Ответов: 292
Ответы эксперта. Хозяйственная деятельность
Показать ответ

Правительство своими постановлениями ежегодно утверждает прогнозные задания министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента (далее – организации-ломосдатчики) на заготовку и сдачу лома, отходов черных металлов (далее – заготовка лома), а также балансы заготовки металлолома, производства и потребления проката черных металлов. На руководителей комплексов Кабинета Министров и организаций-ломосдатчиков возлагается обязанность по обеспечению в десятидневный срок, заключения подведомственными организациями договоров со структурными подразделениями АО "Узметкомбинат" на заготовку и сдачу лома, отходов черных металлов в соответствии с установленным заданием.

Вопросы сдачи металлолома регулируются также Порядком заготовки, хранения, сохранности и сдачи лома, отходов черных и цветных металлов (утвержден Постановлением КМ от 05.02.1999 г. N 49).

Согласно этому документу, даже при отсутствии задания на заготовку (сдачу) весь образующийся у любого юридического лица металлолом подлежит обязательной сдаче предприятиям ХРУП "Вторчермет" АПО "Узметкомбинат" и ОАО "Ташкентский завод по переработке лома, отходов цветных металлов".

За несоблюдение указанных требований предусматривается наложение экономических санкций, без освобождения от обязательной сдачи металлолома.

Из вышеизложенного следует, что если предприятие не подведомственно организации-ломосдатчику или будучи таковым, не имеет задания на заготовку лома или же у него не образовался металлолом, то данные требования законодательства на него не распространяются.

Показать ответ

Ваш вопрос регулируется Положением о государственных предприятиях (приложение N 1 к Постановлению КМ от 16.10.2006 г. N 215). Согласно его пункту 24 чистая прибыль, остающаяся у госпредприятия после уплаты всех налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также отчислений от нее в государственный бюджет, определяемых Комиссией по мониторингу за эффективным использованием государственной доли акций в акционерных объединениях и компаниях, остается в распоряжении предприятия и используется по решению учредителя.

Следовательно, если вы осуществили все вышеперечисленные выплаты, ваш учредитель имеет полное право самостоятельно решать вопрос об использовании прибыли.

 

Показать ответ

Прежде всего следует отметить, существующую коллизию норм, что и служит основанием для возникновения данной ситуации.

Так, согласно требованиям пункта 2 Постановления правительства от 05.02.2004 г. № 57 реализация по прямым договорам продукции, предназначенной в соответствии с материальными балансами к реализации на биржевых (аукционных) торгах, может осуществляться исключительно в объемах, невостребованных в течение одного месяца с момента выставления на биржевых (аукционных) торгах.

Реализация должна осуществляться по средневзвешенным ценам, сложившимся по результатам биржевых торгов за предыдущую неделю и только на условиях полной предоплаты или на условии выставления безотзывного аккредитива для каждой поставляемой партии товаров.

Однако, в пункте 7 Постановления Президента от 29.01.2009 года №ПП-1051 «О дополнительных мерах по стимулированию расширения подрядных работ по реконструкции и ремонту жилищного фонда на условиях "под ключ"» указывается создание специализированных фирменных магазинов предприятий-производителей по реализации населению строительных и отделочных материалов по ценам, не превышающим текущие биржевые котировки строительных материалов.

Но при этом, запрета на реализацию по ценам ниже биржевых котировок не устанавливается.

Ввиду того, что Постановление Президента обладает приоритетом по отношению к правительственному Постановлению (ст. 16 Закона «О нормативно-правовых актах»), то при решении данного вопроса, следует руководствоваться его нормами.

Следовательно, предприятие вправе предоставлять скидки при реализации своей продукции по прямым договорам.

Показать ответ

Собственность является основой экономики.

Основополагающей нормой провозглашающей неприкосновенность частной собственности и гарантирующей ей государственную защиту является ст. 53 Конституции Республики Узбекистан, которая также гарантирует свободу экономической деятельности и предпринимательства. А в ст. 54 указывается, что собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Данные положения продублированы и детализированы соответствующими статьями Гражданского кодекса, законов «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» и др.

Кроме того, почти за год до приобретения независимости нашим государством -31.10.1990 год был принят Закон «О собственности в Республике Узбекистан», в ст. 1 которого указывается, что собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, использовать его для осуществления любой хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законодательными актами.

Таким образом, предприятие имеет право распоряжаться принадлежащими ему транспортными средствами по своему усмотрению. В частности, оно вправе сдавать его в аренду – никакого запрета на такое пользование имуществом в отечественном законодательстве не предусмотрено.

Другой вопрос, целесообразно ли с экономической точки зрения подобное использование имущества?

Так, согласно подпункту к-1, пункта 4 Ставок государственной пошлины, утвержденной Постановлением правительства от 03.11.1994 за № 533, за удостоверение договоров аренды легковых автотранспортных средств, срок эксплуатации которых не превышает одного года со дня их приобретения у официальных дилеров производителя, пошлина взимается в размере пяти минимальных заработных плат за каждую лошадиную силу.

Показать ответ

Да, законны. Они основываются на нормах законодательства о конкуренции, в частности Закона «О конкуренции» и направлены на предотвращение антиконкурентных действий, каковым является и указание конкретного производителя товара и ее марки.

Во избежание получения товара, работ или услуг не соответствующего качества, заказчикам рекомендуется четче и конкретней указывать их технические характеристики или иные стандарты, что позволит не нарушая требований законодательства о конкуренции, законным путем оградиться от некачественного продукта, будь товар, работа или услуга. 

Постановлением Президента №ПП-1948 от 05.04.2013 года «Об оптимизации системы электронных закупок и расширении доступа к ним субъектов предпринимательства» с 1 мая 2013 года введен порядок закупки отдельных видов товаров (работ, услуг) по одному контракту на сумму в эквиваленте от 300 до 100 тысяч долларов США посредством электронных торгов на отдельной торговой площадке, организуемой Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржей.

Следует напомнить, что данное требование обязательно только для субъектов естественных монополий, государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с государственной долей в уставном фонде более 50 процентов.

Также, оно не распространяется на закупки на сумму до 300 долларов и соответственно, заказчику предоставлена свобода выбора правовой формы осуществления закупки,  по своему усмотрению.

Вышесказанное подтверждается и подпунктом 3, пункта 5-1 «Положения о проведении тендерных торгов по закупкам сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования», утвержденного Постановлением от 21.11.2000 за N 456, разрешающим приобретение товаров на сумму, не превышающую в эквиваленте 300 долларов США на момент заключения договора  по прямым контрактам, без проведения тендера (конкурса).

При этом необходимо указать, что исскуственное дробление целого по своему содержанию контракта, на несколько контрактов с суммой до 300 долларов, в целях ухода от выставления его на биржевые торги, чревато неблагоприятными последствиями.

Единовременная доставка товаров по нескольким договорам законодательством не запрещена.

Более того, пункт 4 «Положения о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», зарегистрированного Минюстом 27.05.2003 за № 1245, предусматривает для таких случаев возможность выдачи единой доверенности, с указанием в ней всех контрактов, по которым надлежит получение товара.

Показать ответ

К сожалению, автор письма не указывает на каких правовых основаниях его иностранный партнер осуществляет свою деятельность в Республике Узбекистан (далее - РУз). Это позволило бы ответить более конкретно на поставленный вопрос. Поэтому будем предполагать, что в данном случае иностранное юридическое лицо действует со статусом «постоянное учреждение» (далее – ПУ), полномочия которого будут рассмотрены ниже.

Согласно ст. 22 Налогового кодекса (далее - НК) рассматриваемая операция признается экспортом работ, т.е. выполнением работ юридическим или физическим лицом РУз юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения.

Пункт 2 Положения о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями, утвержденного Постановлением правительства от 30.09.2003 г. за № 416 (далее - Положение), определяет экспортный контракт как хозяйственный договор, заключенный между резидентом и нерезидентом РУз на экспорт товаров, работ, услуг, а также контракты, приравненные к экспортным в соответствии с законодательством (кроме бартерных контрактов).

На наш взгляд, данные нормы законодательства не совсем корректно, основываясь лишь на том, что одной из сторон сделки является нерезидент, признают ее экспортной.

Наверно, в данном случае корректнее было бы понятие «экспорта работ», наряду с местом их выполнения увязать и с местом их реализации, регламентированого ст. 202 НК, обуславливая при этом, что работа будет признаваться экспортной, только в случаях если ее результаты покидают территорию РУз, либо когда они остаются за ее пределами.

Согласно пункту 4 части 3 вышеуказанной статьи, если покупатель осуществляет деятельность в РУз, в том числе со статусом ПУ и при условии, что сделка совершается через данное учреждение, то местом реализации работ признается РУз.

Но тут следует отметить имеющуюся неопределенность касательно правосубъектности ПУ в договорных отношениях.

Так, законодательством установлены следующие требования для ПУ:

- при осуществлении деятельности более 183-х дней в РУз,  необходима постановка на учет в органе государственной налоговой службы (часть пятая ст. 80 НК);

- наличие печати и открытие депозитного счета до востребования в национальной валюте в коммерческих банках РУз (п. 6 Постановления Президента РУз от 22.12.2009 г. N ПП-1245 и п.16 Инструкции о банковских счетах, открываемых в банках РУз, рег. МЮ 27.04.2009 г. № 1948) (далее – ПП-1245 и Инструкция, соответственно).

Точно также, положения раздела 5 Порядка ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в национальной валюте Республики Узбекистан, рег. МЮ 22.10.1998 г. №510 (далее - Порядок), предусматривают права на открытие счета в национальной валюте РУз и использование имеющихся на нем средств, в т.ч. и для оплаты своих расходов нерезидентом, осуществляющим деятельность в РУз через постоянное учреждение.

Аналогичным образом, Правила биржевой торговли на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже (далее - Правила), не имеющие нормативно-правовой характер, предоставляют нерезидентам права на приобретение брокерских мест на бирже, на членство в Расчетно-клиринговой палате УзРТСБ, а также на заключение экспортных контрактов в национальной валюте РУз.

Данные условия – осуществление деятельности в РУз, наличие ИНН, печати и денежных средств в национальной валюте РУз на депозитном счету, вроде бы и создают все предпосылки для полноценного участия ПУ в договорно-правовых отношениях.

Но при этом, отсутствует самый главный элемент данных отношений – сторона сделки, так как в соответствии со ст. 5 Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» субъектами (сторонами) хозяйственных договоров являются юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Это обстоятельство уже само по себе будет служить основанием для признания недействительной сделку с ПУ, так как оно не является юридическим лицом, а всего лишь обозначает налоговый статус нерезидента.

Также, следует обратить внимание на определенные несоответствия и противоречия в законодательных актах, относительно регулирования вопросов по определению платежной валюты в подобных ситуациях.

Так, часть первая ст. 17 Закона «О валютном регулировании» (далее - Закон), предусматривает возможность открытия и использования, иностранными организациями счетов в национальной валюте РУз в уполномоченных банках на территории РУз, только в лице своего представительства, не осуществляющего хозяйственную или иную коммерческую деятельность,

А, в соответствии с пунктом 3.6. Положения, валюта платежа по внешнеторговым контрактам должна указываться в иностранной валюте.

Таким образом, налицо несоответствие между данными нормами Закона и Положения и вышеприведенными нормами ПП-1245, Инструкции, а также раздела 5 Порядка.

В соответствии с положениями Закона «О нормативно-правовых актах», в данной коллизии превалируют нормы Закона. 

Теперь, рассмотрим нормы законодательства, касательно таможенного регулирования данной сделки.

Как было рассмотрено выше, согласно статье 22 НК и пункта 2 Положения, а также из содержания других проанализированных норм законодательства, данная сделка формально признается экспортным контрактом.

В таком случае, в соответствии с пунктом 2 Постановления правительства «О дополнительных мерах по совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан» от 21.07.2014 г. за N 199, предприятие-экспортер должно будет осуществить в электронной форме ввод его данных на Едином портале интерактивных государственных услуг с использованием электронной цифровой подписи.

Однако, мы тут снова встречаемся с коллизиями в законодательстве.

Так, согласно содержанию статьей раздела IV Таможенного кодекса (далее - ТмК), таможенному оформлению подлежат только товары ввозимые на таможенную территорию Республики Узбекистан или вывозимые с неё.

Также, в соответствии со ст. 32, данная сделка будет подпадать под таможенный режим «переработка на таможенной территории», но только при условии того, что товары ввозятся на таможенную территорию РУз для переработки.

Таким образом, в данном случае решающее значение имеет факт перемещения необходимых для производства материалов или готовой продукции через таможенную границу.

Получается парадоксальная ситуация – согласно положений ТмК, контракт не предусматривающий перемещения товаров через таможенную территорию РУз не подлежит таможенному оформлению, но в то же время, согласно ст. 22 НК он признается экспортом.

В соответствии со ст. 11 НК, ст. 7-1 ТмК, а также ст. ст. 5 и 11 законов «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» и «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» соответственно, во взаимоотношениях с гос.органами действует принцип приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, несмотря на то, что НК был принят позднее ТмК и согласно ст. 16 Закона «О нормативно-правовых актах», его нормы превалируют над нормами ТмК, на наш взгляд, в этой конкуренции норм, в соответсвии с принципом приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности, а также согласно логике и здравому смыслу, рассматривемая ситуация должна решаться с учетом норм последнего документа.

Однако, если для исполнения договора требуется перемещенгие товарно-материальных ценностей через таможенную границу РУз, то все будет обстоять иначе.

Данная сделка будет считаться толлингом, т.е. операцией по переработке предоставляемого иностранной компанией давальческого сырья, беспошлинно ввозимого для этого в страну.

Согласно ст. 30 ТмК, переработка товаров может включать в себя, в частности:

собственно переработку или обработку товаров с потерей индивидуальных свойств этих товаров и других используемых товаров с сохранением их в продуктах переработки;

изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров с сохранением их основных свойств в продуктах переработки.

Данный вид деятельности подлежит лицензированию таможенным органом и соответственно сделки совершаемые в ходе ее осуществления подлежат таможенному оформлению (ст. 31 ТмК, раздел 6 Положение о порядке осуществления на территории Республики Узбекистан операций по переработке (толлингу) (рег. МЮ 29.11.2000 г. №987).

Показать ответ

 Сначала отметим, что, согласно статье 1 Гражданского кодекса (далее – ГК), гражданские правоотношения основываются прежде всего на принципах равенства сторон, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

Субъекты гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству его условий.

Для совершения двухстороннего договора необходимо выражение согласованной воли обеих сторон (статья 102 ГК). Статья 4 Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» (от 29.08.1998 г. N 670-I, далее – Закон)также указывает в числе других принципы свободы заключения хозяйственных договоров и взаимной заинтересованности сторон.

Вместе с тем стороны хозяйственного договора имеют право на запрос и получение справок и иных документов, необходимых для заключения, исполнения, изменения и расторжения хозяйственных договоров; сбор сведений, касающихся экономического состояния, репутации и деловых качеств другой стороны. Эту сложившуюся и широко применяемую в сфере предпринимательства практику можно признать обычаем делового оборота (статья 6 Закона).

Таким образом, истребование какой-либо документации – не обязанность, а право хозсубъекта, вызванное необходимостью обеспечения законности заключаемых договоров и упреждения нежелательных последствий. Например, для определения правомочности контрагента на осуществление действий, предусматриваемых заключаемым договором, установления наличия лицензии на осуществление определенной деятельности, удостоверения личности лица, заключающего договор, и т.д.

Испытанные партнеры при заключении договоров, как правило, могут обходиться и без истребования дополнительных документов. Но это не значит, что они не вправе их потребовать.

Конечно, вы можете отказаться предоставить поставщику товара запрашиваемые им документы. Но нужно иметь в виду, что в случае отказа от предоставления требуемой документации одной из договаривающихся сторон другая сторона вправе отказаться от заключения договора согласно вышеупомянутым принципам договорных отношений.

Однако если от вас требуют излишнюю, не имеющую отношения к заключаемому договору документацию и отказываются от заключения договора на основании ее непредоставления, вы вправе обратиться в суд с иском о принудительном заключении договора.

Также следует указать, что нарушение законодательства одной из сторон договора не влечет за собой ответственности другой стороны. Так, за занятие деятельностью, подлежащей лицензированию, без специального разрешения либо путем подделки документов будет отвечать нарушитель этих требований. Но вполне вероятно, что неприятные последствия в виде общения с контролирующими структурами могут коснуться и его партнера. Так что к требованиям другого участника договора надо относиться с пониманием. А может быть, следует и перенять его деловой опыт.

Что касается возможности отказать в предоставлении документов на основании Постановления Правительства «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» (от 31.12.2014 г. N 377), то уже из названия документа видно, что сферой его регулирования являются отношения по предоставлению государственных услуг. Основным положением данного документа является установленный с 1 января 2015 года запрет на истребование при оказании государственных услуг госорганами и иными организациями от субъектов предпринимательства документов и информации, имеющихся в других госорганах и иных организациях, в том числе справок об отсутствии налоговой задолженности или задолженности по коммунальным платежам, копий учредительных документов, лицензий и документов разрешительного характера.

Показать ответ

Вам следует заняться восстановлением данных учредительных документов. Однако норм законодательства, регулирующих порядок их восстановления, не имеется.

В связи с этим алгоритм действий по восстановлению документов будет приведен исходя из имеющейся практики.

Прежде всего, для восстановления рассматриваемых документов Вам следует обратиться в регистрирующий орган – Инспекцию по регистрации субъектов предпринимательства при хокимияте, где имеются их копии.

Тут следует иметь в виду, что перед тем, как выдать дубликаты это орган может у Вас затребовать документы подтверждающие утрату: справку из стола находок об отсутствии среди найденных предметов утраченных документов, подача объявления в газете о признании утратившими силу утраченных документов, либо иные документы, в зависимости от конкретных обстоятельств.

Это издержки, как уже было выше указано, отсутствия законодательной регламентации действий в подобных случаях.

В отличие от порядка восстановления учредительных документов, порядок восстановления утерянных печатей и штампов четко регламентирован Положением о порядке изготовления, хранения и пользования печатями и штампами (зарегистрированным МЮ 27.10.2001 г. N 1077, далее - Положение)[1]. В частности, указан исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к соответствующему заявлению:

1) объявление в газету о признании недействительными утраченных (уничтоженных, похищенных) печатей и штампов;

2) справка из стола находок об отсутствии среди найденных предметов утраченных (похищенных) печатей и штампов;

3) объяснение лица, ответственного за сохранность и пользование утерянных (похищенных, уничтоженных) печатей и штампов с изложением места, времени, причин и иных обстоятельств происшествия;

4) документы, представляемые в соответствии с Положением в органы внутренних дел для получения разрешения на изготовление соответствующих печатей и штампов.

Считаем целесообразным внесение аналогичных норм и в соответствующие правовые акты, регламентирующие порядок регистрации субъектов предпринимательства.

Так, как на практике нередко встречаются случаи утраты учредительных документов предприятий, а отсутствие правовой регламентации порядка их восстановления приводит на деле к тому, что каждый регистрирующий орган решает подобные случаи по своему усмотрению.

 


[1] Данное Положение устанавливает порядок изготовления, хранения и пользования печатями и штампами юридических и физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательства.

 

Показать ответ

Ҳукуматнинг 22.08.2009 йилдаги 245-сонли қарори билан тасдиқланган «Электр энергиясидан фойдаланиш қоидалари»нинг 129-бандида ҳудудий электр тармоқлари корхонаси ёки унинг электр таъминоти корхонаси қайси ҳолларда электр энергиясини истеъмолчига етказиб беришни белгиланган тартибда тўхтатиб қўйганлиги ва узиб қўйиш оқибатлари учун жавоб бермаслиги кўрсатиб ўтилган.

Улар қуйидагилардан иборатдир:

- электр энергияси электр таъминоти шартномасидаги миқдордан ортиқча сарфланганлиги ёки электр энергияси истеъмолининг белгиланган режими бузилганлиги;

- электр энергияси электр таъминоти шартномасисиз истеъмол қилинганлиги;

- «Ўзстандарт» агентлиги томонидан белгиланган тартибда қиёслашдан ўтказилган электр энергиясини ҳисобга олиш приборлари бўлмаганлиги;

- электр энергияси (қуввати) учун электр таъминоти шартномасида белгиланган миқдорда ва муддатда тўлов тўланмаганлиги;

- электр қурилмалари ҳудудий электр тармоқларига ўзбошимчалик билан уланганлиги ёки қувват электр таъминоти шартномасида белгиланган миқдордан ошириб юборилганлиги;

- электр қабул қилгичлар ҳисобга олиш приборларидан ташқари уланганлиги ёки электр энергиясини ҳисобга олиш схемаси бузилганганлиги, шу жумладан, ҳисобга олиш приборларининг ва ўлчаш трансформаторларининг пломбалари бузилганганлиги;

- ҳудудий электр тармоқлари корхонаси вакили ҳисобга олиш приборларини кўришга қўйилмаганганлиги.

Электр манбаидан узиб қўйилиши техноген ва авария оқибатларига олиб келадиган, ўта хавфли ва узлуксиз технологик жараёнли саноат корхоналарида қарздорлик пайдо бўлган тақдирда ҳақ тўланмаганлиги учун электр энергияси етказиб беришни чеклаш, белгиланган тартибда, электр таъминотининг технологик ва авария бронигача, тўлиқ узиб қўйиш эса - фақат суд қарорига кўра амалга оширилиши мумкин.

Ҳудудий электр тармоқлари корхонаси, "Ўздавэнергоназорат" ДИнинг ёзма буюртманомасига биноан, электр энергияси исрофгарчилик билан сарфланган ҳолларда, электр қурилмаларининг аварияга олиб келадиган ёки одамлар ҳаётига хавф туғдирадиган қониқарсиз техник ҳолатида истеъмолчига электр энергияси етказиб беришни тўхтатади.

Юқорида кўрсатиб ўтилган барча ҳолатларда ягона электр энергетикаси тизими тармоқларига қайта улаш ва электр энергиясини етказиб беришни тиклаш қоида бузишлар бартараф этилгандан ва истеъмолчи томонидан қонун ҳужжатларида белгиланган тартибда тўлов амалга оширилгандан кейин истеъмолчининг ёзма аризаси бўйича ҳудудий электр тармоқлари корхонаси томонидан амалга оширилади.

    Муқаддам мавжуд бўлган - электр энергиясини етказиб беришни тўхтатиб қўйиш ёки узиб қўйиш тўғрисида олдиндан истъемолчини огоҳлантириш тўғрисидаги қонунчилик талаби ҳозирда бекор қилинган.[1]

   Қонун ҳужжатларига мувофик, ҳудудий электр тармоқлари корхонаси зиммасига фақат истеъмолчиларга электр энергияси етказиб беришнинг тўхтатиб турилиши ва бунинг сабаблари тўғрисида маълум қилиш вазифаси юклатилган, холос.

    Шунингдек, электр энергиясидан фойдаланиш қоидаларини бузганлик учун тармоқдан узилган истеъмолчиларнинг электр қурилмаларини электр тармоқларига қайтадан улаш учун тегишли тўлов амалга оширилиши лозимлиги ҳам меъёрий ҳужжатлар билан белгиланган бўлиб, у қуйидаги жадвал кўринишида ифодаланган.[2]

 

Истеъмолчиларнинг электр қурилмаларини

ҳудудий электр тармоқларига қайтадан улаш учун тўлов ставкаси

МИҚДОРЛАРИ

        

Т/р

Истеъмолчиларнинг

тоифаси

 

Улаш тури

ва уланадиган

қувватлар

 

Ставка миқдори,

белгиланган энг

кам иш ҳақига

нисбатан

1.

Маиший истеъмолчилар

 

Тақсимлаш шчитидаги узгич ёки автоматдан, электр ҳисоблагичдан

 

0,5

Ҳаво линияси таянчининг изоляторидан

 

1

2.

Электр энергияси истеъмолини ҳисобга олиш ва назорат қилишнинг автоматлаштирилган тизимига уланган маиший истеъмолчилар

 

 

0

3.

Хўжалик юритувчи субъектлар бўлган истеъмолчилар

 

50 кВт гача

 

2

50 кВт дан

750 кВА гача

 

5

750 кВАдан юқори

 

10

4.

Электр энергияси истеъмолини ҳисобга олиш ва назорат қилишнинг автоматлаштирилган тизимига уланган, хўжалик юритувчи субъектлар бўлган истеъмолчилар

 

50 кВт гача

 

1

50 кВт дан

750 кВА гача

 

3

750 кВА дан юқори

 

7

 

 

 


[1] Ҳукуматнинг 27.01.2005 йилдаги 32-сонли қарори билан тасдиқланган Электр энергиясидан фойдаланиш қоидаларининг 118-чи бандига ва «Норма» газетасининг 11.05.2010 йилдаги 19 (252)-сонида чоп этилган «Если вам включили счетчик...» мақоласига қаранг.

[2] Адлия вазирлигида 2011 йил 16 августда 2255-сон билан рўйхатга олинган Электр энергетикада назорат бўйича давлат инспекцияси бошлиғининг 2011 йил 6 июлдаги 11-сон буйруғи билан тасдиқланган Электр энергиясидан фойдаланиш қоидаларини бузганлик учун тармоқдан узилган истеъмолчиларнинг электр қурилмаларини электр тармоқларига қайтадан улаш учун тўловни ундириш тартиби тўғрисидаги Низомга қаранг.

Показать ответ

Ushbu holatda, avvalambor, bunday cheklovlar qaysi tashkilot tomonidan va qaysi asoslarga ko`ra qo`llanilayotganligini  aniqlab olish va shundan kelib chiqqan holda o`z huquqini samarali himoya qilish choralarini ko`rish lozim bo`ladi.  

Boisi, «O`zbekiston Respublikasida mulkchilik to`g`risida»gi Qonunning  36-moddasida davlat organlari mulkdorga qonunlarda nazarda tutilmagan qo`shimcha vazifalar yoki cheklashlar belgilab qo`yishga haqli emasligi belgilangan.

O`zbekiston Respublikasi Konstitutsiyasining 54-moddasi, Fuqarolik kodeksining 164-moddasi va boshqa bir qator qonunlar bilan mulkdor o`z mulki (shu jumladan, pul mablag`lari)ga o`z xohishicha egalik qilish, foydalanish va tasarruf etish huquqi hamda usbu huquqni kim tomonidan bo`lmasin, har qanday buzishni bartaraf etishni talab qilish huquqlari kafolatlangan.

Yuqoridagilarga ko`ra, xat muallifi ish holatlarini aniqlab, korxonaga nisbatan cheklovlar asossiz deb hisoblagan taqdirda, o`z huquqlari buzilishini bartaraf etish borasida prokuraturaga yoki bevosita xo`jalik sudiga murojaat qilishi mumkin. 

Показать ответ

Нет, не является.

В соответствии с законодательством[1] государственная доля - это акции акционерных обществ и доли в уставных фондах обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, находящиеся в государственной собственности.

Следовательно, если в уставном фонде общества непосредственно не имеется государственной доли в вышеуказанном виде, то оно, соответственно не является предприятием с государственной долей (далее - предприятия с госдолей).

Оно не будет таковым, даже в случае, если все его учредители будут являться предприятиями с госдолей.

По другому будет обстоять дело, если хотя бы один из акционеров или участников общества будет представлен непосредственно государством (например государственным унитарным предприятием). В таком случае, общество будет считаться предприятием с госдолей.

 


[1]пункт 2 «Положения о порядке оплаты услуг доверительного управления государственными долями и представителей государства по специальному праву участия в управлении акционерными обществами ("золотая акция")» (зарегистрированно Министерством юстиции 09.09.2011 г. N 2263).

 

 

Показать ответ

В соотвествии со ст. 4 Закона «О банкротстве» (далее - Закон), признаками банкротства должника признается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам (далее – денежных обязательств), если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев со дня их наступления.

Согласно ст. 5 Закона, дело о банкротстве может быть возбуждено хозяйственным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисоткратного размера минимальной заработной платы при наличии признаков банкротства.

Если в данном случае, имеются признаки банкротства предприятия, то в соответствии с требованиями ст. 8 Закона, руководитель обязан в течении месяца, после возникновения обстоятельств, указывающих на неплатежеспособность предприятия обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании его банкротства.

В противном случае, он будет нести субсидиарную ответственность по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам должника перед кредиторами.

В случае, если сумма требований не превышает пятисоткратного размера минимальной заработной платы, то предприятие может начать процедуру добровольной ликвидации.

Согласно ст. 56 Гражданского кодекса (ГК), при ликвидации юридического лица в первую очередь удовлетворяются требования граждан, вытекающие из трудовых правоотношений, по взысканию алиментов и выплате вознаграждений по авторским договорам, а также требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (ч. 5, ст. 55 ГК).

Касательно вопроса погашения задолженности по заработной плате нужно отметить, что работодатель, независимо от своего финансового состояния, обязан своевременно оплатить работнику выполненную им работу в соответствии с установленными условиями оплаты труда (ст. 154 Трудового кодекса).

Постановлением Кабинета Министров «О дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы» от 19.03.2002 г. № 88, прокуратуре поручено усилить надзор за строгим соблюдением руководителями хозяйствующих субъектов установленного порядка своевременной выплаты заработной платы и в случаях образования просроченной задолженности по ней, привлекать виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

Во избежание таких неблагоприятных правовых последствий, рекомендуется принять все необходимые меры для погашения задолженности по заработной плате.

Показать ответ

Авваламбор шуни қайд этиш лозимки, «Хўжалик юритувчи субъектлар фаолиятининг шартномавий-ҳуқуқий базаси тўғрисида»ги Қонуннинг 4-моддасига мувофиқ хўжалик шартномалари тарафларнинг эркинлиги, ўзаро манфаатдорлиги, шартнома интизомига риоя этиши ва ўзаро мулкий жавобгарлиги тамойиллари асосида тузилилиши кўрсатилган.

Шу каби, Фуқаролик кодексининг 354-моддасида юридик шахслар шартнома тузишда эркинлиги, шартнома тузишга мажбур қилишга йўл қўйилмаслиги белгиланган.  Шу билан бирга шартнома тузиш бурчи қонунда ёки олинган мажбуриятда назарда тутилган ҳоллар бундан мустасно эканлиги ҳам кўрсатилган.

Шунингдек, ушбу моддада шартноманинг шартлари тарафларнинг хоҳиши билан белгиланиши, тегишли шартнинг мазмуни қонун ҳужжатларида кўрсатиб қўйилган ҳоллар бундан мустасно эканлиги белгилаб қўйилган.

Хат муаллифи тақдим этган шартноманинг 2.5–бандига кўра, харидорга етказиб берилгунга қадар товарнинг чакана нархи ошган тақдирда, харидор, унга тегишли хабарнома келиб тушган кундан бошлаб 10 банк куни ичида қўшимча тўловни амалга ошириши лозим.  

Шартноманинг 3-бўлимида товарнинг етказиб шартлари белгиланган бўлиб, унда товарнинг 2016 йилнинг 30 апрель санасига қадар етказиб берилиши, бунда етказиб бериш – харидорнинг ўзи товарни дилернинг омборхонасидан олиб кетиш шарти билан амалга оширилиши белгиланган.

Юқорида баён қилинганлардан кўриниб турибдики, кўриб чиқилаётган ҳолатда сотувчининг талаблари томонлар ўртасида тузилган шартнома доирасида амалга оширилган.

Показать ответ

Ўзбекистон Республикаси Президентининг «Электрон харидлар тизимини мақбуллаштириш ва улардан тадбиркорлик субъектларининг фойдаланишини кенгайтириш тўғрисида»ги 05.04.2013 йилдаги ПҚ-1948-сонли Қарори 1-банди билан 2013 йилнинг 1 майидан бошлаб устав жамғармасида давлат улуши 50 фоиздан ортиқ бўлган табиий монополия субъектлари, давлат унитар корхоналари ва хўжалик жамиятлари айрим турдаги товарларни (ишларни, хизматларни) бир шартнома бўйича эквиваленти 300 АҚШ долларидан 100 минг АҚШ долларигача бўлган миқдорда Ўзбекистон республика товар-хом ашё биржаси томонидан ташкил қилинадиган алоҳида савдо майдончасида электрон савдолар воситасида харид қилиши тартиби ўрнатилган.

Демак, хўжалик жамияти юқорида қайд этилган субъектлар сирасига кирмаса, ушбу талаб унга нисбатан амал қилмайди.

Бундан ташқари, ҳукуматнинг 21.11.2000 йилдаги 456-сонли қарори ибилан тасдиқланган «Хом ашё, материаллар, бутловчи буюмлар ва асбоб-ускуналар харид қилиш бўйича тендер савдолари ўтказиш тўғрисидаги Низом»нинг 5-1-бандида ушбу доирадаги субъектлар томонидан ҳам қуйидаги ҳолларда тендер (танлов) ўтказмасдан товар етказиб берувчилар (бажарувчилар, пудратчилар) билан контрактлар тузилиши мумкинлиги белгиланган:

1) товарлар етказиб бериш, табиий монополиялар субъектлари фаолияти соҳасига тегишли бўлганда;

2) товарлар биржа орқали харид қилинганда;

3) шартнома тузиш вақтида 300 АҚШ долларига тенг суммадан ошмаган миқдорда товарлар сотиб олинганда, рўйхати Давлат харидлари бўйича Ҳукумат комиссияси томонидан белгиланадиган, давлат харидлари Ўзбекистон Республика товар-хом ашё биржасининг махсус ахборот портали орқали электрон савдо йўли билан амалга ошириладиган энг зарур товарлар (ишлар, хизматлар) бундан мустасно;

4) тарих ва маданият ёдгорликлари сифатида давлат муҳофазасига олинган ҳамда давлат музей, кутубхона, архив фондларини, кинофотофондини ва бошқа шунга ўхшаш фондларни тўлдириш учун мўлжалланган тарихий, бадиий ёки бошқа маданият аҳамиятига молик маданий бойликлар (картиналар, скульптуралар, адабий асарлар ва бошқалар), шу жумладан, музей предметлари ва музей коллекциялари, шунингдек нодир ва қимматли нашрлар ва қўлёзмалар, архив ҳужжатлари, жумладан уларнинг нусхаларини етказиб беришни амалга оширганда;

5) товарларни сотишга алоҳида ҳуқуқи бўлган фақат битта етказиб берувчидан товарлар харид қилиш мумкин бўлганда;

6) тузилган контрактнинг шартлари дастлабки контракт умумий суммасининг 20 фоизидан ошмайдиган суммага тенг қўшимча ишларни бажариш мақсадида ўзгарганда;

7) бажариш ёки хизмат кўрсатишни амалга ошириш фақат давлат ҳокимияти ва бошқарув органлари томонидан ёки уларга бўйсунувчи давлат муассасалари ва корхоналари томонидан уларнинг ваколатларига мувофиқ мумкин бўлган ишлар ёки хизматларга эҳтиёж туғилганда;

8) енгиб бўлмас кучлар (табиий офатлар, ёнғинлар, фалокатлар, авариялар ва ҳоказолар) оқибатларини бартараф этиш (олдини олиш) учун зарур бўлган муайян товарларга бюджет ташкилотларининг тезкор эҳтиёж туғилганда, бунинг натижасида вақтнинг йўқотилиши талаб қилинадиган бошқа буюртмани жойлаштириш усулларини қўллаш мақсадга мувофиқ бўлмаганда (Ўзбекистон Республикаси Молия вазирлиги ёки унинг ҳудудий бўлинмалари (кейинги ўринларда молия органлари деб аталади) билан келишуви бўйича);

9) етказиб берувчиларнинг ёки контрактда уларнинг манфаатдорлиги йўқлиги сабабли буюртмачи - бюджет ташкилотлари томонидан ўтказилган тендер (танлов)ни бўлиб ўтмаган деб ҳисоблаш натижасида, агар буюртмачи узоқ туманларда жойлашган бўлса, буюртмачининг фаолият кўрсатиш ҳудудида ва яқин жойлашган туманларда фақат битта етказиб берувчи мавжуд бўлса, шунингдек бошқа жойлардан нарх котировкаларини олиш ҳеч қандай фойда олиш ёки иқтисод қилиш аниқланганда ва транспорт харажатлари учун нархлар ошиб кетишига олиб келганда. Бунда ягона етказиб берувчига буюртмаларни жойлаштириш тегишли молия органлари билан келишган ҳолда амалга оширилади;

10) Халқаро саноат ярмаркаси ва Кооперация биржаси, шунингдек ҳудудий ва тармоқ саноат ярмаркалари доирасида асбоб-ускуналар, бутловчи буюмлар, қайта ишланган хом ашё ва материаллар, шу жумладан мамлакатимиз корхоналари томонидан ишлаб чиқарилган истеъмол товарларини харид қилиш.

Показать ответ

Данная операция не является бартерной. Так, в соответствии со статьей 242 Гражданского кодекса, по соглашению сторон обязательство может быть прекращено представлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.).

В отличие бартерной сделки, где изначально предусматривается обязательство каждой из сторон по передаче в собственность другой стороны одного товара в обмен на другой, отступное возникает как производное от основного договора, когда обстоятельства (напр. отсутствие денежных средств и др.) не позволяют исполнить обязательство способом, предусмотренным в договоре.

Однако, принимая во внимание правоприменительную практику, существует риск того, что контролирующие органы могут признать данную операцию бартерной и доказывание обратного в подобном случае, чревато затяжными судебными или иными разбирательствами.

Показать ответ

Савол муаллифи амалга оширишни мўлжаллаётган фаолият Олий Мажлисининг 12.05.2001 йилдаги 222-II-сон қарори билан тасдиқланган «Амалга оширилиши учун лицензиялар талаб қилинадиган фаолият турларининг Рўйхати»да назарда тутилмаган, яъни лицензияланишни талаб этмайди.

Корхона бир вақтда бир нечта жойда, шу жумладан, ижарага олинган жойларда ҳам фаолият юритиш ҳуқуқига эга, бунда асосий жойдан ташқари жойлар филиал мақомига эга бўлади.

Фуқаролик кодексининг 47-моддаси 2-қисмига мувофиқ филиал юридик шахснинг у турган ердан ташқарида жойлашган ҳамда унинг барча вазифаларини ёки вазифаларининг бир қисмини, шу жумладан ваколатхона вазифаларини бажарадиган алоҳида бўлинмасидир.

Филиаллар юридик шахс ҳисобланмайди. Улар ўзларини ташкил этган юридик шахс томонидан мол-мулк билан таъминланадилар ҳамда у тасдиқлаган низомлар асосида иш олиб борадилар. Филиалларнинг раҳбарлари юридик шахс томонидан тайинланади ҳамда унинг ишончномаси асосида иш олиб боради.

Филиалнинг ташкил қилиниши уни ташкил қилган юридик шахснинг тегишли ички ҳужжатлари билан расмийлаштирилади.

Показать ответ

Отношения связанные с безвозмедным предоставлением имущества для пользования облекаются в форму «договора безвозмездного пользования», а не договора аренды, как предполагает автор письма. Требования к договору безвозмездного пользования указаны в главе 36 (ст.ст. 617 -630) Гражданского кодекса (далее - ГК).

Так, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором.

Частью второй статьи 618 ГК предусмотрены имеются ограничения по кругу участников договора, согласно которому коммерческая организация не вправе передавать вещи в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником (акционером), руководителем, членом ее органов управления или контроля.

Никаких законодательных ограничений по срокам данных договоров не предусмотрено.

Если срок безвозмездного пользования вещью в договоре не определен, каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.

 

 

Показать ответ

К сожалению, автор письма не указывает организационно-правовые формы юридических лиц, что позволило бы более точнее ответить на его вопрос.

Вопросы реорганизации юридических лиц регулируются ст.ст. 49-52 Гражданского кодекса, Постановлением Президента «О внедрении уведомительного порядка государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства» от 24.05.2006г. № ПП-357 (далее - Постановление) и другими нормативно-правовыми актами.

Слияние юридических лиц (как и другие виды их реорганизаций) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованных юридических лиц в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.  

После составления, передаточный акт подлежит утверждению учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представлению вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в нём положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Кроме того, согласно требований пунктов 10 и 11, утверждённого Постановлением Положения об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства (далее - Положение) для государственной регистрации субъектов предпринимательства в качестве юридического лица в регистрирующий орган заявителем (учредителем или уполномоченным учредителями лицом) в явочном порядке, посредством почтовой связи или через сеть Интернет представляется заявление-уведомление по форме согласно приложению N 1 к Положению. К заявлению-уведомлению о государственной регистрации прилагаются:

- в двух экземплярах оригиналы учредительных документов на государственном языке (учредительным документом, представляемым в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица, является устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор, при этом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью - учредительный договор и устав, а для семейных предприятий, полных и коммандитных товариществ - только учредительный договор, для акционерных обществ, частных предприятий, фермерских хозяйств и дехканских хозяйств с образованием юридического лица - только устав). Для предприятий с иностранными инвестициями и иных предприятий с участием иностранного капитала требуется нотариальное заверение учредительных документов;

- банковский платежный документ об уплате установленного размера государственной пошлины (за исключением дехканских хозяйств, а также акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий);

- уникальный логин и пароль, подтверждающие резервирование доступного фирменного наименования в централизованной базе данных фирменных наименований;

- эскизы печати и штампа в двух экземплярах.

Дополнительно к этим документам, для государственной регистрации субъектов предпринимательства, создаваемых путем реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования юридических лиц представляются:

- подтверждение письменного уведомления всех известных реорганизуемым юридическим лицам кредиторов и публикации в средствах массовой информации сообщения о реорганизации;

- передаточный акт (при слиянии и преобразовании) или разделительный баланс (при разделении и выделении), содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемых юридических лиц в отношении всех их кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;

- оригинал свидетельства о регистрации, печать и штамп реорганизуемого юридического лица (представляется при регистрации субъектов предпринимательства, создаваемых путем слияния, разделения и преобразования юридического лица);

- решение антимонопольного органа о даче предварительного согласия на создание объединений хозяйствующих субъектов, на слияние и присоединение хозяйствующих субъектов в случаях, установленных законодательством о конкуренции.

Также, следует указать, что в законодательстве, также содержится ряд ограничительных норм по вопросам слияния.

К примеру, реорганизация банков и предприятий, занимающихся страхованием осуществляется с разрешения Центрального банка и Министерства финансов, соответственно.

Таким образом, для осуществления слияния, следует:

1) Определить, не подпадают ли данные юридические лица под круг субъектов, реорганизация которых осуществляется с разрешения уполномоченных государственных органов. Если  подпадают, то соответственно, сперва следует решить данный вопрос;

2) Принять соответствующие решения учредителей (участников) либо органа юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами о слиянии;

3) Составить, в соответствии с вышеуказанными требованиями передаточные акты по каждому из слияемых субъектов и утвердить их учредителями (участниками) юридических лиц или органами, принявшими решение о реорганизации юридических лиц;

4) Обратиться в антимонопольный орган (Госкомконкуренции) по поводу предоставления соответствующего решения о даче согласия на слияние либо ответа о ненадобности такого решения;

5) Представить учредительные документы, передаточные акты и иные вышеприведённые документы и предметы в соотвествующий государственный орган для государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Показать ответ

Ҳа, шарт.

Фуқаролик кодексининг 565-моддаси ҳамда Вазирлар Маҳкамасининг «Автомототранспорт воситаларини сотиб олиш, улардан фойдаланиш ва уларни бошқа шахсга беришни тартибга солишга доир қўшимча чора-тадбирлар тўғрисида»ги 07.03.2006 йилдаги 38-сонли Қарорининг 2-банди талабларига мувофиқ, транспорт воситасини ижарага бериш шартномаси, унинг муддатидан қатъи назар, ёзма шаклда тузилиши, нотариал тартибда тасдиқланиши ва Ички ишлар вазирлигининг ДЙҲХХ органларида ҳисобга қўйилиши шарт.

Показать ответ

«Дори воситалари ва фармацевтика фаолияти тўғрисида»ги Қонуннинг 21-моддасига мувофиқ дорихона дори воситаларини ва тиббий буюмларни чакана реализация қилишни, шунингдек уларни тайёрлашни амалга ошириш учун тегишли лицензияга эга бўлган юридик шахс шаклида ёки юридик шахснинг таркибий бўлинмаси шаклида ташкил этилиши мумкин. Дорихоналарнинг филиаллари, даволаш-профилактика муассасаларининг дорихоналари ҳам дорихоналар жумласига киради.

Дорихона мудири олий фармацевтик маълумотга, дорихона филиалининг мудири эса фармацевтик маълумотга эга бўлиши керак.

Вазирлар Маҳкамасининг 13.05.2010 йилдаги 91-сон қарори билан тасдиқланган «Фармацевтика фаолиятини лицензиялаш тартиби тўғрисида»ги Низоми (матн давомида - Низом), номидан кўриниб турганидек, мазкур фаолият бўйича лицензия олитш тартибини белгилайди.

Унга кўра, лицензияланадиган фармацевтика фаолияти фаолиятнинг қуйидаги турларини ўз ичига олади:

1) дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмлари ишлаб чиқариш;

2) дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмлари тайёрлаш;

3) дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмлари яратиш бўйича илмий-тадқиқот ишлари;

4) дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмлари сифатини назорат қилиш;

5) дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмларини чакана сотиш;

6) дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмларини улгуржи сотиш;

7) доривор ўсимликлар, ҳайвонот ва минерал асосга эга бўлган хом ашёни етиштириш, йиғиш, тайёрлаш, қадоқлаш ва улгуржи сотиш.

Лицензия беш йил муддатгача берилади. Лицензия беш йилдан кам муддатга фақат лицензия талабгорининг аризасига биноан берилиши мумкин.

Лицензия олиш учун лицензия талабгори лицензияловчи орган (Соғлиқни сақлаш вазирлиги) га қуйидаги ҳужжатларни тақдим этади:

1) лицензия бериш тўғрисида ариза, унда қуйидагилар кўрсатилади:

юридик шахснинг номи ва ташкилий-ҳуқуқий шакли, унинг жойлашган жойи (почта манзили, муассасанинг, банкнинг номи ва банк муассасасидаги ҳисоб рақами);

юридик шахс амалга оширишни мўлжаллаётган фаолиятнинг лицензияланадиган тури (унинг бир қисми) ҳамда фаолиятнинг кўрсатиб ўтилган тури (унинг бир қисми) амалга ошириладиган муддат;

2) юридик шахснинг давлат рўйхатидан ўтказилганлиги тўғрисидаги гувоҳноманинг нусхаси;

3) лицензия бериш тўғрисидаги ариза кўриб чиқилганлиги учун йиғим тўланганлигини тасдиқловчи ҳужжат;

4) тегишли моддий-техника базаси, асбоб-ускуналар, бошқа техник воситалар ва ходимларнинг мавжудлиги тўғрисидаги маълумотлар.

Лицензия талабгоридан ортиқча ҳужжатларнинг тақдим этилишини талаб қилишга йўл қўйилмайди.

Ариза кўриб чиқилганлиги учун лицензия талабгоридан қонун ҳужжатларида белгиланган энг кам ойлик иш ҳақининг икки баравари миқдорида йиғим ундирилади.

Фармацевтика фаолиятини амалга оширишда лицензиат (лицензия эгаси) қуйидагиларга мажбур:

фармацевтика фаолияти тўғрисидаги қонун ҳужжатларига риоя этиш;

фаолиятни лицензияда кўрсатилган доирада, шунингдек лицензия битимига мувофиқ манзил (манзиллар) бўйича амалга ошириш;

лицензияланаётган фаолиятни амалга ошириш учун мўлжалланган, ўзига мулк ҳуқуқи билан ёки бошқа қонуний асосда тегишли бўлган ҳамда санитария қоидалари ва нормаларига мувофиқ биноларга эга бўлиш;

лицензияланадиган аниқ фаолият турини амалга ошириш учун шарт-шароитлар яратиш, шу жумладан, тегишли моддий-техник базадан, асбоб-ускуналардан, бошқа техник воситалардан фойдаланиш;

дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмларини ишлаб чиқариш, тайёрлаш ва сотиш бўйича Соғлиқни сақлаш вазирлиги томонидан тасдиқланган норматив ҳужжатлар талабларига риоя қилиш;

экология ҳамда санитария-гигиена нормалари ва қоидаларига риоя этиш.

Дори-дармон воситаларини тайёрлашда лицензиат, шунингдек дори-дармон воситаларини анализ қилиш учун ваколатли назорат-таҳлил лабораторияси билан шартнома тузиши шарт.

Шунингдек, дорихоналар санитария қоидалари, нормалари ва гигиена нормативлари талабларига ҳам жавоб бериши керак.[1]

Юқоридаги қонун ҳужжатларининг айрим жойлари такомиллаштирилишга муҳтож.

Хусусан, Низомнинг 12-банди  1-қисмида лицензия олиш учун тўпланган ҳужжатлар лицензия талабгори томонидан лицензияловчи органга бевосита ёхуд уларнинг олинганлиги тўғрисидаги билдиришнома билан почта алоқаси воситаси орқали етказиб берилиши белгиланган.

Фикримизча, ушбу бандда мазкур ҳужжатларнинг электрон тарзда ҳам юборилиши мумкинлиги назарда тутувчи тегишли ўзгартириш киритилиши, ҳозирги замон талабларига мос бўлар эди.

 

 


[1] Қаранг: Бош давлат санитария врачи томонидан 31.05.2004 йилда тасдиқланган “Аптека ва сақлаш омборларини тузилиши, жиҳозланиши ва эксплуатация қилинишининг санитария қоидалари ва нормалари” (СанПин РУз N 0152-04) (ҳужжат рус тилида келтирилган); Бош давлат санитария врачи томонидан 2004 йил 11 августда тасдиқланган “Тайёр дори-дармонларни сотувчи аптекалар тузилишининг санитария қоидалари ва нормалари” (СанПин РУз N 0162-04) (ҳужжат рус тилида келтирилган).

 

  • 1
  • 2
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика