Ответов: 273
|
Ответы эксперта. Архив 2014-19гг.
Показать ответ
– Ўзбекистон Республикаси банкларида бухгалтерия ҳисобини юритиш ва бухгалтерия ишларини ташкил қилиш тартиби тўғрисида йўриқнома1 57-бандининг иккинчи хатбоши илгари қуйидаги таҳрирда амалда эди: «Нақд пул чекларини қабул қилишда масъул ижрочи бухгалтер нақд пул чеки билан иш ҳақидан бюджетдан ташқари Пенсия жамғармасига мажбурий бадалларни, Касаба уюшмаларига ихтиёрий бадалларни, жисмоний шахсларнинг даромад солиғи ҳамда жамғариб бориладиган шахсий пенсия ҳисобварақларига мажбурий бадалларини ўтказиш бўйича хўжалик юритувчи субъект раҳбари ҳамда бухгалтерия ҳисоби ва молиявий бошқариш вазифаларини амалга оширувчи шахс томонидан имзоланган ва думалоқ муҳр билан тасдиқланган реестр илова қилинган тўлов топшириқномалари тақдим этилмаган ҳолларда нақд пул чеклари банклар томонидан ижрога қабул қилинмайди». Бироқ, ушбу хатбоши МБ бошқарувининг АВ томонидан 9.02.2015 йилда 1834-4-сон билан рўйхатдан ўтказилган қарорига мувофиқ чиқариб ташланди. Мазкур қарор расмий кучга кирган кундан, яъни 16.02.2015 йилдан эътиборан юқорида кўрсатилган тўлов топшириқномалари ҳамда уларга илова қилиниши лозим бўлган реестр эндиликда банкка тақдим этилмайдиган бўлди. Юқоридаги Йўриқномада назарда тутилганидек, пул ҳисоб-китоб ҳужжатлари, шунингдек банк ҳисобварағи шартномасида кўзда тутилган бошқа ҳужжатлар банк томонидан фақат мижознинг банкка тақдим қилган муҳр ва имзо қўйилган варақчада кўрсатилган шахслар ёки мижознинг вакил қилинган шахсидан ишончнома асосида қабул қилинади (27-банд). (Бундай ишончнома, 34-бандининг учинчи хатбошисининг ҳамда 571-бандининг биринчи хатбошисининг мазмунига кўра, тақдим этилиши шарт.)
Шунингдек, Ўзбекистон Республикасида банклар томонидан пул муомаласига доир ишларни ташкил этиш тўғрисидаги йўриқномага (янги таҳрири)2 кўра, юридик шахслар банкка жамоа шартномасида ёки бошқа локал меъёрий ҳужжатларда назарда тутилган меҳнатга ҳақ тўлашнинг муддатлари тўғрисидаги маълумотларни касса буюртманомалари воситасида тақдим этадилар (35-банд). Банклар хомчўт (прогноз) қилинаётган чоракнинг бошланишидан 30 кун олдин асосий талаб қилиб олингунча депозит ҳисобварағига хизмат кўрсатилаётган юридик шахслардан касса буюртманомаларини оладилар (8-бандининг биринчи хатбоши). Тижорат банкларида касса ишини ташкил этиш, инкассация ва қимматликларни ташишга доир йўриқномага (янги таҳрири)3 биноан банк кассасидан нақд пул бериш хўжалик юритувчи субъектларга пул чеклари бўйича амалга оширилади (89-банднинг «а» кичик банди). Шу тариқа, юридик шахс нақд пул олиш мақсадида банкка хомчўт (прогноз) қилинаётган чоракнинг бошланишидан 30 кун олдин касса буюртманомани, нақд пулни бевосита олаётганда эса пул чекини тақдим қилади. Юқорида номлари келтирилган ҳамда бошқа норматив-ҳуқуқий ҳужжатларда юридик шахсларнинг ўз ходимларига иш ҳақини тўлаш учун банкдан нақд пулни олишларида ходимларнинг шу даромадидан солиқ суммаси бюджетга тўланганлиги тўғрисидаги далилни (шу жумладан солиқ органи билан тузилган солиштирма далолатноманинг нусхасини) банкка тақдим этишлари кераклиги вазифаси мазкур юридик шахслар зиммасига юклатилмаган. Агар банк ўзининг ноқонуний талабларини давом эттириб корхонангизга нақд пулни бермаса, сиз банкни Мижозларга ҳисобварақлар очиш, уларнинг ҳисобварақларига пул маблағларини ҳисобга киритиш ва ҳисобдан чиқариш, иш ҳақи ва қонун ҳужжатларида белгилаб қўйилган бошқа эҳтиёжлар учун нақд пул маблағларини беришнинг ўрнатилган тартибларини бузганликлари учун тижорат банкларига жарима санкцияларини қўллаш тартиби тўғрисида низомнинг4 5-бандида назарда тутилган жавобгарликка тортиш масаласини қўйишингиз мумкин. Унда, хусусан, шундай белгиланган: «Банклар томонидан иш ҳақи ва қонунларда назарда тутилган бошқа эҳтиёжлар учун ўз вақтида нақд пул бермаганлик учун мижозларга, шу жумладан, тадбиркорлик субъектларига улар ҳисобварақларида маблағ бўлганида банк устав сармояси белгиланган энг кам миқдорининг 0,005 фоизи миқдорида жарима тўлайди». __________________________
1МБ бошқарувининг АВ томонидан 11.07.2008 йилда 1834-сон билан рўйхатдан ўтказилган қарори билан тасдиқланган. 2МБ бошқарувининг АВ томонидан 26.10.2005 йилда 1518-сон билан рўйхатдан ўтказилган қарори билан тасдиқланган. 3МБ бошқарувининг АВ томонидан 27.06.2008 йилда 1831-сон билан рўйхатдан ўтказилган қарори билан тасдиқланган. 4МБ бошқарувининг АВ томонидан 30.06.2001 йилда 1044-сон билан рўйхатдан ўтказилган қарори билан тасдиқланган. 27.11.2015 [ID: 4697] Временная финансовая помощь является ли беспроцентным денежным займом ?
Показать ответ
Когда речь идет о временной финансовой помощи, то подразумевается предоставление одним лицом другому денежных средств на возвратной основе (в порядке и срок, установленном/ый договором). Данные отношения регулируются правовыми нормами, касающимися денежного займа. Так, в силу статьи 732 Граждванского кодекса (ГК) по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу единовременно или в рассрочку такую же сумму денег или равное взятому взаймы количество вещей того же рода и качества (сумму займа). Такой договор считается заключенным с момента передачи денег или вещей*. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец (юридическое лицо или гражданин) имеет право на получение от заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором (часть первая статьи 734 ГК). В данной норме, носящей диспозитивный характер, установлена презумпция возмездности займа, действующая при условии, что из закона или заемного обязательства не вытекает обратное. Следовательно, договор займа может быть беспроцентным, если в нем указано условие, что заем предоставляется без уплаты процентов. Таким образом, временная финпомощь является беспроцентным денежным займом только в том случае, если договором предусмотрено, что сумма денежного займа предоставляется заемщику без уплаты им процентов.
* Следует иметь в виду, что временная финпомощь охватывается также кредитным договором, являющимся разновидностью договора займа. Содержание кредитного договора в целом совпадает с содержанием договора займа. 04.05.2016 [ID: 6175] Қисқа муддатли текширув ўтказиш муддатини ҳисобланиши қайси пайтдан бошланади?
Показать ответ
– Ҳақиқатан ҳам, Солиқ кодекси (кейинги ўринларда – Кодекс) 89-моддасининг учинчи ва тўртинчи қисмларига биноан қисқа муддатли текширув ўтказиш муддати бир иш кунидан ошмаслиги керак ва бу муддатни узайтиришга йўл қўйилмайди. Солиқ текширувини ўтказишнинг бошланиши Кодекснинг 92‑моддасида кўрсатилган. Унинг маъносига кўра, солиқ органининг мансабдор шахси солиқ текширувини ўтказишни бошлашдан олдин назорат қилувчи органлар фаолиятини мувофиқлаштирувчи махсус ваколатли органнинг режадан ташқари солиқ текшируви, яъни қисқа муддатли текширув (Кодекс 88-моддасининг учинчи қисмида кўрсатилган асосга кўра режадан ташқари ўтказиладиган текширув бундан мустасно*) ўтказиш тўғрисидаги қароридан, солиқ хизмати органининг тегишли солиқ текшируви тайинланганлиги тўғрисидаги буйруғидан ҳамда солиқ текширувини ўтказиш дастуридан кўчирма нусхаларни тилхат билан бирга топширган пайт текширувни ўтказиш бошланган пайт деб ҳисобланади. Солиқ тўловчи мазкур ҳужжатларни олишдан бош тортган тақдирда, текширувчи томонидан унинг ўзи ва солиқ тўловчи имзолайдиган далолатнома тузилади. Солиқ тўловчи ушбу далолатномани имзолашдан бош тортган тақдирда эса бу ҳақда далолатномага тегишли ёзув киритилади. Бундай ҳолда далолатнома имзоланган пайт текширувни ўтказишнинг бошланиши ҳисобланади. Солиқ текширувини (шу жумладан қисқа муддатли текширувни) ўтказиш доирасида айрим ҳаракатлар (масалан, ҳудудлар ва жойларни кўздан кечириш, мол-мулкни инвентаризациядан ўтказиш, ҳужжатларни талаб қилиб олиш, ҳужжатларни ва предметларни олиб қўйиш) амалга оширилиши мумкин. Лекин шуни билиш керакки, ҳужжатлар ва предметларни тунги вақтда – соат 23.00 дан 06.00 гача олиб қўйиш ман этилади (Кодекс 95-моддасининг учинчи қисми). Бир қарашда ушбу нормага асосан солиқ ходимларининг қисқа муддатли текширувни якка тартибдаги тадбиркорнинг иш вақти режимидан келиб чиқиб соат 09.00 дан эмас, балки 10.00, 11.00 ёки 14.00 дан бошлаш ва текширув тугалланмай қолса, уни ўша куннинг тунги соат 23.00 гача давом эттириш мумкиндек туюлади. Аслида бу нотўғри. Чунки сиз кўрсатган иш вақти режимига кўра соат 18.00 дан кейинги вақт якка тартибдаги тадбиркорнинг шахсий вақти ҳисобланади ва у бу вақтни ўз ихтиёрига кўра тасарруф эта олади – хоҳласа театрга боради, хоҳласа футболга тушади, истаса оиласи билан уйда ўтиради. Конституциямизга биноан: ҳар ким эркинлик ва шахсий дахлсизлик ҳуқуқига эга (25-модданинг биринчи қисми); Ўзбекистонда демократия умуминсоний принципларга асосланади, уларга кўра инсон, унинг ҳаёти, эркинлиги, шаъни, қадр-қиммати ва бошқа дахлсиз ҳуқуқлари олий қадрият ҳисобланади. Демократик ҳуқуқ ва эркинликлар Конституция ва қонунлар билан ҳимоя қилинади (13-модда); фуқароларнинг Конституция ва қонунларда мустаҳкамлаб қўйилган ҳуқуқ ва эркинликлари дахлсиздир, улардан суд қарорисиз маҳрум этишга ёки уларни чеклаб қўйишга ҳеч ким ҳақли эмас (19-модда). Бундан хулоса қилиш мумкинки, якка тартибдаги тадбиркор ўзи учун белгилаган иш куни (вақти) тугагандан кейинги унинг шахсий вақти мобайнида текширувни давом эттириш юқорида келтирилган конституциявий эркинлигини бузиш ҳисобланади. Шуни эслатиб қўймоқчимизки, Кодекснинг 11-моддасида ҳам солиқ тўғрисидаги қонун ҳужжатларидаги бартараф этиб бўлмайдиган барча қарама-қаршиликлар ва ноаниқликлар солиқ тўловчининг фойдасига талқин қилиниши белгиланган. Ушбу нормага кўра, юқорида айтиб ўтилган бир иш куни масаласи билан боғлиқ вужудга келган ноаниқликлар фақатгина солиқ тўловчининг фойдасига ҳал этилмоғи лозим.
* Яъни бозорлар, савдо комплекслари ҳудудларида ва уларга туташ бўлган автотранспорт воситаларини вақтинча сақлаш жойларида бир марталик йиғимлар, ижара ҳақи тўлиқ тушиши ва уларнинг топширилиши ҳисобга олинишига, фискал хотирали назорат-касса машиналаридан, тўловларни пластик карточкалар асосида қабул қилиш бўйича ҳисоб-китоб терминалларидан фойдаланилишига, шунингдек савдо ва хизмат кўрсатиш қоидаларига риоя этилишига оид қисқа муддатли текширувлар ўтказиш учун солиқ органларининг қонун ҳужжатларида ваколат берилган бўлинмаси бошлиғининг текширув ўтказиш мақсадлари, муддатлари ва текширувчи мансабдор шахсларнинг таркиби кўрсатилган буйруғи асос бўлади. Солиқ органларининг қонун ҳужжатларида ваколат берилган бўлинмаси назорат қилувчи органлар фаолиятини мувофиқлаштириш бўйича махсус ваколатли органни ёки унинг тегишли ҳудудий бўлинмасини ўтказилган қисқа муддатли текширувлар тўғрисида текширув ўтказилган кундан эътиборан бир иш куни ичида хабардор қилади.
Показать ответ
Йўқ, солиқ бўйича имтиёзни қўллаш учун ДСИнинг хати эмас, балки у назарда тутилган солиқ тўғрисидаги қонун ҳужжатлари асос ҳисобланади (СКнинг 30‑моддаси). СКнинг 179‑моддаси 30‑банди иккинчи хатбошидаги имтиёзни 36‑ёшли ходимингизга қўллаш мумкин эмас, чунки у жисмоний шахсларнинг солиқ солинадиган иш ҳақи ва бошқа даромадлари суммаларини якка тартибда уй-жойни қуриш, реконструкция қилиш ва сотиб олиш учун ёки кўп квартирали уйдаги квартирани реконструкция қилиш ва сотиб олиш учун олинган ипотека кредитларини ҳамда улар бўйича ҳисобланган фоизларни қоплаш учун йўналтирилган ёш оила аъзоларига татбиқ этилади. Ёш оила тоифасига турмуш курганларнинг ёши 30 ёшдан ошмаган, ёки болаларни (болани) 30 ёшдан ошмаган ота-онадан бири, шу жумладан, турмушидан ажрашган эркак (аёл), бева (бева аёл) кишилар тарбиялаётган оилалар киритилади (18.05.2007 йилдаги ПФ‑3878‑сонли Фармоннинг 3‑банди). 29.05.2017 [ID: 8630] Бош хисобчи эски даврлар учун, яъни унга тегишли булмаган даврлар учун маъмурий жавобгарлик тортилиши тугрими?
Показать ответ
Бухгалтерни маъмурий тартибда жаримага солиниши мумкин бўлган қонунбузарликлар МЖтК назарда тутилган. Масалан, солиқ солинадиган объектларнинг ҳисобини олиб бормаслик ёки касса операцияларини юритиш тартибини, шунингдек тўлов интизомини бузиш (175-модда) ёки бухгалтерия ҳисоби ва ҳисоботини юритиш тартибини бузиш (175-1-модда). Жавобгарликни чегаралаш муаммоси олдинги бухгалтернинг фаолият давридаги қоидабузарлик аниқланганда юзага келади. Шунинг учун қуйидаги савол туғилиши табиий: ким маъмурий жавобгарликка тортилиши керак: олдинги ёки янги бухгалтерми? Ушбу саволга жавобни эксперт С. Латиповнинг «Ишдан «қочган» бухгалтернинг мероси» (14.02.2017 йилдаги 7 (604)-сон «Норма маслаҳатчи» газетаси) маколасидан олишингиз мумкин. Унга кўра, амалиётда кўпинча иккала бухгалтернинг иш даврлари эътиборга олинади. Воқеа ва жараёнлар улар иши даврларининг вақт чегараси ичида ривожланиши мумкин. Масалан, бухгалтерия ҳисобининг бошланғич ҳужжатларини аввалги бухгалтер, улар асос бўлган ҳисоботни эса янги бухгалтер тузганда. Ўша маколада ёзилишича, бундай ҳолда қуйидагилардан келиб чиқиш лозим. Маълумки, бухгалтерия ҳисоботлари бошланғич ҳужжатлар асосида тузилади. Шу тариқа, бошланғич ҳужжатдаги хато туфайли бухгалтерия ҳисобида хатолар вужудга келганда жавобгарлик уни имзолаган бухгалтер зиммасига тушади. Ва аксинча, агар ҳисоботда бошланғич ҳужжатларда бўлган ахборот бузиб кўрсатилса, жавобгар янги бухгалтер бўлиши керак. Ушбу қоида анча универсал бўлиб, уни нафақат моддий, балки маъмурий, шунингдек жиноий жавобгарлик масалаларини кўришда ҳам қўллаш мумкин. Шу сабабли раҳбар бухгалтер билан меҳнат шартномасини бекор қилаётганда бухгалтерия ҳужжатларининг рўйхати ва уларни қабул қилиш-топширишга алоҳида эътибор қаратиши керак. Маъмурий жарима қандай тартибда белгиланади? Маъмурий жавобгарликка тортиш тартиби МЖтКнинг асосан «Маъмурий ҳуқуқбузарлик тўғрисидаги ишларни юритиш» дейилган тўртинчи бўлимида белгиланган. Унга биноан, хусусан: маъмурий ҳуқуқбузарлик содир этилганлиги тўғрисидаги баённома ваколатли мансабдор шахс томонидан тузилади (279-модданинг 1-қисми); баённомани тузиш вақтида ҳуқуқбузарга мазкур Кодекснинг 294-моддасида назарда тутилган унинг ҳуқуқ ва бурчлари тушунтирилади ва бу хусусда баённомага ёзиб қўйилади (281-модданинг 4-қисми); бундай шахс иш материаллари билан танишиб чиқишга, изоҳлар беришга, далиллар келтиришга, ўз илтимосини баён этишга, ишни кўриб чиқиш вақтида адвокатнинг юридик ёрдамидан фойдаланишга, ўз она тилида сўзлашга ва таржимоннинг хизматларидан фойдаланишга, иш юзасидан чиқарилган қарор устидан шикоят беришга ҳақлидир (294-модданинг 1-қисми); ишни кўриб чиқиш вақтида тегишли орган (мансабдор шахс): маъмурий ҳуқуқбузарлик содир этилган-этилмаганлигини, ҳуқуқбузарлик содир этилган вақт ва жойни, мазкур шахс уни содир этишда айбдор-айбдор эмаслигини, унинг маъмурий жавобгарликка тортилиш-тортилмаслигини, жавобгарликни енгиллаштирувчи ёки оғирлаштирувчи ҳолатлар бор-йўқлигини, мулкий зарар етказилган-етказилмаганлигини, шунингдек ишни тўғри ҳал этишда аҳамиятга молик бошқа ҳолатларни аниқлаши шарт (307-модда). Менга тегишли бўлмаган даврлар учун тузилган далолатномага имзо чекишим қанчалик тўғри? Сизга тегишли бўлмаган даврлар учун тузилган далолатномага имзо қўйишингиз қонун ҳужжатларга зид бўлмайди. Амалиётда далолатномани текширилаётган ташкилот номидан, одатда, унинг раҳбари ва бош бухгалтери имзолашади (СКнинг 101-моддаси 4-қисми). Ушбу ҳужжатда кўрсатилиши лозим бўлган маълумотлар орасида ташкилотнинг тўлиқ номи, текширув даврида раҳбарлик вазифаларини ёки бухгалтерия ҳисоби юритиш вазифаларини амалга оширган мансабдор шахсларнинг фамилияси, исми, отасининг исми ҳамда текширилаётган солиқ даври бўлиши керак (СКнинг 101-моддаси 1-қисми 6 ва 9-бандлари). Солиқ тўловчининг (ташкилот бўлса – унинг мансабдор шахсларнинг) далолатномадаги имзоси (имзолари) унинг текширув натижаларидан рози эканлигини англатмайди (СКнинг 101-моддаси 5-қисми). Шу билан бирга сиз далолатномани имзоламаслигингиз ҳам мумкин ва бу учун ҳеч қандай жавобгарлик юзага келмайди. Менга тегишли бўлмаган даврлар учун мен маъмурий жавобгар ҳисобланаманми? Ушбу саволга юқорида жавоб берилди. Агар ушбу ҳолат бўйича менинг ҳуқуқларим бўзилган бўлса, кимга мурожаат қилишим мумкин? Агар сизга нисбатан маъмурий ишни кўриб чиқиш вақтида ҳуқуқларингиз бузилган деб ҳисоблансангиз ва (ёки) қабул қилинган қарор билан норози бўлсангиз, қарор устидан юқори турувчи органга (мансабдор шахсга) ёки маъмурий ишлар бўйича туман (шаҳар) судьясига шикоят қарор қабул қилган орган (мансабдор шахс) орқали ёки бевосита судга беришингиз мумкин. Бунда сиз давлат божи тўлашдан озод этиласиз (МЖтК 315-модданинг 1, 2 ва 4-қисмлари). Қарор хусусида унинг нусхасини олган кундан бошлаб 10 кун ичида шикоят беришингиз керак бўлади (МЖтК 316-моддаси). 31.07.2017 [ID: 9022] С какой даты необходимо применять льготу, предусмотренную постановлением Президента ПП-2911?
Показать ответ
Со дня опубликования акта – 10.05.2017 г. Налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения соответствующих правовых оснований в течение всего периода их действия (ч.3 ст.30 НК). Как предписано в ч. 2 ст. 3 НК, акты налогового законодательства (далее – АНЗ) не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено указанной статьей. АНЗ, смягчающие положения налогоплательщиков, имеют обратную силу, если это прямо указано в них самих (ч.4 ст.3 НК)*. В ПП-2911 от 20.04.2017 г., п. 2 которого предусматривает упомянутую вами льготу и тем самым улучшает положение налогоплательщика, не указано, что оно имеет обратную силу. По этой причине льгота не может применяться с начала 2017 года или его второго квартала. С учетом этого и отсутствия в ПП-2911 срока введения в действие рассматриваемой льготы, она применяется со дня вступления данного акта в силу, т.е. со дня его официального опубликования (ч.7 ст.3 НК). ПП-2911 официально опубликовано в «Собрании законодательства Республики Узбекистан» от 10.05.2017 г. №18. Следовательно, с этой даты вступил в силу как сам акт, так и предусмотренная его п. 2 льгота.
* Исключение: если АНЗ устраняют или смягчают ответственность за нарушение налогового законодательства, то они имеют обратную силу (ч.3 ст.3 НК). Примером АНЗ, который был официально опубликован позднее даты его ввода в действие, является ПП-325 от 17.04.2006 г. по освобождению с 01.04.2006 г.от уплаты налога на прибыль и ЕНП предприятий, оказывающих услуги, определенные соответствующим перечнем. Т.е. в данном случае акт имел обратную силу, поскольку это было прямо указано в нем самом. 19.02.2016 [ID: 5561] Может ли Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица заключить экспортный контракт через биржу за национальную валюту РУз Сум
Показать ответ
Продажа индивидуальным предпринимателем по безналичной форме расчета товаров, закупленных им у других лиц, подпадает под понятие оптовой торговлей. Не является исключением продажа им товаров несобственного производства на основе экспортного контракта (ведь он предполагает указанную форму расчета), заключенного напрямую с контрагентом или через биржу. Как известно, оптовой торговлей признается реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд. Такое нормативное понятие содержится в абзаце третьем пункта 2 Положения о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности[1] (далее – Положение N 407) и абзаце втором пункта 2 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению оптовой торговли[2]. А деятельностью по осуществлению оптовой торговли могут заниматься только юридические лица (пункт 3 Положения N 407). С учетом изложенного следует прийти к выводу о том, что индивидуальщик не вправе заключать экспортный контракт через биржу, предусматривающий безналичную форму расчета (неважно за какую валюту) за поставку товаров, закупленных им у других лиц. В дополнение к сказанному обращаем ваше внимание и на следующие нормативные положения. В части третьей статьи 19 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»[3] указано, что виды деятельности, которыми могут заниматься ИП, определяются правительством. Их Перечень утвержден постановлением КМ от 07.01.2011 N 6. Согласно его разделу I «Розничная торговля» ИП вправе заниматься торговлей: продовольственными товарами (за исключением реализации растительного масла, алкогольной и табачной продукции); сельскохозяйственной продукцией на дехканских рынках; непродовольственными товарами (за исключением реализации всех видов нефтепродуктов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней либо изделий с применением таких материалов, аудиовизуальных произведений, фонограмм и программ для ЭВМ, новых импортных автомобилей и фармацевтических товаров); газетами, журналами и книжной продукцией; продовольственными и непродовольственными товарами (смешанная торговля в стационарных точках); импортируемыми товарами. Из пункта 12 Положения о порядке учета доходов и товарных операций индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность[4], следует, что им разрешается торговать в розницу товарами: а) приобретенными путем безналичных расчетов мелкими партиями у юридических лиц – производителей или юридических лиц – оптовых поставщиков; б) ввезенными по импорту непосредственно самим индивидуальным предпринимателем; в) собственного изготовления (не запрещенными к реализации); г) приобретенными у других ИП – производителей этих товаров только путем безналичных расчетов. Как видно, оптовая торговля теми или иными товарами как вид деятельности, которую может осуществлять ИП, законодательством не предусмотрена.
[1] Приложение к постановлению КМ от 26.11.2002 г. N 407 (далее – Положение N 407). [2] Приложение к постановлению КМ от 5.11.2005 г. N 242. [3] От 25.05.2000 N 69-II, в редакции Закона от 02.05.2012 N ЗРУ-328. [4] Приложение к постановлению МФ, ММЭС и ГНК, зарегистрированному МЮ от 8.01.2003 г. N 1197. 06.04.2016 [ID: 5620] Подскажите пожалуйста, какие риски для ООО в части оплаты требований таможни
Показать ответ
Приложение N 1 к постановлению КМ от 13.04.2013 N 106, на которое вы сослались, представляет собой Правила помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза (вывоза) (далее – Правила 2013 года). Однако в 2012 году, когда были ввезены мешки, действовали Правила временного ввоза товаров и транспортных средств на территорию Республики Узбекистан, утвержденные постановлением КМ от 17.08.2004 N 399[1] (далее – Правила 2004 года). Как следует из подпункта «г» их пункта 5 полное освобождение от таможенных пошлин и налогов предоставлялось в случае временного ввоза контейнеров, поддонов и других видов многооборотной тары и упаковок, используемых при международных перевозках на территорию Республики Узбекистан и с ее территории людей и грузов. Временный ввоз многооборотной тары и упаковок разрешается с предоставлением полного освобождения от таможенных пошлин и налогов на срок осуществления транспортных операций, но не более трех месяцев. (В Правилах 2013 года полное освобождение от таможенных пошлин и налогов в случае временного ввоза многооборотной тары и упаковок на 3-месячный или иной срок не предусматривается). Как указано в пункте 6 Правил 2004 года, в случае временного ввоза товаров, не указанных в их пункте 5, к ним с момента ввоза в Республику Узбекистан в режиме временного ввоза применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов со взиманием периодических таможенных платежей. По смыслу и логике того же пункта, применительно ко временно ввезенных многооборотной тары и упаковок периодические таможенные платежи подлежали взиманию по истечении 3-месячного срока с момента их временного ввоза. Как предусматривалось пунктом 7 Правил 2004 года, периодические таможенные платежи подлежали начислению и уплате за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров в режиме временного ввоза в СКВ[2] в размере 5 % от суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате в случае помещения этих товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения (импорта) на день их таможенного оформления в режиме временного ввоза. (Аналогичная норма содержится в пункте 21 Правил 2013 года.) Общая сумма взимаемых периодических таможенных платежей не должна была превышать сумму таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при оформлении этих товаров в режиме импорта на день таможенного оформления в режиме временного ввоза (абзац шестой пункта 7 Правил 2004 года). Согласно статье 23 Таможенного кодекса (ТмК) срок, на который товары могут помещаться под режим временного ввоза (вывоза), устанавливается и продлевается таможенными органами исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза), но общий срок нахождения товаров в режиме не может превышать двух лет. Для отдельных категорий товаров могут устанавливаться более продолжительные сроки в соответствии с законодательством[3]. На правоотношения, связанные с нахождением мешков в режиме временного ввоза, начиная с 22.04.2013 стали действовать положения Правил 2013 года. В этой связи ООО должно было руководствоваться данным документом и в силу его пункта 17 обеспечить до истечения срока временного ввоза мешков их обратный вывоз или поместить те же мешки под иные таможенные режимы. (Как предписано в указанном пункте, при несоблюдении указанных требований товар помещается на таможенный склад под таможенный режим «временное хранение».) Что касается наличия или отсутствия рисков для ООО в части оплаты требований таможенного органа, то обращаем ваше внимание на статью 112 ТмК («Взыскание таможенных платежей и меры ответственности»). Из нее вытекает, что: таможенные платежи, не уплаченные в соответствии с ним, взыскиваются таможенным органом в бесспорном порядке, за исключением платежей с физических лиц, перемещающих товары для некоммерческих целей, взыскание с которых производится в порядке, установленном законодательством; за время задолженности в бесспорном порядке от суммы недоимки взыскивается пеня в размере 0,033 процента за каждый день просрочки. На сумму задолженности, равной излишне уплаченным субъектом предпринимательства суммам, пеня не начисляется. Размер пени не может превышать суммы задолженности субъекта предпринимательства по таможенным платежам; при уклонении от уплаты таможенных платежей либо при отсутствии у плательщика денежных средств взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством (т.е. в судебном порядке). С учетом изложенного следует прийти к вывод о правомерности требований таможенного органа в адрес ООО об уплате таможенных платежей и соответствующей суммы начисленной пени за весь период временного ввоза многооборотной тары (мешков). В статье 131 ТмК («Ответственность юридических лиц») говорится, что к юридическим лицам и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за нарушения, предусмотренные его статьями 161-169, применяются штрафы (экономические санкции) и иные взыскания, предусмотренные его же статьей 132 (конфискация товаров и транспортных средств, являющихся орудием совершения или непосредственным предметом нарушения таможенного законодательства). Например, неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии признаков преступления влечет наложение штрафа от 20 до 50 % суммы неуплаченных таможенных платежей (статья 169 ТмК). Привлечение к ответственности юрлица не освобождает от ответственности его работников за совершение ими нарушений таможенного законодательства[4]. Привлечение их к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере таможенного дела не освобождает юрлицо от указанной выше ответственности. В случае добровольного возмещения в течение 1 месяца со дня передачи материалов в суд субъектом предпринимательства ущерба, причиненного правонарушением за неуплату таможенных платежей, и устранения его последствий, включая уплату пени, субъект предпринимательства освобождается от применения к нему экономических санкций. И последнее. С 21.04.2016 вступает в силу ТмК, утвержденный Законом от 20.01.2016 N ЗРУ-400. В нем (статья 412), в отличии от пока что действующего ТмК, говорится, что лица, виновные в нарушении таможенного законодательства, несут ответственность в установленном порядке.
[1] Постановлением КМ от 17.08.2004 N 399 утратило силу согласно пункту 4 постановления КМ от 13.04.2013 N 106, вступившего в силу с 22.04.2016 (со дня опубликования). [2] В национальной валюте – сум по курсу, установленному ЦБ на день их уплаты. [3] Для товаров, указанных в приложении N 4 к Правилам 2013 года, могут устанавливаться более продолжительные сроки временного ввоза (вывоза). [4] Граждане и должностные лица, нарушившие таможенное законодательство, несут административную, а при наличии в их деяниях признаков преступлений – уголовную ответственность (статья 130 ТмК). В статье 131 ТмК («Ответственность юридических лиц») говорится, что к юридическим лицам и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за нарушения, предусмотренные его статьями 161-169, применяются штрафы (экономические санкции) и иные взыскания, предусмотренные его де статьей 132 (конфискация товаров и транспортных средств, являющихся орудием совершения или непосредственным предметом нарушения таможенного законодательства). Например, неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии признаков преступления влечет наложение штрафа от 20 до 50 % суммы неуплаченных таможенных платежей (статья 169 ТмК). Привлечение к ответственности юрлица не освобождает от ответственности его работников за совершение ими нарушений таможенного законодательства[4]. Привлечение их к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере таможенного дела не освобождает юрлицо. 24.03.2016 [ID: 5842] ООО "А" нарушило ли сроки поступление валютной выручки или имеет ли право на не применение финансовых санкций?
Показать ответ
Действительно, в постановлении КМ от 29.06.2000 N 245 «О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка»[1], а точнее в подпункте «б» пункта 4 указанного документа предусмотрены приведенные вами штрафные санкции в отношении юридических лиц-резидентов, допустивших задержку поступления валютной выручки из-за рубежа более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 60 банковских дней), после истечения установленных сроков. Применительно к товарам, вывозимым учредителями в адрес предприятий за рубежом (торговых домов, торговых представительств, дочерних предприятий, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов), а также хозяйствующими субъектами – членами Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в адрес ее торгово-инвестиционных домов, срок поступления валютной выручки или обратного ввоза товаров по экспортным операциям не должен превышать 180 дней (имеются в виду календарные дни) (абзац третий подпункта «а» пункта 4 ПКМ N 245)[2]. Этот срок исчисляется со дня фактического экспорта товаров. Как следует из части третьей статьи 11 Закона «О внешнеэкономической деятельности»[3], экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории Республики Узбекистан без обязательства об их обратном ввозе, если иное не предусмотрено законодательством[4]. («Иное» предусмотрено во втором предложении части первой статьи, где сказано так: «В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, товары помещенные в режим экспорта, могут находиться на таможенной территории Республики Узбекистан без их фактического вывоза за ее пределы».) Понятие «фактический экспорт» касательно к товарам действующим законодательством хотя не предусматривается, но, по его смыслу, подразумевается их фактический вывоз с таможенной территории Узбекистана. Вы пишите, что валютную выручку за экспортированную продукцию ООО (субъект малого бизнеса) получило через 210 дней со дня таможенного оформления. Считаем, что задержка поступления валютной выручки из-за рубежа может иметь место лишь после истечения 180 календарных дней со дня фактического вывоза продукции (а не таможенного оформления в режиме «экспорт»). Штраф же для ООО мог последовать, если задержка поступления к нему валютной выручки из-за рубежа составила бы свыше 60 банковских дней после истечения установленного срока – 180 календарных дней. Обратите внимание, что, устанавливая срок свыше 60 дней, законодательство указывает не календарные, а банковские дни, в которых, кстати сказать, нерабочие (выходные, празддничные) не учитываются. Таким образом, если на банковский счет ООО валютная выручка поступила из-за рубежа через 210 дней со дня фактического вывоза с таможенной территории Узбекистана экспортированной им продукции, то налицо формальное нарушение срока ее поступления, за которое основаниq для применения к нему штрафной санкции не имеется. И последнее. Постановление Президента от 25.08.2011 N ПП-1604, пунктом 1 приложения N 3 которого внесены изменения в пункт 4 ПКМ N 245, было опубликовано в «Собрании законодательства Республики Узбекистан» N 34-35 (482-483) от 05.09.2011. Согласно статье 30 Закона «О нормативно-правовых актах»[5] таковые вступают в силу со дня их официального опубликования, если в них самих не указан более поздний срок. Поскольку в упомянутом акте Президента срок его вступления не указан, он считается вступившим в силу со дня опубликования – 05.09.2011, а не со дня его принятия – 25.08.2011.
[1] Далее – ПКМ N 245. [2] Такой же срок установлен для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, осуществляющих экспорт товаров (работ, услуг) за иностранную валюту без предоплаты, открытия аккредитива или гарантии банка при наличии полиса по страхованию экспортного контракта, выданного в установленном порядке (абзац четвертый подпункта «а» пункта 4 ПКМ N 245) [3] От 14.06.1991 N 285-XII, в редакции Закона от 26.05.2000 г. N 77-II. [4] Аналогичное определение дано в абзаце двадцать девятом статьи 22 Налогового кодекса. [5] От 14.12.2000 N 160-II, в редакции Закона от 24.12.2012 N ЗРУ-342.
30.05.2016 [ID: 6078] Вправе ли налоговый орган применить финансовую санкцию за непоступление валютной выручки, если экспортированный товар пришел в негодность?
Показать ответ
Приложение N 1 к постановлению КМ от 09.08.2005 N 189 представляет собой Положение о порядке таможенного оформления товаров, вывозимых хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан через торговые дома, представительства, предприятия, созданные ими в зарубежных странах, а также через торгово-инвестиционные дома Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в зарубежных странах (далее – Положение). Абзацем первым пункта 5 Положения экспортеру предписано обеспечение в течение 180 дней со дня таможенного оформления поступления валютной выручки по товарам, вывезенным им на основе договоров (контрактов) в адрес предприятий за рубежом, либо возвратить эти товары на территорию Республики Узбекистан*. Далее в указанном пункте, в абзацах втором-пятом, установлено, что к экспортеру, допустившему задержку поступления валютой выручки из-за рубежа более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 60 банковских дней), после истечения установленных сроков налоговыми органами применяются следующие санкции: в эквиваленте 10 % от суммы непоступивших валютных средств – при задержке поступления валютной выручки до 180 дней от установленных сроков; дополнительно в эквиваленте 20 % от суммы непоступивших валютных средств – при задержке поступления валютной выручки от 180 до 365 дней от установленных сроков; дополнительно в эквиваленте 70 % от суммы непоступивших валютных средств – при задержке поступления валютной выручки более 365 дней от установленных сроков. В то же время в абзацах шестом и седьмом все того же пункта 5 указано и вы об этом отметили в своим письме, что на товары, вывезенные в адрес предприятия за рубежом и пришедшие в негодность в процессе транспортировки и хранения либо по причинам, не зависящим от экспортера и предприятия за рубежом, представляется акт экспертизы соответствующего уполномоченного органа и/или подтверждение таможенного органа страны нахождения товаров об их уничтожении под таможенным контролем. Указанные документы являются основанием для снятия с учета в таможенном органе договора (контракта). При этом к экспортеру финансовые санкции не применяются. С учетом приведенных правовых норм можно сказать, что если товары пришли бы в негодность в процессе именно транспортировки или хранения (у третьего лица), то наличие у вас предписываемого документа явилось бы основанием для снятия с учета в таможенном органе экспортного контракта и неприменения к вам, экспортеру, финансовой санкции. Однако, как это усматривается из вашего письма, соответствующий суд Российской Федерации, рассмотревший исковые требования получателя к ОАО «РЖД» о взыскании стоимости причиненного ущерба, отказал в его удовлетворении по причине некачественного материала, использованного для крепления бочек и неправильного закрепления груза отправителем. По всей вероятности, суд исходил из договора с перевозчиком, в котором обязательство по креплению бочек с продукцией в вагонах было возложено на ваше предприятие как отправителя. И если это так, то выходит, что налоговый орган за непоступление валютной выручки вправе и обязан применить к вам предусмотренную Положением финансовую санкцию.
* В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Положения под предприятиями за рубежом понимаются дома, представительства (в том числе без образования юридического лица), предприятия, учрежденные хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан в зарубежных странах и торгово-инвестиционные дома Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в зарубежных странах. 12.10.2016 [ID: 7215] Почему таможня не дает разрешение на ввоз игрушечного беспилотного аппарата? Нужно ли обращаться в Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан ?
Показать ответ
Действительно, с 01.01.2015 на территории Узбекистана был введен полный запрет на ввоз, реализацию и использование беспилотных летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802 20 000 0), за исключением случаев, предусмотренных отдельными решениями КМ (п. 1 ПКМ от 26.11.2014 № 322). В недавно вышедшем в свет Положении о порядке эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в гражданской и государственной авиации Республики Узбекистан[1] (далее - Положение) наряду с прочим содержатся нормы, касающиеся игрушечной модели воздушного судна. Так, под такой моделью понимается используемый для удовлетворения личных потребностей граждан летательный аппарат весом не более 250 грамм, не подпадающий под код ТН ВЭД 8802 20 000 0, без функции автономного управления полетом и навигации, не оборудованный фото- и видеоаппаратурой (абз. 10 п. 2 и п. 41 Положения). Получение разрешения на использование воздушного пространства такими моделями не требуется (п. 41 Положения). Вы пишите, что ваш игрушечный беспилотник, не относящийся к подсубпозиции 8802 20 000 0 ТН ВЭД, оснащен камерой 2 мегапикселя. Выходит, что лишь в этой части он не соответствует критериям приведенного выше понятия игрушечной модели. Вопрос наличия/отсутствия возможности изъятия таможенниками камеры и выдачи вам аппарата без нее (на что, как усматривается из вашего письма, вы готовы) Положением не урегулирован. (Правда, вы можете просить таможенный орган выдать модель без камеры, и делать вам это лучше в письменной или электронной форме. В данном случае, вероятно, будет применен таможенный режим отказа в пользу государства части товара.) Видимо, именно наличие камеры в вашем аппарате является причиной задержки его таможенного оформления и выдачи. Не исключаем, что таможенный орган полагает, что аппарат оснащен радиоэлектронным средством (РЭС), ввиду чего просит вас обратиться в уполномоченный орган за разрешение на его использование. Таможенное оформление ввозимых РЭС любого вида и назначения, в т.ч. входящих в качестве комплектующих изделий в различные виды оборудования и транспортные средства, предназначенных для использования на территории РУз, производится только при наличии разрешения Центра электромагнитной совместимости Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан (п. 2 Порядка перемещения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств через таможенную границу Республики Узбекистан[2]). Перечень таких РЭС, ввоз и использование которых допускается на территории РУз только по разрешению указанного органа, приведен в приложении N 1 к Порядку, а форма разрешения – в его приложении N 2. Если камера, которой оборудован ваш беспилотник, не относится к РЭС, перечисленным в упомянутом Перечне, то Центр электромагнитной совместимости как уполномоченный орган, куда вам по требованию таможенников следует обратиться, по крайней мере предоставит вам письмо с указанием в нем об отсутствии необходимости в получении разрешения. На основании этого письма, надеемся, вам удастся добиться таможенного оформления и выдачи игрушечной модели летательного аппарата. Осуществление же права обжалования решения таможенного органа, действия (бездействие) его должностных лиц, в т.ч. в Генепрокуратуру зависит от вашего усмотрения. Но реализация его возможна в пределах установленных сроков (ст. 17 Закона «Об обращениях физических и юридических лиц» и ст. 6 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). [1] Приложение к ПКМ от 31.08.2016 N 287. [2] Зарегистрирован МЮ 09.11.1998 № 526. 03.11.2016 [ID: 7315] Импорт қилинаётган ип маҳсулотларининг ўрами (бобина)га ҳам худди ип каби алоҳида божхона тўловлари ҳисобланиши тўғрими?
Показать ответ
Ташқи иқтисодий фаолиятининг товар номенклатурасини (2012 йилги версия) талқин этиш Асосий қоидалари 5-банднинг «б» кичик бандига кўра, ичидаги товарлари билан бирга етказиб бериладиган ўров материаллари ва идишлар, агар улар одатда айнан шундай товарларни ўраш учун ишлатиладиган турда бўлса, биргаликда таснифланиши керак. Бироқ, бундай материал ва идишлар қайта ишлатишга яроқли бўлган тақдирда, мазкур қоида мажбурий ҳисобланмайди. Айтишингизча, корхонангиз импорт қилаётган ип маҳсулотлари махсус ўрамга (қоғозли бобинага) жойлаштирилган (ўралган); ип маҳсулотларидан бўшатилгач, бобина қоғоз чиқиндисига айланади ва қайта ишлатиш учун яроқли бўлмай қолади. Шуни ҳисобга олиб, божхона расмийлаштируви бўйича мутахассис бирга етказиб берилган бобинани ҳамда унга ўралган ип маҳсулотларини алоҳида-алоҳида эмас, балки биргаликда таснифлаши шарт. Яъни, бобина алоҳида таснифланиши ва ундан божхона тўловлари ҳисобланиши шарт эмас. Шу боис, унга алоҳида божхона тўловлари ҳисобланиши нотўғри бўлади.
Показать ответ
1. Нет, не можете. Дело в том, что при таможенном режиме временного ввоза товар ввозится на таможенную территорию на определенный срок и временно используется с условным освобождением от уплаты таможенных платежей или их периодических уплатой и без применения мер экономической политики (ч.1 ст.61 ТмК). А поступающая Вам от зарубежных клиентов техника подлежит, как это видно из письма, ремонту и/или техобслуживанию, а не временному использованию кем бы то ни было. С учетом того, что ремонт товара, включая его восстановление и замену составных частей, относится к операциями по переработке товара на таможенной территории (абз.4 ч.1 ст.71 ТмК), к Вашему случаю подходит таможенный режим как раз этой самой переработки. При нем товар ввозится с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в целях переработки и вывоза в виде продуктов его переработки (ч.1 ст.70 ТмК). Это в свою очередь означает, что помещение неисправной техники, поступающей для ремонта, под режим «выпуск для свободного обращения (импорт)», сопряженный с уплатой таможенных платежей, правомерным не является. Разрешительные процедуры при помещении товара под режим переработки приведены в главе 21 ТмК, согласно которой, в частности: – использование данного режима возможно на основании разрешения таможенного органа (ст.132); для получения разрешения Вы представите в названный орган, в зоне деятельности которого находится товар, следующие документы:
– указанные документы представите по принципу «одно окно» посредством ЕПИГУ (ч.3 ст.135); – срок рассмотрения заявления – не более 1 месяца (п.3 ч.1 ст.137); – для помещения поступившей техники под режим переработки в таможенный орган представите ГТД и товаросопроводительные документы* (ч.1 ст.73). Порядок заполнения ГТД при переработке товара и обратном вывозе после нее регламентирован главой 16 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (прил., рег. МЮ №2773 от 06.04.2016, далее – Инструкция). Обратный вывоз отремонтированной техники (продукта переработки), ее отходов и остатков осуществите в режиме реэкспорта без уплаты таможенных пошлин и налогов (ч.1 ст.32 ТмК, п.79 Инструкции). Получения разрешения на помещение их под этот режим не потребуется (ч.3 ст.32 ТмК). В таможенный орган представите ГТД и товаросопроводительные документы (ч.1 ст.34 ТмК). 2. Да, Вы вправе импортировать неисправную технику на запчасти, которые необходимы Вам в дальнейшем для ремонта такой же неисправной техники, но принадлежащей заказчикам. Таможенное оформление ввезенной техники осуществляется в этом случае с использованием режима импорта при условии уплаты таможенных платежей (ч.1 ст.56 ТмК). Для помещения указанного товара под режим импорта вы должны будете представить в таможенный орган следующие документы:
3. Нет, не вправе. Потому что приобретенный и далее отремонтированный Вами товар будет являться продуктом переработки, что, по сути, указывает на изготовление нового товара. Между тем изготовление индивидуальным предпринимателем компьютерной техники и электроники (включая путем переработки в виде ремонта) не входит в Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (прил. к ПКМ №6 от 07.01.2011). Осуществление же ИП любого вида деятельности, не указанного в данном Перечне, запрещено (п.2 того же ПКМ). Касательно радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, бытовых приборов, офисных машин и вычислительной техники ему разрешены ремонт, установка и техническое обслуживание (п.25 Перечня). Если у вас велико желание заниматься импортом неисправных компьютеров, электроники и иной техники, последующего их ремонта и экспорта, вам необходимо учредить коммерческую организацию (ЧП, ООО, к примеру) и осуществлять от имени таковой указанные виды деятельности. 4. Нет, не можете. В свете вышеизложенного обязательным является помещение: поступившей техники для ремонта – под режим переработки на таможенной территории; отремонтированной техники для обратного вывоза из таможенной территории – под режим реэкспорта; ввезенной техники на запчасти – под режим импорта. Все эти действия сопряжены с обязательным заполнением и представлением ГТД в таможенный орган. При этом без участия таможенного декларанта, точнее специалиста по таможенному оформлению не получится. Ибо он уполномочен заполнять, подписывать и подавать в таможенные органы электронной (с использованием ЭЦП) и бумажной ГТД от имени декларанта или таможенного брокера (абз.4 п.1 Инструкции, абз.4 п.4, подп.«б» п.10, пп.11, 12 и 15 прил. к ПКМ №376 от 31.12.2014).
* Товаросопроводительными документами являются коммерческие и транспортные документы, которые раскрыты в ст. 9 ТмК. 26.12.2016 [ID: 7637] Как правильно поступить в данной ситуации. Кто прав? Банк , ГТК, декларант?
Показать ответ
ГТК и декларант (точнее специалист по таможенному оформлению) не правы. Банк прав в части замечания на необходимость отражения в ЕЭИСВО[1] данных ГТД по безвозмездной поставке товаров, а в части отказа в принятии платежей по поставкам (надо полагать, возмездным) – нет. Сведения, необходимые вводу в ЕЭИСВО, указаны в Положении о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями (прил. №1 к ПКМ №416 от 30.09.2003, далее – Положение), а точнее в приложении № 2 данного документа. Его пункт «а» перечисляет общие данные по контракту, которые вводятся в ЕЭИСВО хозсубъектом – импортером или экспортером[2]. В их числе значатся и общая сумма контракта, и его валюта. Причем независимо, на наш взгляд, от того, является ли контракт возмездным или безвозмездным либо, как в вашем случае, в одной части (на первую партию товаров)– безвозмездным, в другой – возмездным. В Положении нет ни прямого, ни косвенного запрета на ввод в ЕЭИСВО данных о поступлении товаров на безвозмездной основе. Теперь о ГТД. В силу п. 23 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (прил., рег. МЮ №2773 от 06.04.2016, далее – Инструкция) при помещении под таможенный режим «импорт» товары декларируются путем представления ГТД в таможенный орган. Ее графы 1-3, 5, 7 (код поста), 8-15, 15а, 18-26, 28- 50, 54, «В» и «С» заполняются специалистом по таможенному офрмлению (п.24 Инструкции). Согласно п.25 Инструкции, в частности: поставки товаров в качестве дара имеют код 84 (прил. 9 к Инструкции). При заполнении ГТД касательно первой поставки товаров в ваш адрес в левом подразделе ее графы 24, по всему вероятию, указана цифра «84» как код характера сделки (подп.20); перемещение товаров, передаваемых в качестве дара, обозначается кодом «004» (п.4 прил.11 к Инструкции). Этот код указывается в качестве последних трех цифр в составе 7-значного кода процедуры перемещения товаров через таможенную границу РУз в графе 37 ГТД (подп.32); в графе «С» ГТД, помимо идентификационного номера контракта в ЕЭИСВО, указывается дата ввоза товаров (в т.ч., как мы считаем, на безвозмездной основе) на территорию РУз (подп.48). Таким образом, при таможенном оформлении поступившей первой партии товаров в режиме импорта вся информация о ней, включая код их поставки в качестве дара и код их перемещения через границу, скорее, была отражена в ГТД. Ну а обязанность по вводу в ЕЭИСВО информации о поступлении товара (возмездно или безвозмездно – неважно) возложена на подразделения Управления по организации таможенного контроля ГТК на местах (п.«в» и примечание в виде трех звездочек прил. №2 к Положению). Следовательно, по вашему контракту названным подразделением таможни на месте должны были вводиться в ЕЭИСВО данные о наименовании поступившей безвозмездно первой партии товаров, их коде по ТН ВЭД, количестве, весе, стране происхождения; дате и номере регистрации ГТД; датах поступления этой партии товаров, пересечения ею таможенной границы, ее таможенного оформления; фактурной, таможенной и статистическая стоимости и т.п. За своевременность и достоверность внесения в ЕЭИСВО информации о поступлении товаров ответственность несут именно таможенные органы (абз.2 п.19 Положения). Для разрешения ситуации рекомендуем вам обратиться в таможенный орган и уполномоченный банк с письмами об устранении препятствий, а в случае их неудовлетворения – с жалобами в органы прокуратуры и суд.
[1] Единая электронная информационная система внешнеторговых операций. [2]ЕЭИСВО может также содержать другие данные, подлежащие заполнению, связанные с исполнением внешнеторговых контрактов. 16.12.2016 [ID: 7744] Как и где зарегистрировать договор по экспортным услугам?
Показать ответ
Ваш контракт на экспорт услуг, скорее, не подлежит ни регистрации, ни постановке на учет. Такой контракт подлежал бы:
В остальных случаях контракт на экспорт услуг не требует регистрации и постановки на учет. Данные по контракту на экспорт услуг вы обязаны ввести в электронной форме через ЕПИГУ с использованием ЭЦП (п.1 ПКМ №199 от 21.07.2014) в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (далее – ЕЭИСВО). Этими данными являются: наименования вашей фирмы и иностранного партнера, их реквизиты; дата и номер контракта; его тип, предмет (наименование услуги); общая сумма, валюта контракта; валюта платежа; условия и сроки оказания услуг и платежа; акты оказанных услуг и пр. (п.«а» и примечание в виде одной звездочки прил. №2 к Положению, прил. №1 к ПКМ №416 от 30.09.2003). А вот без наличия контракта экспортировать услуги вы могли бы через онлайновый магазин в сети Интернет только после поступления полной оплаты на ваш счет в банке РУз и внесения данной информации в ЕЭИСВО.
[1] Под биржей в данном случае имеются в виду биржевые и выставочно-ярмарочные торги (п.2 прил. № 2 к ПКМ № 174 от 15.04.1999). [2] При этом термин «товар», используемый в тексте прил. № 2 к ПКМ № 174 от 15.04.1999, охватывает, как это указано в п.1 того же документа, как собственно товары, так и работы и услуги. Следовательно, через биржу могут быть экспортированы и услуги.
Показать ответ
Йўқ, қолмайди. Ҳа, ҳақиқатан ҳам «Чет эл инвестициялари тўғрисида»ги Қонунининг (бундан кейин – Қонун) 12-моддаси 8-қисмида назарда тутилганидек, устав фондида чет эл инвестицияларининг улуши камида 33 фоиз бўлган чет эл инвестициялари иштирокидаги корхоналар томонидан улар давлат рўйхатидан ўтказилган пайтдан эътиборан 2 йил давомида ўз ишлаб чиқариш эҳтиёжлари учун Ўзбекистонга олиб кириладиган мол-мулк бож ундиришдан қонун ҳужжатларида белгиланган тартибда озод қилинади. Айтиб ўтилган тартиб Хорижий инвестициялар иштирокидаги корхоналар[1] томонидан ўз ишлаб чиқариш эҳтиёжлари учун олиб келинаётган мол-мулкни аниқлаш тартиби тўғрисида Низомда (бундан кейин – Низом) (ВМнинг 16.05.2011 йилдаги 136-сон қарорига илова) белгилаб қўйилган. Унга биноан: имтиёзлар ўз ишлаб чиқариш эҳтиёжлари учун олиб келинаётган мол-мулкка сертификат мавжуд бўлганда «эркин муомалага чиқариш (импорт)» божхона режимига божхона расмийлаштирув пайтида берилади (2-банд); сертификат – маҳсулотлар ишлаб чиқариш, ишларни бажариш ва хизматлар кўрсатишнинг технологик жараёнида фойдаланиш учун олиб келинаётган мол-мулкнинг ишлатилишини тасдиқлайдиган ҳужжат (3-банднинг 4-хатбоши); сертификат ваколатли орган[2] томонидан қуйидаги талабларга риоя қилинган ҳолда берилади: мол-мулкдан бевосита ишлаб чиқариш жараёнида фойдаланиш; ариза берувчининг ишлаб чиқариш майдонида (шу жумладан ижарага олинган майдонда) унинг ходимлари томонидан ишлаб чиқаришнинг асосий технологик жараёнлари амалга оширилиши; ўзининг (шу жумладан ижарага олинган) асосий ва айланма маблағларидан, шу жумладан жалб этилган молиявий ресурслардан фойдаланиш (4-банд); эксперт тақдим этилган ҳужжатларни кўриб чиқади ва ҳужжатларда етарли зарур маълумотлар мавжуд бўлган тақдирда олиб келинадиган мол-мулкдан ишлаб чиқаришнинг технологик жараёнида фойдаланиш учун шарт-шароитлар мавжудлигини аниқлаш учун ишлаб чиқариш жойининг ўзида ариза берувчининг ишлаб чиқаришини экспертизадан ўтказади, Низомнинг 7-бандига мувофиқ тақдим этилган ҳужжатлардан келиб чиқиб олиб келинадиган мол-мулкдан фойдаланишнинг тахминий муддатини аниқлайди (12-банд); ишлаб чиқариш экспертизасининг натижалари ариза берувчи томонидан тақдим этилган ҳужжатларда кўрсатилган маълумотларга мувофиқ бўлган тақдирда эксперт томонидан экспертиза далолатномаси тузилади (13-банд); Айрим ҳолларда, шу жумладан Низомнинг 4-банди талабларига риоя қилинмаганда сертификат беришнинг рад этилиши юзасидан рад этиш сабаблари кўрсатилган ҳолда эксперт хулосаси расмийлаштирилади (14-банд). Юқорида келтирилган нормалардан кўриниб турибдики, корхона буюртмачи сифатида олиб келтирган мол-мулкни хом ашё тариқасида маҳсулот ишлаб чиқариш учун бошқа шахсга қайта ишлашга берса ва кейинчалик тайёр маҳсулот уни ўзига қайтарилса, бундай ҳолат корхонанинг ишлаб чиқариш майдонида унинг ходимлари томонидан ишлаб чиқаришнинг асосий технологик жараёнлари амалга оширилиши, яъни Низом 4-банди 3-хатбошисининг талабига риоя қилинмаганлигидан далолат беради. Шундан келиб чиқиб, Қонуннинг 12-моддаси 8-қисмидаги имтиёз сиз кўрсатган ҳолатга татбиқ этилмайди. Давлат томонидан ушбу имтиёзнинг берилишидан мақсад, фикримизча, чет эл инвестициялари иштирокидаги корхоналарни (албатта, устав фондида айнан шу инвестицияларнинг улуши камида 33 фоиз бўлганда) ишлаб чиқаришга рағбатлантириш ва бу билан улар орасида ишлаб чиқарувчиларнинг сонини купайтиришдир.
[1] Бундай кеийн – корхона. [2] Яъни «Ўзбекэкспертиза» ОАЖ ва унинг ҳудудий бўлинмалари (Низомнинг 3-банди 9-хатбоши). |