Ответов: 292
Ответы эксперта. Банковская система
Показать ответ

Прежде всего, необходимо отметить, что согласно утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.07.2001 г. за №294 «Положению о порядке проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке», регулирующем рассматриваемый вопрос, банк не уполномочен самостоятельно осуществлять конвертацию средств хозяйствующего субъекта.

В силу специфичности валютного рынка в Узбекистане, юридические лица могут только опосредовано, через уполномоченные банки участвовать на нем.

В свою очередь, на банк возложена только роль контролера и посредника, права и обязанности которого ограничены кругом вопросов относительно допуска своего клиента – хозяйствующего субъекта к конвертации сумов на внебиржевом валютном рынке. Начиная от открытия специального валютного счета, проверки наличия зарезервированных денежных средств в национальной валюте, рассмотрения заявки клиента и изучения документов, предоставления экспертного заключения, подачи заявки от своего имени на покупку валюты.

Вместе с тем, данные действия строго регламентированы.

Так, на рассмотрение предоставленных документов экспертами банков дано три рабочих дня. Кроме того, банк должен не позднее следующего дня после принятия положительного решения экспертной группой подать заявку (на межбанковскую торговую сессию) о покупке валюты.

Таким образом, что касается самого срока покупки валюты, то он оказывается вне зоны полномочий банка.

Показать ответ

Ушбу масала 15.03.2012 йилда Адлия вазирлигида 2342-сон билан рўйхатга олинган “Хўжалик юритувчи субъектларнинг банк ҳисобварақларидан пул маблағларини ҳисобдан чиқариш тартиби тўғрисидаги Йўриқнома”си (матн давомида - Йўриқнома) билан тартибга солинади.

Унинг 2-иловасида бундай ҳолларда ҳисоб-китоб қилиш тартиби аниқ мисол ёрдамида ёритиб берилган.

Муаллиф, ҳисоб-китоблар тўғри ёки нотўғри олиб борилганлигини аниқлаши учун юқорида кўрсатиб ўтилган ҳужжатдан фойдаланиши лозим бўлади.

Показать ответ

Ҳукуматнинг «Тасдиқланган намунавий лойиҳалар бўйича якка тартибдаги уй-жой қурилиши учун "Қишлоқ қурилиш банк" акциядорлик тижорат банки томонидан имтиёзли ипотека кредити бериш тартиби тўғрисидаги низомни тасдиқлаш ҳақида»ги 25.05.2009 йилдаги 148-сонли Қарорининг 2-бандида юридик шахсларга ўз ходимларининг уй-жой қуриш бўйича меҳнат фаолиятини рағбатлантириш ва моддий қўллаб-қувватлаш мақсадида бошланғич бадалларни тўлашни назарда тутувчи молиявий ёрдам кўрсатиш, шунингдек ипотека кредитлари бўйича фоизларни ва асосий қарзни тўлаш юзасидан белгиланган тартибда шартномалар тузиш тавсия этилган.

Қонунчиликда, юқоридаги тавсиявий меъёрдан бошқа, имтиёзли ипотека кредити бўйича бошланғич бадал суммасини иш берувчи томонидан тўлаб берилишини, ёки тўланмаслигини қатъий белгиловчи меъёр мавжуд эмас. Бундай тўлов икки томон – иш берувчи ва ходим ўртасида келишувга мувофиқ амалга оширилиши мумкин.

Худди шу каби, ушбу тўловни бошқа кредит олиш ҳисобига қоплаш масаласи ҳам фуқаролик ҳуқуқий муносабатларнинг томонлар шартнома тузиш борасида эркинлиги тамойили асосида амалга оширилиши мумкин.

Показать ответ

Покупка и продажа иностранной валюты на территории Республики Узбекистан осуществляется:

юридическими лицами через уполномоченные банки;

физическими лицами через уполномоченные банки, их филиалы и обменные пункты.[1]

Каких-либо ограничений по количеству и по отдельным видам денежных единиц иностранных государств, при осуществлении данных операций в законодательстве не содержится.[2] Вместе с тем, необходимо иметь ввиду возможное отсутствие какой-либо иностранной валюты, в том числе китайского юаня, в коммерческом банке на момент вашего обращения. 

В нормативно-правовых актах имеются другие ограничения, связанные с владением и оборотом иностранной валюты, как – обязательная продажа валютной выручки[3] или ограничения на вывоз физическими лицами свыше определенного количества наличной иностранной валюты за пределы Республики Узбекистан[4], которые находятся за рамками рассматриваемого вопроса.

 

 


[1] См. ст. 14 Закона «О валютном регулировании»;

«Положение о порядке проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке», утверждено правительственным Постановлением
от 10.07.2001 г. N 294;

«Положение о порядке покупки и продажи иностранной валюты физическим лицам и об обменных пунктах», утверждено Постановлением Президента от  30.01.2013 г. N ПП-1914 и др.

[2] См. там же.

[3] См. «Порядок осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте», утвержден правительственным Постановлением от 29.06.2000 г. № 245

[4]  См. «Инструкцию о порядке ввоза в Республику Узбекистан и вывоза из Республики Узбекистан наличной иностранной валюты физическими лицами», (зарегистрирована Министерством юстиции 07.05.1999 г. N 716)

 

Показать ответ

Кредит шартномаси бўйича бир тараф - банк ёки бошқа кредит ташкилоти (кредитор) иккинчи тарафга (қарз олувчига) шартномада назарда тутилган миқдорда ва шартлар асосида пул маблағлари (кредит) бериш, қарз олувчи эса олинган пул суммасини қайтариш ва унинг учун фоизлар тўлаш мажбуриятини олади.[1]

Шунингдек, юридик шахсларнинг шартнома тузишда эркинлигини, шартнома тузишга мажбур қилишга йўл қўйилмаслигини, шартноманинг шартлари тарафларнинг хоҳиши билан белгиланишини (баъзи истиснолардан ташқари) ҳам қайд этиб ўтиш лозим.[2]

Юқоридагиларга кўра, банк муассасасининг ажратилган кредит эвазига қарз олувчидан фоизлар тўланишини талаб қилишга ҳақли ёки ҳақли эмаслигини шартнома шартларидан аниқлаш мумкин.

 

 


[1] Фуқаролик кодексининг 744-моддаси 1-қисмига қаранг

 

[2]Фуқаролик кодексининг 354-моддасига қаранг

 

Показать ответ

Нет, отказ будет являться неправомерным.

Согласно пункту 4 Положения о порядке покупки и продажи иностранной валюты физическим лицам и об обменных пунктах[1] продажа иностранной валюты физическим лицам - резидентам Республики Узбекистан осуществляется в зданиях уполномоченных банков, их учреждений и филиалов в безналичной форме с использованием международных платежных карт и персональных пластиковых банковских карт в национальной валюте. Кроме того, согласно абзацу второму пункта 8 данного Положения пополнение средств персональной пластиковой банковской карты осуществляется в любом филиале банка-эмитента.

При этом каких-либо требований касательно места прописки владельца банковской карточки законодательством не установлено.

 


[1] Утверждено  постановлением Президента от 30.01.2013 года № ПП-1914.

Показать ответ

Согласно пункту 20 Временного положение о системе учета производства и реализации отдельных видов подакцизных товаров[1]  (далее - Положение) списание денежных средств со специальных вторичных депозитных счетов до востребования (далее - спецсчёт) осуществляется по платежным поручениям юридического лица только:

- на приобретение вышеуказанных подакцизных товаров;

- на уплату процентов и погашения кредитов, полученного на покупку этих подакцизных товаров;

- на перечисление суммы торговой наценки или скидки на основной депозитный счет до востребования владельца специального вторичного депозитного счета до востребования;

- для уплаты косвенных налогов и платежей в бюджет, взимаемых сверхстоимости (НДС и акцизный налог).

Так как сбор за право розничной торговли алкогольной продукцией не входит в данную категорию платежей, то, соответственно, недопустима и его уплата со спецсчёта.

Вместе с тем, абзац второй пункта 21 Положения предусматривает, что юридические лица при сокращении объема товарооборота могут перебросить часть денежных средств на их основной депозитный счет до востребования по своему усмотрению.

На наш взгляд, следует привести пункт 20 Положения в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса и заменить в нём слова «косвенных налогов и платежей в бюджет, взимаемых сверхстоимости», словами «налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых сверхстоимости», так как понятие «косвенные налоги» в национальном законодательстве не имеется.

 


[1] Постановление от 12.07.2004 г. МЭ N РА-01-8-31, МФ N 95, ГНК N 2004-49 и правления ЦБ N 256-В, зарегистрированно МЮ 26.07.2004 г.
N 1390

 

Показать ответ

Нет, не правомерны. Нет никакого нормативного документа, ограничивающего право граждан на покупку иностранной валюты в зависимости от наличия или отсутствия у них постоянной прописки.

Так, для покупки иностранной валюты физическое лицо – резидент  должен в конверсионный отдел уполномоченного банка и представить ответственному сотруднику:

документ, удостоверяющий личность физического лица - резидента Республики Узбекистан;

заявку соответствующей формы на покупку иностранной валюты с указанием суммы и вида валюты с зачислением на международную платежную карту;

персональную пластиковую банковскую карту с наличием на его банковском счете денежных средств в национальной валюте в сумме, достаточной для осуществления операции по обмену валюты (п. 7 прил. к ПП-1914 от 30.01.2013 г.).

Как совершенно верно указывает и сам автор письма, граждане Республики Узбекистан являются её резидентами (ст. 4 Закона «О валютном регулировании»), вне зависимости от наличия или отсутствия постоянной прописки.

Более того, сотрудники не имеют права выходить за рамки своих служебных полномочий и осуществлять деятельность по проверке соблюдения гражданами требований паспортной системы (т.е. прописки). Данный вопрос находится в ведении органов внутренних дел (ст. 4 Закона «Об органах внутренних дел»), но никак не банковских учреждений.

А ответственные сотрудники конверсионного отдела уполномоченных банков при рассмотрении обращения физического лица-резидента на покупку иностранной валюты имеет право только:

устанавливать личность (а не проверять его прописку) держателя персональной пластиковой банковской карты по документу, удостоверяющему его личность;

проверять остаток денежных средств в национальной валюте на персональной пластиковой банковской карте физического лица-резидента, с которой предусматривается их списание для осуществления операции по обмену валюты;

открывать на имя физического лица-резидента международную платежную карту (при отсутствии карты);

списывать через платежный терминал с персональной пластиковой банковской карты денежные средства в национальной валюте в размере, эквивалентном приобретаемой иностранной валюты по обменному курсу на день совершения операции;

зачислять реализованную иностранную валюту на международную платежную карту физического лица;

выдавать физическому лицу-резиденту справку о приобретении им иностранной валюты (п. 9 прил. к ПП-1914 от 30.01.2013 г.).

Показать ответ

I. В национальном законодательстве запрета на сдачу в аренду имущества банками не предусмотрено.

Банкам запрещается только непосредственно заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 4 Закона «О банках и банковской деятельности»).

А так как аренда не относится ни к одному из данных видов, то, следовательно, законодательство не препятствует предоставлению в аренду имущества банков.

Более того, законодательство прямо указывает, что имущество, в том числе имущественные права, на основе и посредством которых частные банковские институты[1] осуществляют свою деятельность, может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок (ст. 4 Закона «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности»).

Самого понятия «коммерческий банк» законодательство не содержит, но закон определяет банки как коммерческие организации, осуществляющие принятие вкладов от юридических и физических лиц и использование принятых средств для кредитования или инвестирования на собственный страх и риск, а также осуществление платежей (ст. 4 Закона «О банках и банковской деятельности»).

 II. Понятия «коммерческой деятельности» [1] в законодательстве также нет.

Однако под коммерческой организацией понимается юридическое лицо, которое преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ч.1. ст 40 ГК). В свою очередь, некоммерческая организация (политическая партия, общественный фонд и др.) не преследует извлечение прибыли в качестве такой цели.

Так как арендные отношения предполагают извлечение прибыли арендодателем, то полагаем, что деятельность по предоставлению помещений в аренду должна признаваться коммерческой.

 

[1] в уставном фонде (уставном капитале) которых отсутствует государственная доля, а доля физических лиц - учредителей (участников) составляет не менее пятидесяти процентов (ст. 3 Закона «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности»).

[2] «Коммерция» в переводе с латинского (commercium) означает торговля

Показать ответ

I. Данная сфера рынка финансовых услуг регулируется Законом «Об электронных платежах» (далее - Закон) и Правилами организации платежных систем, использующих сети телекоммуникаций общего пользования (рег. МЮ от 13.02.2008 г. №1767, далее – Правила). 

Заниматься данным видом деятельности допускается только юридическим лицам (п.1 Правил). Следовательно, если автор письма еще не образовал таковое, то, прежде всего ему придётся создать его.

Вопросы создания юридического лица это обширная тема, которую нельзя полностью раскрыть в рамках данного ответа. Потому упомянем только то, что для государственной регистрации субъектов предпринимательства в качестве юридического лица в регистрирующий орган заявителем (учредителем или уполномоченным учредителями в соответствии с законодательством лицом) по своему усмотрению в явочном порядке, посредством почтовой связи или через сеть Интернет представляется заявление-уведомление установленной формы (прил.№1 к прил. ПП от 24.05.2006 г. №ПП-357) и прилагает к нему:

в двух экземплярах оригиналы учредительных документов на государственном языке (в зависмости от организационно-правовой формы предприятия, это может быть  устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор). Для предприятий с иностранными инвестициями и иных предприятий с участием иностранного капитала требуется нотариальное заверение учредительных документов;

банковский платежный документ об уплате установленного размера государственной пошлины (размер которой зависит от формы предприятия, состава его учредителей и др.);

уникальный логин и пароль, подтверждающие резервирование доступного фирменного наименования в централизованной базе данных фирменных наименований;

эскизы печати и штампа в двух экземплярах (п.10 прил. к ПП от 24.05.2006 г. №ПП-357).

Срок с даты подачи заявления-уведомления с приложением необходимых документов до государственной регистрации субъекта предпринимательства с выдачей свидетельства о государственной регистрации составляет не более 2 рабочих дней (п.17 прил. к ПП от 24.05.2006 г. №ПП-357).

II. Закон различает три вида электронной платежной системы[1]:

1) межбанковская платежная система - для осуществления электронных платежей между банками через их корреспондентские счета, открытые в Центральном банке.

2) внутрибанковская платежная система - для осуществления электронных платежей между филиалами и клиентами банка, а также для взаимодействия с межбанковской платежной системой.

3) система розничных платежей - для осуществления электронных платежей с применением банковских карт и других средств электронного платежа (далее - средства электронного платежа). Средство электронного платежа должно иметь отличительные признаки (товарный знак, знаки обслуживания), позволяющие идентифицировать его принадлежность к данной системе розничных платежей  (ст. ст. 4, 7-9 Закона).

Правила межбанковской платежной системы определяются Центральным банком, а организация внутрибанковских платежных систем осуществляется на основе лицензии, выдаваемой им в соответствии с Положением о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков(рег. МЮ №2014 от 08.10.2009 г.).

Требование по лицензированию не распространяется на системы розничных платежей, создаваемых платежными организациями[2]-резидентами(ст. 7 Закона, п. 2 Правил).

Естественно, что осуществление деятельности электронной системы розничных платежей невозможно без сотрудничества с ключевыми игроками рынка финансов – коммерческими банками, что соответственно требует заключения с ними соответствующих договоров. Возможно, по ходу осуществления деятельности возникнет необходимость в заключении договоров и с иными партнёрами.

 


[1] Платежной системой является совокупность отношений, возникающих между субъектами платежной системы при осуществлении электронных платежей (ст. 4 Закона)

[2] Платежная организация - юридическое лицо, обладающее правом собственности на товарные знаки и (или) знаки обслуживания, идентифицирующие платежную систему, и устанавливающее ее правила (п.1 Правил)

Показать ответ

Ҳа, бориб кела оласиз.

Меҳнат қилиш бу фуқаронинг ҳуқуқидир, айрим истисноли ҳолатлардан ташқари (ушбу ҳолат улар тоифасига кирмайди), мажбурий меҳнатга жалб қилиш тақиқланади (МКнинг 6, 7-моддалари).

Амалиётда уй-жойлар сотиб олиш учун узоқ муддатли кредит бериш шартномалари, кўчмас мулк гарови – ипотека («Ипотека тўғрисида»ги Қонун 1-моддаси) шартномалари билан уйғунлаштирилади ва «ипотека кредити» деб юритилади.

Бу тоифадаги шартномалар меҳнат муносабатлари эмас, балки фуқаролик ҳуқуқий муносабатлар характерида бўлиб (ФК нинг 264, 744-моддалари), улар бўйича асосий талаб қарздорлик суммаси ва унга ҳисобланган фоизларнинг ўз вақтида қопланишидан иборат. Бунда тўловнинг қайси манбадан – иш ҳаққингизданми ёки бошқа манбаларданми амалга оширилишининг аҳамияти йўқ.

Шу билан бирга, банк амалиётида, бу тоифадаги шартномаларда қарздорнинг зиммасига, қарз ва фоизлар тўловини амалга ошириш борасидаги асосий, бирламчи мажбурият билан бирга, бир қатор бошқа, иккиламчи мажбуриятлар ҳам юклатилади.

Жумладан, шартномаларда одатда қарздорнинг иш ёки яшаш жойи ўзгарганда, бу ҳақда шартномада белгиланган қисқа муддатларда банкни хабардор қилиш ва агар бу ҳолатдан зарурият келиб чиқадиган тақдирда, асосий мажбурият бўйича шартномага тегишли қўшимча ва ўзгартиришлар киритиш борасида ҳамкорлик қилиши каби мажбуриятлар ҳам киритилади.

Юқоридагилардан келиб чиқиб, ушбу ҳолатда иш ва яшаш жойингиз борасида ўзгаришлар юз берадиган тақдирда, банкни хабардор қилишингиз ва шартнома шартларини бажарилиши борасида улар билан келишган ҳолда иш олиб боришингиз тавсия қилинади.

Показать ответ

1. Кафиллик билан таъминланган мажбурият қарздор томонидан бажарилмаган ёки лозим даражада бажарилмаган тақдирда кредитор олдида кафил ва қарздор солидар жавоб берадилар, башарти қонунда ёки кафиллик шартномасида кафилнинг субсидиар жавобгар бўлиши назарда тутилган бўлмаса.

Агар кўриб чиқилаётган ҳолатда банк, қарздор ва кафил ўртасида тузилган кафиллик шартномасида бошқача тартиб назарда тутилган бўлмаса, кафил кредитор олдида қарздор билан баравар ҳажмда жавоб беради, шу жумладан фоизлар тўлайди, қарзни ундириб олиш бўйича суд чиқимларини ва қарздор мажбуриятини бажармаганлиги ёки лозим даражада бажармаганлиги туфайли кредитор кўрган бошқа зарарларни тўлайди (ФК 293-м.).

Кафил томонидан ушбу ҳаракатлар ихтиёрий равишда амалга оширилмаган тақдирда, мазкур низо бўйича судга мурожаат қилиниши лозим ва унинг тегишли қарори асосида чиқариладиган ижро ҳужжати воситасида ундирув жараёнини амалга ошириш талаб этилади.

Бунда, яъни кафилга нисбатан даъво қўзғатилган бўлса, у қарздорни ишда иштирок этиш учун жалб қилиши шарт (ФК 294-м.).

2,3. Кўриб чиқилаётган ҳолатда, агар суд томонидан кредиторнинг даъвоси қаноатлантирилиб, унинг қарори асосида ундирувни кафилнинг ҳисобидан амалга ошириш борасида ижро ҳужжати чиқариладиган тақдирда, мазкур ижро ишининг ундирувни асосий қарздордан амалга ошириш борасидаги ижро ишига мутлақо алоқаси бўлмайди. Ўз-ўзидан, агар бевосита кафилнинг ўзига нисбатан бошқа ундирувлар бўйича ижро ишлари бўлмаса, ундан пул маблағларини тўлиқ ундиришга тўсқинлик қилувчи бирор-бир ҳолат мавжуд бўлмайди.

Маълумот ўрнида шуни ҳам қайд этиш лозимки, ижро ҳужжати бўйича ундирув пул маблағларига қаратилган тақдирда, тўловлар қатъий равишда, адолат принципи асосида қонунчиликда белгиланган тартибга кўра, тегишли навбат ҳамда мутаносибликка оид талабларга сўзсиз риоя қилган ҳолатда (АВ том. 15.03.2012 й. 2342-сон рўйх. ол. ил. 5-б.) амалга оширилиши шарт.

Ушбу тартибга риоя қилмаслик иш ҳолатларига кўра турлича ҳуқуқий баҳоланиши ва нохуш оқибатларга олиб келиши мумкин.

Жумладан, бу қилмиш ижро ҳужжатларини ижро этиш тартибини бузувчи  маъмурий ҳуқуқбузарлик деб баҳоланиши ва айбдор мансабдор шахсларга нисбатан – энг кам иш ҳақининг ўн бараваридан ўн беш бараваригача миқдорда жарима солишга сабаб бўлиши мумкин (МЖтК 198-2-м.).

Мабодо, ушбу қилмиш ижро ишларида иштирок этаётган бошқа тарафларнинг ҳуқуқ ва қонуний манфаатларига кўп миқдорда[1] зарар ёхуд жиддий зиён етказилишига сабаб бўлса, унда у иш ҳолатларига кўра, мансаб ваколатини суиистеъмол қилиш жинояти деб ҳам топилиши ҳам (ЖК 205-м.).

 


[1] энг кам ойлик иш ҳақининг уч юз бараваридан беш юз бараваригача бўлган миқдордаги зарар

 

13.08.2017 [ID: 9088] 1) Биз ушбу қонуннинг 6.2 бандига асосан ўзимизнинг корхонадаги улушимиз ва корхона устав фондиги киргазилмаган янги биноларимизни гаровга қўйган холда хорижий шеригимизни розилигисиз банкдан кредит олишимиз мумкинми? 2) Устав фондида улушин 49 фоиз булган хорижий шерикнинг розилигиз кредит олиш учун қайси меъёрий хукукий хужжатлар асосида кредит олиш мумкин? 3) Банкнинг мутасадди рахбарлари ва ходимларининг ўз вақтида кредит беришни нотугри асосга таянган ҳолда берган жавоблари учун қонунда қандай жазо чоралари кўрилади?
Показать ответ

1, 2. Афсуски, савол муаллифи қайси ташкилий-ҳуқуқий шаклдаги корхона ҳақида гап бораётганлиги тўғрисида аниқ маълумот бермаган. Шундай бўлсада, хатда келтирилган маълумотларга кўра, мазкур ҳолатда амалиётда кенг тарқалган корхона шакли – масъулияти чекланган жамият (матн давомида - жамият) ҳақида гап кетаётганлигини тахмин қилиш мумкин.

Жамият бир иштирокчиси ўз улушини бошқа иштирокчининг розилигисиз эркин тасарруф этиш тўғрисидаги масала, агар жамият уставида бошқача тартиб белгиланмаган бўлса («Масъулияти чекланган ёки қўшимча масъулиятли жамиятлар тўғрисида»ги Қонун 13-моддаси), оддий квалификацион кўпчилик овоз билан қабул қилинадиган масалалар сирасига киради ва унинг қабул қилинишида барча иштирокчиларнинг розилиги талаб этилмайди.

Бундан ташқари, мулкдорнинг умумий улушли мулкдаги ўз улушини гаровга қўйиши қолган мулкдорларнинг розилик беришини талаб қилмайди («Гаров тўғрисида»ги Қонун 7-моддаси 3-қисми).

Шундай қилиб, агар уставда бошқача тартиб назарда тутилмаган бўлса, мазкур ҳолатда кредит олиш масаласини ҳал қилиш борасида хорижий иштирокчининг розилиги талаб этилмайди.

3. Банк муассасаси масъул ходимлари томонидан ноқонуний равишда кредит ажратилишини рад этилиши, иш ҳолатларига кўра интизомий ёки жиноий жавобгарлик келтириб чиқариши мумкин.

Жумладан, улар томонидан мансаб ваколатларини суиистеъмол қилиш, яъни улардан қасддан фойдаланиши фуқароларнинг ҳуқуқларига ёки қонун билан қўриқланадиган манфаатларига ёхуд давлат ёки жамоат манфаатларига кўп ё жуда кўп миқдорларда[1] зарар ёхуд жиддий зиён етказилишига сабаб бўлса, ёинки уюшган гуруҳ томонидан ёки унинг манфаатларини кўзлаб содир этилган бўлса, бу қилмиш Жиноят кодексининг 192-11-моддаси бўйича жиноий жавобгарлик келтириб чиқариши мумкин.

 


[1] «кўп миқдор» - энг кам ойлик иш ҳақининг уч юз бараваридан беш юз бараваригача ва «жуда кўп миқдор» - энг кам ойлик иш ҳақининг беш юз баравари ва ундан юқори  бўлган миқдорни ташкил қилади (ЖК 8-бўлими).

 

Показать ответ

В данном случае банк не вправе отказывать.

Оптовой торговлей признается реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования их в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд (п. 2 прил. к ПКМ от 05.11.2005 г. N 242).

Таким образом, понятие оптовой торговли не допускает реализации товаров за наличный расчёт, при котором возникают вопросы инкассирования денежных средств.

Единственно, что требуется учесть то, что ваше предприятие может реализовывать  импортированное им растительное масло только юридическим лицам, имеющим стационарные торговые точки (залы), оснащенные контрольно-кассовыми машинами с фискальной памятью и платежными терминалами.

Также, допускается реализация растительного масла в безналичном порядке путем перечисления средств с депозитного счета до востребования покупателя только на производственные нужды юридическим лицам – производителям (п. 5, прил. рег. МЮ №1390 от  26.07.2004 г.).

17.09.2017 [ID: 9210] Мен банк муассасасидан 2016 йил 07 сентябрда 13 000 000 сўм ўғлимнинг ОТМга ўқиши учун имтиёзли таълим кредити олган эдим. Кредитдан фойдаланиш муддати 120 ой бўлиб 49 ой имтиёзли давр. Банк муассасаси 2016-2017 ўқув йили учун ОТМга 1 ярим йиллик учун 3 325 000 сўм, 2-ярим йиллик учун 3 325 000 сўм жами 6 650 000 сўм тўлаб бердим. Мен ҳар ойда имтиёзли давр бўлганлиги учун кредит фоизини ортиғи билан мунтазам тўлаб борганман. 2017 йилнинг августь ойининг охирида банкка қолган кредит суммаси (13 000 000 – 6650 000= 6 350 000 сўм) дан ОТМга 2017-2018 ўқув йилнинг 1 ярми учун 3 325 000 сўм ўтказиб бериш тўғрисида мурожат қилдим ва 2017 йил учун ОТМ томонидан берилган контаркт шартномаси, ҳисоб фактура ва 2 курсга ўтганлиги тўғрисида маълумотномаларни тақдим қилдим. Лекин, банк ходими менга фақат кредитнинг фоизини тўлаганлигимни, ўтказилган суммани тўламаганлигимни яъни ўтган йил учун ўтказилган сумма 6 650 000 сўмни тўламаганлигим сабабли хужжатларни қабул қилмади ва рад этди.
Показать ответ

Ушбу ҳолатда банк ходими ҳаракатларида иш юритиш тартибига риоя этмаслик аломатлари намоён бўлмоқда. Чунки, фуқаролар томонидан қилинган ҳар қандай мурожаат у хоҳ ёзма, ё хоҳ оғзаки, ёки электрон бўлсин албатта давлат иштирокидаги ташкилотларнинг[1] мансабдор шахслари томонидан қабул қилиниши ва кўриб чиқилиши шарт Жисмоний ва юридик шахсларнинг мурожаатлари тўғрисида»ги Қонун (матн давомида - Қонун) 1, 5, 18-моддалари).

Кўриб чиқиш натижалари бўйича мурожаат қилган шахсга Қонунда белгиланган муддатларда[2] мурожаатда кўрсатилган ҳар бир масала бўйича важларни инкор этувчи ёки тасдиқловчи аниқ асосларни (заруратга қараб қонун ҳужжатлари нормаларига ҳаволалар қилинган ҳолда) ўз ичига олган ҳолда жавоб берилиши шарт (Қонун – 27-моддаси).

Мурожаатларини қабул қилиш ва кўриб чиқишни қонунга хилоф равишда рад этиш, уларни кўриб чиқиш муддатларини узрли сабабларсиз бузиш, ёзма ёхуд электрон шаклда жавоб юбормаслик, қонун ҳужжатларига зид қарор қабул қилиш каби ҳуқуқбузарликлар учун мансабдор шахс энг кам иш ҳақининг бир бараваридан уч бараваригача миқдорда жаримага тортилиши мумкин (МЖтКнинг 43-моддаси).

Юқоридагиларга кўра, савол муаллифига ушбу борада ўз ҳуқуқларини тиклаш борасида халқ қабулхонасига, ёки прокуратура идораларига мурожаат қилиш тавсия қилинади.

Шунингдек, Ўзбекистон Республикаси Марказий банкининг банк муассасалари фаолиятини тартибга солиш ҳамда назорат қилиш ваколатларига эга эканлигини («Ўзбекистон Республикаси Марказий банки тўғрисида»ги Қонун 50-м.) инобатга олган ҳолда, савол муаллифига бир вақтнинг ўзида ушбу ташкилотга ҳам мурожаат қилиш тавсия қилинади.

 


[1] Ҳозирги вақтда деярли Ўзбекистон Республикасдаги деярли барча банк муассасалари давлат иштирокидаги ташкилотлар сирасига киради.  

[2] Қоида тариқасида 15-кунгача, узоғи билан бир, фавқулодда ҳолларда эса икки ойгача муддатда (Қонун 28-моддаси).

 

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика