Ответов: 1
Ответы эксперта. Архив 2014-19гг.
Показать ответ

В соответствии со статьей 15 Конституции Республики Узбекистан «В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан».

Налоговый Кодекс принимается законом и в иерархии НПА, установленной статьей 6 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» (новая редакция) (№160-II от 14.12.2000) г., является законодательным актом.

В соответствии со статьей 35 указанного Закона «Нормативно-правовой акт или его часть прекращает свое действие в случае:

  • истечения срока или наступления события, на который был рассчитан нормативно-правовой акт или его часть;
  • признания нормативно-правового акта или его части неконституционным либо недействительным в установленном законом порядке;
  • признания нормативно-правового акта или его части утратившим силу;
  • отмены нормативно-правового акта или его части».

Статья 2 НК устанавливает, что «Налоговое законодательство состоит из настоящего Кодекса и иных актов законодательства. Налоги и другие обязательные платежи устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом». При этом «Акты налогового законодательства, предусматривающие установление новых налогов и других обязательных платежей, полную либо частичную отмену льгот, увеличение налогооблагаемой базы, вводятся в действие не ранее трех месяцев с момента их официального опубликования» (ст. 3 НК РУз).

Руководствуясь абзацем 2 пункта 3 Приложения №1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 28.08.2017 года №677 «Положение о государственном налоговом комитете РУз» «Органы государственной налоговой службы осуществляют свою деятельность …… в соответствии с законодательством».

Налоговый Кодекс является действующим законодательным актом прямого действия. Он  на сегодняшний день не прекратил  свое действие целиком либо в части ни по одному из оснований, установленных законодательством.

Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5468 от 29.06.2018 года «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» на основании статьи 6 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» (новая редакция) №160-II от 14.12.2000 г. является подзаконным актом. Он  не может отменять или изменять содержание законодательного акта, поскольку это прерогатива законодательного органа – Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Указ Президента и не предполагает данного действия. В нем четко прописано, что:

А) Предлагаемые в нем изменения носят концептуальный характер и их необходимо «принять к сведению» (п.2 УП-5468);

Б) Государственному Налоговому Комитету в числе прочих предписано, в частности, «организовать на системной основе широкое разъяснение сути и содержания настоящего Указа, в том числе в средствах массовой информации и сети Интернет» (п.10 УП-5468).

Таким образом, изменение порядка налогообложения, прямо установленного Налоговым Кодексом, возможно лишь после выхода нового законодательного акта, в установленном законом порядке отменяющего действие предыдущего законодательного акта и отменяющего действующие нормы с определенной даты или в определенный срок с даты акта.

В отсутствие вышеуказанного никаких дополнительных обязательств у налогоплательщика не возникает. Соответственно, указанные действия налоговых органов неправомерны.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика