Забыли пароль?
Регистрация
Ответов: 378
Ответы эксперта. Бухгалтерский учет. Аудит
Показать ответ

Сдача перерасчетов по налогам и другим обязательным платежам в ГНИ регламентирована в полном объеме Налоговым кодексом РУз: налогоплательщик вправе самостоятельно исправлять ошибки, допущенные ими при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налогов и других обязательных платежей (статья 31 НК); при самостоятельном выявлении ошибок за период, по которому налоговая отчетность уже представлена в ГНИ, имеет право в течение срока исковой давности по налоговому обязательству (5 лет согласно статье 38 НК) представить уточненную налоговую отчетность за тот же период (статья 46 НК); в случае самостоятельного исправления ошибки до начала налоговой проверки освобождается от ответственности, за исключением уплаты пени (статья 109 НК).

Что же касается пересдачи отчетов в органы статистики, то в этом случае органы статистики руководствуются Положением о порядке представления государственной статистической отчетности в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи (приложение к постановлению Госкомитета РУз по статистике от 24.06.2013 г. № 3-мб, зарегистрированному Министерством юстиции РУз 17.07.2013 г. № 2479), согласно которому при самостоятельном выявлении ошибок и несоответствий в отчете за текущий отчетный период повторная отправка исправленного статистического отчета до истечения установленного периода обработки не является нарушением порядка представления государственной статистической отчетности, отчет принимается и обрабатывается органами статистики в установленном настоящим Положением порядке (пункт 16 Положения). Если же исправленный самостоятельно отчет повторно представляется позднее установленного срока для сдачи статистической отчетности, то это является нарушением порядка представления государственной статистической отчетности и влечет применение к должностным лицам мер административного взыскания в соответствии с законодательством (пункт 17 Положения).

Согласно статье 215 Кодекса РУз об административной ответственности нарушение должностными лицами порядка представления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов влечет наложение штрафа от 7 до 10 минимальных размеров заработной платы.

Показать ответ

Статьей 640 Гражданского кодекса РУз предусмотрено выполнение подрядчиком работ с использованием материала заказчика и обязательным предоставлением заказчику после окончания работы отчета об израсходовании материала, а также возвратом его остатка либо с согласия заказчика уменьшение цены работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.

При заключении договора подряда с использованием материалов заказчика необходимо предусмотреть порядок передачи материалов подрядчику и приема заказчиком выполненного объема работ, а также порядок возврата заказчику остатка неиспользованных материалов.

При передаче материалов заказчиком подрядчику их стоимость не списывается с баланса, а учитывается на счете 1070 «Материалы, переданные в переработку на сторону», то есть если на предприятии строительные материалы, подлежащие передаче строительной организации, учитываются на счете 1050 «Строительные материалы», то нужно сделать проводку:

Дт 1070 «Материалы, переданные в переработку на сторону»

Кт 1050  «Строительные материалы»

Передача материалов оформляется Актом приема-передачи или Накладной, которые составляются в двух экземплярах, подписываются уполномоченными лицами заказчика и подрядчика, скрепляются печатями обеих сторон. Первый экземпляр передается подрядчику, второй остается у заказчика.

По мере завершения всего объема работ или определенного этапа подрядчиком составляется Справка-счет-фактура о выполненных работах (понесенных затратах) (приложение №2 к протоколу Республиканской комиссии по мониторингу за реализацией реформ и лицензированию деятельности в области строительства от 2.02.2009г №1), которая является основанием для оплаты заказчиком подрядной строительной организации за выполненные работы. При этом для правильности отражения стоимости материалов заказчика при оплате подрядчику стоимость переданных заказчиком материалов включается в объемы выполненных работ с начислением на них «прочих затрат подрядчика», а за итогом выполненных работ указывается возврат средств (стоимость материалов заказчика) без начисления на их стоимость «прочих затрат подрядчика» (часть вторая пункта 7 Указаний по заполнению формы первичного учета «Справка-счет-фактура о выполненных работах (понесенных затратах)»).

Показать ответ

1. Договором строительного подряда могут предусматриваться услуги генерального подрядчика по обслуживанию субподрядчика, необходимые для осуществления строительства (часть 3 статьи 670, часть 1 статьи 672, статья 675 Гражданского кодекса РУз). К таким услугам может относиться:

   - обеспечение технической документацией, координация работ, выполняемых субподрядчиком, разрешение вопросов материально-технического снабжения;

   - осуществление технического надзора;

   - обеспечение пожарно-сторожевой охраной выполненных работ и имущества субподрядчиков в пределах территории строительства;

   - обеспечение субподрядчика нетитульными и титульными зданиями и сооружениями;

   - осуществление мероприятий по технике безопасности и охране труда;

   - благоустройство и содержание строительной площадки, уборка и вывоз мусора и т.д.

Следовательно, так называемые генподрядные услуги имеют форму возмещения расходов, понесенных генеральным подрядчиком, и рассматриваются генподрядчиком как  прочий доход для целей налогообложения (пункт 9 статьи 132 Налогового кодекса РУз).

 Конкретные виды услуг, размер и порядок их возмещения должны быть оговорены в субподрядных договорах. Как правило, размер генподрядных услуг устанавливается в фиксированном размере - в процентах к сметной стоимости выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ. Возмещение субподрядчиком генпод- рядных услуг производится по отдельным счет-фактурам путем удержания из стоимости выполненных им за отчетный период работ при проведении взаиморасчетов.

 2. При проведении подобных операций генподрядчик должен отразить доходы в бухгалтерском  учете. Соответственно, субподрядчик должен отразить расходы в бухгалтерском учете. В случае, если организация выступает по разным заключенным договорам в качестве и генподрядчика, и субподрядчика, то в этом случае все полученные доходы от выставленных субподрядчикам услуг генподряда включаются в состав совокупного дохода при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль юридических лиц, тогда как  принятые от генподрядчика услуги генподряда являются для организации расходами и не уменьшают полученных доходов от выставленных субподрядчикам услуг генподряда при определении налогооблагаемой базы.

Рассмотрим учет генподрядных услуг на примере генподрядной и субподрядной строительно-монтажных организаций.

Пример. Генподрядчик заключил с заказчиком договор на выполнение строительно-монтажных работ на сумму 120 млн.сум (в том числе НДС 20 млн.сум). Для выполнения отдельных видов работ генподрядчик заключил договор с субподрядчиком на сумму 30 млн.сум (в том числе НДС 5 млн.сум). Договором субподряда предусмотрено возмещение генподрядчику услуг генподряда в размере 5% от стоимости выполненных субподрядчиком работ (1,5 млн.сум с учетом НДС).

По мере завершения работ субподрядчик выставляет генподрядчику Справку-счет-фактуру о выполненных работах (понесенных затратах) на сумму 30 млн.сум с учетом НДС.

Генподрядчик после проверки соответствия объемов выполненных субподрядчиком работ выставляет ему счет-фактуру на услуги генподряда в сумме 1,5 млн.сум с учетом НДС (30 млн.сум х 5%). Таким образом, к оплате субподрядчику по указанным документам следует 28,5 млн.сум (30 млн.сум – 1,5 млн.сум).

В целях налогообложения для исчисления налога на прибыль юридических лиц в состав выручки включается (согласно части первой статьи 129, части десятой статьи 130 Налогового кодекса РУз):

 - у генподрядчика - выручка от реализации выполненных строительных работ (с учетом субподрядных) в размере 100 млн.сум и прочие доходы (услуги генподряда) в размере 1,25 млн.сум;

- у субподрядчика - выручка от реализации выполненных строительных работ в размере 25 млн.сум.

Показать ответ

Согласно пункту 10 НСБУ № 5 основные средства, приобретенные за плату, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая состоит из следующих расходов (пункт 11):

а) суммы, выплачиваемые поставщикам активов;

б) регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением прав на объект основных средств;

в) таможенные пошлины и сборы;

г) суммы налогов и сборов в связи с приобретением объектов основных средств (если они не возмещаются);

д) суммы, выплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов основных средств;

е) расходы по страхованию рисков доставки объектов основных средств;

ж) вознаграждения, выплачиваемые посредникам, через которых приобретен объект основных средств;

з) расходы на установку, монтаж, наладку и пуск в эксплуатацию основных средств;

и) другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для его использования по назначению.

Расходы на уплату процентов за пользование кредитом не включаются в первоначальную стоимость основных средств, приобретенных полностью или частично за счет заемного капитала.

Первоначальная стоимость основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, определяется в сумах путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РУз на дату заполнения грузовой таможенной декларации, включая выше перечисленные расходы (пункт 13 НСБУ № 5).

Также при определении покупной стоимости импортированных основных средств следует руководствоваться Положением о порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете (зарегистрировано МЮ 17.09.2004г № 1411), согласно которому покупная стоимость определяется по следующей формуле:

С = Кс + Т + Пр.,

где:

С – покупная стоимость импортированных активов;

Кс – контрактная стоимость импортированных активов, определенная исходя из курса Центрального банка на дату заполнения грузовой таможенной декларации;

Т – таможенные платежи. Основные средства и нематериальные активы, используемые для собственных нужд, отражаются в учете по первоначальной стоимости, включая сумму НДС на импорт;

Пр. – прочие расходы, связанные с приобретением импортированных активов. Они формируются в соответствии с пунктом 1.1.12 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (утверждено Постановлением КМ РУз от 5.02.1999г. №54), НСБУ № 5 «Основные средства».

Операции, связанные с приобретением импортированных основных средств (в данном случае строительного башенного крана, который следует отнести к оборудованию к установке, требующему монтажа и вводимому в действие только после сборки его частей), в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Оприходовано поступившее оборудование по курсу Центрального банка на дату заполнения грузовой таможенной декларации

0720

 

6010

 

Включены в стоимость оборудования различные услуги вспомогательных производств

0720

2310

Начислена заработная плата за работу, связанную с доставкой и хранением оборудования

0720

6710

Произведены отчисления в государственные целевые фонды по заработной плате, начисленной при приобретении и хранении оборудования

0720

6520

Оплачены подотчетными лицами разные расходы, связанные с приобретением, доставкой и хранением оборудования

0720

4220 - 4290,

6970

Сумма таможенных платежей и прочих расходов, возникающих при импорте и включаемых в установленном порядке в покупную стоимость

0720

 

6990

 

Оборудование к установке сдано в монтаж (с момента начала подготовки монтажа)

0820

0720

Отнесен на затраты износ основных средств, используемых при монтаже оборудования

0820

0200

Отнесена на затраты стоимость израсходованных при монтаже строительных и прочих материалов

0820

1010 - 1090

Списаны услуги вспомогательного производства, оказанные им при монтаже

0820

2310

Задолженность поставщикам и подрядчикам за выполненные ими работы и оказанные услуги при монтаже

0820

6010, 6990

Соответствующая часть расходов будущих периодов отнесена на затраты по монтажу

0820

3100

Начислены различные суммы по оплате труда персоналу, занятому при монтаже, и в государственные целевые фонды

0820

6710, 6520

Списана задолженность подотчетных лиц по расходам, произведенным ими при монтаже

0820

4220 - 4290,

6970

Передача в эксплуатацию по первоначальной стоимости объекта основных средств в результате его приобретения и монтажа

0130

0820

Показать ответ

Операции, связанные с передачей давальческого сырья, учитываются в соответствии с Положением о порядке отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с давальческим сырьем (приложение к приказу министра финансов от 17.02.2010г. №12, зарегистрированному МЮ 15.03.2010г. № 2086).

Их особенностью является то, что право собственности на сырье и изготовленную из него продукцию к переработчику сырья не переходит - он оказывает услуги по переработке сырья с передачей готовой продукции заказчику. Передача сырья заказчиком оформляется актом приема-передачи или накладной на передачу давальческого сырья. При возврате продукции заказчику оформляется счет-фактура, подтверждающий фактическое выполнение работ по переработке давальческого сырья, а также акт приема-передачи продукции переработки давальческого сырья и отчет об использовании давальческого сырья (пункт 20 Положения). Стоимость собственного сырья, использованного при переработке давальческого сырья, списывается на себестоимость выполненных работ по его переработке. 

В бухгалтерском учете переработчика операции по переработке отражаются следующим образом:

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Получение давальческого сырья (пряжи х/б) согласно заключенному договору

003

 

Получение  аванса от заказчика

5110

6310

Отражение затрат по переработке давальческого сырья

2010

0200

6710

6520

Списание собственных материалов переработчика (нити лайкра) на изготовление продукции (трикотажного полотна)

2010

1000

Списание стоимости полученного давальческого сырья после его переработки и возврата заказчику продукции переработки

 

003

Отражение дохода от выполненных работ по переработке с учетом использования собственных материалов

4010

9030

Списание себестоимости выполненных работ

9130

2010

Зачет ранее полученного аванса     от заказчика

6310

4010

 

Показать ответ

1. По определению, данному в статье 22 НК, торговая деятельность – это деятельность по продаже товаров, приобретенных с целью их перепродажи.

В вашем случае деятельность осуществляется в сфере строительства (не в сфере торговли), материалы закупаются не для перепродажи, а на конкретные объекты в определенных количествах согласно проектно-сметной документации (ПСД), отпускаются подразделениям по покупной стоимости (без наценки) согласно заявкам, рассчитанным исходя из выполняемого объема работ, и расчеты за поставленные материалы осуществляются не путем безналичной оплаты (как при оптовой торговле), а путем взаимозачетов согласно условиям заключенных договоров-поручений, по которым в обязанности генподрядчика (ОАО) входит обеспечение своих подразделений (унитарных предприятий - УП) материалами и оборудованием, т.к. УП не обладают правом собственности на закрепленное за ними имущество, оно принадлежит им на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (статья 70 ГК).

Следовательно, данную целевую передачу материалов нельзя отнести к торговой деятельности вообще и, соответственно, оформлять лицензию на оптовую торговлю не надо.

Т.к. ваши объекты финансируются за счет централизованных источников, т.е. входят в адресные списки, утверждаемые Правительством РУз, то в данном случае можно руководствоваться Положением о порядке организации, финансирования и кредитования строительства, осуществляемого за счет централизованных источников (приложение №2 к ПКМ РУз от 12.09.2003г №395), пункт 9 которого предусматривает, что выполнение работ субподрядными организациями, как с взаимной передачей материально-технических ресурсов, так и без их передачи, в рамках строительства одного объекта не считается работой посредника, а также реализацией материально-технических ресурсов на сторону.

2. Налогооблагаемой базой для расчета обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, в Республиканский дорожный фонд и во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений является, в частности, для строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных организаций стоимость соответственно строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ, выполненных собственными силами, за вычетом налога на добавленную стоимость (статьи 313, 317, 325-2 НК). Стоимость переданных от генподрядчика субподрядчику материалов не считается налогооблагаемой базой для расчета выше указанных отчислений.

3. Договором строительного подряда могут предусматриваться услуги генерального подрядчика по обслуживанию субподрядчика, необходимые для осуществления строительства. К таким услугам может относиться обеспечение технической документацией, координация работ, выполняемых субподрядчиком, разрешение вопросов материально-технического снабжения; осуществление технического надзора; обеспечение пожарно-сторожевой охраной выполненных работ и имущества субподрядчиков в пределах территории строительства; обеспечение субподрядчика нетитульными и титульными зданиями и сооружениями; осуществление мероприятий по технике безопасности и охране труда; благоустройство и содержание строительной площадки, уборка и вывоз мусора и т.д. Затраты по этим услугам осуществляются генподрядчиком неравномерно в течение всего периода стройки, поэтому, как правило, размер генподрядных услуг устанавливается в процентах к стоимости выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ и возмещается субподрядчиком по отдельным счетам-фактурам путем удержания из стоимости выполненных им за отчетный период работ при проведении взаиморасчетов. Таким образом, генподрядные услуги имеют форму возмещения расходов, понесенных генеральным подрядчиком, и рассматриваются им как прочий доход для целей налогообложения (пункт 9 статьи 132 НК), а прочие доходы в соответствии со статьями 313, 317, 325-2 НК не рассматриваются в качестве объекта налогообложения при расчете обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, в Республиканский дорожный фонд и во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений.

Показать ответ

В соответствии с пунктом 97 Правил по заполнению форм финансовой отчетности (далее – Правила) (приложение №7 к Приказу министра финансов от 27.12.2002г №140, зарегистрирован МЮ 24.01.2003г №1209) по статье "Чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг)" (стр. 010) Отчета о финансовых результатах (форма №2) показывается выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг, за вычетом налогов (налог на добавленную стоимость, акцизный налог) и стоимости возвращенных товаров и готовой продукции, скидок покупателя с продажных цен. Строка 010 заполняется по данным счетов учета доходов от основной (операционной) деятельности (9000).

Статья 130 НК дает определение дохода (выручки) от реализации по строительным, строительно-монтажным, ремонтно-строительным, пусконаладочным, проектно-изыскательским и научным работам (услугам), а также при строительстве объектов "под ключ" (далее – строительные работы): в доход включается стоимость выполненных (оказанных) и подтвержденных заказчиками работ (услуг) без включения в нее налога на добавленную стоимость (НДС), по которым предъявлены расчетные документы к оплате исходя из договорных цен.

Другими словами, чистой выручкой от реализации строительных работ, отражаемой по строке 010 Отчета о финансовых результатах, является общая сумма выполненных за отчетный период строительных работ (с учетом субподрядных), предъявленных к оплате заказчикам по оформленным Справкам-счетам-фактурам о выполненных работах (понесенных затратах), за вычетом НДС.

По статье "Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ и услуг)" (стр. 020) формы №2 показывается сумма себестоимости реализованной продукции (товаров, работ и услуг), учтенная на счетах учета себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (9100) (пункт 98 Правил). Согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (приложение к Постановлению КМ РУз от 5.02.1999г № 54) в состав затрат, образующих производственную себестоимость, входят также работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними юридическими лицами (пункт 1.1.4). Это определение можно применить и к работам, выполняемым субподрядными организациями, поэтому по строке 020 формы №2 показывается себестоимость выполненных за отчетный период строительных работ с учетом субподрядных.

В целях же налогообложения при расчете ЕНП статьей 355 НК определено, что для строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций налогооблагаемой базой является выручка от реализации соответственно строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, выполненных собственными силами. При этом, если согласно договору обязанность по обеспечению вышеназванных работ материалами несет заказчик (генподрядчик), то при сохранении права собственности на эти материалы за заказчиком (генподрядчиком) выручка от реализации работ, выполненных собственными силами, определяется как стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика (генподрядчика).

Таким образом, при заполнении форм финансовой и налоговой отчетности для строительных организаций очень важно различать, какой показатель использовать в той или иной форме отчетности, т.к. от этого зависит, с одной стороны, правильность исчисления налогов и других платежей в бюджет, с другой стороны, достоверность сведений, предоставляемых в налоговые и статистические органы.

1. Имеет ли право ООО приобретать строительные и расходные материалы для ремонта в арендуемом помещении? 2. Можем ли мы заключить разовый договор гражданско-правового характера с физ.лицом на проведение ремонтных работ? 3. Не будут ли считаться расходы на ремонт, произведенные ООО, доходом арендодателя, с которого надо уплачивать НДФЛ? 4. В случае, если договор аренды будет прекращен по каким-либо причинам, как например, быть с уже установленными дверьми, рамами, если они числятся на забалансовом счете ООО?
Показать ответ

1. Статьями 547 и 548 ГК определено, что:

- арендодатель обязан производить за свой счет капремонт переданного в наем имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором, капремонт должен производиться в срок, установленный договором аренды, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, - в разумный срок. При нарушении арендодателем обязанности по производству капремонта арендатор имеет право произвести ремонт, предусмотренный договором или вызываемый неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;

- арендатор обязан поддерживать арендуемое имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию имущества, если иное не установлено законом или договором.

Таким образом, вы можете производить как капитальный, так и текущий ремонт в арендуемом вами помещении и приобретать для этих целей соответствующие строительные материлы, однако, условия проведения ремонта, а также порядок взаиморасчетов с арендодателем за произведенный вами ремонт необходимо предусмотреть в договоре аренды (или по возникновению необходимости – в дополнительном соглашении к договору аренды).

2. Да, вы можете заключить с физическим лицом договор гражданско-правового характера на выполнение ремонтных работ, в частности, договор подряда (статья 631 ГК), который предусматривает обязанность подрядчика выполнить определенную работу для заказчика и сдать ее в определенный срок, а также обязанность заказчика принять и оплатить результат работы. Статьей 632 ГК предусмотрено, что работа может выполняться как из материалов подрядчика, так и с использованием материалов заказчика, что необходимо предусмотреть при заключении договора подряда, т.к. от этого зависит порядок расчетов за выполненную работу. Подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала (статья 640 ГК).

Выплаты физическим лицам по заключенным договорам гражданско-правового характера (за исключением доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности), предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, согласно части второй статьи 172 НК относятся к доходам в виде оплаты труда, облагаемым налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), а также единым социальным платежом (ЕСП) и страховыми взносами.

Согласно статье 187 НК в течение 30 дней после окончания налогового периода (года) вы должны представить в налоговые органы на работников, получивших доходы не по месту их основной работы (т.е на совместителей и по заключенным вами договорам гражданско-правового характера), Справку о выплаченных доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц по установленной форме, а также включить эти доходы в ежеквартальные Сведения о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанного налога на доходы физических лиц (приложение №2 к Постановлению от 4.03.2013г МФ №23 и ГНК №2013-8, зарегистрированному МЮ 22.03.2013г №2439).

3. Расходы арендатора по ремонту (текущему, капитальному) арендованного имущества включаются либо в его производственную себестоимость, либо в расходы периода в зависимости от назначения арендуемого объекта. Данные расходы могут быть зачтены арендодателем в счет арендной платы или возмещены им, если это оговорено договором аренды. При этом арендатор должен уведомить арендодателя в письменной форме о намерении проведения ремонта, а также о сроках начала и окончания работ. После завершения ремонтных работ арендатор сообщает арендодателю сумму произведенных затрат, на которую, например, будет произведен зачет в счет арендной платы. Перечень затрат и документов, подтверждающих их сумму, прилагаются к данному уведомлению. Однако, зафиксированная в договоре арендная плата не подлежит корректировке в связи с расходами на ремонт и в учете отражается полностью. Поэтому стоимость ремонтных работ в любом случае будет расцениваться как расходы – или арендатора, или арендодателя в зависимости от условий договора аренды.

Доходы, выплачиваемые арендодателю-физическому лицу за арендуемое у него имущество, являются его имущественным доходом по статье 176 НК, не облагаемым отчислениями на социальное страхование, но облагаемым НДФЛ по минимальной ставке (в 2014г – 7,5%) (статья 181 НК). Эти доходы облагаются у источника выплаты согласно пункту 3 статьи 184 НК.

При этом следует иметь в виду, что с 1 января 2014г при при сдаче в аренду нежилых помещений физическими лицами НДФЛ облагается сумма арендной платы по договору, но не ниже рассчитанной исходя из минимальных ставок арендной платы (пункт 4 Постановления Президента РУз от 25.12.2013г №ПП-2099). В частности, минимальная ставка арендной платы за нежилые помещения в г.Ташкент - 6 000 сум в месяц за 1 кв.м общей площади (приложение №25 к Постановлению Президента РУз от 25.12.2013г №ПП-2099).

Порядок предоставления налоговой отчетности соответствует описанному в пункте 2.

4. Все затраты, связанные с проведением ремонта основных средств производственного назначения, включаются в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) по статье «Прочие затраты производственного характера» (пункт 1.5.1.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, приложение к ПКМ от 5.02.1999г №54), а основных средств административного назначения - в расходы периода по статье «Административные расходы» (пункт 2.2.9 Положения о составе затрат). К таким затратам можно отнести стоимость израсходованных строительных материалов (например, рам, дверей, краски, напольного покрытия или лака для покрытия пола и др.), инвентаря, заработную плату работников, занятых ремонтом, с отчислениями на социальное страхование (в вашем случае – сумму начисленной оплаты физическому лицу по договору гражданско-правового характера с учетом социальных отчислений) и др. Таким образом, все израсходованные материалы списываются с баланса и относить какие-либо из них на забалансовые счета не нужно, тем более, что ни один из забалансовых счетов для учета таких материалов не предусмотрен. Затраты же по ремонту в зависимости от вида ремонта и от условий договора аренды (или прилагаемых к нему дополнительных соглашений) могут быть как полностью отнесены на расходы вашего предприятия (при проведении текущего ремонта), так и возмещены полностью (или частично) арендодателем, а также зачтены в счет текущих арендных платежей по акту сверки взаиморасчетов (при проведении капремонта).

Показать ответ

Выбытие (списание с баланса) объекта основных средств в счет выплаты дивидендов учредителю в соответствии с пунктом 51 НСБУ №5 «Основные средства» можно расценивать как реализацию с соответствующими налоговыми обязательствами. Такая операция в установленном порядке оформляется счетом-фактурой, актом приема-передачи объекта основных средств (форма ОС-1), а также должны быть произведены соответствующие записи в инвентарной карточке учета объекта основных средств (форма ОС-6).

Начисление амортизационных отчислений по переданному объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем его списания с баланса (пункт 31 НСБУ №5).

Полученная прибыль от выбытия основных средств является прочим доходом предприятия по статье 132 НК, облагаемым единым налоговым платежом по ставке основного вида деятельности (статья 353 НК).

В целях налогообложения у получателей – физических лиц дивиденды признаются имущественными доходами на основании пункта 2 статьи 176 НК. Доходы в виде дивидендов облагаются налогом у источника выплаты (статья 184 НК) (в 2014г по ставке 10%).

Удержание и уплата налога на доходы в виде дивидендов, удерживаемого у источника выплаты, производится в момент их фактической выплаты (или в данном случае не позднее даты фактической передачи автомобиля в счет выплаты дивидендов) (статья 185 НК). Таким образом, учитывая, что дивиденды облагаются налогом у источника выплаты, их получатель – ваш учредитель – никакие другие налоги с них платить уже не будет.

При выплате дивидендов автомобилем финансовый результат от выбытия основного средства определяется как разница между суммой начисленных дивидендов, в счет которых передается транспортное средство, (за минусом начисленного налога на доходы в виде дивидендов) и его остаточной стоимостью с учетом сальдо переоценки, а также расходов по передаче.

По приведенным вами данным в результате передачи автомобиля предприятие получает прибыль в сумме 4 541 361,41 сум (11 000 000 – 1 100 000 – (29 708 062,96 – 19 310 242,73) + 5 039 181,64).

В бухгалтерском учете списание автомобиля с баланса производится в соответствии с Планом счетов (НСБУ №21) и Положением о порядке списания с баланса основных средств (зарегистрировано МЮ 29.08.2004г №1401). 

Бухгалтерские записи будут следующие:

N

          

Содержание

хозяйственной операции

        

Сумма

(сум)

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Начислены дивиденды учредителю

 

11 000 000

8720 «Накопленная прибыль (непокрытый убыток)»

6610 «Дивиденды

 к оплате»

2

Начислен и перечислен в бюджет налог с доходов в виде дивидендов по ставке 10%

 

1 100 000

6610 «Дивиденды

 к оплате»

 

6410 «Задолженность по платежам в бюджет»

6410

«Задолженность по платежам в бюджет»

5110

«Расчетный счет»

 

3

Отражена передача автотрнспортного средства   в счет дивидендов

 

9 900 000

6610 «Дивиденды

 к оплате»

9210 «Выбытие основных средств»

4

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость автотранспортного средства

 

29 708 062,96

9210

«Выбытие основных средств»

0160 «Транспортные средства»

 

5

Списана сумма начисленной амортизации по выбывшему автотранспортному средству

 

19 310 242,73

0260

«Износ транспортных средств»

9210 «Выбытие основных средств»

6

Cписано сальдо переоценки

 

5 039 181,64

8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов»

9210 «Выбытие основных средств»

7

Отражен доход (прибыль) от передачи автотранспортного средства в счет дивидендов

 

4 541 361,41

9210 «Выбытие основных средств»

9310 «Прибыль от выбытия основных средств»

Необходимо также учесть, что если в счет выплаты дивидендов передаются транспортные средства, то переход права собственности на эти объекты подлежит нотариальному заверению и регистрации в  органах Государственной службы безопасности дорожного движения (ГСБДД) как сделка с автомототранспортными средствами в соответствии с пунктом 11 Положения о порядке оформления сделок с автомототранспортными средствами (приложение к Постановлению КМ РУз от 07.03.2006 г. N 38).

Показать ответ

Учет основных средств осуществляется в соответствии с положениями НСБУ № 5 "Основные средства" (зарегистрирован МЮ 20.01.2004 г. № 1299).

В соответствии с пунктом 3 НСБУ №5 основными средствами признаются материальные активы, используемые предприятием в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для осуществления административных и социально-культурных функций в течение длительного времени при ведении хозяйственной деятельности.

Основными критериями отнесения материальных активов к основным средствам в соответствии с НСБУ №5 являются:

- срок службы более одного года, т.е. срок использования в деятельности предприятия должен превышать один год;

- стоимость более пятидесятикратного размера минимальной заработной платы, установленной в РУз (на момент приобретения), за единицу (комплект).

Исходя из данных, приведенных в вашем вопросе, можно сделать вывод, что:

- по сроку службы кулер для разлива холодной и горячей воды можно отнести к основным средствам (более одного года);

- по стоимости на момент приобретения кулер не соответствует критерию, т.к. для отнесения к основным средствам его стоимость должна составлять не менее 4 805 250 сум за единицу (МРЗП в июне – августе, до 1.09.2014 г. 96 105 сум х 50).

Таким образом, из-за несоответствия данного объекта материальных активов одному из основных критериев, определенных НСБУ №5, отнести к основным средствам его нельзя.

Однако, пунктом 4 НСБУ № 5 предусмотрено, что руководитель предприятия имеет право устанавливать на отчетный год меньший предел стоимости предметов для их учета в составе основных средств. Поэтому, если учетной политикой вашего предприятия предусмотрено такое условие и данный объект соответствует ему, то вы можете отнести его к основным средствам.

Если же учетная политика вашего предприятия не содержит каких-либо дополнительных условий, касающихся стоимостных критериев отнесения активов к основным средствам, то в этом случае стоит придерживаться положений НСБУ №5, согласно которым кулер для разлива воды не может находиться в составе основных средств.

Теперь определим критерии отнесения материальных активов к товарно-материальным запасам, предусмотренные НСБУ №4 «Товарно-материальные запасы» (зарегистрирован МЮ 17.07.2006 г. №1595).

Товарно-материальные запасы (ТМЗ) - материальные активы, содержащиеся в целях дальнейшей продажи в ходе нормальной деятельности и находящиеся в процессе производства, а также используемые в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для осуществления административных и социально-культурных функций. ТМЗ могут находиться на предприятии в виде запасов сырья и материалов, комплектующих изделий, запчастей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей (далее - инвентарь), прочих материалов, предназначенных для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, обслуживания производства, административных потребностей и иных целей (пункт 5 НСБУ №4). Чтобы включить материальный актив в состав инвентаря, он должен соответствовать хотя бы одному из критериев (в отличие от основных средств, которые должны соответствовать обоим своим критериям):

- срок службы не более одного года;

- стоимость до пятидесятикратного размера минимальной заработной платы, установленной в РУз на момент приобретения, за единицу (комплект) независимо от срока службы.

Как видим, ваш объект отвечает второму критерию  - по стоимости.

Руководитель предприятия имеет право установить в учетной политике меньший предел стоимости предметов для их учета в составе инвентаря (пункт 6 НСБУ №4).

Учет наличия и движения принадлежащего предприятию инвентаря осуществляется на счете 1080 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" согласно Плану счетов (пункт 99 Приложения № 2 НСБУ №21, зарегистрирован МЮ 23.10.2002 г. № 1181). Его стоимость полностью включается в затраты производства или расходы периода в момент передачи в эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности находящегося в эксплуатации инвентаря в дальнейшем его учет должен вестись на забалансовом счете 014 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации" в разрезе индивидуальных пользователей (материально-ответственных лиц).

В случае непригодности инвентаря для дальнейшего использования его списание с забалансового счета производится на основании оформленного в установленном порядке акта на списание.

Показать ответ

1. Возникновение непокрытых убытков в результате хозяйственной деятельности  общества с ограниченной ответственностью (далее – общество) приводит к уменьшению величины чистых активов общества. В таком случае общее собрание участников общества может принять решение об уменьшении уставного фонда (уставного капитала) путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников для покрытия полученных убытков. Уменьшение уставного фонда производится в соответствии со статьей 19 Закона РУз «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (№310-II от 6.12.2001 г.) (далее - Закон).

Однако, общество вправе уменьшить свой уставный фонд до величины, не превышающей стоимости его чистых активов, а также соблюдая минимальный размер уставного фонда, определенный Законом на дату представления документов для госрегистрации этих изменений в учредительных документах общества (согласно статье 14 Закона, уставный фонд общества должен быть не менее сорокакратного размера минимальной заработной платы, установленной законодательством на дату представления документов).

Размер чистых активов определяется расчетным путем: из стоимости всех активов вычитается сумма обязательств (строка 400 актива баланса минус строка 770 пассива баланса).

При этом, уменьшение уставного фонда общества путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников производится с сохранением размеров долей всех участников (в процентах или в виде дроби), поэтому уменьшить долю только одного из участников нельзя.

Решение (протокол) об уменьшении уставного фонда путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества должно содержать:

- размер уменьшения уставного фонда;

- номинальную стоимость долей всех участников;

- новый размер уставного фонда;

- порядок и сроки уведомления кредиторов общества об уменьшении размера уставного фонда;

- утвержденные изменения и дополнения в учредительные документы, связанные с уменьшением уставного фонда.

В течение тридцати дней с даты принятия этого решения общество обязано письменно уведомить об уменьшении уставного фонда и о его новом размере всех известных ему кредиторов, а также опубликовать в средствах массовой информации сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Госрегистрация изменений в учредительных документах (уставе и учредительном договоре), связанных с уменьшением уставного фонда общества, осуществляется в соответствии с пунктом 33 Положения об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства (утв. Постановлением Президента от 24.05.2006 г. №ПП-357) и пунктом 72 Положения о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов (утв. Постановлением КМ от 20.08.2003 г. №357).

После внесения изменений и дополнений в учредительные документы и их регистрации в установленном порядке уменьшение уставного фонда отражается по дебету счета 8330 «Паи и вклады» в корреспонденции со счетом 8720 «Накопленная прибыль (непокрытый убыток)», при этом в аналитическом учете по счету 8330 "Паи и вклады" в разрезе участников общества отражается уменьшение номинальной стоимости долей пропорционально их размерам.

2. Уменьшение уставного фонда общества путем уменьшения номинальной стоимости долей всех его участников и покрытия убытков прошлых лет не влечет никаких налоговых последствий как для общества, так и для его участников, т.к. эта операция не приводит к получению дохода обществом и его участниками и, таким образом, к образованию налогооблагаемой базы по ЕНП и НДФЛ.

3. Как таковых ограничений по срокам списания затрат на ремонт объектов основных средств (далее - ОС) (в том числе помещений магазинов, офисов) законодательством не предусмотрено. Но в бухгалтерском учете, как правило, используются три способа учета затрат на ремонт:

-  Фактические затраты на ремонт списываются на расходы текущего периода

- Неравномерно производимые фактические затраты предварительно накапливаются в составе расходов будущих периодов (счет 3190) с последующим равномерным списанием на затраты

-  Фактические затраты списываются за счет ранее созданного резерва на ремонт ОС

При первом способе расходы на ремонт относятся на затраты того отчетного периода, в котором были проведены ремонтные работы. Данный вариант наиболее распространен при проведении текущего и среднего ремонта ОС.

Второй способ применяется в случаях, когда расходы на ремонт ОС в течение года неравномерны, что может происходить, например, из-за временных финансовых затруднений предприятия, а также в случае единовременных затрат на ремонт в большом объеме. Этот способ не является общепринятым и используется в исключительных случаях, которые обязательно должны быть предусмотрены учетной политикой предприятия.

Третий способ учета затрат на ремонт используется в основном в крупных промышленных отраслях экономики, где ремонт требует значительных финансовых затрат (в масштабах отрасли) и длительного времени осуществления. Резерв средств для проведения капитальных ремонтных работ могут создавать только предприятия отдельных отраслей с разрешения Министерства финансов РУз, что предусмотрено пунктом 1.5.1.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (приложение к ПКМ от 5.02.1999г №54) (далее – Положение о составе затрат).

Предприятия вправе также в исключительных случаях самостоятельно принимать решение о создании ремонтного фонда, предусмотрев это в учетной политике, однако, для плательщиков налога на прибыль юридических лиц пунктом 2 статьи 145 НК предусмотрено, что налогоплательщик вправе создавать резервы под предстоящие ремонты ОС в установленном порядке, т.е. с разрешения Министерства финансов, только в этом случае отчисления в ремонтный фонд подлежат вычету как прочие расходы при определении налогооблагаемой прибыли. В противном же случае эти расходы можно квалифицировать как невычитаемые из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

В случае, если суммы зарезервированных средств на капремонт превысили фактические затраты на ремонт данного объекта, то сумма превышения:

-  сторнируется, если ремонтный фонд создавался с разрешения Министерства финансов;

- относится в прочие доходы предприятия для целей налогообложения, если предприятие самостоятельно приняло решение о создании ремонтного фонда.

Если же наоборот, фактические затраты превысили зарезервированные, то сумма превышения отражается в составе затрат по статье "Прочие затраты производственного назначения".

В бухгалтерском учете создание ремонтного фонда отражается по кредиту счета 8910 "Резервы предстоящих расходов и платежей" путем равномерного ежемесячного резервирования средств в корреспонденции со счетами учета затрат.

В ходе ремонта могут также осуществляться работы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению объекта ОС, которые в результате приводят к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.). Но учет затрат по таким работам (в том числе осуществляемым во время ремонта) ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений, а сами затраты относятся на увеличение стоимости ОС.

 

Показать ответ

Статьей 355 НК определено, что в целях налогообложения при расчете ЕНП для строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций налогооблагаемой базой является выручка от реализации соответственно строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, выполненных собственными силами.

То есть обложению ЕНП подлежит объем работ, выполненных собственными силами вашей организации (без учета субподрядных – в случае, если вы выступаете в роли генподрядчика и привлекаете субподрядчиков), по предъявленным вами к оплате и подписанным заказчиком (генподрядчиком) Справкам-счетам-фактурам о выполненных работах (понесенных затратах) (далее – Справка-счет-фактура), оформленных в соответствии с Указаниями по заполнению формы первичного учета "Справка-счет-фактура о выполненных работах (понесенных затратах)" при строительстве объектов (далее – Указания) (приложение №2 к протоколу Республиканской комиссии по мониторингу  за  реализацией  реформ и лицензированию деятельности в области строительства от 2.02.2009 г. №1).

Справка-счет-фактура является первичным учетным документом в строительстве и должна оформляться всеми строительными организациями независимо от форм собственности и источников финансирования.

Справка-счет-фактура является основанием для оплаты заказчиком (генподрядчиком) выполненных объемов работ, а также для отражения этих объемов в налоговой и статистической отчетности.

Отражение услуг генподряда в Справке-счете-фактуре Указаниями не предусмотрено. Их суммы учитываются (вычитаются) при составлении акта сверки взаиморасчетов для оплаты за выполненные работы и оформляются отдельно выставленным заказчиком (генподрядчиком) счетом-фактурой.

Таким образом, ЕНП облагаются суммы выполненных объемов работ по оформленным Справкам-счетам-фактурам без вычета принятых от заказчика (генподрядчика) услуг генподряда.

Показать ответ

Да, вы имеете право продать свой автомобиль по цене ниже остаточной до истечения года со дня его приобретения.

Общество с ограниченной ответственностью (далее - общество), независимо от наличия госдоли в уставном фонде и ее величины, реализует свои основные средства (в том числе автомобиль) самостоятельно (параграф 3 Положения о порядке списания с баланса основных средств, зарегистрировано МЮ 29.08.2004 г. N 1401). Согласие учредителя (или собственника) требуется только для бюджетных и государственных предприятий. Решение о цене реализации автомобиля вы также вправе принимать самостоятельно - она может быть выше, ниже или равной его остаточной стоимости.

Однако, Законом «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (от 6.12.2001 г. N 310-II) предусмотрены случаи, когда сделка от имени общества не может совершаться без согласия общего собрания участников общества (в вашем случае ГУП Хокимията в том числе): в случае заинтересованности в сделке одного из участников общества (статья 43) или в случае признания сделки крупной (при продаже имущества, стоимость которого составляет более 25% стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности на последний отчетный период, предшествующий принятию решения о совершении такой сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки) (статья 44).

Следует также учитывать, что к оформлению сделок с автотранспортными средствами (в том числе купли-продажи), совершаемых на территории РУз, предъявляются особые требования, установленные Положением о порядке оформления сделок с автомототранспортными средствами (приложение к Постановлению КМ от 7.03.2006 г. N 38) и Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий нотариусами (зарегистрировано МЮ 30.03.2010 г. N 209). В частности, сделки купли-продажи автомототранспортных средств подлежат нотариальному удостоверению нотариусами, которое производится после проверки отсутствия запрещения на куплю-продажу и ареста.

До удостоверения нотариусом договора купли-продажи автомобиль подлежит осмотру в органах ГСБДД по месту регистрации автомобиля или по месту совершения сделки (по выбору приобретателя) на предмет соответствия номеров агрегатов регистрационным номерам. За проведение осмотра автомобиля плата не взимается. За нотариальное удостоверение сделки на гербовых (специальных) бланках взимается гербовый сбор в размере 10% МРЗП.

В отношении продажи автотранспортных средств (как отечественного, так  и импортного производства), срок эксплуатации которых не превышает 1 года со дня их приобретения, действующее законодательство запрета не содержит. Исходя из этого, вы вправе продать автомобиль, который был приобретен вами и срок эксплуатации которого не превышает 1 года со дня его покупки.

Однако, при этом вам и приобретающей стороне следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом к-1 пункта 4 Ставок государственной пошлины (утверждены Постановлением КМ от 3.11.1994 г. N 533) за нотариальное удостоверение договора купли-продажи легковых автотранспортных средств отечественного и импортного производства, срок эксплуатации которых не превышает 1 года со дня их приобретения у официальных дилеров производителя, госпошлина взимается в размере 5 МРЗП за каждую лошадиную силу.

Налоговые последствия у сделки купли продажи автомобиля по цене ниже остаточной стоимости зависят от полученного финансового результата (прибыли или убытка).

Доход (прибыль) от реализации основных средств включается в налогооблагаемый оборот при исчислении:

- налога на прибыль (пункт 1 статьи 132 НК);

- единого налогового платежа (пункт 2 статьи 355 НК).                  

Основания для начисления НДС не будет, т.к. при реализации основных средств налогооблагаемая база определяется как положительная разница между ценой реализации и их остаточной стоимостью, включающая в себя сумму НДС, а в вашем случае положительная разница отсутствует (цена реализации ниже остаточной стоимости).

Убыток от реализации может повлиять на определение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль:

- если срок эксплуатации реализованного объекта основных средств менее трех лет (как в вашем случае), убыток от реализации не подлежит вычету при расчете налога на прибыль (пункт 24 статьи 147 НК);

- если более трех лет - убыток относится к прочим расходам и вычитается из налогооблагаемой базы (пункт 40 "ж" статьи 145 НК).                 

При расчете налога на имущество учитывается среднегодовая остаточная стоимость автомобиля  (статьи 267, 268 НК), поэтому его выбытие повлечет за собой уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на имущество.

Показать ответ

Отличительной особенностью посреднической деятельности является то, что посредник в интересах заказчика заключает договоры или вступает в иные отношения с третьими лицами.

Документальное оформление операций при осуществлении предпринимательской деятельности по договорам на оказание посреднических услуг отражены в главе IV Порядка учета и оформления счетов-фактур (приложение N 3 к постановлению МФ и ГНК, зарегистрировано МЮ 22.03.2013 г. N 2439).

Фирма-посредник по приобретению услуг в интересах заказчика, совершаемых на основании договора посреднических услуг, представляет последнему отчет, который должен содержать все реквизиты, установленные законодательством для первичных документов. В отчете посредника должны быть отражены:

- количество и стоимость приобретенных им услуг с выделением соответствующих сумм НДС. При этом к отчету должны быть приложены копии договоров, счетов-фактур, актов и других документов, подтверждающих приобретение посредником услуг в интересах заказчика;

- стоимость затрат, фактически произведенных посредником, подлежащих возмещению заказчиком. К таким затратам относятся средства, выплаченные посредником третьим лицам (оплачены товары (работы, услуги), налоги и другие обязательные платежи) в связи с исполнением поручения, которые заказчик понес бы при самостоятельном выполнении действий, произведенных посредником. К отчету должны быть приложены первичные документы, подтверждающие возникновение и уплату указанных затрат. При наличии документов, подтверждающих такие затраты посредника, заказчик имеет право включить эти суммы в состав своих расходов и принять соответствующие суммы НДС к зачету при исчислении НДС;

- сумма вознаграждения посредника (включая НДС, если посредник является плательщиком НДС) в соответствии с условиями договора;

- сумма полученных от заказчика авансов;

- сумма, причитающаяся к выплате посреднику в связи с исполнением договора.

Срок представления отчета не может превышать 5-ти банковских дней после окончания месяца, в котором посредником были произведены операции по приобретению услуг в интересах заказчика (если договором на оказание посреднических услуг не установлен меньший срок предоставления отчета).

При приобретении услуг по договору поручения счет-фактура на эти услуги выставляется исполнителем услуг на имя заказчика, а по договору комиссии – на имя посредника, который, в свою очередь, перевыставляет ее от своего имени на имя заказчика.

По выполнении договора комиссии (поручения) посредник выставляет заказчику отдельный счет-фактуру на сумму своего вознаграждения, дополнительно к которому оформляет акт об оказании услуг, подписанный заказчиком.

В бухгалтерском учете посредника операции по посредническому договору с иностранным заказчиком отражаются следующим образом:

Содержание хозяйственной операции

 

Дебет

Кредит

Получение  валютных  средств от заказчика

5210

«Валютные счета

внутри страны»

6310

«Авансы, полученные от покупателей и заказчиков»

Обязательная продажа части валютных средств (кроме выручки посредника в виде комиссионного вознаграждения)

5110

«Расчетный счет»

5210

«Валютные счета внутри страны»

 

Оплата поставщикам за услуги

4330

«Прочие авансы выданные»

5110

«Расчетный счет»

Оказаны поставщиками услуги за счет средств заказчика

4010

«Счета к получению от покупателей и заказчиков»

6010

«Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

Зачет авансов, перечисленных поставщикам

6010

«Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

4330

«Прочие авансы выданные»

Отражается доход посредника (сумма комиссионного вознаграждения)

4010

«Счета к получению от покупателей и заказчиков»

9030

«Доходы от выполнения работ и оказания услуг»

Зачет аванса, полученного от заказчика

6310

«Авансы, полученные от покупателей и заказчиков»

4010

«Счета к получению от покупателей и заказчиков»

Показать ответ

Исходя из данных, приведенных в вашем вопросе, можно сделать вывод о том, что кредитование вашего объекта осуществляется банком на основании Положения о порядке финансирования и кредитования строительства и реконструкции жилья для широких слоев населения, в том числе молодых семей (зарегистрировано МЮ 12.09.2007 г. №1727) (далее – Положение №1727) и в данном случае целесообразнее руководствоваться именно этим нормативным документом, тогда как Положение №395 регулирует финансирование и кредитование за счет централизованных источников, т.е. внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных ассигнований, средств государственных целевых фондов, других источников, устанавливаемых решениями Правительства. Также  Положение №395 применимо при наличии обоих участников строительства – как заказчика (обладающего правом заключать договоров на строительство объектов за счет централизованных источников), так и подрядчика, при этом договор строительства между ними заключается только по результатам конкурсных торгов.

Судя по всему, ваше строительство жилого дома финансируется не за счет централизованных источников, при этом ваша подрядная организация одновременно действуют и как заказчик,  и как подрядчик.

Пункт 3 Положения №1727 указывает на то, что затраты по незавершенному производству числятся на балансе подрядчика до сдачи объекта в эксплуатацию и не включаются в его налогооблагаемую базу. Составление и представление в банк промежуточных актов выполненных работ Положением №1727 не предусмотрено. Банк осуществляет контроль за соблюдением графика строительства, соответствием проекту и целевым использованием кредита во время осуществления платежей со ссудного счета, возвращением кредита, а также выплат процентов по нему и состоянием кредитного обеспечения. Также целевое использование выданного кредита контролируется при  непосредственном выезде на место строительства объекта, при необходимости с проведением контрольных замеров.

При отказе от добровольной уплаты НДС, т.е при полном переходе на упрощенный порядок налогообложения, сумма НДС, ранее отнесенного в зачет по остаткам товарно-материальных запасов, корректируется путем исключения из зачета (статья 220 НК) и, следовательно, возникновением в результате этой корректировки обязательства по уплате НДС в бюджет.

Показать ответ

Да, предприятие может оплатить страховую премию за страхование автомобиля своего работника (директора–учредителя), не числящегося на балансе. Рассмотрим возможные источники оплаты и возникающие при этом налоговые последствия.

1. За счет средств предприятия

В соответствии со статьей 171 НК расходы предприятия в виде оплаты страховым организациям за своих сотрудников страховых премий по договорам страхования их имущества не являются доходами физических лиц. До 1 января 2015 года такая выплата относится к прочим расходам предприятия и оформляется приказом руководителя с указанием источника выплаты – за счет средств предприятия (или за счет прибыли предприятия).

Однако, в связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2015 год» (от 4.12.2014 г. № ЗРУ-379), с 1 января 2015 года предприятие, произведя такую выплату, обязано будет посчитать ее доходом работника в виде материальной выгоды и обложить ее наряду с другими доходами работника НДФЛ, но не облагать при этом социальными платежами. А для предприятий – плательщиков налога на прибыль такая оплата в пользу своих работников будет считаться невычитаемым расходом (статья 147 НК).

2. За счет дивидендов учредителя 

По итогам отчетного периода (соответственно, при условии наличия прибыли) составляется Протокол общего собрания учредителей (или Решение учредителя), согласно которому распределяются дивиденды, а затем, с учетом удержания налога на доходы в виде дивидендов, выплачиваются. По выплате дивидендов у предприятия образуется кредиторская задолженность по счету 6610 "Дивиденды к оплате".

В данной ситуации при оплате страховой премии в пользу учредителя (директора) возникает дебиторская задолженность по счету 4790 "Прочая задолженность персонала", которая может быть погашена путем зачета встречных однородных требований (статьи 343, 344 ГК) за счет кредиторской задолженности по счету 6610. Для проведения зачета достаточно заявления одной стороны (т.е. приказа или распоряжения директора – учредителя).

3. За счет зарплаты директора

При оплате страховой премии из зарплаты директора следует учитывать, что в соответствии с пунктом 28 статьи 179 НК часть заработной платы или других доходов работника, подлежащих налогообложению, направляемая на оплату страховых премий по страхованию имущества, не подлежит обложению НДФЛ.

Однако, в связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2015 год» (от 4.12.2014 г. № ЗРУ-379), с 1 апреля 2015 года эта льгота утратит силу, т.е. сумма оплаты страховой премии, перечисленная из зарплаты, будет облагаться НДФЛ на общих основаниях.

Показать ответ

Согласно статье 219 НК организации, не являющиеся плательщиками НДС, по приобретенным с учетом НДС товарам (работам, услугам) сумму налога относить в зачет (в возмещение) не имеют права.

По товарам (работам, услугам), используемым для необлагаемого оборота, НДС, уплаченный поставщикам и по импорту, не относится в зачет, а учитывается в стоимости этих товаров (работ, услуг) (статья 221 НК).

В вашей ситуации следует также руководствоваться положениями параграфа 3 НСБУ №4 «Товарно-материальные запасы», пунктом 13 которого определено, что товарно-материальные запасы (ТМЗ) подлежат включению в бухгалтерский баланс организации по себестоимости, которая включает в себя стоимость приобретения (суммы, уплачиваемые поставщику) и все затраты, связанные с их приобретением. К затратам, связанным с приобретением ТМЗ и включаемым в их себестоимость, в частности, относятся и суммы налогов и сборов, связанных с приобретением ТМЗ (если они не возмещаются). Соответственно, включать эти материалы в выполненный объем работ и производить их списание на основании Справки-счета-фактуры о выполненных работах (понесенных затратах) и формы № М-29 «Отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным  нормам» следует также по ценам с учетом НДС.

Так как Справка-счет-фактура является основанием для оплаты генподрядчиком субподрядчику за выполненные объемы строительно-монтажных работ (пункт 3 Указаний по заполнению формы первичного учета "Справка-счет-фактура о выполненных работах (понесенных затратах)" при строительстве объектов, приложение №2 к протоколу Республиканской комиссии по мониторингу  за  реализацией  реформ и лицензированию деятельности в области строительства от 2.02.2009 г. №1), то при оплате генподрядчик тем самым возмещает вам уплаченный поставщику НДС, включенный вами в цену материалов.

Оформление счетов-фактур при выполнении работ (оказании услуг) производится в соответствии со статьей 222 НК, а также Порядком учета и оформления счетов-фактур (приложение №3 к Постановлению МФ и ГНК «Об утверждении форм налоговой отчетности», зарегистрировано МЮ 22.03.2013 г. №2439).

В ситуации, когда генподрядчик - плательщик НДС, а субподрядчик - плательщик ЕНП, Справки-счета-фактуры по объемам выполненных работ оформляются следующим образом. 
Субподрядчик - плательщик ЕНП представляет свою Справку-счет-фактуру по объёму выполненных работ генподрядчику без НДС и ставит штамп (делает надпись) «без налога на добавленную стоимость»; НДС по приобретенным сырью, материалам, работам и услугам сторонних организаций не относит в зачет, а учитывает в стоимости этих товаров (работ, услуг).             
Генподрядчик - плательщик НДС представляет свою Справку-счет-фактуру по объёму выполненных работ заказчику с начислением НДС, т.е. налогом на добавленную стоимость облагается весь объем выполненных (как собственными силами, так и субподрядных) работ; НДС по приобретенным сырью, материалам, работам и услугам сторонних организаций (в т.ч. субподрядным) относит в зачет (глава 39 НК) при условии, что поставщики (субподрядчики) являются плательщиками НДС и в выставленных ими счетах-фактурах на товары (работы, услуги) выделен НДС.

Показать ответ

Право собственности на вновь создаваемый объект недвижимости по смыслу части первой статьи 84 ГК может возникнуть лишь с момента его государственной регистрации.

Принятие объекта основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем предприятия акта приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и иных документов (например, по объектам недвижимости и транспортным средствам - подтверждающих их госрегистрацию).

Государственной регистрации подлежат права на завершенные строительством и принятые в эксплуатацию здания и сооружения. Для госрегистрации прав на недвижимое имущество представляются подлинники документов, которые после регистрации возвращаются владельцу прав. Основным документом, подтверждающим возникновение права собственности на законченное строительством здание (сооружение, жилой дом) является решение хокима района (города) об утверждении акта комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (пункты 38, 41, 42 Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними (приложение №1 к Постановлению КМ от 7.01.2014 г. №1).

Положением о порядке предоставления земельных участков в населенных пунктах для    осуществления градостроительной деятельности, проектирования и регистрации объектов строительства, а также приемки в эксплуатацию объектов (приложение №1 к Постановлению КМ от 25.02.2013 г. №54, далее – Положение №54) определено, что приемка законченного строительством объекта осуществляется приемочной комиссией в соответствии с установленными градостроительными нормами и правилами (пункт 64 Положения №54). Приемка законченного строительством объекта оформляется актом приемки, подписываемым всеми членами приемочной комиссии, в срок не более пяти дней с момента обращения строительной подрядной организации (или юридического и физического лица - в случаях осуществления строительства собственными силами) хокиму района (города). Хоким района (города) в двухдневный срок принимает решение об утверждении акта приемки законченного строительством объекта. За приемку законченного строительством объекта плата не взимается (пункт 65 Положения №54).

Решение хокима района (города) об утверждении акта приемки законченного строительством объекта является основанием для госрегистрации права на объект государственным предприятием землеустройства и кадастра недвижимости района (города) (пункт 66 Положения №54).

Также порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов определен в ШНК 3.01.04-04 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов» (утвержден Приказом Госкомитета РУз по архитектуре и строительству от 25.12. 2003 г. №81), причем этот порядок является обязательным для всех организаций независимо от форм собственности, осуществляющих строительство на территории РУз. Законченные объекты строительства могут быть введены в эксплуатацию после приемки их Рабочей комиссией и (или) Государственной приемочной комиссией.

На первом этапе законченный строительством объект принимается Рабочей комиссией, назначаемой заказчиком (застройщиком), на втором этапе объект предъявляется Государственной приемочной комиссии. Для объектов, строительство которых осуществляют предприниматели малого бизнеса, заключения Государственной комиссии не требуется (пункт 1.6 ШНК 3.01.04-04).

Показать ответ

Обязательной переоценке подлежат только основные фонды по состоянию на 1 января для приведения их стоимости в соответствие с текущими ценами (пункт 12 Постановления КМ РУз «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2002 год» от 31.12.2001 г. N 490).

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января (зарегистрировано МЮ 4.12.2002 г. N 1192) в целях переоценки под основными фондами понимаются:

- основные средства;

- оборудование к установке;

- объекты незавершенного строительства;

- основные средства, полученные по договору финансовой аренды, в т.ч. по договору лизинга.

Так как строительно-монтажные работы по объекту до сих пор не начаты, то данный объект нельзя отнести к незавершенному строительству. К объектам незавершенного строительства относятся объекты, строительство которых не завершено в нормативный срок, установленный проектно-сметной документацией на строительство этого объекта, а в случае, если нормативный срок строительства не установлен, - в течение двадцати четырех месяцев с начала строительства (статья 266 НК). Расходы же по составлению проектно-сметной документации рекомендуется квалифицировать пока как прочие отсроченные, учитываемые на счетах 0990 «Прочие долгосрочные отсроченные расходы» или 3290 «Прочие отсроченные расходы».

Необходимо также отметить, что стоимость проектно-изыскательских работ в зависимости от проектных и фактических параметров стоимости завершенного строительства не пересчитывается (пункт 12 Положения о порядке определения стоимости проектно-изыскательских работ, зарегистрировано МЮ 9.12.2008 г. N 1879).

Показать ответ

1. Выбытие (списание с баланса) объекта основных средств (в т.ч. здания в счет выплаты дивидендов учредителю) производится в соответствии с НСБУ №5 «Основные средства», НСБУ №21 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов» и Положением о порядке списания с баланса основных средств (зарегистрировано МЮ 29.08.2004 г. №1401).

Бухгалтерские записи будут следующие:

N

          

Содержание

хозяйственной операции

        

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Начислены дивиденды учредителю

 

8710

«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

отчетного периода»

или   8720

«Накопленная прибыль (непокрытый убыток)»

6610

«Дивиденды

 к оплате»

2

Начислен и перечислен в бюджет налог с доходов в виде дивидендов по ставке 10%

 

6610

«Дивиденды

 к оплате»

6410

«Задолженность по

 платежам в бюджет»

6410

«Задолженность по платежам в бюджет»

5110

«Расчетный счет»

 

3

Отражена передача здания в счет дивидендов

 

6610

«Дивиденды

 к оплате»

9210

«Выбытие

основных средств»

4

Начислен НДС (для плательщиков НДС в случае возникновения налогооблагаемого оборота)

9210

«Выбытие

основных средств»

6410

«Задолженность по платежам в бюджет (НДС)»

5

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость здания

 

9210

«Выбытие

основных средств»

0120

«Здания, сооружения и передаточные устройства»

 

6

Списана сумма начисленной амортизации по выбывшему зданию

 

0220

«Износ зданий, сооружений и передаточных устройств»

9210

«Выбытие

основных средств»

7

Cписано сальдо переоценки

 

8510

 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов»

9210

«Выбытие

основных средств»

8

Отражен доход (прибыль) от передачи здания в счет дивидендов (в случае возникновения дохода)

 

9210

«Выбытие

основных средств»

9310

«Прибыль от выбытия основных средств»

9

Отражен убыток от передачи здания в счет дивидендов (в случае возникновения убытка)

9430

«Прочие операционные расходы»

9210

«Выбытие

основных средств»

Такая операция в установленном порядке оформляется счетом-фактурой, актом приема-передачи объекта основных средств (форма ОС-1), а также должны быть произведены соответствующие записи в инвентарной карточке учета объекта основных средств (форма ОС-6), в описи инвентарных карточек по учету основных средств (форма ОС-7) и инвентарной книге учета объектов основных средств (форма ОС-11).

Начисление амортизационных отчислений по переданному объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем его списания с баланса (пункт 31 НСБУ №5).

 2. Передача в счет выплаты дивидендов учредителю объекта недвижимости (как жилого, так и нежилого помещения) требует обязательной государственной регистрации (статья 481 ГК). Для договора передачи жилого помещения обязательным условием является также его нотариальное удостоверение (статья 488 ГК). Договор передачи нежилого помещения может быть  нотариально удостоверен  по требованию любой из сторон (статья 110 ГК).

Право собственности юридических и физических лиц на недвижимое имущество вступает в силу только после государственной регистрации этого права, а сделки с недвижимым имуществом, совершенные без госрегистрации прав на недвижимое имущество, считаются недействительными (пункт 3 Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, приложение №1 к Постановлению КМ РУз от 7.01.2014 г. №1).

Государственную регистрацию прав юридических и физических лиц на недвижимое имущество и сделок с ними осуществляют государственные предприятия землеустройства и кадастра недвижимости районов (городов) Госкомземгеодезкадастра (пункт 7 Положения  №1). Для этого представляются подлинники документов, которые после регистрации возвращаются владельцу прав. В случае передачи здания учредителю в счет дивидендов документами, подтверждающими возникновение права собственности на здание, являются (пункты 41, 42 Положения №1):

- для жилого здания - договор, удостоверенный нотариусом;

- для нежилого здания - договор с актом приемки-передачи здания.

Статьей 9 Закона РУз «О бухгалтерском учете» (от 30.08.1996 г. №279-I) определено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные учетные документы, фиксирующие факты совершения операций и распоряжения на их проведение. Первичные учетные документы составляются на момент совершения хозяйственных операций или после их проведения.

Таким образом, можно сделать вывод: передача здания учредителю в счет дивидендов производится на основании заключенного договора, удостоверенного нотариусом, акта приема-передачи здания и счета-фактуры, оформленного в соответствии с Порядком учета и оформления счетов-фактур (приложение №3 к Постановлению МФ и ГНК, зарегистрированному МЮ 22.03.2013 г. №2439).

Для предприятия документом, подтверждающим прекращение права собственности на здание, является договор, удостоверенный нотариусом (пункт 46 Положения №1), тогда как для учредителя документом, подтверждающим его право собственности на здание, является свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, за получением которого он может обратиться в течение месяца со дня возникновения права собственности (пункт 8 Положения №1).

3. В целях налогообложения у получателей – физических лиц дивиденды признаются имущественными доходами (статья 176 НК), которые облагаются налогом на доходы физических лиц у источника выплаты (статья 184 НК) (в 2015г по ставке 10%).

Удержание налога на доходы производится при фактической выплате дохода (статья 185 НК). В случае передачи здания в счет выплаты дивидендов налог на доходы следует удержать (начислить) не позднее даты подписания акта приема-передачи здания.

Уплату же налога следует произвести в течение пяти дней после окончания месяца, в котором произведена выплата дивидендов в натуральной форме (передано здание)  (статья 188 НК).

Важно также отметить, что с 1 января 2015 года по доходам в виде дивидендов не должна представляться в налоговую инспекцию справка о физических лицах, получивших доходы не по месту основной работы (статья 187 НК).

Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика