Ответов: 364
Ответы эксперта. Бухгалтерский учет. Аудит 2014-2017
23.03.2015 [ID: 2823] Является ли иностранное представительство, не осуществляющее коммерческую деятельность, постоянным учреждением? Обязано ли данное представительство подавать ежегодный финансовый отчет о прибылях и убытках в налоговые органы по месту регистрации? Просим Вас дать ссылку на нормативный акт, содержащий прямое указание на обязанность представительств иностранных коммерческих организаций представлять ежегодный финансовый отчет о "прибылях" и "убытках" или «доходах и расходах» в налоговые органы по месту своей регистрации.
Показать ответ

1. Согласно статье 20 Налогового кодекса под постоянным учреждением нерезидента в Республике Узбекистан признается любое место, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан, включая деятельность, осуществляемую через уполномоченное лицо. Представительства не являются юридическими лицами и не осуществляют хозяйственную или иную коммерческую деятельность, за исключением представительств иностранных авиакомпаний (пункт 7 Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан (№ 410 от 23.10.2000г.).

Из вышеизложенного делаем вывод, что Представительство иностранной компании, не занимающееся предпринимательской деятельностью в Республике Узбекистан, не является постоянным учреждением.

2. Министерство финансов разъясняет следующее :

«Согласно Положению о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.10.2000 г № 410, представительство иностранной коммерческой компании не является юридическим лицом и не вправе осуществлять хозяйственную или иную коммерческую деятельность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 данного Положения. В соответствии с пунктом 8 вышеуказанного Положения представительство иностранных авиакомпаний имеют право осуществлять коммерческую деятельность на территории Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством. Представительство иностранной авиакомпании признается постоянным учреждением.

Иностранные коммерческие организации (инофирмы) открывают на территории Республики Узбекистан свои представительства в целях представления и защиты своих интересов на территории Узбекистана. Представительство в десятидневный срок после получения сертификата об аккредитации обязано произвести постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения представительства и представить в аккредитующий орган справку о постановке его на учет.

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан "О бухгалтерском учете", субъектами бухгалтерского учета являются органы государственной власти и управления, юридические лица, зарегистрированные в Республике Узбекистан, их дочерние предприятия, филиалы, представительства и другие структурные подразделения, расположенные как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами. Как видно, представительства инофирмы не обозначены в качестве субъекта бухгалтерского учета.

Представительство наделяется имуществом создавшей его инофирм и действует на основании утвержденного и скрепленного печатью ею положения о представительстве. Таким образом, представительство инофирмы ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном Положением о представительстве, утвержденным руководством инофирмы.

Налогообложение инофирм, представительств и их сотрудников осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Узбекистан».

Кроме вышеизложенного необходимо отметить следующее:

1. Сроки сдачи финансовой отчетности  по Положению о сроках представления квартальной и годовой финансовой отчетности (зарегистрировано МЮ 3 июля 2000 года N 942) установлены для субъектов бухгалтерского учета, а значит не распространяются на иностранные представительства, не занимающиеся предпринимательской деятельностью.

2. Представительства инофирм ведут бухгалтерский учет в порядке, установленном Положением о представительстве, утвержденным руководством инофирмы, в котором может быть предусмотрено формирование и представление финансовой отчетности самой иностранной фирме.

3. В статье 4 Закона РУз от 06.01.2012 г. N ЗРУ-319 "О конкуренции"  дано следующее определение «хозяйствующего субъекта»:

«хозяйствующий субъект - юридическое лицо, в том числе иностранное, орган хозяйственного управления, а также индивидуальный предприниматель, занимающиеся деятельностью по производству, приобретению и реализации товаров».

Отсюда вытекает, что представительства, не занимающиеся предпринимательской деятельностью,  не являются хозяйствующими субъектами. А значит, действие  Национальных стандартов бухгалтерского учета №3 «Отчет о финансовых результатах», №15 «Бухгалтерский баланс» на них не распространяется.

4. На практике предствительства иностранных компаний представляют в налоговые органы пояснения в произвольной форме, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской  деятельности.

Показать ответ

Бухгалтерские проводки при исправлении ошибок

В НСБУ №3 «Отчет о финансовых результатах» определен порядок исправления ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов:

Сумма корректировки ошибок, допущенных при подготовке финансовых отчетов предыдущих периодов, включается в чистый доход или убыток отчетного периода. Сумма корректировок фундаментальных (существенных) ошибок, допущенных в предыдущем периоде, отражается в отчете путем изменения сальдо нераспределенной прибыли на начало года или данных за соответствующий период прошлого года, за исключением случаев, когда ошибки были незначительны.

Как уже говорилось ранее, ошибки могут быть фундаментальными (существенными) и не фундаментальными.  Уровень существенности можно предусмотреть в Учетной политике предприятия.

Если ошибка является фундаментальной, необходимо провести корректировку за счет сальдо нераспределенной прибыли на начало года (на 01.01.2015г.):

ДТ 4400  КТ 8710 на сумму корректировки по НДС за 2014 год по использованным ТМЦ.

ДТ 4890  КТ 8710 на сумму таможенной пошлины за 2014 год по использованным ТМЦ.

ДТ 4400 (4890) Кт 1000 - корректировка сальдо по остаткам ТМЦ  на сумму НДС (таможенной пошлины), приходящихся на остатки ТМЦ.

ДТ 4400 (4890) Кт 2000 - корректировка сальдо незавершенного производства на 01.01.2015г. по списанным ТМЦ  на сумму НДС (таможенной пошлины), приходящихся на использованные ТМЦ в незавершенном производстве.

Если ошибка не существенна, корректировку проводят в текущем периоде и отражают по счету 9340 "Прибыли прошлых лет" следующим образом:

ДТ 4400  КТ 9340 на сумму корректировки по НДС за 2014 год по использованным ТМЦ.

ДТ 4890  КТ 9340 на сумму таможенной пошлины за 2014 год по использованным ТМЦ.

ДТ 4400 (4890) Кт 1000 - корректировка сальдо по остаткам ТМЦ  на сумму НДС (таможенной пошлины), приходящихся на остатки ТМЦ.

ДТ 4400 (4890) Кт 2000 - корректировка сальдо незавершенного производства на 01.01.2015г. по списанным ТМЦ  на сумму НДС (таможенной пошлины), приходящихся на использованные ТМЦ в незавершенном производстве.

В соответствие со статьей 356 НК налогооблагаемой базой является валовая выручка, исчисленная в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса, за вычетом:

доходов прошлых лет, выявленных в отчетном году. Данные доходы подлежат налогообложению с учетом проведения перерасчета по налогам и другим обязательным платежам в соответствии с законодательством того периода, в котором они образованы.

Корректировка финансовой и налоговой отчетности производится на основании подтверждающих первичных документов, так же составляется бухгалтерская справка. Проведенные корректировки необходимо раскрыть в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу.

Корректировка  финансовой отчетности

В Правилах по заполнению форм финансовой отчетности (МЮ 24.01.2003 г. N 1209 также оговорен порядок внесения исправлений в финансовую отчетность:

Исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производятся в отчетности, составленной за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал, с начала года).

Сумма корректировок фундаментальных (существенных) ошибок, допущенных в предыдущем периоде, может отражаться в финансовой отчетности путем изменения сальдо нераспределенной прибыли на начало года и внесением соответствующих корректировок активов, обязательств и других статей собственного капитала.

В случаях установления в ходе проверки годовой финансовой отчетности сокрытия доходов или занижения финансовых результатов в результате отнесения на затраты производства (или издержки обращения) не связанных с ними затрат, исправления в бухгалтерский учет и финансовую отчетность за прошлый год не вносятся, а отражаются в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде.

Корректировка налоговой отчетности

В статье 46 НК определен порядок представления уточненной налоговой отчетности:

Налогоплательщик, самостоятельно выявивший ошибки, относящиеся к периоду, за который налоговая отчетность уже представлена в органы государственной налоговой службы, имеет право в течение срока исковой давности по налоговому обязательству (5 лет), представить уточненную налоговую отчетность за тот же период. Данная норма не применяется в случаях, если уточненная налоговая отчетность, предусматривающая уменьшение суммы налогов и других обязательных платежей, представляется за период, проверенный органами государственной налоговой службы в рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии).

Показать ответ

1. В соответствии с пунктом 4 НСБУ№ 5 «Основные средства» в балансе предприятия учитываются только земельные участки, выделенные на правах собственности. Земельные участки не подлежат амортизации. Так как вам предоставлено право пользования на земльный участок,  в балансе данный участок не отражается.

2. В составе основных средств учитывается актив в виде плодоносящих и эксплуатируемых деревьев с момента его регистрации в государственном органе. Инвентарными объектами основных средств являются многолетние насаждения.

Расходы по созданию сада учитываются по дебету счета 0890 "Прочие капитальные вложения". Ежегодно в соответствие с учетной политикой и внутренними локальными актами предприятие переводит в состав основных средств деревья, переданные в эксплуатацию. Эта операция отражается по дебету счета 0180 "Многолетние насаждения", на котором учитываются озеленительные, декоративные, плодово-ягодные деревья и насаждения, живые изгороди и др. Начисление износа отражается по кредиту счета 0280 "Износ многолетних насаждений" по ставке 10% (статья 144 НК).

Капитальные вложения в многолетние насаждения, на коренное улучшение земель, в арендованные объекты основных средств, включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

Обращаем ваше внимание на нормы Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 07.01.2014 г. N 1, далее - Положение).

В соответствии с  пунктом 67 Положения государственной регистрации подлежит право собственности юридических и физических лиц на многолетние насаждения.

Из пунктов 71-72 указанного Положения следует, что решение хокима является подтверждением права собственности на многолетние насаждения, выращиваемые на земельном участке, выделенном для ведения садоводства. Многолетние насаждения регистрируются как самостоятельный вид недвижимого имущества с указанием видов и количества деревьев.

Не подлежат государственной регистрации права собственности на многолетние насаждения, перечень которых приведен в пункте 70 Положения.

Исходя из пункта 70 применительно к вашему случаю можно сделать вывод, что право собственности на многолетние насаждения регистрируется только на плодоносящие и эксплуатируемые деревья, приносящие экономическую выгоду.

В соответствии с пунктом 6 НСБУ№5 основные средства признаются в качестве актива, если:

а) есть уверенность поступления на предприятие будущей экономической выгоды, связанной с активом;

б) стоимость актива может быть точно оценена.

3. Плательщиками налога на землю являются предприятия, у которых есть земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды (статья  279 НК).

Право на земельный участок возникает в момент государственной регистрации, о чем выдается соответствующее Свидетельство. Подтверждением  регистрации прав на земельные участки является решение органов государственной власти  о предоставлении конкретным юридическим лицам земельного участка (пункты 17,18,19 Положения)

В вашем вопросе упомянуто, что у вас имеется Решение хокима о выделении земельного участка с правом пользования, при этом Свидетельство на право пользования земельным участком своевременно не было оформлено.

В течение месяца с даты вынесения Решения о выделении земельного участка предприятию необходимо было обратиться в соответствующий государственный орган для регистрации прав.

Несвоевремнное оформление прав на земельный участок приводит к нарушению порядка ведения государственного земельного кадастра, за что  предусмотрена административная ответственность (статья 68 Кодекса РУз об административной ответственности Утвержден Законом РУз от 22.09.1994 г. N 2015-XII).

Поскольку ваше предприятие пользуется земельным участком, а земельный налог это плата за использование земли, то вы являетесь плательщиком земельного налога.

Согласно пункту 25 части 2 статьи 282 НК не подлежат налогообложению земельные участки, на которых произведены новые посадки садов, виноградников и тутовников сроком на три года, независимо от использования междурядий для посева сельскохозяйственных культур. Исчисление срока, на который предоставляется льгота на новые посадки, произведенные осенью, начинается с 1 января следующего года, а на посадки, произведенные весной, начинается с 1 января текущего налогового периода.

Данной льготой можно воспользоваться только при условии, что земля выделена для посадки сада, у вас оформлены соответствующие документы, подтверждающие, что посадки являются новыми, то есть в возрасте до трех лет.

Показать ответ

Предприятия при заключении договоров, в том числе на аренду имущества (кроме государственного) вправе устанавливать стоимость на свои товары (работы, услуги) исходя из спроса и предложения, установившихся на рынке на договорной основе. Что подтверждено в статье 8 Закона РУз от 25.05.2000 г. N 69-II "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности".

Однако, в целях налогообложения доходы юридических лиц от сдачи недвижимого имущества осуществляются исходя из суммы арендной платы, установленной договором, но не ниже рассчитанной, исходя из минимальных ставок арендной платы за пользование недвижимым государственным имуществом (Постановление Президента РУз от 04.12.2014 г. N ПП-2270 "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год").

Минимальные ставки арендной платы, применяемые за пользование государственным недвижимым имуществом, установлены в следующих документах:

Решение хокима г. Ташкента от 31.12.2014 г. N 1079 «О минимальных ставках арендной платы, применяемых за пользование государственным недвижимым имуществом в городе Ташкенте, на 2015 год».

Минимальные ставки арендной платы за пользование недвижимым государственным имуществом за 1 кв.м на 2015 год по регионам Республики Узбекистан (Утверждены Письмом Госкомконкуренции от 23.12.2014 г. N 227/01-14).

Для расчета принимаются минимальные ставки арендной платы в зависимости от того, в каких целях арендатор использует арендуемое помещение. Ставки установлены в расчете на год за 1  м2.

К примеру, предприятие сдает в аренду помещения, находящиеся в г. Ташкенте, в том числе:

Производственный цех, арендатор будет использовать его под швейное производство. Используется годовая ставка (стр. 19 приложения №1 к Решению хокима г. Ташкента от 31.12.2014 г. N 1079) - 3 100 сум за 1 м2.

Офисное помещение частной организации (стр. 98) – годовая ставка 21 400 сум за 1 м2.

Склад (стр. 96) – годовая ставка 12 600 сум за 1 м2

Магазин розничной торговли (стр. 50) - годовая ставка 18 850 сум за 1 м2

Если в договоре аренды в течение его срока действия меняются условия использования недвижимого имущества, стоимость аренды и пр., необходимо внести эти изменения, оформив дополнительное соглашение к договору. Соответственно, в целях налогообложения с момента изменения условий использования недвижимого имущества будут итспользоваться и другие минимальные ставки арендной платы.

Итак, подведем итоги.

В договорах аренды можно устанавливать рыночную или  договорную стоимость аренды имущества. В договоре аренды необходимо указать площадь и назначение использования помещения.

В целях налогообложения, в налогооблагаемую базу включается стоимость аренды по договору, но не ниже утвержденных минимальных ставок арендной платы, применяемых за пользование государственным недвижимым имуществом. Иными словами, если сумма арендной платы, установленная договором, будет больше рассчитанной исходя из минимальных ставок, то ЕНП рассчитывается исходя из суммы по договору.

Показать ответ

Из вашего вопроса следует, что вы проводите восстановление учетных данных библиотечного фонда. Библиотечный фонд учитывается в составе основных средств, если иное не предусмотрено учетной политикой предприятия. В соответствии с НСБУ №5 по библиотечным фондам амортизация не начисляется.

Восстановление учетных данных проводят путем проведения инвентаризации. Порядок и оформление инвентаризации предусмотрены в НСБУ №19.

Стоимость неучтенных книг для оприходования в качестве актива определяется по текущей стоимости и в финансовых результатах отражается как прочий доход.

Текущая стоимость - это стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определенную дату или сумма, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательства при совершении сделки между осведомленными, желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами.

Если вы затрудняетесь определить текущую стоимость книг, можно воспользоваться услугами оценочной компании.

При утере книг, необходимо выявить виновных лиц, которые должны возместить стоимость книг, а так же штраф, если он предусмотрен в локальных документах предприятия. Если виновные не установлены, то утерянные книги списываются с баланса на убытки предприятия.

Со стороны налоговой инспекции может быть предъявлен административный штраф, в случае если вы являетесь плательщиком общеустановленных налогов.  Неверный учет ОС приводит к занижению налога на имущество. В Статье 175 Кодекса РУз об административной ответственности предусмотрен административный штраф от 1 до 3 МРОТ за отсутствие объектов налогообложения или ведение этого учета с нарушениями установленного порядка, если эти действия привели к занижению причитающейся суммы налога. Чтобы избежать штрафа,  вам необходимо пересчитать налог на имущество за весь период и доплатить в бюджет.

Показать ответ

Да, вам необходимо оформлять ведомость выдачи призов с указанием фамилий призеров.

Это подтверждает  Положение о порядке проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий и определения норм материального обеспечения их участников (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 27.04.2011 г. N 121):

«Все расходы, указанные в отчете, должны быть подкреплены соответствующими документами, подтверждающими произведенные расходы, и оформлены надлежащим образом. Подтверждающими расходы документами являются копии договоров, счетов-фактур на оплату, платежных поручений, накладных на получение товарно-материальных ценностей, акты выполненных работ, транспортные путевки, ведомости на раздачу наличных денежных средств, призов, медалей, дипломов, акты списания, копии транспортных билетов и другие.» (пункт 34 Положения)

Ведомость выдачи призов также необходимо оформлять в связи с тем, что полученные призы за участие в соревнованиях относятся к прочим доходам по НДФЛ (статья 178 НК). Налоговый кодекс к налогоплательщикам относит всех физических лиц, вне зависимости от возраста (статья 167 НК). Ребенок, получивший доход, становится налогоплательщиком НДФЛ.

За несовершеннолетних детей ответственность несут его родители (опекуны). Родители ребенка (опекуны) являются его представителями, соответственно они могут оплатить НДФЛ за своего ребенка.

Детско-юношеский спортивный клуб является налоговым агентом (статья 184 НК). В соответствии со статьей 185 НК ответственность за правильное удержание и своевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет несет налоговый агент, выплачивающий доход. При неудержании суммы данного налога налоговый агент обязан внести в бюджет сумму неудержанного налога и связанную с ним пеню.

Перерасчет суммы налога с доходов физических лиц, получивших подарок, материальную помощь и иные виды помощи не по месту основной работы физического лица или от других юридических лиц, производится органами государственной налоговой службы при подаче физическим лицом декларации о доходах (статья 186 НК).

В соответствии со статьей 187 НК налоговые агенты обязаны:

в течение тридцати дней после окончания налогового периода представлять в органы государственной налоговой службы справку по утвержденной форме о физических лицах, получивших доходы не по месту основной работы.

В справке отражаются:

идентификационный номер налогоплательщика - физического лица;

фамилия, имя, отчество, адрес постоянного места жительства налогоплательщика;

общая сумма доходов и общая сумма удержанного налога на доходы физических лиц по итогам прошедшего налогового периода;

идентификационный номер налогового агента;

наименование, местонахождение (почтовый адрес) налогового агента.

НДФЛ с 60 тысяч сум, если расчитывать по шкале, равен 0 (так как с 2015 года введена новая шкала и доходы в размере до 1МРОТ = 118 400 сум облагаются по нулевой ставке).

Таким образом, ведомость на выдачу призов необходимо оформлять. Подписать в ведомости за несовершеннолетнего призера могут его представители (родитель или тренер по доверенности). Вам как налоговому агенту необходимо подать сведения о выплаченных физическому лицу доходах и удержанном с них НДФЛ. Представитель участника соревнований должен предоставить вам документы:

идентификационный номер налогоплательщика - физического лица;

копию паспорта.

Показать ответ

Согласно Положению о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.10.2000 г № 410 (далее Положение):

«Иностранные коммерческие организации (инофирмы) открывают на территории Республики Узбекистан свои представительства в целях представления и защиты своих интересов на территории Узбекистана.

Представительство наделяется имуществом создавшей его инофирмы и действует на основании утвержденного и скрепленного печатью ею положения о представительстве.

Представительства инофирм ведут бухгалтерский учет в порядке, установленном Положением о представительстве и утвержденным руководством инофирмы. В этом Положении может быть предусмотрен порядок документооборота и отчетности перед создавшей его  иностранной фирмой.  Если порядок документооборота не установлен в Положении о представительстве, его можно утвердить внутренним положением, регулирующим порядок оформления первичных документов.

Для списания канцелярских товаров, материалов и прочих ТМЦ можно создать постоянно действующую комиссию, состав ее определяется в приказе по Представительству. Комиссия назначается из числа сотрудников Представительства. Состав комиссии может меняться в связи с увольнением сотрудника.  Акт на списание ТМЦ утверждается Главой представительства.

Показать ответ

В соответствии с  Инструкцией о служебных командировках в пределах Республики Узбекистан (МЮ 29.08.2003 г. N 1268) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя организации, учреждения, объединения, предприятия на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Иными словами, предприятие может направить в командировку только своих работников.

В соответствии с Порядком выдачи средств на командировочные расходы при командировках работников министерств, ведомств, предприятий и организаций за пределы Республики Узбекистан (МЮ 05.06.2000 г. N 932) при отсутствии подтверждающих документов соответствующие командировочные расходы не возмещаются. Соответственно бухгалтеру необходимо удержать всю сумму выданного аванса учредителю.

Дивиденды могут быть выплачены денежными средствами или имуществом предприятия.

Удержание налога на доходы с сумм выплачиваемых дивидендов у физических лиц производится у источника выплаты (статья 184 НК). Ставка налога с доходов, полученных в виде дивидендов, составляет 10%.  После удержания налога с дивидендов можно зачесть дебиторскую и кредиторскую задолженности учредителя.

В бухгалтерском учете такая операция отражается следующим образом:

N

 

Содержание

хозяйственной

операции

Сумма,

сум

Корреспонденция счетов

Документы,

подтверждающие

записи

Дебет

Кредит

1.

Начислены дивиденды

 

1 000 000

 

8710

 

6610

Решение общего собрания акционеров

2.

Удержан налог с дивидендов

100 000

6610

6410

Расчет бухгалтерии

3.

Перечислен налог с дивидендов

100 000

6410

5110

Выписка банка

4.

Погашение дебиторской задолженности учредителя за счет дивидендов

500 000

 

6610

4890

Расчет бухгалтерии. Заявление учредителя.

5.

Выплата остатка дивидендов

400 000

6610

5110

Выписка банка

 

Показать ответ

Тиркагичли юк автомобилининг юксиз ҳар 100 км босиб ўтган масофасига 28 л ёқилғи сарфланса, юк ортиш кўпайганда ҳар бир қўшимча тонна юк учун ёқилғи сарфи 1,3 л га кўпайган тақдирда,  ҳисоб-китоб қуйидаги тарзда амалга оширилади:

(200 км * 28 л)/100 = 56 л, юксиз 200 км учун сарф;

(150 км *28 л)/100 = 42 л, юксиз 150 км учун сарф;

150 км *(25 т*1,3 л)/100 = 48,75 л, ортилган юк 25 тонна бўлса, 150 км масофа учун қўшимча ёқилғи сарфи;

56 л + 42 л + 48,75 л = 146,75 л – ёқилғининг умумий сарфи.

Показать ответ

Возмещение стоимости ОС относится к прочим доходам (пункт 16 статьи 132 НК) предприятия и включаются в НОБ по ЕНП в соответствии со статьей 355 НК.

Доходом от выбытия основных средств и иного имущества является прибыль от выбытия основных средств и иного имущества, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. При определении финансового результата (прибыли или убытка) от выбытия объектов ОС сумма дооценки объектов ОС, которые ранее были переоценены, превышение сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок этих объектов основных средств и иного имущества включаются в состав дохода от выбытия основных средств и иного имущества (статья 133 НК).

К сожалению, вы не представили все данные для расчета финансового результата. Предположим, что первоначальная стоимость холодильника равна 1500 тыс. сум, износ составил 1000 тыс. сум, сальдо по переоценке 100 тыс. сум. Расчет НОБ по ЕНП в этом случае, будет выглядеть следующим образом:

1500 – (1500-1000)+100=1 100 тыс. сум

Так как ваш контрагент возмещает стоимость холодильника  в размере 1 500 тыс. сум, то финансовый результат составит 1 100 тыс. сум, который включается в НОБ по ЕНП как прочий доход.

Списание холодильника с баланса предприятия оформляется Актом о ликвидации основных средств (Форма N ОС-4). Акт подписывается членами комиссии, назначенной руководителем предприятия и утверждается руководителем предприятия.

Показать ответ

Основные средства - это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для осуществления административных и социально-культурных функций в течение длительного времени при ведении хозяйственной деятельности.

В соответствии с НСБУ №5 в состав основных средств включаются материальные активы, одновременно отвечающие следующим критериям:

а) срок службы более одного года;

б) предметы стоимостью более 50 МРОТ, установленной в РУз (на момент приобретения), за единицу (комплект). Или же менее 50 МРОТ, если это отражено в учетной политике предприятия.

Стоимость монтажа и использованных материалов, а также расходы связанные с приобретением и приведением актива в рабочее состояние включается в первоначальную стоимость основных средств.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.  Из чего следует, что камеры видеонаблюдения являются частью комплекса и учитываются в составе системы видеонаблюдения. В инвентарной карточке основныъх средств необходимо указать из чего и какого количества состоит смонтированная система.

Таким образом, данные системы должны быть отнесены к основным средствам, так как отвечают критериям основных средств, утвержденным в НСБУ №5.  Это также важно и с точки зрения налогообложения, если вы являетесь плательщиком налога на имущество.

Однако если учесть, что они установлены в  арендуемом здании и не отделимы от него, то срок их службы зависит от того, как долго вы будете арендовать это помещение.

По окончании срока аренды помещения, в котором эти системы установлены, необходимо будет ликвидировать указанные основные средства в установленном порядке. При этом убыток, полученный при ликвидации необходимо будет уменьшить на сумму оприходованных материалов (например, видеокамер).

Показать ответ

Право собственности на вновь создаваемый объект недвижимости исходя из части первой статьи 84 ГК может возникнуть лишь с момента его государственной регистрации.

Принятие объекта основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем предприятия акта приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и иных документов (например, по объектам недвижимости и транспортным средствам - подтверждающих их госрегистрацию). Акт приемки-передачи оформляется одновременно с решением хокима района (города) об утверждении акта комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Основным документом, подтверждающим возникновение права собственности на законченное строительством здание (сооружение, жилой дом) является решение хокима района (города) об утверждении акта комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (пункты 38, 41, 42 Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними (приложение №1 к Постановлению КМ от 7.01.2014 г. №1).

Положением о порядке предоставления земельных участков в населенных пунктах для    осуществления градостроительной деятельности, проектирования и регистрации объектов строительства, а также приемки в эксплуатацию объектов (приложение №1 к Постановлению КМ от 25.02.2013 г. №54, далее – Положение №54) определено, что приемка законченного строительством объекта осуществляется приемочной комиссией в соответствии с установленными градостроительными нормами и правилами (пункт 64 Положения №54). Приемка законченного строительством объекта оформляется актом приемки, подписываемым всеми членами приемочной комиссии, в срок не более пяти дней с момента обращения строительной подрядной организации (или юридического и физического лица - в случаях осуществления строительства собственными силами) хокиму района (города). Хоким района (города) в двухдневный срок принимает решение об утверждении акта приемки законченного строительством объекта.

Решение хокима района (города) об утверждении акта приемки законченного строительством объекта является основанием для госрегистрации права на объект государственным предприятием землеустройства и кадастра недвижимости района (города) (пункт 66 Положения №54).

Также порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов определен в ШНК 3.01.04-04 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов» (утвержден Приказом Госкомитета РУз по архитектуре и строительству от 25.12. 2003 г. №81), причем этот порядок является обязательным для всех организаций независимо от форм собственности, осуществляющих строительство на территории РУз. Законченные объекты строительства могут быть введены в эксплуатацию после приемки их Рабочей комиссией и (или) Государственной приемочной комиссией.

На первом этапе законченный строительством объект принимается Рабочей комиссией, назначаемой заказчиком (застройщиком), на втором этапе объект предъявляется Государственной приемочной комиссии. Для объектов, строительство которых осуществляют предприниматели малого бизнеса, заключения Государственной комиссии не требуется (пункт 1.6 ШНК 3.01.04-04).

В бухгалтерском учете строительство и ввод здания в эксплуатацию отражается следующим образом:

Содержание

хозяйственной

операции

Корреспонденция счетов

по НСБУ N 21

Документы,

подтверждающие

записи

Дебет

Кредит

Получены денежные средства от учредителя на строительство здания

5110 «Расчетный счет»

6600 «Счета учета задолжен-ности учредителям»

Квитанция о внесении денежных средств на расчетный счет

Получены материалы от учредителя на строительство здания

1000 «Счета учета материалов»

6600 «Счета учета задолжен-ности учредителям»

Акт приема-передачи, накладная

Перечислен аванс подрядной организации

4300 «Счета учета авансов, выданных поставщикам»

5110 «Расчетный счет»

Договор подряда, платежное поручение, выписка банка по расчетному счету

Использованы строительные материалы

0810  "Незавершенное строительство"

1000 «Счета учета материалов»

Накладная на внутреннее перемещение или акт приема-передачи подрядчику

Выполнены подрядные работы

0810  "Незавершенное строительство"

6000 «Счета учета с поставщиками и подрядчиками»

Акт выполненных работ

Зачтен аванс

6000 «Счета учета с поставщиками и подрядчиками»

4300 «Счета учета авансов, выданных поставщикам»

Расчет бухгалтерии

Перечислены денежные средства подрядной организации

6000 «Счета учета с поставщиками и подрядчиками»

5110 «Расчетный счет»

Выписка из банка

Отражаются расходы по регистрации

0810 "Незавершенное строительство"

6990 «Счета учета задолженности разным кредиторам»

6900 «Счета учета задолженности разным кредиторам»

5110 «Расчетный счет»

Свидетельство о регистрации, выписка банка

Введено в эксплуатацию здание

0120 "Здания, сооружения и передаточные устройства"

0810 "Незавершенное строительство"

 

Решение хокима об утверждении акта приемки законченного строительством объекта, Акт приема-передачи формы ОС -1

Показать ответ

Регламент по учету арендных операций, в том числе и финансовой аренды установлен в НСБУ №6 «Учет аренды», а также в Положении "О порядке отражения арендных операций в бухгалтерском учете" (МЮ от 01.06.2009 г. N 1961).

Доход по передаче ОС в финансовую аренду в учете отражается аналогично выбытию ОС при реализации, с одной лишь разницей, что доход от выбытия отражается как долгосрочный отсроченный доход на счете 7230 «Прочие долгосрочные отсроченные доходы». Отсроченный доход ежегодно списывается на счет 6230 «Прочие отсроченные доходы» в размере годовой суммы дохода. Годовая сумма рассчитывается пропорционально графику лизинговых платежей.

Рассмотрим на примере.

Компания передала в финансовую аренду технологическое оборудование стоимостью 50 000 тыс. сум производственному предприятию. Договор заключен сроком на 3 года с условием уплаты 10% годовых. Арендные платежи уплачиваются ежемесячно равными долями.

Технологическое оборудование числилось в составе ОС. На момент выбытия первоначальная стоимость составила 50 000 тыс. сум, износ составил 10 000 тыс. сум, переоценка составила 5 000 тыс. сум.

 Ежегодный арендный платеж, рассчитанный исходя из установленного договором процента по лизингу (10%), составляет 20 105,74 тыс. сум. Эта сумма включает проценты по аренде и возмещение стоимости объекта аренды.

                                              (в сум)

 Год

 Остаток обязательств по основному долгу

Полученные проценты по финансовой аренде (10 %)

 Сумма возмещения объекта основных средств

 Годовые арендные  платежи

 1

     50 000 000

       5 000 000

     15 105 740

       20 105 740

 2

     34 894 260

       3 489 426

     16 616 314

       20 105 740

 3

     18 277 945

       1 827 795

     18 277 946

       20 105 741

 

Итого: 

     10 317 221  

     50 000 000  

       60 317 221  

В бухгалтерском учете операции по финансовой аренде отражаются следующим образом:

Передача по договору финансовой аренды объектов, которые ранее эксплуатировались (собственные основные средства)

Содержание  операции

Сумма

Дебет

Кредит

Отражается передача основных средств в финансовую аренду

34 894

0920 "Платежи к получению по финансовой аренде"

9210 "Выбытие основных средств"

15 106

4810 "Платежи к получению по финансовой аренде - текущая часть"

Отражается за балансом стоимость оборудования

50 000

010 "Основные средства, сданные по договору финансовой аренды"

 

Списание первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств

50 000

9210 "Выбытие основных средств"

0100 "Основные средства"

Списание накопленного износа основных средств

10 000

0200 "Износ основных средств"

9210 "Выбытие основных средств"

Отражаются затраты арендодателя по поставке объекта финансовой аренды и приведению его в состояние, пригодное для использования по назначению

 

9210 "Выбытие основных средств"

1000 "Материалы", 
6710 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
6520 "Платежи в государственные целевые фонды" и др.

Отражаются результаты (сальдо) переоценки данного объекта основных средств

5 000

8510 "Корректировки по переоценке долгосрочных активов"

9210 "Выбытие основных средств"

Отражается отсроченный доход

15 000

9210 "Выбытие основных средств"

7230 "Прочие долгосрочные отсроченные доходы"

Списание  отсроченных доходов

Перевод в текущую  часть долгосрочных отсроченных доходов согласно графику лизинговых платежей (15 000 / 3 года)

5 000

7230 "Прочие отсроченные долгосрочные доходы"

6230 “Прочие отсроченные доходы”

Списание на финансовые результаты суммы текущей части отсроченного дохода в течение года равными частями

5 000

6230 “Прочие отсроченные доходы”

9390 “Прочие операционные доходы”

Если в результате выбытия предприятие получает убыток, в этом случае

отражается отсроченный расход

Отражается отсроченный расход

 

0990 "Прочие долгосрочные отсроченные расходы"

9210 "Выбытие основных средств"

Перевод в текущую  часть долгосрочных отсроченных расходов согласно графику арендных платежей

 

3290 “Прочие отсроченные расходы”

0990 “Прочие долгосрочные отсроченные расходы”

Списание на финансовые результаты суммы текущей части отсроченного расхода

 

9430 “Прочие операционные расходы”

3290 “Прочие отсроченные расходы”

Ежемесячно в течение каждого года  финансовой аренды

Начислен процентный доход арендодателя,  относящийся к текущему отчетному периоду
по графику платежей, годовая сумма 5000 тыс. сум

5 000

4010 "Задолженность покупателей и заказчиков"

9030 "Доходы от реализации выполненных работ и оказанных услуг"

Отражается поступление текущих платежей: возмещение стоимости оборудования по графику платежей (годовая сумма 15 105,74 тыс. сум)

15 106

5110 "Расчетный счет"

4810 "Платежи к получению по финансовой аренде - текущая часть"

Отражается поступление текущих платежей: проценты по графику платежей (годовая сумма 5000 тыс. сум)

5 000

4010 "Задолженность покупателей и заказчиков"

В конце каждого года финансовой аренды

Перевод  платежей в конце года  из долгосрочной в текущую часть

16 616,3

4810 "Платежи к получению по финансовой аренде - текущая часть"

0920 "Платежи к получению по финансовой аренде"

 

Показать ответ

Порядок учета арендных операций, в том числе и финансовой аренды установлен в НСБУ №6 «Учет аренды», а так же в Положении "О порядке отражения арендных операций в бухгалтерском учете" (МЮ от 01.06.2009 г. N 1961).

Рассмотрим на примере.

Компания передала в лизинг технологическое оборудование стоимостью 50 000 тыс. сум производственному предприятию. Договор заключен сроком на 3 года с условием уплаты 10% годовых. Арендные платежи уплачиваются ежемесячно равными долями.

Технологическое оборудование приобретено у покупателя для передачи в лизинг за 45 000 тыс. сум. Ежегодный арендный платеж, рассчитанный исходя из установленного договором процента по лизингу (10%), составляет 20 105,74 тыс. сум. Эта сумма включает проценты по лизингу и возмещение стоимости объекта лизинга.  

(в сум)

 Год

 Остаток обязательств по основному долгу

Полученные проценты по лизингу (10 %)

 Сумма возмещения объекта основных средств

 Годовые арендные  платежи

 1

     50 000 000

       5 000 000

     15 105 740

       20 105 740

 2

     34 894 260

       3 489 426

     16 616 314

       20 105 740

 3

     18 277 945

       1 827 795

     18 277 946

       20 105 740

 

Итого: 

     10 317 221 

     50 000 000

       60 317 221 

В бухгалтерском учете операции по финансовой аренде отражаются следующим образом:

Отражение операций по  приобретению  объекта лизинга у лизингодателя

Содержание  операции

Сумма

Дебет

Кредит

Приобретение объекта лизинга, включая суммы косвенных налогов и сборов, связанных с приобретением (если они не возмещаются)

45000

0800“Счета учета капитальных вложений”

6010 “Счета к оплате поставщикам и подрядчикам”

6410 “Задолженность по платежам в бюджет”

6990 “Прочие обязательства”

Передача по договору лизинга объектов

Списывается балансовая стоимость переданных основных средств

   45 000

9220 “Выбытие прочих активов”

0800 “Счета учета капитальных вложений”

   5 000

9220 “Выбытие прочих активов”

7230 "Прочие долгосрочные отсроченные доходы"

Отражается отсроченный расход

  50 000

0990 “Прочие долгосрочные отсроченные расходы”

9220 “Выбытие прочих активов”

Отражается передача основных средств в финансовую аренду (50 000 -     15 106,74=34 894,26)

 34 894,26

0920 "Платежи к получению по финансовой аренде"

9210 "Выбытие основных средств"

 15 106,74

4810 "Платежи к получению по финансовой аренде - текущая часть"

Отражается за балансом стоимость оборудования

     50 000

010 "Основные средства, сданные по договору финансовой аренды"

 

Списание  отсроченных доходов

Перевод в текущую  часть долгосрочных отсроченных доходов согласно графику лизинговых платежей (5000/3 года)

1 667

7230 "Прочие отсроченные долгосрочные доходы"

6230 “Прочие отсроченные доходы”

Списание на финансовые результаты суммы текущей части отсроченного дохода ежемесячно в течение года равными частями

1 667

6230 “Прочие отсроченные доходы”

9390 “Прочие операционные доходы”

Если в результате выбытия предприятие получает убыток, в этом случае отражается отсроченный расход

Отражается отсроченный расход

 

0990 "Прочие долгосрочные отсроченные расходы"

9210 "Выбытие основных средств"

Перевод в текущую  часть долгосрочных отсроченных расходов согласно графику арендных платежей

 

3290 “Прочие отсроченные расходы”

0990 “Прочие долгосрочные отсроченные расходы”

Списание на финансовые результаты суммы текущей части отсроченного расхода

 

9430 “Прочие операционные расходы”

3290 “Прочие отсроченные расходы”

Ежемесячно в течение каждого года  финансовой аренды

Начислен процентный доход арендодателя,  относящийся к текущему отчетному периоду по графику платежей, годовая сумма 5000 тыс. сум

5 000

4010 "Задолженность покупателей и заказчиков"

9030 "Доходы от реализации выполненных работ и оказанных услуг"

Отражается поступление текущих платежей: возмещение стоимости оборудования по графику платежей (годовая сумма 15 105,74 тыс. сум)

15 106

5110 "Расчетный счет"

4810 "Платежи к получению по финансовой аренде - текущая часть"

Отражается поступление текущих платежей: проценты по графику платежей (годовая сумма 5000 тыс. сум)

5 000

4010 "Задолженность покупателей и заказчиков"

В конце каждого года финансовой аренды

Перевод  платежей в конце года  из долгосрочной в текущую часть

16 616,30

4810 "Платежи к получению по финансовой аренде - текущая часть"

0920 "Платежи к получению по финансовой аренде"

Показать ответ

В сложившейся ситуации, ваша организация имеет право взять готовую продукцию предприятия - должника в счет погашения дебиторской задолженности на основании решения суда и исполнительного листа.

Ваше предприятие является плательщиком ЕНП, и не является плательщиком акцизного налога и НДС, соответсвенно указанные налоги учитываются в стоимости товара (пункт 13 НСБУ №4).

Объектом обложения единым налоговым платежом является валовая выручка, полученная от реализации товаров, в том числе и полученных в счет погашения дебитороской задолженности.

Оптовая продажа алкогольной продукции регулируется следующими нормативными актами:

В пункте 25 Положения по учету и контролю за производством, розливом, хранением и оптовой продажей спирта и алкогольной продукции (ПКМ РУз от 02.07.1998 г. N 275) определено, что  оптовая продажа алкогольной продукции разрешается предприятиям, которые имеют лицензию на этот вид деятельности, полученную в установленном порядке, и осуществляется предприятиями - изготовителями на основе двухстороннего договора.

В пункте 1 Временного Положения о системе учета производства и реализации отдельных видов подакцизных товаров (МЮ 26.07.2004 г. N 1390) определено, что оптовая реализация алкогольной продукции предприятиями-производителями осуществляется через территориальные специализированные оптовые торговые базы холдинговой компании "Узвинпром-холдинг" с последующей реализацией юридическим лицам, имеющим разрешительные свидетельства на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией и стационарные торговые точки (залы), оснащенные контрольно-кассовыми машинами с фискальной памятью и платежными терминалами.

Из чего делаем вывод, что оптовая продажа алкоголя, произведенного в Узбекистане разрешена только предприятиям – производителям.

Так как ваше предприятие не является производителем алкогольной продукции, то реализовывать алкогольную продукцию можно в розничной торговле при соблюдении определенных условий.

Ключевыми требованиями, предъявляемыми к предприятиям розничной торговли алкогольной продукцией являются:

- наличие разрешительного свидетельства на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией. Разрешительное свидетельство оформляется в соответствие с Положением о порядке выдачи разрешительного свидетельства на право реализации алкогольной продукции предприятиями общественного питания (ПКМ от 28.03.2012 г. N 89).

- наличие зарегистрированного в установленном порядке ККМ, а также расчетного терминала по приему платежей с банковских пластиковых карточек.

- ряд других требований, установленных в пунктах 57-67 Правил розничной торговли в РУз (ПКМ РУз от 13.02.2003 г. N 75) и Правилах розничной торговли алкогольной продукцией (Приложение № 2 к Постановлению Президента РУз N ПП-605 от 16.03.2007 г.)

Для предприятий, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией, Постановлением КМ РУз "О введении минимальных оптово-отпускных и розничных цен на алкогольную продукцию" от 23.12.2009 г. N 327 введены минимальные розничные цены на алкогольную продукцию (за исключением пива), ниже которых алкогольная продукция не может реализовываться. С 1 января 2015 г. минимальные розничные цены (за 1 литр готовой продукции) составляют: вина - 4600 сум; коньяк - 13400 сум, водка и прочая алкогольная продукция - 10900 сум (Постановление МФ и ГНК РУз, зарегистрированное МЮ 09.12.2014 г. N 2632).

Если ваше предприятие не осуществляет розничной торговли, то в сложившейся ситуации алкогольную продукцию можно передать на реализацию по договору комиссии предприятию розничной торговли у которого есть разрешительное свидетельство на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией.

Бухгалтерский учет         

 Отражается поступление и реализация товаров  в розничной торговле

 

Дебет

Кредит

Получены товары в счет погашения дебиторской задолженности

2900 «Товары»

4010 "Счета к получению от покупателей и заказчиков"

Списана себестоимость реализованных товаров

9120 "Себестоимость реализованных товаров "

2900 "Товары"

Отражается доход от реализации товаров за наличный расчет

4010 "Счета к получению от покупателей и заказчиков",

5010 "Денежные средства в национальной валюте"

9020 "Доходы от реализации товаров"

 

Реализация товаров по договорам комиссии

 

Дебет

Кредит

Отражается передача товаров на реализацию по договору комиссии

2960 “Товары, переданные на комиссию”

2910 “Товары на складах”

 После получения извещения от комиссионера о реализации товара

Отражаются доходы от реализации товара

4010 “Счета к получению от покупателей и заказчиков”

9020 “Доходы от реализации товаров”

Списана себестоимость реализованных товаров

9120 “Себестоимость реализованных товаров”

2960 “Товары, переданные на комиссию”

Отражается вознаграждение комиссионеру

9410 “Расходы по реализации”

6990 “Прочие обязательства”

Показать ответ

Отношения по договорам строительного подряда регулируются Гражданским кодексом РУз (статьи 666-685).

В соответствии со статьей 675 ГК РУз заказчик обязан в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода и оказывать другие услуги.

По договорам подряда необходимо четко определить, что для подрядчика (генерального подрядчика) заказчиком выступает сам заказчик строительства, а для субподрядчика заказчиком может выступать генеральный подрядчик.

Законодательно не определено понятие «услуги генерального подряда», а также какие конкретно виды услуг входят в их состав. Но однозначно понятно, что такие услуги оказываются по договору подряда генеральным подрядчиком.  Согласно статье 634 ГК РУз генеральный подрядчик, это по сути тот же исполнитель по договору подряда, но с правом привлекать к исполнению части своего обязательства других лиц (субподрядчиков).

Исходя из норм статьи 634 ГК РУз генеральный подрядчик несет перед субподрядчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком своих обязательств по договору подряда, а перед заказчиком - ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения своего обязательства субподрядчиком.

В описанном вопросе, насколько мы понимаем, заказчик строительства заключил договор подряда на условиях выполнения всех работ подрядчиком самостоятельно. Исходя из норм ГК РУз, в этом случае заказчик не может выступать в качестве генерального подрядчика по заключенному договору подряда.

Если  заказчик выполняет какие-либо работы в рамках своих обязательств по  договору, то такие работы являются расходами Заказчика, которые капитализируются на счетах учета 0800 «Счета учета незавершенного строительства». В этом случае Заказчик не может выставить счет-фактуру на стоимость осуществленных им работ.

Статьей 355 НК РУз определено, что в целях налогообложения при расчете ЕНП для строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, налогооблагаемой базой является выручка от реализации соответственно строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных выполненных собственными силами.

То есть, обложению ЕНП подлежит объем работ, выполненных собственными силами вашей организации, по предъявленным вами к оплате и подписанным заказчиком Справкам-счетам-фактурам о выполненных работах (понесенных затратах) (далее – Справка-счет-фактура).  

Согласно статье 632 ГК РУз по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять и оплатить результат работы. Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон. Кроме того, если по договору определено, что все работы выполняются самостоятельно подрядчиком, то он не может привлечь к исполнению работ субподрядчиков или переложить часть работ на заказчика. В результате, если такое ограничение содержится в договоре подряда, то с целью налогообложения все работы по договору подряда для подрядной организации будут признаны как произведенные своими силами, без возможности произвести вычеты объема работ, произведенного заказчиком самостоятельно.

Справка-счет-фактура является первичным учетным документом в строительстве и должна оформляться всеми строительными организациями независимо от форм собственности и источников финансирования.

Справка-счет-фактура является основанием для оплаты заказчиком выполненных объемов работ, а также для отражения этих объемов в налоговой и статистической отчетности.

Отражение услуг, выполненных Заказчиком в Справке-счете-фактуре подрядчика законодательством не предусмотрено, так как подрядчик должен самостоятельно произвести все работы на свой риск и за свой счет.

Таким образом,  заказчик не может выставить счет-фактуру на оплату генподрядных услуг, так как не может являться генподрядчиком в формате вашего договора подряда. При расчете ЕНП у подрядчика, в вашем случае облагаются суммы выполненных объемов работ по оформленным Справкам-счетам-фактурам без вычета услуг заказчика.

В ситуации, когда субподрядчик заключает договор с генеральным подрядчиком, генеральный подрядчик является для субподрядчика заказчиком. Такие отношения так же регулируются статьей 634 Гражданского кодекса РУз. Если в договоре между генеральным подрядчиком и субподрядчиком присутствует условие об оплате услуг генерального подряда, в этом случае генеральный подрядчик выставляет счет-фактуру на оказанные им услуги. Счет-фактура является подтверждением, что услуги генерального подряда выполнены в полном объеме.

Для генерального подрядчика стоимость услуг генерального подряда, отраженных в выставленном им счете-фактуре, включается в налогооблагаемую базу по ЕНП (если он плательщик общеустановленной системы, то в состав совокупного дохода по налогу на прибыль).

Для субподрядчика - плательщика ЕНП стоимость полученных генподрядных услуг является расходом и не исключается из налогооблагаемой базы. Иными словами, при расчете ЕНП у субподрядчика, в этом случае облагаются суммы выполненных объемов работ по оформленным Справкам-счетам-фактурам без вычета принятых услуг от генерального подрядчика.

Показать ответ

В статье 13 Закона «О защите прав потребителей» (N 221-I от 26.04.1996 г., далее Закон) регламентирован порядок возврата товара. Согласно порядку потребитель, которому продан товар с недостатками, если это не было оговорено при заключении договора, вправе по своему выбору потребовать замены товара, безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены, расторгнуть договор с возмещением убытков.

Потребитель может реализовать указанные права, если недостатки обнаружены в течение:

гарантийного срока либо срока годности товара;

шести месяцев по товарам, на которые гарантийные сроки и сроки годности не установлены.

Требования потребителя рассматриваются при предъявлении им кассового или товарного чека, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, - надлежаще оформленного технического паспорта или иного заменяющего его документа.

Таким образом, если у покупателя отсутствует чек, продавец может не рассматривать требования покупателя.

Бухгалтерский учет возврата проданных товаров.

Возврат  купленных товаров покупателями - это нормальная практика в  торговой деятельности. В бухгалтерском учете он учитывается и отражается на специальном контрпассивном счете 9040 "Возврат проданных товаров".

Отражаются операции при возврате товаров покупателями

 

Дебет

Кредит

Отражается возврат проданных товаров  с выплатой денежных средств

9040 "Возврат проданных товаров"

5010 “Денежные средства в национальной валюте”,

5110 “Расчетный счет”

Приходуются товары, возвращенные покупателями

2900 “Товары”

9120 “Себестоимость реализованных товаров”

При реализации товаров за наличный расчет возврат сумм денежных средств покупателям осуществляется в Порядке, утвержденном Постановлением КМ РУз от 17.11.2011 г. N 306.

Возврат денежных средств осуществляется на основании письменного заявления покупателя (с указанием фамилии, имени, отчества) в течение одного банковского дня. Для приема от покупателя возвращенного товара оформляется накладная в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой вручается покупателю и является основанием для получения денег за возвращенный товар.

На сумму возврата оформляется акт о возврате денежных средств в одном экземпляре, который подписывается ответственными лицами и утверждается руководителем предприятия. Предъявленные покупателем кассовые чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию предприятия.

Денежные средства возвращаются покупателю по расходному кассовому ордеру с указанием ФИО покупателя. Возврат производится за счет наличной денежной выручки, поступившей в кассу предприятия.

 Если товары были оплачены покупателем через банковскую пластиковую карту, возврат денежных средств на нее производится на основании платежного поручения в течение 3-х рабочих дней (пункт 7 Правил ведения кассовых операций юридическими лицами, зарегистрированных МЮ 22.06.2015 г. N 2687).

Показать ответ

В НСБУ N 2 "Доходы от основной хозяйственной деятельности" (3арегистрирован МЮ 26.08.1998 г. N 483, утвержден МФ 20.08.1998  г. N 41) определены порядок и методы признания дохода от оказания услуг:

«14. Когда  результат сделки,  включающей в  себя оказание  услуг (работ)  может  быть  точно  определен,  то доход, связанный со сделкой, признается со ссылкой  на стадию завершения  сделки на дату  составления годового финансового отчета. Результат сделки может быть точно определен по выполнению следующих условий:

14.1.  Сумма  дохода  может  быть  оценена  с  большей  степенью достоверности;

14.2. Существует вероятность поступления хозяйствующему субъекту доходов, связанных со сделкой;

14.3. Стадия  завершения сделки  к отчетной  дате бухгалтерского баланса оценивается с большей степенью достоверности;

14.4. Расходы, произведенные при выполнении сделки, и расходы  по ее завершению могут быть оценены с большей степенью достоверности.

15. Признание  дохода  со  ссылкой  на стадию завершения сделки часто рассматривается с точки  зрения метода процентного завершения.  По данному методу  доход признается  в те  отчетные периоды,  когда услуги были  оказаны.  Признание  дохода  на  этой основе обеспечивает полезную информацию  относительно   объема  выполненных   услуг  и    результатов деятельности в течение отчетного периода.»

В НСБУ №2  так же рассматриваются 3 метода определения стадий завершения сделки (пункт 18), одним из них является метод анализа выполненных работ. В учетной политике предприятия необходимо определить критерии признания дохода и метод определения стадии завершения сделки.

Подведем итоги.

При приобретении карты экспресс оплаты (далее карты) абонент вносит предоплату за еще не оказанные услуги, то есть фактически карты являются средством платежа.  В соответствии с пунктом 19 НСБУ № 2  доходы не признаются по суммам промежуточных выплат и полученных авансов от покупателей. Здесь нужно отметить, что если на карте указан срок ее использования, в этом случае по окончании срока действия карты предприятию необходимо признать доход от списания кредиторской задолженности на сумму не использованных абонентом средств.

Доход от оказания услуг признается в момент, когда услуга была оказана.

Метод признания дохода от оказания услуг необходимо отразить в учетной политике предприятия.

Показать ответ

Сменный режим работы устанавливается на предприятии правилами внутреннего распорядка, иными локальными нормативными актами.

В соответствии со статьей 132 ТК в праздничные (нерабочие) дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим и иным условиям (непрерывно действующие предприятия, охрана объектов, обеспечение их безопасности и др.), работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения, а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Работа в праздничные дни оплачивается не ниже, чем в двойном размере (статья 157 ТК). Конкретные размеры оплаты устанавливаются в коллективном договоре, а если он не заключен, определяются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников.

В такой ситуации есть два варианта решения.

Первый: по желанию работника работа в праздничный день может быть компенсирована предоставлением другого дня отдыха (отгула). По просьбе работника при компенсации работы в праздничный день отгулом оплата труда за такую работу производится не менее чем в одинарном размере. Можно так же присоединть дополнительные дни к трудовому отпуску.

Второй: если ваши работники не согласятся с отгулами, тогда необходимо провести доначисление заработной платы и связанных с ней налогов как за 2014 год, так и за текущий период. Доначисление заработной платы и налогов производится в текущем периоде на основании бухгалтерской справки, соответствующие изменения вносятся в начисление заработной платы и корректировки налогов текущего месяца.

Доначисление заработной платы, а так же налогов по ней за 2014 год относится к предшествующему периоду, поэтому вам необходимо учесть положения НСБУ № 3 «Отчет о финансовых результатах».

В НСБУ №3 определен порядок исправления ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов:

Сумма корректировки ошибок, допущенных при подготовке финансовых отчетов предыдущих периодов, включается в чистый доход или убыток отчетного периода. Сумма корректировок фундаментальных (существенных) ошибок, допущенных в предыдущем периоде, отражается в отчете путем изменения сальдо нераспределенной прибыли на начало года или данных за соответствующий период прошлого года, за исключением случаев, когда ошибки были незначительны.

Уровень существенности ошибок можно предусмотреть в Учетной политике предприятия.

В соответствии со статьей 46 НК вы имеете право представить уточненную налоговую отчетность за 2014 год.

Показать ответ

Документальное оформление.

При возврате товара поставщиком составляется дополнительный счет-фактура, который подтверждается покупателем татья 222 НК). В дополнительном счете-фактуре в графах «Стоимость поставки», «Сумма НДС», «Акциз», «Стоимость поставки с учетом НДС» сумма указывается с минусом.

Бухгалтерский учет.

В инструкции к НСБУ N 21 даны рекомендации по учету возвращенных покупателями товаров. В бухгалтерском учете возврат проданных товаров отражается на счете 9040, который так и называется ”Возврат проданных товаров”. Счет 9040 является контрпассивным счетом к группе счетов доходов от основной (операционной) деятельности. Его дебетовый оборот уменьшает доход от реализации товаров.

При этом корректировке  подлежат как дебиторская задолженность, так и счета обязательств по  начисленным ранее налогам.

Содержание хозяйственной

операции

Корреспонденция счетов

Документы, подтверждающие

записи

Дебет

Кредит

Отражается возврат товара покупателем           

9040

4010

 

Накладная о приеме товара                  

Скорректирован НДС, акциз (для плательщиков этих налогов)

 

6410

4010

 

Бухгалтерская справка-расчет, дополнительный счет-фактура             

Отражается возврат товара покупателем

2910

9120

Дополнительный счет-фактура

Возвращены денежные средства покупателю

4010

5110

Платежное поручение, выписка банка

Скорректирована валовая выручка

9020

9040

Дополнительный счет-фактура

Налогообложение.

В случаях  полного или частичного возврата товаров  для плательщиков общеустановленных налогов корректируется доход от реализации товаров и налогооблагаемая база по НДС и акцизному налогу (для плательщиков этих налогов), а для плательщиков ЕНП корректируется валовая выручка (статьи 131, 205, 233, 357 НК). 

Корректировка дохода от реализации товаров (валовой выручки) производится в пределах годичного срока, а по товарам, на которые установлен гарантийный срок, - в пределах гарантийного срока. Годичный или гарантийный срок исчисляется с даты отгрузки товара и признания дохода (дата, указанная в счете-фактуре и других первичных документах).

 Корректировку следует проводить в том  налоговом периоде, в котором произошли случаи полного или частичного возврата товаров. Соответственно, если продукция была реализована, например, в декабре 2014 года, а возврат произошел в октябре 2015 года, то налогоплательщику необходимо скорректировать доход (валовую выручку) в октябре 2015 г.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика