Ответов: 292
Ответы эксперта. Налоговый учет 2014 - 2018
Показать ответ

Ўзбекистон Республикаси Президентининг 04.12.2014 йилдаги ПҚ-2270-сон қарори билан Республика йўл жамғармасига йиғимлар ва ажратмалар ставкалари тасдиқланган (24-илова). Унга мувофиқ фойдаланиш муддати 3 йилгача бўлган автотранспорт воситалари харид қилинганлиги учун уларнинг эгалари томонидан Ички ишлар вазирлиги органларида рўйхатдан ўтказиш чоғида тўланадиган йиғим ҳар бир от кучи учун энг кам иш ҳақининг (матн давомида - ЭКИҲ) 10 фоизи миқдорида ҳисобланади.

Шу билан бирга, бундай ҳолларда Ўзбекистон Республикаси, Россия Федерацияси ва Украинада ишлаб чиқарилган, ихтисослаштирилган савдо тармоғида харид қилинадиган янги автотранспорт воситалари бўйича тўланадиган йиғим миқдори - харид қийматининг 3 фоизидан кам бўлмаслиги белгиланган.

“Рўйхатдан ўтказиш давлат рақами белгиларини ва қатъий ҳисобдаги бланкаларни беришда, автомототранспорт воситалари, уларнинг тиркамалари (ярим тиркамалари)ни рўйхатдан ўтказишда, қайта рўйхатдан ўтказишда, мажбурий техник кўрикдан ўтказишда, шунингдек имтиҳонларни олишда ундириладиган тўловлар ставкалари” Адлия вазирлиги томонидан 21.12.2011 йилда 2303-сон билан рўйхатга олинган Ички ишлар вазирининг 23.11.2011 йилдаги 174-сонли буйруғи тасдиқланган.

Унга кўра:

- автотранспорт воситаларига рўйхатдан ўтказиш давлат рақами белгилари учун – ЭКИҲ нинг 1,5 баравари миқдорида;

- автомототранспорт воситаларини ва уларнинг тиркамалари (ярим тиркамалари)ни рўйхатдан ўтказиш ва қайта рўйхатдан ўтказиш учун ЭКИҲ нинг 10 фоизи миқдорида;

- транспорт воситасини қайд этиш гувоҳномасини бериш учун ЭКИҲ нинг 20 фоизи миқдорида тўлов ундирилиши белгиланган.

Маълумот ўрнида 15.12.2014 йилдан ЭКИҲ – 118 400 сўм.

Шуни ҳам қайд этиш лозимки, ЙХХБ га юқоридаги масалалар бўйича мурожаат қилган транспорт воситалари эгалари, худди Ички ишлар тизимидаги бошқа тармоқ -кириш-чиқиш ва фуқароликни расмийлаштириш бўлинмаларидаги каби, уларнинг ҳузуридаги ташкилотлар (“стол услуг”) хизматидан фойдаланишга ва ортиқча чиқимдор бўлишга амалда мажбурлар.

Показать ответ

Сначала рассмотрим вопрос в части применения финансовой санкции органами государственной налоговой службы (далее - ГНС).

Согласно части 2, ст. 112  Налогового кодекса (далее - НК) финансовые санкции к налогоплательщикам применяются в судебном порядке, за исключением случаев начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также признания налогоплательщиком вины в совершенном налоговом правонарушении и добровольной уплаты штрафа.

В части 4, ст. 60 Хозяйственного процессуального кодекса (далее - ХПК) указывается обязательность приговора суда по уголовному делу для хозяйственного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и кем они совершены.

Поэтому, в данном вопросе единственным документом имеющем решающее значение будет являться приговор суда, а не письмо следователя, как в рассматриваемом случае.

Основополагающим принципом уголовно-процессуального закона, закрепленным в ст. 26 Конституции, является презумпция невиновности, в соответствии с которым лицо считается невиновным пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Однако, если уголовный суд все же признает, что сокрытие выручки осуществлялось путем сговора между водителями и должностными лицами предприятия, а не самими водителями, как это изложено в письме, то приговор суда будет обязательным основанием для применения финансовых санкций в отношении предприятия.

Пункт 20 Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 18.06.2010 за N 210 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан» указывает, что уполномоченный орган освобождается от обязанности доказывания факта ненарушения порядка и правил проведения проверки и совершения налогового правонарушения налогоплательщиком.

А что касается вопроса о правомочности доначисления суммы налога, то в законодательстве конкретно не указываются основания, по которым они могут производиться.

Так, частью первой ст. 38 НК органам ГНС предоставлено право начисления или пересмотра начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в течение пяти лет после окончания налогового периода. При этом основания для доначислений не приводятся.

Следовательно, доначисления могут производиться, как по результатам налоговых проверок, так и на иных основаниях.

Согласно ст. 104 НК, если в результате перерасчета образуется задолженность, то юридическое лицо обязано ее погасить в течении 30 дней, после получения копии соответствующего решения. Иначе, данная сумма взыскивается органами ГНС с применением мер принудительного характера.

Вместе с тем, ст.ст. 122-124 НК предусматривают право и порядок обжалования решений органов ГНС, действий или бездействий их должностных лиц в вышестоящую инстанцию или в суд. Подача жалобы в вышестоящий орган ГНС не исключает права на подачу аналогичной жалобы в суд.

Данное действие приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действия, в том числе взыскание доначисленных налогов и других обязательных платежей, а также применение финансовых санкций, до принятия решения по жалобе вышестоящим органом государственной налоговой службы или до вступления в законную силу решения суда соответственно.

Таким образом, в случае несогласия с действиями органов ГНС и следствия рекомендуется грамотное построение линии защиты в судах, как в уголовном, так и в хозяйственном.

Показать ответ

Подобные требования организаций поставщиков услуг детально не урегулированы законодателем, что позволяет говорить о сомнительности их с точки зрения законности.

К примеру, в пункте 45 Правил пользования электрической энергией, утвержденных Постановлением правительства от 22.08.2009 г. за №245 указывается, что расчетные приборы учета, а также другие средства учета электрической энергии и мощности, предназначенные для расчетов потребителей с предприятием территориальных электрических сетей, приобретаются, проходят госповерку, регистрируются, пломбируются и устанавливаются за счет средств предприятия территориальных электрических сетей.

И только в случае нарушения учета (выхода из строя, а также вторичной коммутации, повреждения расчетных приборов учета и их пропажи) по вине потребителя, то замена, ремонт, госповерка, а также их установка производятся за счет потребителя.

При этом все вышеуказанные действия должны осуществляться предприятием территориальных электрических сетей.

Точно также, согласно Положению о порядке приобретения, установки и эксплуатации приборов учета газа в квартирах и индивидуальных жилых домах (утверждено Постановлением Кабинета Министров от 28.03.2002 года за № 99), которые предусматривают, что данные приборы приобретаются АК «Узтрансгаз» и устанавливаются в квартирах и индивидуальных жилых домах населения с последующей оплатой Потребителем их стоимости в течение гарантийного срока, но не более 5 лет со дня установки прибора учета газа.

Причем, межрегиональные предприятия компании обеспечивают своевременную замену вышедших из строя не по вине потребителя и не выдержавших гарантийного срока эксплуатации приборов за счет Поставщика. Однако, документ не поясняет за счет какого, поставщика газа или же поставщика прибора учета.

Также, в Правилах оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах и Правилах оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям (утверждены Постановлением Кабинета Министров от 15.07.2014 года за № 194) не указывается, что в случае смены владельца квартиры требуется замена приборов учета.

Замена прибора учета осуществляется только при установлении его непригодности по результатам поверки и невозможности его ремонта, либо по желанию потребителя.

Таким образом, практика организаций-поставщиков по принуждению к замене приборов учета при смене владельца жилья, является злоупотреблением ими своим доминирующим положением.

Показать ответ

Если бы законодательство содержало какой-нибудь нормативный документ об осуществлении удержаний с заработной платы в пользу организаций – поставщиков товаров и коммунальных услуг, предоставляемых через сети инженерных коммуникаций (далее - поставщики), то принуждение к подаче заявление о якобы добровольном желании оплаты этих услуг, путем осуществления ежемесячных удержаний из заработной платы (далее - удержания) не имело бы смысла.

Отношения между поставщиками и потребителями регулируются на основе двусторонних договоров, заключаемых в соответствии с законодательством, согласно которым у поставщика имеется обязательство по предоставлению соответствующего товара, а у потребителя соответственно обязательство по осуществлению оплаты за данный товар. Как правило, расчеты производятся на основании показателей приборов учета.

Эти взаимоотношения не имеют никакого отношения к трудовым отношениям между работником и работодателем.

Удержания могут осуществляться в принудительном порядке только, если в случае не исполнения потребителем своего обязательства по оплате будет принято соответствующее судебное решение о взыскании задолженности.

Так, в соответствии со ст. 64 Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» (далее - Закон), взыскание на заработную плату должника или на приравненные к ней иные платежи обращается в только случае:

исполнения решений о взыскании периодических платежей (как правило, алиментов);

взыскания суммы, не превышающей двукратного минимального размера заработной платы, в том числе по исполнительным документам, объединенным в сводное исполнительное производство;

отсутствия у должника имущества или недостаточности его имущества для полного погашения взыскиваемых сумм.

Работодатель, со дня получения исполнительного документа от взыскателя либо судебного исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника - физического лица в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе и в трехдневный срок переводить удержанные денежные средства взыскателю.

При этом, из выплачиваемой должнику заработной платы и приравненных к ней платежей может быть удержано не более пятидесяти процентов до полного погашения долга (ст. 66 Закона).

Для информации, в соответствии со ст. 69 Закона, взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые:

- в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

- лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

- в связи с рождением ребенка;

- по алиментным обязательствам;

- за работу в неблагоприятных и особых условиях труда, а также лицам, подвергшимся воздействию радиации и в иных установленных законодательством случаях;

- по беременности и родам;

- в виде пособия на погребение;

- по уходу за ребенком в период частично оплачиваемого отпуска;

- предприятием, учреждением или организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

- в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

- в качестве выходного пособия при прекращении трудовых отношений.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что осуществление удержаний без волеизъявления самого работника, а равно как и сам факт принуждения его к данному действию, незаконны и могут быть обжаловано в региональном органе Министерства труда и социальной защиты населения, прокуратуре или в суде.

За превышение своих должностных полномочий или злоупотребление ими, виновные должностные лица в подобных случаях могут привлекаться, в зависимости от размера причиненного ущерба и характера нанесенного вреда правам или охраняемым законом интересам граждан, к административной (ст. 49 Кодекса об административной ответственности (КоАО)) или уголовной ответственности (ст.ст. 205, 206 Уголовного кодекса (УК)).

В данных статьях предусмотрены довольно суровые меры наказания. В частности, в санкциях вышеуказанных статьей УК предусмотрен широкий спектр наказаний от штрафов и исправительных работ до лишения свободы сроком до пяти лет.

24.12.2015 [ID: 5019] Все клиенты - бюджетные организации просят открыть специальный бюджетный счет, на который они могут заплатить за технику по заключенным договорам. На другие счета (даже на целевые средства предприятий оптовой торговли) перечисление денег казначейство не производит. У нас нет задолженности по платежам в бюджет и эти средства будут заморожены как авансовые платежи в бюджет. У нас возникает вопрос: как нам рассчитываться с нашими поставщиками, платить заработную плату, покупать канцелярские товары, расходные материалы, запасные части?
Показать ответ

Так, как протокольные решения правительства или его комиссий не являются нормативно-правовыми актами, а имеют, как правило, статус документа для служебного пользования, то возможности ознакомления с их содержанием не имеется.

В то же время, документы, не имеющие нормативно-правового характера не могут служить основанием возникновения прав и обязательств, для неопределенного круга субъектов. Они могут быть обязательны либо в отношении нижестоящих или ведомственных организаций соответствующих органов власти, либо иметь строго индивидуальный характер, т.е. распространяться на конкретно указанных субъектов.

Статья 53 Конституции Республики Узбекистан гарантирует свободу экономической деятельности и предпринимательства, а ст. 54 указывает, что собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Соответственно, открытие отдельных банковских счетов и распоряжение принадлежащей им собственностью, в т.ч. и денежными средствами, должно осуществляться  по усмотрению собственника.

Если в указанных в договоре условиях оплаты не предусмотрено зачисление денежных средств на отдельные счета, то данное требование со стороны заказчика, возникшее после заключения договора, решается сторонами на добровольной основе.

При этом, отказ поставщика от исполнения данного требования, не влечет для него никаких неблагоприятных правовых последствий и в таком случае, он вправе либо расторгнуть договор со всеми вытекающими последствиями, либо требовать исполнения договорных обязательств другой стороной на условиях предусмотренных в договоре.

Вместе с тем, следует иметь ввиду, что в случае судебного разбирательства, в рассматриваемом случае велика вероятность признания судом данного обстоятельства (невозможности осуществления расчетов на договорных условиях) форс-мажором, который исключает ответственность должника по возмещению убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (ст.ст. 324, 333 Гражданского кодекса).  

Показать ответ

Национальным законодательством не предусматривается законодательное утверждение расценок на осуществление поверок приборов учета поставляемых коммунальных товаров или услуг.

Тарифы по оказанию услуг по поверке данных устанавливаются Агентством «Узстандарт» (далее - Агентство). Ввиду монопольного статуса этого ведомства в данной сфере, тарифы подлежат предварительному согласованию с соответствующими ведомствами (напр. Госкомконкуренции и др.).

Непосредственно с тарифами можно ознакомиться в Агентстве или его территориальных подразделениях.

Показать ответ

Мулкдор - ягона жисмоний шахс томонидан тузилган ва бошқариладиган тижоратчи ташкилот хусусий корхона деб эътироф этилади. Хусусий корхона тадбиркорлик субъектларининг ташкилий-ҳуқуқий шаклидир.[1]

Қонуннинг ушбу талаби асосида тузилган хусусий корхона давлат рўйхатидан ўтказилган пайтдан бошлаб юридик шахс мақомига эга бўлади[2] ва демак-ки ушбу ташкилий-ҳуқуқий шаклдаги тижоратчи ташкилотлар учун белгиланган барча ҳуқуқ ва мажбуриятларга, шу жумладан солиқ имтиёзлардан фойдаланипш ҳуқуқига ҳам эга бўлади.

 

Саволингизнинг иккинчи қисмига жавоб аллақачон бизнинг Маълумот хизматимизда сақланади. Сиз улар билан қуйидаги ҳаволалар бўйича танишишингиз мумкин:


http://vopros.norma.uz/question/5299 ва http://vopros.norma.uz/question/2526.

 


[1] «Хусусий корхона тўғрисида»ги Қонуннинг 3-моддасига қаранг

[2] «Хусусий корхона тўғрисида»ги Қонуннинг 11-моддасига қаранг

 

Показать ответ

К сожалению, автор письма не уточняет на каком основании изначально были получены продукты, на основании договора займа, дарения (как правило, применяемые в подобных ситуациях) или по другому виду договора.

Но судя по содержанию письма, в данном случае продукты были переданы учредителем по договору займа, по которому одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу единовременно или в рассрочку такую же сумму денег или равное взятому взаймы количество вещей того же рода и качества (сумму займа)[1].

Таким образом, в подобном случае предприятие должно возвратить учредителю то же количество продуктов, которое было получено, если в договоре не было обусловлено выплата процентов[2].

В случае, если передача продуктов была осуществлена по договору дарения, то соответственно никаких обязательств по их возврату у предприятия не имеется.

 

 


[1] См. ст.732 Гражданского кодекса

[2] См. ст.734 Гражданского кодекса

 

Показать ответ

В соответствии со статьями 272, 273 Налогового кодекса налог на имущество физических лиц платят физические лица, включая и иностранных граждан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан, а также дехканские хозяйства, владеющие жилыми домами, квартирами, дачами, гаражами и другими строениями, помещениями, сооружениями находящимися на территории Узбекистана.

Бремя оплаты налога на имущество может быть возложено на того, кто в настоящее время этим имуществом пользуется, только в случае, если по каким-то причинам не известно местонахождение владельца имущества. Право пользования имуществом в иных случаях не является основанием для обложения налогом на имущество не собственника имущества.

Так как, в неприватизированной квартире право собственности или владения у жильца отсутствует, то соответственно переложение обязанности по оплате налога на имущество на жильца неприватизированной квартиры, не являющегося его собственником является необоснованным.

Кроме того, следует отметить что, согласно статье 38 Налогового кодекса, орган государственной налоговой службы может начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в течение пяти лет после окончания налогового периода.

В соотвествии со статьей 159 Гражданского кодекса, восстановление пропущенного срока исковой давности и защита нарушенного права осуществляется только судом и только в случае, если он признает уважительными причины такого пропуска. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев, в течение срока давности.

Таким образом, полагаем, что самовольное выставление органом государственной налоговой службы счёта на налог на имущество за восьмилетний период, без соответствующего решения суда, является неправомерным.

Показать ответ

В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке кадастрового деления территории Республики Узбекистан и формирования кадастровых номеров земельных участков, зданий и сооружений (утверждено правительственным Постановлением от 31.12.2001 г. N 492), система идентификации земельных участков, зданий и сооружений строится на едином принципе, в основу которого положен кадастровый номер земельного участка.

Кадастровый номер - индивидуальный, не повторяющийся номер земельного участка, здания, сооружения, который присваивается при его формировании и сохраняется, пока он существует как единый объект зарегистрированного права.

В рассматриваемом случае, владелец оформил разделение единого объекта – дома на два отдельных объекта, получившие собственные кадастровые номера.

Соответственно и продажи этих объектов, осуществлённые по отдельным договорам купли-продажи, заключенным в разное время не могут быть признаны как продажа единого объекта.

Согласно пункта 11 статьи 179 Налогового кодекса (далее - НК), при условии совершения сделок более одного раза в течение последовательного двенадцатимесячного периода, доходы от продажи жилых помещений принадлежащего физическим лицам на праве частной собственности подлежат налогообложению.

Применяемая при этом ставка налога будет составлять 7, 5 процентов.

Для сведения, в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК, при отсутствии документов, подтверждающих стоимость приобретения недвижимого имущества доходом признается разница между инвентаризационной стоимостью и ценой реализации.

Показать ответ

Турар жой объекти олди-сотди битимини амалга ошириш учун авваломбор сотувчи ва харидор ўртасида нотариал тарзда расмийлаштириладиган (Уй-жой кодекси 14-м.), ёзма шаклдаги олди-сотди шартномаси тузилиши лозим (ФК 480-м.) ва унинг асосида вужудга келган мулк ҳуқуқи давлат рўйхатидан ўтказилиши керак (ФК 111-м.).

Яъни, оддий қилиб айтганда нотариал идорада шартнома тузилганидан кейин бир ойлик муддатдан кечиктирмасдан, кадастр ишини илова қилган ҳолда мулк ҳуқуқини давлат рўйхатидан ўтказиш тўғрисидаги ариза билан ер тузиш ва кўчмас мулк кадастри корхонасининг «ягона дарча» бўлимига мурожаат қилиш лозим (07.01.2014 й. 1-сонли ВМҚ 1-сонли ил. 8-б.). Ариза ҳамда кадастр ишини, шунингдек, электрон документ шаклида телекоммуникация каналлари орқали жўнатиш ҳам мумкин (07.01.2014 й. 1-сонли ВМҚ 1-сонли ил. 2-бўл.).

Давлат рўйхатидан ўтказиш учун керак бўладиган бошқа ҳужжатлар, рўйхатдан ўтказувчи корхона томонидан мустақил равишда, ариза берувчини жалб этмаган ҳолда йиғилади (07.01.2014 й. 1-сонли ВМҚ 1-сонли ил. 8-1-б.)

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика