Ответов: 292
Ответы эксперта. Гражданско-правовые отношения
Показать ответ

Прежде всего, необходимо отметить, что в отличие уголовного, судопроизводство по гражданским делам базируется в большей мере на принципе состязательности.

В начале, для информации приведу некоторые нормы Гражданско-процессуального кодекса (далее - ГПК).

Более того, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд управомочен определять, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставить их на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд может предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, когда представление дополнительных доказательств для сторон и других лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает им содействие в собирании доказательств (ст. 57 ГПК).

Лица, имеющие основания полагать, что представление необходимых для них доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным, могут просить судью как до, так и после подачи заявления обеспечить эти доказательства (ст. 61 ГПК).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и беспристрастном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом (ст. 67 ГПК).

А теперь, насчет вопросов о правомерности действий Вашей соседки по составлению акта без Вашего участия, а также недопущению Вас в свою квартиру для осмотра последствий потопа.

Следует отметить, что данные действия не регламентированы никакими документами и потому, согласно вышеприведенным нормам, будут оцениваться по усмотрения суда.

Как усматривается из вопроса, Вы тоже имеете достаточно аргументов доказывающих Вашу правоту. Вам просто необходимо их в надлежащей форме предоставить суду – составьте акт о том, что за Вас счет был устранен источник затопления, попросите свидетелей прийти и дать показания на суде.

Также, у Вас имеется возможность подачи иска в отношении ТЧСЖ, о взыскании затрат по ремонту канализационного «стояка», хотя по закону это является обязанностью последнего.

Показать ответ

Согласно нормам Жилищного кодекса (далее - ЖК) и соответствующих актов законодательства, установлена обязательность компенсации ущерба в случае сноса жилых домов, в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд владельцам домов, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим 
в этих домах. При этом, ЖК предусматривает различные способы компенсаций, выбор одного из которых предоставляется на усмотрение сторон (ст. 27, 28, 30, 31 ЖК).

Прописка в сносимом доме является единственным условием при определении права на получение компенсации. Никакого условия о «физическом проживании» законодательством не предусмотрено.

В подтверждение вышесказанного приведем пункт 16 Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд (утвержден постановлением КМ от 29.05.2006 г. № 97): «Для получения жилого помещения собственник дома после получения уведомления о предстоящем сносе в месячный срок должен подать согласованное с членами семьи и другими совместно проживающими (прописанными) лицами заявление в хокимияты соответствующих районов (городов) о выделении ему жилого помещения взамен сносимого жилья с указанием состава семьи, количества постоянно проживающих лиц, а также имеющихся у них льгот на получение дополнительной жилой площади сверх социальной нормы площади жилья».

Кроме того, махаллинский сход граждан не входит в систему государственных органов, то есть не является государственной организацией и решение рассматриваемого вопроса не входит в его компетенцию (ст.ст.11-14 Закона «Об органах самоуправления граждан»).

Уполномоченным органом по данному вопросу является хокимият.

Соответственно собственнику жилого дома, где Вы прописаны нужно в вышеуказанном порядке, осуществить процедуру подачи заявления в данный орган.

В случае неудовлетворительного решения у Вас, также имеется право на обращение в суд.

Показать ответ

“Жисмоний ва юридик шахсларнинг мурожаатлари тўғрисида”ги Қонуннинг (матн давомида - Қонун) 4, 5-моддаларига мувофиқ жисмоний ва юридик шахслар мурожаатларининг ёзма, электрон ва оғзаки шакллари ҳамда ариза, таклиф ва шикоят тарзидаги турлари мавжуд. Мурожаатларнинг тури ва шаклидан қатъи назар, улар бир хил аҳамиятга эга ва 23-моддага кўра, уларга ёзма ёхуд электрон тарзда жавоб берилиши шарт.

Ушбу талаблар Вазирлар Маҳкамасининг “Ўзбекистон Республикаси давлат ҳокимияти ва бошқарув органларида иш юритиш ва ижро назоратини ташкил этиш бўйича норматив ҳужжатларни тасдиқлаш ҳақида”ги 29.03.1999 йилдаги 140-сонли ҳамда “Давлат органлари ва давлат муассасаларида жисмоний ва юридик шахсларнинг мурожаатлари билан ишлаш тартиби тўғрисидаги намунавий низомни тасдиқлаш ҳақида»ги  31.03.2015 йилдаги 73-сонли қарорларида ҳам ўз аксини топган.

Кўриниб турибди-ки, ҳар қандай мурожаатга жавоб берилиши лозим.

Шу ўринда хат муаллифининг эътиборини жавоб хатларни юборилишини замонавий, ўта қулай ҳамда ниҳоятда тежамкор шакли - электрон усулда амалга ошириш учун қонунда имконият яратиб берилганлигига қаратиб, ундан тўлақонли фойдаланишга маслаҳат берган бўлар эдик.

Показать ответ

Согласно пункту 20 Положения об индивидуальном жилищном строительстве, утвержденного правительственным Постановлением от 30.12.2006 № 272 (далее - Положение), строительство жилого дома может быть осуществлено по типовому или индивидуально разработанному проекту, при этом индивидуально разработанный проект подлежит согласованию с районным (городским) архитектором.

Пункт 24 указанного документа гласит, что строительство жилых домов, подсобно-хозяйственных строений и дворовых сооружений должно осуществляться при соблюдении градостроительных норм и правил.

Надзор за этим осуществляют органы архитектуры и строительства района (города) (абзац 3, пункта 27).

Из письма усматривается, что данные формальности были соблюдены.

В этом случае, при условии того, что работы ведутся в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства, то претензии соседки необоснованны.

Также, автор письма указывает, что соседка своими действиями, а именно обращением в милицию и выражением недовольства препятствует стротельным работам.

Согласно ст. 3 Закона «Об обращениях физических и юридических лиц», каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы. Однако, там же оговоривается, что осуществление этого права не должно нарушать права, свободы и законные интересы других физических и юридических лиц, а также интересы общества и государства.

Аналогично, ст. 29 Конституции Узбекистана указывает, что каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений.

При этом, закон предусматривает ответственность за необоснованные обвинения, оскорбления, клевету и иные действия нарушающие права, свободы и законные интересы других физических и юридических лиц, а также интересы общества и государства (к примеру ст.ст. 139, 140 Уголовного кодекса и ст.ст. 40, 41 Кодекса об административной ответственности).

В рассматриваемом случае, в заявлении соседки о том, что «все подкуплено и незаконно», усматриваются признаки клеветы, являющейся, как указано выше, наказуемым деянием. Для привлечения лица к ответственности по данному факту необходимо обратиться в органы внутренних дел.

Вместе с тем, целесообразно указать и иной правовой механизм разрешения данной ситуации.

Согласно ст. 18 Закона «Об органах самоуправления граждан» в сходах граждан наряду с другими, действуют и примирительные комиссии.

Представляется предпочтительным, не допуская дальнейшей эскалации конфликта воспользоваться посредничеством этой комиссии и добиться мирного разрешения данного вопроса.

Показать ответ

Законодательство не регулирует данный вопрос в императивной форме.

Пункт 25, прилагаемого к утвержденным приказом Госкомархитектстроя от 21.10.1996 за №95 строительным нормам и правилам 2.07.03-97 «Ограждения территорий предприятий, зданий и сооружений» рекомендательной «Таблицы подбора ограждения» указывает, что высота ограждений между жилыми домами и вид ограждения определяется по согласованию с местными органами по архитектуре и градостроительству.

Вместе с тем, в примечаниях к пункту 26 градостроительных норм и правил ШНК 2.07.01-03 «Градостроительство планирование развития и застройки территорий городских и сельских населенных пунктов», утвержденных приказом Госкомархитектстроя от 23.12.2009 за N 128 указывается, что при застройке районов индивидуального строительства необходимо соблюдение следующих требований:

1. Согласование любых построек с владельцами соседних участков.

2. Обеспечение зрительной изоляции жилого дома и хозяйственных построек от соседних участков.

3. Осуществление ввода сетей инженерных коммуникаций по собственной территории.

4. Обеспечение сохранности и соблюдение пешеходно-транспортных и инженерных коммуникаций, а также зеленых насаждений общего пользования.

5. Обеспечение норм инсоляции соседнего жилого дома.

Согласно этому документу норма инсоляции (облучения земной поверхности солнечной радиацией) при размещении и ориентации зданий должна быть достаточной, что бы обеспечивать непрерывную продолжительность инсоляции жилых помещений в течение 2,5 часов в день в период с 22 марта по 22 сентября. В условиях реконструкции допускается сокращение продолжительности инсоляции помещений на 0,5 часа.

В пункте 20 «Положения об индивидуальном жилищном строительстве», утвержденного Постановлением правительства от 30.12.2006 за № 272 указывается, что строительство жилого дома может быть осуществлено по типовому или индивидуально разработанному проекту, при этом индивидуально разработанный проект подлежит согласованию с районным (городским) архитектором.

Пункт 24 указанного документа гласит, что строительство жилых домов, подсобно-хозяйственных строений и дворовых сооружений должно осуществляться при соблюдении градостроительных норм и правил.

Таким образом, автору письма необходимо осуществлять строительство ограждения с соблюдением вышеуказанных требований, по согласованию с местным архитектором и с владельцами соседних участков.

Показать ответ

Правовыми основами регулирования данного вопроса являются нормы § 3 (аренда транспортных средств) главы 34 Гражданского кодекса (далее - ГК). Закон подразделяет договора аренды на два вида – на аренду с экипажем и без него (ст. 564 ГК).

В первом случае, арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

При заключении же договора аренды транспортного средства без экипажа, арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Согласно требованиям ст. 565 ГК, а также пункта 2 Постановления правительства от 07.03.2006 за N 38 «О дополнительных мерах по упорядочению приобретения, пользования и отчуждения автомототранспортных средств» (далее - Постановление), договор аренды транспортного средства заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению с последующей постановкой на учет в органах ГСБДД (далее – гос. регистрация).

Также следует отметить, что хотя закон (ст. 558 ГК) и предусматривает возможность такого альтернативного способа предоставления собственником в наем движимого имущества, как прокат, но на деле практика заключения таких договоров отсутствует, в том числе и из-за отсутсвия соотвествующих правовых механизмов детально регламентирующих данный вид правоотношений.

К примеру, вышеуказанное Постановление регулируя отношения по таким видам сделок с транспортными средствами, как договора отчуждения (купля-продажа, мена, дарение, рента), аренды, безвозмездного пользования, залога, лизинга автомототранспортных средств, регламентируя обязательность их нотариального оформления и государственной регистрации, оставляет, при этом, без внимания вопросы проката транспортных средств.

Казалось бы, этот правовой пробел выгоден для субъектов гражданских отношений и позволяет им при закдючении договора о прокате транспортного средства избежать волокитной и затратной процедуры по нотариальному оформлению и госрегистрации.

Но на практике это привело бы к тому, что органы ГСБДД будут всячески препятствовать эксплуатации транспортных средств, сданных в прокат.

Исходя из вышеизложенного, при сдаче в наем движимого имущества рекомендуется заключать договоры аренды транспортного средства в соответствии с вышеуказанными требованиями ГК и Положения.

В свою очередь, считаем целесообразным законодателю обратить внимание на данный вопрос и принять меры к возможности применения норм ГК по прокату транспортных средств на практике.

Показать ответ

В статьях 386, 497, 504 и 565 Гражданского кодекса (далее - ГК) соответственно установлен порядок обязательности нотариального оформления договоров по купле-продаже, мене, дарению и аренды автомототранспортных средств, подлежащих в установленном законодательством порядке государственной регистрации.

Но однозначное утверждение, что несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее недействительность, будет неверным.

Так, хотя в части первой ст. 112 ГК и предусматривается ничтожность и недействительность сделок совершенных без соблюдения их нотариальной формы, однако во второй части данной статьи указывается, что если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от нотариального оформления сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной.

В этом случае последующее нотариальное оформление сделки не требуется.

В рассматриваемой ситуации сторонами хоть и не была соблюдена нотариальная форма сделки, но она была частично исполнена – продавец предоставил покупателю автомобиль, а покупатель в свою очередь, определенное время пользовался им и при этом оплатил большую часть его стоимости.

Если данный спор будет рассматриваться в суде, то весьма вероятно, что в ответ на исковое требование покупателя о признании сделки недействительной, продавцом будет заявлено встречное требование об обратном.

В подобной ситуации трудно предугадать, которое из заявленных сторонами требований будет удовлетворено судом.

В связи с вышеизложенным, считаем, что в рассматриваемой ситуации сторонам следовало бы предпринять действия по урегулированию возникшей ситуации путем переговоров, не доводя дело до суда.

Также считаю необходимым указать, что в соответствии со ст. 312 ГК в случае, если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Более того, согласно данной статьи, не покрываемая задатком часть ущерба, причиненного неисполнением обязательства подлежит возмещению стороной, ответственной за  неисполнение договора.

Показать ответ

В данной ситуации «покупатель» в целях защиты своих прав может предпринять следующие действия:

1. На основании части второй ст. 112 ГК, обратиться в суд с иском о признании действительной сделки купли-продажи автомобиля. Иск необходимо аргументировать фактами частичного исполнения договора, т.е. оплаты части суммы стоимости автомобиля и уклонения продавца от нотариального оформления сделки. Весьма полезно, при этом подтверждение этих доводов соответствующими доказательствами – расписками продавца о получении задатка и части от основной суммы и др.;

2. А также, обратиться в органы внутренних дел с заявлением о незаконных действиях «продавца» и «посредника», потому как, в зависимости от обстоятельств дела, в их действиях могут присутствовать признаки мошенничества, т.е. завладения чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием.

Показать ответ

Своими действиями инспектор ГСБДД путем злоупотребления своими должностными полномочиями, нарушил права автора письма и требования пункта 6 «Инструкции о порядке рассмотрения административных дел о нарушении правил дорожного движения», утвержденной приказом министра внутреннних дел от 31.05.2011 за №68 (далее - Инструкция), который к слову не терял своей силы, как это было заявлено инспектором.

Согласно пункту 17 Инструкции, водительское удостоверение подлежит изъятию только в том случае, если за совершенное правонарушение в соответствии с Кодексом об административной ответственности (далее - КоАО) может быть применено административное взыскание в виде лишения права управления транспортным средством.

В остальных случаях, изъятие водительского удостоверения и талона не допускается и после оформления правонарушения (составления протокола) они подлежат возврату правонарушителю.

Но, к сожалению, очень часто данные требования законодательства сотрудниками ГСБДД не соблюдаются, что приводит к обоснованным недовольству и критике в отношении их действий.

В ст. 37 КоАО указывается, что лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания и не совершившее нового административного правонарушения, считается не подвергавшимся административному взысканию.

Согласно же ст. 128-3 КоАО, лишение права управления транспортным средством при превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения предусмотрено только при условии их повторности в течении года. При этом установлена различная кратность повтора, допускающего возможность назначения данного наказания, в зависимости от величины превышенной скорости.

Как усматривается из письма, в данном случае нарушение не является повторным и следовательно, изъятие водительских прав в рассматриваемой ситуации было произведено в нарушении вышеприведенных норм.   

Для обжалования действий инспектора автор письма может обратиться в вышестоящий орган, в органы прокуратуры, Омбудсману, к иным организациям осуществляющим деятельность по защите прав человека или же в гражданский суд.

Показать ответ

В соответствии со ст. 474 Гражданского кодекса (далее - ГК) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии.

Согласно части 2, ст. 478 ГК, данное правило применяется и к отношениям по снабжению через присоединенную сеть газом, если иное не установлено законодательством, договором или не вытекает из существа обязательства.

В ст. 25 Закона «Об электроэнергетике» (далее - Закон) указывается, что электроснабжающие предприятия, помимо прочего, обязаны вести учет платежей за фактически использованную потребителями электрическую энергию.

Пункт 5 Правил пользования электрической энергией (утверждены Постановлением Правительства от 22.08.2009 г. N 245, далее - Правила) обязывает потребителя оплачивать за потребленную электрическую энергию и мощность по новому тарифу со дня его вступления в силу. При этом, в случае изменения тарифа потребитель освобождается от внесения дополнительных платежей за оплаченный авансом объем электрической энергии и мощность на срок, не более последующих 12 месяцев со дня оплаты.

Правилами пользования газом в отраслях экономики (утверждены Постановлением Правительства от 24.06.2014 г. N169, далее - Правилами пользования газом) данный вопрос регламентирован, аналогично порядку предоставления электроэнергии (п.62 Правил).

Потребители электроэнергии имеют право на обращение в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, должностному лицу за разрешением споров, возникающих при заключении и исполнении договоров электроснабжения (ст. 26 Закона).

Аналогично, можно поступить и при спорных ситуациях с газоснабжающей организацией.

Показать ответ

В соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса доверенность может быть выдана на срок не более 3 лет. Если срок в ней не указан, доверенность сохраняет силу в течение 1 года со дня ее выдачи. Поэтому в доверенности обязательно должна быть указана дата выдачи, без которой она считается недействительной.

Согласно содержанию пункта 2 Положения о порядке оформления сделок с автомототранспортными средствами (утверждено Постановлением КМ от 7.03.2006 г. N 38) юридические лица вправе без каких-либо дополнительных процедур самостоятельно выдавать своим работникам доверенности на пользование автомототранспортными средствами.

При намерении юридического лица предоставить доверенность на пользование автотранспортом лицам, не являющимся их работниками, необходимо удостоверить ее у нотариуса и поставить на учет в органах ГСБДД.

Показать ответ

Хат муаллифи қандай қонунбузарлик содир этганлигини баён қилмаган бўлсада, назаримизда, ушбу ҳолатда Жиноят-процессуал кодексининг (матн давомида - ЖПК) 62-бобида назарда тутилган тартибда, ярашув тўғрисидаги иш бўйича иш юритилаётган бўлса керак.

Ярашув институти жиноий жавобгарликдан озод қилиш тури сифатида шахснинг айбдорлиги масаласини ҳал этмай туриб, жиноят иши тугатилишини назарда тутади.

Бу тартибда фақат Жиноят кодексининг 66-1-моддасида кўрсатиб ўтилган, ижтимоий ҳавфи катта бўлмаган жиноий қилмишлар бўйича ишлар кўриб чиқилади (масалан, қасддан баданга енгил шикаст етказиш ва б.).

ЖПКнинг 585-моддасига мувофиқ, ярашув тўғрисидаги ишлар бўйича суд муҳокамаси жиноят иши судга келган пайтдан эътиборан, гумон қилинувчи, айбланувчи, судланувчи, жабрланувчи (фуқаровий даъвогар), уларнинг қонуний вакиллари, ҳимоячилари, прокурор иштирокида ўн суткадан кечиктирмай ўтказилиши лозим.

Суд гумон қилинувчи, айбланувчи, судланувчи ва жабрланувчининг (фуқаровий даъвогарнинг) содир этилган жиноят ҳолатлари тўғрисидаги сўзларини эшитиши ва:

ярашувнинг ихтиёрийлиги ва унинг сабабларини;

гумон қилинувчи, айбланувчи, судланувчи ўз айбига ихтиёрий иқрор бўлганлигини;

гумон қилинувчи, айбланувчи, судланувчи ўзи содир этган қилмишнинг оқибатларини англаганлигини ва етказилган зарарни бартараф этиш чораларини кўрган-кўрмаганлигини;

жабрланувчига (фуқаровий даъвогарга) ёки гумон қилинувчи, айбланувчи, судланувчига бирон бир тазйиқ бўлган-бўлмаганлигини;

етказилган зарарнинг ўрнини қоплаш билан боғлиқ масалаларни;

гумон қилинувчи, айбланувчи, судланувчи, уларнинг қонуний вакиллари ярашувга розиликларини аниқлаши лозим.

ЖПК нинг 399–моддасида, жиноят ишини судда кўриш учун тайинлаш масаласини ҳал қилиш чоғида айбланувчининг яширинганлиги маълум бўлиб қолса, судья ушбу айбланувчига нисбатан ишни юритишни тўхтатиш ва унга нисбатан қидирув эълон қилиш тўғрисида ажрим чиқариши ва айни чоғда айбланувчига нисбатан эҳтиёт чорасини ўзгартириш масаласини ҳал этиши лозимлиги белгиланган.

Юқоридагиларга кўра, қидирув эълон қилиниши ва «қамоқ» тарзидаги эҳтиёт чораси қўлланилишини олдини олиш учун хат муаллифига зудлик билан суд мажлисига етказиб келиш тавсия қилинади. 

Показать ответ

Адлия вазирлигида 2011 йил 21 декабрда 2303-сон билан рўйхатга олинган Рўйхатдан ўтказиш давлат рақами белгиларини ва қатъий ҳисобдаги бланкаларни беришда, автомототранспорт воситалари, уларнинг тиркамалари (ярим тиркамалари)ни рўйхатдан ўтказишда, қайта рўйхатдан ўтказишда, мажбурий техник кўрикдан ўтказишда, шунингдек имтиҳонларни олишда ундириладиган тўловлар ставкалари (матн давомида – Тўлов ставкалари) 15, 16-бандларида ҳайдовчилик гувоҳномаси ва огоҳлантириш талонини бериш учун тегишли равишда энг кам иш ҳақининг 20 ва 10 фоизи миқдорида тўлов ундирилиши белгиланган.

Бунда мазкур ҳужжатларнинг янги берилаётгани ёки муддати ўтганлари билан алмаштирилаётганлиги ҳолатлари кўрсатилмаган.

Шунингдек, ушбу ҳужжатлар йўқотилган тақдирда уларнинг ўрнига дубликат берилишида тўловлар юқорида қайд этилган миқдорларнинг 5 баравари миқдорида ундирилиши белгиланган.

Балки бу ҳолат қонунчиликда ҳайдовчилик гувоҳномаси амал қилиш муддатларининг ўзи назарда тутилмаганлиги билан изоҳланса керак.

Амалиётда, хозирги кунда, Давлат йўл ҳаракати ҳавфсизлиги хизмати томонидан бундай муддатлар (назаримизда, қонун ҳужжати мақомига эга бўлмаган ички идоравий ҳужжатларга асосланган ҳолда) белгиланиб келмоқда. Аммо илгари берилган ҳайдовчилик гувоҳномаларида уларнинг амал қилиш муддатлари кўрсатилмаган.

Қонунчиликдаги ушбу бўшлиқ ҳамда Тўлов ставкаларида ҳайдовчилик гувоҳномаси ва огоҳлантириш талонини алмаштирилиши билан боғлиқ ҳолатлар тартибга солинмаганлиги, хат муаллифи қайд этганидек, мазкур масала, амалиётда, бир-бирига қарама-қарши икки хил ёндашув билан ҳал этилишига олиб келиши мумкин.

Бундай ҳолатларни бартараф этиш мақсадида, тегишли қонун ҳужжатларининг такомиллаштирилиши лозим деб ҳисоблаймиз.

Показать ответ

В соответствии со ст. 27 Закона «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон), право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, за исключением такси, предоставляется лицам, достигшим возраста восемнадцати лет.

Право на управление транспортными средствами прекращается в случае:

подтвержденного медицинским заключением ухудшения здоровья водителя, препятствующего безопасному управлению транспортным средством;

лишения водителя права управления транспортными средствами за совершенное правонарушение. Лишение права управления транспортными средствами применяется судом (ст. 29 Закона).

Как видим, какого-либо верхнего порога возрастного ограничения права на управление транспортными средствами в законодательстве не имеется.

Данное право может быть прекращено только в двух вышеуказанных случаях.

Показать ответ

Право на изображение является личным неимущественным правом, как и право на имя, а также жизнь, здоровье, честь, достоинство, личная неприкосновенность, деловая репутация и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемо и не передаваемо иным способом (ст. 99 Гражданского кодекса (ГК)).

В соответствии со ст.ст. 43, 44 Конституции, государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.

Статьей 6 Закона «О средствах массовой информации» запрещается через средства массовой информации порочить честь и достоинство или деловую репутацию граждан.

Согласно ст. 100 ГК, гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Таким образом, автор письма имеет право на защиту своих соотвествующих личных неимущественных прав и нематериальных благ в суде по гражданским делам по месту нахождения ответчика.

Показать ответ

В национальном законодательстве не имеется нормативно-правового документа, предусматривающих какое-либо ограничение по газификации или газоснабжению населенных пунктов, в зависимости от их удаленности от каких-то объектов.

Единственным документом по данной тематике, принятым на уровне правительства является Постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по дальнейшему улучшению обеспечения сельских населенных пунктов питьевой водой и природным газом» от 17.09.2003 г.  N 405.

Как видно из письма, в данном случае населенный пункт газифицирован, то есть подключен к системе соответствующих коммуникаций, но организация-поставщик не выполняет свои договорные обязательства по бесперебойному обеспечению газоснабжения конечным потребителям.

В подобной ситуации, в отношении нее рекомендуется обратиться в суд по гражданским делам с исковыми заявлениями о возложении обязанности по выполнению договорных обязательств, а также о взыскании нанесенного материального и морального ущерба (если таковые имеются).  

К сведению, неисполнение судебного решения признается преступлением (статья 232 Уголовного кодекса), за совершение которого предусматривается наказание должностных лиц штрафом от ста до двухсот минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет, или арестом от трех до шести месяцев, или ограничением свободы от двух до пяти лет либо лишением свободы до пяти лет.

Кроме того, следует отметить, что отношения между поставщиками и потребителями являются гражданско-правовыми и не имеют никакого отношения к трудовым отношениям между работником и работодателем. То есть, осуществление работодателем удержаний с доходов работника в пользу третьих лиц, без согласия самого работника или без поручения судебного исполнителя[1] является незаконным.

Подобные действия работодателя содержат в себе признаки правонарушения, который в зависимости от размера причиненного ущерба и характера нанесенного вреда правам или охраняемым законом интересам граждан, может повлечь ответственнность по Кодексу об административной ответственности (ст.49) или ответственность по Уголовному кодексу (ст.ст. 205, 206).

По данному вопросу, следует обращаться в органы прокуратуры либо иные организации, осуществляющие деятельность по защите прав и свобод граждан (наприм. Омбудсман и др.).

 


[1] См. ст.ст. 64, 66 и 69 Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов».

Показать ответ

В гражданском судопроизводстве дела возбуждаются по заявлению истца - лица, обращающегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса, либо других субъектов[1].

В соответствии со ст. 40 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК), истец вправе изменить основание или предмет заявленных требований, увеличить или уменьшить размер исковых требований, полностью или частично отказаться от них. В таком случае, срок подачи соответствующих дополнительных заявлений не имеет процессуального значения, важно только сделать их до окончания разбирательства дела по существу.

Однако, если в ходе рассмотрения дела истцом будет заявлено иное исковое требование, не подлежащее рассмотрению одновременно с делом о расторжении брака (например, об истребовании добрачного имущества, о вселении и т.п.), то такой иск выделяется в отдельное производство [2]  и соответственно подлежит датированию непосредственно днем его подачи.

 

 


[1]  см. ст. 5 ГПК.

 

[2] см. п. 13 Постановлени Пленума Верховного суда от 20.07.2011 г. N 06 «О практике применения судами законодательства по делам о расторжении брака».

 

Показать ответ

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 24.01.1996 года N УП-1363, министерствам, ведомствам, концернам, корпорациям, ассоциациям, предприятиям и организациям независимо от форм собственности предписано осуществлять отгрузку продукции республиканским потребителям только при условии предварительной  оплаты в размере не менее 15 процентов от объема поставок, за исключением случаев, установленных законодательством.

К примеру, согласно абзацу 11, пункта 2 Постановления Кабинета Министров «О дальнейшем внедрении рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов» от 05.02.2004 г. N 57, заключение договоров на продукцию, включенную в приложения NN 1 и 2 данного постановления, закупленную на биржевых торгах (аукционах) и по прямым договорам (за исключением электроэнергии и природного газа), осуществляется на условиях полной предоплаты или выставления безотзывного аккредитива для каждой поставляемой партии товаров.

Если в рассматриваемом случае, реализуемая продукция не подпадает под указанные в вышеприведенном Постановлении Кабинета Министров виды товаров, то соответственно в договоре должен быть указан не менее чем пятнадцати процентный  размер предоплаты от общей суммы сделки.

Показать ответ

В соответствии со ст. 55 Конституции земля и вода, в числе других природных ресурсов являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством и соответственно, не подлежит передаче в частную собственность.

Согласно статье 41, Закона «Об охраняемых природных территориях» изменение русел рек, добыча полезных ископаемых и другие работы, влияющие на состояние водных объектов, допускаются только с разрешения органов по охране природы, сельского и водного хозяйства, а также геологических организаций.

Но при этом, во всех случаях запрещается ограждать берега рек с инспекторской дорогой (предназначенной для их осмотра) и другие водоемы[1].

Законодательство не содержит никаких норм, предусматривающих, что при осуществление вышеперечисленных видов хозяйственной деятельности ограничивается доступ третьих лиц к водным ресурсам.



[1] Пункт 2.3. прилагаемого к утвержденным приказом Госкомархитектстроя от 21.10.1996 №95 строительным нормам и правилам 2.07.03-97 «Ограждения территорий предприятий, зданий и сооружений»  «Таблицы подбора ограждения».


Показать ответ

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного суда от 20.07.2011 г. N 6 «О практике применения судами законодательства по делам о расторжении брака» (далее - Постановление), к исковому заявлению о расторжении брака прилагаются:

1)      свидетельство о заключении брака;

2)      копии свидетельств о рождении детей;

3)      документы о заработке и иных источниках доходов супругов;

4)      об уплате государственной пошлины;

5)      доказательства, подтверждающие исковые требования.

Хотя в самом Постановлении и говорится, что суд не вправе требовать у истца представления документов, не предусмотренных законом, в частности справки органов самоуправления граждан о предварительном рассмотрении данного спора, но даже  вышеприведенные требования Постановления, на наш взгляд, также не соответствуют нормам Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК).

Так, согласно статьей 5 и 148 ГПК, гражданские дела возбуждаются в суде путем подачи заявления в письменной форме, в том числе в электронной форме через информационную систему.

Также, в ст. 152 ГПК приведен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых судья, путем вынесения мотивированного определения[1] отказывает в принятии заявления и в числе их не имеется такое основание как, не приложение каких-либо документов к заявлению.

Статья 154 ГПК предусматривает, что судья, установив, что заявление подано без соблюдения требований, изложенных в статьях 149 и 150 ГПК (регламентирующих содержание искового заявления и требующих его предоставление с копиями по числу ответчиков, соответственно), или не оплачено государственной пошлиной, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает истца и представляет ему срок для исправления недостатков.

Как видим, ни в одной из вышеперечисленных статей ГПК, не говорится об обязанности истца о приложении к заявлению каких-то иных документов.    

Вместе с тем, в соответствии  со ст. 57 ГПК, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.  Однако, это требование не привязано к моменту подачи заявления.   

Процесс расторжения брака, как правило, сам по себе проходит на повышенном эмоциональном фоне, где любой контакт сторон происходит с проявлением негатива и агрессии. Попытка одной стороны на получение подобных документов у другой стороны, потенциально несет в себе конфликтную ситуацию, чреватую неблагоприятными последствиями. Немало случаев, когда контакты лиц расторгающих брачные отношения заканчивались трагически.

Также, не ясно какие доказательства должны прилагаться к заявлению, потому как расторжение брака - процесс весьма специфичный и деликатный, который может быть вызван к примеру фактом супружеской измены, личных качеств супругов и др.

Какое доказательство в таких случаях обязан, как того требует Постановление, предоставить истец?! Ведь по содержанию вышеуказанного пункта Постановления, они должны быть обязательно приложены к заявлению.

На основании вышеизложенного считаем, что пункт 10 Постановления следует откорректировать в соответствии с нормами ГПК.

 

 



[1] См. ст. 153 ГПК. 

 

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика