Ответов: 386
Ответы эксперта. Налоговый учет 2014 - 2018
Показать ответ

Согласно статье 80 Трудового кодекса РУз при приеме на работу поступающий предъявляет паспорт либо заменяющий его документ, трудовую книжку, за исключением лиц, поступающих на работу впервые, либо справку с основного места работы для лиц, поступающих на работу по совместительству, военный билет либо приписное свидетельство, диплом об образовании. В части второй той же статьи установлено, что при приеме на работу запрещается требовать от поступающего документы, не предусмотренные законодательством.

Согласно пункту 1.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек (Рег. № 402 от 29.01.1998г.) трудовые книжки являются основным документом, подтверждающим трудовой стаж работников на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйственной деятельности, а в пункте 1.5 той же Инструкции указано, что при приеме на работу лицо, поступающее на работу, обязано представить работодателю трудовую книжку (за исключением лиц, поступающих на работу впервые). Таким образом, требование некоторыми сотрудниками ГНИ справки из махаллинского комитета о подтверждении факта отсутствия рабочего стажа работника в текущем году является необоснованным, так как ни один из законодательных актов, регулирующих прием на работу, этого не предусматривает.

С другой стороны, требование сотрудников ГНИ можно объяснить тем, что работник мог работать с начала года без оформления трудовой книжки по договорам гражданско-правового характера и это может повлечь за собой недоплату совокупного налога на доходы физических лиц по результатам отчетного года. Однако, согласно статье 187 Налогового кодекса РУз налоговые агенты (работодатели) обязаны в течение тридцати дней после окончания налогового периода представлять в органы государственной налоговой службы справку о физических лицах, получивших доходы, за исключением физических лиц, получивших доходы по месту их основной работы, и согласно части одиннадцатой статьи 186 того же кодекса с доходов физических лиц, полученных не по месту основной работы, окончательная сумма налога на доходы физических лиц исчисляется органом государственной налоговой службы по данным представленной декларации о совокупном годовом доходе физического лица. То есть вся сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате за отчетный год, будет в конечном итоге рассчитана сотрудниками ГНИ и уплачена работником в полном объеме независимо от источников получения дохода (основное место работы по трудовой книжке, совместительство, договоры гражданско-правового характера и др.)

Пример расчета НДФЛ работника, принятого в середине года и не имеющего трудового стажа с начала года согласно трудовой книжке

С 1 мая в компанию приняли нового работника, который согласно записям в трудовой книжке в этом году не работал. Ему установлен оклад в размере 800 000 сум.

Согласно части второй статьи 186 НК РУз исчисление и удержание налога на доходы физических лиц производятся ежемесячно нарастающим итогом с начала года по мере начисления дохода, исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок. Минимальный размер заработной платы за январь – май составляет 480 525 сум (96 105 х 5) (установлен Указом Президента «О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий» от 2.12.2013 г. N УП-4582).

НДФЛ с доходов работника удерживается по шкале расчета налога на доходы физических лиц за май следующим образом:

Доходы работника до 2 402 625 сум (480 525 х 5) по этой шкале облагаются по ставке 7,5%. Соответственно, налогооблагаемый доход с начала года в данном примере равен 800 000 сум и НДФЛ за май равен:

800 000 х 7,5% = 60 000 сум.

Обязательные взносы на ИНПС за май рассчитываются от налогооблагаемого дохода:

800 000 х 1% = 8 000 сум.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет, равна:

60 000 – 8 000 = 52 000 сум.


Показать ответ

При приеме на работу поступающий предъявляет паспорт либо заменяющий его документ, трудовую книжку (за исключением лиц, поступающих на работу впервые) либо справку с основного места работы (для лиц, поступающих на работу по совместительству), военный билет либо приписное свидетельство, диплом об образовании (статья 80 Трудового кодекса). Справка от махаллинского комитета в данном перечне не предусмотрена. Требовать от поступающего при приеме на работу документы, не предусмотренные законодательством, запрещается (часть вторая той же статьи). Основным документом, подтверждающим трудовой стаж работника, является трудовая книжка (пункт 1.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, рег. № 402 от 29.01.1998г.), и если последняя запись в ней свидетельствует о том, что работник в текущем году нигде не работал, то требование руководства организации предоставить справку от махаллинского комитета, подтверждающую факт отсутствия рабочего стажа в текущем году, является необоснованным, так как ни один из законодательных актов, регулирующих прием на работу, этого не предусматривает.

Исчисление и удержание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) производятся ежемесячно нарастающим итогом с начала года по мере начисления дохода, исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок (часть вторая статьи 186 Налогового кодекса), соответственно, в Вашем случае НДФЛ с доходов работника должен быть удержан не по максимальной ставке, а по шкале расчета того месяца, за  который начисляется заработная плата.

В приведенном случае ответственность организации за удержание НДФЛ не по максимальной ставке не возникает.

С примером расчета НДФЛ работника, принятого в середине года и не имеющего трудового стажа с начала года согласно трудовой книжке, можно ознакомиться здесь,

а также в газете «Махалля удостоверять не уполномочена», НТВ №34 от 26 августа 2014г.

Показать ответ

В этой ситуации необходимо рассматривать не просто понятие среднемесячной численности рабочих-строителей, а именно минимального норматива среднемесячной численности рабочих-строителей.

Само понятие норматива численности означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава (в данном случае рабочих-строителей), необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях. Норматив численности устанавливается для наиболее распространенных условий выполнения работ с учетом обеспечения рабочих мест необходимой техникой, инвентарем и оборудованием применительно к характеру выполняемых работ, а также в соответствии с действующими правилами охраны труда и техники безопасности. В каждой конкретной ситуации для конкретного предприятия складываются свои организационно-технические условия для выполнения определенных видов работ, которые могут оказывать влияние на соблюдение норматива численности определенных работников.

Применительно к приведенному в Вашем вопросе примеру необходимо отметить, что рассчитанный в нем минимальный норматив численности рабочих-строителей, равный 10 чел, является именно минимальным (т.е. фактическая численность рабочих-строителей может быть и больше) нормативом (т.е. фактически возможно отклонение от нормы), а так как данный показатель определяется расчетным путем, то в Вашем случае он будет рассчитан исходя из затрат труда (человеко-часов) по Вашей проектно-сметной документации (ПСД), нормативного срока строительства именно Вашего объекта по контракту (который может составлять, к примеру, и месяц, и 5 месяцев) и среднемесячного фонда рабочего времени при шестидневной рабочей неделе в расчете на одного работника, который в 2014г составляет 168,5 часа. Соответственно, этот показатель примет то значение, которое получится у Вас в результате расчета.

Из Вашего вопроса следует, что 35 чел – это весь штат организации с учетом административно-управленческого и технического персонала, который хоть и косвенно, но тоже принимает участие в строительном процессе, поэтому этим работникам также начисляется заработная плата с уплатой страховых платежей. В приведенном же примере численность административно-управленческого и технического персонала не учтена. Но для расчета минимального норматива ФОТ для строительной организации должна учитываться суммарная численность работников в целом по предприятию, т.е. определенный минимальный норматив численности рабочих-строителей, а также численность административного и технического персонала (пункт 19-1 Положения о порядке определения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей экономики, зарегистрировано МЮ 28.12.2010г № 2173). Поэтому, когда Вы определяете, сколько из числящихся и работающих у Вас на предприятии 35 человек должно было по норме участвовать в строительстве, нужно суммировать рассчитанный Вами по Вашим же конкретным данным (согласно ПСД) минимальный норматив численности рабочих-строителей и фактическую численность административного и технического персонала и уже с учетом этого полученного показателя определять минимальный норматив ФОТ и, сравнив его с фактически начисленным на Вашем предприятии, установить, нужно ли Вашему предприятию производить доначисление по «зарплатным отчислениям» или нет (по суммарной ставке 39% в 2014г: ЕСП 25%, страховых взносов граждан 6,5% и минимальной ставки подоходного налога 7,5%).

Показать ответ

Да, данная сделка облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Так как Вы, являясь гражданином другого государства, постоянно проживаете в Узбекистане на основании вида на жительство, то по статье 19 Налогового кодекса (НК) признаетесь резидентом Республики Узбекистан, а доходы резидентов РУз, полученные из источников в Республике Узбекистан, облагаются НДФЛ (статья 169 НК).

Ваш доход от реализации имущества (принадлежащего Вам нежилого помещения) относится к категории «имущественные доходы» и для целей налогообложения определяется как разница между ценой реализации данного имущества и стоимостью его приобретения, подтверждаемой документально кадастровыми документами (пункт 4 статьи 176 НК) (в Вашем случае 65 220 000 сум – 14 071 756 сум = 51 148 244 сум).  Данная категория доходов облагается по установленной минимальной ставке НДФЛ (статья 181 НК) (в 2014г минимальная ставка равна 7,5%) на основании декларации о совокупном годовом доходе, представляемой в налоговую инспекцию по месту жительства (статья 189 НК). Декларация должна быть представлена не позднее 1 апреля года, следующего за годом получения дохода (статья 192 НК).

Уплата налога по данным декларации должна быть произведена не позднее 1 июня года, следующего за годом получения дохода (статья 193 НК).

Показать ответ

Согласно статье 22 НК, а также статье 11 Закона РУз «О внешнеэкономической деятельности» экспортом работ (услуг) признается выполнение работ, оказание услуг юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения (оказания), соответственно, в вашем случае все условия этого определения соблюдаются: ООО «YYY» (резидент РУз) выполняет работы для ООО «ХХХ» (нерезидента РУз) и поэтому может расценивать это выполнение как экспорт работ.

Для предприятий-экспортеров работ и услуг при условии, что выполнены они собственными силами за СКВ (независимо от места выполнения работ и оказания услуг), установлены льготы по единому налоговому платежу в виде снижения ставки налога в зависимости от доли экспорта (пункт 11 приложения № 9-1 к Постановлению Президента РУз от 25.12.2013г № ПП-2099). Так как в вашем случае ООО «YYY» выполняет работы собственными силами и расчеты производятся в СКВ, объем экспортных работ составляет более 30% в общем объеме реализации, можно применить льготу в виде снижения ставки на 50%.

 

Показать ответ

Налогооблагаемой базой для расчета обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, в Республиканский дорожный фонд и во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений (далее – обязательные отчисления) является, в частности, для строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных организаций стоимость соответственно строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ, выполненных собственными силами, за вычетом налога на добавленную стоимость (статьи 313, 317, 325-2 НК). При этом, если согласно договору обязанность по обеспечению ремонтно-строительных работ материалами несет заказчик (генподрядчик), то при сохранении права собственности на эти материалы за заказчиком (генподрядчиком) выручка от реализации работ, выполненных собственными силами, для подрядчика (субподрядчика) определяется как стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика (генподрядчика).

Судя по тому, что в Вашем случае материалы передаются субподрядчику по счету-фактуре, т.е. с переходом права собственности на эти материалы от генподрядчика к субподрядчику, а не на давальческой основе, то для генподрядчика стоимость переданных субподрядчику материалов не будет включена в стоимость работ, выполненных собственными силами, и, следовательно, не будет являться объектом налогообложения для обязательных отчислений. Тогда как для субподрядчика переданные генподрядчиком материалы в этом случае подлежат включению в стоимость выполненных работ собственными силами и, соответственно, в составе чистой выручки от реализации будут облагаться обязательными отчислениями.

Наряду с этим, рассматривая для генподрядчика операцию по передаче материалов субподрядчику как самостоятельный объект обложения обязательными отчислениями, следует отметить, что данные материалы передаются без наценки, не с целью перепродажи, а в рамках строительства одного объекта, в определенных количествах согласно проектно-сметной документации (ПСД), т.е. никакого дохода (прибыли), который мог бы расцениваться как объект налогообложения для обязательных отчислений, от выбытия этих материалов генподрядчик не получает. Даже в случае применения наценки на передаваемые материалы (например, в виде определенного процента накладных расходов) этот доход для генподрядчика расценивался бы как прочий в соответствии с пунктом 1 статьи 132 НК, но теми же выше указанными статьями 313, 317 и 325-2 НК определено, что прочие доходы не рассматриваются в качестве объекта налогообложения.

Таким образом, в Вашем случае для генподрядчика стоимость передаваемых субподрядчику материалов, как в составе выручки от реализации (выполненного объема работ собственными силами), так и в качестве самостоятельного объекта, как объект налогообложения по обязательным отчислениям рассматривать нельзя.

21.10.2014 [ID: 2185] Предприятие, плательщик ЕНП с применением понижающего коэффициента, передает недвижимое имущество на сумму 500 млн.сум в счет погашения задолженности по решению третейского суда. 1. Повлияет ли передача основных средств на основной вид деятельности предприятия? 2. Имеет ли право предприятие использовать льготу по ЕНП с применением понижающего коэффициента после совершения данной операции, не может ли данное выбытие основных средств трактоваться как реализация основных средств? 3. Будет ли предприятием уплачиваться ЕНП по ставке 6% со стоимости 500 млн. сумов, если данное выбытие происходит по решению третейского суда?
Показать ответ

1. Доходы от выбытия основных средств и иного имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 132 НК относятся к прочим доходам в целях налогообложения, поэтому эти доходы не входят в чистую выручку от реализации товаров (работ, услуг), состав которой определяет основной вид деятельности за отчетный период, и в вашем случае доходы от выбытия объекта недвижимости не повлияют на определение основного вида деятельности.

2. В соответствии с Положением о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера единого налогового платежа (ЕНП) (зарегистрировано МЮ 3.03.2011г №2203) понижающие коэффициенты учитываются при расчете минимального размера ЕНП (т.е. трехкратной суммы земельного налога), который рассчитывается ежеквартально. С учетом того, что в отчетном периоде по вашему предприятию сохраняется основной вид деятельности, то применение  понижающего коэффициента 0,35 (для организаций, основным видом деятельности которых является оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом при условии наличия земельных участков по хранению автотранспорта) при расчете минимального размера ЕНП считается правомерным.

3. Причины выбытия основных средств перечислены в пункте 51 НСБУ №5 «Основные средства», исходя из чего можно определить, что выбытие основных средств по решению суда является их реализацией, т.к. в данном случае происходит передача объекта недвижимости в счет погашения задолженности. Однако, в целях налогообложения налогооблагаемой базой будет являться не вся выручка от реализации ОС (в вашем случае 500 млн.сум), а только доход (прибыль) от выбытия, определяемый в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (статья 133 НК).

При определении финансового результата (прибыли или убытка) от выбытия основных средств и иного имущества сумма дооценки объектов, которые ранее были переоценены, превышение сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок этих объектов включаются в состав дохода от выбытия ОС и иного имущества. Порядок выбытия объектов основных средств регламентирован Положением о порядке списания с баланса основных средств (зарегистрировано МЮ 29.08.2004г №1401).

Согласно статье 353 НК прочие доходы облагаются по ставкам ЕНП, установленным для основного вида деятельности, поэтому доход (прибыль), полученный вами от выбытия недвижимого имущества, будет также облагаться по ставке основного вида деятельности 6%.

Рассмотрим на примере порядок определения дохода от выбытия объекта ОС.

Пример. Предприятие-должник имеет на балансе объект недвижимости:

- первоначальная (восстановительная) стоимость – 600 млн.сум

- начисленная амортизация – 150 млн.сум

- сумма переоценки (дооценки) по объекту – 100 млн.сум

- выручка от реализации (по решению третейского суда) – 500 млн.сум.

Доход (прибыль) от реализации определяется как разница между выручкой от реализации (500 млн.сум) и остаточной (балансовой) стоимостью реализуемых ОС (600 – 150 = 450 млн.сум), скорректированная на результаты (сальдо) переоценки объекта ОС (100 млн.сум), учитываемые на счетах учета резервного капитала. Таким образом, сумма дохода (прибыли), подлежащего обложению ЕНП, составит:

500 – 450 + 100 = 150 млн.сум.

Сумма ЕНП от выбытия  основных средств составит: 150 млн.сум х 6% = 9 млн.сум.

Показать ответ

В соответствии с приложением №2 к ПКМ «О дальнейшем внедрении рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов» (№57 от 5.02.2004г) приобретаемые вами виды топлива (авиационное и автомобильное) относятся к стратегическим видам материально-технических ресурсов (МТР), по которым устанавлен специальный порядок реализации. Пунктом 4 того же постановления установлено, что продукция, относящаяся к стратегическим видам МТР, приобретенная потребителями по регулируемым ценам, используется исключительно в производственных целях и перепродаже не подлежит. Из этого можно сделать вывод, что отражение поступления данного топлива на счете 2910 «Товары на складах» является ошибочным, т.к. согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (НСБУ №21) на счетах учета товаров (2900) обобщается информация о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Поскольку аэропорт не является предприятием торговли, и вы приобретаете топливо не для перепродажи, то и товаром оно в данном случае являться не может.

Исходя из того, что по виду деятельности аэропорт относится к предприятиям и организациям по эксплуатации и обслуживанию гражданской авиации (ОКОНХ 51300), а именно оказывает услуги по авиаперевозкам и заправке топливом, то в этом случае топливо является одним из составных элементов затрат, формирующих себестоимость оказываемых вами услуг, и согласно НСБУ №4 расценивается как товарно-материальные запасы, т.е. учитывается на счете 1030 «Топливо».

Чистая выручка от реализации услуг по основному виду деятельности, отражаемая на счете 9030 "Доходы от реализации выполненных работ и оказанных услуг", является объектом налогообложения для расчета обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, в Республиканский дорожный фонд и во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений (далее – обязательные отчисления).

Что касается оборотов по реализации автомобильного топлива, которое вы получаете  и отправляете другим аэропортам в порядке распределения фондов по указаниям вышестоящей организации – НАК «Узбекистон хаво йуллари», то данные операции можно расценивать как внутриведомственные расчеты, учитываемые на счете 4120 "Счета к получению от дочерних и зависимых хозяйственных обществ"  в корреспонденции со счетом 9220 "Выбытие прочих активов". Т.к. эти операции не относятся к основной деятельности аэропорта, совершаются не с целью перепродажи, отсутствует категория «товар», без наценок, по цене приобретения, т.е. отсутствует факт получения дохода (прибыли) от выбытия этих материалов, то не отвечают критериям определения налогооблагаемой базы для расчета обязательных отчислений в соответствии со статьями 313, 317, 325-2 НК, а именно:

- не входят в состав чистой выручки ввиду отсутствия факта реализации товаров;

- не являются товарооборотом ввиду отсутствия факта осуществления торговой деятельности.

Таким образом, в вашем случае объектом налогообложения для обязательных отчислений является только чистая выручка от реализации услуг, которые вы оказываете в соответствии с основным видом деятельности.

Показать ответ

Если предприятия торговли, включая оптовые и розничные аптечные организации, имеют несколько торговых точек, не являющихся самостоятельными юридическими лицами, расположенных в населенных пунктах, для которых по торговой деятельности установлены различные ставки ЕНП, то они должны вести раздельный учет товарооборота по каждой торговой точке (примечание к Ставкам единого налогового платежа для предприятий торговли и общественного питания, включая микрофирмы и малые предприятия, приложение № 9-2 к Постановлению Президента РУз от 25.12.2013 г. № ПП-2099).

Прочие доходы облагаются ЕНП по ставке основного (профильного) вида деятельности, который определяется за каждый отчетный период (квартал) (статья 353 НК).

При этом предприятия розничной торговли прочие доходы облагают по ставке ЕНП, установленной по месту своей регистрации, и в Расчете ЕНП указывают их по торговой точке, расположенной по месту налогового учета.

Указание на применение предприятиями розничной торговли ставки ЕНП по прочим доходам дано в пункте 1 примечаний к Расчету единого налогового платежа (приложение №13 к Постановлению МФ и ГНК «Об утверждении форм налоговой отчетности», зарегистрировано МЮ 22.03.2013 г. №2439).

Исходя из данных, приведенных в вашем вопросе, можно сделать вывод, что полученные вами прочие доходы должны облагаться по ставке 2%, которая применяется предприятиями розничной торговли, расположенными в других населенных пунктах (т.е. с численностью населения до 100 тыс.чел), согласно Ставкам единого налогового платежа для предприятий торговли и общественного питания, включая микрофирмы и малые предприятия.

Показать ответ

Разъяснениями механизма формирования стартовой стоимости строительства объектов за счет централизованных источников финансирования в зависимости от специфики налогообложения участников-претендентов в конкурсных торгах на выполнение подрядных строительных работ (приложение №1 к Протоколу Республиканской комиссии по мониторингу за реализацией реформ и лицензированию деятельности в области строительства от 06.02.2009г. N 05/23-16) (далее – Разъяснения) определено, что по результатам конкурсных торгов подрядчику – победителю, являющемуся плательщиком ЕНП, предложенная им стоимость объекта строительства увеличивается на процент, равный ставке НДС минус 50% ставки ЕНП (в 2014 г. 20 - 6 х 50% = 17%).

Пунктом 2 Разъяснений предусмотрено, что увеличение стоимости работ на 17% предоставит возможность подрядчику – плательщику ЕНП покрыть (возместить):

- уплаченную сумму НДС по приобретенным с учетом НДС строительным материалам и оборудованию;

- относительное превышение суммы ЕНП по сравнению с налоговыми платежами, уплачиваемыми плательщиком НДС.

Таким образом, процентом увеличения стоимости СМР, полученным вами от заказчика, может воспользоваться только ваша организация – генподрядчик как плательщик ЕНП и использовать его по вышеуказанному назначению.

Для подрядчиков – плательщиков НДС Разъяснениями не предусмотрено получение процента увеличения стоимости СМР, поэтому и вы не должны вашему субподрядчику – плательщику НДС увеличивать стоимость выполненного им объема СМР на 17%.

При этом субподрядчик - плательщик НДС обязан выставить генподрядчику Справку-счет-фактуру о выполненных работах (понесенных затратах), которая при условии содержания всех обязательных для установленной формы счета-фактуры реквизитов (регистрационный номер и дата договора, согласно которому выписывается этот документ, наименование, адрес, ИНН, код ОКОНХ) является счетом-фактурой по выполненным СМР, а также обязательно выделить в ней отдельно ставку и сумму НДС (статья 222 НК, приложение N 3 к Постановлению МФ и ГНК «Об утверждении форм налоговой отчетности», зарегистрировано МЮ 22.03.2013 г. N 2439). На основании этой Справки-счета-фактуры генподрядчик оплачивает субподрядчику выполненный им объем СМР с учетом НДС.

Ваша организация – генподрядчик, как плательщик ЕНП, со своей стороны выставляет заказчику Справку-счет-фактуру на весь объем выполненных СМР (как собственными силами, так и субподрядных) соответственно без начисления на него НДС, но при этом сумма НДС от объема работ, выполненного субподрядчиком – плательщиком НДС, не относится вами в зачет, а учитывается в стоимости субподрядных СМР (пункт 2 статьи 219 НК). В этом случае полученные вами от заказчика 17% и покроют уплаченный субподрядчику НДС.

Показать ответ

Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для нерезидентов РУз являются доходы, полученные из источников в Республике Узбекистан (статья 169 НК). Так как между вашим представительством и его главой, гражданином Российской Федерации, являющимся нерезидентом РУз, заключен договор безвозмездного пользования принадлежащим ему помещением, то никакого дохода в результате этих правовых отношений владелец помещения не получает, следовательно, и никакого обязательства по уплате НДФЛ не возникает.

Налогооблагаемый же имущественный доход возникает в случае заключения договора аренды помещения (т.е. за плату), который для нерезидента РУз облагается по ставке 20% (статья 182 НК). Однако, с 1 января 2012 г. введен порядок, согласно которому налогообложение доходов от сдачи имущества в аренду осуществляется исходя из суммы арендной платы по договору, но не ниже рассчитанной по установленным минимальным ставкам (в 2014 г. согласно приложению № 25 к Постановлению Президента РУз от 25.12.2013 г. №ПП-2099).

Показать ответ

В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке финансирования и кредитования строительства и реконструкции жилья для широких слоев населения, в том числе молодых семей (зарегистрировано МЮ 12.09.2007 г. № 1727) при строительстве многоквартирных домов "под ключ" затраты по незавершенному производству числятся на балансе подрядчика до сдачи объекта в эксплуатацию и не включаются в его налогооблагаемую базу. Другими словами, являясь одновременно и заказчиком, и подрядчиком при строительстве жилого дома, вы не получаете дохода, подлежащего налогообложению, до момента готовности объекта к эксплуатации (или продаже).

После же завершения строительства выручка от реализации строительных работ, произведенных собственными силами, подлежит обложению ЕНП в соответствии со статьей 355 НК. Порядок расчета ЕНП установлен Положением о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера единого налогового платежа (зарегистрировано МЮ 3.03.2011 г. № 2203), согласно которому расчетная сумма ЕНП (по утвержденным ставкам) сопоставляется с минимальной - трехкратной суммой земельного налога, исчисляемого исходя из занимаемой площади земельных участков с учетом понижающих коэффициентов. При этом учитываются земельные участки, используемые на правах собственности, владения, пользования или аренды, в том числе и земля, перешедшая в ваше пользование после сноса старых домов.

Следует отметить, что при расчете минимального размера ЕНП ваша организация (если она является микрофирмой или малым предприятием) вправе применить понижающий коэффициент 0,35 в соответствии с пунктом 6 Приложения №1 к Положению №2203.

При расчете ЕСП вам следует руководствоваться Положением о порядке определения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей экономики (зарегистрировано МЮ 28.12.2010 г. № 2173). Пунктами 2 и 3 данного Положения определено, что минимальный норматив численности рабочих-строителей определяется исходя из нормативов затрат труда на выполнение строительных работ, а численность административных, технических и вспомогательных работников определяется согласно штатному расписанию. То есть показатель минимального норматива численности рабочих-строителей определяется расчетным путем (по формуле), а не указывается в Справке-счете-фактуре о стоимости выполненных работ (понесенных затрат).

При расчете минимального норматива среднемесячной численности рабочих-строителей используются такие показатели, как:

- затраты труда (в человеко-часах) на выполнение строительных работ по объекту в соответствии со сметой, составленной на основе градостроительных норм и правил.

Любое строительство должно осуществляться на основе проектно-сметной документации (ПСД). В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса у застройщика должна быть в установленном порядке согласованная и утвержденная ПСД на строительство объекта.

- продолжительность выполнения строительных работ (при возможности ее определения, а также при равномерных помесячных затратах труда). Если сроки проведения работ конкретно не определены, а затраты труда распределяются по месяцам неравномерно, то этот показатель не учитывется при расчете, и минимальный норматив численности рассчитывается тогда отдельно за каждый кадендарный месяц.

- среднемесячный фонд рабочего времени в расчете на одного рабочего-строителя при шестидневной рабочей неделе (в 2014 г. – 168,5 часа).

Если для выполнения отдельных видов строительных работ вы привлечете других подрядчиков (субподрядчиков), то в этом случае минимальный норматив численности рабочих-строителей будет рассчитан исходя из общих затрат труда (человеко-часов) по смете за минусом затрат труда субподрядчиков (пункт 17 Положения №2173).

Определив значение минимального норматива среднемесячной численности рабочих-строителей, вы сможете рассчитать минимальный норматив фонда оплаты труда на строительство вашего жилого дома и сравнить его с фактическим, чтобы установить, нужно ли вам производить доначисление по «зарплатным отчислениям» или нет (по суммарной ставке 39% в 2014г: ЕСП 25%, страховых взносов граждан 6,5% и минимальной ставки подоходного налога 7,5%).

Показать ответ

Если ваша микрофирма является плательщиком общеустановленных налогов в соответствии со статьей 23 НК, то, соответственно, является и плательщиком НДС с облагаемого оборота по реализации услуг (вознаграждения). При этом  налогооблагаемая база у экспедитора определяется исходя из суммы, подлежащей получению в виде вознаграждения за оказанные услуги, включающей в себя сумму НДС (статья 204 НК).

Если же фирма является плательщиком ЕНП, то может уплачивать НДС на добровольной основе на основании письменного уведомления, представляемого в налоговые органы (статья 197 НК). При этом сумму ЕНП можно уменьшить на сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет, но не более 50 процентов от суммы ЕНП (статья 360 НК).

Другим случаем необходимости уплаты НДС является осуществление вами импорта товаров на таможенную территорию РУз (статьи 197, 201 НК), по которым НДС уплачивается в составе таможенных платежей.

Также обязанность по уплате НДС может быть возложена на вашу организацию за облагаемые обороты по услугам (работам), оказанным вам нерезидентами РУз. При этом, в соответствии со статьей 207 НК должно соблюдаться условие о месте реализации данных услуг – им должна быть территория Республики Узбекистан.

Согласно статье 202 НК территория Республики Узбекистан признается таковым, если:

1. услуги связаны с недвижимым или движимым имуществом, находящимся на территории Узбекистана (например, строительно-монтажные, ремонтные, аренда недвижимого имущества или монтаж, сборка, ремонт и техобслуживание движимого);

2. услуги фактически оказываются на территории республики (например, в сфере туризма, образования, спорта);

3. покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РУз (например, при предоставлении права на использование объектов интеллектуальной собственности; оказании консультационных, аудиторских, юридических (адвокатских), бухгалтерских, рекламных услуг; сдаче в аренду движимого имущества, за исключением транспортных средств; оказании услуг посредника по приобретению товаров (работ, услуг), а также привлекающего от имени основного участника договора лицо для осуществления данных услуг; предоставлении услуг связи);

4. любая деятельность исполнителя услуг, не предусмотренных вышеназванными положениями, осуществляется на территории РУз. При этом место реализации  определяется по месту осуществления деятельности их исполнителя, т.е. по месту его госрегистрации (при ее отсутствии – по месту, указанному в учредительных документах юридического лица; нахождения постоянно действующего исполнительного органа; нахождения постоянного учреждения, если через него выполнены работы, оказаны услуги).

Показать ответ

Выплата материальной помощи для закупки угля и дров на зимний период, тем более массового характера (т.е. всем работникам), имеет налоговые риски. Данные выплаты при проверке могут быть квалифицированы контролирующими органами как доходы в виде материальной выгоды по пункту 1 статьи 177 НК и, соответственно, обложены НДФЛ в полном объеме (в отличие от материальной помощи).

Налоговым кодексом четко определены и классифицированы по статьям все виды выплат, доплат и компенсаций. Поэтому, чтобы не сталкиваться с проблемами при определении налогооблагаемой базы и при проверках контролирующими органами, лучше привести терминологию и понятия в приказах и внутренних положениях об оплате труда на предприятии в соответствие с Кодексом.

Цели, на которые может быть выдана материальная помощь, четко определены в пункте 16 статьи 178 НК:

- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи;

- работнику в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья;

- в связи с чрезвычайными обстоятельствами. В соответствии со статьей 22 НК к чрезвычайным обстоятельствам относятся, в частности, чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, вызванные природными явлениями (землетрясение, оползень, ураган, засуха и т. п.), другими стихийными бедствиями;

- в виде выплат, которые носят целевой характер и обусловлены произошедшими с работниками событиями, случаями и мероприятиями личного характера и не связаны с результатами выполняемой работы. К таким видам выплат, в частности, можно отнести рождение детей, свадьбу работника или его близкого родственника, болезнь, требующую средств на лечение работника или его близкого родственника, смерть близкого родственника, ремонт квартиры и т.д. Для получения материальной помощи работник должен обратиться к работодателю с заявлением, указав в нем, в связи с каким событием, случаем или мероприятием он просит материальную помощь. Важно знать: для получения материальной помощи (а также применения льгот по статье 179 НК) Налоговый кодекс не устанавливает требований по предоставлению каких-либо документов от работника, подтверждающих, что ему нужна такая помощь;

- в виде выдачи сельскохозяйственной продукции или средств на ее приобретение.

Как видно, ни к одному из вышеперечисленных пунктов материальная помощь на закупку угля и дров не относится.

Если же рассматривать данные выплаты как доходы в виде материальной выгоды, то в соответствии со статьей 307 НК они не будут облагаться ЕСП и страховыми взносами граждан.

Показать ответ

В соответствии с Гражданским кодексом общества с ограниченной ответственностью (ООО) являются коммерческими организациями (параграф 2 главы 4 ГК). Следовательно, ваша организация, зарегистрированная в форме ООО, изначально является коммерческой, т.е. созданной с основной целью - получение от своей деятельности прибыли (статья 40 ГК).

Учредители ООО заключают учредительный договор и утверждают устав общества (статья 10 Закона РУз «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», от 6.12.2001 г. №310-II), а учредительный договор в обязательном порядке должен определять условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли и убытков (статья 12 Закона №310-II).

Таким образом, если ваша организация зарегистрирована в форме ООО, то по законодательству должна преследовать извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и распределять полученные доходы (прибыль) между ее участниками (учредителями).

Преобразоваться ООО вправе только в коммерческую организацию другой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательными актами (статья 54 Закона №310-II).

Финансирование негосударственных архивов осуществляется за счет средств их собственников и иных источников, не запрещенных законодательством (статья 30 Закона РУз «Об архивном деле», от 15.06.2010 г. №ЗРУ-252). Однако, вести учет целевых поступлений собственников и списывать свои расходы за счет этих средств, как в некоммерческих организациях, вы не можете.

Для того, чтобы действовать как негосударственная некоммерческая организация (ННО), вы должны быть зарегистрированы в форме учреждения (статья 76 ГК, статья 10 Закона РУз «О негосударственных некоммерческих организациях», от 14.04.1999 г. №763-I). Тем более, что по определению, данному Законом №ЗРУ-252, архив - учреждение, осуществляющее комплектование, учет, хранение и использование архивных документов.

Пунктами 4 и 11 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации архивов (приложение №3 к Постановлению КМ от 5.04.2012 г. №101) также определено, что архивы (в т.ч. негосударственные) являются учреждениями.

Предпринимательской деятельностью ННО может заниматься в пределах, соответствующих ее уставным целям (статья 40 ГК, статья 31 Закона №763-I).

Что касается системы налогообложения, то коммерческая (предпринимательская) деятельность некоммерческих организаций подлежит налогообложению также по общеустановленной системе (статьи 126, 197, 257, 265, 279, 295, 312, 316, 325-1 НК).

В соответствии с Постановлением КМ РУз «Об утверждении классификации предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса)» (от 11.10.2003 г. №439) организации с кодом ОКОНХ 95150 «Архивы (государственные  и негосударственные архивы, включая архивы, ведущие научную работу по утвержденному плану)», независимо от среднегодовой численности, не могут относиться к субъектам малого предпринимательства и, следовательно, не могут перейти на упрощенную систему налогообложения.

Показать ответ

Топшириқ шартномаси бўйича томонларнинг ўзаро муносабатларининг хусусияти шундан иборатки, бир тараф (вакил) иккинчи тараф (топшириқ берувчи)нинг номидан ва унинг ҳисобидан муайян юридик ҳаракатларни содир этиш мажбуриятини олади. Вакил тузган битим бўйича ҳуқуқ ва мажбуриятлар бевосита топшириқ берувчида вужудга келади (ФКнинг 817-моддаси). Агар топшириқ шартномасида назарда тутилган бўлса, топшириқ берувчи ишончли вакилга ҳақ тўлаши шарт (ФКнинг 818-моддаси).

Вакил томонидан топшириқ шартномаси бўйича мажбуриятларни ижро этиш юзасидан олган даромадлари воситачилик фаолиятидан даромадлар жумласига киради.

2-сон БҲМС “Асосий хўжалик фаолиятидан тушган даромадлар” 7-бандига асосан воситачилик фаолиятида воситачилик ҳақи даромад ҳисобланиши белгиланган.

Масалани солиқ солиш нуқтаи назаридан кўриб чиққанда, шуни қайд қиламизки,  умумбелгиланган солиқларни тўловчи вакил-корхонада топшириқ шартномаси бўйича хизматлар кўрсатиш қуйидаги солиқлар ва мажбурий тўловларни тўланишига олиб келади:

1)      юридик шахслардан олинадиган фойда солиғи (СК V бўлими);

2)      қўшилган қиймат солиғи (СК VII бўлими);

3)      ободонлаштириш ва ижтимоий инфратузилмани ривожлантириш солиғи (СК XIII бўлими);

4)      бюджетдан ташқари Пенсия жамғармасига мажбурий ажратмалар (СК XV бўлими 52-боб);

5)      Республика йўл жамғармасига мажбурий ажратмалар (СК XVI бўлими 53-боб);

6)      бюджетдан ташқари Умумтаълим мактаблари, касб-ҳунар коллежлари, академик лицейлар ва тиббиёт муассасаларини реконструкция қилиш, мукаммал таъмирлаш ва жиҳозлаш жамғармасига мажбурий ажратмалар (СК XVI-1 бўлими);

Бироқ, агар корхонангиз кичик бизнес субъектлари жумласига кирса, у ҳолда юқорида келтирилган жамғармаларга мажбурий тўловлар тўлашдан озод қилинган (СКнинг 312, 316, 325-1-моддалари).

Показать ответ

Законодательством определено, что изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение гарантийного срока, т.е. при необходимости организовать ремонт и техническое обслуживание товара, выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимом объеме и ассортименте запасных частей (статья 11 Закона РУз «О защите прав потребителей», от 26.04.1996 г. №221-I). То есть завод-изготовитель может выполнить гарантийный ремонт и техническое обслуживание машин как самостоятельно (собственными силами), так и силами сторонних (привлеченных) ремонтных организаций.

Недостатки, обнаруженные в товаре в период гарантийного срока, должны быть устранены безвозмездно продавцом или изготовителем в определенный законодательством срок (статья 15 Закона №221-I).

Для вашей организации, как для плательщика ЕНП, объектом налогообложения согласно статье 355 НК является выручка от реализации услуг по ремонту, в т.ч. и гарантийному по заключенному с заводом-изготовителем договору, где завод-изготовитель выступает в роли заказчика, а ваша организация – исполнителя работ.

Однако, в случае, если завод-изготовитель обеспечивает вашу организацию запчастями и другими расходными материалами для гарантийного ремонта на давальческой основе, то налогооблагаемой базой по ЕНП для вас является выручка от реализации выполненных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика (завода-изготовителя).

Таким образом, для вашей организации, как для исполнителя ремонтных работ по договору, никаких исключений по налогооблагаемой базе при расчете ЕНП не предусмотрено.

Показать ответ

В соответствии с ШНК 4.01.16-09 «Правила по определению стоимости строительства в договорных текущих ценах» (утверждены приказом Госкомархстроя РУз от 30.07.2009 г. №83) стоимость строительства включает следующие виды работ и затрат:

- общестроительные и специальные строительные работы;

- работы по монтажу оборудования (монтажные);

- затраты на оборудование, мебель и инвентарь;

- прочие затраты производственного характера (временные здания и сооружения, зимнее удорожание, вахтовый метод и т.п.);

- прочие затраты подрядчика;

- прочие затраты заказчика.

Показатель «прочих затрат подрядчика» рассчитывается согласно Методическим рекомендациям по определению «прочих затрат» заказчика и подрядчика при расчете стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах (утверждены приказом Госкомархстроя РУз от 28.12.2007 г. №129).

Прочие затраты подрядчика состоят из необходимой прибыли (включая обязательные платежи и отчисления), складывающейся исходя из конъюнктуры рынка подрядных работ (услуг) (пункт 3.2.1 Методических рекомендаций).

При этом, приведенный в Методических рекомендациях порядок расчета этого показателя обязателен при формировании стоимости строительства и капремонта объектов за счет средств госбюджета, государственных целевых фондов и приравненных к ним источников финансирования, в т.ч. за счет средств органов госуправления, госпредприятий и организаций.

При строительстве и капремонте объектов, финансируемых за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, порядок расчета «прочих затрат подрядчика», указанный в Методических рекомендациях, носит рекомендательный характер и может применяться по согласованию договаривающихся сторон (пункты 1.1, 1.3 Методических рекомендаций).

Пунктом 4.15 ШНК 4.01.16-09 определено, что стоимость прочих затрат подрядчика рекомендуется рассчитывать от стоимости строительно-монтажных работ, которая включает:

- затраты на строительные материалы, изделия и конструкции;

- затраты на основную зарплату с учетом социальных отчислений;

- затраты на эксплуатацию машин и механизмов;

- прочие затраты производственного характера (временные здания и сооружения, зимнее удорожание, вахтовый метод и т.п.).

При этом стоимость оборудования, входящая в общую стоимость строительства, не учитывается. Однако, для того, чтобы стоимость оборудования не учитывалась при расчете прочих затрат подрядчика, оно должно входить в перечень, приведенный в пункте 2.9 ШНК 14.01.16-09. Если же ваше оборудование не соответствует данному пункту, то его следует рассматривать как строительные материалы, изделия и конструкции и учитывать при расчете прочих затрат подрядчика.

Показать ответ

В соответствии со статьей 355 НК объектом налогообложения по ЕНП для строительно-монтажных организаций является выручка от реализации строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами. При этом, если согласно договору обязанность по обеспечению вышеназванных работ материалами несет заказчик (генподрядчик), то при сохранении права собственности на эти материалы за заказчиком (генподрядчиком) выручка от реализации работ, выполненных собственными силами, определяется как стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика (генподрядчика).

То же самое условие можно применить и к оборудованию: если по условиям договора оборудованием обеспечивает заказчик (генподрядчик) (с сохранением за ним права собственности на это оборудование), то для подрядчика (субподрядчика) налогооблагаемой базой по ЕНП является выручка от реализации выполненных собственными силами работ без включения в нее стоимости оборудования заказчика (генподрядчика).

Таким образом, для того, чтобы оборудование, монтаж которого вы осуществляете, не подлежало налогообложению в составе выручки от реализации выполненных вами работ, рекомендуется осуществлять его покупку самим заказчиком, или же вы можете сами осуществить покупку оборудования, но на основании договора посредничества (комиссии, поручения).

Для покрытия затрат подрядчика по налогам и обязательным платежам, а также обеспечения необходимой прибыли в стоимость строительства включен показатель «прочих затрат подрядчика», который рассчитывается согласно Методическим рекомендациям по определению «прочих затрат» заказчика и подрядчика при расчете стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах (утверждены приказом Госкомархстроя РУз от 28.12.2007 г. №129).

При этом, приведенный в Методических рекомендациях порядок расчета этого показателя обязателен при формировании стоимости строительства и капремонта объектов за счет средств госбюджета, государственных целевых фондов и приравненных к ним источников финансирования, в т.ч. за счет средств органов госуправления, госпредприятий и организаций.

При строительстве и капремонте объектов, финансируемых за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, порядок расчета «прочих затрат подрядчика», указанный в Методических рекомендациях, носит рекомендательный характер и может применяться по согласованию договаривающихся сторон (пункты 1.1, 1.3 Методических рекомендаций).

Пунктом 4.15 ШНК 4.01.16-09 «Правила по определению стоимости строительства в договорных текущих ценах» (утверждены приказом Госкомархстроя РУз от 30.07.2009 г. №83) определено, что стоимость прочих затрат подрядчика рекомендуется рассчитывать от стоимости строительно-монтажных работ, которая включает:

- затраты на строительные материалы, изделия и конструкции;

- затраты на основную зарплату с учетом социальных отчислений;

- затраты на эксплуатацию машин и механизмов;

- прочие затраты производственного характера (временные здания и сооружения, зимнее удорожание, вахтовый метод и т.п.).

При этом стоимость оборудования, входящая в общую стоимость строительства, не учитывается. Однако, для того, чтобы стоимость оборудования не учитывалась при расчете прочих затрат подрядчика, оно должно входить в перечень, приведенный в пункте 2.9 ШНК 14.01.16-09. Если же ваше оборудование не соответствует данному пункту, то его следует рассматривать как строительные материалы, изделия и конструкции и учитывать при расчете прочих затрат подрядчика.

Показать ответ

Работающие матери имеют право одновременно получать пособие по уходу за ребенком до двух лет и заработную плату (пункт 6 Положения о порядке назначения и выплаты работающим матерям ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет, зарегистрировано МЮ 14.03.2002 г. №1113):

- в период работы на условиях неполного рабочего времени;

- по соглашению с работодателем на дому.

Следует иметь в виду, что в условиях неполного рабочего времени заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (статья 119 Трудового кодекса).

Таким образом, работница, имеющая ребенка в возрасте до двух лет, при условии отработки полного рабочего дня утрачивает право на получение пособия. При этом заработная плата начисляется ей в полном объеме.

Если работница работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, то работодатель обязан выплачивать ей пособие. Однако, заработная плата должна начисляться ей пропорционально отработанному времени (или в зависимости от выработки).

Следует отметить, что пособие по уходу за ребенком до двух лет не подлежит обложению НДФЛ (пункт 20 статьи 179 НК), ЕСП и страховыми взносами граждан (статья 306 НК).

Если же работодатель все-таки производит работнице какие-либо дополнительные выплаты наряду с заработной платой при условии отработки полного рабочего дня, то они уже не будут трактоваться как пособие по уходу за ребенком до двух лет и будут облагаться НДФЛ и страховыми отчислениями в зависимости от формулировки данной выплаты по приказу и классификации в соответствии со статьей 171 НК.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика