Ответов: 292
Ответы эксперта. Индивидуальное предпринимательство
Показать ответ

Авваламбор, шуни таъкидлаш лозимки, юридик шахс бўлмаган якка тартибдаги тадбиркорлар томонидан амалга оширилган савдони чакана ва улгуржига ажратиш чегараси, афсуски аниқ белгилаб берилмаган.

Вазирлар Маҳкамасининг "Юридик ва жисмоний шахсларни рўйхатдан ўтказишни ҳамда улар томонидан савдо фаолияти амалга оширилишини тартибга солиш чора-тадбирлари тўғрисида"ги 26.11.2002 йилдаги 407-сонли Қарори билан тасдиқланган “Улгуржи ва чакана савдо фаолиятини амалга ошириш тартиби тўғрисида Низом”да (матн давомида - Низом) чакана савдо - савдо соҳасида якуний истеъмол учун, ундан тижорат мақсадларида фойдаланиш ҳуқуқисиз аҳолига товарларни доналаб ёки кўп бўлмаган миқдорларда нақд пулга сотишни назарда тутувчи фаолиятни амалга ошириш деб таърифланган.

Бироқ, “кўп бўлмаган миқдор” тушунчаси мавҳум қолдирилган.

Фақатгина Низомнинг чакана савдони амалга оширувчи юридик шахслар фаолиятини тартибга солувчи бўлимида товарларни нақд пулсиз ҳисоб-китоб бўйича сотиш чакана савдо корхоналари томонидан ўтган ойдаги ойлик товар айланмаси умумий ҳажмининг 10 фоизи доирасида амалга оширилиши мумкинлиги белгиланган.

Товарларни ушбу миқдордан ортиқча нақд пулсиз ҳисоб-китоб бўйича фақат ижтимоий соҳа ташкилотлари ва муассасалари (болалар, даволаш муассасалари, қариялар уйлари, болалар уйлари, ногиронлар уйлари, ўқув ва маърифат юртлари)га ҳамда юридик шахсларнинг корпоратив пластик карточкалари бўйича сотиш чеклашларсиз амалга оширилишига рухсат берилган.

Фикримизча, амалиётда назорат қилувчи органлар ушбу қоидани юридик шахс тузмасдан якка тартибда тадбиркорлик фаолияти билан шуғулланувчи субъектларнинг савдо фаолиятига нисбатан ҳам қўллашади.

Шуни ҳам, ҳозирги вақтда айрим мутахассислар томонидан собиқ иттифоқ савдо тизимида мавжуд бўлган тақчиллик оқибатида вужудга келган савдонинг улгуржи ва чаканага сунъий бўлиниши амалиёти эскирганлиги, замонавий иқтисодиёт талабларига жавоб бермаслиги, амалиётда кўплаб тушунмовчилик ва муаммолар келтириб чиқараётганлиги боис, ундан воз кечиш лозимлиги тўғрисида фикр билдирилмоқда.

03.06.2015 [ID: 3231] Имеет ли право Торговый комплекс предоставить место внутри базара для рекламы без согласования местного управления (Хокимиять, или соответствующие орган) если да какие (типы) договора можно заключать с (ИП) где можно указать условии размещение рекламы . Если нет Куда надо обращается чтобы дали соответствующие разращения на рекламу, ест ли какой либо взноси на размещения рекламы внутри тор.комплексе, и какова сроки оформления документы.
Показать ответ

Согласно части 2, ст. 20 Закона «О рекламе» (далее - Закон) указывается, что порядок размещения внешней рекламы рекламодателя устанавливается органами государственной власти на местах в пределах их компетенции.

К примеру, в столице рассматриваемый вопрос регулируется Порядком размещения внешней рекламы в г. Ташкенте, утвержденным Решением хокима города от 26.12.2007 за N 1148 (далее - Порядок).

Таким образом, если торговый комплекс расположен в г. Ташкенте, то для размещения внешней рекламы третьих лиц - рекламодателей, Вашему предприятию, в соответствии с вышеуказанными нормативными документами, следует обратиться в рабочий орган Комиссии хокимията г. Ташкента по рекламно-информационной деятельности (далее - Комиссия) - Государственное унитарное предприятие «Ташкент Реклама Сервис» (далее - рабочий орган Комисси) с заявкой о размещении рекламы (п 6.1. Порядка).

В случае положительного решения Комиссии, рабочий орган Комиссии заключает с распространителем контракт о внесении платы за право размещения внешней рекламы и после осуществления которой распространителю выдается Свидетельство на право размещения средств внешней рекламы и копия паспорта рекламного места.

Сумма оплаты определяется в соответствии с тарифами, утвержденными решением сессии Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов.

После получения данных документов у распространителя появляется право на оказание услуг рекламодателям.

Если же, предприятие находится в другом регионе, то для его разрешения следует обратиться в местный орган государственной власти – хокимият.

Вместе с тем следует отметить, что вышеуказанные нормативные акты, а в особенности Порядок требуют дальнейшего совершенствования. Так, не в полной мере и не очень четко сформирован понятийный аппарат, имеются ряд противоречий требованиям Гражданского кодекса, Закона, а также норм в рамках одного документа.

К примеру недостаточно четкая регламентация Законом расстояния размещения «информации (вывески)» от предприятия (в Законе говорится, что она размещается «возле входа (въезда)» в него).

Данная неопределенность привела к тому, что нормы Порядка «породили» непредусмотренный Законом новый, «мутировавший» вид информирования, как «информационный указатель», который может быть установлен в радиусе 500 метров от предприятия. И хотя данные указатели и не причислены к рекламе, и не предусмотрено плата за их использование, в то же время, они неудачно обозваны «рекламными средствами» и установлен разрешительный порядок их установки, с оплатой затрат на изготовление разрешительной документации (п.п. 3.5.1., 3.5.2. и др.).

Также, установленные Порядком сроки рассмотрения заявлений противоречат требованиям ст. ст. 31 и 19 законов «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» и «Об обращениях физических и юридических лиц» соответственно, об обязательности рассмотрения заявлений в месячные сроки. Согласно данным статьям, только в исключительных случаях разрешается продление срока рассмотрения заявления еще на один месяц, с сообщением об этом заявиттелю.

Согласно же Порядка, Рабочий орган должен в течении 5 рабочих дней рассмотреть заявления юридических лиц и в случае его согласия, с заявителем заключается соответствующий договор, оплата по которому должна быть произведена в течение 5-ти банковских дней.

В течение 30-ти календарных дней с момента оплаты, Рабочий орган  должен изготовить и согласовать техническую документацию и после этого внести собранный пакет документов на рассмотрение очередного заседания Комиссии, сроки проведения которых Порядком не указываются. (п.п.3.1.3.-3.1.6. Порядка).

То есть, вразрез вышеуказанных требований законов устанавлен порядок рассмотрения обращений более чем в месяный срок.

Не предусматривается, также и возврат уплаченных средств, в случае отрицательного решения Комиссии.

Имеется и ряд других моментов требующих своего пересмотра или корректировки.

Показать ответ

Прежде всего, необходимо уяснить, что понимает автор вопроса под аббревиатурой «ЧП»?  Если речь идет о частном предприятии, то в соответствии со ст. 11 Закона «О частном предприятии» данная организационно-правовая форма, предусматривает приобретение статуса юридического лица с момента государственной регистрации.

Скорее всего, автор письма ошибочно, как это принято в обиходе, именует индивидуального предпринимателя (далее - ИП) «частным предпринимателем» (ЧП), хотя, на самом деле, эту аббревиатуру корректней использовать в отношении частного предприятия.

В соответствии с пунктом 16 «Положения о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов», утвержденного Постановлением правительства от 20.08.2003 г. № 357 (далее - Положение) для государственной регистрации ИП физическим лицом в Инспекцию по регистрации субъектов предпринимательства при хокимияте по месту своего жительства в явочном порядке, посредством почтовой связи или через сеть Интернет представляется заявление установленной формы.

Из содержания данного пункта Положения следует, что не имеет значения постоянное ли это место проживания или временное. Следовательно, нормы законодательства не запрещают государственную регистрацию ИП по временному месту жительству физического лица.

К заявлению о государственной регистрации прилагаются:

- две фотографии размером 3 х 4;

- банковский платежный документ об уплате установленного размера государственной пошлины;

- эскизы печати и штампа в двух экземплярах (по усмотрению индивидуального предпринимателя);

- копия паспорта.

Общий срок с даты подачи заявления до оформления разрешительных документов с государственной регистрацией субъекта предпринимательства устанавливается в пределах от 7 рабочих дней до одного месяца в зависимости от степени сложности и трудоемкости работ по выдаче технических условий и других разрешительных документов.

Показать ответ

Законодательство не содержит запретительных норм по вашему вопросу.

В связи с этим, полагаем, что лица, работающие по трудовым договорам и не имеющие законодательного ограничения на осуществление предпринимательской деятельности, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, конечно, предпринимательская деятельность должна осуществляться без ущерба работе (режиму рабочего времени) по трудовому договору.

Деятельность по осуществлению индивидуального предпринимательства не может рассматриваться в качестве совместительства, так как в целом она не регулируется трудовым законодательством.

Также отметим, что в соответствии с Положением о порядке работы по совместительству и совмещения профессий и должностей (утверждено Постановлением Кабинета Министров от 18.10.2012 г. N 297, далее - Положение), только дополнительная трудовая деятельность будет считаться совместительством.

Согласно пункту 4 Положения, наряду с основной, нельзя осуществлять иную оплачиваемую деятельность:

лицам, не достигшим 18-летнего возраста;

на работах с неблагоприятными условиями труда, если основная работа лица связана с такими же условиями;

работникам Аппарата Президента и Исполнительного аппарата Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководителям органов государственного управления, их заместителям и начальникам структурных подразделений, Председателю и членам Совета Министров Республики Каракалпакстан, кроме случаев, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

хокимам областей, районов и городов и их заместителям;

специалистам органов государственного управления в организациях, подчиненных или подконтрольных одна другой, за исключением врачей, занятых в органах управления здравоохранением, и учителей, занятых в органах управления образованием;

другим лицам (работникам), которым в соответствии с законодательством запрещается работать по совместительству.

Каких-либо ограничений на занятие трудовой деятельностью индивидуального предпринимателя в национальном законодательстве не имеется.

Показать ответ

«Ўзбекистон Республикасининг Марказий банки тўғрисида»ги Қонуннинг 32-моддасига кўра, Ўзбекистон Республикасининг пул бирлиги сўмдир ва у Ўзбекистондаги ягона, чекланмаган ва қонуний тўлов воситаси ҳисобланади.

Ўзбекистон Республикаси Президентининг «Ўзбекистон Республикасининг миллий валютасини муомалага киритиш тўғрисида»ги 16.06.1994 йилдаги N ПФ-870-сонли Фармонининг (матн давомида - Фармон) 4-бандига мувофиқ, "Сўмлар" ва "Тийинлар" Ўзбекистон Рсепубликаси ҳудудида мулкчилик шаклларидан қатъи назар, ҳамма жисмоний ва юридик шахслар томонидан барча турдаги тўловларга, шунингдек банклар томонидан омонатларга ва ҳисоб варақларига қўшиб қўйиш учун ҳеч қандай чекловларсиз қабул қилиниши мажбурийдир.

Шу билан бирга, миллий қонунчилик, шу жумладан Фармоннинг 4-банди, Ўзбекистон Республикаси худудида миллий валюта –  «Сўм» билан бир қаторда эркин муомаладаги валютадан тўлов воситаси сифатида белгиланган тартибда фойдаланишга рухсат беради.

Шунингдек, «Валютани тартибга солиш тўғрисида»ги Қонуннинг 18-моддасида Ўзбекистон Республикаси ҳудудида ҳисоб-китоблар ва тўловларни чет эл валютасида амалга оширишга рухсат бериладиган ҳолатлар қаторида резидентлар томонидан резидентлар ҳамда норезидентлардан пластик тўлов ва кредит карточкалари бўйича тўловларни қабул қилиш ҳам назарда тутилган.

Баён қилинганларга кўра, ушбу ҳолатда харидор сотувчидан тўловни миллий валюта - «сўм»да амалга оширилишини талаб қилишга ҳақли. Томонлар келишувга келмаган тақдирда, харидор юқорида келтирилган нормалар асосида ўз ҳуқуқини ҳимоя қилиш борасида истъемолчилар ҳуқуқларини ҳимоя қилиш ташкилотлари, ҳуқуқни муҳофаза қилувчи идоралар ёки бевосита судга мурожаат қилиб, сотувчини тўловни  миллий валютада қабул қилиш шарти билан шартнома тузишга мажбурлаш тўғрисида мурожаат қилиши мумкин. 

Показать ответ

В соответствии с Правилами производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан (утверждены правительственным Постановлением от 13.02.2003 г.  N 75), буфет - это предприятие, предназначенное для быстрого обслуживания потребителей ограниченным ассортиментом горячих и прохладительных напитков, холодных блюд и закусок, хлебобулочных и кондитерских изделий, а также горячих и сладких блюд несложного приготовления.

Согласно содержания пунктов 2 и 3 вышеуказанных Правил, предприятиями общественного питания являются юридические лица, выполняющие функции по изготовлению, реализации и организации потребления кулинарной, а также другой пищевой продукции и предоставлению услуг в сфере общественного питания, которые подразделяются на типы:

- ресторан;

- вагон-ресторан;

- бар;

- кафе;

- летнее кафе;

- кафетерий;

- столовая;

- чайхана;

- буфет;

- закусочная.

Таким образом, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица не имеет права  на организацию буфета.

Законодательством ему предоставлено только право на изготовление и реализацию национальных сладостей, хлебобулочных и кондитерских изделий, попкорна, мороженого на фрезере, салатов и солений, а также изготовление отдельных видов штучных блюд без организации посадочных мест в домашних условиях или в местах, специально отведенных решением органов государственной власти на местах.[1]

 

 


[1] См. строку 36 Перечня видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (утверждены правительственным Постановлением от 07.01.2011 г. N 6)

Показать ответ

Действительно, в соответствии со Ставками фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей[1] (далее - Ставок), в данном случае осуществление рассматриваемых видов деятельности подлежит налогообложению по удвоенной ставке.

Так, изготовление и реализация национальных сладостей и хлебобулочных изделий, а также изготовление и реализация отдельных видов штучных блюд без организации посадочных мест в домашних условиях или местах, специально отведенных решением органов государственной власти на местах подлежит фиксированному налогообложению в соответствии со строкой 3 Ставок.

Иные виды деятельности (в данном случае изготовление и реализация попкорна, мороженого на фрезере, салатов и солений), перечисленные  в строке 36 «Перечня видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица» (далее - Перечень)[2], облагаются фиксированным налогом в соотвевтствии со строкой 4 Ставок – «Прочие виды деятельности».

По нашему мнению, законодателю целесообразно было бы отразить ставки налогов в самом Перечне или при утверждении Ставок фиксированного налога указывать конкретную ставку по каждому виду деятельности индивидуального предпринимателя, избегая формулировки «Прочие виды деятельности». Это позволит избежать подобных недопониманий и послужит интересам малого бизнеса.

 


[1] приложение №12 к Постановлению Президента от 22.12.2015 г. N ПП-2455

[2] утвержден правительственным Постановлением от 07.01.2011 г. N 6

 

Показать ответ

Деятельность, которую собирается осуществлять автор вопроса, является образовательной и подлежит лицензированию в соответствии с Положением о лицензировании деятельности негосударственных образовательных учреждений[1].

Следует отметить недостаточную законодательную урегулированность вопросов о правовом статусе негосударственного образовательного учреждения (далее - НОУ) и иных аспектах связанных с деятельностью данных учреждений.

Хотя, в Гражданском кодексе и не предусмотрена подобная организационно-правовая форма юридических лиц, но на практике лицензии на образовательную деятельность выдаются только НОУ. В 2015 году парламентариями рассматривался соответствующий законопроект, предусматривавший в т.ч. и устранение данного несоответствия, но о дальнейшей судьбе этого документа ничего не известно.[2]

 

 


[1] Утвержден правительственным постановлением от 01.03.2004 № 100

[2] См. более подробно в статье «НОУ на пороге перемен» в №15 (1079)  газеты «Налоговые и таможенные вести» от 14.04.2015 г.

 

Показать ответ

Йўқ, талаб қилинмайди.

Нодавлат таълим муассасаларининг фаолияти «Амалга оширилиши учун лицензиялар талаб қилинадиган фаолият турларининг рўйхати»га[1] киритилган.

«Таълим тўғрисида»ги Қонуннинг 6-моддасига кўра, таълим муассасаси юридик шахс мақомига эга бўлиши лозим.

Демак, лицензия олиш талаби фақат юридик шахс бўлмиш нодавлат таълим муассасаларига нисбатан амал қилади.

Юқоридагилардан кўриниб турибдики, ўз-ўзидан, «Хусусий тадбиркорлар юридик шахс ташкил этмасдан шуғулланиши мумкин бўлган фаолият турлари рўйхати»[2]нинг 39-қаторига мувофиқ якка тартибдаги тадбиркор сифатида репетиторлик хизматлари амалга ошириш фаолияти кўрсатиб ўтилган лицензиялаштириш талаби таъсири остига тушмайди. 

 

 


[1] Олий Мажлиснинг 12.05.2001 йилдаги N 222-II-сонли Қарори билан тасдиқланган

[2] Ҳукуматнинг 07.01.2011 йилдаги 6-сонли Қарори билан тасдиқланган

 

Показать ответ

Для осуществления деятельности по ремонту и техническому обслуживанию отопительной бытовой техники нет необходимости заключать договор на гарантийное обслуживание оборудования с поставщиком оборудования. Достаточно договора по ремонту и техническому обслуживанию оборудования с его собственником.

Однако, если Вы намерены осуществлять гарантийное обслуживание оборудования, представляя интересы поставщика оборудования, то в этом случае вам необходимо заключить с поставщиком оборудования соответствующий договор на представление Вами интересов поставщика в вопросе осуществления гарантийного обслуживания оборудования покупателей.

Согласно ст. 1 Гражданского кодекса (далее - ГК) гражданские правоотношения, прежде всего, основываются на принципах равенства сторон, свободы договора и др.

Как правило, формы подобных договоров предлагаются самим производителем. Но это не означает, что нельзя обсуждать его условия, в т.ч. и условия ознакомления с образцами продукции, которые определяются по договоренности сторон.

Показать ответ

Хат муаллифи томонидан номи келтириб ўтилган ҳужжат - Вазирлар Маҳкамасининг 31.07.2015 йилдаги 219-сонли қарори билан тасдиқланган «Ходимларни ёллаган ҳолда хусусий тадбиркорлар томонидан амалга ошириладиган фаолият турларининг рўйхати» хусусий тадбиркорлик фаолияти йўналишига мувофиқ, 1 нафардан 3 нафаргача  ходимларни ёллаш имкониятини назарда тутади.

Бироқ, картон коробкалар ишлаб чиқариш, Вазирлар Маҳкамасининг 07.01.2011 йилдаги 6-сонли қарори билан тасдиқланган «Хусусий тадбиркорлар юридик шахс ташкил этмасдан шуғулланиши мумкин бўлган фаолият турлари рўйхати»да кўрсатилмаганлиги боис, ушбу фаолият тури билан юридик шахс ташкил этмасдан шуғулланиш мумкин эмас.

Показать ответ

В соответствии со ст. 20 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (далее - Закон) субъекты предпринимательской деятельности (далее - субъектов) являются собственниками производимых ими товаров (работ, услуг) и полученных от их реализации доходов (прибыли), который после покрытия всех производственных издержек, уплаты налогов и других обязательных платежей, используется по усмотрению субъектов, за исключением случаев принудительного взыскания в судебном порядке.

В статье 21 Закона указывается, что субъекты самостоятельно распоряжаются своими денежными средствами и банк или иная кредитная организация обязана зачислять поступившие на счет субъекта денежные средства, выдавать или перечислять их со счета по распоряжению субъекта не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом или договором. В случае нарушения установленных сроков операций по счету банк или иная кредитная организация уплачивает субъекту проценты в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.

Данная обязанность банков также продублирована и детализирована в пункте 5 «Положения о безналичных расчетах в Республике Узбекистан», утвержденного Постановлением Центробанка и зарегистрированным Минюстом 03.06.2013 г. N 2465.

Также следует отметить, что «Положение о порядке применения штрафных санкций к коммерческим банкам за нарушение установленных требований по открытию счетов, порядка зачисления и списания средств со счетов клиентов, выдачи наличности на заработную плату и другие нужды, предусмотренные законодательством», утвержденное Постановлением Центробанка, зарегистрированное Минюстом 30.06.2001 г. N 1044, как видно из его названия, предусматривает соответствующие меры ответственности за подобные нарушения.

Так, в соответствии с пунктом 6 данного документа, за нарушения установленного законодательством порядка зачисления и списания средств со счетов клиентов банк уплачивает штраф клиенту в размере эквивалентном 1000 евро - 0,01 процента от минимального размера уставного капитала банка[1], за исключением нарушения установленных сроков осуществления электронных платежей[2] и возврата денежных средств по ошибочно осуществленным электронным платежам.

В случае нарушения банком сроков осуществления электронных платежей, установленных законодательством, он обязан уплатить клиенту пеню в размере 0,1 процента от суммы просроченного электронного платежа за каждый день просрочки, но не более 10 процентов от суммы просроченного электронного платежа.

 

 

 



[1] Минимальный размер уставного капитала банка установлен в размере эквивалентном 10 млн. евро (пункт 25 Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, утвержденного Постановлением Правления Центробанком, зарегистрированным Минюстом 08.10.2009 г. N 2014)

[2] Электронным платежом является осуществление безналичных расчетов посредством электронных платежных документов с использованием технических средств, информационных технологий и услуг информационных систем (ст. 3 Закона «Об электронных платежах»).

 

ьный размер уставного капитала банка устанавлен в размере эквивалентном 10 млн. евро (пункт 25 Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, утвержденного Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 08.10.2009 г. N 2014)

[1] Электронным платежом является осуществление безналичных расчетов посредством электронных платежных документов с использованием технических средств, информационных технологий и услуг информационных систем (ст. 3 Закона «Об электронных платежах»).

Показать ответ

Да, имеют, но только при условии наличия соответствующего разрешения местного органа государственной власти (хокимията).

В подпункте «г» пункта 2 «Перечня отдельных категорий юридических и физических лиц, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять  денежные  расчеты  с населением без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью»[1] предусмотрено, что при выездной (выносной) торговле, осуществляемой на основе разрешений органов государственной власти, применение контрольно-кассовых машин не обязательно.

 

 


[1] Приложение N 3 к правительственному постановлению от 17.11.2011 г. N 306

 

Показать ответ

Да, можете.

В настоящее время в национальном законодательстве отсутствуют какие-либо документы, регулирующие вопросы выдачи технического заключения на оргтехнику.

Техническое обследование и выдача тех.заключения должна осуществляться на договорных отношениях, а будет ли она в форме отдельного договора или будет являться частью другого (напр. договора технического обслуживания) решается по усмотрению сторон. Но на наш взгляд, в подобном случае предпочтительнее заключение отдельного договора.

 

Показать ответ

I. Йўқ, мумкин эмас. Кўчма савдо деганда вақтинчалик асосда жойлаштирилган ва мавсумий ёки мақсадли хусусиятга эга бўлган, шунингдек иш куни тамом бўлгандан кейин объектни қисмларга ажратиш ва кўчириш талаб этиладиган кўчма савдо объектлари (лотоклар, пештахталар, палаткалар, автодўконлар ва бошқалар) озиқ-овқат ва ноозиқ-овқат товарлари билан чакана савдо қилиш тушунилади (13.07.2016 й. №233 ВМҚ ил. 5 б.). Демак, доимий асосда, «савдо комплекси» билан ижара шартномаси тузган ҳолда савдо қилишни «кўчма савдо» деб ҳисоблаб бўлмайди. Ушбу ҳолатда қўшимча турғун савдо шаҳобчаси ташкил қилинган ҳисобланади.

II. Хат муаллифининг иккинчи саволига аниқ жавоб олиш учун тегишли туман (шаҳар)даги тадбиркорлик субъектларига «ягона дарча» тамойили бўйича давлат хизматлари кўрсатиш ягона марказига мурожаат қилиш тавсия қилинади. Чунки, қонунчиликка кўра, Қорақалпоғистон Республикаси Вазирлар Кенгаши, вилоятлар ва Тошкент шаҳри ҳокимликлари ушбу турдаги савдони амалга ошириш шартлари, хусусан савдо қилиниши мумкин бўлган товарлар рўйхати, кўчма савдо объектлари жойлаштирилиши мумкин бўлган ҳудудлар ҳамда кўчма савдо даврини белгилаши ҳамда бу маълумотларни «ягона дарча» марказларида ва ўз сайтларида жойлаштиришлари лозим (13.07.2016 й. №233 ВМҚ ил. 9 б.).

Кўчма савдони амалга ошириш борасида қуйидаги талаб ва шартлар белгиланган:

1)қонун ҳужжатларига, шу жумладан чакана савдо қоидаларига, санитария қоидаларига, нормаларга ва гигиеник нормативларга мажбурий риоя қилиш;

2)харидорлар билан нақд пулда ҳисоб-китоб қилишда фискал хотирали назорат-касса машиналарини қўллаш;

3)банк пластик карточкалардан фойдаланган ҳолда тўловларни қабул қилиш бўйича ҳисоб-китоб терминали мавжудлиги;

4)кўчма савдо жойини ва атроф ҳудудни зарур тарздаги санитария ҳолатида сақлаш;

5)сотувчиларда кўчма савдо объекти рухсатномасининг ва унинг жойлашишининг тасдиқланган схемасининг ва сотиладиган товарларнинг келиб чиқиши, сифати ва хавфсизлигини тасдиқлайдиган ҳужжатларнинг асл нусхалари бўлиши керак, шунингдек улар назорат органларининг мансабдор шахслари талабларига кўра кўрсатилиши керак;

6)иш куни тамом бўлгандан кейин кўчма савдо объектларини қисмларга ажратиш ёки кўчириш ва кўчма савдо жойини зарур тарздаги санитария ҳолатига келтириш;

7)товарларни рухсатномага мувофиқ объектлар орқали ва кўчма савдо жойи бўйича сотиш (13.07.2016 й. №233 ВМҚ ил. 13 б.).

Показать ответ

Нет, не имеете.

В данном случае, автор письма имеет право только на осуществление ремонта и технического обслуживания транспортных средств (стр.26 прил. №1 к ПКМ от 07.01.2011 г. № 6).

А осуществление ремонта бензиновых либо дизельных двигателей, являющихся составной частью хозяйственного, спортивного, рыболовного и прочего инвентаря, а не транспортных средств, требует оформления отдельного разрешения (стр.19 прил. №1 к ПКМ от 07.01.2011 г. № 6).

Показать ответ

1. Да, должны.

Для занятия деятельностью по ремонту двигателей внутреннего сгорания инвентаря (не транспортных средств), надлежит получить разрешение (стр.19 прил. №1 к ПКМ от 07.01.2011 г. № 6).

С этой целью следует обратиться в единый центр по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно», где от заявителя требуется лишь представление паспорта  (для иностранных граждан и лиц без гражданства, соотвественно паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и место жительства в Республике Узбекистан) а также сведения об уплате государственной пошлины или копии платежного документа (п.33 прил. №1 к ПКМ от 09.02.2017г. № 66).

2. Понятие «инвентаря» приводится в пункте 6 Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ) № 4 «Товарно-материальные запасы» (рег. МЮ от 17.07.2006 г. N 1595).

В состав инвентаря и хозяйственных принадлежностей включаются активы, отвечающие одному из следующих критериев:

а) срок службы не более одного года;

б) предметы стоимостью до пятидесятикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Узбекистан на момент приобретения, за единицу (комплект) независимо от срока службы.

Независимо от срока службы и стоимости в состав инвентаря и хозяйственных принадлежностей в частности, включаются

- специальные инструменты и приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа);

- кухонный и столовый инвентарь, настольные приборы;

- временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ;

- сменное оборудование со сроком эксплуатации менее одного года;

- орудия лова (тралы, неводы, сети, снасти, мережи и т. п.) (п. 6 НСБУ № 4, рег. МЮ от 17.07.2006 г. N 1595).

Таким образом, соответствие той или иной техники понятию «инвентарь», следует определять в соответствии с вышеприведенными критериями.

В данном случае, для избежания излишних вопросов со стороны контролирующих органов, автору письма рекомендуется при заключении договора пользоваться своим правом на запрос и получение у заказчика справки или иных документов, необходимых в связи с заключением договора (ст. 6 Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов») и требовать у заказчика предоставления бухгалтерской справки, письма или иной подтверждающей документации о том, что данная техника, как актив входит в состав инвентаря и хозяйственных принадлежностей предприятия. В случае отказа заказчика от её предоставления, исполнитель вправе отказаться от заключения договора (ст. 354 ГК).

17.09.2017 [ID: 9225] Мен якка тартибдаги тадбиркор сифатида фаолият йўналиши: “Ташкилотлар учун қишлоқ хўжалиги маҳсулотлари (хом сут, сабзавотлар, мевалар, асал, тери ва мўйна) тайёрлаш бўйича хизматлар” тури билан шуғулланмоқчиман. Менинг ушбу фаолиятим қандай норматив-ҳуқуқий ҳужжатлар билан тартибга солинади, яъни мен ушбу фаолият тури билан шуғулланиб аҳоли ва ЯТТ лардан қай тартибда қишлоқ хўжалик маҳсулотларини тайёрлаб ва уни қай тартибда ташкилотларга тайёрлаб беришим қонуний бўлишлиги юзасидан аниқ мисоллар келтирган ҳолда тушунтириш беришингизни сўрайман.
Показать ответ

Савол муаллифи шуғулланмоқчи бўлган фаолият тури - Хусусий тадбиркорлар юридик шахс ташкил этмасдан шуғулланиши мумкин бўлган фаолият турлари рўйхатининг (07.01.2011 йилдаги №6-сонли ВМҚ 1-ил.) 73-сатрида назарда тутилган.  

Ўз-ўзидан маълумки, ҳар қандай тадбиркорлик фаолияти борасидаги барча муҳим муносабатлар харидорлар, сотувчилар ва бошқа ҳамкорлар ўртасида шартномалар тузиш йўли бидан расмийлаштирилади ва бунда Ўзбекистон Республикаси Фуқаролик кодекси, «Хўжалик юритувчи субъектлар фаолиятининг шартномавий-ҳуқуқий базаси тўғрисида»ги Қонун (матн давомида - Қонун) ва бошқа бир қатор қонун ҳужжатлари талабларига риоя қилиш лозим бўлади.

Шартномаларда албатта қуйидаги шартлар назард тутилиши талаб этилади:

- шартнома предметини;

- етказиб бериладиган товарнинг (ишнинг, хизматнинг):

а) миқдори;

б) сифати;

в) ассортименти;

г) баҳосини;

- шартноманинг бажарилиш муддатларини;

- ҳисоб-китоб қилиш тартибини;

- тарафларнинг мажбуриятларини;

- шартнома мажбуриятлари бажарилмаганда ёки лозим даражада бажарилмаганда тарафларнинг жавобгарлигини;

- низоларни ҳал этиш тартибини;

- тарафларнинг реквизитларини;

- шартнома тузилган сана ва жойни;

- шунингдек бундай турдаги шартномалар учун қонун ҳужжатларида белгиланган ёки тарафлардан бирининг аризасига кўра ўзаро келишувга эришиш лозим бўлган бошқа муҳим шартларни назарда тутиши керак (Қонун 10-м.).

Шунингдек, қонун ҳужжатлари шартнома шартларига нисбатан алоҳида талаблар ҳам белгиланиши мумкин.

Масалан, томонлар ўртасида шартнома тузилганда тўловни кейин амалга ошириш тўғрисида шарт белгилашга йўл қўйилмайди, бу борада камида 15 фоиз тўлов олдиндан қилиниши талаб этилади (12.05.1995 йилдаги №ПФ-1154-сонли ПФ 1-банди).

Ёки, Ўзбекистон Республикаси доирасида маҳсулот етказиб бериш тўғрисида мавоза (бартер) асосидаги шартномалар тузишга йўл қўйилмайди (09.08.1996 йилдаги №ПФ-1504-сонли ПФ 4-банди).

17.09.2017 [ID: 9225] Мен якка тартибдаги тадбиркор сифатида фаолият йўналиши: “Ташкилотлар учун қишлоқ хўжалиги маҳсулотлари (хом сут, сабзавотлар, мевалар, асал, тери ва мўйна) тайёрлаш бўйича хизматлар” тури билан шуғулланмоқчиман. Менинг ушбу фаолиятим қандай норматив-ҳуқуқий ҳужжатлар билан тартибга солинади, яъни мен ушбу фаолият тури билан шуғулланиб аҳоли ва ЯТТ лардан қай тартибда қишлоқ хўжалик маҳсулотларини тайёрлаб ва уни қай тартибда ташкилотларга тайёрлаб беришим қонуний бўлишлиги юзасидан аниқ мисоллар келтирган ҳолда тушунтириш беришингизни сўрайман.
Показать ответ

Савол муаллифи шуғулланмоқчи бўлган фаолият тури - Хусусий тадбиркорлар юридик шахс ташкил этмасдан шуғулланиши мумкин бўлган фаолият турлари рўйхатининг (07.01.2011 йилдаги №6-сонли ВМҚ 1-ил.) 73-сатрида назарда тутилган.  

Ўз-ўзидан маълумки, ҳар қандай тадбиркорлик фаолияти борасидаги барча муҳим муносабатлар харидорлар, сотувчилар ва бошқа ҳамкорлар ўртасида шартномалар тузиш йўли бидан расмийлаштирилади ва бунда Ўзбекистон Республикаси Фуқаролик кодекси, «Хўжалик юритувчи субъектлар фаолиятининг шартномавий-ҳуқуқий базаси тўғрисида»ги Қонун (матн давомида - Қонун) ва бошқа бир қатор қонун ҳужжатлари талабларига риоя қилиш лозим бўлади.

Шартномаларда албатта қуйидаги шартлар назард тутилиши талаб этилади:

- шартнома предметини;

- етказиб бериладиган товарнинг (ишнинг, хизматнинг):

а) миқдори;

б) сифати;

в) ассортименти;

г) баҳосини;

- шартноманинг бажарилиш муддатларини;

- ҳисоб-китоб қилиш тартибини;

- тарафларнинг мажбуриятларини;

- шартнома мажбуриятлари бажарилмаганда ёки лозим даражада бажарилмаганда тарафларнинг жавобгарлигини;

- низоларни ҳал этиш тартибини;

- тарафларнинг реквизитларини;

- шартнома тузилган сана ва жойни;

- шунингдек бундай турдаги шартномалар учун қонун ҳужжатларида белгиланган ёки тарафлардан бирининг аризасига кўра ўзаро келишувга эришиш лозим бўлган бошқа муҳим шартларни назарда тутиши керак (Қонун 10-м.).

Шунингдек, қонун ҳужжатлари шартнома шартларига нисбатан алоҳида талаблар ҳам белгиланиши мумкин.

Масалан, томонлар ўртасида шартнома тузилганда тўловни кейин амалга ошириш тўғрисида шарт белгилашга йўл қўйилмайди, бу борада камида 15 фоиз тўлов олдиндан қилиниши талаб этилади (12.05.1995 йилдаги №ПФ-1154-сонли ПФ 1-банди).

Ёки, Ўзбекистон Республикаси доирасида маҳсулот етказиб бериш тўғрисида мавоза (бартер) асосидаги шартномалар тузишга йўл қўйилмайди (09.08.1996 йилдаги №ПФ-1504-сонли ПФ 4-банди).

Шу билан бирга, юқорида кўрстаилган Қонуннинг 10-моддасида мавжуд бўлган хатоликни ҳам қайд этиб ўтиш лозим.

Хусусан, ушбу моддада «товар ассортименти» шартномада назарда тутилиши шартлиги белгиланган, ваҳоланки, айрим ҳолларда, масалан олди-сотди шартномаларида предмет сифатида фақат битта товар кўрсатилиши мумкин (масалан автомобиль, ёки асбоб-ускуна) ва ўз-ўзидан бундай ҳолда товар ассортиментини шартномада кўрсатишнинг имкони йўқ.

Шу боис, мазкур моддадан «товар ассортиментини» шартномада албатта назарда тутилиши лозим бўлган шартлар қаторидан олиб ташлаш лозим.

 

 

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика