Ответов: 364
Ответы эксперта. Учет денежных средств
Показать ответ

Банковское законодательство не ограничивает прием платежей у физических лиц за оплату услуг.

В соответствии с пунктом 72 «Инструкции по организации кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей в коммерческих банках» (Постановление правления ЦБ от 17.05.2008 г. № 12/2, МЮ 27.06.2008 г. N 1831)  прием денежных средств от физических лиц банк осуществляет  с помощью бланков формы 002-Ш-ТХ. Форма бланка приведена в приложении № 49 Инструкции. Первая часть объявления бланка подшивается в кассовые документы дня банка, а вторая часть - выдается физическому лицу.

Однако, в соответствии с «Положением о порядке применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью при осуществлении денежных расчетов с населением» (приложение № 1 к ПКМ РУз от 17.11.2011 г. № 306):

Денежные расчеты с населением при выполнении работ или оказании услуг на территории РУз производятся всеми хозяйствующими субъектами с обязательным применением ККМ (пункт 2).

При реализации товаров (работ и услуг) населению по безналичному расчету хозяйствующие субъекты используют платежные терминалы, обслуживающие пластиковые карточки. Выдача покупателям чека, выдаваемого платежным терминалом, является обязательной (пункт 5).

Статьей 119 НК РУз предусмотрена ответственность за оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и (или) расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, когда их применение является обязательным, а равно оказание услуг без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека или других приравненных к ним документов, когда выписка или выдача таких документов является обязательной.

Так как платное обучение физических лиц относится к услугам, оказываемым  населению, соответственно обязательным условием их реализации является наличие ККМ и платежного терминала.

Оформление кассовых документов при оплате услуг в кассу Культурного центра осуществляется в соответствии с «Правилами ведения кассовых операций юридическими лицами» (Постановление правления ЦБ от 16.05.2015 г. N 12/17, МЮ 22.06.2015 г. N 2687). При приеме денег за обучение каждому физическому лицу выдается чек ККМ или же чек платежного терминала. В конце каждого рабочего дня вся выручка, полученная наличными, от физических лиц сдается в кассу предприятия, о чем составляется приходный кассовый ордер. А затем на основании расходного ордера денежные средства сдаются в дневные и вечерние кассы либо инкассаторам для доставки в банки (пункт 8). Необходимо отметить, что выручку в кассе можно хранить в пределах установленного обслуживающим банком лимита кассы.

При приеме денежных средств от физических лиц в кассу Культурного центра необходимо соблюдать следующие условия:

- наличие кассового аппарата (ККМ), зарегистрированного в установленном порядке;

- наличие платежного терминала для приема оплаты  пластиковой картой;

- соблюдение Правил ведения кассовых операций юридическими лицами.

Показать ответ

В соответствии с Правилами ведения кассовых операций юридическими лицами (Рег. N 2687 от 22.06.2015 г.), каждая организация ведет только одну кассовую книгу. Кассовая книга может вестись электронным способом. При этом отчет кассира также ведется электронным способом.

В конце рабочего дня кассиры (заведующие магазином) обязаны отчитаться перед старшим кассиром о полученном авансе и о деньгах, принятых по приходным документам, а также сдать старшему кассиру остаток наличных денег и документы по произведенным операциям (кассовые ордера и приложения к ним). Старший кассир на основании полученных документов от кассиров торговых точек заполняет кассовую книгу, затем распечатывает и подписывает листы кассовой книги.

Листы кассовой книги должны храниться кассиром в течение года отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года или по мере необходимости листы кассовой книги брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и бухгалтера (если предусмотрен) и скрепляется печатью предприятия (при наличии печати).

Показать ответ

В пункте 6  Положения о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами (МЮ 18.04.2005г. №1470) определено, что держатели корпоративных банковских карт (КБК) могут осуществлять безналичные расчеты с использованием КБК в национальной валюте на предприятиях торговли и сервиса для оплаты расходов, предусмотренных в "Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов" (приложение к ПКМ от 5.02.1999г № 54) (далее – Положение о составе затрат).

Положением о составе затрат предусмотрены статьи расходов, которые соответственно могут быть оплачены с использованием КБК: для предприятий торговли – это расходы по реализации (такие, например, как связанные с содержанием и ремонтом помещений, используемых для торговых нужд; приобретение инвентаря и хозпринадлежностей; оплата торговых рекламных и маркетинговых услуг и др.). Приобретение товаров предприятиями торговли для перепродажи Положением о составе затрат не предусмотрено.

Документальное оформление реализации товаров с применением КБК.

Указом Президента РУз от 24.08.2011 г. № УП-4354 «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для   дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» чеки платежных терминалов при оплате с использованием корпоративных пластиковых карт товаров (работ, услуг), приобретаемых хозяйствующими субъектами в сфере торговли и сервиса приравнены к первичным бухгалтерским документам.

Реализация товаров юридическими лицами осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности (Приложение к ПКМ РУз от 26.11.2002 г. N 407), которое предусматривает следующее:

Оптовая торговля

п. 10 Оптовая реализация товаров может производиться только на основании заключенных договоров и в безналичной форме взаиморасчетов.

п. 11 При оптовой реализации юридическим лицам, занимающимся розничной торговлей, к договору должна быть приложена справка органа государственной налоговой службы по месту регистрации покупателя о наличии стационарной торговой точки и регистрации контрольно-кассовой машины.

Розничная торговля.

В соответствии с вышеназванным Положением о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности:

п. 19 Розничная реализация товаров может производиться юридическими лицами только через стационарные торговые точки с обязательным применением контрольно-кассовых машин. В стационарных торговых точках должно быть обеспечено наличие расчетного терминала по приему платежей с использованием банковских пластиковых карточек

При этом реализация товаров по корпоративным пластиковым карточкам юридических лиц может осуществляться предприятиями розничной торговли без ограничений.

Покупатели оформляют приобретние товаров по КБК в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Республике Узбекистан  (МЮ 03.06.13г. № 2465):

п. 7. Денежные средства, расходуемые для безналичной оплаты с использованием корпоративных банковских карт, являются средствами, используемыми под отчет держателем корпоративной банковской карты на строго определенные цели. Держатель корпоративной банковской карты обязан не позднее 10 дней со дня получения под отчет корпоративной банковской карты представлять в бухгалтерию юридического лица отчет об израсходованных посредством корпоративной банковской карты средствах.

Подведем итоги:

Приобретение товаров предприятиями торговли для перепродажи Положением о составе затрат не предусмотрено.

При оформлении оптовой реализации товаров по КБК  необходимо заключить договор, к нему приложить справку ГНИ по месту регистрации покупателя о наличии стационарной торговой точки и регистрации контрольно-кассовой машины. Чек терминала является документом подтверждающим безналичную оплату товаров, а так же является документом заменяющим счет-фактуру (статья 222 НК). В целях идентификации приобретенных товаров заполнение счета-фактуры рекомендуется.

При оформлении розничной реализации товаров достаточно чека платежного терминала.

Показать ответ

Ўт ўрувчи ускуна инвентарь таркибида ҳисобга олиниши мумкин, башарти ҳисоб сиёсатида асосий воситаларга бир бирлик (тўплам) учун қиймати Ўзбекистон Республикасида (харид пайтида) белгиланган энг кам ойлик иш ҳақи миқдорининг эллик бараваридан ортиқ бўлган буюмлар киритилиши белгиланган бўлса. Ёки асосий воситаларни тан оиш мезони камроқ этиб белгиланган бўлса асосий воситалар таркибига киритилиши мумкин.

Юридик шахслар томонидан миллий валютадаги корпоратив банк карталаридан фойдаланиш тартиби тўғрисида Низом (АВ томонидан 18.04.2005 й. 1470-сон билан рўйхатга олинган Марказий банк Бошқарувининг 12.03.2005 й. 3-А/1-сон Қарори билан тасдиқланган) билан Ўзбекистон Республикаси ҳудудидаги савдо ва хизмат кўрсатиш корхоналарида юридик шахслар томонидан миллий валютадаги корпоратив банк карталаридан фойдаланилган ҳолда товарлар ва хизматлар учун ҳисоб-китобларни ўтказиш тартибини белгиланган.

Юридик шахслар корпоратив карточка орқали Маҳсулот (ишлар, хизматлар)ни ишлаб чиқариш ва сотиш харажатларининг таркиби ҳамда молиявий натижаларни шакллантириш тартиби тўғрисида Низом (ЎзР ВМ 05.02.1999 й. 54-сон қарорига илова)да назарда тутилган харажатларни амалга оширишлари мумкин.

Харажатларнинг таркиби тўғрисидаги Низомда инвентар (1.1.2.-банди)  ва асосий воситаларнинг амортизацияси (1.4.1. ва 2.1.2.4-бандлари) харажатлари назарда тутилган. Амортизация бу фойдали хизмат муддати мобайнида активнинг амортизацияланадиган қийматини асосий воситаларнинг вазифасидан келиб чиққан ҳолда маҳсулот (ишлар, хизматлар) таннархига ёки давр харажатларига мунтазам тақсимлаш ва ўтказиш кўринишида эскиришнинг қиймат ифодаси (5-сон БҲМС “Асосий воситалар”).

Мос равишда, корпоратив банк картасидан асосий воситалар ва инвентарларнинг хариди учун фойдаланиш қонуний ҳисобланади.

Шу билан биргаликда, 2013 йилнинг 1 майидан бошлаб устав жамғармасида давлат улуши 50 фоиздан ортиқ бўлган табиий монополия субъектлари, давлат унитар корхоналари ва хўжалик жамиятлари айрим турдаги товарларни (ишларни, хизматларни) харид қилиш тартиби киритилган. (Ўзбекистон Республикаси Президентининг 05.04.2013 й. ПҚ-1948-сон "Электрон харидлар тизимини мақбуллаштириш ва улардан тадбиркорлик субъектларининг фойдаланишини кенгайтириш тўғрисида"ги Қарори). Товарлар хариди Ўзбекистон республика товар-хом ашё биржаси (ЎзРТХБ) томонидан ташкиллаштириладиган савдо майдончаларида амалга оширилади.

ЎзРТХБ томонидан ташкиллаштирилган электрон савдоларда харид қилинадиган товарлар (ишлар, хизматлар) рўйхатини Ҳукумат комиссияси белгилайди.

Кўрсатилган корхоналар шартнома имзоланган пайтда эквиваленти 300 АҚШ долларигача бўлган  товарларни мустақил равишда электрон савдоларда иштирок этмаган ҳолда тўғридан тўғри шартномалар асосида сотиб олишлари мумкин.

Ўт ўрувчи ускунанинг қиймати 300 АҚШ долларидан ошганлиги сабабли Ҳукумат комиссиясига фақат ЎзРТХБ орқали  харид қилинадиган товарлар (ишлар, хизматлар) рўйхатини аниқлаш учун мурожаат қилиш керак.  Агар ўт ўрувчи ускуна ушбу рўйхатга киритилмаган бўлса, сиз уни корпоратив карта орқали харид қилишингиз мумкин.

Эслатиб ўтиш жоизки, баъзи корхоналар учун товарлар хариди тендер савдолари ташкиллаштириш асосида амалга оширилади. Тендер савдоларини ўтказиш тартиби “Хом ашё, материаллар, бутловчи буюмлар ва асбоб-ускуналар харид қилиш бўйича тендер савдолари ўтказиш тўғрисида Низом” (ЎзР ВМ 21.11.2000 й. 456-сон қарорига илова) га мувофиқ белгиланади.

Показать ответ

1.Да, действительно в ПП№3386 от 14.11.2017г. говорится о реализации нефтепродуктов через биржевые торги. Однако, решение о реализации автомобильного бензина посредством торгов еще не принято (примечание в прил. к ПП №3386 от 14.11.2017г.).В связи с отменой ПКМ №57 от 05.02.2004 г. не установлен порядок реализации автобензина юридическим лицам.

2.Предприятиям – потребителям нет необходимости в складах ГСМ, поскольку предприятия – продавцы, заключившие договора на реализацию автобензина предоставляют список своих АЗС для заправки автомобилей.

3.На сегодняшний день отсутствует прямой запрет на приобретение автобензина юридическими лицами посредством корпоративной пластиковой карты, но в связи с изменениями в законодательстве рекомендуем заключать прямые договора с предприятиями-продавцами нефтепродуктов.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика