Ответов: 315
Ответы эксперта. Пенсии, пособия, льготы
21.06.2016 [ID: 6432] 1. Существует ли и каков срок исковой давности при возмещении расходов на выплату пенсий в соответствии с пунктом "б" статьи 12 и частью 2 статьи 66 Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан»? 2. Приравнивается ли данная задолженность к налогам и другим обязательным платежам (статья 23 НК РУз), ведь в приведенном списке нет данного вида платежа? Соответственно применяется срок исковой давности, предусмотренный в статье 38 НК РУз, или срок, указанный в статье 150 ГК РУз? 3. С последней выплаты Пенсионного фонда пенсионеру (февраль 2012 года) уже прошло 4 года и 3 месяца. Если все же срок исковой давности определяется 5 годами, то за какой период необходимо произвести оплату предприятию перед Пенсионным фондом? Для каждого года исчисляется исковая давность в отдельности или же исходя из общей образовавшейся суммы на февраль 2012 года?
Показать ответ

Задолженность по возмещению расходов на выплату пенсий (12 «б») не может быть приравнена к налоговой задолженности. Соответственно к ней применяется общий срок исковой давности – 3 года, предусмотренный статьей 150 ГК РУз.

На основании статьи 12 НК:

- под налогами понимаются установленные настоящим Кодексом обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездный характер.

- под другими обязательными платежами понимаются установленные настоящим Кодексом обязательные денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов.

При этом в статье 23 НК предусмотрены виды налогов и других обязательных платежей, действующих на территории Республики Узбекистан. В приведенном перечне не содержатся суммы  возмещения  расходов  на  выплату  пенсий, назначенных в соответствии с пунктом "б" статьи 12 Закона РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» (далее 12 «б»).

В качестве дополнительной информации сообщаем следующее.

Вопрос возмещения расходов Пенсионного фонда с 1994 года регулировался «Порядком возмещения расходов на выплату пенсий в соответствии с частями второй и третьей статьи 66 Закона РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан»» (Приложение N 15 к ПКМ РУз от 11.05.1994 г. N 249, далее - Порядок № 249), а с 2015 года - «Положением о порядке возмещения расходов на выплату пенсий в соответствии с Законом РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан»» (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 23.12.2014 г. N 357, далее – Положение № 257).

В Порядке N 249 было предусмотрено определение суммы возмещения по усредненному расчету (пункт 6). При этом сопоставление суммы возмещения с фактическими выплатами Пенсионного фонда не предусматривалось. Расчет, составляемый по каждому году, должен был проверяться и утверждаться налоговыми органами района. Предприятия и организации в свою очередь должны были перечислить указанную плату во внебюджетный Пенсионный фонд в срок до 15 января ежегодно.

Положением N 357 с 2015 года вводится совершенно новый подход к возмещениям на выплату пенсий (12 «б»). Предприятия и организации перечисляют минимальный размер сумм покрытий расходов Пенсионного фонда в срок до 15 января ежегодно. А до 1 февраля отчетного года осуществляется полное покрытие фактических расходов Пенсионного фонда за предшествующий год, за вычетом перечисленного ранее минимального размера сумм покрытий (пункт 10).

Если ранее возмещения в Пенсионный фонд были обезличены (просто создавался резерв), то теперь районные отделы Пенсионного фонда ведут персональный учет пенсионеров, а предприятия возмещают фактические выплаты пенсионерам за предшествующий год.

Районные (городские) отделы Пенсионного фонда по месту учета пенсионера могут произвести взыскание с организаций по регрессным искам сумм на покрытие расходов, в случае их несвоевременного внесения (пункт 13). Либо для взыскания возмещения по месту налогового учета организации ежегодно до 1 января подают в ГНИ списки получателей пенсии (мужчин - до 60 лет и женщин - до 55 лет), с указанием размеров произведенных расходов за предшествующий год и наименования организации (с указанием ИНН) (пункт 12).

Показать ответ

1. Для целей исчисления взносов на ИНПС граждан под заработной платой (доходами) работников понимается совокупный доход, подлежащий обложению НДФЛ (п.1 Инструктивного письма от 31.01.2005 г.).

Обязательный взнос на ИНПС рассчитывается в размере 1% от доходов, подлежащих налогообложению, за вычетом дохода, облагаемого по нулевой ставке, т.е. одной минимальной заработной платы за каждый месяц (Прил. 9 ПП-2455 от 22.12.2015 г.).

Указанный порядок применяется при удержании НДФЛ по установленной шкале. В случае, если НДФЛ удерживается по максимальной ставке (в 2016 г. - 23%), а не по шкале, то взнос на ИНПС рассчитывается со всей суммы налогооблагаемого дохода, без вычета 1 МРЗП.

2. Нет, не всегда. Начисление и уплата обязательных взносов на ИНПС граждан производится работодателями.

Обязательными участниками накопительной пенсионной системы (получателями выплат) являются граждане, осуществляющие трудовую деятельность по трудовым договорам (включая работающих пенсионеров, совместителей), а также граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, если с этих работников в соответствии с законодательством удерживается НДФЛ (п.1 МЮ №1515 от 06.10.2005 г.).

Из вышеизложенного следует, обязательные взносы на ИНПС исчисляются с любых облагаемых НДФЛ доходов работников, при условии, что их выплачивает работодатель-юридическое лицо.

3. Сумма НДФЛ не уменьшается на сумму обязательных взносов на ИНПС при выплате предприятием доходов стороннему физическому лицу, не состоящему с ним в трудовых отношениях.

Например, при выплате дохода по договору аренды физическому лицу - арендодателю, предприятие удержит НДФЛ, который не будет уменьшаться на сумму обязательных взносов на ИНПС данного физического лица.

Показать ответ

1.Видимо, речь идет о реестрах взносов ИНПС, не представленных в Халк банк.

За нарушение законодательства о накопительном пенсионном обеспечении граждан предусмотрены штрафные санкции (Ст.179-2 КоАО):

  • За умышленное непредоставление сведений или предоставление недостоверных сведений должностными лицами юридических лиц - работодателей в филиал Народного банка, необходимых для постановки на учет граждан в накопительной пенсионной системе, об изменениях, связанных с персональными данными граждан, а равно непредоставление работникам сведений о начисленных и внесенных накопительных пенсионных взносах - штраф от 2 до 4 МРЗП.
  • За уклонение от внесения обязательных накопительных пенсионных взносов - штраф на должностных лиц от 3 до 5 МРЗП. 

Штрафные санкции, уплаченные предприятием, в Реестре ИНПС не отражаются.

Вероятно, на должностных лиц предприятия был наложен штраф за нарушение законодательства о накопительном пенсионном обеспечении. Например, неправильно исчислены обязательные взносы на ИНПС работников. Таким образом, предприятие обязано предоставить в Халк банк исправленные либо не представленные реестры взносов.

2.Нет, работник Райсобеса не прав.

Своевременная уплата обязательных взносов на ИНПС работников и представление сведений в Халк банк возложена на работодателей (п.7 и 10, МЮ № 1515 от 06.10.2005 г.). Неудержание обязательных взносов и непредставление сведений в Народный банк рассматриваются как нарушение законодательства о накопительном пенсионном обеспечении граждан со стороны работодателя. За что могут быть оштрафованы должностные лица предприятия, но не работник.

В стаж работы, в том числе дающий право на пенсию, засчитывается любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд (п.а ч.1 ст. 37, З-на № 938-XII от 03.09.1993 г.; подп. а  п.35 Положения, Прил. № 1 к ПКМ № 252 от 08.09.2011 г.).

Что касается взносов ИНПС, то сумма по платежному поручению, перечисленная в Халк банк, должна совпадать с итоговой суммой в реестре работников - получателей взносов. В случае выявления ошибки (переплаты) в реестре взносов на ИПНС за прошлый месяц, работодатель должен не просто исключить работника в течение последующих месяцев из реестра, а пересдать реестр за прошлый месяц.

Если на основании трудовой книжки и первичных бухгалтерских документов (табелей учета рабочего времени, личного листка, ведомостей начисления зарплаты, ведомостей на выплату зарплаты, приказов и др.), а также декларации о совокупном годовом доходе физлица (при наличии) можно доказать факт работы сотрудника и уплату с его доходов страховых взносов, его стаж должен быть учтен. Работник вправе оспорить решение Райсобеса через суд.

Показать ответ

В данном случае расчет суммы пособия по беременности и родам должен исчисляться исходя из минимального размера оплаты труда 322 474 сум.

В соответствии с Положением "О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию" (МЮ РУз 08.05.2002 г. N 1136), если отпуск по беременности и родам наступил в период временной приостановки работы, то пособие за время приостановки выдается в размере минимальной заработной платы в соответствии со статьей 155 ТК Республики Узбекистан (часть 2 пункта 62).

Обратимся к статье 155 ТК РУз «Минимальный размер оплаты труда», согласно которой месячная оплата труда работника, выполнившего полностью определенные на этот период нормы труда и трудовые обязанности, не может быть ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 21.07.2009 г. N 206). 

Для определения минимального размера оплаты труда тарифный коэффициент первого разряда ЕТС умножаем на МРЗП (2,476* 130 240 сум) и получаем 322 474 сум.

Показать ответ

Рассчитать пособие по беременности и родам должны были в школе, которая ликвидировалась, исходя из заработка 1,5 ставки с надбавками.

Во-первых, согласно Положению "О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию" (МЮ РУз 08.05.2002 г. N 1136) во всех случаях пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчисляются исходя из фактической заработной платы работника (пункт 49).

В фактическом заработке, из которого исчисляются пособия, учитываются все виды заработной платы по месту работы, на которые начисляются страховые взносы (пункт 50).

Работникам, имеющим повременную оплату труда, для исчисления пособия берется месячный оклад, дневная или часовая тарифная ставка с учетом постоянных доплат и надбавок, получаемых на день наступления отпуска по беременности и родам, и среднемесячной суммы премий (пункт 55 Положения N 1136).

Среднемесячная сумма премий – это 1/12 части всех премий, полученных за предыдущие 12 месяцев перед началом отпуска по беременности и родам, при условии уплаты страховых взносов.

В соответствии с «Положением о  порядке  оплаты  и  материального стимулирования  труда работников спортивных школ в РУз, финансируемых из Государственного бюджета» (Приложение N 2 к ПКМ РУз от 23.09.2010 г. N 211) заработная плата тренеров-преподавателей спортивных школ включает в себя базовую тарифную ставку, а также надбавки и доплаты, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан и настоящим Положением (пункт 3).

Суммы назначенных ежемесячных доплат и надбавок включаются в фонд оплаты труда соответствующей спортивной школы и на них производится начисление единого социального платежа в порядке, установленном законодательством. Налогообложение доходов физических лиц, полученных в виде ежемесячных доплат и надбавок, осуществляется в установленном законодательством порядке (пункт 34 Положения N 211). 

Таким образом, если ваш фактический заработок до выхода в отпуск по беременности и родам состоял из 1,5 ставки с надбавками и на надбавки начислялись страховые взносы, то они должны учитываться при расчете пособия.

Во-вторых, начислить пособие, т.е. определить его размер и отразить как задолженность предприятия перед работником должны были в ликвидированной школе.

Пунктом 107 Положения (N 1136) предусмотрено, что при ликвидации предприятия лицам, имеющим право на получение пособия по беременности и родам, пособия выдаются правопреемником ликвидированного предприятия либо ликвидационной комиссией. 

Исходя из вышеизложенного, новая школа (как правопреемник ликвидированной школы) обязана лишь погасить задолженность перед работником.

Показать ответ

1. Да, государственное хозрасчетное предприятие обязано выплачивать работающим матерям пособия по уходу за ребенком до двух лет.

Право женщин на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 лет после отпуска по беременности и родам, и получение за этот период пособия в размере 2 МРЗП в месяц, гарантировано трудовым законодательством (ст.234 ТК).

Работающим матерям пособие по уходу за ребенком назначается по месту работы на основании Положения (рег. МЮ № 1113 от 14.03.2002 г., далее - Положение). Положение не распространяется на матерей, работающих в бюджетной сфере (абз.2 Положения).

Бюджетная организация - некоммерческая организация, созданная по решению госорганов в установленном порядке для осуществления государственных функций, содержащаяся за счет средств госбюджета (ст.4 Бюджетного кодекса).

Исходя из представленной информации, ваша организация не является бюджетной.

Государственные  предприятия по определению являются коммерческими (п.2 Прил. № 1 к ПКМ РУз № 215 от 16.10.2006 г.).

Поскольку ваша организация не относится к бюджетной сфере вы должны начислять работающим матерям пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 лет в соответствии с Положением № 1113 от 14.03.2002г.

Основанием для назначения пособия является решение администрации предприятия.

Работающие матери имеют право на одновременное получение пособия по уходу за ребенком и заработной платы в период работы на условиях неполного рабочего времени или по соглашению с работодателем на дому.

Для назначения пособия по уходу за ребенком представляются следующие документы:

- заявление о назначении пособия по уходу за ребенком;

- копия свидетельства о рождении ребенка.

Пособие по уходу за ребенком выплачивается ежемесячно, независимо от количества детей, за которыми осуществляется уход, и трудового стажа лица, получающего данное пособие, в размере – 200% от минимальной заработной платы, установленной на начало года (п.2 УП-3017 от 25.01.2002 г.). Ежемесячная сумма пособия в 2017 году составляет 299 550 сум (149 775 сум*2).

Пособие по уходу за ребенком не облагается ЕСП и страховыми взносами граждан, а также НДФЛ (п.20 ст.179 НК). Сумма пособия относится к прочим расходам предприятия и вычитается при расчете налога на прибыль (п.49 ст.145 НК).

2. До 2017 года пособие по беременности и родам выплачивалось в размере 100% среднемесячной заработной платы работника (п.48, рег. МЮ № 1136 от 08.05.2002 г.).

С 1 января 2017 года в целях сохранения принципа справедливости назначения и выплаты пособий по беременности и родам для вновь поступающих на работу или возобновляющих трудовую деятельность после перерыва свыше 12 месяцев, установлен дифференцированный размер пособия в зависимости от фактически проработанного времени со дня приема на работу или возобновления трудовой деятельности после перерыва более 12 месяцев. Размер пособия составляет к среднемесячной заработной плате:

  • 50% - если со дня принятия на работу отработано менее 6 месяцев;
  • 75% - если со дня принятия на работу отработано от 6 до 12 месяцев;
  • 100% - если со дня принятия на работу отработано свыше 12 месяцев (п.23 ПП-2699 от 27.12 2016 г.).

В связи с возникшими разночтениями при отнесении работников к «вновь поступающим на работу» и «возобновляющим трудовую деятельность после перерыва свыше 12 месяцев» был отправлен запрос в Министерство Труда РУз, которое ответило:

«В настоящее время в соответствии с вышеуказанным постановлением Президента Республики Узбекистан Министерством труда и Министерством финансов РеспубликиУзбекистан разработан проект Положения о порядке назначения и выплаты пособий по беременности и родам.

Проект Положения на данный момент находится на стадии согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами, для дальнейшей официальной государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.»

На данный момент (до прояснения ситуации по данному вопросу) рекомендуем при расчете пособия применить 75% к среднемесячной заработной плате, так как стаж со дня принятия работника на работу составляет 11 месяцев (от 6 до 12 месяцев). В дальнейшем, если из норм Положения будет вытекать, что к «вновь поступающим на работу» относятся лица, которые впервые уcтраиваются на работу, вы сможете сделать доначисление пособия в соответствии с Положением.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика