили в налоговый орган документ, относящийся к указанным видам отчетности (далее – отчетность).

Данная форма налогового контроля осуществляется по месту нахождения налогового органа без посещения налогоплательщика (часть вторая статьи 70 НК).

2. Для начала камерального контроля не требуется какого-либо приказа, решения специального разрешения налогового и (или) иного органа либо согласования с ним. Следовательно, налоговики вправе провести его на основании любой представленной отчетности. При этом неважно, как часто представляется она.

Составление по результатам камерального контроля акта и вручение его экземпляра или копии налогоплательщику законодательством также не предусмотрены. При выявлении же отклонений в вашей отчетности налоговый орган предоставит вам иной документ, который описывается ниже.

3. О начале камерального контроля налогоплательщика извещать не будут. Контроль проводится автоматически по каждой представленной отчетности. Это вполне законно. Действующее налоговое законодательство не обязывает налоговые органы ставить вас в известность о том, что они будут проводить изучение и анализ вашей отчетности.

Узнать о том, что в вашем случае проводится камеральный контроль, вы можете только тогда, когда налоговая инспекция направит вам письменное требование о внесении соответствующих исправлений в налоговую отчетность с сообщением выявленных в ходе такого контроля ошибок в ее заполнении или противоречий между сведениями, содержащимися в ней и имеющимися у этого органа (часть третья статьи 70 НК).

Вы будете обязаны в 10-дневный срок со дня получения требования о внесении исправлений представить налоговому органу в порядке, предусмотренном для представления уточненной налоговой отчетности, исправленную налоговую отчетность по соответствующим налогам и другим обязательным платежам либо обоснование выявленных расхождений (часть четвертая статьи 70 НК).

Показать ответ

Смысл создания отдела камерального контроля, по нашему мнению, сводится к тому, что данный контроль в основном выполняет функцию проверки правильности и достоверности составления финансовой и налоговой отчетности.

Камеральный контроль является одной из форм налогового контроля (абз. 5 ч. 1 ст. 67 Налогового кодекса). Причем, как показывает практика, данная форма контроля является самой массовой. Но, несмотря на это обстоятельство, налоговое законодательство, на наш взгляд, мало содержит положения о нем. На основании анализа ст. 70 НК, определяющей, по сути, порядок проведения этой формы налогового контроля, можно выделить несколько его квалифицирующих признаков.

Первый признак. Камеральный контроль проводится только по месту нахождения налогового органа без посещения налогоплательщика. Т.е. его проведение на территории последнего законодателем не допускается.

При этом НК не указывает, местонахождение какого именно налогового органа подразумевается под местом проведения камерального контроля. Но законодатель в нем (ч. 2 ст. 45) закрепил обязанность налогоплательщика представлять налоговую отчетность в налоговый орган по месту постановки его учет. На основании анализа данной и положений ст. 70 НК считаем, что органом, уполномоченным на проведение камерального контроля, является соответствующая районная (городская) налоговая инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете.

В то же время бывает необходимость представления отчетности по отдельным видам налогов по месту пообъектной постановки на учет (второе предложение ч. 2 ст. 45 НК). В таких случаях один и тот же налогоплательщик может иметь несколько оснований для других учета (учета земельного участка, иного недвижимого имущества, водопользования[1]) и, следовательно, состоять на учете в различных других налоговых инспекциях.

Второй признак. Камеральный контроль согласно ч. 1 ст. 70 НК состоит в изучении и анализе представленной в установленном порядке налогоплательщиком финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в налоговом органе. Цель камерального контроля – соблюдение налогового законодательства, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, предъявление требований налогоплательщикам по исправлению выявленных ошибок и отклонений и уплате недоплаченных налогов. Информация камерального контроля также может служить критерием для отбора налогоплательщиков для проведения у них документальных проверок[2].

В ходе камерального контроля осуществляется проверка полноты и своевременности представления всех форм финансовой и налоговой отчетности, правильности ее заполнения, идентичности соответствующих показателей, указанных во всех ее формах, обоснованности применения ставок и налоговых льгот, а также проверка соответствия сведений, содержащихся в представленной отчетности и имеющихся в налоговых органах, и проведения обязательной аудиторской проверки (отдельных хозсубъектов).

Запрещается истребование у налогоплательщиков дополнительно любых сведений, справок и документов, за исключением установленных действующим законодательством обязательных сведений, связанных с отчетностью.

В случае выявления в ходе камерального контроля ошибок, допущенных налогоплательщиками при заполнении отчетности либо противоречий между сведениями, содержащимися в ней уже в представленном виде и имеющимися в налоговых органах, об этом письменно сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления.

Третий признак. Для проведения камерального контроля законодательством не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или специального уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов.

Таким образом, камеральный контроль, как было сказано выше, в основном выполняет функцию проверки правильности и достоверности составления финансовых и налоговых отчетов.

Далее. Об ответственности конкретно отдела камерального контроля или, скажем,  налогового органа как юридического лица, в состав которого входит названное подразделение, в законодательстве ничего не сказано. В ст. 13 Закона от 29.08.1997 N 474-I «О государственной налоговой службе» (далее – Закон) в общих чертах говорится о материальной, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности должностных лиц данной службы (но не самого органа), к которой они могут быть привлечены. К примеру за: неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей, нарушение исполнительской дисциплины; причинение материального и морального ущерба гражданам и юрлицам в силу неправомерных действий (бездействия); принятие решений, не соответствующих законодательству.

Убытки, причиненные неправомерными действиями должностных лиц налоговых органов при осуществлении налогового контроля, подлежат возмещению в установленном законом порядке.

Таким законом, на который сделана отсылка и в соответствии с которым подлежат возмещению причиненные налоговиками убытки при осуществлении налогового контроля (включая камерального), на наш взгляд, является Гражданский кодекс. Положения его статей 15 и 990, между прочим, позволяют возмещение вреда (убытков), причиненного гражданину или юрлицу в результате не только незаконных действий (бездействия) должностных лиц, в частности, госорганов (а значит, и налоговых) но и незаконных решений самих этих органов, независимо от вины их должностных лиц, в т.ч. за счет государства.


[1] При возникновении у налогоплательщика после постановки его на учет обязательства по уплате земельного налога, налога на имущество или налога за пользование водными ресурсами не по месту постановки на учет налогоплательщик подлежит пообъектной постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения объекта налогообложения (ч. 2 ст. 79 НК).

[2] См. ч. 3 ст. 91 НК и абз. 2 п. 2 Указа Президента от 04.04.2011 N УП-4296, согласно которым проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства могут быть инициированы налоговым органом только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика