Ответов: 342
Ответы эксперта. Налоговый учет 2014 - 2018
Показать ответ

Согласно статье 355 НК при переоценке валютных статей баланса объектом налогообложения считается сальдо между положительной и отрицательной курсовой разницей. В случае превышения суммы отрицательной курсовой разницы над положительной сумма превышения не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении единого налогового платежа.

Кроме того надо учесть, что в соответствии со статьей 359 НК налоговым периодом по единому налоговому платежу является календарный год, а согласно статье 360 НК Расчет единого налогового платежа представляется в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета нарастающим итогом. 

Следовательно, и налогооблагаемая база по единому налоговому платежу должна исчисляться нарастающим итогом с начала года.  То есть, по нашему мнению, Вы должны брать сумму превышения положительной курсовой разницы над отрицательной нарастающим итогом.

В приведенном Вами примере налогооблагаемая база по ЕНП по итогам полугодия отсутствует.

Показать ответ

Питание может быть обязательным и добровольным.

Обязательным является питание, которым работодатели обязаны обеспечить своих работников в соответствии с требованиями трудового законодательства (статья 217 Трудового кодекса РУз).

Согласно пункту 1 части второй статьи 171 НК не рассматриваются в качестве дохода физических лиц эти расходы, производимые предприятиями в порядке, установленном трудовым законодательством, соответственно, нет и отчислений на ИНПС и удержания взносов на социальное страхование.

Питание, предоставление которого не предусмотрено нормативно-правовыми актами, условно можно признать "добровольным".

В случае, если питание в столовой организовано только для своих сотрудников, стоимость бесплатно предоставляемого питания будет включать все расходы на его организацию, в том числе и зарплату повара.

В данном случае целесообразно нести расходы соразмерно масштабу организованного питания. Например, нет смысла держать помещение больше, чем необходимо. Экономно и рационально использовать продукты питания в процессе приготовления еды. В любом случае все эти расходы должны включаться в стоимость расходов на питание.

Если помимо ваших сотрудников в столовой питаются и другие люди, то вы можете составить калькуляцию стоимости "комплексного обеда", вести учет посещений или организовать питание сотрудников по талонам. Тогда затраты на амортизацию, зарплату повара и другие будут распределяться на общее количество приготовленных блюд, в том числе и на те, которые купят посторонние посетители.

В случае использования талонов доходы сотрудников в виде стоимости питания будут определяться по стоимости фактически использованных талонов.

Стоимость питания, включая все расходы на приготовление блюд, в соответствии с пунктом 13 статьи 174 НК РУз подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц, ИНПС, единому социальному платежу и взносам на социальное страхование.



Показать ответ

В соответствии с Положением о порядке исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей с учетом введения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда (МЮ 23.02.2011 г. N 2200) с 1 января 2011 года для организаций, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, вводится порядок исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей с учетом установленных минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда.

Расчет минимальных нормативов численности и ФОТ производится в соответствии с Положением о порядке определения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей экономики (МЮ 28.12.2010 г. N 2173).

Пример:

Рассмотрим пример расчета минимального размера фонда оплаты труда по организации общественного питания, имеющей пять точек (столовых) и численность административного персонала 6 человек. Режим работы столовой 72 часа в неделю.

В соответствии с Положением о порядке определения минимальных нормативов численности работников (далее Положение) минимальный норматив численности работников  одной точки столовой составляет 4 человека.

Классификация должностей (наименования должностей, относящихся к основному, административному и техническому персоналу) приводится в Рекомендуемом перечне должностей служащих и профессий рабочих предприятий розничной торговли и общественного питания (Приложение № 3 к Положению).

С учетом того, что режим рабочего времени в столовой (72 часа в неделю) ниже 84 часов, то к минимальному нормативу численности основного персонала применяется понижающий коэффициент: 72/84 = 0,86.

Таким образом, минимальный норматив численности основного персонала в одной точке столовой составляет: 4 х 0,86 = 3 человека.

Минимальный норматив численности всего персонала по всему Предприятию (с учетом администрации) составляет:

3*5+6=21человек.

Средний разряд работ по Единой тарифной сетке по столовой составляет 2 (Приложение № 5 к Положению). По Единой тарифной сетке расчетный тарифный коэффициент, соответствующий 2 разряду работ, составляет 2,725 (Приложение № 1 к Постановлению КМ РУз от 21.07.2009г. № 206).

С 1 сентября 2014 года Указом Президента РУз № УП-4639 от 31.07.2014г. установлен минимальный размер заработной платы (МРЗП)  107 635 сумов.

В соответствии с установленной формулой ФОТmin = ЧР х Тк х МРЗП (Приложение № 4 к Положению) минимальный норматив фонда оплаты труда по предприятию общественного питания в целом на сентябрь составит:

 21 х 2,725 х 107 635 = 6 159 413 сумов.

 

Показать ответ

Объектом обложения единым налоговым платежом в соответствии со статьей 355 Налогового Кодекса Республики Узбекистан (далее НК РУз) является чистая выручка от реализации товаров (работ, услуг), для предприятий торговли - товарооборот, и прочие доходы в соответствии со статьей 132 НК РУз.

Вы правы в том, что сумма средств, полученных в виде возвратного займа не является доходом Предприятия и не подлежит обложению единым налоговым платежом.

Однако на Вас распространяется действие Положения о порядке уплаты единого налогового платежа предприятиями оптовой торговли с учетом авансовых платежей (Рег. МЮ 14.01.2010 г. N 2065), в соответствии с пунктом 1 которого с 1 января 2010 года для предприятий оптовой торговли введена уплата авансовых платежей по единому налоговому платежу в размере 5 процентов от суммы выручки, поступающей от проведенных операций.

В соответствии с вышеуказанным Положением все средства поступают предприятиям, на которые распространяется настоящее Положение, только через специальные банковские счета, за исключением:

-  средств, поступающих из бюджета и государственных целевых фондов в виде возврата ранее уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей;

-  инкассированной выручки от розничной торговли;

-  целевых средств, поступающих на основании решения Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан;

-  возврата ранее размещенных депозитов;

-  средств, поступающих с основного депозитного счета на вторичные депозитные счета до востребования, со вторичных депозитных счетов на основной депозитный счет до востребования или с одного вторичного депозитного счета на другой вторичный депозитный счет до востребования одного юридического лица;

-  возврата несконвертированных средств, ранее направленных на конвертацию;

-  средств, поступающих в виде вкладов в уставный фонд (уставный капитал);

-  процентов и дивидендов;

-  грантов;

-  возврата ошибочно перечисленных средств.

В вышеприведенных исключениях получение средств в виде возвратного займа не предусмотрено, следовательно поступление заемных средств  может зачисляться банком только на счета целевых средств (22626 … - в вашем случае), с удержанием единого налогового платежа в размере 5% от поступившей суммы (пункт 11 вышеуказанного Положения).

Следует также отметить, что коммерческие банки несут ответственность за правильность и своевременность перечисления авансовых платежей по единому налоговому платежу (пункт 17-1 вышеуказанного Положения).

Возникшую в результате удержания авансового платежа по ЕНП переплату  вы можете вернуть,  направив письменное заявление в порядке, установленном главой 10 НК РУз (пункт 17 вышеуказанного Положения).

 

Показать ответ

В Вашем случае определяющее значение имеет основание для данного перечисления. Рассмотрим  две ситуации:

1) Если перечисление производилось на основании приказа руководителя, в котором указано, что оплата за посещение детского сада ребенком учредителя производится за счет прибыли предприятия, то по сути учредитель получил доходы в виде  материальной выгоды (статья 177 Налогового кодекса РУз).

Доходы в виде материальной выгоды подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. В базу обложения единым социальным платежом равно как и страховыми взносами граждан во внебюджетный Пенсионный фонд  данные доходы не включаются.

В соответствии со статьей 184 НК РУз налоговый агент, выплачивающий доход в виде материальной выгоды физическому лицу, не состоящему с ним в трудовых отношениях, вправе не удерживать налог на доходы физических лиц на основании письменного заявления физического лица. При этом физическое лицо по доходу в виде материальной выгоды обязано уплатить налог на доходы физических лиц на основании декларации о доходах, представляемой в органы государственной налоговой службы.

Если такого заявления учредитель не представил, то налоговый агент (Предприятие) обязан удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц из доходов в виде материальной выгоды.

В соответствии со статьей 185 НК РУз удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога на доходы физических лиц производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

При неудержании суммы данного налога налоговый агент обязан внести в бюджет сумму неудержанного налога и связанную с ним пеню.

Учредитель может подать заявление об удержании налога по максимальной ставке и в данной ситуации исчисление налога на доходы физических лиц будет производиться по максимальной ставке.

2) Если перечисление денежных средств произведено в счет будущих дивидендов, то целесообразно составить договор займа с учредителем, определив в нем предельную сумму оплаты за детский сад, сроки и условия возврата предоставляемого займа.  Договор займа, в  этом случае, будет основанием для перечислений денежных средств в интересах учредителя.

По итогам года при наличии прибыли составляется протокол общего собрания учредителей,  на основании которого определяется сумма подлежащая уплате учредителю в виде дивидендов, за минусом налога на дивиденды.

На дату решения учредителя(ей) о выплате дивидендов между предприятием и учредителем образуется встречная задолженность. Она может быть зачтена, оформлением  Соглашения о зачете встречных однородных требований.

В случае если сумма дивидендов окажется недостаточной для погашения задолженности по истечении срока займа учредитель обязан вернуть разницу или может быть составлено дополнительное соглашение о продлении срока предоставления займа.

Более подробное изложение этой ситуации вы можете прочитать здесь.

29.09.2014 [ID: 2108] Основным видом деятельности организации по итогам 2013-2014 года являются услуги - ремонт насосного оборудования (ОКОНХ 14912), дополнительный вид деятельности оптовая торговля насосным оборудованием. По услугам выполняем работы на экспорт. Валютная выручка обычно превышает 15% от доли общей выручки, т.е мы имеем право применить льготу по ЕНП в зависимости от доли экспортной выручки и уменьшить ставку ЕНП. 1. По какому коду заполняется электронный отчет по 100 или 108 ? 2. Распространяется ли эта льгота на расчет ЕНП по оптовой торговле, т.е уменьшится ли автоматически ставка ЕНП и по оптовой торговле? 3. И на какой счет перечисляется сумма начисленного ЕНП (один единый или разбивается на услуги и оптовую торговлю) ?
Показать ответ

При ответе на Ваш вопрос мы сделали допущение о том, что предприятие  относится к субъектам малого бизнеса.

Если доля экспорта услуг собственного производства превышает 15% общего объема реализации, включая оборот по торговой деятельности, то снижение ставки ЕНП распространяется на все виды деятельности предприятия, включая оптовую торговлю.

В налоговые органы представляется один Расчет по единому налоговому платежу по общей выручке с разбивкой по всем видам деятельности (строка 010) – код 100 в вашем случае. При заполнении приложения N 6 "Корректировка ставки единого налогового платежа в зависимости от доли экспорта" к Расчету (далее - Приложение N 6) в строке 010 указывается общая выручка от реализации товаров (работ, услуг) (переносится показатель графы "Всего" строки 010 Расчета единого налогового платежа).

Удельный вес выручки от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства (строка 040 Приложения N 6) в процентах рассчитывается на общий объем выручки. Как указано в примечании к Приложению N 6, под общим объемом реализации понимается сумма чистой выручки, полученная от всех видов деятельности. Следовательно, скорректированная ставка ЕНП по строке 060 Приложения N 6 определяется от установленных ставок ЕНП по каждому виду деятельности (в вашем случае - услуги, оптовая торговля). В строку 0801 Расчета ЕНП у предприятий, имеющих льготу в виде снижения ставки в зависимости от доли экспорта, переносятся пониженные ставки по всем видам деятельности.

Уплата единого налогового платежа должна производиться вами на счет предусмотренный для уплаты единого налогового платежа для микрофирм и малых  предприятий (кроме предприятий торговли и общественного питания) – код 100.

Показать ответ

Доходы в виде процентов подлежат налогообложению у источника выплаты (статья 156 НК РУз). Ставка налога на доходы в виде процентов для нерезидентов РУз регламентирована статьей 160 НК РУз и составляет 10%.

В Вашем случае банк – источник выплаты и  налог на доходы в виде процентов должен быть удержан банком. Вам же поступит сумма процентов за минусом удержанного налога.

Вышеописанный порядок налогообложения действует, если между странами не заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Если между иностранным государством, резидентом которого является получатель дохода в виде процентов, и Республикой Узбекистан заключен договор об избежании двойного налогообложения, то необходимо руководствоваться статьей 155 НК РУз, согласно которой :

«Выплата доходов нерезиденту Республики Узбекистан в виде дивидендов, процентов и роялти производится без удержания у источника выплаты или с применением пониженной ставки налога на прибыль юридических лиц в соответствии с положениями международного договора Республики Узбекистан при наличии у источника выплаты представленного нерезидентом Республики Узбекистан документа, выданного компетентным органом иностранного государства, подтверждающего факт резидентства данного лица в государстве, с которым Республика Узбекистан имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. При этом подача заявления о снижении суммы налога на прибыль юридических лиц или об освобождении от его уплаты в орган государственной налоговой службы не требуется».

Показать ответ

Для начала определимся с нормативно правовой базой, регулирующей вопрос предоставления льгот для производителей непродовольственных потребительских товаров.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 28.01.2009 г. N ПП-1050 "О дополнительных мерах по стимулированию расширения производства отечественных непродовольственных потребительских товаров"  таможенные льготы и преференции до 1 января 2016 года предоставлены предприятиям, специализирующимся на выпуске непродовольственных потребительских товаров, согласно приложению N 2 к указанному Постановлению. Таможенные льготы и преференции предоставлены  в виде освобождения от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за импортируемые оборудование, комплектующие изделия, не производимые в республике сырье и материалы, используемые для производства непродовольственных потребительских товаров, согласно перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Как вы правильно указали, данная льгота распространяется на  ароматические вещества на масляной основе, не производимые в РУз, используемые при производстве  парфюмерно-косметических изделий в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 04.09.2012 г. N 585-ф.

В соответствии со статьей 832 ГК РУз по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В соответствии со статьей 838 ГК РУз вещи, приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента.

Кроме того, надо учесть, что данные льготы по налогам и таможенным платежам являются целевыми и предоставляются на основании заявления, представляемого в органы государственной налоговой службы и государственной таможенной службы по утвержденной форме предприятиям, специализирующимся на выпуске непродовольственных потребительских товаров, и использующих высвобождаемые средства на приобретение сырья и материалов, необходимых для производства непродовольственных потребительских товаров. Порядок предоставления льгот регулируется Положением о порядке применения налоговых и таможенных льгот для предприятий, специализирующихся на выпуске непродовольственных потребительских товаров (Приложение к Постановлению N 1932 от 31.03.2009 г.).

Таким образом, если по контракту Вы являетесь получателем сырья, то льгота применима. Это обусловлено тем, что собственником сырья по договору комиссии является комитент и фактически сырье завозится для его собственных производственных нужд. Следует, однако, отметить, что многое зависит от того, насколько юридически правильно составлен договор комиссии.

Показать ответ

1. Налоговым периодом по единому налоговому платежу, как и по налогу на добавленную стоимость является календарный год. Расчет единого налогового платежа и НДС производится нарастающим итогом.

Следовательно, уменьшение единого налогового платежа на сумму уплаченного НДС,  но не более 50%, можно применить исходя из всей суммы исчисленного единого налогового платежа и НДС к уплате за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год, то есть нарастающим итогом.

Например, если по итогам второго квартала сумма НДС к уплате составляет 10 000 тыс.сум, а ЕНП к уплате 5 000 тыс.сум., то сумма уменьшения составляет 2 500 тыс.сум.

По итогам девяти месяцев сумма ЕНП (нарастающим итогом) к уплате составляет 21 000 тыс.сум. Оборота, облагаемого НДС в третьем квартале не было и НДС к уплате по итогам 9 месяцев также  - 10 000 тыс.сум. Тогда сумма ЕНП к уплате по итогам 9 месяцев может быть уменьшена на всю сумму НДС к уплате, так как сумма НДС составляет менее 50% от суммы ЕНП. Следовательно ЕНП к уплате по итогам 9 месяцев – 11 000 тыс.сум (21 000 тыс.сум – 10 000 тыс.сум).

Сумму ЕНП вы можете уменьшать на сумму НДС, исчисленную в целом по предприятию, вне зависимости от того, от какой деятельности платится налог.

2. Относительно применения пониженной ставки для малых предприятий -  плательщиков  ЕНП: если доля экспорта услуг собственного производства за СКВ по итогам отчетного периода (нарастающим итогом) превышает 15% общего объема реализации, включая оборот по торговой деятельности, то снижение ставки ЕНП распространяется на все виды деятельности предприятия, включая оптовую торговлю.

Удельный вес выручки от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства (строка 040 Приложения N 6 к Расчету единого налогового платежа) в процентах рассчитывается от общего объема реализации. Как указано в примечании к Приложению N 6 к Расчету единого налогового платежа (Формы налоговой отчетности по единому налоговому платежу, Приложение № 13 к Постановлению  от  22.03.2013 г. N 2439), под общим объемом реализации понимается сумма чистой выручки, полученная от всех видов деятельности. Следовательно, скорректированные ставки ЕНП по строке 060 Приложения N 6 определяются от установленных ставок ЕНП по каждому виду деятельности (в вашем случае - услуги, оптовая торговля). В строку 0801 Расчета ЕНП из Приложения № 6 переносятся пониженные ставки по всем видам деятельности.

Иными словами, если доля экспорта услуг в вашей деятельности по итогам 9 месяцев составляет 15% и более, вы имеете право снизить ставки ЕНП по всем видам осуществляемой деятельности. Если же доля экспорта за СКВ, исчисленная  по итогам полугодия, составляла  более 15%, а по итогам 9 месяцев - менее 15%, то снижение ставки ЕНП не может быть применено в расчете ЕНП за 9 месяцев.

Следует, однако, отметить, что вопрос об уменьшении ставок в зависимости от доли экспорта четко не регламентирован в законодательстве и вызывает много споров. Существует и иная точка зрения, согласно которой ставка по торговой деятельности в зависимости от доли экспорта не корректируется, то есть не уменьшается, так как снижение ставки предусмотрено для микрофирм и малых предприятий – плательщиков ЕНП, кроме предприятий торговли и общественного питания (Приложение N 9-1 к Постановлению Президента РУз от 25.12.2013 г. N ПП-2099).

Показать ответ

Уменьшение налогооблагаемой базы по ЕНП  в соответствии со статьей 356 НК РУз предоставляется по технологическому оборудованию, приобретенному для использования налогоплательщиком в собственной деятельности (не для продажи) независимо от источника приобретения (собственные либо заемные средства, включая лизинг) и независимо от вида деятельности.

Стоит также отметить, что в случае реализации или безвозмездной передачи нового технологического оборудования в течение трех лет с момента его приобретения (импорта) действие льготы по единому налоговому платежу аннулируется с восстановлением обязательств по их уплате в установленном законодательством порядке.

Порядок применения льготы хозяйствующими субъектами, осуществляющими модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд, определен специальным Положением, зарегистрированным Министерством юстиции РУз 11.06.2007 г. № 1688. Согласно этому Положению к новому технологическому оборудованию относится технологическое оборудование, со дня выпуска которого прошло не более 3 лет. Другие конкретизирующие определения или же критерии, по которым объекты основных средств можно отнести к технологическому оборудованию для применения льготы по ЕНП, действующими нормативными актами не установлены.

При отнесении оборудования к технологическому в практике часто руководствуются Перечнем технологического оборудования, комплектующих изделий и запасных частей, освобождаемых при ввозе на территорию Республики Узбекистан от уплаты импортной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость (МЮ 20.03.2013 г. N 2436, далее по тексту «Перечень»).

Если ваше оборудование включено в этот Перечень и имеются документы, подтверждающие факт, что со дня выпуска (производства) оборудования прошло не более трех лет, то вы можете воспользоваться льготой по ЕНП.

В указанный Перечень входят краны подъемные (код ТНВЭД – 8426 …) и подъемники (код ТНВЭД – 8425…).

Следует иметь в виду, что Перечень приведен в целях применения льгот по импортной таможенной пошлине и НДС. Согласно ему, к примеру, предусмотрено освобождение подъемных кранов грузоподъемностью свыше 8 тонн. Однако сам факт включения кранов в перечень технологического оборудования дает вам право отнести все подъемные краны (в том числе и грузоподъемностью менее 8 тонн) в категорию технологического оборудования при расчете льготы по ЕНП.

Уменьшение налогооблагаемой базы производится начиная с текущего налогового периода, в котором введено в эксплуатацию технологическое оборудование. При этом в каждом налоговом периоде сумма, подлежащая вычету, не должна превышать 25% налогооблагаемой базы. То есть независимо от того, в каком месяце текущего налогового периода приобретено и, самое главное, введено в эксплуатацию технологическое оборудование, уменьшаться будет налогооблагаемая база, исчисленная за весь налоговый период.

Если стоимость вновь вводимого оборудования в текущем налоговом периоде превышает 25 % налогооблагаемой базы, то оставшаяся сумма может вычитаться в последующие налоговые периоды в пределах установленного срока (5 лет) с учетом предусмотренных ограничений.

Расчет суммы средств, направленных на приобретение нового технологического оборудования, отражается в Приложении № 5 к Расчету единого налогового платежа.

Сумма уменьшения налогооблагаемой выручки, определенная в Приложении № 5 переносится в строку 050 приложения № 4 к Расчету единого налогового платежа.

Пример

Производственное предприятие в феврале приобрело в оборудование стоимостью 43 600 тыс.сум и в марте ввело его в эксплуатацию. 

Налогооблагаемая база для расчета единого налогового платежа и суммы уменьшения показаны в таблице (тыс. сум):                   

Отчетный период

Налогооблагаемая

база по ЕНП

Сумма уменьшения за отчетный период

(25% от налогооблагаемой базы)

1 квартал

11 600

2 900

1 полугодие

28 100

7 025

9 месяцев

59 600

14  900

год

78 900

19 725

По приведенным  данным предприятие за год может уменьшить налогооблагаемую базу только на 19 725 тыс.сум, оставшаяся сумма - 23 875 тыс.сум (43 600 – 19 725) уменьшает налогооблагаемую базу в последующих налоговых периодах (не более 4-х последующих лет).

Показать ответ

В пункте 6.1. Положения о вахтовом методе производства строительно-монтажных работ на отдельных и особо важных объектах №551 от 28.11.1998 г. (далее – Положение № 551) говорится: «Проживающие в вахтовых поселках обеспечиваются транспортом, социально-бытовым обслуживанием, а также ежедневным трехразовым горячим питанием». То есть из контекста данного пункта вытекает, что вахтовые работники должны обеспечиваться ежедневным питанием и это является обязательным пунктом социально-бытового обеспечения «вахтовиков».

В соответствии со статьей 171 НК РУз: «Не рассматриваются в качестве дохода физических лиц следующие расходы, производимые юридическими лицами: ...

5)по выдаче или в связи с продажей по пониженным ценам работнику специальной одежды, специальной обуви, форменной одежды, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также в случаях, предусмотренных законодательством, по обеспечению отдельных категорий работников питанием при выполнении ими служебных обязанностей».

То есть, если нормативно-правовыми актами предусмотрено обеспечение работников предприятия бесплатным питанием при выполнении ими служебных обязанностей (как в случае с обеспечением лечебно-профилактическим питанием согласно статье 217 Трудового кодекса), то стоимость питания является расходом предприятия и не рассматривается в качестве  дохода работника.

Согласно ряду действующих нормативно - правовых актов есть некоторые категории работников, которые обеспечиваются именно бесплатным питанием. Это, например, работники труднодоступных станций Узгидромета, отдельные категории авиационного персонала гражданской авиации и другие.

Положение N 551 указывает на необходимость создания социально-бытовых условий, обеспечения горячим питанием работников, но не устанавливают, как в вышеприведенных случаях, что предоставляемое питание является бесплатным и не рассматривается в качестве дохода физических лиц.

Следовательно, в вашем случае стоимость питания должна включаться в совокупный доход физического лица в качестве компенсационных выплат («стоимость питания и проездных билетов или возмещение стоимости питания и проездных билетов» - пункт 13 статьи 174 НК) и облагаться налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Следует также отметить, что компенсационные выплаты включаются в состав доходов в виде оплаты труда (статья 172 НК) и подлежат включению в налогооблагаемую базу по единому социальному платежу и страховым взносам граждан.

Для предприятия – плательщика общеустановленных налогов в соответствии с пунктом 6 статьи 143 НК РУз стоимость питания и проездных билетов или возмещение стоимости питания и проездных билетов признаются расходами на оплату труда, вычитаемыми при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Если оказание услуг сторонней организацией осуществляется с НДС, то налог может приниматься к зачету.

Для плательщиков налогов по упрощенной системе расходы по обеспечению питанием «вахтовиков» для исчисления единого налогового платежа значения не имеют.

01.12.2014 [ID: 2325] 1. Что является налогооблагаемой базой в случае, если предприятие по договору поручения в качестве поверенного закупает товар для заказчика и получает за это комиссионное вознаграждение и по тому же договору наносит на купленный товар логотипы заказчика? По какой ставке считать ЕНП? 2. Какими документами необходимо оформить выполнение данных видов услуг и передачу товара по поручению Заказчика и за его счет с уже нанесенным нами логотипом?
Показать ответ

Приобретя товар за счет заказчика, вы должны составить отчет об исполнении обязательства по договору поручения (в вашем примере отчет составляется на 700 000 сум). Утвержденной формы отчета не существует, однако есть определенные требования к составлению отчета поверенного.

Согласно Порядку учета и оформления счетов-фактур (Приложение N 3 к Постановлению МФ и ГНК, зарегистрированному МЮ 22.03.2013 г. N 2439): «Комиссионер (поверенный) по операциям реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг) в интересах комитента (доверителя), совершаемых на основании договора на оказание посреднических услуг, представляет последнему отчет, который должен содержать все реквизиты комиссионера (поверенного) и комитента (доверителя), установленные законодательством для первичных документов. В отчет комиссионера (поверенного) должна быть включена следующая информация:

количество и стоимость реализованных (приобретенных) комиссионером (поверенным) товаров (работ, услуг) с выделением соответствующих сумм НДС. При этом к отчету должны быть приложены копии договоров, счетов-фактур, актов и других документов, подтверждающих реализацию (приобретение) комиссионером (поверенным) товаров (работ, услуг) в интересах комитента (доверителя);

стоимость затрат, фактически произведенных комиссионером (поверенным), подлежащих возмещению комитентом (доверителем). К отчету должны быть приложены первичные документы, подтверждающие возникновение и уплату указанных затрат;

сумма вознаграждения комиссионера (поверенного), включая НДС (если комиссионер (поверенный) является плательщиком НДС), в соответствии с условиями договора;

сумма полученных от комитента (доверителя) авансов;

сумма, причитающаяся к выплате комиссионеру (поверенному) в связи с исполнением договора комиссии (поручения).

В отчет комиссионера может включаться и иная информация, предусмотренная в договоре».

На сумму вознаграждения вы выставляете счет-фактуру (20 000 сум в примере).

Нанесение логотипа на ручку – это по сути услуги по переработке давальческого сырья.

Учет давальческого сырья ведется в соответствии с Положением о порядке отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с давальческим сырьем (зарегистрировано МЮ от 15.03.2010 г. N 2086).

После выполнения подрядчиком работ, предусмотренных договором, он передает готовую продукцию давальцу и представляет ему Отчет переработчика о расходе сырья.

Отчет переработчика содержит данные о количестве полученного, использованного и неиспользованного сырья (материалов), количестве произведенной из этого сырья готовой продукции, а также сведения об отходах, если они имеются.

Передача продукции оформляется Актом приема-передачи продукции переработки давальческого сырья, в котором стоимость переработанной продукции складывается из себестоимости сырья и услуг по переработке (700 000 сум + 280 000 сум = 980 000 сум).

Счет-фактура выставляется на стоимость услуг по переработке (280 000 сум в примере).

Сумма вознаграждения по договору поручения является доходом от оказания посреднических услуг и облагается по ставке ЕНП 33% (20 000 сум х 33% = 6 600 сум).

Стоимость услуг по переработке является доходом от оказания услуг и облагается по ставке ЕНП 6% (280 000 х 6% = 16 800 сум).

Показать ответ

Для того, чтобы воспользоваться льготами, трехсторонний контракт должен быть оформлен в соответствии с нормами Гражданского кодекса РУз, так как указание вас в качестве получателя еще не означает, что импортируемый товар принадлежит вам. То есть в выбранной форме контракта  для целей применения льгот должно быть предусмотрено право собственности Вашего предприятия на импортируемый товар.

Это, например, может быть договор комиссии.

В соответствии со статьей 832 ГК РУз по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В соответствии со статьей 838 ГК РУз вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента.

В этом случае по контракту вы являетесь получателем, приобретателем сырья, и льготы, предусмотренные Постановлением Президента «О предоставлении дополнительных налоговых льгот  и преференций для дальнейшего развития средств массовой информации» № ПП-1672 от 30.12.11г. применимы. Это обусловлено тем, что собственником сырья по договору комиссии является комитент и фактически сырье завозится для его собственных производственных нужд. Следует, однако, отметить, что многое зависит от юридически правильного составления договора комиссии.

Показать ответ

Получение дочерью от матери доли в уставном фонде предприятия квалифицируется как получение прочих доходов в виде стоимости безвозмездно полученного от физических лиц (в том числе по договорам дарения) имущества, имущественных прав (пункт 7 статьи 178 НК).

В соответствии с пунктом 32 статьи 179 НК от налогообложения освобождаются доходы в виде безвозмездно полученных от физических лиц (в том числе по договорам дарения) долей, паев и акций в случае, если их передача осуществляется между близкими родственниками.

Родители и их дети являются близкими родственниками в соответствии со статьей 22 НК.

Исходя из вышеизложенного, получение дочерью от матери доли в уставном фонде предприятия не влечет за собой налоговых последствий.

Показать ответ

Исчислять земельный налог необходимо исходя из площади земельного участка, фактически находящегося в вашем пользовании, так как в соответствии со статьей 280 НК РУз: «Объектом налогообложения являются земельные участки, находящиеся у юридических лиц на правах собственности, владения, пользования или аренды».

Согласно статье 33 Земельного кодекса: «Документами, удостоверяющими право на земельный участок, являются Государственный акт на право постоянного владения земельным участком, Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком, Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения земельным участком, Государственный ордер на право собственности на земельный участок, договор аренды или договор срочного пользования земельным участком, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок».

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Узбекистан от 15.12.2000 г. N 171-II  «О государственных кадастрах»: «Государственная регистрация прав на кадастровые объекты является юридическим актом признания и подтверждения государством прав юридических и физических лиц на кадастровые объекты.

Государственная регистрация прав на кадастровые объекты осуществляется путем внесения подтвержденной документами информации в государственные реестры».

Постановление  (решение) местных  органов власти,  в пределах их компетенции является основанием для внесения записей в государственный реестр кадастровых объектов и  выдачи соответствующего документа, подтверждающего право на земельный участок – свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок. Однако само право на земельный участок решение местных органов власти не подтверждает.

Следовательно, налог на землю необходимо рассчитывать исходя из данных о площади выделенного земельного участка, указанного в свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок.

Показать ответ

В соответствии со статьей 839 ГК РУз вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента.

 Все исполненное по договору комиссии принадлежит комитенту, и он обязан это принять от комиссионера (статья 841 ГК).

Согласно статье 355 НК РУз налогооблагаемой базой по единому налоговому платежу является выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) - сумма средств, полученных (подлежащих получению) за реализованные товары (работы, услуги).,

В частности, для торговых предприятий под выручкой понимается товарооборот. Согласно статье 22 НК товарооборот - это средства в денежном выражении, полученные (подлежащие получению) от продажи товаров при осуществлении торговой деятельности за определенный период времени.

То есть товарооборот это суммы, которые уплатили (должны уплатить) их покупатели, а не стоимость, по которой вы передаете товар комиссионеру. Следовательно, единым налоговым платежом у комитента облагается вся сумма, полученная от покупателей и заказчиков, при этом сумма комиссионного вознаграждения налогооблагаемую базу по ЕНП не уменьшает.

 Порядок налогообложения доходов от реализации товаров, в том числе по договору комиссии не менялся с момента введения единого налогового платежа.

Постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 30.05.2011 г. N 1760-1, были утверждены изменения в формах налоговой отчетности. Касательно участников договора комиссии - это порядок документального оформления взаимоотношений между комитентом и комиссионером в части выписки счетов-фактур, представления отчетов комиссионера и т.п.

Порядок  документального оформления взаиморасчетов по договору комиссии после утраты силы Постановления МФ и ГНК, МЮ 30.05.2011 г. N 1760-1 регулируется Приложением 3 к Постановлению от 04.03.2013 г. МФ N 23 и ГНК N 2013-8, зарегистрированному МЮ 22.03.2013 г. N 2439. Последние изменения в данное Приложение внесены 13.06.2014г (Постановление МФ и ГНК, зарегистрированное МЮ 13.06.2014 г. N 2439-1).

Показать ответ

Да, вы правы в том, что если представительство не осуществляет предпринимательской деятельности, то оно не будет включаться в понятие «постоянное учреждение». Это следует из статьи 20 НК РУз:

«Понятие "постоянное учреждение" не включает:

1) осуществление деятельности подготовительного и вспомогательного характера, к которой, в частности, относится:

…содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров нерезидентом Республики Узбекистан;

содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации (без права продажи), маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг) нерезидента Республики Узбекистан, если такая деятельность не является основной его деятельностью; ..».

Доходы от безвозмездного пользования имуществом не подлежат налогообложению у нерезидента, имеющего представительство, если деятельность, осуществляемая через это представительство, не приводит к образованию постоянного учреждения нерезидента в Узбекистане, то есть представительство не должно платить налог на прибыль с этих доходов. Это обосновано тем, что в перечень облагаемых доходов нерезидентов, чья деятельность на территории РУЗ не связана с деятельностью постоянного учреждения, не включены доходы от безвозмездно полученного права пользования имуществом (статья 155 НК РУз.).

С другой стороны представительство выступает налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц – обязано удерживать их у источника выплаты (статья 184 НК РУз).

Тут дело обстоит несколько сложнее.

Как было сказано при ответе на вопрос 2363 от 05.12.2014г. для физических лиц (как резидентов так и нерезидентов), сдающих имущество в аренду, предусмотрены минимальные ставки арендной платы, установленные согласно приложению N 25  Постановления Президента Республики Узбекистан от 25 декабря 2013 г. N ПП-2099 "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год". Налогообложение физических лиц  производится исходя из предусмотренных минимальных ставок.

С юридической точки зрения договор аренды и договор безвозмездного пользования имуществом не одно и то же. При ответе на вопрос 2363 от 05.12.2014г, специалистами указано, что договор аренды предполагает возмездный характер – арендный платеж, в то время как договор безвозмездного пользования имуществом не предусматривает плату.

То есть никакой налогооблагаемой базы по доходам от сдачи имущества в безвозмездное пользование у физического лица возникать не должно.

Однако, правоприменительная практика такова, что часто договор безвозмездного пользования имуществом  и договор аренды не различаются в целях налогообложения. И существует риск, что налоговые органы произведут доначисление суммы налога физическим лицам, заключающим такие договора.

Показать ответ

Согласно статье 175 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (Утвержден Законом РУз от 22.09.1994 г. N 2015-XII): «Нарушение порядка ведения кассовых операций и платежной дисциплины, в том числе неисполнение инкассовых поручений налоговых органов по взысканию платежей с предприятий-недоимщиков, а также в случаях просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и нарушения установленных сроков проведения платежей при наличии соответствующих средств на счетах предприятий, а также действия, нарушающие очередность списания денежных средств, влекут наложение штрафа на должностных лиц от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы».

Согласно статье 63 НК РУз инкассовые поручения о перечислении суммы налоговой задолженности выставляются органами государственной налоговой службы не позднее трех рабочих дней, после истечения срока уплаты налогов и других обязательных платежей.

Согласно статье 310 НК РУз уплата единого социального платежа и страховых взносов производится ежемесячно не позднее 10 числа следующего месяца.

Как мы поняли из вопроса, согласно первоначально сданному расчету у вас имелась задолженность, которую вы не погасили в установленные сроки.

Если согласно первоначально сданным расчетам у вас имелась задолженность, которую вы не уплатили (не выставили платежное поручение в банк) самостоятельно до окончания срока уплаты и которая была погашена посредством выставления инкассо ГНИ, то считается, что должностные лица совершили административное правонарушение. Данное административное нарушение трактуется как нарушение платежной дисциплины.

Ваши последующие действия: исправление ошибки, пересдача отчетности, и корректировка задолженности по единому социальному платежу, если они произведены после установленного срока для уплаты налога, не отменяют тот факт, что административное правонарушение имело место быть.

Административное взыскание не применялось бы, если бы перерасчет был сдан до срока уплаты налога.

Если согласно первоначальному расчету у вас также отсутствовала задолженность по единому социальному платежу на момент наступления срока его уплаты и причина начисления административного штрафа – некорректная разноска платежа в ГНИ, то вам необходимо обратиться в органы государственной налоговой службы с соответствующим письмом, приложив к нему документы, подтверждающие своевременную оплату ЕСП и акт сверки с ГНИ.

Показать ответ

В целях определения налога на имущество в соответствии со статьей 266 НК РУз к облагаемым объектам незавершенного строительства относятся объекты, строительство которых не завершено в нормативный срок, установленный проектно-сметной документацией (далее по тексту - ПСД) на строительство этого объекта, а в случае, если нормативный срок строительства не установлен, - в течение двадцати четырех месяцев с начала строительства.

Срок строительства необходимо исчислять с момента начала строительно-монтажных работ. На практике в сметах часто не указываются даты начала, завершения строительных работ и нормативный срок строительства. Для определения даты начала строительных работ за основу обычно берется дата, указанная в договоре на выполнение строительно-монтажных работ или дата сдачи строительной площадки подрядчикам – при подрядном способе строительства в зависимости от условий договора. При хозяйственном способе возведения объекта также рекомендуется составить внутренний акт о начале строительных работ.

В вашем случае по сути объекта строительства еще нет. Следовательно, налог на имущество вы уплачивать не должны. Возведение объекта может и не начаться вовсе. Поэтому затраты на ПСД до момента начала строительства мы рекомендуем учитывать на счете учета отсроченных расходов: 0990 "Прочие долгосрочные отсроченные расходы", если строительство планируется начать в следующем отчетном периоде или 3290 "Прочие отсроченные расходы" – если в текущем.

В момент начала строительства вами должна быть сделана проводка по включению расходов на ПСД в состав капитальных вложений:

Дебет   0810 «Незавершенное строительство»

Кредит 0990 "Прочие долгосрочные отсроченные расходы" или

           3290 "Прочие отсроченные расходы".

Если будет принято решение о том, что объект строительства возводиться не будет, то расходы на ПСД должны быть списаны на прочие операционные расходы и в этом случае из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль они вычитаться не будут (статья 147 НК).  Проводка  в учете будет следующей:

Дебет   9430 «Прочие операционные расходы»

Кредит 0990 "Прочие долгосрочные отсроченные расходы" или

           3290 "Прочие отсроченные расходы".

29.12.2014 [ID: 2447] Должно ли предприятие, которое занимается выращиванием, переработкой и экспортом солодкового корня и является плательщиком Единого земельного налога, производить отчисления во внебюджетный пенсионный фонд в размере 1,6% , Республиканский дорожный фонд в размере 1,4% и во внебюджетный фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждения в размере 0,5% от установленных объектов обложения?
Показать ответ

С 1 января 2014 года, согласно Закону Республики Узбекистан от 25 декабря 2013 года N ЗРУ-359 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2014 год", в соответствии с изменениями и дополнениями в статьи 312, 316, 325-1 и 349 Налогового кодекса плательщики единого земельного налога освобождаются от уплаты обязательных отчислений в государственные целевые фонды.

В соответствии со статьей 362 НК РУз сельскохозяйственные товаропроизводители являются плательщиками единого земельного налога.

При ответе на ваш вопрос ключевым моментом является то, относитесь ли вы к сельскохозяйственным производителям.

Одним из условий отнесения к сельскохозяйственному производителю является  следующее:

«на долю производства сельскохозяйственной продукции и переработки указанной продукции собственного производства приходится не менее 50 процентов от общего объема производства и переработки сельскохозяйственной продукции, включающего сельскохозяйственную продукцию, приобретенную для реализации или переработки».

Сельскохозяйственный производитель ежегодно по итогам налогового периода определяет долю выручки, приходящуюся на производство и переработку сельскохозяйственной продукции собственного производства в общем объеме производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Расчет доли выручки можно осуществить по формуле:

 ДПСХП = (ВПрСХ + ВПСХс) : (ВПрСХ + ВПСХс + ВПСХп) х 100, 

 где:

ДПСХП - доля производства сельскохозяйственной продукции и переработки данной продукции собственного производства;

ВПрСХ - чистая выручка от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;

ВПСХс - чистая выручка от реализации продукции переработки собственной сельскохозяйственной продукции;

ВПСХп - чистая выручка от реализации продукции переработки приобретенной сельскохозяйственной продукции.

Если на долю реализации выращенного и переработанного или просто выращенного вами солодкового корня приходится 50% и более от общего объема производства и переработки сельскохозяйственной продукции, то вы являетесь плательщиком единого земельного налога и на вас не распространяется обязанность уплачивать обязательные отчисления от выручки. Обязательств по уплате обязательных отчислений с выручки от реализации продукции, полученной из приобретенного сырья, в этом случае также не возникает.

Однако, если по итогам года объем выручки от  продажи продукции, полученной из приобретенного (не выращенного самостоятельно) сырья превысит 50% , то с начала следующего налогового периода налогоплательщик должен перейти на уплату общеустановленных налогов или единого налогового платежа (статья 363 НК РУз). Плательщиком единого налогового платежа можно стать при соблюдении критерия численности сотрудников в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11.10.2003 г. N 439 "Об утверждении классификации предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса)". Предельная численность для сельскохозяйственных производителей – малых предприятий установлена на уровне пятидесяти человек.

Обязательства по уплате обязательных отчислений от  выручки у вас возникнут только в случае перехода на уплату общеустановленных налогов.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика